
Автоматические трансмиссии — как избежать неисправностей и повысить эффективность
АКПП — автоматическая коробка передач, самостоятельно определяющая и переключающая передаточное отношение, подстраиваясь под выбранную водителем скорость. Это обеспечивает плавное начало движения и плавный ход ТС.
С технической точки зрения «автоматом» можно назвать и вариаторную, и роботизированную коробку передач, поскольку эти трансмиссии переключают передачи автоматически, без участия водителя. Но, название АКП закрепилось только за агрегатами, оснащенными гидромеханическим планетарным механизмом.
На данном этапе развития автомобильной индустрии АКПП по многим параметрам превосходят механические аналоги. Во многом за счет быстродействия и комфорта: АКПП снимает с водителя большую нагрузку при движении, по сравнению с МКПП. Основное преимущество коробки-автомата — эти трансмиссии экономят внимание, за счет чего водитель максимально сосредотачивается на дороге. Переключение передач на МКПП у опытных автомобилистов хоть и происходит на инстинктивном уровне, но даже такие «неосознанные» действия отнимают силы.
Рычаг переключения АКПП. Фото: YouTube.com
Разберем устройство АКПП. Это поможет понять принцип работы агрегата. В классическом варианте основные элементы автоматической коробки передач следующие:
✅ Гидротрансформатор. Предназначен для передачи усилия от ДВС на ведущие колеса. Конструктивно это металлический корпус, заполненный ATF-маслом
✅ Масляный насос. Помпа нужна для нагнетания масла
✅ Гидроблок. Гидравлическая клапанная плита, состоящая из датчиков, соленоидов, клапанов и каналов, соединяющих их. Предназначена для регулирования скоростного режима
✅ Планетарный редуктор. Переключает передачи в соответствии с изменением передаточного числа на шестернях
✅ Передний и задний фрикцион, тормозная лента. Эти элементы обеспечивают переключение передач
Конструктивно гидротрансформатор включает центробежную помпу, статор, насосное и турбинное колесо, центростремительную турбину. Статорное устройство — это направляющий узел. Насосное колесо связано с коленвалом мотора, турбинное — с валом КПП. Гидротрансформатор необходим для гашения серьезных толчков, передающихся трансмиссией к мотору и обратно.
Принцип работы АКПП будет отличаться, в зависимости от типа «автомата». В классических АКПП он заключается в изменении момента вращения от давления ATF, нагнетаемого масляным насосом в гидротрансформатор. Масло, циркулирующее через крыльчатки реактора, трансформирует механическую силу в гидравлическую. Гидротрансформатор — узел, который выполняет задачи и гидравлической муфты, и сцепления.
Автоматическая коробка в снятом агрегате. Фото: YouTube.com
Конструкция АКПП состоит из ряда контроллеров и электронных элементов, передающих на ЭБУ данные о функционировании коробки. Трансмиссия может включать несколько датчиков давления, определяющих интенсивность циркуляции масла, температуры ATF (смазочной жидкости), положения селектора, скорости вращения валов, положения педали газа, тормоза и т. д.
Автоматическая коробка — агрегат, который требует правильного обслуживания. Несвоевременное ТО обычно является главной причиной неполадок в работе АКПП. Причем на практике одна проблема в автомате быстро переходит в другую. Например, износ тормозных лент и дисков фрикционов может привести к загрязнению масла, которое впоследствии засоряет клапаны и масляные каналы.
Некоторые проблемы можно определить без демонтажа и разбора коробки:
✅ Авто двигается в режиме паркинга. Причина состоит в износе и неполадках отдельных деталей механизма переключения передач или в нарушении регулировок данного механизма
✅ Утечка масла из коробки. Проблема может состоять в нарушении целостности уплотнителей и произвольном откручивании крепежных компонентов в поддоне, картере сцепления. Нужно менять уплотнительные элементы и подтянуть болты
✅ АКПП стала работать очень громко. Возможно, передачи переключаются самопроизвольно. Скорей всего, уровень масла упал ниже нормы
✅ Передача не понижается, когда вы отпускаете педаль газа. Причину следует искать в неисправности привода дроссельной заслонки или неправильной регулировке. Потребуется замена поврежденных деталей
✅ Машина не едет на одной из выбранных передач. Требуется полная диагностика агрегата: от уровня и качества масла, до гидротрансформатора, соленоидов гидроблока и шестерен масляной помпы
✅ Автомобиль едет только на задней передаче или вперед. В первом случае необходима диагностика клапанов гидроблока, фрикционов, муфты прямого хода и поршня. Во втором также проверяются фрикционные элементы и поршень тормозной ленты
Одной из проблем автомата является пробуксовка муфт при подъеме в гору или переключении скоростей. Сначала нужно проверить диски и муфту прямого хода на предмет износа, уровень трансмиссионной жидкости. Если все в порядке, проводится диагностика фильтра, поршня, соленоидов гидравлического блока. Диагностика клапанов гидроблока и дисков фрикционных муфт нужна в случае появления ударов при переключении скоростей.
Схема соединения двигателя с автоматической коробкой передач. Фото: YouTube.com
В АКПП старого образца типичной неисправностью можно назвать выход из строя кулисы рычага. Из-за этого коробка не в состоянии переключать режимы. Для восстановления ее работоспособности потребуется замена вышедшего из строя селектора и кулисы.
Ресурс эксплуатации агрегата зависит от условий использования. Правильное и своевременное обслуживание позволит увеличить срок службы коробки.
Несколько рекомендаций по эксплуатации автомобилей с АКПП:
✅ Переключение передач на ходу запрещено. Но зачастую этого сделать и не получится, поскольку на большинстве авто есть блокировка
✅ Пуск двигателя производится в режиме Parking (P), а не Нейтраль (N). Для безопасной остановки всегда выжимается тормоз, затем потяните за ручник, включите режим Р и отключите ДВС
✅ Длительная буксировка машин с АКПП не рекомендуется. При необходимости отбуксировать авто, запустите мотор и включите режим N
✅ Запрещено ехать накатом при включенном режиме нейтрали. Не рекомендована буксировка прицепов с превышением максимально возможной нагрузки
✅ Запрещено одновременно выжимать тормоз и газ. Это приведет к остановке двигателя, но основной удар придется на гидротрансформатор или сцепление (на роботах)
✅ Нельзя включать режим D при движении задним ходом, пока автомобиль полностью не остановится
Правильная эксплуатация автомобиля с автоматической трансмиссией — залог долговечности агрегата. Не всегда удается найти грамотных специалистов, которые умеют делать диагностику АКПП и знают, как ремонтировать «автоматы». Это обстоятельство поднимает ценник на ремонт трансмиссий.
Автоматическая КПП в снятом виде. Фото: YouTube.com
АКПП удобнее и проще в управлении, чем МКПП. Если вы долго ездили на механике, адаптация к «автомату» может занять какое-то время. Но за АКП будущее, а комфорт, который вы получите, перекрывает все ее потенциальные недостатки.
С технической точки зрения «автоматом» можно назвать и вариаторную, и роботизированную коробку передач, поскольку эти трансмиссии переключают передачи автоматически, без участия водителя. Но, название АКП закрепилось только за агрегатами, оснащенными гидромеханическим планетарным механизмом.
Устройство и принцип действия АКПП
На данном этапе развития автомобильной индустрии АКПП по многим параметрам превосходят механические аналоги. Во многом за счет быстродействия и комфорта: АКПП снимает с водителя большую нагрузку при движении, по сравнению с МКПП. Основное преимущество коробки-автомата — эти трансмиссии экономят внимание, за счет чего водитель максимально сосредотачивается на дороге. Переключение передач на МКПП у опытных автомобилистов хоть и происходит на инстинктивном уровне, но даже такие «неосознанные» действия отнимают силы.

