
Tatra 87 – серийный пионер в аэродинамике
Все наши читатели уже привыкли к тому, что история любой из моделей транспорта обычно умещается в рамках, пусть и большой, но одной статьи. О сегодняшнем нашем герое, при желании, можно было бы написать целую небольшую книгу. Ведь этот автомобиль появился на свет в один из самых мрачных периодов человеческой истории. К тому же, его конструкция оказалась во многих отношениях революционной. Особенно это можно отнести к удивительному для 30-х годов прошлого века обтекаемому кузову.
Да, сначала Tatra 87 способствовала распространению аэродинамической революции, затем стала жертвой нацистов, а после войны пережила национализацию производства. Но все же больше она запомнится ценителям старины благодаря паре чешских искателей приключений Ганзелке и Зикмунду, объехавшим на таком автомобиле почти весь мир.
Tatra 87: передняя часть автомобиля с тремя фарами. Фото: youtube.com
Этот вариант не являлся первым опытом инженеров компании в плане сверхобтекаемости. Вначале теорию отработали на прошлой модели, так и не вышедшей в серию. А вот когда стало понятно, что направление перспективное и, поставив его на конвейер, можно стать на голову выше других – автомобильные конструкторы приступили к действию.
Инженер Ганс Ледвинка со своим сыном Эрихом и дизайнером Эрихом Юбелакером впервые уловили новые возможности конструкции и дизайна на Т77. Они решили довести их до совершенства на серийной модели Т87. Искра автомобильной революции уже была зажжена, но преемница заметно распространила ее. Всего 255 экземпляров выпущенных Т77 являлись скорее проверочным прототипом, за которым последовала уже более крупная серия.
Рождение во второй половине 30-х серийного легкового автомобиля с такими характеристиками и необычайно впечатляющими формами, в условиях Чехословакии, можно назвать чудом. Представленный в 1936 году опытный образец имел ряд выгодных отличий от «семьдесят седьмой»:
✅ цельнометаллический кузов (без массивной деревянной рамы)
✅ несколько меньшие габариты
✅ более современную конструкцию
Сюда же стоит добавить гибко установленный восьмицилиндровый двигатель воздушного охлаждения. Он был с тем же объемом 2968 кубических сантиметров, что и первый тип 77 (второй 77А имел более крупный восьмицилиндровый мотор на 3380 «кубиков»). Конструкторы остановили свой выбор на клапанном механизме OHC, то есть с распределительным валом в головке блока цилиндров. Этот вариант уже не использовался позже в 50-х, а в то время часто применялся на спортивных автомобилях. Рассмотрим более подробно техническую сторону Т87.
Дорабатывая прежнюю конструкцию, чехословацкие инженеры постарались затронуть все ее грани. Отказ от цельнодеревянного кузова позволил значительно снизить общий вес конструкции. Кроме того, выгодные различия наблюдались и во внешних параметрах автомобиля, и в мощности двигателя. Вот некоторые из них (в скобках – показатели Т77):
✅ мощность двигателя – 75 (60) л. с
✅ колесная база – 2,85 (3,15) м
✅ длина – 4,74 (5,13) м
✅ вес – 1,4 (1,7) т
Мощность новой восьмицилиндровой Tatra 87 возросла до 55 кВт при 3600 оборотах в минуту, что сравнялось с Т77А, имевшей двигатель большего объема. Мы имеем дело с двухкапельным карбюратором и воздушным охлаждением (пара радиальных вентиляторов, приводимых в движение клиноременными механизмами).
Отличный для тех времен салон. Фото: youtube.com
Блок цилиндров, масляный картер и корпус коробки передач изготовили из «электрона» – чрезвычайно легкого сплава магния (90 %) и алюминия (10 %). Благодаря всем этим изменениям машину удалось сделать более чем на триста килограммов легче. Улучшенная конструкция также сохранила высокую аэродинамическую эффективность: коэффициент лобового сопротивления, измеренный в аэротрубе, составил 0,36 (так же, как у версии Т77 с убирающейся крышей). Теперь осталась последняя задача – научить автомобиль правильно ездить.
И это – совсем не шутка. Он отлично справлялся с поворотами, но на высоких скоростях начались проблемы. Недостатком аэродинамически компактной концепции «все сзади» стала критичная развесовка – 35:65. На высоких оборотах, которых так легко добивались обтекаемые авто, это означало непослушный руль, потерю курсовой устойчивости и неизбежную аварию.
Чтобы как-то компенсировать проблему, конструкторы прибегли к ряду доработок. Во-первых, максимально улучшили баланс весового соотношения. Во-вторых, применили более точное рулевое управление и улучшенную курсовую устойчивость. Последнего добились за счет установки спинного «плавника». Полностью устранить недостатки, конечно же, не удалось, но явно с такими переменами автомобиль оказался гораздо безопаснее, чем его предшественник.
Задняя часть выглядит необычно. Фото: youtube.com
Факт проблемного управления сослужил и еще одну неплохую службу. Когда после оккупации немецкие офицеры попытались пересесть на быстрые Т87, то просто не смогли ими корректно управлять. После жестких немецких конструкций чехословацкие «чудо-автомобили» стали для них буквальной катастрофой.
Кто-то даже назвал легковые Tatra 87 «секретным антифашистским оружием». Интересно, что местные знали секрет «укрощения строптивой». Установив на авто специальные шины, можно было добиться от него гораздо большего послушания на дороге. Вот основные характеристики «87-й» модели:
✅ длина – 4740 мм
✅ ширина – 1670 мм
✅ высота – 1500 мм
✅ максимальная скорость – более 160 (рекомендуемая – 135) км/ч
✅ расход топлива – 12 л на 100 км
✅ 4-ступенчатая КПП
✅ привод – задний
Еще стоит отметить, что автомобиль достигал прекрасных показателей скорости наравне с более мощными конкурентами. К тому же, и расход топлива у него был почти в два раза меньше, чем у прожорливых современников.
Багажник с запаской. Фото: youtube.com
А еще, заднемоторная конструкция оставляла шум двигателя и запахи от него далеко позади. Правда, и надеяться на согрев салона его остаточным теплом в зимнюю пору также не приходилось. Так что, летом имелся явным плюс, а по холоду он слегка нивелировался.
Tatra 87 в двух сериях выпущено 3023 единицы (из них 1652 – после войны). Модификация второй половины 40-х получила утопленные тройные фары (средняя поворачивалась вместе с рулем) и новые передние крылья. Легендарная модель принадлежит к числу старинных автомобилей, которые высоко ценятся и вызывают восхищение во всем мире.
Такие образцы техники нашли свое место в крупнейших и самых известных коллекциях: от Билла Харры (Рено, Невада) до братьев Шлумпф (Милхейс, Франция). Также на них ездил целый ряд знаменитостей: гонщица Элишка Юнкова, поэт Витезслав Незвал, изобретатель роторного двигателя Феликс Ванкель, король Египта Фарук I и папа Пий XII.
Двигатель V8 в Tatra 87. Фото: youtube.com
Но главная известность к модели пришла немного с другой стороны. Молодые путешественники Зикмунд и Ганзелка в 1947/50 гг. совершили эпохальные автопробеги по Африке и Южной Америке, проехав более 60 тыс. км. Оба молодых человека затем похвалили надежность Т87 и удобное шасси с удивительным клиренсом в 23 см (столько нет даже у некоторых современных внедорожников). Автомобиль, на котором они путешествовали по миру, сейчас экспонируется в Национальном техническом музее Праги.
Да, сначала Tatra 87 способствовала распространению аэродинамической революции, затем стала жертвой нацистов, а после войны пережила национализацию производства. Но все же больше она запомнится ценителям старины благодаря паре чешских искателей приключений Ганзелке и Зикмунду, объехавшим на таком автомобиле почти весь мир.

