
БАТ-М: советский «терминатор» для прокладки дорог
И действительно: если посмотреть на машину в работе, складывается впечатление – для нее не существует никаких преград. Изначально спецтехника БАТ (модификации БАТ-М и БАТ-2 разработаны позже) была предназначена для военных. С ее помощью прокладывают трассы на бездорожье, пробивают проходы в заграждениях, готовят спуски к переправам, заваливают грунтом рвы. То есть делают все, чтобы обеспечить беспрепятственный проезд техники. Серийный выпуск путеукладчика наладили в 1966-м.
Внешне это тягач, оборудованный бульдозерным ножом, краном, рыхлителем. Впрочем, возможно установка и иного, дополнительного оснащения. Машину привлекают к планировке земельных участков, также она может разбирать камни. О ее способностях говорит прозвище, которое дали БАТ в узких кругах – «инженерный танк».
БАТ-М гребет снег, прокладывая дорогу. Фото: YouTube.com
Впрочем, здесь есть доля истины – ходовая часть путеукладчика взята от Т-54. «На гражданке» эта техника используется МЧС и в дорожном строительстве для прокладки магистралей в труднопроходимой местности.
Она базируется на тягаче АТ-Т. Среди основных систем – бульдозерный отвал с органами его управления, ВОМ для соединения с различным оборудованием, гидравлический и пневматический приводы, а также электрика. С помощью ножа машина срезает грунт и перемещает его. Отвал находится в передней части БАТ-М (при транспортировке на расстояние до 5-и км подвешивается на цепи, если нужно ехать дальше – опускается на платформу).
С задратым ковшом БАТ-М напоминает какого-то монстра. Фото: YouTube.com
В бульдозерную систему, кроме собственно ножа, входит Г-образная сварная рама с толкателем, пара крыльев, лыжи с соединителями. Для расширения возможностей БАТ-М устанавливается кран-лебедка, способный работать с грузами массой до 2-х тонн. Управляется он через дистанционный пульт, что позволяет справляться с поднятием и опусканием тяжестей одному человеку.
Эту роль может играть один из трех дизельных двигателей: А-401, его модификация с индексом «А» или А-401Г. Все моторы – двенадцатицилиндровые, имеют объем 38,8 л и развивают до 415 «лошадей». Путеукладчик оснащается тремя баками под горючее, рассчитанными на 1200 л (основной – 577, дополнительные 210 и 315 л).
Движок расположен впереди и частично – внизу. Фото: YouTube.com
Расход топлива не такой уж большой для подобной техники – полностью заправленная машина проработает до 15 ч или проедет полтысячи километров. Достигаемая скорость – 35 км/ч. Весит БАТ-М 27,5 тонн. Другие технические параметры БАТ-М:
✅ длина, ширина, высота – 7, 5 (возможно 4 и 4,5) и 3,75 м
✅ клиренс – 42,5 см
✅ ширина гусеницы – 59 см
✅ преодолеваемый уклон – до 40°
✅ брод – до 1,1 м
Кроме того, путеукладчик может преодолеть ров шириной в 1,8 м. Кабина рассчитана на троих человек. Пуск двигателя осуществляется аж тремя способами: через электрический стартер, посредством сжатого воздуха или от наружного источника напряжения.
Любой из вышеописанных моторов агрегатируется с трехходовой пятискоростной МКПП (плюс одна задняя передача). Поворачивает гигант благодаря двухступенчатой планетарной системе.
Широкие траки гарантируют минимальное давление на грунт. Фото: YouTube.com
Движитель – гусеницы (по 93 трака, минимальное число – 86) от того же Т-54, на пяти опорных катках. Колесо в задней части оснащено натяжителем, переднее имеет съемные венцы. Подвеска – на торсионах, вилы которых размещены над дном машины в поперечном положении. При необходимости на гусеницы устанавливаются съемные грунтозацепы – по 18 штук на каждую.
Бортовое напряжение составляет 24 В, которое обеспечивает генератор типа Г-53, выдающий полтора киловатта мощности. Для пуска двигателя применяется четыре батареи емкостью по 140 А*ч. Каждый аккумулятор весит по 62 кг! Электрическая схема – однопроводная.
Приборов на панели довольно много. Фото: YouTube.com
