ВАЗ «Рапан» –  Париж был «у его колес»
13 797

ВАЗ «Рапан» – Париж был «у его колес»

К середине 90-х экономические дела у ВАЗа, как и у всей страны, мягко говоря, не ладились. Рубль валился вниз и главное, что занимало умы руководителей предприятий любого ранга – как выжить в подобной ситуации. В Европе, тем более, мире, о бренде LADA почти забыли и требовалось нечто «эдакое» для встряски российского автопрома и напоминания о себе хотя бы Европе. Возникла необходимость в своем «шоу-стоппере», который пусть и не пойдет в серию, но внимание привлечет.


И «чудо» произошло, но не сразу. Идея построить оригинальный по внешнему виду концепт на электрической тяге возникла еще в начале тогда сравнительно спокойных 90-х. К 1994-му экспортные поставки LADA практически остановились: слабым ручейком за рубеж шла разве что «Нива». Разработанные «десятки» потихоньку превращались в долгострой.

Lada Rapan


Изначально этому автомобилю встать на конвейер было не суждено. Просто требовалось построить машину, которая восхитит заграничную публику и докажет, что АвтоВАЗ способен выпускать не только технику, морально устаревшую, как минимум на десятилетие. Ответственным за проект назначили М. Маркиева – молодого главу отдела спецавтомобилей, которому дали карт-бланш. Руководитель сразу же пригласил участвовать в разработке экстерьера В. Плешанова, а салона – В. Новикову. Проекту дали название ElCar 2000. Цифра намекала на будущее модели, а пара первых букв напоминала о том, что это будет электрокар.

ВАЗ «Рапан» –  Париж был «у его колес»Часть агрегатов и элементов платформы позаимствовали у электрокара ВАЗ-1111Э. Фото: YouTube.com

«Элькаром» концепт пробыл недолго: говорили, что дизайнер Валентина Новикова, разглядывая эскизы экстерьера, заметила, что авто смахивает на ракушку рапана. Так концепт получил новое имя.

«Тележка»


В то время электромобили уже вовсю изготавливали, однако общей концепции, как таковой, не существовало. Просто брали модель с ДВС, переделывали ее под другой двигатель, а батареи располагали там, где придется, не заморачиваясь центром тяжести и прочей «ерундой».

Современная замена АКБ в днище электрокара (КНР). Фото: YouTube.com

Маркиев начал разработку с платформы и аккумуляторы расположил равномерно по всему днищу кузова, внутри рамы. Первые наброски такой «тележки» датируются еще 1987-м годом. Сегодня все производители электрокаров используют именно такой способ размещения батарей.

Экстерьер


Вы только взгляните на уникальный внешний вид «Рапана»! Он и сегодня шокирует, кажется каким-то пришельцем из будущего. Создавал экстерьер Владимир Плешанов, который уверял, что облик концепта ему …приснился. По словам дизайнера, среди прямоугольных небоскребов Нью-Йорка ехала машина с закругленными обводами, резко контрастируя с окружающей обстановкой.

Если смотреть спереди, не сразу и поймешь, что это. Фото: YouTube.com

И действительно: облик «Рапана» впечатляет – сразу видно, Плешанов дал волю фантазии. Бросается в глаза удивительное сочетание эклектики с практичными инженерными идеями. У машины – большая зона остекления, двери выполнены в форме дисков (примерно такую же конфигурацию имеет даже люк в потолке). Предусмотрено дополнительное окно для облегчения парковки. Все элементы экстерьера переплетаются необычным образом: например, линия головной оптики плавно и как-то незаметно превращается в наружные зеркала.

При таком панорамном остеклении и люк в крыше не нужен. Фото: YouTube.com

У электрокара приподнята крыша, боковины сделаны объемными, пол – низким, ровным, без порогов и туннеля. Все это гарантировало простор в салоне. А еще из-за оригинального экстерьера «Рапан» казался больше: а ведь по размерам он практически мало отличался от «Оки» (вот только весил он из-за никель-кадмиевых АКБ 1,5 тонны!).

