ВАЗ «Рапан» – Париж был «у его колес»
К середине 90-х экономические дела у ВАЗа, как и у всей страны, мягко говоря, не ладились. Рубль валился вниз и главное, что занимало умы руководителей предприятий любого ранга – как выжить в подобной ситуации. В Европе, тем более, мире, о бренде LADA почти забыли и требовалось нечто «эдакое» для встряски российского автопрома и напоминания о себе хотя бы Европе. Возникла необходимость в своем «шоу-стоппере», который пусть и не пойдет в серию, но внимание привлечет.
И «чудо» произошло, но не сразу. Идея построить оригинальный по внешнему виду концепт на электрической тяге возникла еще в начале тогда сравнительно спокойных 90-х. К 1994-му экспортные поставки LADA практически остановились: слабым ручейком за рубеж шла разве что «Нива». Разработанные «десятки» потихоньку превращались в долгострой.
Изначально этому автомобилю встать на конвейер было не суждено. Просто требовалось построить машину, которая восхитит заграничную публику и докажет, что АвтоВАЗ способен выпускать не только технику, морально устаревшую, как минимум на десятилетие. Ответственным за проект назначили М. Маркиева – молодого главу отдела спецавтомобилей, которому дали карт-бланш. Руководитель сразу же пригласил участвовать в разработке экстерьера В. Плешанова, а салона – В. Новикову. Проекту дали название ElCar 2000. Цифра намекала на будущее модели, а пара первых букв напоминала о том, что это будет электрокар.
«Элькаром» концепт пробыл недолго: говорили, что дизайнер Валентина Новикова, разглядывая эскизы экстерьера, заметила, что авто смахивает на ракушку рапана. Так концепт получил новое имя.
В то время электромобили уже вовсю изготавливали, однако общей концепции, как таковой, не существовало. Просто брали модель с ДВС, переделывали ее под другой двигатель, а батареи располагали там, где придется, не заморачиваясь центром тяжести и прочей «ерундой».
Маркиев начал разработку с платформы и аккумуляторы расположил равномерно по всему днищу кузова, внутри рамы. Первые наброски такой «тележки» датируются еще 1987-м годом. Сегодня все производители электрокаров используют именно такой способ размещения батарей.
Вы только взгляните на уникальный внешний вид «Рапана»! Он и сегодня шокирует, кажется каким-то пришельцем из будущего. Создавал экстерьер Владимир Плешанов, который уверял, что облик концепта ему …приснился. По словам дизайнера, среди прямоугольных небоскребов Нью-Йорка ехала машина с закругленными обводами, резко контрастируя с окружающей обстановкой.
И действительно: облик «Рапана» впечатляет – сразу видно, Плешанов дал волю фантазии. Бросается в глаза удивительное сочетание эклектики с практичными инженерными идеями. У машины – большая зона остекления, двери выполнены в форме дисков (примерно такую же конфигурацию имеет даже люк в потолке). Предусмотрено дополнительное окно для облегчения парковки. Все элементы экстерьера переплетаются необычным образом: например, линия головной оптики плавно и как-то незаметно превращается в наружные зеркала.
У электрокара приподнята крыша, боковины сделаны объемными, пол – низким, ровным, без порогов и туннеля. Все это гарантировало простор в салоне. А еще из-за оригинального экстерьера «Рапан» казался больше: а ведь по размерам он практически мало отличался от «Оки» (вот только весил он из-за никель-кадмиевых АКБ 1,5 тонны!).
От электрического варианта ВАЗ-1111Э (опытная серия была произведена еще в 1992-м) использовали мотор ПТ-125, развивавший 34 «лошадки», а также некоторые элементы платформы. Неожиданно вышла проблема с системой привода, точнее, преобразователем напряжения. Тот, который был (от ВАЗ-1111Э), на тиристорах, оказался ненадежным. Пришлось разрабатывать другой, на транзисторах, что затянулось не на один год. По расчетам, запас хода у переднеприводного «Рапана» должен составлять 110 км, а максимальная скорость – 90 км/ч. Батареи, заряжать которые нужно было от бытовой сети 220 В, набирали 100 % емкости за десять часов. Характеристики не ахти, но это же макет: главное показать идею – а довести ее до «технического ума» можно и потом.
Внутри тоже было немало интересных решений. Взгляните хотя бы на рулевое колесо. Все приборы и даже подушка безопасности располагаются внутри него. Подобная идея использовалась в концепт-каре Maserati Boomerang. Там тоже ступица оставалась неподвижной, а «панель» приборов размещалась внутри «баранки».
Двери закреплены на монопетлях: в плане надежности подобная идея спорная, но выглядит это эффектно. Правда, вместо кнопок на главной консоли только что-то вроде намека на них. Впрочем, недоработки в макете – вещь простительная…
Не все шло гладко у «Рапана»: тяжелая экономическая ситуация на заводе и в стране давала о себе знать – в 1995-м дальнейшие работы по концепту остановились. Причиной тому стала «Нива-Шевроле», которую надо было срочно поставить на конвейер.
