Автоматические трансмиссии — как избежать неисправностей и повысить эффективность
АКПП — автоматическая коробка передач, самостоятельно определяющая и переключающая передаточное отношение, подстраиваясь под выбранную водителем скорость. Это обеспечивает плавное начало движения и плавный ход ТС.
С технической точки зрения «автоматом» можно назвать и вариаторную, и роботизированную коробку передач, поскольку эти трансмиссии переключают передачи автоматически, без участия водителя. Но, название АКП закрепилось только за агрегатами, оснащенными гидромеханическим планетарным механизмом.
На данном этапе развития автомобильной индустрии АКПП по многим параметрам превосходят механические аналоги. Во многом за счет быстродействия и комфорта: АКПП снимает с водителя большую нагрузку при движении, по сравнению с МКПП. Основное преимущество коробки-автомата — эти трансмиссии экономят внимание, за счет чего водитель максимально сосредотачивается на дороге. Переключение передач на МКПП у опытных автомобилистов хоть и происходит на инстинктивном уровне, но даже такие «неосознанные» действия отнимают силы.
Разберем устройство АКПП. Это поможет понять принцип работы агрегата. В классическом варианте основные элементы автоматической коробки передач следующие:
✅ Гидротрансформатор. Предназначен для передачи усилия от ДВС на ведущие колеса. Конструктивно это металлический корпус, заполненный ATF-маслом
✅ Масляный насос. Помпа нужна для нагнетания масла
✅ Гидроблок. Гидравлическая клапанная плита, состоящая из датчиков, соленоидов, клапанов и каналов, соединяющих их. Предназначена для регулирования скоростного режима
✅ Планетарный редуктор. Переключает передачи в соответствии с изменением передаточного числа на шестернях
✅ Передний и задний фрикцион, тормозная лента. Эти элементы обеспечивают переключение передач
Конструктивно гидротрансформатор включает центробежную помпу, статор, насосное и турбинное колесо, центростремительную турбину. Статорное устройство — это направляющий узел. Насосное колесо связано с коленвалом мотора, турбинное — с валом КПП. Гидротрансформатор необходим для гашения серьезных толчков, передающихся трансмиссией к мотору и обратно.
Принцип работы АКПП будет отличаться, в зависимости от типа «автомата». В классических АКПП он заключается в изменении момента вращения от давления ATF, нагнетаемого масляным насосом в гидротрансформатор. Масло, циркулирующее через крыльчатки реактора, трансформирует механическую силу в гидравлическую. Гидротрансформатор — узел, который выполняет задачи и гидравлической муфты, и сцепления.
Конструкция АКПП состоит из ряда контроллеров и электронных элементов, передающих на ЭБУ данные о функционировании коробки. Трансмиссия может включать несколько датчиков давления, определяющих интенсивность циркуляции масла, температуры ATF (смазочной жидкости), положения селектора, скорости вращения валов, положения педали газа, тормоза и т. д.
Автоматическая коробка — агрегат, который требует правильного обслуживания. Несвоевременное ТО обычно является главной причиной неполадок в работе АКПП. Причем на практике одна проблема в автомате быстро переходит в другую. Например, износ тормозных лент и дисков фрикционов может привести к загрязнению масла, которое впоследствии засоряет клапаны и масляные каналы.
