«Афалина» – сверхлегкий вертолет с ДВС станет электрическим?
Впервые широкая общественность увидела этот двухместный вертолет в Москве на выставке HeliRussia в 2015-м году. Конструкцию представляла компания из Кемерова HeliWhale, которой руководит предприниматель и акционер «Кузбасс Капитал Инвест» Яков Колесников. Машина создавалась исключительно на средства частной организации, без участия государства.
Компания зарегистрирована в 2010-м, но работы над вертолетом стартовали еще в 1995-м. За эти годы Колесникову и конструктору Михаилу Мамыкину удалось построить скоростной вертолет с оригинальной редукторной системой. На машину получен российский (№129485) и международный (№РСТ/RU2012/001015) патенты. Почему именно этот тип летательных аппаратов привлек внимание изобретателя?
На то время это была почти пустая ниша в авиации, хотя предпосылки к созданию подобных конструкций явственно намечались еще в 70-е. Первые экземпляры разрабатывала американская Sikorsky Aircraft. Но по ряду причин работы были приостановлены и получили продолжение только в 2006-м. Тогда в США на базе S69 построили соосный вертолет «Сикорский Х2». В 2010-м на нем даже установили скоростной рекорд. Сегодня над машинами подобной конструкции работают в Европе и России.
В компании «Хеливейл» поставили перед собой цель по разработке скоростного двухместного вертолета общего назначения с соосной схемой. Такие машины широко распространены в мире. В РФ они могли бы использоваться для патрулирования газовых и нефтяных магистралей, ЛЭП, административных перевозок руководства, деловых полетов бизнесменов, видео- и аэрофотосъемок. К середине 2010-х в мире просто не было сверхлегкого вертолета, способного, как «Афалина», пролететь на скорости 220 км/ч почти 800 км без дозаправки.
При постройке вертолета из импортного использовался популярный двигатель Rotax и авионика. Каркас, обшивка, лопасти, шасси, элементы интерьера салона, иное оборудование, а главное – редуктор, изготовлено на заводе компании в Кемерово. Основные технические характеристики «Афалины»:
✅ вес вертолета (максимальный взлетный) – 370 (600) кг
✅ длина, ширина, высота без лопастей – 7,2, 1,85 и 2,8 м
✅ скорость – до 250 (крейсерская 210) км/ч
✅ силовой агрегат – Rotax 915 мощностью 135 л. с.
✅ дальность – до 750 км
✅ высота – до 2-х км
✅ расход горючего – не более 22-х л/ч
На вертолете установлено два соосных винта диаметром 6 м. Машина рассчитана на двух человек: пилота и пассажира.
Максимальная полезная нагрузка – 230 кг. Компания HeliWhale предлагает и более мощную версию «Афалины» – модель «Турбо», развивающую скорость до 300 км/ч.
При постройке «Афалины» применялась концепция АВС (ADVANCING BLADE-CONCEPT). Здесь имеется в виду максимально эффективное использование лопастей, которые делятся на отступающие и наступающие. При этом мощностью вторых определяется подъемная сила, которую не ограничивают первые. В переводе на обычный язык это значит, что машина будет способная поддерживать нужную высоту при сравнительно небольшой скорости вращения винтов.
В результате вертолет меньше расходует горючего и, как следствие, летит на большее расстояние. Скорость не зависит от числа оборотов винта: они вращаются сравнительно медленно, а машина летит быстро, сохраняя подъемную силу.
Сертифицированный в ЕС поршневой агрегат «Ротакс» давно зарекомендовал себя в мире с лучших сторон. Мотор экономичен, имеет сравнительно небольшие габариты, длительный эксплуатационный ресурс и относительно невысокую стоимость. Например, газотурбинный двигатель таких же размеров и мощности обошелся бы в десятки раз дороже. При этом в Rotax можно заливать обычный автобензин АИ-95, который распространен на территории РФ.
Вопрос о ней возникает в связи с применением только единственного двигателя. Однако согласно статистике и исследованиям Federal Aviation Authorities (США), на 100 тыс. полетов машин с одним силовым агрегатов число отказов составляет 1,69. А для вертолетов с парой мотором это значение почти такое же – 1,59.
К тому же «Афалина» укомплектована российской спасательной парашютной системой «Кобра-500» от МВЕН. Пиротехнический патрон обеспечивает ее срабатывание и безопасную «доставку» на землю груза массой в полтонны. Статистические данные по использованию системы доказывают, что она работает эффективно.
Корпус представляет собой ферменную конструкцию, сваренную из труб, материалом изготовления которых является сталь марки Ст20. Для постройки кабины, оперения и хвостовой балки применяли углепластик.
Шасси – полозкового типа, сделано из алюминиевых сплавов. Если необходима транспортировка машины на небольшое расстояние, возможна установка колес. С их помощью перевезти вертолет на нужное место сможет один человек.
