Восстанавливаем работу сцепления на Приоре — все о регулировке троса и педали
Сцепление в ВАЗ Priora — узел, который обеспечивает плавное переключение скорости при движении. На первых ВАЗ использовались гидравлические механизмы, но впоследствии производитель от них отказался в силу ненадежности.
Приоры оснащаются тросовым приводом, надежным в применении и простым в монтаже. Но такое устройство обладает одним серьезным недостатком — трос через какое-то время растягивается, из-за чего требуется регулировка его натяжения.
Срок службы этого изделия в среднем составляет от 50 до 100 тысяч км пробега. В зависимости от условий эксплуатации и качества материалов он может быть существенно ниже.
Почему изделие растягивается и рвется:
✅ Износ. Тросик постоянно трется и подвергается высоким нагрузкам, что приводит к ускоренному изнашиванию, появлению трещин. Если в вашем регионе преобладает повышенная влажность, а дороги часто посыпаются солью, появляется риск коррозии
✅ Неправильная эксплуатация. Отсутствие смазки и контроля состояния, резкий выжим педали, грубое переключение скоростей — все это приводит к быстрому износу троса
✅ Механические повреждения. Приводят сначала к растяжению, а затем к обрыву изделия. Трос может порваться при аварии
На износ указывает ряд факторов, среди которых увеличенный свободный ход педали. Если при выжиме трос легко сжимается, это будет первым признаком проблемы. Также «симптомом» неисправности является скрип и шум при работе сцепления.
Можно выделить несколько видов износа тросика. Если изнашивается полимерное покрытие, нарушается целостность оболочки, из-за чего увеличивается свободный ход. При растяжении нарушается чувствительность и точность сцепления, обычно это связано с износом фрикционных вставок. Когда изнашивается металлическая оплетка, трос может полностью порваться.
Это не самая простая задача, но при желании поменять сцепление можно самостоятельно. Для этого вам понадобится отвертка с плоским и крестовым лезвием, ключ на 8 и оправка.
Сцепление меняется после демонтажа КПП:
✅ Отключите и снимите ДМРВ, воздушный фильтр. Так вы получите доступ к сцеплению
✅ Для демонтажа открутите шесть болтов, фиксирующих кожух нажимного вала и маховик. Последний необходимо придерживать отверткой от проворачивания. Болты выкручиваются равномерно
✅ Если старый нажимной диск не меняется, нужно отметить положение его кожуха по отношению к маховику. Установка нового устройства производится в аналогичное положение. Ведомый диск нужно придерживать, чтобы он не выпал из кожуха
✅ Демонтируйте нажимной вал вместе с кожухом. После этого можно снять ведомый диск
✅ Монтаж нового сцепления нужно начинать с установки ведомого вала. Кожух нажимного диска размещается на центрирующие штифты, после чего болты, фиксирующие кожух, закручиваются
✅ Винты, фиксирующие механизм на маховике, затягиваются постепенно. Момент затяжки составляет 19,1-30,9 Нм. Зафиксируйте маховик в одном положении, чтобы он не прокручивался
После этого КПП можно поставить на место. Нижний конец троса привода фиксируется.
В Приорах с 16-клапанным ДВС состояние детали следует проверять при каждом техосмотре. Это позволит своевременно определить растяжение.
Настройка и подтяжка выполняются в следующих случаях:
✅ педаль муфты сцепления провисает
✅ упала тяга мотора, что связано с плохим соединением маховика с диском
✅ появились проблемы с переключением скоростей
✅ при выжиме сцепления слышны шумы, нехарактерные для функционирования системы в обычном режиме
Конструкция изделий с автоматическим натяжением отличается от классических наконечников, фиксирующихся на педали. В остальном устройство троса аналогичное. Изделия с наконечником стали использоваться на Приорах с 2007 года. Впоследствии производитель начал их ставить на Весты, Гранты, Калины и Нивы.
Выполнить эту задачу можно самостоятельно. Главное — строго придерживаться действий, описанных в инструкции.
