Все советские крупносерийные мотоциклы «Урал» – вспоминаем легендарные модели
Мотоциклы марки «Урал» в России прочно ассоциируются с сельской местностью. Ведь именно там они и эксплуатировалось до конца эпохи СССР. К сожалению, большинство «колясячей» отправилось в гаражи и сараи, когда бензин резко подорожал. Но есть еще экземпляры в хорошем состоянии.
Кстати, мотоциклы «Урал» делают до сих пор. Да и после развала СССР ИМЗ выпустил немало моделей. Правда, все они были малосерийными – производитель долго искал свою нишу.
Сейчас отечественные мотоциклы с коляской – это скорее роскошь. Стоит самая дешевая модель в линейке производителя 1,65 млн рублей. За эту сумму можно взять две Лады Гранты. Неудивительно, что большая часть байков продается на экспорт.
Между прочим, из-за ввода экономических санкций против Российской Федерации, конечная сборка мотоциклов «Урал» производится в Казахстане. Да и хватает зарубежных комплектующий в них, причем далеко не китайских.
Сегодня мы не будем касаться мотоциклов, появившихся после развала Советского Союза. Ограничимся только периодом до 1992 года.
Модель М-72 появилась еще до начала Великой Отечественной войны. Литера «М» в индексе означает, скорее всего, «Москва». Дело в том, что изначально мотоцикл собирали в столице СССР. В Ирбит производство эвакуировали, да там оно и осталось в итоге.
М-72 был скопирован с немецкого BMW R71 образца 1938 года. Но советский «колясыч» немного доработали для упрощения и удешевления производства.
Кстати, тяжелые мотоциклы данной модели выпускали в нескольких городах:
✅ Москве
✅ Ирбите
✅ Горьком
✅ Киеве
Особых различий между техникой от разных производителей тогда не существовало.
В 1955 году появляется первый М-72, рассчитанный на гражданский рынок. В специализированных журналах тех лет писали, что его улучшили, поставив усовершенствованный двигатель и торсионную подвеску на коляску. А еще раму и колеса усилили.
Оппозитный мотор М-72 имел объем в 746 см3 и развивал 22 л. с. Кажется, что маловато, но не стоит забывать, что это скорее внедорожная модель. Ее предназначение – передвижение по дорогам низкого качества или вообще без оных.
Внешне обновленный мотоцикл можно сразу отличить по поднятому переднему щитку и новой коляске. Впрочем, заметят это разве что реставраторы.
Удивительно, но Ирбитский завод, который ассоциируется только с «колясычами», мог стать производителем полноценных «дорожных ракет». В 1957 году начался выпуск модели М-52. Это мотоцикл-одиночка, вообще не рассчитанный на эксплуатацию с коляской.
В те годы никаких Jawa в СССР еще не поставляли. Из «одиночек» были только легкие «Мински», ковровские К-125 и Иж-49. Последний мотоцикл считался самым спортивным на «безрыбье».
Сложно сказать, почему этот проект запретили, отказавшись от него полностью в 1960 году. Возможно, «верха» посчитали, что нет нужды делать «одиночки», лучше кинуть все силы на разработку нового «колясыча». Среди мотоциклистов вообще была легенда, что сотрудники правоохранительных органов боялись давать такую технику гражданским. На ней они легко бы уходили от погонь.
В магазины первая партия байков попала в 1957 году. В это же время на ИМЗ начали выпускать спортивные версии на его основе. Естественно, они предназначались профессионалам и никогда не продавались свободно.
Первые М-52 имели ярко выраженную спортивную внешность. Потом конструкторы пытались бороться за свое детище, максимально унифицируя модель с М-72М. Не помогло – когда мотоцикл превратился внешне в «старшего брата», отличаясь от него лишь двигателем, судьба его была решена окончательно.
В 1958 году в Ирбите появляется новый мотоцикл. Это М-61 с мотором на 650 см3. Он воплотил надежность старого М-72 и спортивность новейшего М-52.
Интересно, что в качестве основы для нового мотора взяли именно силовой агрегат от перспективного «одиночки», так и не пошедшего в крупносерийное производство. Увеличили рабочий объем просто – сделали диаметр цилиндров как у М-72. Двигатель сохранил расход топлива на уровне М-52 и мощность в 28 л. с.
