Прародитель частных самолетов с уникальной конфигурацией крыла – Beechcraft Model 17 Staggerwing
Модель легкого самолета Beechcraft Model 17, больше известная как Staggerwing, по мнению многих историков авиации считается одним из самых красивых самолетов в мире. Благодаря выигрышному сочетанию классического дизайна и превосходных характеристик Staggerwing занял почетное место в истории мировой авиации.
Staggerwing, являющийся ведущим самолетом компании Beech Aircraft, был задуман в 1932 году как частное воздушное судно представительского класса. Он предназначался для руководителей бизнеса и других обеспеченных представителей общества.
Надо сказать, что для основателя компании Уолтера Бича и главного конструктора Теда Уэллса это предприятие было достаточно рискованным. Ведь в то самое время, когда шла работа по проектированию и строительству самолета, в США во всю бушевала Великая депрессия. И казалось, что даже состоятельным людям уж точно не до частного воздушного транспорта. По крайней мере со стороны скептицизма хватало.
Но это нисколько не спугнуло предприимчивых создателей Staggerwing, и в результате их труда 4 ноября 1932 года новинка впервые поднялась в небо.
Нельзя сказать, что Beech Aircraft сразу ощутила на себе колоссальный успех своего предприятия. Одной из основных причин этому была довольно высокая стоимость. В зависимости от комплектации и объема двигателя, новые пассажирские самолеты Beechcraft Model 17 выставляли по цене от 14000 до 17000 долларов. А рынок, как мы уже говорили, в то время был в довольно депрессивном состоянии.
Известно, что за весь 1933 год было продано всего 18 экземпляров. Но, несмотря на некоторую стагнацию, продажи понемногу набирали обороты. В итоге, Staggerwing все же смог добиться большого успеха на рынке и установил высокий стандарт для следующего поколения пассажирских самолетов.
Свое имя Staggerwing, что в переводе означает «шатающееся крыло», самолет получил, как нетрудно догадаться, из-за нестандартной конфигурации крыльев. Они расположены в обратном порядке – верхнее крыло оказалось позади нижнего.
Есть предположение, что основной причиной такого необычного решения была цель по уменьшению сопротивления. Также за счет необычной формы удалось значительно улучшить обзорность для пилота.
Еще одним преимуществом одномоторного Staggerwing стало наличие убирающегося с помощью электроники шасси. Он стал первым самолетом авиации общего назначения, получившим такую опцию. Это, соответственно, улучшило его аэродинамические характеристикам и привлекательность.
Новое воздушное судно, вместительностью до пяти человек, имело следующие габариты:
✅ длина 7,98 м
✅ высота 3,12 м
✅ размах крыльев – 7,97 м
✅ полная масса – 2,1 тонны
Первая серия Staggerwings была оснащена двигателем Wright R-760 мощностью 420 л.с. Эта силовая установка позволяла самолету развивать впечатляющую скорость с максимальным показателем более 200 миль в час (около 322 км\час). При этом посадочная скорость составила всего 60-65 миль\час (96-104 км\час). Подниматься он мог на высоту до 6553 метров.
За все время его производства использовалось восемь различных двигателей, но самой популярной моделью была D17S. Она оснащалась радиальным авиационным мотором Pratt & Whitney R-985 Wasp Junior мощностью 450 л. с.
С ним летательный аппарат мог преодолеть расстояние более чем в 800 км со скоростью 318 км\час.
Эта версия также демонстрировала лучшую управляемость. Она получила удлиненный фюзеляж, увеличенное количество рычагов управления, а элероны были перенесены на верхние крылья.
Этот самолет изготавливался вручную и отличался высокой надежностью. Роскошный кожаный салон и впечатляющие эксплуатационные характеристики смогли обеспечить ему популярность среди владельцев предприятий и корпораций. Помимо этого, демонстрирующий высокие скоростные показатели самолет также привлекал авиагонщиков 1930-х годов, благодаря чему стал непосредственным участником мировых рекордов.
Так, например,всемирно известная авиагонщица Жаклин Кокран установила несколько рекордов скорости и высоты, поднявшись выше 9000 метров. Она также заняла третье место в гонках Bendix Trophy Race 1937 года на своем биплане D17W Staggerwing. А британец Х.Л. Фаркуар на модели B17R совершил кругосветное путешествие. Он, следуя из Нью-Йорка через Сибирь, Юго-Восточную Азию, Северную Африку и Европу в Лондон преодолел расстояние более 34 000 км.
