Последние узкоколейные тепловозы ТУ – казнить нельзя, помиловать?
В 80-е годы, пусть и не так активно, как раньше, но узкоколейная железная дорога (УЖД), а, следовательно, и построенные для нее тепловозы, были востребованы в народном хозяйстве СССР. Эти труженики вывозили лес, руду с шахт, торф и доставляли в вахтовые поселки рабочие смены. Для прокладки «узкоколейки» не нужно оборудовать сложную инфраструктуру: достаточно сделать небольшую насыпь. Хотя зачастую обходились и без нее: шпалы с рельсами укладывали прямо на заболоченную местность.
Сегодня УЖД используется разве что на лесозаготовках, предприятиях и детских железных дорогах. В первом случае древесина вывозится с участков, к которым трасса была проложена много лет назад. Часть современных бизнесменов уверена, что в будущем УЖД не понадобится. Однако есть и противоположное мнение. Тем более, существуют факты: «узкоколейка» кое-где активно используется и сегодня – т. е. приносит прибыль. Даже прокладка автодороги, параллельной УЖД, не помогает: осенью и весной грунтовая трасса раскисает и приходится ждать зимы или лета.
Плюс пример: тепловоз по «узкоколейке» за раз способен вывезти 14 сцепов, в каждом из которых по 16 кубометров леса. Использование грузовиков обойдется дороже и займет больше времени. Простая арифметика! Какие узкоколейные тепловозы до сих пор в работе? В первую очередь, это машины серии ТУ. Последние из них выпускались в 80-е и даже в 2000-е.
Тепловоз спроектирован и изготовлен в Удмуртии, городе Камбарске на одноименном заводе. К концу 60-х назрела необходимость замены морально устаревших узкоколейных тепловозов марок ТУ2 и ТУ4 (ТУ3, производимый в Чехословакии, продолжали использовать). Однако пришедший взамен «старичков» ТУ5 оказался ненадежным. ТУ6 уже выпускался с 1964-го года и на смену ему пришел более мощный ТУ6А (1973). Однако это была машина, для выполнения маневровых работ и перевозки небольших грузов. Поэтому и появился в 1971-м году сначала ТУ7.
Эту модель многие называли «железнодорожным трактором», имея в виду простоту и надежность конструкции. Да и внешне она напоминала сельскохозяйственную машину с размещенным впереди двигателем – дизелем 1Д12-400. Такой же мотор стоял на советских грузовиках МАЗ-530, МАЗ-525 и некоторых тепловозах на нормальной колее. Силовой агрегат работает в паре с гидравлической передачей типа УГП-400/201. Тележки получают крутящий момент через редукторы (по одному на каждой оси). Тепловоз постоянно совершенствовали и, наконец, все варианты модернизации объединили в «рестайлинговой» модели ТУ7А, выпущенной в 1986-м году. Однако в 1996-м производство на КМЗ из-за тяжелой экономической ситуации остановилось.
ТУ7А снова стал выпускаться Камбарским заводом в 2001-м году. Теперь локомотивы оснащали ярославским дизелем ЯМЗ-238, который работал в комплекте с АКПП (!) под индексом ГМП 851-2, выпускаемой для грузовиков и производимой в Казани.
Получился этакий автомобиль на рельсах. Но на этом история модели не заканчивается. В 2014 по заказу РЖД был изготовлен локомотив под индексом ТУ7А-3367 в новом корпусе.
Также по просьбе компании «Кучуксульфат» в 2020-м построен тепловоз ТУ-7А-3373. Последнее число и говорит об общем количестве выпущенных машин.
Локомотив разрабатывался с 1982-го года Камбарским заводом. Первая «пилотная» партия тепловозов была принята в эксплуатации в 1987-м. Результаты испытаний оказались положительными и, начиная со следующего года, стартовало серийное производство.
Машина отличается в некотором роде универсальностью: ее можно поставить на колею шириной от 600 до 1067 мм. Технические характеристики ТУ8:
✅ полный служебный (с песком и горючим) вес – 16 т
✅ силовой агрегат – ЯМЗ-236М мощностью 180 л. с.
✅ длина, ширина, высота – 8,525, 2, и 3,495 м
✅ средняя скорость – 42 км/ч
✅ наименьший радиус поворота – 40 м
✅ сила тяги – до 5,3 тс
Модель отличается увеличенной площадью остекления кабины машиниста. Внутри для отделки использованы звукопоглощающие материалы: уровень шума не превышает значения, предъявляемого международными требованиями.