Регулировка троса своими руками:
✅ Откройте капот Лады Приоры. Сначала потребуется найти расходомер воздуха. От него нужно отключить колодку с проводами питания и демонтировать устройство. Также выкрутите болты и отсоедините крепления, фиксирующие воздушный фильтр. Так у вас будет доступ к изделию. На его конце можно увидеть пластиковый фиксатор
✅ Перед настройкой тросик выставляется в начальное положение. Чтобы сделать это, крепление сдвиньте немного вперед, до упора. При фиксации зажима приложите усилие, чтобы преодолеть сопротивление пружины
✅ Потяните тросик на себя. Вам нужно произвести замер расстояния между креплением и вилкой, для этого потребуется линейка. Оптимально оно должно быть в диапазоне 25-27 мм. Если оно выходит за пределы этих значений, наконечник крутится по или против часовой стрелки. Еще раз проверьте результат, и если все правильно, зафиксируйте тросик на вилке
✅ Теперь нужно сесть за руль и выжать сцепление 3-5 раз. После этого опять производится замер расстояния. Если все хорошо, наконечник вставляется в паз вилки. Благодаря пружине люфт будет отсутствовать
По завершению все детали, включая воздушный фильтр и расходомер, ставятся на место. Можно еще раз проверить расстояние между вилкой и креплением. Регулировка педали может потребоваться, если при ее отпускании двигатель глохнет. Это указывает об отсутствии свободного хода.
Алгоритм действий следующий:
✅ Ослабьте гайку для регулировки. Она находится на конце троса, расположенного под капотом. С помощью гаечного ключа ее следует повернуть на несколько оборотов против часовой стрелки
✅ Там же, на кронштейне, вы можете увидеть еще одну гайку. Если вы будете крутить ее, то измените расстояние и ход педали. По окончанию регулировки первую гайку нужно закрутить обратно
✅ Проверьте ход педали сцепления линейкой или рулеткой. В идеале он должен быть от 125 до 135 мм
Сядьте за руль и несколько раз выжмите педаль сцепления, после чего опять проверьте свободный ход. Если она оказалась сильно выше или ниже, система будет работать некорректно. Корзина быстрее изнашивается, поэтому нужно, чтобы педали сцепления тормоза и сцепления были примерно на одном уровне.
Если изделие износилось, оптимальным вариантом будет его замена. Для этого нужно правильно выбрать трос, поэтому изначально следует обратить внимание на его материал. Изделия из стали работают дольше алюминиевых. Узнайте, какие производители предлагают свои продукты на рынке, почитайте отзывы о них.
Также нужно определиться с типом изделия. На Приоры можно ставить одинарные, двойные или полуавтоматические тросы. Первые считаются наиболее надежными и распространенными.
Стоимость регулировки зависит от региона и самого СТО. В среднем за настройку сцепления мастера берут порядка 1500-2000 рублей. Можно сэкономить и сделать все самостоятельно, ведь в целом эта процедура не сложная.
Приоры оснащаются тросовым приводом, надежным в применении и простым в монтаже. Но такое устройство обладает одним серьезным недостатком — трос через какое-то время растягивается, из-за чего требуется регулировка его натяжения.
Причины обрыва троса сцепления
Срок службы этого изделия в среднем составляет от 50 до 100 тысяч км пробега. В зависимости от условий эксплуатации и качества материалов он может быть существенно ниже.
Почему изделие растягивается и рвется:
✅ Износ. Тросик постоянно трется и подвергается высоким нагрузкам, что приводит к ускоренному изнашиванию, появлению трещин. Если в вашем регионе преобладает повышенная влажность, а дороги часто посыпаются солью, появляется риск коррозии
✅ Неправильная эксплуатация. Отсутствие смазки и контроля состояния, резкий выжим педали, грубое переключение скоростей — все это приводит к быстрому износу троса
✅ Механические повреждения. Приводят сначала к растяжению, а затем к обрыву изделия. Трос может порваться при аварии
На износ указывает ряд факторов, среди которых увеличенный свободный ход педали. Если при выжиме трос легко сжимается, это будет первым признаком проблемы. Также «симптомом» неисправности является скрип и шум при работе сцепления.
Расположение троса сцепления Приоры в моторном отсеке. Фото: YouTube.com
Можно выделить несколько видов износа тросика. Если изнашивается полимерное покрытие, нарушается целостность оболочки, из-за чего увеличивается свободный ход. При растяжении нарушается чувствительность и точность сцепления, обычно это связано с износом фрикционных вставок. Когда изнашивается металлическая оплетка, трос может полностью порваться.
Замена сцепления
Это не самая простая задача, но при желании поменять сцепление можно самостоятельно. Для этого вам понадобится отвертка с плоским и крестовым лезвием, ключ на 8 и оправка.