Когда на горизонте замаячила Вторая мировая война, вполне логично, что еще вчера гражданская авиация переквалифицировалась в военную. В период с 1937 по 1944 год несколько сотен самолетов Staggerwing были модифицированы и использовались Военно-воздушными силами США для перевозки личного состава и разведывательных миссий.
Модели B17L принимали непосредственное участие в гражданской войне в Испании. Там они были задействованы в качестве бомбардировщиков FARE. Какое-то количество самолетов Staggerwings оказались в Китае. В Поднебесной, в годы ее борьбы с Японской империей, они выполняли роль санитарных воздушных судов. Кроме того они нередко выполняли функции самолетов связи.
Примечательно, что, стремясь покрыть неотложные потребности военного времени, правительство США прибегло к нестандартному решению. Они брали в аренду дополнительные «Staggerwings» у частных владельцев. Надо сказать, что коммерческие модели не сильно отличались от военных версий, за исключением некоторых деталей.
По окончании Второй мировой войны компания Beech Aircraft вернулась к выпуску представителей гражданской авиации. Ее инженеры разработали новую версию Staggerwing — модель G17S. Она, как оказалось, стала последней модификацией воздушных судов этой серии. Самолет собирался с 1945 по 1948 гг. Всего за этот период было изготовлено по разным данным от 16 до 20 таких экземпляров, которые были проданы по 29 000 долларов.
В 1949 году был поставлен заказчику последний Staggerwing, после чего компания заменила его в своей линейке другим классическим легким самолетом общего назначения – Bonanza. Новая модель предлагала такой же уровень роскоши и скорости, что и Staggerwing, и при этом стоила практически в три раза дешевле. Но у этого самолета совсем другая, и достаточно долгая, история. Он выпускался с 1947 по 1996 год.
Что касается Staggerwing, то его яркий дизайн, возможности и надежность вряд ли вызовут у кого-нибудь сомнения, даже спустя десятилетия. В настоящий момент известно, что около 200 из 781 первоначально выпущенных Staggerwings сохранились до наших дней. При этом многие из них восстановлены своими владельцами до летного состояния и находятся в частных руках. А самая первая модель, наряду с другими представителями Staggerwing, выставлена в Музее наследия Бичкрафт, штат Теннесси.
В успех предприятия мало кто верил
Staggerwing, являющийся ведущим самолетом компании Beech Aircraft, был задуман в 1932 году как частное воздушное судно представительского класса. Он предназначался для руководителей бизнеса и других обеспеченных представителей общества.
Beech 17 Staggerwing сочетал в себе яркий дизайн и передовые технологии. Фото: YouTube.com
Надо сказать, что для основателя компании Уолтера Бича и главного конструктора Теда Уэллса это предприятие было достаточно рискованным. Ведь в то самое время, когда шла работа по проектированию и строительству самолета, в США во всю бушевала Великая депрессия. И казалось, что даже состоятельным людям уж точно не до частного воздушного транспорта. По крайней мере со стороны скептицизма хватало.
Но это нисколько не спугнуло предприимчивых создателей Staggerwing, и в результате их труда 4 ноября 1932 года новинка впервые поднялась в небо.
Нельзя сказать, что Beech Aircraft сразу ощутила на себе колоссальный успех своего предприятия. Одной из основных причин этому была довольно высокая стоимость. В зависимости от комплектации и объема двигателя, новые пассажирские самолеты Beechcraft Model 17 выставляли по цене от 14000 до 17000 долларов. А рынок, как мы уже говорили, в то время был в довольно депрессивном состоянии.
Известно, что за весь 1933 год было продано всего 18 экземпляров. Но, несмотря на некоторую стагнацию, продажи понемногу набирали обороты. В итоге, Staggerwing все же смог добиться большого успеха на рынке и установил высокий стандарт для следующего поколения пассажирских самолетов.
Нестандартное решение
Свое имя Staggerwing, что в переводе означает «шатающееся крыло», самолет получил, как нетрудно догадаться, из-за нестандартной конфигурации крыльев. Они расположены в обратном порядке – верхнее крыло оказалось позади нижнего.
Круг обзора пилота Beech 17 Staggerwing был значительно увеличен. Фото: YouTube.com
Есть предположение, что основной причиной такого необычного решения была цель по уменьшению сопротивления. Также за счет необычной формы удалось значительно улучшить обзорность для пилота.
Еще одним преимуществом одномоторного Staggerwing стало наличие убирающегося с помощью электроники шасси. Он стал первым самолетом авиации общего назначения, получившим такую опцию. Это, соответственно, улучшило его аэродинамические характеристикам и привлекательность.
