
Городской маневровый локомотив для вспомогательных участков дорог
Непосвященным может быть не совсем понятно, о чем пойдет речь. Постараюсь сразу немного углубиться. Дело в том, что существуют магистральные или маневровые локомотивы, используемые на обычных участках железных дорог. Но иногда необходимы машины для профилактических и других работ на внутригородских трамвайных путях. Ну, или банальная прокладка новых линий и коммуникаций. Здесь уж никак не обойтись без такой специальной техники.
С 1900 года сложный ремонт пражских трамвайных вагонов осуществляли «Электрические подники» в Центральных мастерских, которым, однако, недоставало мощностей. А, учитывая весьма ограниченные возможности их дальнейшего расширения, девять лет спустя совет директоров компании начал заниматься строительством новых зданий.
Скромный труженик подсобных участков дороги. Фото автора
Со свободными площадями в столице более сотни лет назад было так же туго, как и сейчас. Поэтому, когда в 1911 году Пражская строительная ассоциация предложила городу выкупить всю землю, включая здания бывшей фабрики «Рустон» в Карлине, муниципалитет не стал долго медлить с покупкой. Территория, удобно расположенная между трамвайной линией вдоль сегодняшней Соколовской улицы и железнодорожной линии на Надражи Тешнов, оказалась оптимальным вариантом и использовалась до появления в 50-х трамваев серии «Т».
В октябре 1910-го проложили новый трамвайный путь, частично используя существующую сеть. Само соединение здания Рустонки с путевой сетью Электрических железных дорог осуществили 13 октября 1913 года с помощью простой арки, дополненной переездом. Ветку к соответствующим зданиям мастерских протянули на самой территории. Два месяца спустя сданы в эксплуатацию здания сборочного, механического, кузнечного, мотального, столярного и кузовного цехов с последующим монтажом внутреннего оборудования.
С появлением трамваев Tatra серии «T» понадобились не только новые помещения, но и улучшенная конструкция городского маневрового локомотива. Осуществлять новый проект пришлось специалистам из уже упомянутой Рустонки. Стартовавший на стыке десятилетий, он успешно завершился в начале 50-х.
Городской электровоз работал в сети 600 В. Фото автора
Создавая необходимую технику, инженеры не ставили целью ее многофункциональность или передовой дизайн. Надо было просто по-быстрому создать узкопрофильный локомотив для местных потребностей. И с этой задачей железнодорожники вполне справились.
Оба локомотива находились в эксплуатации более трех десятилетий, после чего были выведены из использования. Маневровая техника трудилась на внутригородских линиях. Обратим внимание на ее техническую сторону.
Клепаный кузов из листового металла и профилей построили на усиленной решетке по собственному проекту, оснастив с обеих сторон бамперами и сопряженным с ЧСД электрическим оборудованием. По конструкции они полностью соответствовали обычным моторным вагонам двустороннего трамвая, а колеса снабдили обручами с профилем ЧСД. Вот некоторые другие их особенности:
✅ максимальная скорость – 20 км/ч
✅ кабина машиниста – в центре локомотива
✅ первоначальная окраска – сочетание серого и кремового цветов
Учитывая маневровую направленность предстоящих работ, кабину установили между наклонными опорами, обеспечивая хороший обзор в обе стороны. А первоначальный цвет изменен на грязно-зеленый во время первого покрасочного ремонта в середине 1960-х годов.
В 1980/81 годах локомотив № 4072 прошел через капитальный ремонт, когда ему вновь вернули сочетание красного и кремового цветов, а также установили тормоз давления для торможения вагонов ЧСД. Это помогло второй единице прийти к моменту завершения эксплуатации в лучшем состоянии.
Оба локомотива использовались для приема и перемещения груженных или трамвайных вагонов, которые отправлялись в другие города. Электровозы выведены из строя после закрытия разъезда на Рустонку 3 июня 1984 года. С 1 января образец № 4072 передан в распоряжение музея предприятия, а его железнодорожные колеса заменены на трамвайные. Вторая единица полностью утилизирована.
Грузовые локомотивы часто использовались для грязных работ. Фото автора
После создания пражского музея MHD городской локомотив стал одним из его экспонатов. Сегодня окрашенный в цвет «хаки» локомотив № 4072 служит прекрасным напоминаем о тружениках подсобных участков дорог, часто скрытых от глаз непосвященных. А ведь без этой деятельности мегаполисы всего мира не смогли бы похвалиться отлаженной работой своего общественного рельсового транспорта.
С 1900 года сложный ремонт пражских трамвайных вагонов осуществляли «Электрические подники» в Центральных мастерских, которым, однако, недоставало мощностей. А, учитывая весьма ограниченные возможности их дальнейшего расширения, девять лет спустя совет директоров компании начал заниматься строительством новых зданий.