В 1992-м выпуск ТУ8 прекратили, но в 2016-м возобновили. Локомотив и сегодня красуется на официальном сайте завода в разделе «Продукция». Известно, что к 2022-му году за ворота предприятия вышло не менее 543-х машин ТУ8. Часть из них экспортировалась во Вьетнам. Сегодня эксплуатируется примерно 90 локомотивов этой марки. В основном они возят грузы. Например, в Нижегородской (Пешеланьский гипсовый завод), Кировской (Кобринская УЖД, «Майсклес») области.
Стоп! Кто-то скажет, а где же ТУ9? Да, был такой локомотив, но серийным его можно считать условно: в 1993-м году выпущено 4 экземпляра. И то, специально для применения в подземных выработках при строительстве Ирганайской ГЭС (Дагестан). Машина отличалась малой высотой, большой длиной и системой нейтрализации выхлопных газов. В последующем эти машины не производились. Поэтому переключаемся на последний узкоколейный локомотив ТУ10.
Его второе название – «Колибри». И это не случайно – тепловоз специально проектировался для эксплуатации на детских железных дорогах. Официально (как заявил производитель) – для перевозок техперсонала и пассажиров по УЖД. Многие эту модель называют «железнодорожным автобусом».
Доля правды есть: в локомотиве действительно используются некоторые узлы от этого вида общественного транспорта. Серийный выпуск стартовал в 2010-м году, а всего произведено 32 машины.
Они видны сразу: во-первых, это дизайн. Локомотив совсем не похож на своих угловатых предшественников: имеет скругленные формы, большое лобовое стекло, две кабины машинистов (спереди и сзади). Оптика – светодиодная. Иные технические характеристики:
✅ дизель ЯМЗ-6563.10, выдающий 230 «лошадей»
✅ главная передача (гидромеханика) – VOITH D864, DIWA 3E
✅ длина, ширина, высота – 10,2, 2,45 и 3,55 м
✅ скорость – 50 км/ч
Управление локомотивом осуществляется с помощью микропроцессоров. На борту имеется радиостанция, система пожаротушения и специальное устройство (типа «черных ящиков» в самолетах), регистрирующее параметры тепловоза при движении. В кабине установлен климат-контроль, предусматривающий кондиционирование поступающего внутрь воздуха.
В ходе тестирования машины под номером «001» выявились некоторые недостатки. Среди них – малая производительность компрессоров, неэффективная вентиляция машинного отсека.
Преподносил «сюрпризы» и узел главной передачи, унифицированный с автобусным агрегатом. Еще перегревалась система охлаждения. Недостатки были оперативно устранены и все 32 машины сегодня работают на детских железных дорогах, для чего и были предназначен.
Сегодня единственное предприятие, выпускающее локомотивы для «узкоколейки» – Камбарский завод, основанный в 1760-м году Демидовым. Судя по официальному сайту, продукция производится и продается: в т. ч. «тяговый и подвижной состав» для УЖД и путей с обычной шириной колеи. В последнем случае мощность локомотивов ограничена 400 л. с. Если спрос на тепловозы для «узкоколеек» имеется, то есть и предложение. А это значит, что на УЖД ставить «крест» еще рановато.
Сегодня УЖД используется разве что на лесозаготовках, предприятиях и детских железных дорогах. В первом случае древесина вывозится с участков, к которым трасса была проложена много лет назад. Часть современных бизнесменов уверена, что в будущем УЖД не понадобится. Однако есть и противоположное мнение. Тем более, существуют факты: «узкоколейка» кое-где активно используется и сегодня – т. е. приносит прибыль. Даже прокладка автодороги, параллельной УЖД, не помогает: осенью и весной грунтовая трасса раскисает и приходится ждать зимы или лета.
Классическая УЖД: насыпи нет, шпал почти не видно и все в лесу. Фото: YouTube.com
Плюс пример: тепловоз по «узкоколейке» за раз способен вывезти 14 сцепов, в каждом из которых по 16 кубометров леса. Использование грузовиков обойдется дороже и займет больше времени. Простая арифметика! Какие узкоколейные тепловозы до сих пор в работе? В первую очередь, это машины серии ТУ. Последние из них выпускались в 80-е и даже в 2000-е.
ТУ7А
Тепловоз спроектирован и изготовлен в Удмуртии, городе Камбарске на одноименном заводе. К концу 60-х назрела необходимость замены морально устаревших узкоколейных тепловозов марок ТУ2 и ТУ4 (ТУ3, производимый в Чехословакии, продолжали использовать). Однако пришедший взамен «старичков» ТУ5 оказался ненадежным. ТУ6 уже выпускался с 1964-го года и на смену ему пришел более мощный ТУ6А (1973). Однако это была машина, для выполнения маневровых работ и перевозки небольших грузов. Поэтому и появился в 1971-м году сначала ТУ7.
