БАТ-М: советский «терминатор» для прокладки дорог
И действительно: если посмотреть на машину в работе, складывается впечатление – для нее не существует никаких преград. Изначально спецтехника БАТ (модификации БАТ-М и БАТ-2 разработаны позже) была предназначена для военных. С ее помощью прокладывают трассы на бездорожье, пробивают проходы в заграждениях, готовят спуски к переправам, заваливают грунтом рвы. То есть делают все, чтобы обеспечить беспрепятственный проезд техники. Серийный выпуск путеукладчика наладили в 1966-м.
Внешне это тягач, оборудованный бульдозерным ножом, краном, рыхлителем. Впрочем, возможно установка и иного, дополнительного оснащения. Машину привлекают к планировке земельных участков, также она может разбирать камни. О ее способностях говорит прозвище, которое дали БАТ в узких кругах – «инженерный танк».
Впрочем, здесь есть доля истины – ходовая часть путеукладчика взята от Т-54. «На гражданке» эта техника используется МЧС и в дорожном строительстве для прокладки магистралей в труднопроходимой местности.
Она базируется на тягаче АТ-Т. Среди основных систем – бульдозерный отвал с органами его управления, ВОМ для соединения с различным оборудованием, гидравлический и пневматический приводы, а также электрика. С помощью ножа машина срезает грунт и перемещает его. Отвал находится в передней части БАТ-М (при транспортировке на расстояние до 5-и км подвешивается на цепи, если нужно ехать дальше – опускается на платформу).
В бульдозерную систему, кроме собственно ножа, входит Г-образная сварная рама с толкателем, пара крыльев, лыжи с соединителями. Для расширения возможностей БАТ-М устанавливается кран-лебедка, способный работать с грузами массой до 2-х тонн. Управляется он через дистанционный пульт, что позволяет справляться с поднятием и опусканием тяжестей одному человеку.
Эту роль может играть один из трех дизельных двигателей: А-401, его модификация с индексом «А» или А-401Г. Все моторы – двенадцатицилиндровые, имеют объем 38,8 л и развивают до 415 «лошадей». Путеукладчик оснащается тремя баками под горючее, рассчитанными на 1200 л (основной – 577, дополнительные 210 и 315 л).
Расход топлива не такой уж большой для подобной техники – полностью заправленная машина проработает до 15 ч или проедет полтысячи километров. Достигаемая скорость – 35 км/ч. Весит БАТ-М 27,5 тонн. Другие технические параметры БАТ-М:
✅ длина, ширина, высота – 7, 5 (возможно 4 и 4,5) и 3,75 м
✅ клиренс – 42,5 см
✅ ширина гусеницы – 59 см
✅ преодолеваемый уклон – до 40°
✅ брод – до 1,1 м
Кроме того, путеукладчик может преодолеть ров шириной в 1,8 м. Кабина рассчитана на троих человек. Пуск двигателя осуществляется аж тремя способами: через электрический стартер, посредством сжатого воздуха или от наружного источника напряжения.
Любой из вышеописанных моторов агрегатируется с трехходовой пятискоростной МКПП (плюс одна задняя передача). Поворачивает гигант благодаря двухступенчатой планетарной системе.
Движитель – гусеницы (по 93 трака, минимальное число – 86) от того же Т-54, на пяти опорных катках. Колесо в задней части оснащено натяжителем, переднее имеет съемные венцы. Подвеска – на торсионах, вилы которых размещены над дном машины в поперечном положении. При необходимости на гусеницы устанавливаются съемные грунтозацепы – по 18 штук на каждую.
Бортовое напряжение составляет 24 В, которое обеспечивает генератор типа Г-53, выдающий полтора киловатта мощности. Для пуска двигателя применяется четыре батареи емкостью по 140 А*ч. Каждый аккумулятор весит по 62 кг! Электрическая схема – однопроводная.
