Tatra 87 – серийный пионер в аэродинамике
Все наши читатели уже привыкли к тому, что история любой из моделей транспорта обычно умещается в рамках, пусть и большой, но одной статьи. О сегодняшнем нашем герое, при желании, можно было бы написать целую небольшую книгу. Ведь этот автомобиль появился на свет в один из самых мрачных периодов человеческой истории. К тому же, его конструкция оказалась во многих отношениях революционной. Особенно это можно отнести к удивительному для 30-х годов прошлого века обтекаемому кузову.
Да, сначала Tatra 87 способствовала распространению аэродинамической революции, затем стала жертвой нацистов, а после войны пережила национализацию производства. Но все же больше она запомнится ценителям старины благодаря паре чешских искателей приключений Ганзелке и Зикмунду, объехавшим на таком автомобиле почти весь мир.
Этот вариант не являлся первым опытом инженеров компании в плане сверхобтекаемости. Вначале теорию отработали на прошлой модели, так и не вышедшей в серию. А вот когда стало понятно, что направление перспективное и, поставив его на конвейер, можно стать на голову выше других – автомобильные конструкторы приступили к действию.
Инженер Ганс Ледвинка со своим сыном Эрихом и дизайнером Эрихом Юбелакером впервые уловили новые возможности конструкции и дизайна на Т77. Они решили довести их до совершенства на серийной модели Т87. Искра автомобильной революции уже была зажжена, но преемница заметно распространила ее. Всего 255 экземпляров выпущенных Т77 являлись скорее проверочным прототипом, за которым последовала уже более крупная серия.
Рождение во второй половине 30-х серийного легкового автомобиля с такими характеристиками и необычайно впечатляющими формами, в условиях Чехословакии, можно назвать чудом. Представленный в 1936 году опытный образец имел ряд выгодных отличий от «семьдесят седьмой»:
✅ цельнометаллический кузов (без массивной деревянной рамы)
✅ несколько меньшие габариты
✅ более современную конструкцию
Сюда же стоит добавить гибко установленный восьмицилиндровый двигатель воздушного охлаждения. Он был с тем же объемом 2968 кубических сантиметров, что и первый тип 77 (второй 77А имел более крупный восьмицилиндровый мотор на 3380 «кубиков»). Конструкторы остановили свой выбор на клапанном механизме OHC, то есть с распределительным валом в головке блока цилиндров. Этот вариант уже не использовался позже в 50-х, а в то время часто применялся на спортивных автомобилях. Рассмотрим более подробно техническую сторону Т87.
Дорабатывая прежнюю конструкцию, чехословацкие инженеры постарались затронуть все ее грани. Отказ от цельнодеревянного кузова позволил значительно снизить общий вес конструкции. Кроме того, выгодные различия наблюдались и во внешних параметрах автомобиля, и в мощности двигателя. Вот некоторые из них (в скобках – показатели Т77):
✅ мощность двигателя – 75 (60) л. с
✅ колесная база – 2,85 (3,15) м
✅ длина – 4,74 (5,13) м
✅ вес – 1,4 (1,7) т
Мощность новой восьмицилиндровой Tatra 87 возросла до 55 кВт при 3600 оборотах в минуту, что сравнялось с Т77А, имевшей двигатель большего объема. Мы имеем дело с двухкапельным карбюратором и воздушным охлаждением (пара радиальных вентиляторов, приводимых в движение клиноременными механизмами).
Блок цилиндров, масляный картер и корпус коробки передач изготовили из «электрона» – чрезвычайно легкого сплава магния (90 %) и алюминия (10 %). Благодаря всем этим изменениям машину удалось сделать более чем на триста килограммов легче. Улучшенная конструкция также сохранила высокую аэродинамическую эффективность: коэффициент лобового сопротивления, измеренный в аэротрубе, составил 0,36 (так же, как у версии Т77 с убирающейся крышей). Теперь осталась последняя задача – научить автомобиль правильно ездить.
И это – совсем не шутка. Он отлично справлялся с поворотами, но на высоких скоростях начались проблемы. Недостатком аэродинамически компактной концепции «все сзади» стала критичная развесовка – 35:65. На высоких оборотах, которых так легко добивались обтекаемые авто, это означало непослушный руль, потерю курсовой устойчивости и неизбежную аварию.
Чтобы как-то компенсировать проблему, конструкторы прибегли к ряду доработок. Во-первых, максимально улучшили баланс весового соотношения. Во-вторых, применили более точное рулевое управление и улучшенную курсовую устойчивость. Последнего добились за счет установки спинного «плавника». Полностью устранить недостатки, конечно же, не удалось, но явно с такими переменами автомобиль оказался гораздо безопаснее, чем его предшественник.
Факт проблемного управления сослужил и еще одну неплохую службу. Когда после оккупации немецкие офицеры попытались пересесть на быстрые Т87, то просто не смогли ими корректно управлять. После жестких немецких конструкций чехословацкие «чудо-автомобили» стали для них буквальной катастрофой.