Сцепление меняется после демонтажа КПП:
✅ Отключите и снимите ДМРВ, воздушный фильтр. Так вы получите доступ к сцеплению
✅ Для демонтажа открутите шесть болтов, фиксирующих кожух нажимного вала и маховик. Последний необходимо придерживать отверткой от проворачивания. Болты выкручиваются равномерно
✅ Если старый нажимной диск не меняется, нужно отметить положение его кожуха по отношению к маховику. Установка нового устройства производится в аналогичное положение. Ведомый диск нужно придерживать, чтобы он не выпал из кожуха
✅ Демонтируйте нажимной вал вместе с кожухом. После этого можно снять ведомый диск
✅ Монтаж нового сцепления нужно начинать с установки ведомого вала. Кожух нажимного диска размещается на центрирующие штифты, после чего болты, фиксирующие кожух, закручиваются
✅ Винты, фиксирующие механизм на маховике, затягиваются постепенно. Момент затяжки составляет 19,1-30,9 Нм. Зафиксируйте маховик в одном положении, чтобы он не прокручивался
После этого КПП можно поставить на место. Нижний конец троса привода фиксируется.
Когда нужно выполнять регулировку?
В Приорах с 16-клапанным ДВС состояние детали следует проверять при каждом техосмотре. Это позволит своевременно определить растяжение.
Красным отмечен ход троса при выжимании педали. Фото: YouTube.com
Настройка и подтяжка выполняются в следующих случаях:
✅ педаль муфты сцепления провисает
✅ упала тяга мотора, что связано с плохим соединением маховика с диском
✅ появились проблемы с переключением скоростей
✅ при выжиме сцепления слышны шумы, нехарактерные для функционирования системы в обычном режиме
Конструкция изделий с автоматическим натяжением отличается от классических наконечников, фиксирующихся на педали. В остальном устройство троса аналогичное. Изделия с наконечником стали использоваться на Приорах с 2007 года. Впоследствии производитель начал их ставить на Весты, Гранты, Калины и Нивы.
Регулировка троса и педали своими руками
Выполнить эту задачу можно самостоятельно. Главное — строго придерживаться действий, описанных в инструкции.
Регулировка троса своими руками:
✅ Откройте капот Лады Приоры. Сначала потребуется найти расходомер воздуха. От него нужно отключить колодку с проводами питания и демонтировать устройство. Также выкрутите болты и отсоедините крепления, фиксирующие воздушный фильтр. Так у вас будет доступ к изделию. На его конце можно увидеть пластиковый фиксатор
✅ Перед настройкой тросик выставляется в начальное положение. Чтобы сделать это, крепление сдвиньте немного вперед, до упора. При фиксации зажима приложите усилие, чтобы преодолеть сопротивление пружины
✅ Потяните тросик на себя. Вам нужно произвести замер расстояния между креплением и вилкой, для этого потребуется линейка. Оптимально оно должно быть в диапазоне 25-27 мм. Если оно выходит за пределы этих значений, наконечник крутится по или против часовой стрелки. Еще раз проверьте результат, и если все правильно, зафиксируйте тросик на вилке
✅ Теперь нужно сесть за руль и выжать сцепление 3-5 раз. После этого опять производится замер расстояния. Если все хорошо, наконечник вставляется в паз вилки. Благодаря пружине люфт будет отсутствовать
По завершению все детали, включая воздушный фильтр и расходомер, ставятся на место. Можно еще раз проверить расстояние между вилкой и креплением. Регулировка педали может потребоваться, если при ее отпускании двигатель глохнет. Это указывает об отсутствии свободного хода.
Замер расстояния хода педали сцепления. Фото: YouTube.com
Алгоритм действий следующий:
✅ Ослабьте гайку для регулировки. Она находится на конце троса, расположенного под капотом. С помощью гаечного ключа ее следует повернуть на несколько оборотов против часовой стрелки
✅ Там же, на кронштейне, вы можете увидеть еще одну гайку. Если вы будете крутить ее, то измените расстояние и ход педали. По окончанию регулировки первую гайку нужно закрутить обратно
✅ Проверьте ход педали сцепления линейкой или рулеткой. В идеале он должен быть от 125 до 135 мм
Сядьте за руль и несколько раз выжмите педаль сцепления, после чего опять проверьте свободный ход. Если она оказалась сильно выше или ниже, система будет работать некорректно. Корзина быстрее изнашивается, поэтому нужно, чтобы педали сцепления тормоза и сцепления были примерно на одном уровне.
