Мопед Jawa 50 Pionyr – многие чехи раньше начинали вождение с него
Постановление чехословацкого правительства о развитии производства товаров народного потребления побудило главного конструктора Йозефа Йозифа к действию. Обзаведясь командой разработчиков от завода им. 9 Мая (пражский филиал «Явы»), инженер попытался создать простенькое транспортное средство, доступное самому широкому кругу пользователей.
За основу приняли домашние эскизы, сделанные Йозифом в соавторстве с Яном Крживкой в конце 40-х для тогдашнего техдиректора предприятия. Чтобы в будущем имелась возможность ездить без водительских прав, мотоцикл должен был иметь педали, соответствующие определению «мопед» того времени.
Интересно, что базовые разработки относились к типу легкого мотоцикла, поэтому концепцию пришлось перерабатывать, создавая конструкцию с педальным приводом. Так появились несколько экземпляров прототипа мопеда Jawa 359. Также в это время принято решение о выпуске новых мотоциклов на словацком заводе в Поважской Быстрице, где в 1947-1951 годах производился небольшой Manet 90.
С 1953 по 1954 годы на Jawa в Праге стажировались трое рабочих из Словакии, которые принимали участие в разработке проектной документации нового мопеда. После этого они перевезли ее на свою фирму вместе с первым прототипом. Пока проходил процесс испытания тестовых образцов и подготовка к запуску в серийное производство, пришла новая вводная.
Хотя словацкие дизайнеры активно участвовали в разработке новинки, «550-й» посчитали лицензионным продуктом. Таким образом, быстрицкой компании пришлось заплатить налог за использование знаменитого бренда.
С высоты прожитых десятилетий можно смело заявить, что все планы производителей успешно совершились. Новая модель получилась и качественной, и востребованной, и доступной по цене. Ну, и, само собой, на ней можно было ездить без прав и в самой ЧССР, и на необъятных просторах Советского Союза. Не будем вас томить, а поскорее перейдем к обсуждению показателей легкого мотоцикла.
Помните сказку, о том, что «не садись на пенек…»? К чему это я? Видите ли, первичная конструкция Pionyr подразумевала только одно посадочное место. Причем, оно имело не тонкое основание, а того же диаметра, что и само сидение.
Наблюдательные ребята сразу же придумали мотоциклу меткое прозвище – «пенек». Оно сохранилось и в новых модификациях, уже имеющих двухместное исполнение. Вот показатели Jawa 50/550:
✅ рабочий объем двигателя – 49,8 куб. см
✅ мощность – 1,6 л. с
✅ максимальная скорость – 45 км/ч
Техника имела непривычный для советских типов мотоциклов тех лет лежачий 2-тактный одноцилиндровый мотор с воздушным охлаждением. Диск сцепления с пробковыми вставками выполнили как единое целое с ведомым колесом первичной передачи. Он зажимался при помощи пружины между двумя дисками, соединенными с валом главной передачи. Трансмиссия у Jawa 50 Pionyr была трехступенчатой, с ножным пошаговым переключением:
✅ первая передача – вниз
✅ вторая и третья – вверх
✅ нейтральная – посредине
Рычаг переключения располагался с левой, а стартера – с правой стороны двигателя. Алюминиевые детали первых изделий отливались в песчаных формах. Этот процесс являлся не только дорогим, но и довольно длительным (занимал около получаса на единицу). Поэтому, вскоре после начала производства в 1955 году, срочно внедрили технологию литья под давлением в стальные формы. Итогом стало то, что время, необходимое для отливки одного блока двигателя, сократилось примерно до 30 секунд.
У первых образцов техники устанавливались карбюраторы Jikov 2912. Стремление повысить производительность и снизить расход привело в конце производства к использованию нового типа с обозначением Jikov 2914 Гц (горизонтального типа). Кроме того, чешские инженеры применили одно ноу-хау, позже перехваченное японцами.
Заднее ведущее колесо мотоцикла установили в продольной качающейся вилке, подвешенной на единственной винтовой пружине. Это решение вполне оправдало себя, т. к. много лет спустя было перенято японской Yamaha. Передняя вилка не имела амортизаторов, а подрессоривалась двумя винтовыми пружинами внутри опорных трубок. Ее скольжение ограничивалось втулками и снаружи закрывалось резиновыми манжетами.
Барабанные тормоза с полуступицей приводились в действие тросом спереди и тягой педали тормоза сзади. Электроэнергию для освещения обеспечивал генератор переменного тока с постоянными магнитами, т. н магнето. Электрический звуковой сигнал, спрятанный за открывающимися крышками под баком, питался от двух последовательно соединенных плоских элементов 4,5 В (Bateria 310). Их расположили на держателе в пространстве под сиденьем.
Позже применили рупор меньшего размера, и батареи подключили параллельно. Серийные мотоциклы никогда не оснащались тахометром, он имелся лишь на опытных образцах. Поэтому фото техники с восточногерманскими приборами в форме герба страны – плод индивидуальной установки владельцами мопедов.
