БАТ-М: советский «терминатор» для прокладки дорог
И действительно: если посмотреть на машину в работе, складывается впечатление – для нее не существует никаких преград. Изначально спецтехника БАТ (модификации БАТ-М и БАТ-2 разработаны позже) была предназначена для военных. С ее помощью прокладывают трассы на бездорожье, пробивают проходы в заграждениях, готовят спуски к переправам, заваливают грунтом рвы. То есть делают все, чтобы обеспечить беспрепятственный проезд техники. Серийный выпуск путеукладчика наладили в 1966-м.
Внешне это тягач, оборудованный бульдозерным ножом, краном, рыхлителем. Впрочем, возможно установка и иного, дополнительного оснащения. Машину привлекают к планировке земельных участков, также она может разбирать камни. О ее способностях говорит прозвище, которое дали БАТ в узких кругах – «инженерный танк».
Впрочем, здесь есть доля истины – ходовая часть путеукладчика взята от Т-54. «На гражданке» эта техника используется МЧС и в дорожном строительстве для прокладки магистралей в труднопроходимой местности.
Она базируется на тягаче АТ-Т. Среди основных систем – бульдозерный отвал с органами его управления, ВОМ для соединения с различным оборудованием, гидравлический и пневматический приводы, а также электрика. С помощью ножа машина срезает грунт и перемещает его. Отвал находится в передней части БАТ-М (при транспортировке на расстояние до 5-и км подвешивается на цепи, если нужно ехать дальше – опускается на платформу).
В бульдозерную систему, кроме собственно ножа, входит Г-образная сварная рама с толкателем, пара крыльев, лыжи с соединителями. Для расширения возможностей БАТ-М устанавливается кран-лебедка, способный работать с грузами массой до 2-х тонн. Управляется он через дистанционный пульт, что позволяет справляться с поднятием и опусканием тяжестей одному человеку.
Эту роль может играть один из трех дизельных двигателей: А-401, его модификация с индексом «А» или А-401Г. Все моторы – двенадцатицилиндровые, имеют объем 38,8 л и развивают до 415 «лошадей». Путеукладчик оснащается тремя баками под горючее, рассчитанными на 1200 л (основной – 577, дополнительные 210 и 315 л).
Расход топлива не такой уж большой для подобной техники – полностью заправленная машина проработает до 15 ч или проедет полтысячи километров. Достигаемая скорость – 35 км/ч. Весит БАТ-М 27,5 тонн. Другие технические параметры БАТ-М:
✅ длина, ширина, высота – 7, 5 (возможно 4 и 4,5) и 3,75 м
✅ клиренс – 42,5 см
✅ ширина гусеницы – 59 см
✅ преодолеваемый уклон – до 40°
✅ брод – до 1,1 м
Кроме того, путеукладчик может преодолеть ров шириной в 1,8 м. Кабина рассчитана на троих человек. Пуск двигателя осуществляется аж тремя способами: через электрический стартер, посредством сжатого воздуха или от наружного источника напряжения.
Любой из вышеописанных моторов агрегатируется с трехходовой пятискоростной МКПП (плюс одна задняя передача). Поворачивает гигант благодаря двухступенчатой планетарной системе.
Движитель – гусеницы (по 93 трака, минимальное число – 86) от того же Т-54, на пяти опорных катках. Колесо в задней части оснащено натяжителем, переднее имеет съемные венцы. Подвеска – на торсионах, вилы которых размещены над дном машины в поперечном положении. При необходимости на гусеницы устанавливаются съемные грунтозацепы – по 18 штук на каждую.
Бортовое напряжение составляет 24 В, которое обеспечивает генератор типа Г-53, выдающий полтора киловатта мощности. Для пуска двигателя применяется четыре батареи емкостью по 140 А*ч. Каждый аккумулятор весит по 62 кг! Электрическая схема – однопроводная.
Также на борту имеется двухцилиндровый компрессор и ресиверы объемом в 90 л. Максимально нагнетаемое давление в пневматической системе – 7,35 кг на кв. см.
При разработке машины был применен ряд любопытных (и, как показала практика, правильных) инженерных решений. Например, при соответствующем монтаже ножа, «танк» может работать, как обычный бульдозер, грейдер или двухотвальный агрегат. Подобная универсальность сделала машину незаменимой при прокладке дорожных магистралей на участках со сложным рельефом. Второй интересный момент – наличие лыжи, устанавливаемой перед ножом. Благодаря ей, БАТ-М может срезать грунт нужной толщины. Этот дополнительный элемент работает через гидравлику. И еще: специальная платформа на «корме».
На площадке закрепляются рабочие агрегаты (например, отвал), что сводит к минимуму нагрузку на передок, а это, в свою очередь, ведет к повышению проходимости. Даже по сравнению с обычным танком, БАТ-М быстрее перемещается по песку, рыхлому грунту либо заболоченной почве, снегу. Имеющаяся на борту путеукладчика кран-лебедка позволяет ему вытащить самого себя из какой угодно грязи: длина троса составляет 100 м, диаметр 28 мм, а вылет стрелы – 5,4 м.
