Мопед Jawa 50 Pionyr – многие чехи раньше начинали вождение с него
14 716

Мопед Jawa 50 Pionyr – многие чехи раньше начинали вождение с него

Постановление чехословацкого правительства о развитии производства товаров народного потребления побудило главного конструктора Йозефа Йозифа к действию. Обзаведясь командой разработчиков от завода им. 9 Мая (пражский филиал «Явы»), инженер попытался создать простенькое транспортное средство, доступное самому широкому кругу пользователей.


За основу приняли домашние эскизы, сделанные Йозифом в соавторстве с Яном Крживкой в конце 40-х для тогдашнего техдиректора предприятия. Чтобы в будущем имелась возможность ездить без водительских прав, мотоцикл должен был иметь педали, соответствующие определению «мопед» того времени.

Мопед Jawa 50 Pionyr – многие чехи раньше начинали вождение с негоОбъемная передняя фара Pionyr. Фото: youtube.com

Интересно, что базовые разработки относились к типу легкого мотоцикла, поэтому концепцию пришлось перерабатывать, создавая конструкцию с педальным приводом. Так появились несколько экземпляров прототипа мопеда Jawa 359. Также в это время принято решение о выпуске новых мотоциклов на словацком заводе в Поважской Быстрице, где в 1947-1951 годах производился небольшой Manet 90.

Новый мопед для широкого круга потребителей


С 1953 по 1954 годы на Jawa в Праге стажировались трое рабочих из Словакии, которые принимали участие в разработке проектной документации нового мопеда. После этого они перевезли ее на свою фирму вместе с первым прототипом. Пока проходил процесс испытания тестовых образцов и подготовка к запуску в серийное производство, пришла новая вводная.

После внесения новых поправок в законы, мотоциклы стали оцениваться по характеристикам и максимальной скорости, а педали потеряли свое значение. Поэтому в июле 1955 года началось производство нового небольшого мотоцикла Jawa 550 Pionyr с заводной ножкой.


Хотя словацкие дизайнеры активно участвовали в разработке новинки, «550-й» посчитали лицензионным продуктом. Таким образом, быстрицкой компании пришлось заплатить налог за использование знаменитого бренда.

С высоты прожитых десятилетий можно смело заявить, что все планы производителей успешно совершились. Новая модель получилась и качественной, и востребованной, и доступной по цене. Ну, и, само собой, на ней можно было ездить без прав и в самой ЧССР, и на необъятных просторах Советского Союза. Не будем вас томить, а поскорее перейдем к обсуждению показателей легкого мотоцикла.

«Пенек», на который мечтали сесть многие пацаны


Помните сказку, о том, что «не садись на пенек…»? К чему это я? Видите ли, первичная конструкция Pionyr подразумевала только одно посадочное место. Причем, оно имело не тонкое основание, а того же диаметра, что и само сидение.

Неплохой внешний вид Jawa 50 «Пенек». Фото: youtube.com

Наблюдательные ребята сразу же придумали мотоциклу меткое прозвище – «пенек». Оно сохранилось и в новых модификациях, уже имеющих двухместное исполнение. Вот показатели Jawa 50/550:

✅ рабочий объем двигателя – 49,8 куб. см
✅ мощность – 1,6 л. с
✅ максимальная скорость – 45 км/ч

Техника имела непривычный для советских типов мотоциклов тех лет лежачий 2-тактный одноцилиндровый мотор с воздушным охлаждением. Диск сцепления с пробковыми вставками выполнили как единое целое с ведомым колесом первичной передачи. Он зажимался при помощи пружины между двумя дисками, соединенными с валом главной передачи. Трансмиссия у Jawa 50 Pionyr была трехступенчатой, с ножным пошаговым переключением:

✅ первая передача – вниз
✅ вторая и третья – вверх
✅ нейтральная – посредине

Рычаг переключения располагался с левой, а стартера – с правой стороны двигателя. Алюминиевые детали первых изделий отливались в песчаных формах. Этот процесс являлся не только дорогим, но и довольно длительным (занимал около получаса на единицу). Поэтому, вскоре после начала производства в 1955 году, срочно внедрили технологию литья под давлением в стальные формы. Итогом стало то, что время, необходимое для отливки одного блока двигателя, сократилось примерно до 30 секунд.

