Городской маневровый локомотив для вспомогательных участков дорог
Непосвященным может быть не совсем понятно, о чем пойдет речь. Постараюсь сразу немного углубиться. Дело в том, что существуют магистральные или маневровые локомотивы, используемые на обычных участках железных дорог. Но иногда необходимы машины для профилактических и других работ на внутригородских трамвайных путях. Ну, или банальная прокладка новых линий и коммуникаций. Здесь уж никак не обойтись без такой специальной техники.
С 1900 года сложный ремонт пражских трамвайных вагонов осуществляли «Электрические подники» в Центральных мастерских, которым, однако, недоставало мощностей. А, учитывая весьма ограниченные возможности их дальнейшего расширения, девять лет спустя совет директоров компании начал заниматься строительством новых зданий.
Со свободными площадями в столице более сотни лет назад было так же туго, как и сейчас. Поэтому, когда в 1911 году Пражская строительная ассоциация предложила городу выкупить всю землю, включая здания бывшей фабрики «Рустон» в Карлине, муниципалитет не стал долго медлить с покупкой. Территория, удобно расположенная между трамвайной линией вдоль сегодняшней Соколовской улицы и железнодорожной линии на Надражи Тешнов, оказалась оптимальным вариантом и использовалась до появления в 50-х трамваев серии «Т».
В октябре 1910-го проложили новый трамвайный путь, частично используя существующую сеть. Само соединение здания Рустонки с путевой сетью Электрических железных дорог осуществили 13 октября 1913 года с помощью простой арки, дополненной переездом. Ветку к соответствующим зданиям мастерских протянули на самой территории. Два месяца спустя сданы в эксплуатацию здания сборочного, механического, кузнечного, мотального, столярного и кузовного цехов с последующим монтажом внутреннего оборудования.
С появлением трамваев Tatra серии «T» понадобились не только новые помещения, но и улучшенная конструкция городского маневрового локомотива. Осуществлять новый проект пришлось специалистам из уже упомянутой Рустонки. Стартовавший на стыке десятилетий, он успешно завершился в начале 50-х.
Создавая необходимую технику, инженеры не ставили целью ее многофункциональность или передовой дизайн. Надо было просто по-быстрому создать узкопрофильный локомотив для местных потребностей. И с этой задачей железнодорожники вполне справились.
Оба локомотива находились в эксплуатации более трех десятилетий, после чего были выведены из использования. Маневровая техника трудилась на внутригородских линиях. Обратим внимание на ее техническую сторону.
Клепаный кузов из листового металла и профилей построили на усиленной решетке по собственному проекту, оснастив с обеих сторон бамперами и сопряженным с ЧСД электрическим оборудованием. По конструкции они полностью соответствовали обычным моторным вагонам двустороннего трамвая, а колеса снабдили обручами с профилем ЧСД. Вот некоторые другие их особенности:
✅ максимальная скорость – 20 км/ч
✅ кабина машиниста – в центре локомотива
✅ первоначальная окраска – сочетание серого и кремового цветов
Учитывая маневровую направленность предстоящих работ, кабину установили между наклонными опорами, обеспечивая хороший обзор в обе стороны. А первоначальный цвет изменен на грязно-зеленый во время первого покрасочного ремонта в середине 1960-х годов.
В 1980/81 годах локомотив № 4072 прошел через капитальный ремонт, когда ему вновь вернули сочетание красного и кремового цветов, а также установили тормоз давления для торможения вагонов ЧСД. Это помогло второй единице прийти к моменту завершения эксплуатации в лучшем состоянии.
Оба локомотива использовались для приема и перемещения груженных или трамвайных вагонов, которые отправлялись в другие города. Электровозы выведены из строя после закрытия разъезда на Рустонку 3 июня 1984 года. С 1 января образец № 4072 передан в распоряжение музея предприятия, а его железнодорожные колеса заменены на трамвайные. Вторая единица полностью утилизирована.
После создания пражского музея MHD городской локомотив стал одним из его экспонатов. Сегодня окрашенный в цвет «хаки» локомотив № 4072 служит прекрасным напоминаем о тружениках подсобных участков дорог, часто скрытых от глаз непосвященных. А ведь без этой деятельности мегаполисы всего мира не смогли бы похвалиться отлаженной работой своего общественного рельсового транспорта.
