
Перспективный голландский самолет Fokker F50, пострадавший от банкротства компании
Бренд Fokker получил свое название от имени голландского дизайнера Энтони Фоккера. И его продукция не всегда имела мирное назначение. Но в межвоенный период трехмоторные транспортные самолеты Fokker F.VIIb/3m завоевали немалую популярность и также производились по лицензии компанией Letna Avia.
Но, то дела давно минувших дней, а компания успешно развивалась и после Второй мировой войны. Поэтому к середине 50-х голландские инженеры представили новинку – региональный самолет F27. Он получил убирающееся трехопорное шасси и турбовинтовой двигатель, позволяющий развивать скорость до 460 км/ч.
Один из двигателей Fokker 50. Фото: youtube.com
История этой модели продлилась более чем на три десятилетия, что послужило наилучшим подтверждением ее надежности и востребованности. Однако приходит время, когда даже самая популярная конструкция безнадежно устаревает и требуется что-то новенькое. Когда еще «старичок» оставался на производственных мощностях завода, нидерландские инженеры начали работать над новым проектом.
Новинка создавалась на основе очень успешного типа Fokker F27 Friendship вместимостью от 44 до 56 пассажиров, существовавшего в двух версиях с разной длиной фюзеляжа. К 1987 году было выпущено 586 единиц такой техники (плюс еще 207 произведено в США компанией Fairchild под первоначальным обозначением F27, а затем и местным FH227). В общем, опираться на такую проверенную технику можно смело, конструируя на ее базе обновленную модель.
Рассматриваемый сегодня Fokker 50 – это двухмоторный турбовинтовой высокоплан для перевозки 50 пассажиров (отсюда и цифра в обозначении типа) на коротких маршрутах. Вот как развивалась его история. FAC приступила к проектированию F50 в ноябре 1983 года. Самолет предназначался для эксплуатации на неровных аэродромах или грунтовых взлетно-посадочных полосах, а также – в неблагоприятных погодных условиях. Чтобы снизить общий вес конструкции, ее выполнили из композитных материалов, включая стекловолокно, углерод и арамид.
С самого начала голландская компания разрабатывала сразу два прототипа. Один из них совершил свой первый полет в декабре 1985-го, а второй – четыре месяца спустя. После этого FAC приступила к сборке серийного образца, подготовленного к началу 1987 года.
Хотя конструкция модели 80-х годов прошлого века достаточно сильно переработали, с внешней точки зрения она явно отсылала к исходному типу, родом из начала 50-х. Габариты остались практически такими же, как у последних версий F27-500 и F27-600, но сразу же бросается в глаза и ряд заметных отличий:
✅ более крупные двигатели с электронным управлением и диагностикой
✅ менее шумные шестилопастные винты
✅ значительно большее количество прямоугольных окон пассажирского пространства
Все это выгодно отличало от «27-й» модели, имевшей довольно архаичные иллюминаторы эллиптической формы. То же можно сказать и о моторной части. Если в F27 устанавливался британский Rolls-Royce Dart, то для новинки изготовили «сердце» от канадского филиала производителя Pratt&Whitney.
Надежное шасси для грунтовой «взлетки». Фото: youtube.com
Интерьер F50 значительно модернизирован за счет более крупных и, прежде всего, запирающихся ящиков для ручной клади над головами пассажиров. Изменениям подверглось также внутреннее строение планера и авионика. Самолет оснащен тремя дверями, а также – аварийным выходом для посадки и высадки пассажиров. Кроме того, имеется дополнительный отсек в левом углу задней части фюзеляжа для погрузки или выгрузки перевозимых материалов.
Существует два варианта сборки самолета: F27 Mark 050 и 0502. Первый также известен как F50-100 и представляет собой усовершенствованную версию оригинального F50. Он оснащен следующими элементами:
✅ приборы кабины
✅ электронные бортовые приборы (EFIS)
✅ органы управления двигателем и воздушным винтом
✅ системы предупреждения экипажа
Модификации прежней конструкции включали в себя: современную авионику, системы управления двигателем, элероны, законцовки крыла «Фоклет» и двухколесную носовую опору. Замена двигателя на более экономичный PW125B позволила самолету достичь на 12 % большей крейсерской скорости и снизить расход топлива.
Удобные пассажирские кресла F-50. Фото: youtube.com
F27 Mark 0502 – это модернизированная версия 050. Он отличается измененным интерьером кабины и кормовыми дверями аварийного выхода. Такой самолет предназначался для использования в вооруженных силах разных стран. Шесть из них равномерно распределены между: Королевскими ВВС Нидерландов, ВВС Сингапура и Брунея. А на гражданскую версию нашлись свои покупатели, вот основные из них:
✅ Malaysia Airlines (10, сейчас обслуживаются Maswings и Firefly)
✅ Denim Air (12)
✅ Skyways Express (18)
✅ VLM Airlines (20)
Всего до середины 90-х успели построить 213 самолетов этой модели, около полутора сотни из которых до сих пор находятся в эксплуатации по всему миру. К сожалению, сроков выпуска предшественника достичь не удалось – на пути к развитию встали серьезные финансовые проблемы.
F50 получил стеклянную кабину, в которой могут разместиться два члена экипажа, включая первого и второго пилотов. Она оборудована EFIS, основным (PFD) и дополнительным полетными дисплеями (SFD). PFD отображает главные полетные данные, а SFD предоставляет навигационную информацию.
Приборы и авионика F50. Фото: youtube.com
Не менее комфортно чувствовали себя во время полета и клиенты компании. F50 может похвастаться вместительным и роскошным салоном, с достаточным пространством для ног пассажиров. Обновленные версии позволяли разместить до 58 человек на парных сиденьях. Здесь имеются 44 небольших иллюминатора прямоугольной формы, обеспечивающие хороший обзор.
Объем салона и багажного отсека составляют 8 и 14 куб. м соответственно. Выходная мощность каждого из двигателей PW125B – 1864 кВт. Самолет приводится в движение шестилопастным гребным винтом Dowty Rotol, изготовленным из алюминия. Пропеллер может вращаться с постоянной скоростью 1200 об/мин.
Смещенный редуктор оптимизирует выходную скорость, увеличивая мощность и минимизируя шум гребного винта. Двигатель также оснащен камерой сгорания с обратным потоком, электронным управлением (EEC) и одноступенчатой турбиной низкого давления. F50 может летать с максимальным показателем в 532 км/ч (скорость сваливания – 453 км/ч). Дальность полета и практический потолок составляют 2678 км и 7620 м соответственно.
Fokker F50 на базе обслуживания. Фото: youtube.com
Несмотря на то, что «летучий голландец» выглядел слегка архаично на фоне прямых конкурентов (французско-итальянского ATR-42 и канадского DHC-8), он ничем не уступал им в эксплуатационно-экономических показателях. Вот только на пути его успешного развития встало банкротство компании-производителя Fokker. По этой причине выпуск F50 полностью прекращен в марте 1996-го. Последний образец в мае следующего года получили Эфиопские авиалинии.
Но, то дела давно минувших дней, а компания успешно развивалась и после Второй мировой войны. Поэтому к середине 50-х голландские инженеры представили новинку – региональный самолет F27. Он получил убирающееся трехопорное шасси и турбовинтовой двигатель, позволяющий развивать скорость до 460 км/ч.