Также на борту имеется двухцилиндровый компрессор и ресиверы объемом в 90 л. Максимально нагнетаемое давление в пневматической системе – 7,35 кг на кв. см.
При разработке машины был применен ряд любопытных (и, как показала практика, правильных) инженерных решений. Например, при соответствующем монтаже ножа, «танк» может работать, как обычный бульдозер, грейдер или двухотвальный агрегат. Подобная универсальность сделала машину незаменимой при прокладке дорожных магистралей на участках со сложным рельефом. Второй интересный момент – наличие лыжи, устанавливаемой перед ножом. Благодаря ей, БАТ-М может срезать грунт нужной толщины. Этот дополнительный элемент работает через гидравлику. И еще: специальная платформа на «корме».
На площадке закрепляются рабочие агрегаты (например, отвал), что сводит к минимуму нагрузку на передок, а это, в свою очередь, ведет к повышению проходимости. Даже по сравнению с обычным танком, БАТ-М быстрее перемещается по песку, рыхлому грунту либо заболоченной почве, снегу. Имеющаяся на борту путеукладчика кран-лебедка позволяет ему вытащить самого себя из какой угодно грязи: длина троса составляет 100 м, диаметр 28 мм, а вылет стрелы – 5,4 м.
Из относительных минусов стоит отметить, что машина не годится для постоянных и длительных землеройных работ (собственно, под них она и не проектировалась). Это связано с чрезмерно габаритным рабочим органом, если сравнивать его по массе с весом самого путеукладчика.
Модернизированный вариант начали разрабатывать в 70-х. Это более мощная и габаритная машина, если сравнивать ее с предшествующей моделью. БАТ-2 разработан на основе армейского тягача МТ-Т, ходовая часть позаимствована у танка Т-64. На машине установлен иной, более мощный дизельный двигатель В-46-4. Он также имеет 12 цилиндров, дополнительно оснащен турбонаддувом. В итоге мотор выдает 710 «лошадей». Путеукладчик БАТ-2 рассчитан на «обслуживающий персонал» в два человека плюс шесть «пассажиров»-десантников, если техника используется в армии. Кабина герметичная, оборудована вентиляционной системой с фильтрами.
Если сравнивать БАТ-2 с предыдущей моделью, то последняя по функциональности уступает «потомку». Однако есть и «ложка дегтя». Последователь имеет большие габариты (длина 12,65, ширина 4, высота 3,34 м) и массу (39,7 т). Такие характеристики «обеспечили» большее давление на грунт, что снизило проходимость по сравнению с БАТ-М. Маневренность ухудшилась.
Также у модернизированной версии увеличился расход топлива и стало дороже техническое обслуживание. На 100 км «монстр» потребляет до 300 л горючего, а за час работы – не менее 80-ти. Да и сам «инженерный танк» БАТ-2 имеет более высокую стоимость. Именно поэтому предыдущий вариант путеукладчика и поныне встречается на строительстве дорог, у МЧС и иных профильных структур.
Путеукладчик, выпущенный более полувека назад, до сих пор не утратил своей актуальности. Помимо вышеперечисленных преимуществ, машина имеет относительно комфортабельную кабины. Кроме вентиляции в жару предусмотрена система отопления для зимнего времени, благо, двигатель частично располагается внизу, под ногами водителя. У техники – хорошая ремонтопригодность: проблем с запчастями не возникает.
На вторичном рынке БАТ-М продают в среднем за цену в 1 млн 200 тыс. руб. Если удастся получить технику «с хранения», стоимость вырастет, как минимум, в два раза. Довольно много объявлений о реализации запчастей к этой машине.
Внешне это тягач, оборудованный бульдозерным ножом, краном, рыхлителем. Впрочем, возможно установка и иного, дополнительного оснащения. Машину привлекают к планировке земельных участков, также она может разбирать камни. О ее способностях говорит прозвище, которое дали БАТ в узких кругах – «инженерный танк».
