Tatra 87 – серийный пионер в аэродинамике
2 048

Tatra 87 – серийный пионер в аэродинамике

Все наши читатели уже привыкли к тому, что история любой из моделей транспорта обычно умещается в рамках, пусть и большой, но одной статьи. О сегодняшнем нашем герое, при желании, можно было бы написать целую небольшую книгу. Ведь этот автомобиль появился на свет в один из самых мрачных периодов человеческой истории. К тому же, его конструкция оказалась во многих отношениях революционной. Особенно это можно отнести к удивительному для 30-х годов прошлого века обтекаемому кузову.


Да, сначала Tatra 87 способствовала распространению аэродинамической революции, затем стала жертвой нацистов, а после войны пережила национализацию производства. Но все же больше она запомнится ценителям старины благодаря паре чешских искателей приключений Ганзелке и Зикмунду, объехавшим на таком автомобиле почти весь мир.

Tatra 87 – серийный пионер в аэродинамикеTatra 87: передняя часть автомобиля с тремя фарами. Фото: youtube.com

Этот вариант не являлся первым опытом инженеров компании в плане сверхобтекаемости. Вначале теорию отработали на прошлой модели, так и не вышедшей в серию. А вот когда стало понятно, что направление перспективное и, поставив его на конвейер, можно стать на голову выше других – автомобильные конструкторы приступили к действию.

Аэродинамический кузов и сложная обстановка


Инженер Ганс Ледвинка со своим сыном Эрихом и дизайнером Эрихом Юбелакером впервые уловили новые возможности конструкции и дизайна на Т77. Они решили довести их до совершенства на серийной модели Т87. Искра автомобильной революции уже была зажжена, но преемница заметно распространила ее. Всего 255 экземпляров выпущенных Т77 являлись скорее проверочным прототипом, за которым последовала уже более крупная серия.

Первым по-настоящему массовым аэродинамическим автомобилем стала Tatra 87 (благодаря этому она оказалась еще и на треть дешевле предшественницы). Модель выпускалась в период с 1938 по 1950 годы. За все время собрано более трех тысяч экземпляров, что очень неплохо для того периода.


Рождение во второй половине 30-х серийного легкового автомобиля с такими характеристиками и необычайно впечатляющими формами, в условиях Чехословакии, можно назвать чудом. Представленный в 1936 году опытный образец имел ряд выгодных отличий от «семьдесят седьмой»:

✅ цельнометаллический кузов (без массивной деревянной рамы)
✅ несколько меньшие габариты
✅ более современную конструкцию

Сюда же стоит добавить гибко установленный восьмицилиндровый двигатель воздушного охлаждения. Он был с тем же объемом 2968 кубических сантиметров, что и первый тип 77 (второй 77А имел более крупный восьмицилиндровый мотор на 3380 «кубиков»). Конструкторы остановили свой выбор на клапанном механизме OHC, то есть с распределительным валом в головке блока цилиндров. Этот вариант уже не использовался позже в 50-х, а в то время часто применялся на спортивных автомобилях. Рассмотрим более подробно техническую сторону Т87.

Техническая составляющая автомобиля


Дорабатывая прежнюю конструкцию, чехословацкие инженеры постарались затронуть все ее грани. Отказ от цельнодеревянного кузова позволил значительно снизить общий вес конструкции. Кроме того, выгодные различия наблюдались и во внешних параметрах автомобиля, и в мощности двигателя. Вот некоторые из них (в скобках – показатели Т77):

✅ мощность двигателя – 75 (60) л. с
✅ колесная база – 2,85 (3,15) м
✅ длина – 4,74 (5,13) м
✅ вес – 1,4 (1,7) т

Мощность новой восьмицилиндровой Tatra 87 возросла до 55 кВт при 3600 оборотах в минуту, что сравнялось с Т77А, имевшей двигатель большего объема. Мы имеем дело с двухкапельным карбюратором и воздушным охлаждением (пара радиальных вентиляторов, приводимых в движение клиноременными механизмами).