Является собственной разработкой HeliWhale. Первая ступень представляет собой цилиндрическую косозубую конструкцию, вторая – коническую круговую передачу с двумя потоками. В последней расположен температурный датчик по маслу, сигнализатор появления металлической стружки и определитель число оборотов винта.
Силовая установка связывается с редуктором через трансмиссию в виде резинового демпфера и муфты включения. Винты – углепластиковые лопасти, жестко зафиксированные в специальных втулках.
Кресла для пилота и пассажира изготовлены на заводе компании. Расположены они друг за другом, тандемом. Внутри свободно помещается человек ростом до 190 см. При этом предусмотрено спаренное управление, что позволяет обучать курсантов полетам на машине. Для поддержания микроклимата в кабине работает обогревательная и вентиляционная системы.
Комплекс приборов, устанавливаемый на «Афалине», полностью соответствует требованиям, предъявляемыми российской АП-27 для легких воздушных судов. Это позволяет использовать машину, как минимум, для полетов в простых метеорологических условиях.
Устанавливаемое оборудование Enigma предполагает самостоятельное моделирование одного из девяти дисплеев, наиболее подходящих данному летательному аппарату и пилоту. Впрочем, можно использовать конфигурацию монитора, заранее установленную изготовителем. Последние версии Enigma располагают перемещающейся картой, которая «летит» вместе с вертолетом. Она бывает векторной или растровой, с предупреждениями о вхождении в ту или иную воздушную зону.
На сегодня информации в интернете о серийном производстве вертолета, к сожалению, нет. Известно лишь, что к 2016-му году построена пара экземпляров. На очередной выставке HeliRussia-2017 была озвучена примерная стоимость машины (обеих версий, включая «Турбо») – 150 тыс. долларов.
Что не так много: например, однотипный вертолет Robinson, модель R44, продают в России за полмиллиона «зеленых». На этой же выставке Яков Колесник сообщил, что использование ДВС в легкой транспортной технике (в т. ч. и авиационной) скоро останется в прошлом и в дальнейшем его компания будет заниматься проектированием машины на электрической тяге.
Компания зарегистрирована в 2010-м, но работы над вертолетом стартовали еще в 1995-м. За эти годы Колесникову и конструктору Михаилу Мамыкину удалось построить скоростной вертолет с оригинальной редукторной системой. На машину получен российский (№129485) и международный (№РСТ/RU2012/001015) патенты. Почему именно этот тип летательных аппаратов привлек внимание изобретателя?
Скоростные вертолеты
На то время это была почти пустая ниша в авиации, хотя предпосылки к созданию подобных конструкций явственно намечались еще в 70-е. Первые экземпляры разрабатывала американская Sikorsky Aircraft. Но по ряду причин работы были приостановлены и получили продолжение только в 2006-м. Тогда в США на базе S69 построили соосный вертолет «Сикорский Х2». В 2010-м на нем даже установили скоростной рекорд. Сегодня над машинами подобной конструкции работают в Европе и России.
Экспериментальная модель Сикорского Х2. Фото: YouTube.com
В компании «Хеливейл» поставили перед собой цель по разработке скоростного двухместного вертолета общего назначения с соосной схемой. Такие машины широко распространены в мире. В РФ они могли бы использоваться для патрулирования газовых и нефтяных магистралей, ЛЭП, административных перевозок руководства, деловых полетов бизнесменов, видео- и аэрофотосъемок. К середине 2010-х в мире просто не было сверхлегкого вертолета, способного, как «Афалина», пролететь на скорости 220 км/ч почти 800 км без дозаправки.
О конструкции «Афалины»
При постройке вертолета из импортного использовался популярный двигатель Rotax и авионика. Каркас, обшивка, лопасти, шасси, элементы интерьера салона, иное оборудование, а главное – редуктор, изготовлено на заводе компании в Кемерово. Основные технические характеристики «Афалины»:
✅ вес вертолета (максимальный взлетный) – 370 (600) кг
✅ длина, ширина, высота без лопастей – 7,2, 1,85 и 2,8 м
✅ скорость – до 250 (крейсерская 210) км/ч
✅ силовой агрегат – Rotax 915 мощностью 135 л. с.
✅ дальность – до 750 км
✅ высота – до 2-х км
✅ расход горючего – не более 22-х л/ч
На вертолете установлено два соосных винта диаметром 6 м. Машина рассчитана на двух человек: пилота и пассажира.
На стадии строительства. Фото: YouTube.com
Максимальная полезная нагрузка – 230 кг. Компания HeliWhale предлагает и более мощную версию «Афалины» – модель «Турбо», развивающую скорость до 300 км/ч.
