Новый российский электропоезд ЭП2ДМ и его перспективы
В начале 2023 года на Московском центральном диаметре (МЦД) начал курсировать новый электропоезд ЭП2ДМ. Эта модель была разработана российскими производителями в ответ на уход с местного рынка иностранных компаний, ранее поставлявших комплектующие для ряда пригородных составов.
Базой для новинки послужил уже хорошо знакомый российским пользователям электропоезд ЭП2Д, производящийся с 2016 года. Правда, его конструкция получила ряд существенных изменений, сделавших ее более современной и комфортной.
Разработка улучшенной электрички началась в прошлом году. В ней приняли участие более восьми десятков российских предприятий, в том числе Крюковский вагоностроительный и Демиховский машиностроительный заводы, НПК «Уралвагонзавод», другие организации.
Разработка ЭП2ДМ велась в сжатые сроки, и уже в 2023 году опытный образец поезда был отправлен на испытания. В ходе последних подтверждено его соответствие всем техническим требованиям и готовность к эксплуатации. Удивительно, но к конструкторам не прозвучало ни одного серьезного замечания или пожелания доработать какой-либо из элементов электрички.
Получившийся в итоге состав стал важной вехой в развитии российского железнодорожного машиностроения. Он показал, что отечественные производители способны создавать современные и комфортные поезда, отвечающие всем требованиям безопасности.
К тому же, ЭП2ДМ имеет хорошие перспективы для экспорта. Он может быть интересен как странам СНГ, так и другим государствам Европы или Азии. Ведь новая электричка – это надежное и комфортное средство передвижения для пассажиров, соответствующее всем современным требованиям безопасности и экологичности.
В процессе разработки специалисты учитывали как пожелания самих пассажиров, так и железнодорожников. Результатом стала взвешенная конструкция, обладающая рядом преимуществ над предшественниками. Особое внимание при сборке вагонов уделялось трем моментам:
✅ эргономике
✅ эстетике
✅ безопасности
Чтобы добиться поставленных целей, инженерам, проектирующим состав, потребовалось применить ряд изменений базовой конструкции электрички шестилетней давности. В итоге получился опытный состав, включающий три вагона: два моторных и один прицепной. При этом общая пассажировместимость составила 550 человек. А теперь, пожалуй, стоит обратить внимание на некоторые положительные моменты и технические особенности нового поезда.
Всем понятно, что любое обновление ставит перед собой улучшение прежней конструкции. Удалось ли в современных сложных условиях добиться этой цели? Судите сами. К наиболее заметным изменениям (по сравнению с базовой моделью) стоит отнести:
✅ кабину машиниста
✅ буферные фонари
✅ улучшенные сидения
✅ информационное табло
✅ велопарковки
Новая кабина машиниста получила широкое лобовое стекло с увеличенным углом наклона. Это позволило улучшить обзор для машиниста, повысив безопасность движения. К тому же, его рабочее место теперь выглядит более современно и выигрывает в плане аэродинамики. Для придания модерна внешнему виду буферные фонари и прожектор уменьшили в размерах. Но уровень их яркости не пострадал, благодаря использованию качественных светодиодов.
Новые сиденья в салоне имеют удобную форму и увеличенное пространство между ними. Отдельно стоит упомянуть улучшенные табло. Они стали более крупными и информативными. Ну, и понятно, что некоторые пассажиры захотят путешествовать с автономной поддержкой. Я имею в виду, возможность продолжения поездки на собственном транспорте.
Ведь многие пригородные маршруты проходят по сельской местности, где некоторые населенные пункты находятся в нескольких километрах от ближайшей железнодорожной станции. Это вынуждает их жителей брать с собой в поездку педальных помощников. На них они подъезжают к станции и возвращаются от нее домой.
В старых конструкциях велосипедистам приходилось сильно исхитрятся, находя место для своих помощников в тамбурах или подвешивая их на багажных полках. Все это приводило к неудобствам для других пассажиров и сильному снижению уровня пассивной безопасности. Теперь вопрос решен кардинально, благодаря обустройству стационарных велопарковок.
В головных вагонах предусмотрены крепления для велосипедов, удерживающие их на месте во время движения, и не создающие помех для других. К тому же, педальная техника путешествует в вертикальном положении, занимая гораздо меньшее пространство.
Электропоезд ЭП2ДМ предназначен для эксплуатации на электрифицированных участках железных дорог при ширине колеи 1520 мм. При этом номинальное напряжении контактной сети должно составлять 3000 В постоянного тока. Максимальная эксплуатационная скорость ограничена показателем в 120 км/ч.
Благодаря тому, что электричка почти на 100 % состоит из российских комплектующих, полностью исключена зависимость от импортных деталей. А это – очень важный фактор для налаживания в будущем серийного производства модели.
