Иж 6.902 Springbok – последний спортивный мотоцикл из Удмуртии
3 728

Иж 6.902 Springbok – последний спортивный мотоцикл из Удмуртии

Мотоциклы марки Иж до сих пор встречаются в сельской местности. Когда-то они были самыми распространенными в СССР, поэтому сохранилось их достаточно много.


Считается, что ижевское мотопроизводство кануло в Лету примерно в середине 90-х. На самом деле, это далеко не так. Двухколесную технику марки Иж собирали вплоть до 2008 года включительно. Небольшими партиями, в конце даже штучно, но выпускали.

Что касается середины 90-х, то в это время мотоциклетное производство Ижмаш пыталось перестроиться на «новые рельсы». Появились интересные модели, даже чопперы серийно выпускались.

Иж 6.902 Springbok – последний спортивный мотоцикл из УдмуртииЭто серийный чоппер от Ижмаш. Фото: Youtube.com

К сожалению, двухтактные двигатели никуда не делись. На разработку четырехтактных моторов денег не было. С китайцами скооперироваться в то время не решились. Видимо, еще сохранился старый конструкторско-инженерный состав, который стыдился ставить на собственные модели чужие силовые агрегаты.

А ведь можно было наладить сотрудничество с Поднебесной, а потом скопировать двигатели. А там, глядишь, доработать их и выпустить моторы из качественного металла.

Но сегодня разговор пойдет не про несуществующий двигатель. Мы вспомним редчайший мотоцикл – Иж 6.902 Springbok. Модель появилась в 1997 году. Это последний спортивный байк завода, идейный продолжатель традиций Иж Планета Спорт. Только тот был дорожным, а это эндуро.

История появления


Ижмаш всегда славился своими спортивными мотоциклами в классе 350 см3. В Советском Союзе они выпускались серийно. Правда, в частные руки такая техника не продавалась. Она лимитируемая и шла спортсменам, в официальные секции. А их в СССР было более чем достаточно.

Так выглядели кроссовые мотоциклы Иж из СССР. Фото: Youtube.com

Через школу мотокросса прошли многие советские подростки. Там учили:

✅ Не бояться техники
✅ Собирать и разбирать ее
✅ Спортивному вождению

Я тоже ходил в такую секцию, но было это уже в начале 90-х. Там мотоциклов на всех не хватало, поэтому приходилось их буквально собирать для себя из груды запчастей.

Самые последние спортивные байки Иж советского периода – это К16 и М16. Первый, более распространенный, кроссовый, второй – для многодневных гонок. Они отличались оригинальной ходовкой и получали двигатели, аналогичные Иж Планете Спорт. Конечно, силовые агрегаты дорабатывали.

После развала СССР мотосекции потеряли финансирование. Соответственно, они не могли больше закупать новую технику. Что касается профессиональных спортсменов, то они получили доступ к иномаркам. Соответственно, выпуск Иж К16/М16 пришлось прекратить из-за отсутствия спроса.

Мотоцикл получился интересным, но изначально устаревшим. Фото: Youtube.com

И тут внезапно в 1997 году появляется Springbok. Откуда вдруг и почему заграничное название? Все просто – партию мотоциклов заказал американский бизнесмен. Только продавать он их собирался не в США, а где-то в Африке.

Видимо, так и сделал, хотя история об этом умалчивает. По крайней мере, мотоциклы иностранный партнер купил.

Springbok – это интересная африканская антилопа, отличающаяся быстротой и прыгучестью. Прямо как кроссовый мотоцикл. Явно, это американский бизнесмен придумал. Тем более, что байки в Африке продавать собирались.

А раз новая модель появилась, почему бы ее не начать выпускать мелкосерийно? Мало ли, станут покупать. Забегая вперед, отметим, что прогнозы не оправдались, поэтому собрали их несколько десятков всего. Ничего удивительного, что про этот мотоцикл мало кто знает.

Внешность


На первый взгляд, Иж 6.902 напоминает модели японского производства, предназначенные для ралли. Это не кросс, а полноценный эндуро. Выбивались из знакомой внешность вилка почти японского происхождения, дисковый передний тормоз.

