Перспективный голландский самолет Fokker F50, пострадавший от банкротства компании
4 064

Перспективный голландский самолет Fokker F50, пострадавший от банкротства компании

Бренд Fokker получил свое название от имени голландского дизайнера Энтони Фоккера. И его продукция не всегда имела мирное назначение. Но в межвоенный период трехмоторные транспортные самолеты Fokker F.VIIb/3m завоевали немалую популярность и также производились по лицензии компанией Letna Avia.


Но, то дела давно минувших дней, а компания успешно развивалась и после Второй мировой войны. Поэтому к середине 50-х голландские инженеры представили новинку – региональный самолет F27. Он получил убирающееся трехопорное шасси и турбовинтовой двигатель, позволяющий развивать скорость до 460 км/ч.

Перспективный голландский самолет Fokker F50, пострадавший от банкротства компанииОдин из двигателей Fokker 50. Фото: youtube.com

История этой модели продлилась более чем на три десятилетия, что послужило наилучшим подтверждением ее надежности и востребованности. Однако приходит время, когда даже самая популярная конструкция безнадежно устаревает и требуется что-то новенькое. Когда еще «старичок» оставался на производственных мощностях завода, нидерландские инженеры начали работать над новым проектом.

Fokker 50, появившийся в 80-х


Новинка создавалась на основе очень успешного типа Fokker F27 Friendship вместимостью от 44 до 56 пассажиров, существовавшего в двух версиях с разной длиной фюзеляжа. К 1987 году было выпущено 586 единиц такой техники (плюс еще 207 произведено в США компанией Fairchild под первоначальным обозначением F27, а затем и местным FH227). В общем, опираться на такую проверенную технику можно смело, конструируя на ее базе обновленную модель.

F50 – новый двухдвигательный пассажирский авиалайнер, разработанный и изготовленный нидерландской компанией Fokker Aircraft Company (FAC). Первый серийный самолет поднялся в небо в феврале 1987 года. В мае он прошел сертификацию от Голландского авиационного управления RLD. К концу лета первые образцы поступили в распоряжение Lufthansa Cityline (DLT).


Рассматриваемый сегодня Fokker 50 – это двухмоторный турбовинтовой высокоплан для перевозки 50 пассажиров (отсюда и цифра в обозначении типа) на коротких маршрутах. Вот как развивалась его история. FAC приступила к проектированию F50 в ноябре 1983 года. Самолет предназначался для эксплуатации на неровных аэродромах или грунтовых взлетно-посадочных полосах, а также – в неблагоприятных погодных условиях. Чтобы снизить общий вес конструкции, ее выполнили из композитных материалов, включая стекловолокно, углерод и арамид.

С самого начала голландская компания разрабатывала сразу два прототипа. Один из них совершил свой первый полет в декабре 1985-го, а второй – четыре месяца спустя. После этого FAC приступила к сборке серийного образца, подготовленного к началу 1987 года.

Дизайн и варианты сборки


Хотя конструкция модели 80-х годов прошлого века достаточно сильно переработали, с внешней точки зрения она явно отсылала к исходному типу, родом из начала 50-х. Габариты остались практически такими же, как у последних версий F27-500 и F27-600, но сразу же бросается в глаза и ряд заметных отличий:

✅ более крупные двигатели с электронным управлением и диагностикой
✅ менее шумные шестилопастные винты
✅ значительно большее количество прямоугольных окон пассажирского пространства

Все это выгодно отличало от «27-й» модели, имевшей довольно архаичные иллюминаторы эллиптической формы. То же можно сказать и о моторной части. Если в F27 устанавливался британский Rolls-Royce Dart, то для новинки изготовили «сердце» от канадского филиала производителя Pratt&Whitney.

