Перспективный голландский самолет Fokker F50, пострадавший от банкротства компании
Бренд Fokker получил свое название от имени голландского дизайнера Энтони Фоккера. И его продукция не всегда имела мирное назначение. Но в межвоенный период трехмоторные транспортные самолеты Fokker F.VIIb/3m завоевали немалую популярность и также производились по лицензии компанией Letna Avia.
Но, то дела давно минувших дней, а компания успешно развивалась и после Второй мировой войны. Поэтому к середине 50-х голландские инженеры представили новинку – региональный самолет F27. Он получил убирающееся трехопорное шасси и турбовинтовой двигатель, позволяющий развивать скорость до 460 км/ч.
История этой модели продлилась более чем на три десятилетия, что послужило наилучшим подтверждением ее надежности и востребованности. Однако приходит время, когда даже самая популярная конструкция безнадежно устаревает и требуется что-то новенькое. Когда еще «старичок» оставался на производственных мощностях завода, нидерландские инженеры начали работать над новым проектом.
Новинка создавалась на основе очень успешного типа Fokker F27 Friendship вместимостью от 44 до 56 пассажиров, существовавшего в двух версиях с разной длиной фюзеляжа. К 1987 году было выпущено 586 единиц такой техники (плюс еще 207 произведено в США компанией Fairchild под первоначальным обозначением F27, а затем и местным FH227). В общем, опираться на такую проверенную технику можно смело, конструируя на ее базе обновленную модель.
Рассматриваемый сегодня Fokker 50 – это двухмоторный турбовинтовой высокоплан для перевозки 50 пассажиров (отсюда и цифра в обозначении типа) на коротких маршрутах. Вот как развивалась его история. FAC приступила к проектированию F50 в ноябре 1983 года. Самолет предназначался для эксплуатации на неровных аэродромах или грунтовых взлетно-посадочных полосах, а также – в неблагоприятных погодных условиях. Чтобы снизить общий вес конструкции, ее выполнили из композитных материалов, включая стекловолокно, углерод и арамид.
С самого начала голландская компания разрабатывала сразу два прототипа. Один из них совершил свой первый полет в декабре 1985-го, а второй – четыре месяца спустя. После этого FAC приступила к сборке серийного образца, подготовленного к началу 1987 года.
Хотя конструкция модели 80-х годов прошлого века достаточно сильно переработали, с внешней точки зрения она явно отсылала к исходному типу, родом из начала 50-х. Габариты остались практически такими же, как у последних версий F27-500 и F27-600, но сразу же бросается в глаза и ряд заметных отличий:
✅ более крупные двигатели с электронным управлением и диагностикой
✅ менее шумные шестилопастные винты
✅ значительно большее количество прямоугольных окон пассажирского пространства
Все это выгодно отличало от «27-й» модели, имевшей довольно архаичные иллюминаторы эллиптической формы. То же можно сказать и о моторной части. Если в F27 устанавливался британский Rolls-Royce Dart, то для новинки изготовили «сердце» от канадского филиала производителя Pratt&Whitney.
Интерьер F50 значительно модернизирован за счет более крупных и, прежде всего, запирающихся ящиков для ручной клади над головами пассажиров. Изменениям подверглось также внутреннее строение планера и авионика. Самолет оснащен тремя дверями, а также – аварийным выходом для посадки и высадки пассажиров. Кроме того, имеется дополнительный отсек в левом углу задней части фюзеляжа для погрузки или выгрузки перевозимых материалов.
Существует два варианта сборки самолета: F27 Mark 050 и 0502. Первый также известен как F50-100 и представляет собой усовершенствованную версию оригинального F50. Он оснащен следующими элементами:
✅ приборы кабины
✅ электронные бортовые приборы (EFIS)
✅ органы управления двигателем и воздушным винтом
✅ системы предупреждения экипажа
Модификации прежней конструкции включали в себя: современную авионику, системы управления двигателем, элероны, законцовки крыла «Фоклет» и двухколесную носовую опору. Замена двигателя на более экономичный PW125B позволила самолету достичь на 12 % большей крейсерской скорости и снизить расход топлива.
F27 Mark 0502 – это модернизированная версия 050. Он отличается измененным интерьером кабины и кормовыми дверями аварийного выхода. Такой самолет предназначался для использования в вооруженных силах разных стран. Шесть из них равномерно распределены между: Королевскими ВВС Нидерландов, ВВС Сингапура и Брунея. А на гражданскую версию нашлись свои покупатели, вот основные из них:
✅ Malaysia Airlines (10, сейчас обслуживаются Maswings и Firefly)
✅ Denim Air (12)
✅ Skyways Express (18)
✅ VLM Airlines (20)
Всего до середины 90-х успели построить 213 самолетов этой модели, около полутора сотни из которых до сих пор находятся в эксплуатации по всему миру. К сожалению, сроков выпуска предшественника достичь не удалось – на пути к развитию встали серьезные финансовые проблемы.
