Городской маневровый локомотив для вспомогательных участков дорог
1 139

Городской маневровый локомотив для вспомогательных участков дорог

Непосвященным может быть не совсем понятно, о чем пойдет речь. Постараюсь сразу немного углубиться. Дело в том, что существуют магистральные или маневровые локомотивы, используемые на обычных участках железных дорог. Но иногда необходимы машины для профилактических и других работ на внутригородских трамвайных путях. Ну, или банальная прокладка новых линий и коммуникаций. Здесь уж никак не обойтись без такой специальной техники.


С 1900 года сложный ремонт пражских трамвайных вагонов осуществляли «Электрические подники» в Центральных мастерских, которым, однако, недоставало мощностей. А, учитывая весьма ограниченные возможности их дальнейшего расширения, девять лет спустя совет директоров компании начал заниматься строительством новых зданий.

Городской маневровый локомотив для вспомогательных участков дорогСкромный труженик подсобных участков дороги. Фото автора

Со свободными площадями в столице более сотни лет назад было так же туго, как и сейчас. Поэтому, когда в 1911 году Пражская строительная ассоциация предложила городу выкупить всю землю, включая здания бывшей фабрики «Рустон» в Карлине, муниципалитет не стал долго медлить с покупкой. Территория, удобно расположенная между трамвайной линией вдоль сегодняшней Соколовской улицы и железнодорожной линии на Надражи Тешнов, оказалась оптимальным вариантом и использовалась до появления в 50-х трамваев серии «Т».

Новые городские маневровые электровозы


В октябре 1910-го проложили новый трамвайный путь, частично используя существующую сеть. Само соединение здания Рустонки с путевой сетью Электрических железных дорог осуществили 13 октября 1913 года с помощью простой арки, дополненной переездом. Ветку к соответствующим зданиям мастерских протянули на самой территории. Два месяца спустя сданы в эксплуатацию здания сборочного, механического, кузнечного, мотального, столярного и кузовного цехов с последующим монтажом внутреннего оборудования.

С появлением трамваев Tatra серии «T» понадобились не только новые помещения, но и улучшенная конструкция городского маневрового локомотива. Осуществлять новый проект пришлось специалистам из уже упомянутой Рустонки. Стартовавший на стыке десятилетий, он успешно завершился в начале 50-х.

Городской электровоз работал в сети 600 В. Фото автора

Создавая необходимую технику, инженеры не ставили целью ее многофункциональность или передовой дизайн. Надо было просто по-быстрому создать узкопрофильный локомотив для местных потребностей. И с этой задачей железнодорожники вполне справились.

В течение 1951/52 годов в Рустонских центральных мастерских осуществлена постройка двух электровозов, получивших серийные номера 4071 и 4072. Они предназначались для перемещения железнодорожных вагонов по подъездным путям Рустонки.


Оба локомотива находились в эксплуатации более трех десятилетий, после чего были выведены из использования. Маневровая техника трудилась на внутригородских линиях. Обратим внимание на ее техническую сторону.

Технические особенности и показатели


Клепаный кузов из листового металла и профилей построили на усиленной решетке по собственному проекту, оснастив с обеих сторон бамперами и сопряженным с ЧСД электрическим оборудованием. По конструкции они полностью соответствовали обычным моторным вагонам двустороннего трамвая, а колеса снабдили обручами с профилем ЧСД. Вот некоторые другие их особенности:

✅ максимальная скорость – 20 км/ч
✅ кабина машиниста – в центре локомотива
✅ первоначальная окраска – сочетание серого и кремового цветов

Учитывая маневровую направленность предстоящих работ, кабину установили между наклонными опорами, обеспечивая хороший обзор в обе стороны. А первоначальный цвет изменен на грязно-зеленый во время первого покрасочного ремонта в середине 1960-х годов.

В 1980/81 годах локомотив № 4072 прошел через капитальный ремонт, когда ему вновь вернули сочетание красного и кремового цветов, а также установили тормоз давления для торможения вагонов ЧСД. Это помогло второй единице прийти к моменту завершения эксплуатации в лучшем состоянии.

Оба локомотива использовались для приема и перемещения груженных или трамвайных вагонов, которые отправлялись в другие города. Электровозы выведены из строя после закрытия разъезда на Рустонку 3 июня 1984 года. С 1 января образец № 4072 передан в распоряжение музея предприятия, а его железнодорожные колеса заменены на трамвайные. Вторая единица полностью утилизирована.

Грузовые локомотивы часто использовались для грязных работ. Фото автора

После создания пражского музея MHD городской локомотив стал одним из его экспонатов. Сегодня окрашенный в цвет «хаки» локомотив № 4072 служит прекрасным напоминаем о тружениках подсобных участков дорог, часто скрытых от глаз непосвященных. А ведь без этой деятельности мегаполисы всего мира не смогли бы похвалиться отлаженной работой своего общественного рельсового транспорта.
А вы знали о городских локомотивах?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....