Автоматические трансмиссии — как избежать неисправностей и повысить эффективность
АКПП — автоматическая коробка передач, самостоятельно определяющая и переключающая передаточное отношение, подстраиваясь под выбранную водителем скорость. Это обеспечивает плавное начало движения и плавный ход ТС.
С технической точки зрения «автоматом» можно назвать и вариаторную, и роботизированную коробку передач, поскольку эти трансмиссии переключают передачи автоматически, без участия водителя. Но, название АКП закрепилось только за агрегатами, оснащенными гидромеханическим планетарным механизмом.
На данном этапе развития автомобильной индустрии АКПП по многим параметрам превосходят механические аналоги. Во многом за счет быстродействия и комфорта: АКПП снимает с водителя большую нагрузку при движении, по сравнению с МКПП. Основное преимущество коробки-автомата — эти трансмиссии экономят внимание, за счет чего водитель максимально сосредотачивается на дороге. Переключение передач на МКПП у опытных автомобилистов хоть и происходит на инстинктивном уровне, но даже такие «неосознанные» действия отнимают силы.
Разберем устройство АКПП. Это поможет понять принцип работы агрегата. В классическом варианте основные элементы автоматической коробки передач следующие:
✅ Гидротрансформатор. Предназначен для передачи усилия от ДВС на ведущие колеса. Конструктивно это металлический корпус, заполненный ATF-маслом
✅ Масляный насос. Помпа нужна для нагнетания масла
✅ Гидроблок. Гидравлическая клапанная плита, состоящая из датчиков, соленоидов, клапанов и каналов, соединяющих их. Предназначена для регулирования скоростного режима
✅ Планетарный редуктор. Переключает передачи в соответствии с изменением передаточного числа на шестернях
✅ Передний и задний фрикцион, тормозная лента. Эти элементы обеспечивают переключение передач
Конструктивно гидротрансформатор включает центробежную помпу, статор, насосное и турбинное колесо, центростремительную турбину. Статорное устройство — это направляющий узел. Насосное колесо связано с коленвалом мотора, турбинное — с валом КПП. Гидротрансформатор необходим для гашения серьезных толчков, передающихся трансмиссией к мотору и обратно.
Принцип работы АКПП будет отличаться, в зависимости от типа «автомата». В классических АКПП он заключается в изменении момента вращения от давления ATF, нагнетаемого масляным насосом в гидротрансформатор. Масло, циркулирующее через крыльчатки реактора, трансформирует механическую силу в гидравлическую. Гидротрансформатор — узел, который выполняет задачи и гидравлической муфты, и сцепления.
Конструкция АКПП состоит из ряда контроллеров и электронных элементов, передающих на ЭБУ данные о функционировании коробки. Трансмиссия может включать несколько датчиков давления, определяющих интенсивность циркуляции масла, температуры ATF (смазочной жидкости), положения селектора, скорости вращения валов, положения педали газа, тормоза и т. д.
Автоматическая коробка — агрегат, который требует правильного обслуживания. Несвоевременное ТО обычно является главной причиной неполадок в работе АКПП. Причем на практике одна проблема в автомате быстро переходит в другую. Например, износ тормозных лент и дисков фрикционов может привести к загрязнению масла, которое впоследствии засоряет клапаны и масляные каналы.
Некоторые проблемы можно определить без демонтажа и разбора коробки:
✅ Авто двигается в режиме паркинга. Причина состоит в износе и неполадках отдельных деталей механизма переключения передач или в нарушении регулировок данного механизма
✅ Утечка масла из коробки. Проблема может состоять в нарушении целостности уплотнителей и произвольном откручивании крепежных компонентов в поддоне, картере сцепления. Нужно менять уплотнительные элементы и подтянуть болты
✅ АКПП стала работать очень громко. Возможно, передачи переключаются самопроизвольно. Скорей всего, уровень масла упал ниже нормы
✅ Передача не понижается, когда вы отпускаете педаль газа. Причину следует искать в неисправности привода дроссельной заслонки или неправильной регулировке. Потребуется замена поврежденных деталей
✅ Машина не едет на одной из выбранных передач. Требуется полная диагностика агрегата: от уровня и качества масла, до гидротрансформатора, соленоидов гидроблока и шестерен масляной помпы
✅ Автомобиль едет только на задней передаче или вперед. В первом случае необходима диагностика клапанов гидроблока, фрикционов, муфты прямого хода и поршня. Во втором также проверяются фрикционные элементы и поршень тормозной ленты
Одной из проблем автомата является пробуксовка муфт при подъеме в гору или переключении скоростей. Сначала нужно проверить диски и муфту прямого хода на предмет износа, уровень трансмиссионной жидкости. Если все в порядке, проводится диагностика фильтра, поршня, соленоидов гидравлического блока. Диагностика клапанов гидроблока и дисков фрикционных муфт нужна в случае появления ударов при переключении скоростей.