Этот вариант не являлся первым опытом инженеров компании в плане сверхобтекаемости. Вначале теорию отработали на прошлой модели, так и не вышедшей в серию. А вот когда стало понятно, что направление перспективное и, поставив его на конвейер, можно стать на голову выше других – автомобильные конструкторы приступили к действию.
Аэродинамический кузов и сложная обстановка
Инженер Ганс Ледвинка со своим сыном Эрихом и дизайнером Эрихом Юбелакером впервые уловили новые возможности конструкции и дизайна на Т77. Они решили довести их до совершенства на серийной модели Т87. Искра автомобильной революции уже была зажжена, но преемница заметно распространила ее. Всего 255 экземпляров выпущенных Т77 являлись скорее проверочным прототипом, за которым последовала уже более крупная серия.
Первым по-настоящему массовым аэродинамическим автомобилем стала Tatra 87 (благодаря этому она оказалась еще и на треть дешевле предшественницы). Модель выпускалась в период с 1938 по 1950 годы. За все время собрано более трех тысяч экземпляров, что очень неплохо для того периода.
Рождение во второй половине 30-х серийного легкового автомобиля с такими характеристиками и необычайно впечатляющими формами, в условиях Чехословакии, можно назвать чудом. Представленный в 1936 году опытный образец имел ряд выгодных отличий от «семьдесят седьмой»:
✅ цельнометаллический кузов (без массивной деревянной рамы)
✅ несколько меньшие габариты
✅ более современную конструкцию
Сюда же стоит добавить гибко установленный восьмицилиндровый двигатель воздушного охлаждения. Он был с тем же объемом 2968 кубических сантиметров, что и первый тип 77 (второй 77А имел более крупный восьмицилиндровый мотор на 3380 «кубиков»). Конструкторы остановили свой выбор на клапанном механизме OHC, то есть с распределительным валом в головке блока цилиндров. Этот вариант уже не использовался позже в 50-х, а в то время часто применялся на спортивных автомобилях. Рассмотрим более подробно техническую сторону Т87.
Техническая составляющая автомобиля
Дорабатывая прежнюю конструкцию, чехословацкие инженеры постарались затронуть все ее грани. Отказ от цельнодеревянного кузова позволил значительно снизить общий вес конструкции. Кроме того, выгодные различия наблюдались и во внешних параметрах автомобиля, и в мощности двигателя. Вот некоторые из них (в скобках – показатели Т77):
✅ мощность двигателя – 75 (60) л. с
✅ колесная база – 2,85 (3,15) м
✅ длина – 4,74 (5,13) м
✅ вес – 1,4 (1,7) т
Мощность новой восьмицилиндровой Tatra 87 возросла до 55 кВт при 3600 оборотах в минуту, что сравнялось с Т77А, имевшей двигатель большего объема. Мы имеем дело с двухкапельным карбюратором и воздушным охлаждением (пара радиальных вентиляторов, приводимых в движение клиноременными механизмами).