Выезд из депо на работу. Фото: YouTube.com
Эту модель многие называли «железнодорожным трактором», имея в виду простоту и надежность конструкции. Да и внешне она напоминала сельскохозяйственную машину с размещенным впереди двигателем – дизелем 1Д12-400. Такой же мотор стоял на советских грузовиках МАЗ-530, МАЗ-525 и некоторых тепловозах на нормальной колее. Силовой агрегат работает в паре с гидравлической передачей типа УГП-400/201. Тележки получают крутящий момент через редукторы (по одному на каждой оси). Тепловоз постоянно совершенствовали и, наконец, все варианты модернизации объединили в «рестайлинговой» модели ТУ7А, выпущенной в 1986-м году. Однако в 1996-м производство на КМЗ из-за тяжелой экономической ситуации остановилось.
Второе рождение
ТУ7А снова стал выпускаться Камбарским заводом в 2001-м году. Теперь локомотивы оснащали ярославским дизелем ЯМЗ-238, который работал в комплекте с АКПП (!) под индексом ГМП 851-2, выпускаемой для грузовиков и производимой в Казани.
В кабине ТУ7А. Фото: YouTube.com
Получился этакий автомобиль на рельсах. Но на этом история модели не заканчивается. В 2014 по заказу РЖД был изготовлен локомотив под индексом ТУ7А-3367 в новом корпусе.
Данная модель имеется на официальном сайте КМЗ и, видимо, доступна для заказа.
Также по просьбе компании «Кучуксульфат» в 2020-м построен тепловоз ТУ-7А-3373. Последнее число и говорит об общем количестве выпущенных машин.
ТУ8
Локомотив разрабатывался с 1982-го года Камбарским заводом. Первая «пилотная» партия тепловозов была принята в эксплуатации в 1987-м. Результаты испытаний оказались положительными и, начиная со следующего года, стартовало серийное производство.
Работяга ТУ8 в лесу. Фото: YouTube.com
Машина отличается в некотором роде универсальностью: ее можно поставить на колею шириной от 600 до 1067 мм. Технические характеристики ТУ8:
✅ полный служебный (с песком и горючим) вес – 16 т
✅ силовой агрегат – ЯМЗ-236М мощностью 180 л. с.
✅ длина, ширина, высота – 8,525, 2, и 3,495 м
✅ средняя скорость – 42 км/ч
✅ наименьший радиус поворота – 40 м
✅ сила тяги – до 5,3 тс
Модель отличается увеличенной площадью остекления кабины машиниста. Внутри для отделки использованы звукопоглощающие материалы: уровень шума не превышает значения, предъявляемого международными требованиями.
ТУ8 едет «задом наперед» с пассажирскими вагонами. Фото: YouTube.com
В 1992-м выпуск ТУ8 прекратили, но в 2016-м возобновили. Локомотив и сегодня красуется на официальном сайте завода в разделе «Продукция». Известно, что к 2022-му году за ворота предприятия вышло не менее 543-х машин ТУ8. Часть из них экспортировалась во Вьетнам. Сегодня эксплуатируется примерно 90 локомотивов этой марки. В основном они возят грузы. Например, в Нижегородской (Пешеланьский гипсовый завод), Кировской (Кобринская УЖД, «Майсклес») области.
ТУ10
Стоп! Кто-то скажет, а где же ТУ9? Да, был такой локомотив, но серийным его можно считать условно: в 1993-м году выпущено 4 экземпляра. И то, специально для применения в подземных выработках при строительстве Ирганайской ГЭС (Дагестан). Машина отличалась малой высотой, большой длиной и системой нейтрализации выхлопных газов. В последующем эти машины не производились. Поэтому переключаемся на последний узкоколейный локомотив ТУ10.
Буква «К» напоминает о собственном имени тепловоза. Фото: YouTube.com
Его второе название – «Колибри». И это не случайно – тепловоз специально проектировался для эксплуатации на детских железных дорогах. Официально (как заявил производитель) – для перевозок техперсонала и пассажиров по УЖД. Многие эту модель называют «железнодорожным автобусом».
Внутри, почти как в автобусе! Фото: YouTube.com
Доля правды есть: в локомотиве действительно используются некоторые узлы от этого вида общественного транспорта. Серийный выпуск стартовал в 2010-м году, а всего произведено 32 машины.
Особенности
Они видны сразу: во-первых, это дизайн. Локомотив совсем не похож на своих угловатых предшественников: имеет скругленные формы, большое лобовое стекло, две кабины машинистов (спереди и сзади). Оптика – светодиодная. Иные технические характеристики:
✅ дизель ЯМЗ-6563.10, выдающий 230 «лошадей»
✅ главная передача (гидромеханика) – VOITH D864, DIWA 3E
✅ длина, ширина, высота – 10,2, 2,45 и 3,55 м
✅ скорость – 50 км/ч
Управление локомотивом осуществляется с помощью микропроцессоров. На борту имеется радиостанция, система пожаротушения и специальное устройство (типа «черных ящиков» в самолетах), регистрирующее параметры тепловоза при движении. В кабине установлен климат-контроль, предусматривающий кондиционирование поступающего внутрь воздуха.