Как выбрать трос сцепления на Приору?
Если изделие износилось, оптимальным вариантом будет его замена. Для этого нужно правильно выбрать трос, поэтому изначально следует обратить внимание на его материал. Изделия из стали работают дольше алюминиевых. Узнайте, какие производители предлагают свои продукты на рынке, почитайте отзывы о них.
Стоимость троса сцепления на Яндекс-Маркете. Фото: YouTube.com
Также нужно определиться с типом изделия. На Приоры можно ставить одинарные, двойные или полуавтоматические тросы. Первые считаются наиболее надежными и распространенными.
Стоимость регулировки зависит от региона и самого СТО. В среднем за настройку сцепления мастера берут порядка 1500-2000 рублей. Можно сэкономить и сделать все самостоятельно, ведь в целом эта процедура не сложная.
- Олег Вальд
- youtube.com, market.yandex.ru
Рекомендуем для вас
Российский самолет успешно прошел летные испытания и выходит «на работу»
Пока мы ждем ЛМС-901 «Байкал», эта машина легкого класса уже полностью готова к эксплуатации. Осталось только передать авиакомпании-заказчику....
«Бурану» быть — на Урале восстанавливают легендарный космический корабль
В России никогда не проводились реставрационные работы такого уровня. Задача сложная, но сдаваться не собираются....
Проблемы из-за ДУА на SSJ100 прекратятся – инженеры «Яковлев» нашли решение
В новых импортозамещающих лайнерах полностью переработали конструкцию. Также изменился подход к версиям с иностранными комплектующими....
Импортозамещение в авиастроении – идем к цели или меняем ее под возможности?
Запланированное соотношение российских и зарубежных деталей в наших самолетах изменилось. Есть некоторые трудности, но и находятся пути их решения....
Apal Jaeger: пластиковая «Нива» для немцев за 2,1 млн рублей
«Русский Гелендваген» уверенно прописался в Германии. Разбираемся, за что его любят немцы....
Советские тракторы, в которых зимой меньше мерзли
Советская сельскохозяйственная и строительная техника не отличалась комфортными кабинами. Более того – изначально последних не было вообще. Максимум тент над...
Старая Mitsubishi Delica 4х4 – таким должен был стать УАЗ «Буханка»
Японские автомобили считаются высокотехнологичными и современными. Но некоторые местные водители устают от этого совершенства. Им необходимо иметь машину...
Серийный выпуск МС-21 снова перенесли
Производство начнется только после завершения сертификационных испытаний. Они продлятся весь 2025 год....
Ждем в салонах – АВТОВАЗ вернулся к выпуску двух версий популярной модели
Автомобили уже собирают «полным ходом». Кроме того, стала известна причина задержки выпуска этой модели....
Большое зимнее испытание – какой из 13 «китайцев» выдержит русское бездорожье
Хотели сделать тест-драйв Jetour Dashing, а получился настоящий снежный «батл» самых популярных китайских внедорожников. На этой «сходке» собрались 13...
Автобусы RTS: почему они стали легендой американского городского транспорта?
Автобусы RTS стали знаковым элементом инфраструктуры мегаполисов США практически сразу же после своего появления, особенно в Нью-Йорке. Их история началась в...
Российский вертопорт проходит испытания
Аналогов в мире нет – так заявляют разработчики автоматизированной станции и уже принимают предварительные заказы. Подробнее об этом читайте в нашем материале....
Новый морской терминал в Калининграде принял первый паром из Санкт-Петербурга
Это важный шаг на пути к развитию морского сообщения с российским эксклавом. Паром будет ходить регулярно в оба направления....
Российский электромотоцикл Aurus Merlon остался «за бортом» президентского кортежа
Потенциальные заказчики забраковали отечественный мотоцикл. Но шансы вернуться у него остались....
Ил-96 и Boeing-747: мастера посадки – кто лучше?
О мастерстве пилота многое расскажет посадка: она беспристрастно продемонстрирует, на что способен летчик, как владеет вверенной машиной. При этом...
Железная дорога: у России – свой путь
В Европе принята более узкая, чем в РФ ширина ж/д колеи: почему не удалось сделать единым этот параметр и как сегодня решают проблему при переезде границ....