Разберем устройство АКПП. Это поможет понять принцип работы агрегата. В классическом варианте основные элементы автоматической коробки передач следующие:
✅ Гидротрансформатор. Предназначен для передачи усилия от ДВС на ведущие колеса. Конструктивно это металлический корпус, заполненный ATF-маслом
✅ Масляный насос. Помпа нужна для нагнетания масла
✅ Гидроблок. Гидравлическая клапанная плита, состоящая из датчиков, соленоидов, клапанов и каналов, соединяющих их. Предназначена для регулирования скоростного режима
✅ Планетарный редуктор. Переключает передачи в соответствии с изменением передаточного числа на шестернях
✅ Передний и задний фрикцион, тормозная лента. Эти элементы обеспечивают переключение передач
Конструктивно гидротрансформатор включает центробежную помпу, статор, насосное и турбинное колесо, центростремительную турбину. Статорное устройство — это направляющий узел. Насосное колесо связано с коленвалом мотора, турбинное — с валом КПП. Гидротрансформатор необходим для гашения серьезных толчков, передающихся трансмиссией к мотору и обратно.
Принцип работы АКПП будет отличаться, в зависимости от типа «автомата». В классических АКПП он заключается в изменении момента вращения от давления ATF, нагнетаемого масляным насосом в гидротрансформатор. Масло, циркулирующее через крыльчатки реактора, трансформирует механическую силу в гидравлическую. Гидротрансформатор — узел, который выполняет задачи и гидравлической муфты, и сцепления.