Надежное шасси для грунтовой «взлетки». Фото: youtube.com

Интерьер F50 значительно модернизирован за счет более крупных и, прежде всего, запирающихся ящиков для ручной клади над головами пассажиров. Изменениям подверглось также внутреннее строение планера и авионика. Самолет оснащен тремя дверями, а также – аварийным выходом для посадки и высадки пассажиров. Кроме того, имеется дополнительный отсек в левом углу задней части фюзеляжа для погрузки или выгрузки перевозимых материалов.

Существует два варианта сборки самолета: F27 Mark 050 и 0502. Первый также известен как F50-100 и представляет собой усовершенствованную версию оригинального F50. Он оснащен следующими элементами:

✅ приборы кабины
✅ электронные бортовые приборы (EFIS)
✅ органы управления двигателем и воздушным винтом
✅ системы предупреждения экипажа

Модификации прежней конструкции включали в себя: современную авионику, системы управления двигателем, элероны, законцовки крыла «Фоклет» и двухколесную носовую опору. Замена двигателя на более экономичный PW125B позволила самолету достичь на 12 % большей крейсерской скорости и снизить расход топлива.

Удобные пассажирские кресла F-50. Фото: youtube.com

F27 Mark 0502 – это модернизированная версия 050. Он отличается измененным интерьером кабины и кормовыми дверями аварийного выхода. Такой самолет предназначался для использования в вооруженных силах разных стран. Шесть из них равномерно распределены между: Королевскими ВВС Нидерландов, ВВС Сингапура и Брунея. А на гражданскую версию нашлись свои покупатели, вот основные из них:

✅ Malaysia Airlines (10, сейчас обслуживаются Maswings и Firefly)
✅ Denim Air (12)
✅ Skyways Express (18)
✅ VLM Airlines (20)

Всего до середины 90-х успели построить 213 самолетов этой модели, около полутора сотни из которых до сих пор находятся в эксплуатации по всему миру. К сожалению, сроков выпуска предшественника достичь не удалось – на пути к развитию встали серьезные финансовые проблемы.

Кабина, салон и производительность


F50 получил стеклянную кабину, в которой могут разместиться два члена экипажа, включая первого и второго пилотов. Она оборудована EFIS, основным (PFD) и дополнительным полетными дисплеями (SFD). PFD отображает главные полетные данные, а SFD предоставляет навигационную информацию.

Приборы и авионика F50. Фото: youtube.com

Не менее комфортно чувствовали себя во время полета и клиенты компании. F50 может похвастаться вместительным и роскошным салоном, с достаточным пространством для ног пассажиров. Обновленные версии позволяли разместить до 58 человек на парных сиденьях. Здесь имеются 44 небольших иллюминатора прямоугольной формы, обеспечивающие хороший обзор.

Объем салона и багажного отсека составляют 8 и 14 куб. м соответственно. Выходная мощность каждого из двигателей PW125B – 1864 кВт. Самолет приводится в движение шестилопастным гребным винтом Dowty Rotol, изготовленным из алюминия. Пропеллер может вращаться с постоянной скоростью 1200 об/мин.

Смещенный редуктор оптимизирует выходную скорость, увеличивая мощность и минимизируя шум гребного винта. Двигатель также оснащен камерой сгорания с обратным потоком, электронным управлением (EEC) и одноступенчатой турбиной низкого давления. F50 может летать с максимальным показателем в 532 км/ч (скорость сваливания – 453 км/ч). Дальность полета и практический потолок составляют 2678 км и 7620 м соответственно.

Fokker F50 на базе обслуживания. Фото: youtube.com

Несмотря на то, что «летучий голландец» выглядел слегка архаично на фоне прямых конкурентов (французско-итальянского ATR-42 и канадского DHC-8), он ничем не уступал им в эксплуатационно-экономических показателях. Вот только на пути его успешного развития встало банкротство компании-производителя Fokker. По этой причине выпуск F50 полностью прекращен в марте 1996-го. Последний образец в мае следующего года получили Эфиопские авиалинии.
По-вашему, если бы не банкротство, Fokker F50 выпускали и сейчас?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....