Технические данные


От электрического варианта ВАЗ-1111Э (опытная серия была произведена еще в 1992-м) использовали мотор ПТ-125, развивавший 34 «лошадки», а также некоторые элементы платформы. Неожиданно вышла проблема с системой привода, точнее, преобразователем напряжения. Тот, который был (от ВАЗ-1111Э), на тиристорах, оказался ненадежным. Пришлось разрабатывать другой, на транзисторах, что затянулось не на один год. По расчетам, запас хода у переднеприводного «Рапана» должен составлять 110 км, а максимальная скорость – 90 км/ч. Батареи, заряжать которые нужно было от бытовой сети 220 В, набирали 100 % емкости за десять часов. Характеристики не ахти, но это же макет: главное показать идею – а довести ее до «технического ума» можно и потом.

Интерьер


Внутри тоже было немало интересных решений. Взгляните хотя бы на рулевое колесо. Все приборы и даже подушка безопасности располагаются внутри него. Подобная идея использовалась в концепт-каре Maserati Boomerang. Там тоже ступица оставалась неподвижной, а «панель» приборов размещалась внутри «баранки».

Двери тоже застеклены по максимуму: видно все и сбоку и внизу. Фото: YouTube.com

Двери закреплены на монопетлях: в плане надежности подобная идея спорная, но выглядит это эффектно. Правда, вместо кнопок на главной консоли только что-то вроде намека на них. Впрочем, недоработки в макете – вещь простительная…

Остановка проекта и его продолжение


Не все шло гладко у «Рапана»: тяжелая экономическая ситуация на заводе и в стране давала о себе знать – в 1995-м дальнейшие работы по концепту остановились. Причиной тому стала «Нива-Шевроле», которую надо было срочно поставить на конвейер.

Niva Chevrolet затормозила проект на 2 года. Фото: YouTube.com

На доводку ВАЗ-2123 бросили все силы – конструкторов и дизайнеров. К «Ропану», который все еще оставался в виде трубчатого каркаса, вернулись лишь через пару лет. Постепенно на раму устанавливали пластиковые элементы сложной конфигурации.

Париж «у ног» АвтоВАЗа


Руководство решило, что настало время продемонстрировать готовый макет широкой общественности, причем на международном уровне. Как раз к этому времени должна была состояться очередная выставка в столице Франции. ВАЗ привез на автосалон пару моделей: помимо «Рапана» еще и минивэн «Менеджер». Однако последний был почти не замечен публикой. Посетители восторженно приняли Rapan, который представляла делегация завода, в т. ч. дизайнер Валентина Новикова и главный конструктор Мирзоев. Когда последнему позвонили из Тольятти в разгар автошоу, он ответил, что «Париж у ног Вали!».

Руль такой же конструкции был у концепт-кара Maserati Boomerang, тоже блиставшего на автосалонах. Фото: YouTube.com

Об успехе говорит тот факт, что после Франции делегация с «Рапаном» поехала не домой, а в Италию. Руководство телевизионной компании Rai Uno TV договорилось с тольяттинцами об участии концепт-кара в шоу Cervelloni. В общем, полный триумф на европейской арене.

Что дальше


Когда «Рапан» вернулся из «командировки», на несколько месяцев его «отодвинули» в сторону. На завод прибыл новый глава дизайнерского отдела С. Синельников, который распорядился подготовит концепт к столичному автосалону. Электрокар перекрасили в салатовый цвет, и в 1999-м отправили на выставку. В последующие годы их было несколько.

Все понимали, что авто не пойдет в серию. Даже сегодня нельзя сказать, что электрокары пользуются большей популярностью, чем ДВС. Что уж говорить о 90-х!

А дальше – совсем незавидная участь: машину отправили в музей и поставили рядом с другими концептами. Казалось, о машине все забыли, вид ее потихоньку бледнел, но – нет!

Продолжение


Совсем недавно электрокар подвергли реставрации. Автомобиль полностью разобрали, почистили, что надо заменили. Процесс восстановления стал достаточно сложным, т. к. концепт, по сути – дизайнерский проект, не имеющий «дублей».

Электрокар осторожно возвращают на место. Фото: YouTube.com

К тому же материалы, из которых делали кузов, иные детали, сегодня уже просто так не найти. Тем не менее, работы были закончены, и обновленный электрокар-«ракушка» вновь занял свое место в музее.
А вы что думаете о «Рапане»?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас