
Новый российский электропоезд ЭП2ДМ и его перспективы
В начале 2023 года на Московском центральном диаметре (МЦД) начал курсировать новый электропоезд ЭП2ДМ. Эта модель была разработана российскими производителями в ответ на уход с местного рынка иностранных компаний, ранее поставлявших комплектующие для ряда пригородных составов.
Базой для новинки послужил уже хорошо знакомый российским пользователям электропоезд ЭП2Д, производящийся с 2016 года. Правда, его конструкция получила ряд существенных изменений, сделавших ее более современной и комфортной.
Красивые вагоны ЭП2ДМ. Фото: youtube.com
Разработка улучшенной электрички началась в прошлом году. В ней приняли участие более восьми десятков российских предприятий, в том числе Крюковский вагоностроительный и Демиховский машиностроительный заводы, НПК «Уралвагонзавод», другие организации.
Разработка ЭП2ДМ велась в сжатые сроки, и уже в 2023 году опытный образец поезда был отправлен на испытания. В ходе последних подтверждено его соответствие всем техническим требованиям и готовность к эксплуатации. Удивительно, но к конструкторам не прозвучало ни одного серьезного замечания или пожелания доработать какой-либо из элементов электрички.
Получившийся в итоге состав стал важной вехой в развитии российского железнодорожного машиностроения. Он показал, что отечественные производители способны создавать современные и комфортные поезда, отвечающие всем требованиям безопасности.
К тому же, ЭП2ДМ имеет хорошие перспективы для экспорта. Он может быть интересен как странам СНГ, так и другим государствам Европы или Азии. Ведь новая электричка – это надежное и комфортное средство передвижения для пассажиров, соответствующее всем современным требованиям безопасности и экологичности.
В процессе разработки специалисты учитывали как пожелания самих пассажиров, так и железнодорожников. Результатом стала взвешенная конструкция, обладающая рядом преимуществ над предшественниками. Особое внимание при сборке вагонов уделялось трем моментам:
✅ эргономике
✅ эстетике
✅ безопасности
Чтобы добиться поставленных целей, инженерам, проектирующим состав, потребовалось применить ряд изменений базовой конструкции электрички шестилетней давности. В итоге получился опытный состав, включающий три вагона: два моторных и один прицепной. При этом общая пассажировместимость составила 550 человек. А теперь, пожалуй, стоит обратить внимание на некоторые положительные моменты и технические особенности нового поезда.
Всем понятно, что любое обновление ставит перед собой улучшение прежней конструкции. Удалось ли в современных сложных условиях добиться этой цели? Судите сами. К наиболее заметным изменениям (по сравнению с базовой моделью) стоит отнести:
✅ кабину машиниста
✅ буферные фонари
✅ улучшенные сидения
✅ информационное табло
✅ велопарковки
Новая кабина машиниста получила широкое лобовое стекло с увеличенным углом наклона. Это позволило улучшить обзор для машиниста, повысив безопасность движения. К тому же, его рабочее место теперь выглядит более современно и выигрывает в плане аэродинамики. Для придания модерна внешнему виду буферные фонари и прожектор уменьшили в размерах. Но уровень их яркости не пострадал, благодаря использованию качественных светодиодов.
Новые сиденья в салоне имеют удобную форму и увеличенное пространство между ними. Отдельно стоит упомянуть улучшенные табло. Они стали более крупными и информативными. Ну, и понятно, что некоторые пассажиры захотят путешествовать с автономной поддержкой. Я имею в виду, возможность продолжения поездки на собственном транспорте.
Обновленный салон ЭП2ДМ. Фото: youtube.com
Ведь многие пригородные маршруты проходят по сельской местности, где некоторые населенные пункты находятся в нескольких километрах от ближайшей железнодорожной станции. Это вынуждает их жителей брать с собой в поездку педальных помощников. На них они подъезжают к станции и возвращаются от нее домой.
В старых конструкциях велосипедистам приходилось сильно исхитрятся, находя место для своих помощников в тамбурах или подвешивая их на багажных полках. Все это приводило к неудобствам для других пассажиров и сильному снижению уровня пассивной безопасности. Теперь вопрос решен кардинально, благодаря обустройству стационарных велопарковок.
USB зарядка для смартфонов. Фото: youtube.com
В головных вагонах предусмотрены крепления для велосипедов, удерживающие их на месте во время движения, и не создающие помех для других. К тому же, педальная техника путешествует в вертикальном положении, занимая гораздо меньшее пространство.
Электропоезд ЭП2ДМ предназначен для эксплуатации на электрифицированных участках железных дорог при ширине колеи 1520 мм. При этом номинальное напряжении контактной сети должно составлять 3000 В постоянного тока. Максимальная эксплуатационная скорость ограничена показателем в 120 км/ч.
Благодаря тому, что электричка почти на 100 % состоит из российских комплектующих, полностью исключена зависимость от импортных деталей. А это – очень важный фактор для налаживания в будущем серийного производства модели.
Грядущий пристрел на выход в серию учитывали и при проектировании внутреннего интерьера салона. Кроме того, что кресла выполнили в приятной серо-оранжевой цветовой гамме, они также получили большую эргономичность (по сравнению с базовой моделью). Возможность сесть в них поглубже и выемка в спинке обеспечивают дополнительный комфорт для пассажиров во время поездки. А форма посадочного места увеличивает размер полезного пространства в вагоне (между рядами добавилось около 6 сантиметров).
Широкий проем и современный дверной механизм ЭП2ДМ. Фото: youtube.com
Из тех же побуждений продуман и принцип установки кресел. Если в основной части можно увидеть 6-местные купе, то ближе к выходам ситуация меняется. Ведь ни для кого не секрет, что наибольшее скопление людей происходит именно здесь, непосредственно перед выходом из вагона. Поэтому по краям салона теперь установлены 4-местные варианты, позволяющие более комфортно проводить процесс посадки/высадки из состава.
Продуманы и другие практичные моменты. Например, багажные полки усилили, также покрыв краской, устойчивой к повреждениям. Окна затонированы, что добавит комфорта путешествующим в солнечное время года. И еще, дизайнеры позаботились также о защите от вандалов или хулиганов. Любителям экстрима (т. н. зацеперам) очень сложно найти в голове вагона возможность закрепиться для внешней поездки на электричке. А на корпуса вагонов нанесли специальное покрытие, препятствующее сохранению нарисованного граффити.
В будущем электропоезд сможет эксплуатироваться в составе от 2 до 12 вагонов. В зависимости от этого, его пассажировместимость составит от 510 до 2200 человек. ЭП2ДМ вполне подходит как основа для создания новых модификаций, отвечающих потребностям российской экономики и населения.
Полки для багажа. Фото: youtube.com
При желании, также возможна его модернизация для повышения эксплуатационных характеристик. В частности, увеличения максимальной скорости или улучшения показателей экономичности и экологичности. Еще одно направление – создание новых модификаций для использования в сложных условиях (например, на Крайнем Севере). Так или иначе, но пока рано забегать вперед, ведь история ЭП2ДМ только начинается.
Базой для новинки послужил уже хорошо знакомый российским пользователям электропоезд ЭП2Д, производящийся с 2016 года. Правда, его конструкция получила ряд существенных изменений, сделавших ее более современной и комфортной.