На доводку ВАЗ-2123 бросили все силы – конструкторов и дизайнеров. К «Ропану», который все еще оставался в виде трубчатого каркаса, вернулись лишь через пару лет. Постепенно на раму устанавливали пластиковые элементы сложной конфигурации.
Руководство решило, что настало время продемонстрировать готовый макет широкой общественности, причем на международном уровне. Как раз к этому времени должна была состояться очередная выставка в столице Франции. ВАЗ привез на автосалон пару моделей: помимо «Рапана» еще и минивэн «Менеджер». Однако последний был почти не замечен публикой. Посетители восторженно приняли Rapan, который представляла делегация завода, в т. ч. дизайнер Валентина Новикова и главный конструктор Мирзоев. Когда последнему позвонили из Тольятти в разгар автошоу, он ответил, что «Париж у ног Вали!».
Об успехе говорит тот факт, что после Франции делегация с «Рапаном» поехала не домой, а в Италию. Руководство телевизионной компании Rai Uno TV договорилось с тольяттинцами об участии концепт-кара в шоу Cervelloni. В общем, полный триумф на европейской арене.
Когда «Рапан» вернулся из «командировки», на несколько месяцев его «отодвинули» в сторону. На завод прибыл новый глава дизайнерского отдела С. Синельников, который распорядился подготовит концепт к столичному автосалону. Электрокар перекрасили в салатовый цвет, и в 1999-м отправили на выставку. В последующие годы их было несколько.
А дальше – совсем незавидная участь: машину отправили в музей и поставили рядом с другими концептами. Казалось, о машине все забыли, вид ее потихоньку бледнел, но – нет!
Совсем недавно электрокар подвергли реставрации. Автомобиль полностью разобрали, почистили, что надо заменили. Процесс восстановления стал достаточно сложным, т. к. концепт, по сути – дизайнерский проект, не имеющий «дублей».
К тому же материалы, из которых делали кузов, иные детали, сегодня уже просто так не найти. Тем не менее, работы были закончены, и обновленный электрокар-«ракушка» вновь занял свое место в музее.
И «чудо» произошло, но не сразу. Идея построить оригинальный по внешнему виду концепт на электрической тяге возникла еще в начале тогда сравнительно спокойных 90-х. К 1994-му экспортные поставки LADA практически остановились: слабым ручейком за рубеж шла разве что «Нива». Разработанные «десятки» потихоньку превращались в долгострой.
Lada Rapan
Изначально этому автомобилю встать на конвейер было не суждено. Просто требовалось построить машину, которая восхитит заграничную публику и докажет, что АвтоВАЗ способен выпускать не только технику, морально устаревшую, как минимум на десятилетие. Ответственным за проект назначили М. Маркиева – молодого главу отдела спецавтомобилей, которому дали карт-бланш. Руководитель сразу же пригласил участвовать в разработке экстерьера В. Плешанова, а салона – В. Новикову. Проекту дали название ElCar 2000. Цифра намекала на будущее модели, а пара первых букв напоминала о том, что это будет электрокар.
Часть агрегатов и элементов платформы позаимствовали у электрокара ВАЗ-1111Э. Фото: YouTube.com
«Элькаром» концепт пробыл недолго: говорили, что дизайнер Валентина Новикова, разглядывая эскизы экстерьера, заметила, что авто смахивает на ракушку рапана. Так концепт получил новое имя.
«Тележка»
В то время электромобили уже вовсю изготавливали, однако общей концепции, как таковой, не существовало. Просто брали модель с ДВС, переделывали ее под другой двигатель, а батареи располагали там, где придется, не заморачиваясь центром тяжести и прочей «ерундой».
Современная замена АКБ в днище электрокара (КНР). Фото: YouTube.com
Маркиев начал разработку с платформы и аккумуляторы расположил равномерно по всему днищу кузова, внутри рамы. Первые наброски такой «тележки» датируются еще 1987-м годом. Сегодня все производители электрокаров используют именно такой способ размещения батарей.
Экстерьер
Вы только взгляните на уникальный внешний вид «Рапана»! Он и сегодня шокирует, кажется каким-то пришельцем из будущего. Создавал экстерьер Владимир Плешанов, который уверял, что облик концепта ему …приснился. По словам дизайнера, среди прямоугольных небоскребов Нью-Йорка ехала машина с закругленными обводами, резко контрастируя с окружающей обстановкой.
Если смотреть спереди, не сразу и поймешь, что это. Фото: YouTube.com
И действительно: облик «Рапана» впечатляет – сразу видно, Плешанов дал волю фантазии. Бросается в глаза удивительное сочетание эклектики с практичными инженерными идеями. У машины – большая зона остекления, двери выполнены в форме дисков (примерно такую же конфигурацию имеет даже люк в потолке). Предусмотрено дополнительное окно для облегчения парковки. Все элементы экстерьера переплетаются необычным образом: например, линия головной оптики плавно и как-то незаметно превращается в наружные зеркала.