Кто-то даже назвал легковые Tatra 87 «секретным антифашистским оружием». Интересно, что местные знали секрет «укрощения строптивой». Установив на авто специальные шины, можно было добиться от него гораздо большего послушания на дороге. Вот основные характеристики «87-й» модели:
✅ длина – 4740 мм
✅ ширина – 1670 мм
✅ высота – 1500 мм
✅ максимальная скорость – более 160 (рекомендуемая – 135) км/ч
✅ расход топлива – 12 л на 100 км
✅ 4-ступенчатая КПП
✅ привод – задний
Еще стоит отметить, что автомобиль достигал прекрасных показателей скорости наравне с более мощными конкурентами. К тому же, и расход топлива у него был почти в два раза меньше, чем у прожорливых современников.
А еще, заднемоторная конструкция оставляла шум двигателя и запахи от него далеко позади. Правда, и надеяться на согрев салона его остаточным теплом в зимнюю пору также не приходилось. Так что, летом имелся явным плюс, а по холоду он слегка нивелировался.
Tatra 87 в двух сериях выпущено 3023 единицы (из них 1652 – после войны). Модификация второй половины 40-х получила утопленные тройные фары (средняя поворачивалась вместе с рулем) и новые передние крылья. Легендарная модель принадлежит к числу старинных автомобилей, которые высоко ценятся и вызывают восхищение во всем мире.
Такие образцы техники нашли свое место в крупнейших и самых известных коллекциях: от Билла Харры (Рено, Невада) до братьев Шлумпф (Милхейс, Франция). Также на них ездил целый ряд знаменитостей: гонщица Элишка Юнкова, поэт Витезслав Незвал, изобретатель роторного двигателя Феликс Ванкель, король Египта Фарук I и папа Пий XII.
Но главная известность к модели пришла немного с другой стороны. Молодые путешественники Зикмунд и Ганзелка в 1947/50 гг. совершили эпохальные автопробеги по Африке и Южной Америке, проехав более 60 тыс. км. Оба молодых человека затем похвалили надежность Т87 и удобное шасси с удивительным клиренсом в 23 см (столько нет даже у некоторых современных внедорожников). Автомобиль, на котором они путешествовали по миру, сейчас экспонируется в Национальном техническом музее Праги.
Да, сначала Tatra 87 способствовала распространению аэродинамической революции, затем стала жертвой нацистов, а после войны пережила национализацию производства. Но все же больше она запомнится ценителям старины благодаря паре чешских искателей приключений Ганзелке и Зикмунду, объехавшим на таком автомобиле почти весь мир.
Tatra 87: передняя часть автомобиля с тремя фарами. Фото: youtube.com
Этот вариант не являлся первым опытом инженеров компании в плане сверхобтекаемости. Вначале теорию отработали на прошлой модели, так и не вышедшей в серию. А вот когда стало понятно, что направление перспективное и, поставив его на конвейер, можно стать на голову выше других – автомобильные конструкторы приступили к действию.
Аэродинамический кузов и сложная обстановка
Инженер Ганс Ледвинка со своим сыном Эрихом и дизайнером Эрихом Юбелакером впервые уловили новые возможности конструкции и дизайна на Т77. Они решили довести их до совершенства на серийной модели Т87. Искра автомобильной революции уже была зажжена, но преемница заметно распространила ее. Всего 255 экземпляров выпущенных Т77 являлись скорее проверочным прототипом, за которым последовала уже более крупная серия.
Первым по-настоящему массовым аэродинамическим автомобилем стала Tatra 87 (благодаря этому она оказалась еще и на треть дешевле предшественницы). Модель выпускалась в период с 1938 по 1950 годы. За все время собрано более трех тысяч экземпляров, что очень неплохо для того периода.
Рождение во второй половине 30-х серийного легкового автомобиля с такими характеристиками и необычайно впечатляющими формами, в условиях Чехословакии, можно назвать чудом. Представленный в 1936 году опытный образец имел ряд выгодных отличий от «семьдесят седьмой»:
✅ цельнометаллический кузов (без массивной деревянной рамы)
✅ несколько меньшие габариты
✅ более современную конструкцию
Сюда же стоит добавить гибко установленный восьмицилиндровый двигатель воздушного охлаждения. Он был с тем же объемом 2968 кубических сантиметров, что и первый тип 77 (второй 77А имел более крупный восьмицилиндровый мотор на 3380 «кубиков»). Конструкторы остановили свой выбор на клапанном механизме OHC, то есть с распределительным валом в головке блока цилиндров. Этот вариант уже не использовался позже в 50-х, а в то время часто применялся на спортивных автомобилях. Рассмотрим более подробно техническую сторону Т87.