Именно этот мотоцикл считается прародителем гражданских «Уралов». Что касается мотора, то он стал основой для всех советских оппозитов ИМЗ, выпускавшихся до конца существования эпохи СССР. К 750 «кубикам» решили больше не возвращаться.
С 1961 по 1965 годы выпускался первый «Урал» в истории Ирбитского завода. Уже это название говорит, что армии модель не предназначалась – она ориентирована исключительно для гражданского рынка.
Двигатель мотоцикла по сути остался тем же, что на М-61, но его доработали. Впрочем, то, что техника не военная, не самым лучшим образом сказалось на надежности. Да, первый «Урал» однозначно был более современный и совершенный, но ломался он чаще военного М-72.
После появления новых моделей, заводы ИМЗ и КМЗ начали постепенно двигаться каждый по своему пути развития. Это привело к частичной потере унификации. Конечно, цельные узлы и агрегаты вставали на мотоциклы от разных производителей без проблем, но ряд мелких деталей оказывались не взаимозаменяемыми.
Чтобы упростить жизнь сельским труженикам, «верха» дали команду провести глобальную унификацию моделей. Так в 1963 году появился новый «Урал» – М-63. Его постарались сделать максимально близким по конструкции с К-650 «Днепр».
Особенности М-63:
✅ Рама с маятниковой подвеской
✅ Новые глушители
✅ Доработанный двигатель
✅ Облегченный картер мотора
Первые мотоциклы М-63 получали двигатели от модели предыдущего поколения. Ходовая часть стала однозначно мягче. Кстати, гидравлика амортизаторов взята от автомобилей «Москвич» с минимальными изменениями.
С 1970 и по 1984 годы с конвейера сходят модернизированные мотоциклы М-серии. Первым появился М-66. Внешне модель не отличалась от предшественника, но технически получила ряд усовершенствований.
Самая главная особенность– мощность двигателя увеличили с 28 до 32 л. с. Добились этого благодаря повышению степени сжатия и установке нового впускного клапана.
В 1973 году появляется модель М-67. Она считается переходной и выпускалась параллельно с М-66. Главное отличие – 12-вольтовая система электрооборудования. Потребитель радостно встретил нововведение – наконец фара «Урала» начала светить ярко.
Потом появляется М-67-36. Этот мотоцикл выпускали до 1984 года.
Модернизация продолжалась. Новую модель назвали ИМЗ-8.103-30. Она была переходной и выпускалась всего несколько лет. Сейчас таких мотоциклов мало, да и как-то систематизировать их сложно. Ведь они несли в себе черты предыдущего и последующего поколений.
Последним советским «Уралом» стал ИМЗ-8.103-10. Он выпускался с 1987 по 1994 годы, пережил распад СССР и стал первым российским тяжелым мотоциклом с коляской.
Отдельно стоит отметить и ИМЗ-8.103-40 «Турист». Этот мотоцикл появился в 1990 и выпускался до 1994 года. Модель лучше приспособлена для грунтовых дорог, отличается повышенной грузоподъемностью.
На этом историю серийных мотоциклов «Урал» советского производства стоит считать завершенной. Но завод еще существует и продолжает выпускать «колясычи». А про российские «Уралы» мы расскажем в одной из следующих статей.
Кстати, мотоциклы «Урал» делают до сих пор. Да и после развала СССР ИМЗ выпустил немало моделей. Правда, все они были малосерийными – производитель долго искал свою нишу.
Сейчас отечественные мотоциклы с коляской – это скорее роскошь. Стоит самая дешевая модель в линейке производителя 1,65 млн рублей. За эту сумму можно взять две Лады Гранты. Неудивительно, что большая часть байков продается на экспорт.
Мотоциклы «Урал» и «Днепр» после восстановления, не реставрации. Фото: Youtube.com
Между прочим, из-за ввода экономических санкций против Российской Федерации, конечная сборка мотоциклов «Урал» производится в Казахстане. Да и хватает зарубежных комплектующий в них, причем далеко не китайских.