Разработка улучшенной электрички началась в прошлом году. В ней приняли участие более восьми десятков российских предприятий, в том числе Крюковский вагоностроительный и Демиховский машиностроительный заводы, НПК «Уралвагонзавод», другие организации.
Совместный проект прошел успешно
Разработка ЭП2ДМ велась в сжатые сроки, и уже в 2023 году опытный образец поезда был отправлен на испытания. В ходе последних подтверждено его соответствие всем техническим требованиям и готовность к эксплуатации. Удивительно, но к конструкторам не прозвучало ни одного серьезного замечания или пожелания доработать какой-либо из элементов электрички.
Получившийся в итоге состав стал важной вехой в развитии российского железнодорожного машиностроения. Он показал, что отечественные производители способны создавать современные и комфортные поезда, отвечающие всем требованиям безопасности.
К тому же, ЭП2ДМ имеет хорошие перспективы для экспорта. Он может быть интересен как странам СНГ, так и другим государствам Европы или Азии. Ведь новая электричка – это надежное и комфортное средство передвижения для пассажиров, соответствующее всем современным требованиям безопасности и экологичности.
Первые электропоезда ЭП2ДМ поступили в депо «МЦД-4» в сентябре 2023 года. Они начали курсировать на линии от станции «Мякинино» до станции «Одинцово». В дальнейшем планируется их использование и на остальных маршрутах МЦД, а также – других пригородных направлениях страны.
В процессе разработки специалисты учитывали как пожелания самих пассажиров, так и железнодорожников. Результатом стала взвешенная конструкция, обладающая рядом преимуществ над предшественниками. Особое внимание при сборке вагонов уделялось трем моментам:
✅ эргономике
✅ эстетике
✅ безопасности
Чтобы добиться поставленных целей, инженерам, проектирующим состав, потребовалось применить ряд изменений базовой конструкции электрички шестилетней давности. В итоге получился опытный состав, включающий три вагона: два моторных и один прицепной. При этом общая пассажировместимость составила 550 человек. А теперь, пожалуй, стоит обратить внимание на некоторые положительные моменты и технические особенности нового поезда.
Что нового предлагают пассажирам российские инженеры?
Всем понятно, что любое обновление ставит перед собой улучшение прежней конструкции. Удалось ли в современных сложных условиях добиться этой цели? Судите сами. К наиболее заметным изменениям (по сравнению с базовой моделью) стоит отнести:
✅ кабину машиниста
✅ буферные фонари
✅ улучшенные сидения
✅ информационное табло
✅ велопарковки
Новая кабина машиниста получила широкое лобовое стекло с увеличенным углом наклона. Это позволило улучшить обзор для машиниста, повысив безопасность движения. К тому же, его рабочее место теперь выглядит более современно и выигрывает в плане аэродинамики. Для придания модерна внешнему виду буферные фонари и прожектор уменьшили в размерах. Но уровень их яркости не пострадал, благодаря использованию качественных светодиодов.
Новые сиденья в салоне имеют удобную форму и увеличенное пространство между ними. Отдельно стоит упомянуть улучшенные табло. Они стали более крупными и информативными. Ну, и понятно, что некоторые пассажиры захотят путешествовать с автономной поддержкой. Я имею в виду, возможность продолжения поездки на собственном транспорте.