Некоторые проблемы можно определить без демонтажа и разбора коробки:
✅ Авто двигается в режиме паркинга. Причина состоит в износе и неполадках отдельных деталей механизма переключения передач или в нарушении регулировок данного механизма
✅ Утечка масла из коробки. Проблема может состоять в нарушении целостности уплотнителей и произвольном откручивании крепежных компонентов в поддоне, картере сцепления. Нужно менять уплотнительные элементы и подтянуть болты
✅ АКПП стала работать очень громко. Возможно, передачи переключаются самопроизвольно. Скорей всего, уровень масла упал ниже нормы
✅ Передача не понижается, когда вы отпускаете педаль газа. Причину следует искать в неисправности привода дроссельной заслонки или неправильной регулировке. Потребуется замена поврежденных деталей
✅ Машина не едет на одной из выбранных передач. Требуется полная диагностика агрегата: от уровня и качества масла, до гидротрансформатора, соленоидов гидроблока и шестерен масляной помпы
✅ Автомобиль едет только на задней передаче или вперед. В первом случае необходима диагностика клапанов гидроблока, фрикционов, муфты прямого хода и поршня. Во втором также проверяются фрикционные элементы и поршень тормозной ленты
Одной из проблем автомата является пробуксовка муфт при подъеме в гору или переключении скоростей. Сначала нужно проверить диски и муфту прямого хода на предмет износа, уровень трансмиссионной жидкости. Если все в порядке, проводится диагностика фильтра, поршня, соленоидов гидравлического блока. Диагностика клапанов гидроблока и дисков фрикционных муфт нужна в случае появления ударов при переключении скоростей.
В АКПП старого образца типичной неисправностью можно назвать выход из строя кулисы рычага. Из-за этого коробка не в состоянии переключать режимы. Для восстановления ее работоспособности потребуется замена вышедшего из строя селектора и кулисы.
Ресурс эксплуатации агрегата зависит от условий использования. Правильное и своевременное обслуживание позволит увеличить срок службы коробки.
Несколько рекомендаций по эксплуатации автомобилей с АКПП:
✅ Переключение передач на ходу запрещено. Но зачастую этого сделать и не получится, поскольку на большинстве авто есть блокировка
✅ Пуск двигателя производится в режиме Parking (P), а не Нейтраль (N). Для безопасной остановки всегда выжимается тормоз, затем потяните за ручник, включите режим Р и отключите ДВС
✅ Длительная буксировка машин с АКПП не рекомендуется. При необходимости отбуксировать авто, запустите мотор и включите режим N
✅ Запрещено ехать накатом при включенном режиме нейтрали. Не рекомендована буксировка прицепов с превышением максимально возможной нагрузки
✅ Запрещено одновременно выжимать тормоз и газ. Это приведет к остановке двигателя, но основной удар придется на гидротрансформатор или сцепление (на роботах)
✅ Нельзя включать режим D при движении задним ходом, пока автомобиль полностью не остановится
Правильная эксплуатация автомобиля с автоматической трансмиссией — залог долговечности агрегата. Не всегда удается найти грамотных специалистов, которые умеют делать диагностику АКПП и знают, как ремонтировать «автоматы». Это обстоятельство поднимает ценник на ремонт трансмиссий.
АКПП удобнее и проще в управлении, чем МКПП. Если вы долго ездили на механике, адаптация к «автомату» может занять какое-то время. Но за АКП будущее, а комфорт, который вы получите, перекрывает все ее потенциальные недостатки.
С технической точки зрения «автоматом» можно назвать и вариаторную, и роботизированную коробку передач, поскольку эти трансмиссии переключают передачи автоматически, без участия водителя. Но, название АКП закрепилось только за агрегатами, оснащенными гидромеханическим планетарным механизмом.
Устройство и принцип действия АКПП
На данном этапе развития автомобильной индустрии АКПП по многим параметрам превосходят механические аналоги. Во многом за счет быстродействия и комфорта: АКПП снимает с водителя большую нагрузку при движении, по сравнению с МКПП. Основное преимущество коробки-автомата — эти трансмиссии экономят внимание, за счет чего водитель максимально сосредотачивается на дороге. Переключение передач на МКПП у опытных автомобилистов хоть и происходит на инстинктивном уровне, но даже такие «неосознанные» действия отнимают силы.