В АКПП старого образца типичной неисправностью можно назвать выход из строя кулисы рычага. Из-за этого коробка не в состоянии переключать режимы. Для восстановления ее работоспособности потребуется замена вышедшего из строя селектора и кулисы.
Ресурс эксплуатации агрегата зависит от условий использования. Правильное и своевременное обслуживание позволит увеличить срок службы коробки.
Несколько рекомендаций по эксплуатации автомобилей с АКПП:
✅ Переключение передач на ходу запрещено. Но зачастую этого сделать и не получится, поскольку на большинстве авто есть блокировка
✅ Пуск двигателя производится в режиме Parking (P), а не Нейтраль (N). Для безопасной остановки всегда выжимается тормоз, затем потяните за ручник, включите режим Р и отключите ДВС
✅ Длительная буксировка машин с АКПП не рекомендуется. При необходимости отбуксировать авто, запустите мотор и включите режим N
✅ Запрещено ехать накатом при включенном режиме нейтрали. Не рекомендована буксировка прицепов с превышением максимально возможной нагрузки
✅ Запрещено одновременно выжимать тормоз и газ. Это приведет к остановке двигателя, но основной удар придется на гидротрансформатор или сцепление (на роботах)
✅ Нельзя включать режим D при движении задним ходом, пока автомобиль полностью не остановится
Правильная эксплуатация автомобиля с автоматической трансмиссией — залог долговечности агрегата. Не всегда удается найти грамотных специалистов, которые умеют делать диагностику АКПП и знают, как ремонтировать «автоматы». Это обстоятельство поднимает ценник на ремонт трансмиссий.
АКПП удобнее и проще в управлении, чем МКПП. Если вы долго ездили на механике, адаптация к «автомату» может занять какое-то время. Но за АКП будущее, а комфорт, который вы получите, перекрывает все ее потенциальные недостатки.
С технической точки зрения «автоматом» можно назвать и вариаторную, и роботизированную коробку передач, поскольку эти трансмиссии переключают передачи автоматически, без участия водителя. Но, название АКП закрепилось только за агрегатами, оснащенными гидромеханическим планетарным механизмом.
Устройство и принцип действия АКПП
На данном этапе развития автомобильной индустрии АКПП по многим параметрам превосходят механические аналоги. Во многом за счет быстродействия и комфорта: АКПП снимает с водителя большую нагрузку при движении, по сравнению с МКПП. Основное преимущество коробки-автомата — эти трансмиссии экономят внимание, за счет чего водитель максимально сосредотачивается на дороге. Переключение передач на МКПП у опытных автомобилистов хоть и происходит на инстинктивном уровне, но даже такие «неосознанные» действия отнимают силы.
Рычаг переключения АКПП. Фото: YouTube.com
Разберем устройство АКПП. Это поможет понять принцип работы агрегата. В классическом варианте основные элементы автоматической коробки передач следующие:
✅ Гидротрансформатор. Предназначен для передачи усилия от ДВС на ведущие колеса. Конструктивно это металлический корпус, заполненный ATF-маслом
✅ Масляный насос. Помпа нужна для нагнетания масла
✅ Гидроблок. Гидравлическая клапанная плита, состоящая из датчиков, соленоидов, клапанов и каналов, соединяющих их. Предназначена для регулирования скоростного режима
✅ Планетарный редуктор. Переключает передачи в соответствии с изменением передаточного числа на шестернях
✅ Передний и задний фрикцион, тормозная лента. Эти элементы обеспечивают переключение передач
Конструктивно гидротрансформатор включает центробежную помпу, статор, насосное и турбинное колесо, центростремительную турбину. Статорное устройство — это направляющий узел. Насосное колесо связано с коленвалом мотора, турбинное — с валом КПП. Гидротрансформатор необходим для гашения серьезных толчков, передающихся трансмиссией к мотору и обратно.
Принцип работы АКПП будет отличаться, в зависимости от типа «автомата». В классических АКПП он заключается в изменении момента вращения от давления ATF, нагнетаемого масляным насосом в гидротрансформатор. Масло, циркулирующее через крыльчатки реактора, трансформирует механическую силу в гидравлическую. Гидротрансформатор — узел, который выполняет задачи и гидравлической муфты, и сцепления.