F50 получил стеклянную кабину, в которой могут разместиться два члена экипажа, включая первого и второго пилотов. Она оборудована EFIS, основным (PFD) и дополнительным полетными дисплеями (SFD). PFD отображает главные полетные данные, а SFD предоставляет навигационную информацию.
Не менее комфортно чувствовали себя во время полета и клиенты компании. F50 может похвастаться вместительным и роскошным салоном, с достаточным пространством для ног пассажиров. Обновленные версии позволяли разместить до 58 человек на парных сиденьях. Здесь имеются 44 небольших иллюминатора прямоугольной формы, обеспечивающие хороший обзор.
Объем салона и багажного отсека составляют 8 и 14 куб. м соответственно. Выходная мощность каждого из двигателей PW125B – 1864 кВт. Самолет приводится в движение шестилопастным гребным винтом Dowty Rotol, изготовленным из алюминия. Пропеллер может вращаться с постоянной скоростью 1200 об/мин.
Смещенный редуктор оптимизирует выходную скорость, увеличивая мощность и минимизируя шум гребного винта. Двигатель также оснащен камерой сгорания с обратным потоком, электронным управлением (EEC) и одноступенчатой турбиной низкого давления. F50 может летать с максимальным показателем в 532 км/ч (скорость сваливания – 453 км/ч). Дальность полета и практический потолок составляют 2678 км и 7620 м соответственно.
Несмотря на то, что «летучий голландец» выглядел слегка архаично на фоне прямых конкурентов (французско-итальянского ATR-42 и канадского DHC-8), он ничем не уступал им в эксплуатационно-экономических показателях. Вот только на пути его успешного развития встало банкротство компании-производителя Fokker. По этой причине выпуск F50 полностью прекращен в марте 1996-го. Последний образец в мае следующего года получили Эфиопские авиалинии.
Но, то дела давно минувших дней, а компания успешно развивалась и после Второй мировой войны. Поэтому к середине 50-х голландские инженеры представили новинку – региональный самолет F27. Он получил убирающееся трехопорное шасси и турбовинтовой двигатель, позволяющий развивать скорость до 460 км/ч.
Один из двигателей Fokker 50. Фото: youtube.com
История этой модели продлилась более чем на три десятилетия, что послужило наилучшим подтверждением ее надежности и востребованности. Однако приходит время, когда даже самая популярная конструкция безнадежно устаревает и требуется что-то новенькое. Когда еще «старичок» оставался на производственных мощностях завода, нидерландские инженеры начали работать над новым проектом.
Fokker 50, появившийся в 80-х
Новинка создавалась на основе очень успешного типа Fokker F27 Friendship вместимостью от 44 до 56 пассажиров, существовавшего в двух версиях с разной длиной фюзеляжа. К 1987 году было выпущено 586 единиц такой техники (плюс еще 207 произведено в США компанией Fairchild под первоначальным обозначением F27, а затем и местным FH227). В общем, опираться на такую проверенную технику можно смело, конструируя на ее базе обновленную модель.
F50 – новый двухдвигательный пассажирский авиалайнер, разработанный и изготовленный нидерландской компанией Fokker Aircraft Company (FAC). Первый серийный самолет поднялся в небо в феврале 1987 года. В мае он прошел сертификацию от Голландского авиационного управления RLD. К концу лета первые образцы поступили в распоряжение Lufthansa Cityline (DLT).
Рассматриваемый сегодня Fokker 50 – это двухмоторный турбовинтовой высокоплан для перевозки 50 пассажиров (отсюда и цифра в обозначении типа) на коротких маршрутах. Вот как развивалась его история. FAC приступила к проектированию F50 в ноябре 1983 года. Самолет предназначался для эксплуатации на неровных аэродромах или грунтовых взлетно-посадочных полосах, а также – в неблагоприятных погодных условиях. Чтобы снизить общий вес конструкции, ее выполнили из композитных материалов, включая стекловолокно, углерод и арамид.
С самого начала голландская компания разрабатывала сразу два прототипа. Один из них совершил свой первый полет в декабре 1985-го, а второй – четыре месяца спустя. После этого FAC приступила к сборке серийного образца, подготовленного к началу 1987 года.
Дизайн и варианты сборки
Хотя конструкция модели 80-х годов прошлого века достаточно сильно переработали, с внешней точки зрения она явно отсылала к исходному типу, родом из начала 50-х. Габариты остались практически такими же, как у последних версий F27-500 и F27-600, но сразу же бросается в глаза и ряд заметных отличий:
✅ более крупные двигатели с электронным управлением и диагностикой
✅ менее шумные шестилопастные винты
✅ значительно большее количество прямоугольных окон пассажирского пространства
Все это выгодно отличало от «27-й» модели, имевшей довольно архаичные иллюминаторы эллиптической формы. То же можно сказать и о моторной части. Если в F27 устанавливался британский Rolls-Royce Dart, то для новинки изготовили «сердце» от канадского филиала производителя Pratt&Whitney.