Грядущий пристрел на выход в серию учитывали и при проектировании внутреннего интерьера салона. Кроме того, что кресла выполнили в приятной серо-оранжевой цветовой гамме, они также получили большую эргономичность (по сравнению с базовой моделью). Возможность сесть в них поглубже и выемка в спинке обеспечивают дополнительный комфорт для пассажиров во время поездки. А форма посадочного места увеличивает размер полезного пространства в вагоне (между рядами добавилось около 6 сантиметров).
Из тех же побуждений продуман и принцип установки кресел. Если в основной части можно увидеть 6-местные купе, то ближе к выходам ситуация меняется. Ведь ни для кого не секрет, что наибольшее скопление людей происходит именно здесь, непосредственно перед выходом из вагона. Поэтому по краям салона теперь установлены 4-местные варианты, позволяющие более комфортно проводить процесс посадки/высадки из состава.
Продуманы и другие практичные моменты. Например, багажные полки усилили, также покрыв краской, устойчивой к повреждениям. Окна затонированы, что добавит комфорта путешествующим в солнечное время года. И еще, дизайнеры позаботились также о защите от вандалов или хулиганов. Любителям экстрима (т. н. зацеперам) очень сложно найти в голове вагона возможность закрепиться для внешней поездки на электричке. А на корпуса вагонов нанесли специальное покрытие, препятствующее сохранению нарисованного граффити.
В будущем электропоезд сможет эксплуатироваться в составе от 2 до 12 вагонов. В зависимости от этого, его пассажировместимость составит от 510 до 2200 человек. ЭП2ДМ вполне подходит как основа для создания новых модификаций, отвечающих потребностям российской экономики и населения.
При желании, также возможна его модернизация для повышения эксплуатационных характеристик. В частности, увеличения максимальной скорости или улучшения показателей экономичности и экологичности. Еще одно направление – создание новых модификаций для использования в сложных условиях (например, на Крайнем Севере). Так или иначе, но пока рано забегать вперед, ведь история ЭП2ДМ только начинается.
Базой для новинки послужил уже хорошо знакомый российским пользователям электропоезд ЭП2Д, производящийся с 2016 года. Правда, его конструкция получила ряд существенных изменений, сделавших ее более современной и комфортной.
Красивые вагоны ЭП2ДМ. Фото: youtube.com
Разработка улучшенной электрички началась в прошлом году. В ней приняли участие более восьми десятков российских предприятий, в том числе Крюковский вагоностроительный и Демиховский машиностроительный заводы, НПК «Уралвагонзавод», другие организации.
Совместный проект прошел успешно
Разработка ЭП2ДМ велась в сжатые сроки, и уже в 2023 году опытный образец поезда был отправлен на испытания. В ходе последних подтверждено его соответствие всем техническим требованиям и готовность к эксплуатации. Удивительно, но к конструкторам не прозвучало ни одного серьезного замечания или пожелания доработать какой-либо из элементов электрички.
Получившийся в итоге состав стал важной вехой в развитии российского железнодорожного машиностроения. Он показал, что отечественные производители способны создавать современные и комфортные поезда, отвечающие всем требованиям безопасности.
К тому же, ЭП2ДМ имеет хорошие перспективы для экспорта. Он может быть интересен как странам СНГ, так и другим государствам Европы или Азии. Ведь новая электричка – это надежное и комфортное средство передвижения для пассажиров, соответствующее всем современным требованиям безопасности и экологичности.
Первые электропоезда ЭП2ДМ поступили в депо «МЦД-4» в сентябре 2023 года. Они начали курсировать на линии от станции «Мякинино» до станции «Одинцово». В дальнейшем планируется их использование и на остальных маршрутах МЦД, а также – других пригородных направлениях страны.
В процессе разработки специалисты учитывали как пожелания самих пассажиров, так и железнодорожников. Результатом стала взвешенная конструкция, обладающая рядом преимуществ над предшественниками. Особое внимание при сборке вагонов уделялось трем моментам:
✅ эргономике
✅ эстетике
✅ безопасности
Чтобы добиться поставленных целей, инженерам, проектирующим состав, потребовалось применить ряд изменений базовой конструкции электрички шестилетней давности. В итоге получился опытный состав, включающий три вагона: два моторных и один прицепной. При этом общая пассажировместимость составила 550 человек. А теперь, пожалуй, стоит обратить внимание на некоторые положительные моменты и технические особенности нового поезда.
Что нового предлагают пассажирам российские инженеры?