Также на борту имеется двухцилиндровый компрессор и ресиверы объемом в 90 л. Максимально нагнетаемое давление в пневматической системе – 7,35 кг на кв. см.
При разработке машины был применен ряд любопытных (и, как показала практика, правильных) инженерных решений. Например, при соответствующем монтаже ножа, «танк» может работать, как обычный бульдозер, грейдер или двухотвальный агрегат. Подобная универсальность сделала машину незаменимой при прокладке дорожных магистралей на участках со сложным рельефом. Второй интересный момент – наличие лыжи, устанавливаемой перед ножом. Благодаря ей, БАТ-М может срезать грунт нужной толщины. Этот дополнительный элемент работает через гидравлику. И еще: специальная платформа на «корме».
Дополнительный элемент рабочего органа – лыжа. Фото: YouTube.com
На площадке закрепляются рабочие агрегаты (например, отвал), что сводит к минимуму нагрузку на передок, а это, в свою очередь, ведет к повышению проходимости. Даже по сравнению с обычным танком, БАТ-М быстрее перемещается по песку, рыхлому грунту либо заболоченной почве, снегу. Имеющаяся на борту путеукладчика кран-лебедка позволяет ему вытащить самого себя из какой угодно грязи: длина троса составляет 100 м, диаметр 28 мм, а вылет стрелы – 5,4 м.
Бульдозерный отвал работает через гидравлику. Фото: YouTube.com
Из относительных минусов стоит отметить, что машина не годится для постоянных и длительных землеройных работ (собственно, под них она и не проектировалась). Это связано с чрезмерно габаритным рабочим органом, если сравнивать его по массе с весом самого путеукладчика.
Модернизированный вариант начали разрабатывать в 70-х. Это более мощная и габаритная машина, если сравнивать ее с предшествующей моделью. БАТ-2 разработан на основе армейского тягача МТ-Т, ходовая часть позаимствована у танка Т-64. На машине установлен иной, более мощный дизельный двигатель В-46-4. Он также имеет 12 цилиндров, дополнительно оснащен турбонаддувом. В итоге мотор выдает 710 «лошадей». Путеукладчик БАТ-2 рассчитан на «обслуживающий персонал» в два человека плюс шесть «пассажиров»-десантников, если техника используется в армии. Кабина герметичная, оборудована вентиляционной системой с фильтрами.
БАТ-2 имеет большие размеры и мощность. Фото: YouTube.com
Если сравнивать БАТ-2 с предыдущей моделью, то последняя по функциональности уступает «потомку». Однако есть и «ложка дегтя». Последователь имеет большие габариты (длина 12,65, ширина 4, высота 3,34 м) и массу (39,7 т). Такие характеристики «обеспечили» большее давление на грунт, что снизило проходимость по сравнению с БАТ-М. Маневренность ухудшилась.
Транспортировка БАТ-2 – заезд на грузовую платформу. Фото: YouTube.com
Также у модернизированной версии увеличился расход топлива и стало дороже техническое обслуживание. На 100 км «монстр» потребляет до 300 л горючего, а за час работы – не менее 80-ти. Да и сам «инженерный танк» БАТ-2 имеет более высокую стоимость. Именно поэтому предыдущий вариант путеукладчика и поныне встречается на строительстве дорог, у МЧС и иных профильных структур.
Путеукладчик, выпущенный более полувека назад, до сих пор не утратил своей актуальности. Помимо вышеперечисленных преимуществ, машина имеет относительно комфортабельную кабины. Кроме вентиляции в жару предусмотрена система отопления для зимнего времени, благо, двигатель частично располагается внизу, под ногами водителя. У техники – хорошая ремонтопригодность: проблем с запчастями не возникает.
БАТ-М на службе в МЧС. Фото: YouTube.com
На вторичном рынке БАТ-М продают в среднем за цену в 1 млн 200 тыс. руб. Если удастся получить технику «с хранения», стоимость вырастет, как минимум, в два раза. Довольно много объявлений о реализации запчастей к этой машине.
Внешне это тягач, оборудованный бульдозерным ножом, краном, рыхлителем. Впрочем, возможно установка и иного, дополнительного оснащения. Машину привлекают к планировке земельных участков, также она может разбирать камни. О ее способностях говорит прозвище, которое дали БАТ в узких кругах – «инженерный танк».

