Все советские крупносерийные мотоциклы «Урал» – вспоминаем легендарные модели
8 698

Все советские крупносерийные мотоциклы «Урал» – вспоминаем легендарные модели

Мотоциклы марки «Урал» в России прочно ассоциируются с сельской местностью. Ведь именно там они и эксплуатировалось до конца эпохи СССР. К сожалению, большинство «колясячей» отправилось в гаражи и сараи, когда бензин резко подорожал. Но есть еще экземпляры в хорошем состоянии.


Кстати, мотоциклы «Урал» делают до сих пор. Да и после развала СССР ИМЗ выпустил немало моделей. Правда, все они были малосерийными – производитель долго искал свою нишу.

Сейчас отечественные мотоциклы с коляской – это скорее роскошь. Стоит самая дешевая модель в линейке производителя 1,65 млн рублей. За эту сумму можно взять две Лады Гранты. Неудивительно, что большая часть байков продается на экспорт.

Все советские крупносерийные мотоциклы «Урал» – вспоминаем легендарные моделиМотоциклы «Урал» и «Днепр» после восстановления, не реставрации. Фото: Youtube.com

Между прочим, из-за ввода экономических санкций против Российской Федерации, конечная сборка мотоциклов «Урал» производится в Казахстане. Да и хватает зарубежных комплектующий в них, причем далеко не китайских.

Сегодня мы не будем касаться мотоциклов, появившихся после развала Советского Союза. Ограничимся только периодом до 1992 года.

Самый первый – М-72


Модель М-72 появилась еще до начала Великой Отечественной войны. Литера «М» в индексе означает, скорее всего, «Москва». Дело в том, что изначально мотоцикл собирали в столице СССР. В Ирбит производство эвакуировали, да там оно и осталось в итоге.

Этот М-72 выпущен в Ирбите. Фото: Youtube.com

М-72 был скопирован с немецкого BMW R71 образца 1938 года. Но советский «колясыч» немного доработали для упрощения и удешевления производства.

В Ирбите мотоциклы начали выпускать в феврале 1942 года. Понятно, что техника шла на фронт. Армия получала все М-72 выпущенные на ИМЗ вплоть до 1955 года.

Кстати, тяжелые мотоциклы данной модели выпускали в нескольких городах:

✅ Москве
✅ Ирбите
✅ Горьком
✅ Киеве

Особых различий между техникой от разных производителей тогда не существовало.

В 1955 году появляется первый М-72, рассчитанный на гражданский рынок. В специализированных журналах тех лет писали, что его улучшили, поставив усовершенствованный двигатель и торсионную подвеску на коляску. А еще раму и колеса усилили.

Это М-72 для почетного кортежа. Фото: Youtube.com

Оппозитный мотор М-72 имел объем в 746 см3 и развивал 22 л. с. Кажется, что маловато, но не стоит забывать, что это скорее внедорожная модель. Ее предназначение – передвижение по дорогам низкого качества или вообще без оных.

До 1956 года мотоцикл неоднократно подвергали мелким доработкам. А потом появляется М-72М – то есть, глобально модернизированная модель. Она получила новый двигатель, кстати, он дебютировал на год раньше и ряд усилений конструкции.


Внешне обновленный мотоцикл можно сразу отличить по поднятому переднему щитку и новой коляске. Впрочем, заметят это разве что реставраторы.

Самый редкий – М-52


Удивительно, но Ирбитский завод, который ассоциируется только с «колясычами», мог стать производителем полноценных «дорожных ракет». В 1957 году начался выпуск модели М-52. Это мотоцикл-одиночка, вообще не рассчитанный на эксплуатацию с коляской.

Найти такой М-52 сейчас очень сложно. Фото: Youtube.com

В те годы никаких Jawa в СССР еще не поставляли. Из «одиночек» были только легкие «Мински», ковровские К-125 и Иж-49. Последний мотоцикл считался самым спортивным на «безрыбье».

Ирбитский М-52 выпускали в небольших количествах. В СССР про него особо не знали – продажи осуществлялись только в Ирбите и его недалеких окрестностях. Имея двигатель с объемом 494 см3, мотоцикл развивал 24 л. с.

Сложно сказать, почему этот проект запретили, отказавшись от него полностью в 1960 году. Возможно, «верха» посчитали, что нет нужды делать «одиночки», лучше кинуть все силы на разработку нового «колясыча». Среди мотоциклистов вообще была легенда, что сотрудники правоохранительных органов боялись давать такую технику гражданским. На ней они легко бы уходили от погонь.

Мотоцикл М-52 разгонялся до 120 км/ч. Его двигатель сконструирован на основе силового агрегата от М-72М.