Конструкция АКПП состоит из ряда контроллеров и электронных элементов, передающих на ЭБУ данные о функционировании коробки. Трансмиссия может включать несколько датчиков давления, определяющих интенсивность циркуляции масла, температуры ATF (смазочной жидкости), положения селектора, скорости вращения валов, положения педали газа, тормоза и т. д.
Неисправности, характерные для АКПП
Автоматическая коробка — агрегат, который требует правильного обслуживания. Несвоевременное ТО обычно является главной причиной неполадок в работе АКПП. Причем на практике одна проблема в автомате быстро переходит в другую. Например, износ тормозных лент и дисков фрикционов может привести к загрязнению масла, которое впоследствии засоряет клапаны и масляные каналы.
Некоторые проблемы можно определить без демонтажа и разбора коробки:
✅ Авто двигается в режиме паркинга. Причина состоит в износе и неполадках отдельных деталей механизма переключения передач или в нарушении регулировок данного механизма
✅ Утечка масла из коробки. Проблема может состоять в нарушении целостности уплотнителей и произвольном откручивании крепежных компонентов в поддоне, картере сцепления. Нужно менять уплотнительные элементы и подтянуть болты
✅ АКПП стала работать очень громко. Возможно, передачи переключаются самопроизвольно. Скорей всего, уровень масла упал ниже нормы
✅ Передача не понижается, когда вы отпускаете педаль газа. Причину следует искать в неисправности привода дроссельной заслонки или неправильной регулировке. Потребуется замена поврежденных деталей
✅ Машина не едет на одной из выбранных передач. Требуется полная диагностика агрегата: от уровня и качества масла, до гидротрансформатора, соленоидов гидроблока и шестерен масляной помпы
✅ Автомобиль едет только на задней передаче или вперед. В первом случае необходима диагностика клапанов гидроблока, фрикционов, муфты прямого хода и поршня. Во втором также проверяются фрикционные элементы и поршень тормозной ленты
Одной из проблем автомата является пробуксовка муфт при подъеме в гору или переключении скоростей. Сначала нужно проверить диски и муфту прямого хода на предмет износа, уровень трансмиссионной жидкости. Если все в порядке, проводится диагностика фильтра, поршня, соленоидов гидравлического блока. Диагностика клапанов гидроблока и дисков фрикционных муфт нужна в случае появления ударов при переключении скоростей.

В АКПП старого образца типичной неисправностью можно назвать выход из строя кулисы рычага. Из-за этого коробка не в состоянии переключать режимы. Для восстановления ее работоспособности потребуется замена вышедшего из строя селектора и кулисы.
Советы по эксплуатации
Ресурс эксплуатации агрегата зависит от условий использования. Правильное и своевременное обслуживание позволит увеличить срок службы коробки.
Несколько рекомендаций по эксплуатации автомобилей с АКПП:
✅ Переключение передач на ходу запрещено. Но зачастую этого сделать и не получится, поскольку на большинстве авто есть блокировка
✅ Пуск двигателя производится в режиме Parking (P), а не Нейтраль (N). Для безопасной остановки всегда выжимается тормоз, затем потяните за ручник, включите режим Р и отключите ДВС
✅ Длительная буксировка машин с АКПП не рекомендуется. При необходимости отбуксировать авто, запустите мотор и включите режим N
✅ Запрещено ехать накатом при включенном режиме нейтрали. Не рекомендована буксировка прицепов с превышением максимально возможной нагрузки
✅ Запрещено одновременно выжимать тормоз и газ. Это приведет к остановке двигателя, но основной удар придется на гидротрансформатор или сцепление (на роботах)
✅ Нельзя включать режим D при движении задним ходом, пока автомобиль полностью не остановится
Правильная эксплуатация автомобиля с автоматической трансмиссией — залог долговечности агрегата. Не всегда удается найти грамотных специалистов, которые умеют делать диагностику АКПП и знают, как ремонтировать «автоматы». Это обстоятельство поднимает ценник на ремонт трансмиссий.

АКПП удобнее и проще в управлении, чем МКПП. Если вы долго ездили на механике, адаптация к «автомату» может занять какое-то время. Но за АКП будущее, а комфорт, который вы получите, перекрывает все ее потенциальные недостатки.
- Олег Вальд
- youtube.com
Рекомендуем для вас

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

Новая Toyota RAV4 – сравниваем китайскую и японскую сборку
Одним из первых наиболее заметных отличий на днище этих автомобилей являются защитные экраны из пластика. Они мало походят на те, которыми оснащались RAV4...

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

До 100 км/ч за 1,38 секунды – как это возможно?
Когда кажется, что автомобильная индустрия уже показала все, появляется нечто, что рушит представления о возможном. В этом видео автор YouTube-канала «Big Look...

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...

Новые российские туристические автобусы – ПАЗ, КАВЗ и ЛИАЗ
Пока все переживают за российское производство легковых автомобилей, которое развивается не совсем в нужном направлении, незаметно появляются новые...