Технические характеристики
Новое воздушное судно, вместительностью до пяти человек, имело следующие габариты:
✅ длина 7,98 м
✅ высота 3,12 м
✅ размах крыльев – 7,97 м
✅ полная масса – 2,1 тонны
Первая серия Staggerwings была оснащена двигателем Wright R-760 мощностью 420 л.с. Эта силовая установка позволяла самолету развивать впечатляющую скорость с максимальным показателем более 200 миль в час (около 322 км\час). При этом посадочная скорость составила всего 60-65 миль\час (96-104 км\час). Подниматься он мог на высоту до 6553 метров.
За все время его производства использовалось восемь различных двигателей, но самой популярной моделью была D17S. Она оснащалась радиальным авиационным мотором Pratt & Whitney R-985 Wasp Junior мощностью 450 л. с.
С ним летательный аппарат мог преодолеть расстояние более чем в 800 км со скоростью 318 км\час.
Система управления Beech 17 Staggerwing. Фото: YouTube.com
Эта версия также демонстрировала лучшую управляемость. Она получила удлиненный фюзеляж, увеличенное количество рычагов управления, а элероны были перенесены на верхние крылья.
Рекордсмен
Этот самолет изготавливался вручную и отличался высокой надежностью. Роскошный кожаный салон и впечатляющие эксплуатационные характеристики смогли обеспечить ему популярность среди владельцев предприятий и корпораций. Помимо этого, демонстрирующий высокие скоростные показатели самолет также привлекал авиагонщиков 1930-х годов, благодаря чему стал непосредственным участником мировых рекордов.
Так, например,всемирно известная авиагонщица Жаклин Кокран установила несколько рекордов скорости и высоты, поднявшись выше 9000 метров. Она также заняла третье место в гонках Bendix Trophy Race 1937 года на своем биплане D17W Staggerwing. А британец Х.Л. Фаркуар на модели B17R совершил кругосветное путешествие. Он, следуя из Нью-Йорка через Сибирь, Юго-Восточную Азию, Северную Африку и Европу в Лондон преодолел расстояние более 34 000 км.
Из гражданского в военный
Когда на горизонте замаячила Вторая мировая война, вполне логично, что еще вчера гражданская авиация переквалифицировалась в военную. В период с 1937 по 1944 год несколько сотен самолетов Staggerwing были модифицированы и использовались Военно-воздушными силами США для перевозки личного состава и разведывательных миссий.
Модели B17L принимали непосредственное участие в гражданской войне в Испании. Там они были задействованы в качестве бомбардировщиков FARE. Какое-то количество самолетов Staggerwings оказались в Китае. В Поднебесной, в годы ее борьбы с Японской империей, они выполняли роль санитарных воздушных судов. Кроме того они нередко выполняли функции самолетов связи.
Beech 17 Staggerwing побил несколько рекордов. Фото: YouTube.com
Примечательно, что, стремясь покрыть неотложные потребности военного времени, правительство США прибегло к нестандартному решению. Они брали в аренду дополнительные «Staggerwings» у частных владельцев. Надо сказать, что коммерческие модели не сильно отличались от военных версий, за исключением некоторых деталей.
Что было потом
По окончании Второй мировой войны компания Beech Aircraft вернулась к выпуску представителей гражданской авиации. Ее инженеры разработали новую версию Staggerwing — модель G17S. Она, как оказалось, стала последней модификацией воздушных судов этой серии. Самолет собирался с 1945 по 1948 гг. Всего за этот период было изготовлено по разным данным от 16 до 20 таких экземпляров, которые были проданы по 29 000 долларов.
В 1949 году был поставлен заказчику последний Staggerwing, после чего компания заменила его в своей линейке другим классическим легким самолетом общего назначения – Bonanza. Новая модель предлагала такой же уровень роскоши и скорости, что и Staggerwing, и при этом стоила практически в три раза дешевле. Но у этого самолета совсем другая, и достаточно долгая, история. Он выпускался с 1947 по 1996 год.
Так выглядит кабина Beech 17 Staggerwing. Фото: YouTube.com
Что касается Staggerwing, то его яркий дизайн, возможности и надежность вряд ли вызовут у кого-нибудь сомнения, даже спустя десятилетия. В настоящий момент известно, что около 200 из 781 первоначально выпущенных Staggerwings сохранились до наших дней. При этом многие из них восстановлены своими владельцами до летного состояния и находятся в частных руках. А самая первая модель, наряду с другими представителями Staggerwing, выставлена в Музее наследия Бичкрафт, штат Теннесси.
- Lilu
- www.youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...