Характерные черты – большой бак и высокий дорожный просвет. Фото: Youtube.com

Но если присмотреться внимательней, то любитель мотоциклов Иж, особенно спортивных, сразу заметит «родные черты». Стоит пояснить, что они взялись тут не случайно, а вынужденно. У предприятия просто не было денег, чтобы разрабатывать модель с нуля. Тем более, ее заказал частник и неизвестно, станут ли покупать байк в России.

Поэтому ходовая часть тут от Иж К16, она же использовалась на М16. Вилка «почти японского происхождения» – это лицензионный гидропневматический узел, купленный в 90-х в Стране восходящего солнца. Да, тогда еще завод надеялся наладить выпуск своих современных мотоциклов.

Заднюю подвеску опустили вниз, если сравнивать с Иж К16. Для этого поставили более короткоходные амортизаторы. Сиденье одноместное, никакой перевозки пассажиров тут не предусмотрено. Нет даже подножек для «второго номера».

Передний дисковый тормоз без перфорации. Фото: Youtube.com

Если брать в целом, то выглядит Иж Springbok как японец начала 80-х. Он стильный и спортивный, но устарел лет на 15 уже в момент своего появления. Скорее всего, американский бизнесмен связался с моделью потому, что она оказалась в разы дешевле японских аналогов.

Двигатель


Подходящего для середины 90-х мотора новому спортивному мотоциклу у Ижмаш не нашлось. В раму просился четырехтактный силовой агрегат с объемом от 250 до 650 см3. Но пришлось довольствоваться тем, что имелось. Это оказался двигатель от Иж Планета Спорт – самый мощный в линейке производителя – на 28 л. с.

Да, это не тот мотор, что ставился на ранних «Псов», коих еще называли «японцами». Данный двигатель «поздний», прошедший модернизацию, точнее, упрощение для удешевления во второй половине 70-х. Вообще удивительно, что производитель нашел возможность возродить ту, некогда легендарную «одностволку».

Двигатель двухтактный, раздельной системы смазки не предусмотрено. Фото: Youtube.com

Разгонялся Иж Springbok до 130 км/ч. Но мотор был однозначно недоработан. Подхват у двухтактника начинался примерно на 4 тысячах оборотов – до этого ехал байк на уровне «Минска» с двигателем 125 см3.

Получается, что характер силового агрегата «спортбайковский». Но это же эндуро – у него должна быть тяга на низах.

За рулем


Сев на мотоцикл, любой владелец «Планеты» или «Юпитера» сразу почувствует себя как дома. Ничего удивительного – органы управления тут практически идентичные.

Мотор запускается легко, правда, электростартера у Иж Springbok не предусмотрено. Приходится пинать кик, помня о том, что это одноцилиндровый мотоцикл. Если проще – ножной стартер может обеспечить такую отдачу, что несколько дней после этого придется хромать. Владельцы «Планет» знают об этой особенности ижевских «одностволок».

Приборная панель ничего не напоминает? Фото: Youtube.com

Высокооборотистый мотор Иж Springbok во время движения «орет дурным голосом», распугивая окружающих. Придает шарма дымный выхлоп и дикие вибрации. А спокойно ехать не получится – на низких оборотах мотоцикл просто не тянет. Разве что на холостых тихонько передвигаться, экономя топливо и осматривая окрестности.

Дорожный просвет подходит для класса эндуро, но подвески по-кроссовому жесткие. Профессионалы будут ехать в стойке, а вот начинающие отобьют «пятую точку» однозначно.

Подводя итоги, можно отметить, что Иж Springbok для Ижмаш был мотоциклом современным, переходом в «новую лигу». Вот только он нуждался в доработках. В итоге от модели отказались. Официальная причина – ее признали неудачной. На самом деле, проблема, конечно, в недостатке финансирования.

Иж Планета Спорт выглядит так, если кто забыл. Фото: Youtube.com

Главное – модели как воздух был необходим новый двигатель. Появись он вовремя, глядишь, мотоциклы Иж выпускались бы до сих пор. Ведь китайские байки покупают!

Кстати, я помню, сколько примерно стоил новенький Иж Планета в 1998 году. К нам их как раз завезли в то время. Так вот, просили за байк 920 долларов в эквиваленте. Вполне на уровне с «китайцами». Тем более, что это среднекубатурный мотоцикл.

Что касается Иж Springbok, то сейчас это полноценная коллекционная модель. Встретить ее в продаже сложно.
А вам нравится Иж Springbok?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....