Из относительных минусов стоит отметить, что машина не годится для постоянных и длительных землеройных работ (собственно, под них она и не проектировалась). Это связано с чрезмерно габаритным рабочим органом, если сравнивать его по массе с весом самого путеукладчика.
Модернизированный вариант начали разрабатывать в 70-х. Это более мощная и габаритная машина, если сравнивать ее с предшествующей моделью. БАТ-2 разработан на основе армейского тягача МТ-Т, ходовая часть позаимствована у танка Т-64. На машине установлен иной, более мощный дизельный двигатель В-46-4. Он также имеет 12 цилиндров, дополнительно оснащен турбонаддувом. В итоге мотор выдает 710 «лошадей». Путеукладчик БАТ-2 рассчитан на «обслуживающий персонал» в два человека плюс шесть «пассажиров»-десантников, если техника используется в армии. Кабина герметичная, оборудована вентиляционной системой с фильтрами.
Если сравнивать БАТ-2 с предыдущей моделью, то последняя по функциональности уступает «потомку». Однако есть и «ложка дегтя». Последователь имеет большие габариты (длина 12,65, ширина 4, высота 3,34 м) и массу (39,7 т). Такие характеристики «обеспечили» большее давление на грунт, что снизило проходимость по сравнению с БАТ-М. Маневренность ухудшилась.
Также у модернизированной версии увеличился расход топлива и стало дороже техническое обслуживание. На 100 км «монстр» потребляет до 300 л горючего, а за час работы – не менее 80-ти. Да и сам «инженерный танк» БАТ-2 имеет более высокую стоимость. Именно поэтому предыдущий вариант путеукладчика и поныне встречается на строительстве дорог, у МЧС и иных профильных структур.
Путеукладчик, выпущенный более полувека назад, до сих пор не утратил своей актуальности. Помимо вышеперечисленных преимуществ, машина имеет относительно комфортабельную кабины. Кроме вентиляции в жару предусмотрена система отопления для зимнего времени, благо, двигатель частично располагается внизу, под ногами водителя. У техники – хорошая ремонтопригодность: проблем с запчастями не возникает.
На вторичном рынке БАТ-М продают в среднем за цену в 1 млн 200 тыс. руб. Если удастся получить технику «с хранения», стоимость вырастет, как минимум, в два раза. Довольно много объявлений о реализации запчастей к этой машине.
Внешне это тягач, оборудованный бульдозерным ножом, краном, рыхлителем. Впрочем, возможно установка и иного, дополнительного оснащения. Машину привлекают к планировке земельных участков, также она может разбирать камни. О ее способностях говорит прозвище, которое дали БАТ в узких кругах – «инженерный танк».
БАТ-М гребет снег, прокладывая дорогу. Фото: YouTube.com
Впрочем, здесь есть доля истины – ходовая часть путеукладчика взята от Т-54. «На гражданке» эта техника используется МЧС и в дорожном строительстве для прокладки магистралей в труднопроходимой местности.
Конструкция БАТ-М
Она базируется на тягаче АТ-Т. Среди основных систем – бульдозерный отвал с органами его управления, ВОМ для соединения с различным оборудованием, гидравлический и пневматический приводы, а также электрика. С помощью ножа машина срезает грунт и перемещает его. Отвал находится в передней части БАТ-М (при транспортировке на расстояние до 5-и км подвешивается на цепи, если нужно ехать дальше – опускается на платформу).
С задратым ковшом БАТ-М напоминает какого-то монстра. Фото: YouTube.com
В бульдозерную систему, кроме собственно ножа, входит Г-образная сварная рама с толкателем, пара крыльев, лыжи с соединителями. Для расширения возможностей БАТ-М устанавливается кран-лебедка, способный работать с грузами массой до 2-х тонн. Управляется он через дистанционный пульт, что позволяет справляться с поднятием и опусканием тяжестей одному человеку.
Силовой агрегат
Эту роль может играть один из трех дизельных двигателей: А-401, его модификация с индексом «А» или А-401Г. Все моторы – двенадцатицилиндровые, имеют объем 38,8 л и развивают до 415 «лошадей». Путеукладчик оснащается тремя баками под горючее, рассчитанными на 1200 л (основной – 577, дополнительные 210 и 315 л).
Движок расположен впереди и частично – внизу. Фото: YouTube.com
Расход топлива не такой уж большой для подобной техники – полностью заправленная машина проработает до 15 ч или проедет полтысячи километров. Достигаемая скорость – 35 км/ч. Весит БАТ-М 27,5 тонн. Другие технические параметры БАТ-М:
✅ длина, ширина, высота – 7, 5 (возможно 4 и 4,5) и 3,75 м
✅ клиренс – 42,5 см
✅ ширина гусеницы – 59 см
✅ преодолеваемый уклон – до 40°
✅ брод – до 1,1 м
Кроме того, путеукладчик может преодолеть ров шириной в 1,8 м. Кабина рассчитана на троих человек. Пуск двигателя осуществляется аж тремя способами: через электрический стартер, посредством сжатого воздуха или от наружного источника напряжения.
