Аксиальный двигатель – новая надежда автомобилистов и авиаторов
Быстрое развитие транспорта на электрической тяге выявило множество новых задач и проблем. И дело не только в изготовлении легких, недорогих, с длительным ресурсом, аккумуляторов. Двигатели тоже требуют к себе внимания. Сегодня усилия конструкторов направлены на разработку компактного, мощного мотора с большим КПД.
Один из вариантов силового агрегата на электрической тяге – двигатель с осевым потоком (зазором). Ряд компаний, а именно – английская YASA, бельгийская Magnax, словенская EMRAX и другие (исследования проводит и «Роллс-Ройс») активно занимаются разработками нестандартного электромотора, называемого аксиальным.
Одна из его особенностей заключается в том, что его можно устанавливать как на автомобили, так и самолеты, корабли. Но сначала стоит разобраться, что это за устройство и как оно работает.
Используемые сегодня агрегаты характеризуются радиальным, т. е. направленным перпендикулярно от центра к краям, магнитным потоком. Электромоторы подобного типа также называют бесщеточными синхронными (BLDC) или аксиальными. Другая их особенность заключается в применении магнитов из редкоземельных химических элементов, располагаемых вдоль ротора. От первого из них начинается поток, пересекающий небольшой воздушный зазор между статором и вращающейся частью электромотора. Главный минус традиционного движка заключается в относительно больших габаритах и массе. Даже для самого компактного электрокара потребуется агрегат весом свыше 45 кг.
Главная – направленность магнитного поля параллельно оси мотора. Принцип действия подобного устройства описал и запатентовал Никола Тесла еще в 1889-м году. Хотя ранее Майкл Фарадей уже делал такой двигатель-демонстратор. В нем постоянные магниты размещены на роторах (их два – по одному с каждой стороны), между которыми находится статор.
Поток получается прямой и одномерный. Это дает возможность применять для изготовления магнитов стали, в которых есть ориентированные зерна, что повышает в конечном итоге КПД двигателя.
Сначала необходимо подать напряжение на обмотки статора, чтобы создать на них поле, которое уже есть у ротора с постоянными магнитами. В результате получается взаимодействие: они то отталкиваются, то притягиваются друг к другу. Имеются в виду статорные и роторные магниты. Вращение передается на вал, к которому присоединяются нужные механизмы.
Наиболее заметное преимущество – габариты и масса по отношению к мощности. Например, у «полного» электрокара BMW i3 на 1 кг мотора (общий вес 41 кг) приходится три киловатта отдачи. В то время, как у аксиального агрегата (например, Magnax AXF225 массой 14 кг) данный показатель достигает почти 15 кВт – т. е. в пять раз больше! Все это приводит не только к лучшей динамике, но и увеличению запаса хода примерно на 10 %. Из других плюсов стоит выделить возможность более эффективного охлаждения. Поток воздуха либо жидкости вдоль оси быстрее рассеивает тепло и понижает температуру. И последний положительный момент – удобное управление двигателем: можно с высокой точностью контролировать скорость вращения ротора и значение крутящего момента.
А что с другой, отрицательной стороны? Конструкция более сложная, если сравнивать с обычным мотором, у которого радиальный магнитный поток. Отсюда – более высокая стоимость обслуживания. Правда, у аксиального двигателя все обмотки активны на 100 %, т. к. нет т. н. «выступов» и медь не тратится впустую. И еще один момент заключается в необходимости точного изготовления устройства и его размещения. Надежность работы может нарушить сильная вибрация или воздействие иных магнитных полей. Но достаточно теории – пора переходить к практике: где и кем устанавливаются электродвигатели с осевым потоком?
Это британская компания, которую летом 2021-го года купил Mercedes-Benz. Надо сказать, что произошло это как раз в то время, когда англичане уже заключили договор на поставку электромоторов с осевым потоком для спорткаров «Феррари». Видимо, немцы чувствуют перспективность подобных двигателей!
И первой машиной, куда поставили инновационный мотор, стал футуристичный Mercedes-Benz Vision One-Eleven. По внешнему виду автомобиль можно назвать «отсылкой» к модели С111, «гремевшей» в 60-е и 70-е годы минувшего века. У новой машины тоже двери типа «крыло чайки», заниженный «передок» и такой же цвет кузова, как у «предков». К сожалению, подробностей о технических характеристиках электрокара не сообщают. Известно, что вес нового мотора составляет примерно треть от массы предшественников.
Подобные двигатели уже стоят на электрокаре McLaren Artura. Предполагается: в недалеком будущем ими укомплектуют серийные «Мерседесы». Производством моторов с осевым потоком займется предприятие, принадлежащее немецкой компании – Berlin-Marienfelde. Концепт Vision One-Eleven на конвейер не поставят, однако ряд идей, примененных в ходе его постройки, наверняка используют.
