Городской маневровый локомотив для вспомогательных участков дорог
Непосвященным может быть не совсем понятно, о чем пойдет речь. Постараюсь сразу немного углубиться. Дело в том, что существуют магистральные или маневровые локомотивы, используемые на обычных участках железных дорог. Но иногда необходимы машины для профилактических и других работ на внутригородских трамвайных путях. Ну, или банальная прокладка новых линий и коммуникаций. Здесь уж никак не обойтись без такой специальной техники.
С 1900 года сложный ремонт пражских трамвайных вагонов осуществляли «Электрические подники» в Центральных мастерских, которым, однако, недоставало мощностей. А, учитывая весьма ограниченные возможности их дальнейшего расширения, девять лет спустя совет директоров компании начал заниматься строительством новых зданий.
Со свободными площадями в столице более сотни лет назад было так же туго, как и сейчас. Поэтому, когда в 1911 году Пражская строительная ассоциация предложила городу выкупить всю землю, включая здания бывшей фабрики «Рустон» в Карлине, муниципалитет не стал долго медлить с покупкой. Территория, удобно расположенная между трамвайной линией вдоль сегодняшней Соколовской улицы и железнодорожной линии на Надражи Тешнов, оказалась оптимальным вариантом и использовалась до появления в 50-х трамваев серии «Т».
В октябре 1910-го проложили новый трамвайный путь, частично используя существующую сеть. Само соединение здания Рустонки с путевой сетью Электрических железных дорог осуществили 13 октября 1913 года с помощью простой арки, дополненной переездом. Ветку к соответствующим зданиям мастерских протянули на самой территории. Два месяца спустя сданы в эксплуатацию здания сборочного, механического, кузнечного, мотального, столярного и кузовного цехов с последующим монтажом внутреннего оборудования.
С появлением трамваев Tatra серии «T» понадобились не только новые помещения, но и улучшенная конструкция городского маневрового локомотива. Осуществлять новый проект пришлось специалистам из уже упомянутой Рустонки. Стартовавший на стыке десятилетий, он успешно завершился в начале 50-х.
Создавая необходимую технику, инженеры не ставили целью ее многофункциональность или передовой дизайн. Надо было просто по-быстрому создать узкопрофильный локомотив для местных потребностей. И с этой задачей железнодорожники вполне справились.
Оба локомотива находились в эксплуатации более трех десятилетий, после чего были выведены из использования. Маневровая техника трудилась на внутригородских линиях. Обратим внимание на ее техническую сторону.
Клепаный кузов из листового металла и профилей построили на усиленной решетке по собственному проекту, оснастив с обеих сторон бамперами и сопряженным с ЧСД электрическим оборудованием. По конструкции они полностью соответствовали обычным моторным вагонам двустороннего трамвая, а колеса снабдили обручами с профилем ЧСД. Вот некоторые другие их особенности:
✅ максимальная скорость – 20 км/ч
✅ кабина машиниста – в центре локомотива
✅ первоначальная окраска – сочетание серого и кремового цветов
Учитывая маневровую направленность предстоящих работ, кабину установили между наклонными опорами, обеспечивая хороший обзор в обе стороны. А первоначальный цвет изменен на грязно-зеленый во время первого покрасочного ремонта в середине 1960-х годов.
В 1980/81 годах локомотив № 4072 прошел через капитальный ремонт, когда ему вновь вернули сочетание красного и кремового цветов, а также установили тормоз давления для торможения вагонов ЧСД. Это помогло второй единице прийти к моменту завершения эксплуатации в лучшем состоянии.
Оба локомотива использовались для приема и перемещения груженных или трамвайных вагонов, которые отправлялись в другие города. Электровозы выведены из строя после закрытия разъезда на Рустонку 3 июня 1984 года. С 1 января образец № 4072 передан в распоряжение музея предприятия, а его железнодорожные колеса заменены на трамвайные. Вторая единица полностью утилизирована.
После создания пражского музея MHD городской локомотив стал одним из его экспонатов. Сегодня окрашенный в цвет «хаки» локомотив № 4072 служит прекрасным напоминаем о тружениках подсобных участков дорог, часто скрытых от глаз непосвященных. А ведь без этой деятельности мегаполисы всего мира не смогли бы похвалиться отлаженной работой своего общественного рельсового транспорта.