Надежное шасси для грунтовой «взлетки». Фото: youtube.com
Интерьер F50 значительно модернизирован за счет более крупных и, прежде всего, запирающихся ящиков для ручной клади над головами пассажиров. Изменениям подверглось также внутреннее строение планера и авионика. Самолет оснащен тремя дверями, а также – аварийным выходом для посадки и высадки пассажиров. Кроме того, имеется дополнительный отсек в левом углу задней части фюзеляжа для погрузки или выгрузки перевозимых материалов.
Существует два варианта сборки самолета: F27 Mark 050 и 0502. Первый также известен как F50-100 и представляет собой усовершенствованную версию оригинального F50. Он оснащен следующими элементами:
✅ приборы кабины
✅ электронные бортовые приборы (EFIS)
✅ органы управления двигателем и воздушным винтом
✅ системы предупреждения экипажа
Модификации прежней конструкции включали в себя: современную авионику, системы управления двигателем, элероны, законцовки крыла «Фоклет» и двухколесную носовую опору. Замена двигателя на более экономичный PW125B позволила самолету достичь на 12 % большей крейсерской скорости и снизить расход топлива.
Удобные пассажирские кресла F-50. Фото: youtube.com
F27 Mark 0502 – это модернизированная версия 050. Он отличается измененным интерьером кабины и кормовыми дверями аварийного выхода. Такой самолет предназначался для использования в вооруженных силах разных стран. Шесть из них равномерно распределены между: Королевскими ВВС Нидерландов, ВВС Сингапура и Брунея. А на гражданскую версию нашлись свои покупатели, вот основные из них:
✅ Malaysia Airlines (10, сейчас обслуживаются Maswings и Firefly)
✅ Denim Air (12)
✅ Skyways Express (18)
✅ VLM Airlines (20)
Всего до середины 90-х успели построить 213 самолетов этой модели, около полутора сотни из которых до сих пор находятся в эксплуатации по всему миру. К сожалению, сроков выпуска предшественника достичь не удалось – на пути к развитию встали серьезные финансовые проблемы.
Кабина, салон и производительность
F50 получил стеклянную кабину, в которой могут разместиться два члена экипажа, включая первого и второго пилотов. Она оборудована EFIS, основным (PFD) и дополнительным полетными дисплеями (SFD). PFD отображает главные полетные данные, а SFD предоставляет навигационную информацию.
Приборы и авионика F50. Фото: youtube.com
Не менее комфортно чувствовали себя во время полета и клиенты компании. F50 может похвастаться вместительным и роскошным салоном, с достаточным пространством для ног пассажиров. Обновленные версии позволяли разместить до 58 человек на парных сиденьях. Здесь имеются 44 небольших иллюминатора прямоугольной формы, обеспечивающие хороший обзор.
Объем салона и багажного отсека составляют 8 и 14 куб. м соответственно. Выходная мощность каждого из двигателей PW125B – 1864 кВт. Самолет приводится в движение шестилопастным гребным винтом Dowty Rotol, изготовленным из алюминия. Пропеллер может вращаться с постоянной скоростью 1200 об/мин.
Смещенный редуктор оптимизирует выходную скорость, увеличивая мощность и минимизируя шум гребного винта. Двигатель также оснащен камерой сгорания с обратным потоком, электронным управлением (EEC) и одноступенчатой турбиной низкого давления. F50 может летать с максимальным показателем в 532 км/ч (скорость сваливания – 453 км/ч). Дальность полета и практический потолок составляют 2678 км и 7620 м соответственно.
Fokker F50 на базе обслуживания. Фото: youtube.com
Несмотря на то, что «летучий голландец» выглядел слегка архаично на фоне прямых конкурентов (французско-итальянского ATR-42 и канадского DHC-8), он ничем не уступал им в эксплуатационно-экономических показателях. Вот только на пути его успешного развития встало банкротство компании-производителя Fokker. По этой причине выпуск F50 полностью прекращен в марте 1996-го. Последний образец в мае следующего года получили Эфиопские авиалинии.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
«Нива» не оставила шансов Tesla Cybertruck и «китайцу» на бездорожье
Вот такого соревнования мы долго ждали. «Кибертрак» позиционируется, как универсальный автомобиль, который и по трассе едет с комфортом и на бездорожье что-то...
Трактор Фордзон-Путиловец – корыстная помощь США раннему Советскому Союзу
В начале 1920-х годов Советский Союз стал восстанавливать экономику. Более того, планировалось не только выйти на прежний уровень развития, но и многократно...
План на следующую «пятилетку» – объявлен список трасс, которые построят и отремонтируют
Финансовые сметы уже одобрены Правительством. Также названы конкретные суммы под каждый проект. Все подробности читайте в нашем материале....
«Сапсаны» хотят ускорить
Технически это вполне выполнимая задача. В РЖД уже провели необходимые тесты, а все подробности в нашем материале....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
Есть отзыв от владельца Lada Aura – премиальность экономичного формата
Только недавно флагманская модель АВТОВАЗа, Lada Aura, стала доступной для всех желающих, а автор канала «Клубный сервис» уже ее успел приобрести и...