За вторую половину 1955 года было выпущено 3556 мотоциклов первого типа 550. Все развивалось слишком быстро, и не могло пройти без последствий. Ускоренное внедрение в серийное производство (на фоне недостаточных испытательных тестов) привело к ряду неисправностей и отказов аппаратов.
Однако директор компании Бенячко подошел к решению проблем лояльно, проводя устранение дефектов и конструктивные доработки уже проданных мотоциклов бесплатно в рамках гарантийного ремонта. Зато концепция и качество новых модификаций намного превзошли конкурентов в своей категории, получив бешенную популярность, упомянутую выше. Впечатляет и география продаж Pionyr:
✅ ГДР и другие страны Восточной Европы
✅ СССР
✅ США
✅ ряд стран Западной Европы
Базовая модель простояла на заводском конвейере в течение трех лет. Так, до лета 1958 года успели собрать 106 111 штук классических «пеньков». Многочисленные доработки и серьезные изменения конструкции побудили производителя в будущем маркировать их другим обозначением, как новые модификации мопеда.
Уже следующий тип 555 получил расширенный обтекатель заднего колеса под сиденьем, создающий за ним багажник, правда, пока еще с одноместным сидением. Так пресловутый «пенек» остался в прошлом, а модель Pionyr набирала популярности внутри страны и на рынках многочисленных импортеров чехословацких легких мотоциклов. Модификация 555 получила целый ряд и других улучшений:
✅ брызговики более глубокой формы
✅ металлический щиток, защищающий ноги ездока от непогоды
✅ увеличение мощности до 2,2 л. с
✅ скорость также выросла до 60-65 км/ч
В 1958-м собрали 38 221 мотоцикл нового типа, а пика производства достигли в 1961 году (85 094 штуки). Выпуск типа 555 завершился в следующем году, а общий тираж составил 327 230 единиц техники. После этого компания перешла к новым модификациям, изменив цифровое обозначение на двухзначное. По их техническим данным, для управления мотоциклом уже требовалось получение прав категории А1.
Общее производство поколения чехословацких легких мотоциклов Pionyr продлилось до 1982 года. При этом среднегодовой выпуск сохранялся на уровне около 70 тысяч в год (всего – 1 639 351 единица). Это были уже модели 05, 20, 21 (спорт) и 23. Дольше всего выпускалась последняя модификация – в течение последних 14 лет производства.
За основу приняли домашние эскизы, сделанные Йозифом в соавторстве с Яном Крживкой в конце 40-х для тогдашнего техдиректора предприятия. Чтобы в будущем имелась возможность ездить без водительских прав, мотоцикл должен был иметь педали, соответствующие определению «мопед» того времени.
Объемная передняя фара Pionyr. Фото: youtube.com
Интересно, что базовые разработки относились к типу легкого мотоцикла, поэтому концепцию пришлось перерабатывать, создавая конструкцию с педальным приводом. Так появились несколько экземпляров прототипа мопеда Jawa 359. Также в это время принято решение о выпуске новых мотоциклов на словацком заводе в Поважской Быстрице, где в 1947-1951 годах производился небольшой Manet 90.
Новый мопед для широкого круга потребителей
С 1953 по 1954 годы на Jawa в Праге стажировались трое рабочих из Словакии, которые принимали участие в разработке проектной документации нового мопеда. После этого они перевезли ее на свою фирму вместе с первым прототипом. Пока проходил процесс испытания тестовых образцов и подготовка к запуску в серийное производство, пришла новая вводная.
После внесения новых поправок в законы, мотоциклы стали оцениваться по характеристикам и максимальной скорости, а педали потеряли свое значение. Поэтому в июле 1955 года началось производство нового небольшого мотоцикла Jawa 550 Pionyr с заводной ножкой.
Хотя словацкие дизайнеры активно участвовали в разработке новинки, «550-й» посчитали лицензионным продуктом. Таким образом, быстрицкой компании пришлось заплатить налог за использование знаменитого бренда.
С высоты прожитых десятилетий можно смело заявить, что все планы производителей успешно совершились. Новая модель получилась и качественной, и востребованной, и доступной по цене. Ну, и, само собой, на ней можно было ездить без прав и в самой ЧССР, и на необъятных просторах Советского Союза. Не будем вас томить, а поскорее перейдем к обсуждению показателей легкого мотоцикла.
«Пенек», на который мечтали сесть многие пацаны
Помните сказку, о том, что «не садись на пенек…»? К чему это я? Видите ли, первичная конструкция Pionyr подразумевала только одно посадочное место. Причем, оно имело не тонкое основание, а того же диаметра, что и само сидение.