Ходовая часть
Любой из вышеописанных моторов агрегатируется с трехходовой пятискоростной МКПП (плюс одна задняя передача). Поворачивает гигант благодаря двухступенчатой планетарной системе.
Широкие траки гарантируют минимальное давление на грунт. Фото: YouTube.com
Движитель – гусеницы (по 93 трака, минимальное число – 86) от того же Т-54, на пяти опорных катках. Колесо в задней части оснащено натяжителем, переднее имеет съемные венцы. Подвеска – на торсионах, вилы которых размещены над дном машины в поперечном положении. При необходимости на гусеницы устанавливаются съемные грунтозацепы – по 18 штук на каждую.
Электрика и пневматика
Бортовое напряжение составляет 24 В, которое обеспечивает генератор типа Г-53, выдающий полтора киловатта мощности. Для пуска двигателя применяется четыре батареи емкостью по 140 А*ч. Каждый аккумулятор весит по 62 кг! Электрическая схема – однопроводная.
Приборов на панели довольно много. Фото: YouTube.com
Также на борту имеется двухцилиндровый компрессор и ресиверы объемом в 90 л. Максимально нагнетаемое давление в пневматической системе – 7,35 кг на кв. см.
Технические особенности БАТ-М
При разработке машины был применен ряд любопытных (и, как показала практика, правильных) инженерных решений. Например, при соответствующем монтаже ножа, «танк» может работать, как обычный бульдозер, грейдер или двухотвальный агрегат. Подобная универсальность сделала машину незаменимой при прокладке дорожных магистралей на участках со сложным рельефом. Второй интересный момент – наличие лыжи, устанавливаемой перед ножом. Благодаря ей, БАТ-М может срезать грунт нужной толщины. Этот дополнительный элемент работает через гидравлику. И еще: специальная платформа на «корме».
Дополнительный элемент рабочего органа – лыжа. Фото: YouTube.com
На площадке закрепляются рабочие агрегаты (например, отвал), что сводит к минимуму нагрузку на передок, а это, в свою очередь, ведет к повышению проходимости. Даже по сравнению с обычным танком, БАТ-М быстрее перемещается по песку, рыхлому грунту либо заболоченной почве, снегу. Имеющаяся на борту путеукладчика кран-лебедка позволяет ему вытащить самого себя из какой угодно грязи: длина троса составляет 100 м, диаметр 28 мм, а вылет стрелы – 5,4 м.
Бульдозерный отвал работает через гидравлику. Фото: YouTube.com
Из относительных минусов стоит отметить, что машина не годится для постоянных и длительных землеройных работ (собственно, под них она и не проектировалась). Это связано с чрезмерно габаритным рабочим органом, если сравнивать его по массе с весом самого путеукладчика.
БАТ-2
Модернизированный вариант начали разрабатывать в 70-х. Это более мощная и габаритная машина, если сравнивать ее с предшествующей моделью. БАТ-2 разработан на основе армейского тягача МТ-Т, ходовая часть позаимствована у танка Т-64. На машине установлен иной, более мощный дизельный двигатель В-46-4. Он также имеет 12 цилиндров, дополнительно оснащен турбонаддувом. В итоге мотор выдает 710 «лошадей». Путеукладчик БАТ-2 рассчитан на «обслуживающий персонал» в два человека плюс шесть «пассажиров»-десантников, если техника используется в армии. Кабина герметичная, оборудована вентиляционной системой с фильтрами.
БАТ-2 имеет большие размеры и мощность. Фото: YouTube.com
Если сравнивать БАТ-2 с предыдущей моделью, то последняя по функциональности уступает «потомку». Однако есть и «ложка дегтя». Последователь имеет большие габариты (длина 12,65, ширина 4, высота 3,34 м) и массу (39,7 т). Такие характеристики «обеспечили» большее давление на грунт, что снизило проходимость по сравнению с БАТ-М. Маневренность ухудшилась.
Транспортировка БАТ-2 – заезд на грузовую платформу. Фото: YouTube.com
Также у модернизированной версии увеличился расход топлива и стало дороже техническое обслуживание. На 100 км «монстр» потребляет до 300 л горючего, а за час работы – не менее 80-ти. Да и сам «инженерный танк» БАТ-2 имеет более высокую стоимость. Именно поэтому предыдущий вариант путеукладчика и поныне встречается на строительстве дорог, у МЧС и иных профильных структур.
БАТ-М сегодня
Путеукладчик, выпущенный более полувека назад, до сих пор не утратил своей актуальности. Помимо вышеперечисленных преимуществ, машина имеет относительно комфортабельную кабины. Кроме вентиляции в жару предусмотрена система отопления для зимнего времени, благо, двигатель частично располагается внизу, под ногами водителя. У техники – хорошая ремонтопригодность: проблем с запчастями не возникает.
БАТ-М на службе в МЧС. Фото: YouTube.com
На вторичном рынке БАТ-М продают в среднем за цену в 1 млн 200 тыс. руб. Если удастся получить технику «с хранения», стоимость вырастет, как минимум, в два раза. Довольно много объявлений о реализации запчастей к этой машине.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...