Рычаг переключения АКПП. Фото: YouTube.com
Разберем устройство АКПП. Это поможет понять принцип работы агрегата. В классическом варианте основные элементы автоматической коробки передач следующие:
✅ Гидротрансформатор. Предназначен для передачи усилия от ДВС на ведущие колеса. Конструктивно это металлический корпус, заполненный ATF-маслом
✅ Масляный насос. Помпа нужна для нагнетания масла
✅ Гидроблок. Гидравлическая клапанная плита, состоящая из датчиков, соленоидов, клапанов и каналов, соединяющих их. Предназначена для регулирования скоростного режима
✅ Планетарный редуктор. Переключает передачи в соответствии с изменением передаточного числа на шестернях
✅ Передний и задний фрикцион, тормозная лента. Эти элементы обеспечивают переключение передач
Конструктивно гидротрансформатор включает центробежную помпу, статор, насосное и турбинное колесо, центростремительную турбину. Статорное устройство — это направляющий узел. Насосное колесо связано с коленвалом мотора, турбинное — с валом КПП. Гидротрансформатор необходим для гашения серьезных толчков, передающихся трансмиссией к мотору и обратно.
Принцип работы АКПП будет отличаться, в зависимости от типа «автомата». В классических АКПП он заключается в изменении момента вращения от давления ATF, нагнетаемого масляным насосом в гидротрансформатор. Масло, циркулирующее через крыльчатки реактора, трансформирует механическую силу в гидравлическую. Гидротрансформатор — узел, который выполняет задачи и гидравлической муфты, и сцепления.
Автоматическая коробка в снятом агрегате. Фото: YouTube.com
Конструкция АКПП состоит из ряда контроллеров и электронных элементов, передающих на ЭБУ данные о функционировании коробки. Трансмиссия может включать несколько датчиков давления, определяющих интенсивность циркуляции масла, температуры ATF (смазочной жидкости), положения селектора, скорости вращения валов, положения педали газа, тормоза и т. д.
Неисправности, характерные для АКПП
Автоматическая коробка — агрегат, который требует правильного обслуживания. Несвоевременное ТО обычно является главной причиной неполадок в работе АКПП. Причем на практике одна проблема в автомате быстро переходит в другую. Например, износ тормозных лент и дисков фрикционов может привести к загрязнению масла, которое впоследствии засоряет клапаны и масляные каналы.
Некоторые проблемы можно определить без демонтажа и разбора коробки:
✅ Авто двигается в режиме паркинга. Причина состоит в износе и неполадках отдельных деталей механизма переключения передач или в нарушении регулировок данного механизма
✅ Утечка масла из коробки. Проблема может состоять в нарушении целостности уплотнителей и произвольном откручивании крепежных компонентов в поддоне, картере сцепления. Нужно менять уплотнительные элементы и подтянуть болты
✅ АКПП стала работать очень громко. Возможно, передачи переключаются самопроизвольно. Скорей всего, уровень масла упал ниже нормы
✅ Передача не понижается, когда вы отпускаете педаль газа. Причину следует искать в неисправности привода дроссельной заслонки или неправильной регулировке. Потребуется замена поврежденных деталей
✅ Машина не едет на одной из выбранных передач. Требуется полная диагностика агрегата: от уровня и качества масла, до гидротрансформатора, соленоидов гидроблока и шестерен масляной помпы
✅ Автомобиль едет только на задней передаче или вперед. В первом случае необходима диагностика клапанов гидроблока, фрикционов, муфты прямого хода и поршня. Во втором также проверяются фрикционные элементы и поршень тормозной ленты
Одной из проблем автомата является пробуксовка муфт при подъеме в гору или переключении скоростей. Сначала нужно проверить диски и муфту прямого хода на предмет износа, уровень трансмиссионной жидкости. Если все в порядке, проводится диагностика фильтра, поршня, соленоидов гидравлического блока. Диагностика клапанов гидроблока и дисков фрикционных муфт нужна в случае появления ударов при переключении скоростей.
Схема соединения двигателя с автоматической коробкой передач. Фото: YouTube.com
В АКПП старого образца типичной неисправностью можно назвать выход из строя кулисы рычага. Из-за этого коробка не в состоянии переключать режимы. Для восстановления ее работоспособности потребуется замена вышедшего из строя селектора и кулисы.