Неплохой внешний вид Jawa 50 «Пенек». Фото: youtube.com
Наблюдательные ребята сразу же придумали мотоциклу меткое прозвище – «пенек». Оно сохранилось и в новых модификациях, уже имеющих двухместное исполнение. Вот показатели Jawa 50/550:
✅ рабочий объем двигателя – 49,8 куб. см
✅ мощность – 1,6 л. с
✅ максимальная скорость – 45 км/ч
Техника имела непривычный для советских типов мотоциклов тех лет лежачий 2-тактный одноцилиндровый мотор с воздушным охлаждением. Диск сцепления с пробковыми вставками выполнили как единое целое с ведомым колесом первичной передачи. Он зажимался при помощи пружины между двумя дисками, соединенными с валом главной передачи. Трансмиссия у Jawa 50 Pionyr была трехступенчатой, с ножным пошаговым переключением:
✅ первая передача – вниз
✅ вторая и третья – вверх
✅ нейтральная – посредине
Рычаг переключения располагался с левой, а стартера – с правой стороны двигателя. Алюминиевые детали первых изделий отливались в песчаных формах. Этот процесс являлся не только дорогим, но и довольно длительным (занимал около получаса на единицу). Поэтому, вскоре после начала производства в 1955 году, срочно внедрили технологию литья под давлением в стальные формы. Итогом стало то, что время, необходимое для отливки одного блока двигателя, сократилось примерно до 30 секунд.
У первых образцов техники устанавливались карбюраторы Jikov 2912. Стремление повысить производительность и снизить расход привело в конце производства к использованию нового типа с обозначением Jikov 2914 Гц (горизонтального типа). Кроме того, чешские инженеры применили одно ноу-хау, позже перехваченное японцами.
Цепная передача Jawa 50. Фото: youtube.com
Заднее ведущее колесо мотоцикла установили в продольной качающейся вилке, подвешенной на единственной винтовой пружине. Это решение вполне оправдало себя, т. к. много лет спустя было перенято японской Yamaha. Передняя вилка не имела амортизаторов, а подрессоривалась двумя винтовыми пружинами внутри опорных трубок. Ее скольжение ограничивалось втулками и снаружи закрывалось резиновыми манжетами.
Барабанные тормоза с полуступицей приводились в действие тросом спереди и тягой педали тормоза сзади. Электроэнергию для освещения обеспечивал генератор переменного тока с постоянными магнитами, т. н магнето. Электрический звуковой сигнал, спрятанный за открывающимися крышками под баком, питался от двух последовательно соединенных плоских элементов 4,5 В (Bateria 310). Их расположили на держателе в пространстве под сиденьем.
Позже применили рупор меньшего размера, и батареи подключили параллельно. Серийные мотоциклы никогда не оснащались тахометром, он имелся лишь на опытных образцах. Поэтому фото техники с восточногерманскими приборами в форме герба страны – плод индивидуальной установки владельцами мопедов.
Проблемы качества и их успешное решение
За вторую половину 1955 года было выпущено 3556 мотоциклов первого типа 550. Все развивалось слишком быстро, и не могло пройти без последствий. Ускоренное внедрение в серийное производство (на фоне недостаточных испытательных тестов) привело к ряду неисправностей и отказов аппаратов.
Спидометр с одометром на Jawa 50 Pionyr. Фото: youtube.com
Однако директор компании Бенячко подошел к решению проблем лояльно, проводя устранение дефектов и конструктивные доработки уже проданных мотоциклов бесплатно в рамках гарантийного ремонта. Зато концепция и качество новых модификаций намного превзошли конкурентов в своей категории, получив бешенную популярность, упомянутую выше. Впечатляет и география продаж Pionyr:
✅ ГДР и другие страны Восточной Европы
✅ СССР
✅ США
✅ ряд стран Западной Европы
Базовая модель простояла на заводском конвейере в течение трех лет. Так, до лета 1958 года успели собрать 106 111 штук классических «пеньков». Многочисленные доработки и серьезные изменения конструкции побудили производителя в будущем маркировать их другим обозначением, как новые модификации мопеда.
Многочисленные модификации и три десятилетия на конвейере
Уже следующий тип 555 получил расширенный обтекатель заднего колеса под сиденьем, создающий за ним багажник, правда, пока еще с одноместным сидением. Так пресловутый «пенек» остался в прошлом, а модель Pionyr набирала популярности внутри страны и на рынках многочисленных импортеров чехословацких легких мотоциклов. Модификация 555 получила целый ряд и других улучшений:
✅ брызговики более глубокой формы
✅ металлический щиток, защищающий ноги ездока от непогоды
✅ увеличение мощности до 2,2 л. с
✅ скорость также выросла до 60-65 км/ч
В 1958-м собрали 38 221 мотоцикл нового типа, а пика производства достигли в 1961 году (85 094 штуки). Выпуск типа 555 завершился в следующем году, а общий тираж составил 327 230 единиц техники. После этого компания перешла к новым модификациям, изменив цифровое обозначение на двухзначное. По их техническим данным, для управления мотоциклом уже требовалось получение прав категории А1.
Двигатель Jawa 50 с коробкой. Фото: youtube.com
Общее производство поколения чехословацких легких мотоциклов Pionyr продлилось до 1982 года. При этом среднегодовой выпуск сохранялся на уровне около 70 тысяч в год (всего – 1 639 351 единица). Это были уже модели 05, 20, 21 (спорт) и 23. Дольше всего выпускалась последняя модификация – в течение последних 14 лет производства.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...