Сегодня мы не будем касаться мотоциклов, появившихся после развала Советского Союза. Ограничимся только периодом до 1992 года.
Самый первый – М-72
Модель М-72 появилась еще до начала Великой Отечественной войны. Литера «М» в индексе означает, скорее всего, «Москва». Дело в том, что изначально мотоцикл собирали в столице СССР. В Ирбит производство эвакуировали, да там оно и осталось в итоге.
Этот М-72 выпущен в Ирбите. Фото: Youtube.com
М-72 был скопирован с немецкого BMW R71 образца 1938 года. Но советский «колясыч» немного доработали для упрощения и удешевления производства.
В Ирбите мотоциклы начали выпускать в феврале 1942 года. Понятно, что техника шла на фронт. Армия получала все М-72 выпущенные на ИМЗ вплоть до 1955 года.
Кстати, тяжелые мотоциклы данной модели выпускали в нескольких городах:
✅ Москве
✅ Ирбите
✅ Горьком
✅ Киеве
Особых различий между техникой от разных производителей тогда не существовало.
В 1955 году появляется первый М-72, рассчитанный на гражданский рынок. В специализированных журналах тех лет писали, что его улучшили, поставив усовершенствованный двигатель и торсионную подвеску на коляску. А еще раму и колеса усилили.
Это М-72 для почетного кортежа. Фото: Youtube.com
Оппозитный мотор М-72 имел объем в 746 см3 и развивал 22 л. с. Кажется, что маловато, но не стоит забывать, что это скорее внедорожная модель. Ее предназначение – передвижение по дорогам низкого качества или вообще без оных.
До 1956 года мотоцикл неоднократно подвергали мелким доработкам. А потом появляется М-72М – то есть, глобально модернизированная модель. Она получила новый двигатель, кстати, он дебютировал на год раньше и ряд усилений конструкции.
Внешне обновленный мотоцикл можно сразу отличить по поднятому переднему щитку и новой коляске. Впрочем, заметят это разве что реставраторы.
Самый редкий – М-52
Удивительно, но Ирбитский завод, который ассоциируется только с «колясычами», мог стать производителем полноценных «дорожных ракет». В 1957 году начался выпуск модели М-52. Это мотоцикл-одиночка, вообще не рассчитанный на эксплуатацию с коляской.
Найти такой М-52 сейчас очень сложно. Фото: Youtube.com
В те годы никаких Jawa в СССР еще не поставляли. Из «одиночек» были только легкие «Мински», ковровские К-125 и Иж-49. Последний мотоцикл считался самым спортивным на «безрыбье».
Ирбитский М-52 выпускали в небольших количествах. В СССР про него особо не знали – продажи осуществлялись только в Ирбите и его недалеких окрестностях. Имея двигатель с объемом 494 см3, мотоцикл развивал 24 л. с.
Сложно сказать, почему этот проект запретили, отказавшись от него полностью в 1960 году. Возможно, «верха» посчитали, что нет нужды делать «одиночки», лучше кинуть все силы на разработку нового «колясыча». Среди мотоциклистов вообще была легенда, что сотрудники правоохранительных органов боялись давать такую технику гражданским. На ней они легко бы уходили от погонь.
Мотоцикл М-52 разгонялся до 120 км/ч. Его двигатель сконструирован на основе силового агрегата от М-72М.
В магазины первая партия байков попала в 1957 году. В это же время на ИМЗ начали выпускать спортивные версии на его основе. Естественно, они предназначались профессионалам и никогда не продавались свободно.
Первые М-52 имели ярко выраженную спортивную внешность. Потом конструкторы пытались бороться за свое детище, максимально унифицируя модель с М-72М. Не помогло – когда мотоцикл превратился внешне в «старшего брата», отличаясь от него лишь двигателем, судьба его была решена окончательно.
Революционный М-61
В 1958 году в Ирбите появляется новый мотоцикл. Это М-61 с мотором на 650 см3. Он воплотил надежность старого М-72 и спортивность новейшего М-52.