БАТ-М гребет снег, прокладывая дорогу. Фото: YouTube.com
Впрочем, здесь есть доля истины – ходовая часть путеукладчика взята от Т-54. «На гражданке» эта техника используется МЧС и в дорожном строительстве для прокладки магистралей в труднопроходимой местности.
Конструкция БАТ-М
Она базируется на тягаче АТ-Т. Среди основных систем – бульдозерный отвал с органами его управления, ВОМ для соединения с различным оборудованием, гидравлический и пневматический приводы, а также электрика. С помощью ножа машина срезает грунт и перемещает его. Отвал находится в передней части БАТ-М (при транспортировке на расстояние до 5-и км подвешивается на цепи, если нужно ехать дальше – опускается на платформу).
С задратым ковшом БАТ-М напоминает какого-то монстра. Фото: YouTube.com
В бульдозерную систему, кроме собственно ножа, входит Г-образная сварная рама с толкателем, пара крыльев, лыжи с соединителями. Для расширения возможностей БАТ-М устанавливается кран-лебедка, способный работать с грузами массой до 2-х тонн. Управляется он через дистанционный пульт, что позволяет справляться с поднятием и опусканием тяжестей одному человеку.
Силовой агрегат
Эту роль может играть один из трех дизельных двигателей: А-401, его модификация с индексом «А» или А-401Г. Все моторы – двенадцатицилиндровые, имеют объем 38,8 л и развивают до 415 «лошадей». Путеукладчик оснащается тремя баками под горючее, рассчитанными на 1200 л (основной – 577, дополнительные 210 и 315 л).
Движок расположен впереди и частично – внизу. Фото: YouTube.com
Расход топлива не такой уж большой для подобной техники – полностью заправленная машина проработает до 15 ч или проедет полтысячи километров. Достигаемая скорость – 35 км/ч. Весит БАТ-М 27,5 тонн. Другие технические параметры БАТ-М:
✅ длина, ширина, высота – 7, 5 (возможно 4 и 4,5) и 3,75 м
✅ клиренс – 42,5 см
✅ ширина гусеницы – 59 см
✅ преодолеваемый уклон – до 40°
✅ брод – до 1,1 м
Кроме того, путеукладчик может преодолеть ров шириной в 1,8 м. Кабина рассчитана на троих человек. Пуск двигателя осуществляется аж тремя способами: через электрический стартер, посредством сжатого воздуха или от наружного источника напряжения.
Ходовая часть
Любой из вышеописанных моторов агрегатируется с трехходовой пятискоростной МКПП (плюс одна задняя передача). Поворачивает гигант благодаря двухступенчатой планетарной системе.
Широкие траки гарантируют минимальное давление на грунт. Фото: YouTube.com
Движитель – гусеницы (по 93 трака, минимальное число – 86) от того же Т-54, на пяти опорных катках. Колесо в задней части оснащено натяжителем, переднее имеет съемные венцы. Подвеска – на торсионах, вилы которых размещены над дном машины в поперечном положении. При необходимости на гусеницы устанавливаются съемные грунтозацепы – по 18 штук на каждую.
Электрика и пневматика
Бортовое напряжение составляет 24 В, которое обеспечивает генератор типа Г-53, выдающий полтора киловатта мощности. Для пуска двигателя применяется четыре батареи емкостью по 140 А*ч. Каждый аккумулятор весит по 62 кг! Электрическая схема – однопроводная.
Приборов на панели довольно много. Фото: YouTube.com
Также на борту имеется двухцилиндровый компрессор и ресиверы объемом в 90 л. Максимально нагнетаемое давление в пневматической системе – 7,35 кг на кв. см.