С 1900 года сложный ремонт пражских трамвайных вагонов осуществляли «Электрические подники» в Центральных мастерских, которым, однако, недоставало мощностей. А, учитывая весьма ограниченные возможности их дальнейшего расширения, девять лет спустя совет директоров компании начал заниматься строительством новых зданий.
Скромный труженик подсобных участков дороги. Фото автора
Со свободными площадями в столице более сотни лет назад было так же туго, как и сейчас. Поэтому, когда в 1911 году Пражская строительная ассоциация предложила городу выкупить всю землю, включая здания бывшей фабрики «Рустон» в Карлине, муниципалитет не стал долго медлить с покупкой. Территория, удобно расположенная между трамвайной линией вдоль сегодняшней Соколовской улицы и железнодорожной линии на Надражи Тешнов, оказалась оптимальным вариантом и использовалась до появления в 50-х трамваев серии «Т».
Новые городские маневровые электровозы
В октябре 1910-го проложили новый трамвайный путь, частично используя существующую сеть. Само соединение здания Рустонки с путевой сетью Электрических железных дорог осуществили 13 октября 1913 года с помощью простой арки, дополненной переездом. Ветку к соответствующим зданиям мастерских протянули на самой территории. Два месяца спустя сданы в эксплуатацию здания сборочного, механического, кузнечного, мотального, столярного и кузовного цехов с последующим монтажом внутреннего оборудования.
С появлением трамваев Tatra серии «T» понадобились не только новые помещения, но и улучшенная конструкция городского маневрового локомотива. Осуществлять новый проект пришлось специалистам из уже упомянутой Рустонки. Стартовавший на стыке десятилетий, он успешно завершился в начале 50-х.
Городской электровоз работал в сети 600 В. Фото автора
Создавая необходимую технику, инженеры не ставили целью ее многофункциональность или передовой дизайн. Надо было просто по-быстрому создать узкопрофильный локомотив для местных потребностей. И с этой задачей железнодорожники вполне справились.
В течение 1951/52 годов в Рустонских центральных мастерских осуществлена постройка двух электровозов, получивших серийные номера 4071 и 4072. Они предназначались для перемещения железнодорожных вагонов по подъездным путям Рустонки.
Оба локомотива находились в эксплуатации более трех десятилетий, после чего были выведены из использования. Маневровая техника трудилась на внутригородских линиях. Обратим внимание на ее техническую сторону.
Технические особенности и показатели
Клепаный кузов из листового металла и профилей построили на усиленной решетке по собственному проекту, оснастив с обеих сторон бамперами и сопряженным с ЧСД электрическим оборудованием. По конструкции они полностью соответствовали обычным моторным вагонам двустороннего трамвая, а колеса снабдили обручами с профилем ЧСД. Вот некоторые другие их особенности:
✅ максимальная скорость – 20 км/ч
✅ кабина машиниста – в центре локомотива
✅ первоначальная окраска – сочетание серого и кремового цветов
Учитывая маневровую направленность предстоящих работ, кабину установили между наклонными опорами, обеспечивая хороший обзор в обе стороны. А первоначальный цвет изменен на грязно-зеленый во время первого покрасочного ремонта в середине 1960-х годов.
В 1980/81 годах локомотив № 4072 прошел через капитальный ремонт, когда ему вновь вернули сочетание красного и кремового цветов, а также установили тормоз давления для торможения вагонов ЧСД. Это помогло второй единице прийти к моменту завершения эксплуатации в лучшем состоянии.
Оба локомотива использовались для приема и перемещения груженных или трамвайных вагонов, которые отправлялись в другие города. Электровозы выведены из строя после закрытия разъезда на Рустонку 3 июня 1984 года. С 1 января образец № 4072 передан в распоряжение музея предприятия, а его железнодорожные колеса заменены на трамвайные. Вторая единица полностью утилизирована.
Грузовые локомотивы часто использовались для грязных работ. Фото автора
После создания пражского музея MHD городской локомотив стал одним из его экспонатов. Сегодня окрашенный в цвет «хаки» локомотив № 4072 служит прекрасным напоминаем о тружениках подсобных участков дорог, часто скрытых от глаз непосвященных. А ведь без этой деятельности мегаполисы всего мира не смогли бы похвалиться отлаженной работой своего общественного рельсового транспорта.
- Иван Гончаров
- фото автора
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Автодома из Китая – лучшие машины и дорогостоящая роскошь
Не сидится авторам канала «ПриветТачка» на месте. Они ищут интересные автомобили. В этот раз им удалось попасть в салон Armadillo. Не слышали про такую...