Интересно, что в качестве основы для нового мотора взяли именно силовой агрегат от перспективного «одиночки», так и не пошедшего в крупносерийное производство. Увеличили рабочий объем просто – сделали диаметр цилиндров как у М-72. Двигатель сохранил расход топлива на уровне М-52 и мощность в 28 л. с.
М-61 без коляски не продавался, так что это самоделка. Фото: Youtube.com
Именно этот мотоцикл считается прародителем гражданских «Уралов». Что касается мотора, то он стал основой для всех советских оппозитов ИМЗ, выпускавшихся до конца существования эпохи СССР. К 750 «кубикам» решили больше не возвращаться.
Полноценный – М-62
С 1961 по 1965 годы выпускался первый «Урал» в истории Ирбитского завода. Уже это название говорит, что армии модель не предназначалась – она ориентирована исключительно для гражданского рынка.
Двигатель мотоцикла по сути остался тем же, что на М-61, но его доработали. Впрочем, то, что техника не военная, не самым лучшим образом сказалось на надежности. Да, первый «Урал» однозначно был более современный и совершенный, но ломался он чаще военного М-72.
Унификация советских оппозитов – М-63
После появления новых моделей, заводы ИМЗ и КМЗ начали постепенно двигаться каждый по своему пути развития. Это привело к частичной потере унификации. Конечно, цельные узлы и агрегаты вставали на мотоциклы от разных производителей без проблем, но ряд мелких деталей оказывались не взаимозаменяемыми.
Оригинальный М-63 в неплохом сохране. Фото: Youtube.com
Чтобы упростить жизнь сельским труженикам, «верха» дали команду провести глобальную унификацию моделей. Так в 1963 году появился новый «Урал» – М-63. Его постарались сделать максимально близким по конструкции с К-650 «Днепр».
Особенности М-63:
✅ Рама с маятниковой подвеской
✅ Новые глушители
✅ Доработанный двигатель
✅ Облегченный картер мотора
Первые мотоциклы М-63 получали двигатели от модели предыдущего поколения. Ходовая часть стала однозначно мягче. Кстати, гидравлика амортизаторов взята от автомобилей «Москвич» с минимальными изменениями.
Развитие «эмки»
С 1970 и по 1984 годы с конвейера сходят модернизированные мотоциклы М-серии. Первым появился М-66. Внешне модель не отличалась от предшественника, но технически получила ряд усовершенствований.
В СССР ГАИ не разрешала эксплуатировать оппозиты без коляски. Фото: Youtube.com
Самая главная особенность– мощность двигателя увеличили с 28 до 32 л. с. Добились этого благодаря повышению степени сжатия и установке нового впускного клапана.
В 1973 году появляется модель М-67. Она считается переходной и выпускалась параллельно с М-66. Главное отличие – 12-вольтовая система электрооборудования. Потребитель радостно встретил нововведение – наконец фара «Урала» начала светить ярко.
Потом появляется М-67-36. Этот мотоцикл выпускали до 1984 года.
Первые ИМЗ
Модернизация продолжалась. Новую модель назвали ИМЗ-8.103-30. Она была переходной и выпускалась всего несколько лет. Сейчас таких мотоциклов мало, да и как-то систематизировать их сложно. Ведь они несли в себе черты предыдущего и последующего поколений.
И немного спецтехники под занавес. Фото: Youtube.com
Последним советским «Уралом» стал ИМЗ-8.103-10. Он выпускался с 1987 по 1994 годы, пережил распад СССР и стал первым российским тяжелым мотоциклом с коляской.
Отдельно стоит отметить и ИМЗ-8.103-40 «Турист». Этот мотоцикл появился в 1990 и выпускался до 1994 года. Модель лучше приспособлена для грунтовых дорог, отличается повышенной грузоподъемностью.
На этом историю серийных мотоциклов «Урал» советского производства стоит считать завершенной. Но завод еще существует и продолжает выпускать «колясычи». А про российские «Уралы» мы расскажем в одной из следующих статей.
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Автодома из Китая – лучшие машины и дорогостоящая роскошь
Не сидится авторам канала «ПриветТачка» на месте. Они ищут интересные автомобили. В этот раз им удалось попасть в салон Armadillo. Не слышали про такую...