ЕТ в фокусе: что такое вылет и как выбрать между легкосплавными и коваными дисками?
435

ЕТ в фокусе: что такое вылет и как выбрать между легкосплавными и коваными дисками?

При покупке дисков автолюбители ориентируются на общепринятые характеристики, среди которых диаметр, разболтовка, посадочная ширина. Все обращают внимание на дизайн и читают отзывы о производителях, но мало кто учитывает такой параметр, как вылет.


Эта характеристика указывается в маркировке. От нее зависит управляемость автомобиля и безопасность.

Что такое вылет диска и как его рассчитать?


Вылет диска (ЕТ, OFFSET) — важный геометрический параметр. Чтобы понять наглядно, что это такое, необходимо разобраться с тем, что такое привалочная плоскость. При фиксации колеса на авто диск прижимается к ступице. Плоскость, которая касается ступицы, и есть привалочная.

ЕТ в фокусе: что такое вылет и как выбрать между легкосплавными и коваными дисками?Дата производства в маркировке. Фото: YouTube.com

Представьте, что диск стоит прямо и может покатиться в вашу сторону. Так можно увидеть центральную часть обода, вертикальную ось симметрии. Привалочная плоскость, которая находится к вам боком, располагается или вровень с данной осью, или по бокам от нее. Расстояние между ней и воображаемой серединой (центром) обода — вылет.

Как измерить ЕТ?


ЕТ можно рассчитать по формуле ЕТ=А-В/2. В данном случае А — расстояние между внутренней и плоскостью приложения колеса к ступице. В — это общая ширина диска. Вылет можно определить по маркировке ET/OFFSET, после которой указывается число. Если это ЕТ42, то у диска положительный вылет в 42 мм.

Для замера параметра возьмите диск и положите его на ровную поверхность внешней стороной. С помощью линейки (не рулетки, у последней точность ниже) измерьте расстояние между плоскостью и опорной поверхностью. Вы получите значение В из плоскости. А — расстояние от поверхности до привалочной плоскости.

Какие бывают вылеты?


Есть три вида ЕТ: нейтральный (нулевой), положительный и отрицательный. В первом случае монтажная плоскость должна совпадать с центральной линией. Нейтральная маркировка обозначается как ЕТ0.

У изделий с положительным вылетом плоскость, которая контактирует со ступицей, должна располагаться перед центральной линией. Если вы посмотрите на колесо спереди, то такой диск будет выглядеть плоско или слегка вогнуто. Положительный ЕТ иногда встречается на старых авто, в которых ступица выступает дальше основной части. Если вылет больше, это может оказывать высокое давление на ось и ступицу, приводит к их преждевременному износу и поломке.

Если у изделия отрицательный вылет, монтажная поверхность находится за центральной линией диска. Из-за чего кажется, что он выпирает наружу, поскольку посадочное место утоплено внутрь.

Формовка диска на производстве. Фото: YouTube.com

Вылет нужно учитывать, когда вы меняете диски, отличающиеся шириной от стандартных. Тогда для компенсации большей ширины может возникнуть необходимость изменения ЕТ. Но эти действия рискованные, поэтому их лучше выполнять под руководством специалистов. Обычно автовладельцы меняют диски на широкие для того, чтобы сцепление с дорожным покрытием было более качественным. Но это актуально только для сухого асфальта. Есть мнение, что широкие шины, если установлены на ведущих задних колесах, обеспечивают передачу большего крутящего момента без пробуксовки.

На что влияет ЕТ?


Характеристику определяют инженеры на этапе проектирования. Берется во внимание конструкция тормозных устройств. Главным требованием можно назвать отсутствие контакта диска с неподвижным суппортом.

ЕТ играет роль при передаче нагрузки на пятно контакта колеса с дорогой. Оптимальным считается ее равномерное распределение. Середина обода колеса должна находиться в одной плоскости с подшипником ступицы. Когда ЕТ больше или меньше, чем предписывается производителем, на оси появляется дополнительный изгибающий момент, в результате чего на подшипник оказывается высокая нагрузка. Вылет также определяет геометрию и функционирование подвески, поэтому, если он подобран неправильно, возможно ухудшение управляемости ТС.

Печальные последствия:
✅ ускоренный износ шин
✅ снижение ресурса эксплуатации ступичных подшипников
✅ проблемы с управляемостью
✅ увеличение усилия при поворотах руля
✅ снижение ресурса эксплуатации подвески

Если вы будете использовать диски, заметно отличающиеся от рекомендованных производителем, вероятнее всего, сразу заметите разницу. Автомобиль будет по-другому входить в поворот, изменится реакция на руль, также это отразится на устойчивости при движении по прямой. Если у вас новая машина на гарантии и вы обратитесь на СТО к дилеру, скорей всего, в бесплатном ремонте вам будет отказано.

Переходное кольцо для ступицы. Фото: YouTube.com

Однако, и на более старых авто, гарантийный срок обслуживания которых прошел, не стоит пренебрегать рекомендациями автопроизводителя. В первую очередь, потому что ходовка будет функционировать в условиях, не предусмотренных для этого. Есть риск серьезной поломки прямо при движении, особенно при регулярной эксплуатации авто на плохих дорогах, где нагрузка на подвеску и без того высокая.

Проверенные производители дисков


Известным брендом на российском рынке можно назвать Slik. Компания выпускает кованые диски с 1993 года. Продукция производится по технологии объемной горячей штамповки. Преимуществом изделий Slik считается прочность. Эти диски весят меньше, чем литые или стальные, они не поддаются коррозии и характеризуются ударопрочностью. За счет этого при ударе колесо не разрушается, а только деформируется.

Диски Скад выпускаются с 2004 года и даже поставляются для базовой комплектации на предприятия VAG и Ford. Ассортимент предлагает 55 моделей и 400 размеров. Многоуровневый контроль на этапах производства обеспечивает достойное качество товаров. В составе сплавов присутствуют специальные добавки, обеспечивающие легкость и прочность дисков. Товары от Скад проектируются с учетом эстетических качеств и функциональности. Но, как и другие литые диски, они склонны к повреждениям в случае ударов.

. Цены на диски СКАД Фото: market.yandex.ru

X-Trike — продукция российского производства, соответствующая международным стандартам. Проходит полную проверку на всех этапах изготовления. Благодаря прочному лакокрасочному покрытию гарантируется надежная защита от царапин и сколов.

Отличие легкосплавных от кованых дисков


Ковка — способ изготовления легкосплавных дисков. Эта технология обеспечивает высокую прочность изделий, при том что кованые тоньше литых в среднем на 20 %. Такие диски долговечны, не гниют и не ржавеют за счет особенностей металла, хотя и стоят дороже, а выбор на рынке меньше.

Стоимость легкосплавных дисков ниже за счет упрощенного процесса производства, что также открывает больше возможностей для дизайнерской реализации. Они смотрятся стильно и привлекательно, защищены от коррозии и меньше подвержены окислению. Но в случае удара обычно раскалываются и трескаются, а устранить повреждение сложно.

Кованые изделия отличаются от легкосплавных весом, но из-за одинаковой структуры металла они внешне идентичны. У литых изделий кромка слегка неровная. Основное отличие состоит в маркировке. У кованых она вдавленная, у литых — выпуклая.

Разобравшись с ЕТ и технологиями производства, вы сможете подобрать надежные и безопасные диски для автомобиля. Главное: не стоит отказываться от рекомендованных производителем значений, чтобы не подвергать опасности себя и других участников дорожного движения.
Вы знаете, как измерить вылет диска?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП

Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП

Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...