Название компании произошло от слияния слов «магнитный» и «аксиальный». Фирма более десяти лет занимается исследованиями в области создания двигателей с осевым потоком. При этом особое внимание уделяется технологии. Например, используется медная проволока с квадратным сечением, что увеличивает заполняемость обмоток до 90%.
Как уверяют в представительстве компании, первый прототип электродвигателя будет готов к концу этого года. Это агрегат диаметром 27,5 см весом 22,5 кг, могущий развить 400-550 «лошадей»! Также проектируется его «младший брат» массой 7 кг и мощностью 113 л. с. В это верится с трудом: на практике пока у компании есть мотор AXF275, выдающий 407 л. с. при массе в 26,5 кг. Свои электромоторы Magnax планирует устанавливать в мотоциклы, автомобили и на «ветряки».
Фирму можно назвать одной из «старейшей» среди тех, что занимаются производство электромоторов с осевым потоком. Первый агрегат был изготовлен в 2008-м и установлен на электрический самолет. К 2016-му компания уже предлагала целую серию двигателей. Самый маленький имел диаметр 18,8 см. Но даже он выдает пиковую мощность в 95 л. с. при наибольшем крутящем моменте в 100 Н*м. Самый крупный двигатель в модельной линейке – Emrax 348: развивает 571 л. с. при массе в 42 кг. Для увеличения мощности возможно сдваивание силовых агрегатов.
Компания позиционирует свою продукцию, как электромоторы, которые можно устанавливать чуть ли не на любой тип транспорта. Это могут быть велосипеды, мотоциклы, автомобили, самолеты и даже морские суда.
Пока еще все возможности, плюсы и минусы этих моторов до конца не изучены. Тем не менее, ведущие автомобильные гиганты полным ходом тестируют агрегаты на своих машинах. Более того: например, Mercedes-Benz заявила о выпуске первых электрокаров AMG с аксиальным двигателем в 2025-м году. Впереди – много идей: так, Вулмер, глава YASA, утверждает: дальнейшее совершенствование моторов с осевым потоком позволит отказаться от …трансмиссии – т. н. скейтборда, находящегося под днищем электромобиля. Освободившееся пространство можно использовать под багажник, АКБ и т. д. Остается только ждать практических результатов.
Один из вариантов силового агрегата на электрической тяге – двигатель с осевым потоком (зазором). Ряд компаний, а именно – английская YASA, бельгийская Magnax, словенская EMRAX и другие (исследования проводит и «Роллс-Ройс») активно занимаются разработками нестандартного электромотора, называемого аксиальным.
На электросамолете Spirit of Innovation от Rolls-Roys стоит аксиальная силовая установка. Фото: YouTube.com
Одна из его особенностей заключается в том, что его можно устанавливать как на автомобили, так и самолеты, корабли. Но сначала стоит разобраться, что это за устройство и как оно работает.
Сравнение с обычными электродвигателями
Используемые сегодня агрегаты характеризуются радиальным, т. е. направленным перпендикулярно от центра к краям, магнитным потоком. Электромоторы подобного типа также называют бесщеточными синхронными (BLDC) или аксиальными. Другая их особенность заключается в применении магнитов из редкоземельных химических элементов, располагаемых вдоль ротора. От первого из них начинается поток, пересекающий небольшой воздушный зазор между статором и вращающейся частью электромотора. Главный минус традиционного движка заключается в относительно больших габаритах и массе. Даже для самого компактного электрокара потребуется агрегат весом свыше 45 кг.
Особенности двигателя с осевым потоком
Главная – направленность магнитного поля параллельно оси мотора. Принцип действия подобного устройства описал и запатентовал Никола Тесла еще в 1889-м году. Хотя ранее Майкл Фарадей уже делал такой двигатель-демонстратор. В нем постоянные магниты размещены на роторах (их два – по одному с каждой стороны), между которыми находится статор.
Сравнение направления движения магнитного потока. Фото: YouTube.com
Поток получается прямой и одномерный. Это дает возможность применять для изготовления магнитов стали, в которых есть ориентированные зерна, что повышает в конечном итоге КПД двигателя.
Как все это работает
Сначала необходимо подать напряжение на обмотки статора, чтобы создать на них поле, которое уже есть у ротора с постоянными магнитами. В результате получается взаимодействие: они то отталкиваются, то притягиваются друг к другу. Имеются в виду статорные и роторные магниты. Вращение передается на вал, к которому присоединяются нужные механизмы.
Плюсы и минусы двигателя с осевым потоком
Наиболее заметное преимущество – габариты и масса по отношению к мощности. Например, у «полного» электрокара BMW i3 на 1 кг мотора (общий вес 41 кг) приходится три киловатта отдачи. В то время, как у аксиального агрегата (например, Magnax AXF225 массой 14 кг) данный показатель достигает почти 15 кВт – т. е. в пять раз больше! Все это приводит не только к лучшей динамике, но и увеличению запаса хода примерно на 10 %. Из других плюсов стоит выделить возможность более эффективного охлаждения. Поток воздуха либо жидкости вдоль оси быстрее рассеивает тепло и понижает температуру. И последний положительный момент – удобное управление двигателем: можно с высокой точностью контролировать скорость вращения ротора и значение крутящего момента.