В магазины первая партия байков попала в 1957 году. В это же время на ИМЗ начали выпускать спортивные версии на его основе. Естественно, они предназначались профессионалам и никогда не продавались свободно.

Первые М-52 имели ярко выраженную спортивную внешность. Потом конструкторы пытались бороться за свое детище, максимально унифицируя модель с М-72М. Не помогло – когда мотоцикл превратился внешне в «старшего брата», отличаясь от него лишь двигателем, судьба его была решена окончательно.

Революционный М-61


В 1958 году в Ирбите появляется новый мотоцикл. Это М-61 с мотором на 650 см3. Он воплотил надежность старого М-72 и спортивность новейшего М-52.

Интересно, что в качестве основы для нового мотора взяли именно силовой агрегат от перспективного «одиночки», так и не пошедшего в крупносерийное производство. Увеличили рабочий объем просто – сделали диаметр цилиндров как у М-72. Двигатель сохранил расход топлива на уровне М-52 и мощность в 28 л. с.

М-61 без коляски не продавался, так что это самоделка. Фото: Youtube.com

Именно этот мотоцикл считается прародителем гражданских «Уралов». Что касается мотора, то он стал основой для всех советских оппозитов ИМЗ, выпускавшихся до конца существования эпохи СССР. К 750 «кубикам» решили больше не возвращаться.

Полноценный – М-62


С 1961 по 1965 годы выпускался первый «Урал» в истории Ирбитского завода. Уже это название говорит, что армии модель не предназначалась – она ориентирована исключительно для гражданского рынка.

Двигатель мотоцикла по сути остался тем же, что на М-61, но его доработали. Впрочем, то, что техника не военная, не самым лучшим образом сказалось на надежности. Да, первый «Урал» однозначно был более современный и совершенный, но ломался он чаще военного М-72.

Унификация советских оппозитов – М-63


После появления новых моделей, заводы ИМЗ и КМЗ начали постепенно двигаться каждый по своему пути развития. Это привело к частичной потере унификации. Конечно, цельные узлы и агрегаты вставали на мотоциклы от разных производителей без проблем, но ряд мелких деталей оказывались не взаимозаменяемыми.

Оригинальный М-63 в неплохом сохране. Фото: Youtube.com

Чтобы упростить жизнь сельским труженикам, «верха» дали команду провести глобальную унификацию моделей. Так в 1963 году появился новый «Урал» – М-63. Его постарались сделать максимально близким по конструкции с К-650 «Днепр».

Особенности М-63:

✅ Рама с маятниковой подвеской
✅ Новые глушители
✅ Доработанный двигатель
✅ Облегченный картер мотора

Первые мотоциклы М-63 получали двигатели от модели предыдущего поколения. Ходовая часть стала однозначно мягче. Кстати, гидравлика амортизаторов взята от автомобилей «Москвич» с минимальными изменениями.

Развитие «эмки»


С 1970 и по 1984 годы с конвейера сходят модернизированные мотоциклы М-серии. Первым появился М-66. Внешне модель не отличалась от предшественника, но технически получила ряд усовершенствований.

В СССР ГАИ не разрешала эксплуатировать оппозиты без коляски. Фото: Youtube.com

Самая главная особенность– мощность двигателя увеличили с 28 до 32 л. с. Добились этого благодаря повышению степени сжатия и установке нового впускного клапана.

В 1973 году появляется модель М-67. Она считается переходной и выпускалась параллельно с М-66. Главное отличие – 12-вольтовая система электрооборудования. Потребитель радостно встретил нововведение – наконец фара «Урала» начала светить ярко.

Потом появляется М-67-36. Этот мотоцикл выпускали до 1984 года.

Первые ИМЗ


Модернизация продолжалась. Новую модель назвали ИМЗ-8.103-30. Она была переходной и выпускалась всего несколько лет. Сейчас таких мотоциклов мало, да и как-то систематизировать их сложно. Ведь они несли в себе черты предыдущего и последующего поколений.

И немного спецтехники под занавес. Фото: Youtube.com

Последним советским «Уралом» стал ИМЗ-8.103-10. Он выпускался с 1987 по 1994 годы, пережил распад СССР и стал первым российским тяжелым мотоциклом с коляской.

Отдельно стоит отметить и ИМЗ-8.103-40 «Турист». Этот мотоцикл появился в 1990 и выпускался до 1994 года. Модель лучше приспособлена для грунтовых дорог, отличается повышенной грузоподъемностью.

На этом историю серийных мотоциклов «Урал» советского производства стоит считать завершенной. Но завод еще существует и продолжает выпускать «колясычи». А про российские «Уралы» мы расскажем в одной из следующих статей.
А вам нравятся мотоциклы «Урал»?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....