История этой модели продлилась более чем на три десятилетия, что послужило наилучшим подтверждением ее надежности и востребованности. Однако приходит время, когда даже самая популярная конструкция безнадежно устаревает и требуется что-то новенькое. Когда еще «старичок» оставался на производственных мощностях завода, нидерландские инженеры начали работать над новым проектом.
Fokker 50, появившийся в 80-х
Новинка создавалась на основе очень успешного типа Fokker F27 Friendship вместимостью от 44 до 56 пассажиров, существовавшего в двух версиях с разной длиной фюзеляжа. К 1987 году было выпущено 586 единиц такой техники (плюс еще 207 произведено в США компанией Fairchild под первоначальным обозначением F27, а затем и местным FH227). В общем, опираться на такую проверенную технику можно смело, конструируя на ее базе обновленную модель.
F50 – новый двухдвигательный пассажирский авиалайнер, разработанный и изготовленный нидерландской компанией Fokker Aircraft Company (FAC). Первый серийный самолет поднялся в небо в феврале 1987 года. В мае он прошел сертификацию от Голландского авиационного управления RLD. К концу лета первые образцы поступили в распоряжение Lufthansa Cityline (DLT).
Рассматриваемый сегодня Fokker 50 – это двухмоторный турбовинтовой высокоплан для перевозки 50 пассажиров (отсюда и цифра в обозначении типа) на коротких маршрутах. Вот как развивалась его история. FAC приступила к проектированию F50 в ноябре 1983 года. Самолет предназначался для эксплуатации на неровных аэродромах или грунтовых взлетно-посадочных полосах, а также – в неблагоприятных погодных условиях. Чтобы снизить общий вес конструкции, ее выполнили из композитных материалов, включая стекловолокно, углерод и арамид.
С самого начала голландская компания разрабатывала сразу два прототипа. Один из них совершил свой первый полет в декабре 1985-го, а второй – четыре месяца спустя. После этого FAC приступила к сборке серийного образца, подготовленного к началу 1987 года.
Дизайн и варианты сборки
Хотя конструкция модели 80-х годов прошлого века достаточно сильно переработали, с внешней точки зрения она явно отсылала к исходному типу, родом из начала 50-х. Габариты остались практически такими же, как у последних версий F27-500 и F27-600, но сразу же бросается в глаза и ряд заметных отличий:
✅ более крупные двигатели с электронным управлением и диагностикой
✅ менее шумные шестилопастные винты
✅ значительно большее количество прямоугольных окон пассажирского пространства
Все это выгодно отличало от «27-й» модели, имевшей довольно архаичные иллюминаторы эллиптической формы. То же можно сказать и о моторной части. Если в F27 устанавливался британский Rolls-Royce Dart, то для новинки изготовили «сердце» от канадского филиала производителя Pratt&Whitney.