У Ferrari SF90 – аксиальный движок. Фото: YouTube.com
А что с другой, отрицательной стороны? Конструкция более сложная, если сравнивать с обычным мотором, у которого радиальный магнитный поток. Отсюда – более высокая стоимость обслуживания. Правда, у аксиального двигателя все обмотки активны на 100 %, т. к. нет т. н. «выступов» и медь не тратится впустую. И еще один момент заключается в необходимости точного изготовления устройства и его размещения. Надежность работы может нарушить сильная вибрация или воздействие иных магнитных полей. Но достаточно теории – пора переходить к практике: где и кем устанавливаются электродвигатели с осевым потоком?
YASA
Это британская компания, которую летом 2021-го года купил Mercedes-Benz. Надо сказать, что произошло это как раз в то время, когда англичане уже заключили договор на поставку электромоторов с осевым потоком для спорткаров «Феррари». Видимо, немцы чувствуют перспективность подобных двигателей!
Серийный гиперкар Koenigsegg Regera оснащен двигателем Yasa. Фото: YouTube.com
И первой машиной, куда поставили инновационный мотор, стал футуристичный Mercedes-Benz Vision One-Eleven. По внешнему виду автомобиль можно назвать «отсылкой» к модели С111, «гремевшей» в 60-е и 70-е годы минувшего века. У новой машины тоже двери типа «крыло чайки», заниженный «передок» и такой же цвет кузова, как у «предков». К сожалению, подробностей о технических характеристиках электрокара не сообщают. Известно, что вес нового мотора составляет примерно треть от массы предшественников.
Mercedes-Benz Vision One-Eleven тоже укомплектован двигателем с осевым потоком. Фото: YouTube.com
Подобные двигатели уже стоят на электрокаре McLaren Artura. Предполагается: в недалеком будущем ими укомплектуют серийные «Мерседесы». Производством моторов с осевым потоком займется предприятие, принадлежащее немецкой компании – Berlin-Marienfelde. Концепт Vision One-Eleven на конвейер не поставят, однако ряд идей, примененных в ходе его постройки, наверняка используют.
Magnax
Название компании произошло от слияния слов «магнитный» и «аксиальный». Фирма более десяти лет занимается исследованиями в области создания двигателей с осевым потоком. При этом особое внимание уделяется технологии. Например, используется медная проволока с квадратным сечением, что увеличивает заполняемость обмоток до 90%.
Испытания электромотора от Magnax. Фото: YouTube.com
Как уверяют в представительстве компании, первый прототип электродвигателя будет готов к концу этого года. Это агрегат диаметром 27,5 см весом 22,5 кг, могущий развить 400-550 «лошадей»! Также проектируется его «младший брат» массой 7 кг и мощностью 113 л. с. В это верится с трудом: на практике пока у компании есть мотор AXF275, выдающий 407 л. с. при массе в 26,5 кг. Свои электромоторы Magnax планирует устанавливать в мотоциклы, автомобили и на «ветряки».
Emrax (ранее Enstroj)
Фирму можно назвать одной из «старейшей» среди тех, что занимаются производство электромоторов с осевым потоком. Первый агрегат был изготовлен в 2008-м и установлен на электрический самолет. К 2016-му компания уже предлагала целую серию двигателей. Самый маленький имел диаметр 18,8 см. Но даже он выдает пиковую мощность в 95 л. с. при наибольшем крутящем моменте в 100 Н*м. Самый крупный двигатель в модельной линейке – Emrax 348: развивает 571 л. с. при массе в 42 кг. Для увеличения мощности возможно сдваивание силовых агрегатов.
Тестирование небольшого электродвигателя Emrax. Фото: YouTube.com
Компания позиционирует свою продукцию, как электромоторы, которые можно устанавливать чуть ли не на любой тип транспорта. Это могут быть велосипеды, мотоциклы, автомобили, самолеты и даже морские суда.
Перспективы аксиальных электродвигателей
Пока еще все возможности, плюсы и минусы этих моторов до конца не изучены. Тем не менее, ведущие автомобильные гиганты полным ходом тестируют агрегаты на своих машинах. Более того: например, Mercedes-Benz заявила о выпуске первых электрокаров AMG с аксиальным двигателем в 2025-м году. Впереди – много идей: так, Вулмер, глава YASA, утверждает: дальнейшее совершенствование моторов с осевым потоком позволит отказаться от …трансмиссии – т. н. скейтборда, находящегося под днищем электромобиля. Освободившееся пространство можно использовать под багажник, АКБ и т. д. Остается только ждать практических результатов.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...