Ведь многие пригородные маршруты проходят по сельской местности, где некоторые населенные пункты находятся в нескольких километрах от ближайшей железнодорожной станции. Это вынуждает их жителей брать с собой в поездку педальных помощников. На них они подъезжают к станции и возвращаются от нее домой.
В старых конструкциях велосипедистам приходилось сильно исхитрятся, находя место для своих помощников в тамбурах или подвешивая их на багажных полках. Все это приводило к неудобствам для других пассажиров и сильному снижению уровня пассивной безопасности. Теперь вопрос решен кардинально, благодаря обустройству стационарных велопарковок.

В головных вагонах предусмотрены крепления для велосипедов, удерживающие их на месте во время движения, и не создающие помех для других. К тому же, педальная техника путешествует в вертикальном положении, занимая гораздо меньшее пространство.
Технические характеристики состава
Электропоезд ЭП2ДМ предназначен для эксплуатации на электрифицированных участках железных дорог при ширине колеи 1520 мм. При этом номинальное напряжении контактной сети должно составлять 3000 В постоянного тока. Максимальная эксплуатационная скорость ограничена показателем в 120 км/ч.
Благодаря тому, что электричка почти на 100 % состоит из российских комплектующих, полностью исключена зависимость от импортных деталей. А это – очень важный фактор для налаживания в будущем серийного производства модели.
Грядущий пристрел на выход в серию учитывали и при проектировании внутреннего интерьера салона. Кроме того, что кресла выполнили в приятной серо-оранжевой цветовой гамме, они также получили большую эргономичность (по сравнению с базовой моделью). Возможность сесть в них поглубже и выемка в спинке обеспечивают дополнительный комфорт для пассажиров во время поездки. А форма посадочного места увеличивает размер полезного пространства в вагоне (между рядами добавилось около 6 сантиметров).

Из тех же побуждений продуман и принцип установки кресел. Если в основной части можно увидеть 6-местные купе, то ближе к выходам ситуация меняется. Ведь ни для кого не секрет, что наибольшее скопление людей происходит именно здесь, непосредственно перед выходом из вагона. Поэтому по краям салона теперь установлены 4-местные варианты, позволяющие более комфортно проводить процесс посадки/высадки из состава.
Продуманы и другие практичные моменты. Например, багажные полки усилили, также покрыв краской, устойчивой к повреждениям. Окна затонированы, что добавит комфорта путешествующим в солнечное время года. И еще, дизайнеры позаботились также о защите от вандалов или хулиганов. Любителям экстрима (т. н. зацеперам) очень сложно найти в голове вагона возможность закрепиться для внешней поездки на электричке. А на корпуса вагонов нанесли специальное покрытие, препятствующее сохранению нарисованного граффити.
Дальнейшие перспективы
В будущем электропоезд сможет эксплуатироваться в составе от 2 до 12 вагонов. В зависимости от этого, его пассажировместимость составит от 510 до 2200 человек. ЭП2ДМ вполне подходит как основа для создания новых модификаций, отвечающих потребностям российской экономики и населения.

При желании, также возможна его модернизация для повышения эксплуатационных характеристик. В частности, увеличения максимальной скорости или улучшения показателей экономичности и экологичности. Еще одно направление – создание новых модификаций для использования в сложных условиях (например, на Крайнем Севере). Так или иначе, но пока рано забегать вперед, ведь история ЭП2ДМ только начинается.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

Новая Toyota RAV4 – сравниваем китайскую и японскую сборку
Одним из первых наиболее заметных отличий на днище этих автомобилей являются защитные экраны из пластика. Они мало походят на те, которыми оснащались RAV4...

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

До 100 км/ч за 1,38 секунды – как это возможно?
Когда кажется, что автомобильная индустрия уже показала все, появляется нечто, что рушит представления о возможном. В этом видео автор YouTube-канала «Big Look...

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...

Новые российские туристические автобусы – ПАЗ, КАВЗ и ЛИАЗ
Пока все переживают за российское производство легковых автомобилей, которое развивается не совсем в нужном направлении, незаметно появляются новые...