При таком панорамном остеклении и люк в крыше не нужен. Фото: YouTube.com
У электрокара приподнята крыша, боковины сделаны объемными, пол – низким, ровным, без порогов и туннеля. Все это гарантировало простор в салоне. А еще из-за оригинального экстерьера «Рапан» казался больше: а ведь по размерам он практически мало отличался от «Оки» (вот только весил он из-за никель-кадмиевых АКБ 1,5 тонны!).
Технические данные
От электрического варианта ВАЗ-1111Э (опытная серия была произведена еще в 1992-м) использовали мотор ПТ-125, развивавший 34 «лошадки», а также некоторые элементы платформы. Неожиданно вышла проблема с системой привода, точнее, преобразователем напряжения. Тот, который был (от ВАЗ-1111Э), на тиристорах, оказался ненадежным. Пришлось разрабатывать другой, на транзисторах, что затянулось не на один год. По расчетам, запас хода у переднеприводного «Рапана» должен составлять 110 км, а максимальная скорость – 90 км/ч. Батареи, заряжать которые нужно было от бытовой сети 220 В, набирали 100 % емкости за десять часов. Характеристики не ахти, но это же макет: главное показать идею – а довести ее до «технического ума» можно и потом.
Интерьер
Внутри тоже было немало интересных решений. Взгляните хотя бы на рулевое колесо. Все приборы и даже подушка безопасности располагаются внутри него. Подобная идея использовалась в концепт-каре Maserati Boomerang. Там тоже ступица оставалась неподвижной, а «панель» приборов размещалась внутри «баранки».
Двери тоже застеклены по максимуму: видно все и сбоку и внизу. Фото: YouTube.com
Двери закреплены на монопетлях: в плане надежности подобная идея спорная, но выглядит это эффектно. Правда, вместо кнопок на главной консоли только что-то вроде намека на них. Впрочем, недоработки в макете – вещь простительная…
Остановка проекта и его продолжение
Не все шло гладко у «Рапана»: тяжелая экономическая ситуация на заводе и в стране давала о себе знать – в 1995-м дальнейшие работы по концепту остановились. Причиной тому стала «Нива-Шевроле», которую надо было срочно поставить на конвейер.
Niva Chevrolet затормозила проект на 2 года. Фото: YouTube.com
На доводку ВАЗ-2123 бросили все силы – конструкторов и дизайнеров. К «Ропану», который все еще оставался в виде трубчатого каркаса, вернулись лишь через пару лет. Постепенно на раму устанавливали пластиковые элементы сложной конфигурации.
Париж «у ног» АвтоВАЗа
Руководство решило, что настало время продемонстрировать готовый макет широкой общественности, причем на международном уровне. Как раз к этому времени должна была состояться очередная выставка в столице Франции. ВАЗ привез на автосалон пару моделей: помимо «Рапана» еще и минивэн «Менеджер». Однако последний был почти не замечен публикой. Посетители восторженно приняли Rapan, который представляла делегация завода, в т. ч. дизайнер Валентина Новикова и главный конструктор Мирзоев. Когда последнему позвонили из Тольятти в разгар автошоу, он ответил, что «Париж у ног Вали!».
Руль такой же конструкции был у концепт-кара Maserati Boomerang, тоже блиставшего на автосалонах. Фото: YouTube.com
Об успехе говорит тот факт, что после Франции делегация с «Рапаном» поехала не домой, а в Италию. Руководство телевизионной компании Rai Uno TV договорилось с тольяттинцами об участии концепт-кара в шоу Cervelloni. В общем, полный триумф на европейской арене.
Что дальше
Когда «Рапан» вернулся из «командировки», на несколько месяцев его «отодвинули» в сторону. На завод прибыл новый глава дизайнерского отдела С. Синельников, который распорядился подготовит концепт к столичному автосалону. Электрокар перекрасили в салатовый цвет, и в 1999-м отправили на выставку. В последующие годы их было несколько.
Все понимали, что авто не пойдет в серию. Даже сегодня нельзя сказать, что электрокары пользуются большей популярностью, чем ДВС. Что уж говорить о 90-х!
А дальше – совсем незавидная участь: машину отправили в музей и поставили рядом с другими концептами. Казалось, о машине все забыли, вид ее потихоньку бледнел, но – нет!
Продолжение
Совсем недавно электрокар подвергли реставрации. Автомобиль полностью разобрали, почистили, что надо заменили. Процесс восстановления стал достаточно сложным, т. к. концепт, по сути – дизайнерский проект, не имеющий «дублей».
Электрокар осторожно возвращают на место. Фото: YouTube.com
К тому же материалы, из которых делали кузов, иные детали, сегодня уже просто так не найти. Тем не менее, работы были закончены, и обновленный электрокар-«ракушка» вновь занял свое место в музее.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Автодома из Китая – лучшие машины и дорогостоящая роскошь
Не сидится авторам канала «ПриветТачка» на месте. Они ищут интересные автомобили. В этот раз им удалось попасть в салон Armadillo. Не слышали про такую...