Интерьер F50 значительно модернизирован за счет более крупных и, прежде всего, запирающихся ящиков для ручной клади над головами пассажиров. Изменениям подверглось также внутреннее строение планера и авионика. Самолет оснащен тремя дверями, а также – аварийным выходом для посадки и высадки пассажиров. Кроме того, имеется дополнительный отсек в левом углу задней части фюзеляжа для погрузки или выгрузки перевозимых материалов.
Существует два варианта сборки самолета: F27 Mark 050 и 0502. Первый также известен как F50-100 и представляет собой усовершенствованную версию оригинального F50. Он оснащен следующими элементами:
✅ приборы кабины
✅ электронные бортовые приборы (EFIS)
✅ органы управления двигателем и воздушным винтом
✅ системы предупреждения экипажа
Модификации прежней конструкции включали в себя: современную авионику, системы управления двигателем, элероны, законцовки крыла «Фоклет» и двухколесную носовую опору. Замена двигателя на более экономичный PW125B позволила самолету достичь на 12 % большей крейсерской скорости и снизить расход топлива.

F27 Mark 0502 – это модернизированная версия 050. Он отличается измененным интерьером кабины и кормовыми дверями аварийного выхода. Такой самолет предназначался для использования в вооруженных силах разных стран. Шесть из них равномерно распределены между: Королевскими ВВС Нидерландов, ВВС Сингапура и Брунея. А на гражданскую версию нашлись свои покупатели, вот основные из них:
✅ Malaysia Airlines (10, сейчас обслуживаются Maswings и Firefly)
✅ Denim Air (12)
✅ Skyways Express (18)
✅ VLM Airlines (20)
Всего до середины 90-х успели построить 213 самолетов этой модели, около полутора сотни из которых до сих пор находятся в эксплуатации по всему миру. К сожалению, сроков выпуска предшественника достичь не удалось – на пути к развитию встали серьезные финансовые проблемы.
Кабина, салон и производительность
F50 получил стеклянную кабину, в которой могут разместиться два члена экипажа, включая первого и второго пилотов. Она оборудована EFIS, основным (PFD) и дополнительным полетными дисплеями (SFD). PFD отображает главные полетные данные, а SFD предоставляет навигационную информацию.

Не менее комфортно чувствовали себя во время полета и клиенты компании. F50 может похвастаться вместительным и роскошным салоном, с достаточным пространством для ног пассажиров. Обновленные версии позволяли разместить до 58 человек на парных сиденьях. Здесь имеются 44 небольших иллюминатора прямоугольной формы, обеспечивающие хороший обзор.
Объем салона и багажного отсека составляют 8 и 14 куб. м соответственно. Выходная мощность каждого из двигателей PW125B – 1864 кВт. Самолет приводится в движение шестилопастным гребным винтом Dowty Rotol, изготовленным из алюминия. Пропеллер может вращаться с постоянной скоростью 1200 об/мин.
Смещенный редуктор оптимизирует выходную скорость, увеличивая мощность и минимизируя шум гребного винта. Двигатель также оснащен камерой сгорания с обратным потоком, электронным управлением (EEC) и одноступенчатой турбиной низкого давления. F50 может летать с максимальным показателем в 532 км/ч (скорость сваливания – 453 км/ч). Дальность полета и практический потолок составляют 2678 км и 7620 м соответственно.

Несмотря на то, что «летучий голландец» выглядел слегка архаично на фоне прямых конкурентов (французско-итальянского ATR-42 и канадского DHC-8), он ничем не уступал им в эксплуатационно-экономических показателях. Вот только на пути его успешного развития встало банкротство компании-производителя Fokker. По этой причине выпуск F50 полностью прекращен в марте 1996-го. Последний образец в мае следующего года получили Эфиопские авиалинии.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...