Советы по эксплуатации
Ресурс эксплуатации агрегата зависит от условий использования. Правильное и своевременное обслуживание позволит увеличить срок службы коробки.
Несколько рекомендаций по эксплуатации автомобилей с АКПП:
✅ Переключение передач на ходу запрещено. Но зачастую этого сделать и не получится, поскольку на большинстве авто есть блокировка
✅ Пуск двигателя производится в режиме Parking (P), а не Нейтраль (N). Для безопасной остановки всегда выжимается тормоз, затем потяните за ручник, включите режим Р и отключите ДВС
✅ Длительная буксировка машин с АКПП не рекомендуется. При необходимости отбуксировать авто, запустите мотор и включите режим N
✅ Запрещено ехать накатом при включенном режиме нейтрали. Не рекомендована буксировка прицепов с превышением максимально возможной нагрузки
✅ Запрещено одновременно выжимать тормоз и газ. Это приведет к остановке двигателя, но основной удар придется на гидротрансформатор или сцепление (на роботах)
✅ Нельзя включать режим D при движении задним ходом, пока автомобиль полностью не остановится
Правильная эксплуатация автомобиля с автоматической трансмиссией — залог долговечности агрегата. Не всегда удается найти грамотных специалистов, которые умеют делать диагностику АКПП и знают, как ремонтировать «автоматы». Это обстоятельство поднимает ценник на ремонт трансмиссий.
Автоматическая КПП в снятом виде. Фото: YouTube.com
АКПП удобнее и проще в управлении, чем МКПП. Если вы долго ездили на механике, адаптация к «автомату» может занять какое-то время. Но за АКП будущее, а комфорт, который вы получите, перекрывает все ее потенциальные недостатки.
- Олег Вальд
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Черные точки на автостеклах: назначение и функции
Спросите бывалых водителей о значении черной полосы и точек по краю лобового стекла. Убедитесь: тайна известна не всем....
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Як-18Т снова вернут в «строй»
С инициативой выступило руководство «Росавиации». На рассмотрении находятся еще 3 перспективные модели для обучения в авиационных вузах....
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Наши инженеры нашли способ делать двигатели для танкеров дешевле и быстрее
Сотрудники ПИШ из СПбГМТУ не только предложили концепцию, но и реализовали вспомогательный комплекс. Более подробно читайте в нашем материале....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
«Везува С2» – сделано в России
Внедорожник «Везува С2», разработанный в Красноярске, привлекает внимание инновациями и ярким дизайном. Его необычная трехсекционная оптика и ряд нестандартных...
С919: вспомогательная силовая установка прошла очередную проверку
Недавно Китай провел испытание вспомогательного силового агрегата С919 в присутствии собственных и зарубежных специалистов. КНР упорно стремится выйти на...
«Урал» с двумя колясками – «новое слово» в мототехнике
Кому и как только могло это прийти в голову? Трехколесный мотоцикл или велосипед – тут ничего удивительного нет, но, чтобы «Урал» с парой колясок по бокам –...
Полируем фары картоном
Старые пожелтевшие фары не добавят презентабельности вашему автомобилю, даже если все остальные части кузова блестят так, что глаза слепит. Покупать новые –...
Купил ржавый МАЗ-5551 по цене металлолома и зарабатывает
Это только на первый взгляд кажется, что попасть обычному человеку в категорию владельцев грузовиков сложно. На самом деле, для того, кто не боится трудностей,...
Стартовали испытания Ту-214 с российскими системами – первый полет успешно выполнен
Главная задача проекта – сделать Ту-214 на 100% импортозамещенным. Это нужно для того, чтобы наладить конвейерное производство....
В РФ запатентована уникальная спецтехника
Аналогов в мире нет. Речь идет о новой разработке, предназначенной для уборки снега и льда без нанесения какого-либо вреда дорожному покрытию. Подробнее об...
Собираем клюкву трактором
Выращивание этой ягоды в промышленных масштабах требует специального оборудования, навешиваемого на трактор. Однако не каждая модель подойдет для этого....