Всем понятно, что любое обновление ставит перед собой улучшение прежней конструкции. Удалось ли в современных сложных условиях добиться этой цели? Судите сами. К наиболее заметным изменениям (по сравнению с базовой моделью) стоит отнести:
✅ кабину машиниста
✅ буферные фонари
✅ улучшенные сидения
✅ информационное табло
✅ велопарковки
Новая кабина машиниста получила широкое лобовое стекло с увеличенным углом наклона. Это позволило улучшить обзор для машиниста, повысив безопасность движения. К тому же, его рабочее место теперь выглядит более современно и выигрывает в плане аэродинамики. Для придания модерна внешнему виду буферные фонари и прожектор уменьшили в размерах. Но уровень их яркости не пострадал, благодаря использованию качественных светодиодов.
Новые сиденья в салоне имеют удобную форму и увеличенное пространство между ними. Отдельно стоит упомянуть улучшенные табло. Они стали более крупными и информативными. Ну, и понятно, что некоторые пассажиры захотят путешествовать с автономной поддержкой. Я имею в виду, возможность продолжения поездки на собственном транспорте.
Обновленный салон ЭП2ДМ. Фото: youtube.com
Ведь многие пригородные маршруты проходят по сельской местности, где некоторые населенные пункты находятся в нескольких километрах от ближайшей железнодорожной станции. Это вынуждает их жителей брать с собой в поездку педальных помощников. На них они подъезжают к станции и возвращаются от нее домой.
В старых конструкциях велосипедистам приходилось сильно исхитрятся, находя место для своих помощников в тамбурах или подвешивая их на багажных полках. Все это приводило к неудобствам для других пассажиров и сильному снижению уровня пассивной безопасности. Теперь вопрос решен кардинально, благодаря обустройству стационарных велопарковок.
USB зарядка для смартфонов. Фото: youtube.com
В головных вагонах предусмотрены крепления для велосипедов, удерживающие их на месте во время движения, и не создающие помех для других. К тому же, педальная техника путешествует в вертикальном положении, занимая гораздо меньшее пространство.
Технические характеристики состава
Электропоезд ЭП2ДМ предназначен для эксплуатации на электрифицированных участках железных дорог при ширине колеи 1520 мм. При этом номинальное напряжении контактной сети должно составлять 3000 В постоянного тока. Максимальная эксплуатационная скорость ограничена показателем в 120 км/ч.
Благодаря тому, что электричка почти на 100 % состоит из российских комплектующих, полностью исключена зависимость от импортных деталей. А это – очень важный фактор для налаживания в будущем серийного производства модели.
Грядущий пристрел на выход в серию учитывали и при проектировании внутреннего интерьера салона. Кроме того, что кресла выполнили в приятной серо-оранжевой цветовой гамме, они также получили большую эргономичность (по сравнению с базовой моделью). Возможность сесть в них поглубже и выемка в спинке обеспечивают дополнительный комфорт для пассажиров во время поездки. А форма посадочного места увеличивает размер полезного пространства в вагоне (между рядами добавилось около 6 сантиметров).
Широкий проем и современный дверной механизм ЭП2ДМ. Фото: youtube.com
Из тех же побуждений продуман и принцип установки кресел. Если в основной части можно увидеть 6-местные купе, то ближе к выходам ситуация меняется. Ведь ни для кого не секрет, что наибольшее скопление людей происходит именно здесь, непосредственно перед выходом из вагона. Поэтому по краям салона теперь установлены 4-местные варианты, позволяющие более комфортно проводить процесс посадки/высадки из состава.
Продуманы и другие практичные моменты. Например, багажные полки усилили, также покрыв краской, устойчивой к повреждениям. Окна затонированы, что добавит комфорта путешествующим в солнечное время года. И еще, дизайнеры позаботились также о защите от вандалов или хулиганов. Любителям экстрима (т. н. зацеперам) очень сложно найти в голове вагона возможность закрепиться для внешней поездки на электричке. А на корпуса вагонов нанесли специальное покрытие, препятствующее сохранению нарисованного граффити.
Дальнейшие перспективы
В будущем электропоезд сможет эксплуатироваться в составе от 2 до 12 вагонов. В зависимости от этого, его пассажировместимость составит от 510 до 2200 человек. ЭП2ДМ вполне подходит как основа для создания новых модификаций, отвечающих потребностям российской экономики и населения.
Полки для багажа. Фото: youtube.com
При желании, также возможна его модернизация для повышения эксплуатационных характеристик. В частности, увеличения максимальной скорости или улучшения показателей экономичности и экологичности. Еще одно направление – создание новых модификаций для использования в сложных условиях (например, на Крайнем Севере). Так или иначе, но пока рано забегать вперед, ведь история ЭП2ДМ только начинается.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Автодома из Китая – лучшие машины и дорогостоящая роскошь
Не сидится авторам канала «ПриветТачка» на месте. Они ищут интересные автомобили. В этот раз им удалось попасть в салон Armadillo. Не слышали про такую...