Техническая составляющая автомобиля
Дорабатывая прежнюю конструкцию, чехословацкие инженеры постарались затронуть все ее грани. Отказ от цельнодеревянного кузова позволил значительно снизить общий вес конструкции. Кроме того, выгодные различия наблюдались и во внешних параметрах автомобиля, и в мощности двигателя. Вот некоторые из них (в скобках – показатели Т77):
✅ мощность двигателя – 75 (60) л. с
✅ колесная база – 2,85 (3,15) м
✅ длина – 4,74 (5,13) м
✅ вес – 1,4 (1,7) т
Мощность новой восьмицилиндровой Tatra 87 возросла до 55 кВт при 3600 оборотах в минуту, что сравнялось с Т77А, имевшей двигатель большего объема. Мы имеем дело с двухкапельным карбюратором и воздушным охлаждением (пара радиальных вентиляторов, приводимых в движение клиноременными механизмами).
Отличный для тех времен салон. Фото: youtube.com
Блок цилиндров, масляный картер и корпус коробки передач изготовили из «электрона» – чрезвычайно легкого сплава магния (90 %) и алюминия (10 %). Благодаря всем этим изменениям машину удалось сделать более чем на триста килограммов легче. Улучшенная конструкция также сохранила высокую аэродинамическую эффективность: коэффициент лобового сопротивления, измеренный в аэротрубе, составил 0,36 (так же, как у версии Т77 с убирающейся крышей). Теперь осталась последняя задача – научить автомобиль правильно ездить.
И это – совсем не шутка. Он отлично справлялся с поворотами, но на высоких скоростях начались проблемы. Недостатком аэродинамически компактной концепции «все сзади» стала критичная развесовка – 35:65. На высоких оборотах, которых так легко добивались обтекаемые авто, это означало непослушный руль, потерю курсовой устойчивости и неизбежную аварию.
Чтобы как-то компенсировать проблему, конструкторы прибегли к ряду доработок. Во-первых, максимально улучшили баланс весового соотношения. Во-вторых, применили более точное рулевое управление и улучшенную курсовую устойчивость. Последнего добились за счет установки спинного «плавника». Полностью устранить недостатки, конечно же, не удалось, но явно с такими переменами автомобиль оказался гораздо безопаснее, чем его предшественник.
Задняя часть выглядит необычно. Фото: youtube.com
Факт проблемного управления сослужил и еще одну неплохую службу. Когда после оккупации немецкие офицеры попытались пересесть на быстрые Т87, то просто не смогли ими корректно управлять. После жестких немецких конструкций чехословацкие «чудо-автомобили» стали для них буквальной катастрофой.
Кто-то даже назвал легковые Tatra 87 «секретным антифашистским оружием». Интересно, что местные знали секрет «укрощения строптивой». Установив на авто специальные шины, можно было добиться от него гораздо большего послушания на дороге. Вот основные характеристики «87-й» модели:
✅ длина – 4740 мм
✅ ширина – 1670 мм
✅ высота – 1500 мм
✅ максимальная скорость – более 160 (рекомендуемая – 135) км/ч
✅ расход топлива – 12 л на 100 км
✅ 4-ступенчатая КПП
✅ привод – задний
Еще стоит отметить, что автомобиль достигал прекрасных показателей скорости наравне с более мощными конкурентами. К тому же, и расход топлива у него был почти в два раза меньше, чем у прожорливых современников.
Багажник с запаской. Фото: youtube.com
А еще, заднемоторная конструкция оставляла шум двигателя и запахи от него далеко позади. Правда, и надеяться на согрев салона его остаточным теплом в зимнюю пору также не приходилось. Так что, летом имелся явным плюс, а по холоду он слегка нивелировался.
Популярность модели и ее всемирная слава
Tatra 87 в двух сериях выпущено 3023 единицы (из них 1652 – после войны). Модификация второй половины 40-х получила утопленные тройные фары (средняя поворачивалась вместе с рулем) и новые передние крылья. Легендарная модель принадлежит к числу старинных автомобилей, которые высоко ценятся и вызывают восхищение во всем мире.
Такие образцы техники нашли свое место в крупнейших и самых известных коллекциях: от Билла Харры (Рено, Невада) до братьев Шлумпф (Милхейс, Франция). Также на них ездил целый ряд знаменитостей: гонщица Элишка Юнкова, поэт Витезслав Незвал, изобретатель роторного двигателя Феликс Ванкель, король Египта Фарук I и папа Пий XII.
Двигатель V8 в Tatra 87. Фото: youtube.com
Но главная известность к модели пришла немного с другой стороны. Молодые путешественники Зикмунд и Ганзелка в 1947/50 гг. совершили эпохальные автопробеги по Африке и Южной Америке, проехав более 60 тыс. км. Оба молодых человека затем похвалили надежность Т87 и удобное шасси с удивительным клиренсом в 23 см (столько нет даже у некоторых современных внедорожников). Автомобиль, на котором они путешествовали по миру, сейчас экспонируется в Национальном техническом музее Праги.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Автодома из Китая – лучшие машины и дорогостоящая роскошь
Не сидится авторам канала «ПриветТачка» на месте. Они ищут интересные автомобили. В этот раз им удалось попасть в салон Armadillo. Не слышали про такую...