Аэродинамическая схема
При постройке «Афалины» применялась концепция АВС (ADVANCING BLADE-CONCEPT). Здесь имеется в виду максимально эффективное использование лопастей, которые делятся на отступающие и наступающие. При этом мощностью вторых определяется подъемная сила, которую не ограничивают первые. В переводе на обычный язык это значит, что машина будет способная поддерживать нужную высоту при сравнительно небольшой скорости вращения винтов.
Соосная схема сегодня довольно популярна: вертолет «Беркут», Тольятти. Фото: YouTube.com
В результате вертолет меньше расходует горючего и, как следствие, летит на большее расстояние. Скорость не зависит от числа оборотов винта: они вращаются сравнительно медленно, а машина летит быстро, сохраняя подъемную силу.
Двигатель
Сертифицированный в ЕС поршневой агрегат «Ротакс» давно зарекомендовал себя в мире с лучших сторон. Мотор экономичен, имеет сравнительно небольшие габариты, длительный эксплуатационный ресурс и относительно невысокую стоимость. Например, газотурбинный двигатель таких же размеров и мощности обошелся бы в десятки раз дороже. При этом в Rotax можно заливать обычный автобензин АИ-95, который распространен на территории РФ.
О безопасности
Вопрос о ней возникает в связи с применением только единственного двигателя. Однако согласно статистике и исследованиям Federal Aviation Authorities (США), на 100 тыс. полетов машин с одним силовым агрегатов число отказов составляет 1,69. А для вертолетов с парой мотором это значение почти такое же – 1,59.
Пассажир тоже разместится с комфортом. Фото: YouTube.com
К тому же «Афалина» укомплектована российской спасательной парашютной системой «Кобра-500» от МВЕН. Пиротехнический патрон обеспечивает ее срабатывание и безопасную «доставку» на землю груза массой в полтонны. Статистические данные по использованию системы доказывают, что она работает эффективно.
Фюзеляж и шасси
Корпус представляет собой ферменную конструкцию, сваренную из труб, материалом изготовления которых является сталь марки Ст20. Для постройки кабины, оперения и хвостовой балки применяли углепластик.
Фюзеляж обтекаемой формы, напоминает бомбу. Фото: YouTube.com
Шасси – полозкового типа, сделано из алюминиевых сплавов. Если необходима транспортировка машины на небольшое расстояние, возможна установка колес. С их помощью перевезти вертолет на нужное место сможет один человек.
Редуктор
Является собственной разработкой HeliWhale. Первая ступень представляет собой цилиндрическую косозубую конструкцию, вторая – коническую круговую передачу с двумя потоками. В последней расположен температурный датчик по маслу, сигнализатор появления металлической стружки и определитель число оборотов винта.
Редуктор – собственной разработки. Фото: YouTube.com
Силовая установка связывается с редуктором через трансмиссию в виде резинового демпфера и муфты включения. Винты – углепластиковые лопасти, жестко зафиксированные в специальных втулках.
Кабина и авионика
Кресла для пилота и пассажира изготовлены на заводе компании. Расположены они друг за другом, тандемом. Внутри свободно помещается человек ростом до 190 см. При этом предусмотрено спаренное управление, что позволяет обучать курсантов полетам на машине. Для поддержания микроклимата в кабине работает обогревательная и вентиляционная системы.
Машина рассчитана на двоих. Фото: YouTube.com
Комплекс приборов, устанавливаемый на «Афалине», полностью соответствует требованиям, предъявляемыми российской АП-27 для легких воздушных судов. Это позволяет использовать машину, как минимум, для полетов в простых метеорологических условиях.
В кабине – импортная авионика. Фото: YouTube.com
Устанавливаемое оборудование Enigma предполагает самостоятельное моделирование одного из девяти дисплеев, наиболее подходящих данному летательному аппарату и пилоту. Впрочем, можно использовать конфигурацию монитора, заранее установленную изготовителем. Последние версии Enigma располагают перемещающейся картой, которая «летит» вместе с вертолетом. Она бывает векторной или растровой, с предупреждениями о вхождении в ту или иную воздушную зону.
Дальнейшая судьба «Афалины» и стоимость
На сегодня информации в интернете о серийном производстве вертолета, к сожалению, нет. Известно лишь, что к 2016-му году построена пара экземпляров. На очередной выставке HeliRussia-2017 была озвучена примерная стоимость машины (обеих версий, включая «Турбо») – 150 тыс. долларов.
Ближайший конкурент R44. Фото: YouTube.com
Что не так много: например, однотипный вертолет Robinson, модель R44, продают в России за полмиллиона «зеленых». На этой же выставке Яков Колесник сообщил, что использование ДВС в легкой транспортной технике (в т. ч. и авиационной) скоро останется в прошлом и в дальнейшем его компания будет заниматься проектированием машины на электрической тяге.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Автодома из Китая – лучшие машины и дорогостоящая роскошь
Не сидится авторам канала «ПриветТачка» на месте. Они ищут интересные автомобили. В этот раз им удалось попасть в салон Armadillo. Не слышали про такую...