Испытания
В ходе тестирования машины под номером «001» выявились некоторые недостатки. Среди них – малая производительность компрессоров, неэффективная вентиляция машинного отсека.
После доработки ТУ10 снова ждет маленьких пассажиров Фото: YouTube.com
Преподносил «сюрпризы» и узел главной передачи, унифицированный с автобусным агрегатом. Еще перегревалась система охлаждения. Недостатки были оперативно устранены и все 32 машины сегодня работают на детских железных дорогах, для чего и были предназначен.
Есть ли перспективы у техники для УЖД
Сегодня единственное предприятие, выпускающее локомотивы для «узкоколейки» – Камбарский завод, основанный в 1760-м году Демидовым. Судя по официальному сайту, продукция производится и продается: в т. ч. «тяговый и подвижной состав» для УЖД и путей с обычной шириной колеи. В последнем случае мощность локомотивов ограничена 400 л. с. Если спрос на тепловозы для «узкоколеек» имеется, то есть и предложение. А это значит, что на УЖД ставить «крест» еще рановато.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Boeing 787: Dreamliner покупают во всем мире, кроме России
К началу апреля 2024 года выпущено 1123 самолета этой марки. Начиная с момента эксплуатации в 2011-м, зафиксировано только одно происшествие с самолетом, да и...
Как в Китае плавают над горами
Корабль, который плывет на высоте несколько километров над уровнем моря – противоестественное зрелище. Тем не менее такое существует. В Китае, где много...
Идеальные посадки Ту-204 – самолет хорош, да и пилоты не подкачали
Ту-204 – это один из красивейших авиалайнеров современности. Появился он еще в Советском Союзе, ближе к концу 80-х годов. Новый самолет должен был стать...
Тутаевский завод наладил серийное производство новейших дизельных двигателей
Они базируются на серии 8481, но имеют серьезные конструктивные изменения. Старшая модель будет оборудована отечественным Common Rail, улучшенным редуктором и...
В Калуге наладят производство конкурента Lada Largus
Peugeot Partner может составить конкуренцию «Ларгусу». Продажи ожидаются в этом году....
Dacia объявила цены на кроссовер Bigster – такой задумывалась новая «Нива»
До 2022 года АВТОВАЗ планировал выпустить «Ниву» второго поколения. И это должна была быть именно перелицованная Dacia Bigster....
Экспорт авиационных комплектующих из России в США значительно подрос
Подтверждением тому служат данные из отчета американской таможни. О том, какие детали пользуются наибольшим спросом читайте в нашем материале....
Boom Supersonic XB-1 из углепластика вплотную приблизился к сверхзвуку – замене Ту-144 быть
Пока это только демонстратор, но производитель уверен – за ним будущее авиации. Boom Supersonic XB-1 совершил уже одиннадцатый полет....
Почему «кей-кары» могут быть востребованы в России
Ответ прост. Это современные и экономичные автомобили за 1 млн рублей....
Fokker 100: стремительный «взлет» и быстрая «посадка»
Создание самолета попало в точку: такие были очень нужны на линиях средней протяженности. Но удача не долго сопутствовала добротной машине....
Как «КАМАЗ» делает новые дизели
КАМАЗ-910 – перспективный российский дизель для грузовых автомобилей, начало производства которого стало важным этапом в развитии отечественного...
Судостроительную сферу России ждут серьезные изменения в новой «пятилетке»
Речь идет о тотальной локализации производства, а также наращивании объемов выпускаемой продукции. План называет конкретные цифры, к которым нужно прийти к...
Уникальный электробус МАЗ-271Е начал перевозить пассажиров
Это тестовая эксплуатация техники в реальном режиме. Таких моделей, как МАЗ-271Е, никто в ЕАЭС больше не выпускает....
Tecnam P2006T: самый легкий в мире двухмоторник выпускают и сегодня
Небольшой самолет от малоизвестной итальянской компании сумел стать востребованным: удачная конструкция, хорошие летные параметры позволяют его выпускать до...
Революция в мире электромоторов – новые модели-колеса выдают мощность до 857 л. с.
И это только одно колесо, весящее 40 кг. А у автомобиля таких может быть два или четыре....
Деревянный поезд в джунглях Эквадора
На фото – не самоделка и не плод творений экстремала, собравшегося попутешествовать в джунглях. Перед вами – «обычный» (так считают местные жители) поезд,...