У первых образцов техники устанавливались карбюраторы Jikov 2912. Стремление повысить производительность и снизить расход привело в конце производства к использованию нового типа с обозначением Jikov 2914 Гц (горизонтального типа). Кроме того, чешские инженеры применили одно ноу-хау, позже перехваченное японцами.

Цепная передача Jawa 50. Фото: youtube.com

Заднее ведущее колесо мотоцикла установили в продольной качающейся вилке, подвешенной на единственной винтовой пружине. Это решение вполне оправдало себя, т. к. много лет спустя было перенято японской Yamaha. Передняя вилка не имела амортизаторов, а подрессоривалась двумя винтовыми пружинами внутри опорных трубок. Ее скольжение ограничивалось втулками и снаружи закрывалось резиновыми манжетами.

Барабанные тормоза с полуступицей приводились в действие тросом спереди и тягой педали тормоза сзади. Электроэнергию для освещения обеспечивал генератор переменного тока с постоянными магнитами, т. н магнето. Электрический звуковой сигнал, спрятанный за открывающимися крышками под баком, питался от двух последовательно соединенных плоских элементов 4,5 В (Bateria 310). Их расположили на держателе в пространстве под сиденьем.

Позже применили рупор меньшего размера, и батареи подключили параллельно. Серийные мотоциклы никогда не оснащались тахометром, он имелся лишь на опытных образцах. Поэтому фото техники с восточногерманскими приборами в форме герба страны – плод индивидуальной установки владельцами мопедов.

Проблемы качества и их успешное решение


За вторую половину 1955 года было выпущено 3556 мотоциклов первого типа 550. Все развивалось слишком быстро, и не могло пройти без последствий. Ускоренное внедрение в серийное производство (на фоне недостаточных испытательных тестов) привело к ряду неисправностей и отказов аппаратов.

Спидометр с одометром на Jawa 50 Pionyr. Фото: youtube.com

Однако директор компании Бенячко подошел к решению проблем лояльно, проводя устранение дефектов и конструктивные доработки уже проданных мотоциклов бесплатно в рамках гарантийного ремонта. Зато концепция и качество новых модификаций намного превзошли конкурентов в своей категории, получив бешенную популярность, упомянутую выше. Впечатляет и география продаж Pionyr:

✅ ГДР и другие страны Восточной Европы
✅ СССР
✅ США
✅ ряд стран Западной Европы

Базовая модель простояла на заводском конвейере в течение трех лет. Так, до лета 1958 года успели собрать 106 111 штук классических «пеньков». Многочисленные доработки и серьезные изменения конструкции побудили производителя в будущем маркировать их другим обозначением, как новые модификации мопеда.

Многочисленные модификации и три десятилетия на конвейере


Уже следующий тип 555 получил расширенный обтекатель заднего колеса под сиденьем, создающий за ним багажник, правда, пока еще с одноместным сидением. Так пресловутый «пенек» остался в прошлом, а модель Pionyr набирала популярности внутри страны и на рынках многочисленных импортеров чехословацких легких мотоциклов. Модификация 555 получила целый ряд и других улучшений:

✅ брызговики более глубокой формы
✅ металлический щиток, защищающий ноги ездока от непогоды
✅ увеличение мощности до 2,2 л. с
✅ скорость также выросла до 60-65 км/ч

В 1958-м собрали 38 221 мотоцикл нового типа, а пика производства достигли в 1961 году (85 094 штуки). Выпуск типа 555 завершился в следующем году, а общий тираж составил 327 230 единиц техники. После этого компания перешла к новым модификациям, изменив цифровое обозначение на двухзначное. По их техническим данным, для управления мотоциклом уже требовалось получение прав категории А1.

Двигатель Jawa 50 с коробкой. Фото: youtube.com

Общее производство поколения чехословацких легких мотоциклов Pionyr продлилось до 1982 года. При этом среднегодовой выпуск сохранялся на уровне около 70 тысяч в год (всего – 1 639 351 единица). Это были уже модели 05, 20, 21 (спорт) и 23. Дольше всего выпускалась последняя модификация – в течение последних 14 лет производства.
А вам приходилось видеть Jawa 50 Pionyr?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....