Автоматическая коробка в снятом агрегате. Фото: YouTube.com
Конструкция АКПП состоит из ряда контроллеров и электронных элементов, передающих на ЭБУ данные о функционировании коробки. Трансмиссия может включать несколько датчиков давления, определяющих интенсивность циркуляции масла, температуры ATF (смазочной жидкости), положения селектора, скорости вращения валов, положения педали газа, тормоза и т. д.
Неисправности, характерные для АКПП
Автоматическая коробка — агрегат, который требует правильного обслуживания. Несвоевременное ТО обычно является главной причиной неполадок в работе АКПП. Причем на практике одна проблема в автомате быстро переходит в другую. Например, износ тормозных лент и дисков фрикционов может привести к загрязнению масла, которое впоследствии засоряет клапаны и масляные каналы.
Некоторые проблемы можно определить без демонтажа и разбора коробки:
✅ Авто двигается в режиме паркинга. Причина состоит в износе и неполадках отдельных деталей механизма переключения передач или в нарушении регулировок данного механизма
✅ Утечка масла из коробки. Проблема может состоять в нарушении целостности уплотнителей и произвольном откручивании крепежных компонентов в поддоне, картере сцепления. Нужно менять уплотнительные элементы и подтянуть болты
✅ АКПП стала работать очень громко. Возможно, передачи переключаются самопроизвольно. Скорей всего, уровень масла упал ниже нормы
✅ Передача не понижается, когда вы отпускаете педаль газа. Причину следует искать в неисправности привода дроссельной заслонки или неправильной регулировке. Потребуется замена поврежденных деталей
✅ Машина не едет на одной из выбранных передач. Требуется полная диагностика агрегата: от уровня и качества масла, до гидротрансформатора, соленоидов гидроблока и шестерен масляной помпы
✅ Автомобиль едет только на задней передаче или вперед. В первом случае необходима диагностика клапанов гидроблока, фрикционов, муфты прямого хода и поршня. Во втором также проверяются фрикционные элементы и поршень тормозной ленты
Одной из проблем автомата является пробуксовка муфт при подъеме в гору или переключении скоростей. Сначала нужно проверить диски и муфту прямого хода на предмет износа, уровень трансмиссионной жидкости. Если все в порядке, проводится диагностика фильтра, поршня, соленоидов гидравлического блока. Диагностика клапанов гидроблока и дисков фрикционных муфт нужна в случае появления ударов при переключении скоростей.
Схема соединения двигателя с автоматической коробкой передач. Фото: YouTube.com
В АКПП старого образца типичной неисправностью можно назвать выход из строя кулисы рычага. Из-за этого коробка не в состоянии переключать режимы. Для восстановления ее работоспособности потребуется замена вышедшего из строя селектора и кулисы.
Советы по эксплуатации
Ресурс эксплуатации агрегата зависит от условий использования. Правильное и своевременное обслуживание позволит увеличить срок службы коробки.
Несколько рекомендаций по эксплуатации автомобилей с АКПП:
✅ Переключение передач на ходу запрещено. Но зачастую этого сделать и не получится, поскольку на большинстве авто есть блокировка
✅ Пуск двигателя производится в режиме Parking (P), а не Нейтраль (N). Для безопасной остановки всегда выжимается тормоз, затем потяните за ручник, включите режим Р и отключите ДВС
✅ Длительная буксировка машин с АКПП не рекомендуется. При необходимости отбуксировать авто, запустите мотор и включите режим N
✅ Запрещено ехать накатом при включенном режиме нейтрали. Не рекомендована буксировка прицепов с превышением максимально возможной нагрузки
✅ Запрещено одновременно выжимать тормоз и газ. Это приведет к остановке двигателя, но основной удар придется на гидротрансформатор или сцепление (на роботах)
✅ Нельзя включать режим D при движении задним ходом, пока автомобиль полностью не остановится
Правильная эксплуатация автомобиля с автоматической трансмиссией — залог долговечности агрегата. Не всегда удается найти грамотных специалистов, которые умеют делать диагностику АКПП и знают, как ремонтировать «автоматы». Это обстоятельство поднимает ценник на ремонт трансмиссий.
Автоматическая КПП в снятом виде. Фото: YouTube.com
АКПП удобнее и проще в управлении, чем МКПП. Если вы долго ездили на механике, адаптация к «автомату» может занять какое-то время. Но за АКП будущее, а комфорт, который вы получите, перекрывает все ее потенциальные недостатки.
- Олег Вальд
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....