Технические особенности БАТ-М
При разработке машины был применен ряд любопытных (и, как показала практика, правильных) инженерных решений. Например, при соответствующем монтаже ножа, «танк» может работать, как обычный бульдозер, грейдер или двухотвальный агрегат. Подобная универсальность сделала машину незаменимой при прокладке дорожных магистралей на участках со сложным рельефом. Второй интересный момент – наличие лыжи, устанавливаемой перед ножом. Благодаря ей, БАТ-М может срезать грунт нужной толщины. Этот дополнительный элемент работает через гидравлику. И еще: специальная платформа на «корме».
Дополнительный элемент рабочего органа – лыжа. Фото: YouTube.com
На площадке закрепляются рабочие агрегаты (например, отвал), что сводит к минимуму нагрузку на передок, а это, в свою очередь, ведет к повышению проходимости. Даже по сравнению с обычным танком, БАТ-М быстрее перемещается по песку, рыхлому грунту либо заболоченной почве, снегу. Имеющаяся на борту путеукладчика кран-лебедка позволяет ему вытащить самого себя из какой угодно грязи: длина троса составляет 100 м, диаметр 28 мм, а вылет стрелы – 5,4 м.
Бульдозерный отвал работает через гидравлику. Фото: YouTube.com
Из относительных минусов стоит отметить, что машина не годится для постоянных и длительных землеройных работ (собственно, под них она и не проектировалась). Это связано с чрезмерно габаритным рабочим органом, если сравнивать его по массе с весом самого путеукладчика.
БАТ-2
Модернизированный вариант начали разрабатывать в 70-х. Это более мощная и габаритная машина, если сравнивать ее с предшествующей моделью. БАТ-2 разработан на основе армейского тягача МТ-Т, ходовая часть позаимствована у танка Т-64. На машине установлен иной, более мощный дизельный двигатель В-46-4. Он также имеет 12 цилиндров, дополнительно оснащен турбонаддувом. В итоге мотор выдает 710 «лошадей». Путеукладчик БАТ-2 рассчитан на «обслуживающий персонал» в два человека плюс шесть «пассажиров»-десантников, если техника используется в армии. Кабина герметичная, оборудована вентиляционной системой с фильтрами.
БАТ-2 имеет большие размеры и мощность. Фото: YouTube.com
Если сравнивать БАТ-2 с предыдущей моделью, то последняя по функциональности уступает «потомку». Однако есть и «ложка дегтя». Последователь имеет большие габариты (длина 12,65, ширина 4, высота 3,34 м) и массу (39,7 т). Такие характеристики «обеспечили» большее давление на грунт, что снизило проходимость по сравнению с БАТ-М. Маневренность ухудшилась.
Транспортировка БАТ-2 – заезд на грузовую платформу. Фото: YouTube.com
Также у модернизированной версии увеличился расход топлива и стало дороже техническое обслуживание. На 100 км «монстр» потребляет до 300 л горючего, а за час работы – не менее 80-ти. Да и сам «инженерный танк» БАТ-2 имеет более высокую стоимость. Именно поэтому предыдущий вариант путеукладчика и поныне встречается на строительстве дорог, у МЧС и иных профильных структур.
БАТ-М сегодня
Путеукладчик, выпущенный более полувека назад, до сих пор не утратил своей актуальности. Помимо вышеперечисленных преимуществ, машина имеет относительно комфортабельную кабины. Кроме вентиляции в жару предусмотрена система отопления для зимнего времени, благо, двигатель частично располагается внизу, под ногами водителя. У техники – хорошая ремонтопригодность: проблем с запчастями не возникает.
БАТ-М на службе в МЧС. Фото: YouTube.com
На вторичном рынке БАТ-М продают в среднем за цену в 1 млн 200 тыс. руб. Если удастся получить технику «с хранения», стоимость вырастет, как минимум, в два раза. Довольно много объявлений о реализации запчастей к этой машине.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Автодома из Китая – лучшие машины и дорогостоящая роскошь
Не сидится авторам канала «ПриветТачка» на месте. Они ищут интересные автомобили. В этот раз им удалось попасть в салон Armadillo. Не слышали про такую...