Блок цилиндров, масляный картер и корпус коробки передач изготовили из «электрона» – чрезвычайно легкого сплава магния (90 %) и алюминия (10 %). Благодаря всем этим изменениям машину удалось сделать более чем на триста килограммов легче. Улучшенная конструкция также сохранила высокую аэродинамическую эффективность: коэффициент лобового сопротивления, измеренный в аэротрубе, составил 0,36 (так же, как у версии Т77 с убирающейся крышей). Теперь осталась последняя задача – научить автомобиль правильно ездить.
И это – совсем не шутка. Он отлично справлялся с поворотами, но на высоких скоростях начались проблемы. Недостатком аэродинамически компактной концепции «все сзади» стала критичная развесовка – 35:65. На высоких оборотах, которых так легко добивались обтекаемые авто, это означало непослушный руль, потерю курсовой устойчивости и неизбежную аварию.
Чтобы как-то компенсировать проблему, конструкторы прибегли к ряду доработок. Во-первых, максимально улучшили баланс весового соотношения. Во-вторых, применили более точное рулевое управление и улучшенную курсовую устойчивость. Последнего добились за счет установки спинного «плавника». Полностью устранить недостатки, конечно же, не удалось, но явно с такими переменами автомобиль оказался гораздо безопаснее, чем его предшественник.

Факт проблемного управления сослужил и еще одну неплохую службу. Когда после оккупации немецкие офицеры попытались пересесть на быстрые Т87, то просто не смогли ими корректно управлять. После жестких немецких конструкций чехословацкие «чудо-автомобили» стали для них буквальной катастрофой.
Кто-то даже назвал легковые Tatra 87 «секретным антифашистским оружием». Интересно, что местные знали секрет «укрощения строптивой». Установив на авто специальные шины, можно было добиться от него гораздо большего послушания на дороге. Вот основные характеристики «87-й» модели:
✅ длина – 4740 мм
✅ ширина – 1670 мм
✅ высота – 1500 мм
✅ максимальная скорость – более 160 (рекомендуемая – 135) км/ч
✅ расход топлива – 12 л на 100 км
✅ 4-ступенчатая КПП
✅ привод – задний
Еще стоит отметить, что автомобиль достигал прекрасных показателей скорости наравне с более мощными конкурентами. К тому же, и расход топлива у него был почти в два раза меньше, чем у прожорливых современников.

А еще, заднемоторная конструкция оставляла шум двигателя и запахи от него далеко позади. Правда, и надеяться на согрев салона его остаточным теплом в зимнюю пору также не приходилось. Так что, летом имелся явным плюс, а по холоду он слегка нивелировался.
Популярность модели и ее всемирная слава
Tatra 87 в двух сериях выпущено 3023 единицы (из них 1652 – после войны). Модификация второй половины 40-х получила утопленные тройные фары (средняя поворачивалась вместе с рулем) и новые передние крылья. Легендарная модель принадлежит к числу старинных автомобилей, которые высоко ценятся и вызывают восхищение во всем мире.
Такие образцы техники нашли свое место в крупнейших и самых известных коллекциях: от Билла Харры (Рено, Невада) до братьев Шлумпф (Милхейс, Франция). Также на них ездил целый ряд знаменитостей: гонщица Элишка Юнкова, поэт Витезслав Незвал, изобретатель роторного двигателя Феликс Ванкель, король Египта Фарук I и папа Пий XII.

Но главная известность к модели пришла немного с другой стороны. Молодые путешественники Зикмунд и Ганзелка в 1947/50 гг. совершили эпохальные автопробеги по Африке и Южной Америке, проехав более 60 тыс. км. Оба молодых человека затем похвалили надежность Т87 и удобное шасси с удивительным клиренсом в 23 см (столько нет даже у некоторых современных внедорожников). Автомобиль, на котором они путешествовали по миру, сейчас экспонируется в Национальном техническом музее Праги.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...