С 1900 года сложный ремонт пражских трамвайных вагонов осуществляли «Электрические подники» в Центральных мастерских, которым, однако, недоставало мощностей. А, учитывая весьма ограниченные возможности их дальнейшего расширения, девять лет спустя совет директоров компании начал заниматься строительством новых зданий.
Скромный труженик подсобных участков дороги. Фото автора
Со свободными площадями в столице более сотни лет назад было так же туго, как и сейчас. Поэтому, когда в 1911 году Пражская строительная ассоциация предложила городу выкупить всю землю, включая здания бывшей фабрики «Рустон» в Карлине, муниципалитет не стал долго медлить с покупкой. Территория, удобно расположенная между трамвайной линией вдоль сегодняшней Соколовской улицы и железнодорожной линии на Надражи Тешнов, оказалась оптимальным вариантом и использовалась до появления в 50-х трамваев серии «Т».
Новые городские маневровые электровозы
В октябре 1910-го проложили новый трамвайный путь, частично используя существующую сеть. Само соединение здания Рустонки с путевой сетью Электрических железных дорог осуществили 13 октября 1913 года с помощью простой арки, дополненной переездом. Ветку к соответствующим зданиям мастерских протянули на самой территории. Два месяца спустя сданы в эксплуатацию здания сборочного, механического, кузнечного, мотального, столярного и кузовного цехов с последующим монтажом внутреннего оборудования.
С появлением трамваев Tatra серии «T» понадобились не только новые помещения, но и улучшенная конструкция городского маневрового локомотива. Осуществлять новый проект пришлось специалистам из уже упомянутой Рустонки. Стартовавший на стыке десятилетий, он успешно завершился в начале 50-х.
Городской электровоз работал в сети 600 В. Фото автора
Создавая необходимую технику, инженеры не ставили целью ее многофункциональность или передовой дизайн. Надо было просто по-быстрому создать узкопрофильный локомотив для местных потребностей. И с этой задачей железнодорожники вполне справились.
В течение 1951/52 годов в Рустонских центральных мастерских осуществлена постройка двух электровозов, получивших серийные номера 4071 и 4072. Они предназначались для перемещения железнодорожных вагонов по подъездным путям Рустонки.
Оба локомотива находились в эксплуатации более трех десятилетий, после чего были выведены из использования. Маневровая техника трудилась на внутригородских линиях. Обратим внимание на ее техническую сторону.
Технические особенности и показатели
Клепаный кузов из листового металла и профилей построили на усиленной решетке по собственному проекту, оснастив с обеих сторон бамперами и сопряженным с ЧСД электрическим оборудованием. По конструкции они полностью соответствовали обычным моторным вагонам двустороннего трамвая, а колеса снабдили обручами с профилем ЧСД. Вот некоторые другие их особенности:
✅ максимальная скорость – 20 км/ч
✅ кабина машиниста – в центре локомотива
✅ первоначальная окраска – сочетание серого и кремового цветов
Учитывая маневровую направленность предстоящих работ, кабину установили между наклонными опорами, обеспечивая хороший обзор в обе стороны. А первоначальный цвет изменен на грязно-зеленый во время первого покрасочного ремонта в середине 1960-х годов.
В 1980/81 годах локомотив № 4072 прошел через капитальный ремонт, когда ему вновь вернули сочетание красного и кремового цветов, а также установили тормоз давления для торможения вагонов ЧСД. Это помогло второй единице прийти к моменту завершения эксплуатации в лучшем состоянии.
Оба локомотива использовались для приема и перемещения груженных или трамвайных вагонов, которые отправлялись в другие города. Электровозы выведены из строя после закрытия разъезда на Рустонку 3 июня 1984 года. С 1 января образец № 4072 передан в распоряжение музея предприятия, а его железнодорожные колеса заменены на трамвайные. Вторая единица полностью утилизирована.
Грузовые локомотивы часто использовались для грязных работ. Фото автора
После создания пражского музея MHD городской локомотив стал одним из его экспонатов. Сегодня окрашенный в цвет «хаки» локомотив № 4072 служит прекрасным напоминаем о тружениках подсобных участков дорог, часто скрытых от глаз непосвященных. А ведь без этой деятельности мегаполисы всего мира не смогли бы похвалиться отлаженной работой своего общественного рельсового транспорта.
- Иван Гончаров
- фото автора
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....