Отличный для тех времен салон. Фото: youtube.com

Блок цилиндров, масляный картер и корпус коробки передач изготовили из «электрона» – чрезвычайно легкого сплава магния (90 %) и алюминия (10 %). Благодаря всем этим изменениям машину удалось сделать более чем на триста килограммов легче. Улучшенная конструкция также сохранила высокую аэродинамическую эффективность: коэффициент лобового сопротивления, измеренный в аэротрубе, составил 0,36 (так же, как у версии Т77 с убирающейся крышей). Теперь осталась последняя задача – научить автомобиль правильно ездить.

И это – совсем не шутка. Он отлично справлялся с поворотами, но на высоких скоростях начались проблемы. Недостатком аэродинамически компактной концепции «все сзади» стала критичная развесовка – 35:65. На высоких оборотах, которых так легко добивались обтекаемые авто, это означало непослушный руль, потерю курсовой устойчивости и неизбежную аварию.

Чтобы как-то компенсировать проблему, конструкторы прибегли к ряду доработок. Во-первых, максимально улучшили баланс весового соотношения. Во-вторых, применили более точное рулевое управление и улучшенную курсовую устойчивость. Последнего добились за счет установки спинного «плавника». Полностью устранить недостатки, конечно же, не удалось, но явно с такими переменами автомобиль оказался гораздо безопаснее, чем его предшественник.

Задняя часть выглядит необычно. Фото: youtube.com

Факт проблемного управления сослужил и еще одну неплохую службу. Когда после оккупации немецкие офицеры попытались пересесть на быстрые Т87, то просто не смогли ими корректно управлять. После жестких немецких конструкций чехословацкие «чудо-автомобили» стали для них буквальной катастрофой.

Кто-то даже назвал легковые Tatra 87 «секретным антифашистским оружием». Интересно, что местные знали секрет «укрощения строптивой». Установив на авто специальные шины, можно было добиться от него гораздо большего послушания на дороге. Вот основные характеристики «87-й» модели:

✅ длина – 4740 мм
✅ ширина – 1670 мм
✅ высота – 1500 мм
✅ максимальная скорость – более 160 (рекомендуемая – 135) км/ч
✅ расход топлива – 12 л на 100 км
✅ 4-ступенчатая КПП
✅ привод – задний

Еще стоит отметить, что автомобиль достигал прекрасных показателей скорости наравне с более мощными конкурентами. К тому же, и расход топлива у него был почти в два раза меньше, чем у прожорливых современников.

Багажник с запаской. Фото: youtube.com

А еще, заднемоторная конструкция оставляла шум двигателя и запахи от него далеко позади. Правда, и надеяться на согрев салона его остаточным теплом в зимнюю пору также не приходилось. Так что, летом имелся явным плюс, а по холоду он слегка нивелировался.

Популярность модели и ее всемирная слава


Tatra 87 в двух сериях выпущено 3023 единицы (из них 1652 – после войны). Модификация второй половины 40-х получила утопленные тройные фары (средняя поворачивалась вместе с рулем) и новые передние крылья. Легендарная модель принадлежит к числу старинных автомобилей, которые высоко ценятся и вызывают восхищение во всем мире.

Такие образцы техники нашли свое место в крупнейших и самых известных коллекциях: от Билла Харры (Рено, Невада) до братьев Шлумпф (Милхейс, Франция). Также на них ездил целый ряд знаменитостей: гонщица Элишка Юнкова, поэт Витезслав Незвал, изобретатель роторного двигателя Феликс Ванкель, король Египта Фарук I и папа Пий XII.

Двигатель V8 в Tatra 87. Фото: youtube.com

Но главная известность к модели пришла немного с другой стороны. Молодые путешественники Зикмунд и Ганзелка в 1947/50 гг. совершили эпохальные автопробеги по Африке и Южной Америке, проехав более 60 тыс. км. Оба молодых человека затем похвалили надежность Т87 и удобное шасси с удивительным клиренсом в 23 см (столько нет даже у некоторых современных внедорожников). Автомобиль, на котором они путешествовали по миру, сейчас экспонируется в Национальном техническом музее Праги.
А вы бы сели за руль Tatra 87?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....