Со свободными площадями в столице более сотни лет назад было так же туго, как и сейчас. Поэтому, когда в 1911 году Пражская строительная ассоциация предложила городу выкупить всю землю, включая здания бывшей фабрики «Рустон» в Карлине, муниципалитет не стал долго медлить с покупкой. Территория, удобно расположенная между трамвайной линией вдоль сегодняшней Соколовской улицы и железнодорожной линии на Надражи Тешнов, оказалась оптимальным вариантом и использовалась до появления в 50-х трамваев серии «Т».
Новые городские маневровые электровозы
В октябре 1910-го проложили новый трамвайный путь, частично используя существующую сеть. Само соединение здания Рустонки с путевой сетью Электрических железных дорог осуществили 13 октября 1913 года с помощью простой арки, дополненной переездом. Ветку к соответствующим зданиям мастерских протянули на самой территории. Два месяца спустя сданы в эксплуатацию здания сборочного, механического, кузнечного, мотального, столярного и кузовного цехов с последующим монтажом внутреннего оборудования.
С появлением трамваев Tatra серии «T» понадобились не только новые помещения, но и улучшенная конструкция городского маневрового локомотива. Осуществлять новый проект пришлось специалистам из уже упомянутой Рустонки. Стартовавший на стыке десятилетий, он успешно завершился в начале 50-х.

Создавая необходимую технику, инженеры не ставили целью ее многофункциональность или передовой дизайн. Надо было просто по-быстрому создать узкопрофильный локомотив для местных потребностей. И с этой задачей железнодорожники вполне справились.
В течение 1951/52 годов в Рустонских центральных мастерских осуществлена постройка двух электровозов, получивших серийные номера 4071 и 4072. Они предназначались для перемещения железнодорожных вагонов по подъездным путям Рустонки.
Оба локомотива находились в эксплуатации более трех десятилетий, после чего были выведены из использования. Маневровая техника трудилась на внутригородских линиях. Обратим внимание на ее техническую сторону.
Технические особенности и показатели
Клепаный кузов из листового металла и профилей построили на усиленной решетке по собственному проекту, оснастив с обеих сторон бамперами и сопряженным с ЧСД электрическим оборудованием. По конструкции они полностью соответствовали обычным моторным вагонам двустороннего трамвая, а колеса снабдили обручами с профилем ЧСД. Вот некоторые другие их особенности:
✅ максимальная скорость – 20 км/ч
✅ кабина машиниста – в центре локомотива
✅ первоначальная окраска – сочетание серого и кремового цветов
Учитывая маневровую направленность предстоящих работ, кабину установили между наклонными опорами, обеспечивая хороший обзор в обе стороны. А первоначальный цвет изменен на грязно-зеленый во время первого покрасочного ремонта в середине 1960-х годов.
В 1980/81 годах локомотив № 4072 прошел через капитальный ремонт, когда ему вновь вернули сочетание красного и кремового цветов, а также установили тормоз давления для торможения вагонов ЧСД. Это помогло второй единице прийти к моменту завершения эксплуатации в лучшем состоянии.
Оба локомотива использовались для приема и перемещения груженных или трамвайных вагонов, которые отправлялись в другие города. Электровозы выведены из строя после закрытия разъезда на Рустонку 3 июня 1984 года. С 1 января образец № 4072 передан в распоряжение музея предприятия, а его железнодорожные колеса заменены на трамвайные. Вторая единица полностью утилизирована.

После создания пражского музея MHD городской локомотив стал одним из его экспонатов. Сегодня окрашенный в цвет «хаки» локомотив № 4072 служит прекрасным напоминаем о тружениках подсобных участков дорог, часто скрытых от глаз непосвященных. А ведь без этой деятельности мегаполисы всего мира не смогли бы похвалиться отлаженной работой своего общественного рельсового транспорта.
- Иван Гончаров
- фото автора
Рекомендуем для вас

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

Новая Toyota RAV4 – сравниваем китайскую и японскую сборку
Одним из первых наиболее заметных отличий на днище этих автомобилей являются защитные экраны из пластика. Они мало походят на те, которыми оснащались RAV4...

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

До 100 км/ч за 1,38 секунды – как это возможно?
Когда кажется, что автомобильная индустрия уже показала все, появляется нечто, что рушит представления о возможном. В этом видео автор YouTube-канала «Big Look...

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...

Новые российские туристические автобусы – ПАЗ, КАВЗ и ЛИАЗ
Пока все переживают за российское производство легковых автомобилей, которое развивается не совсем в нужном направлении, незаметно появляются новые...