Впрочем, здесь есть доля истины – ходовая часть путеукладчика взята от Т-54. «На гражданке» эта техника используется МЧС и в дорожном строительстве для прокладки магистралей в труднопроходимой местности.
Конструкция БАТ-М
Она базируется на тягаче АТ-Т. Среди основных систем – бульдозерный отвал с органами его управления, ВОМ для соединения с различным оборудованием, гидравлический и пневматический приводы, а также электрика. С помощью ножа машина срезает грунт и перемещает его. Отвал находится в передней части БАТ-М (при транспортировке на расстояние до 5-и км подвешивается на цепи, если нужно ехать дальше – опускается на платформу).

В бульдозерную систему, кроме собственно ножа, входит Г-образная сварная рама с толкателем, пара крыльев, лыжи с соединителями. Для расширения возможностей БАТ-М устанавливается кран-лебедка, способный работать с грузами массой до 2-х тонн. Управляется он через дистанционный пульт, что позволяет справляться с поднятием и опусканием тяжестей одному человеку.
Силовой агрегат
Эту роль может играть один из трех дизельных двигателей: А-401, его модификация с индексом «А» или А-401Г. Все моторы – двенадцатицилиндровые, имеют объем 38,8 л и развивают до 415 «лошадей». Путеукладчик оснащается тремя баками под горючее, рассчитанными на 1200 л (основной – 577, дополнительные 210 и 315 л).

Расход топлива не такой уж большой для подобной техники – полностью заправленная машина проработает до 15 ч или проедет полтысячи километров. Достигаемая скорость – 35 км/ч. Весит БАТ-М 27,5 тонн. Другие технические параметры БАТ-М:
✅ длина, ширина, высота – 7, 5 (возможно 4 и 4,5) и 3,75 м
✅ клиренс – 42,5 см
✅ ширина гусеницы – 59 см
✅ преодолеваемый уклон – до 40°
✅ брод – до 1,1 м
Кроме того, путеукладчик может преодолеть ров шириной в 1,8 м. Кабина рассчитана на троих человек. Пуск двигателя осуществляется аж тремя способами: через электрический стартер, посредством сжатого воздуха или от наружного источника напряжения.
Ходовая часть
Любой из вышеописанных моторов агрегатируется с трехходовой пятискоростной МКПП (плюс одна задняя передача). Поворачивает гигант благодаря двухступенчатой планетарной системе.

Движитель – гусеницы (по 93 трака, минимальное число – 86) от того же Т-54, на пяти опорных катках. Колесо в задней части оснащено натяжителем, переднее имеет съемные венцы. Подвеска – на торсионах, вилы которых размещены над дном машины в поперечном положении. При необходимости на гусеницы устанавливаются съемные грунтозацепы – по 18 штук на каждую.
Электрика и пневматика
Бортовое напряжение составляет 24 В, которое обеспечивает генератор типа Г-53, выдающий полтора киловатта мощности. Для пуска двигателя применяется четыре батареи емкостью по 140 А*ч. Каждый аккумулятор весит по 62 кг! Электрическая схема – однопроводная.

Также на борту имеется двухцилиндровый компрессор и ресиверы объемом в 90 л. Максимально нагнетаемое давление в пневматической системе – 7,35 кг на кв. см.
Технические особенности БАТ-М
При разработке машины был применен ряд любопытных (и, как показала практика, правильных) инженерных решений. Например, при соответствующем монтаже ножа, «танк» может работать, как обычный бульдозер, грейдер или двухотвальный агрегат. Подобная универсальность сделала машину незаменимой при прокладке дорожных магистралей на участках со сложным рельефом. Второй интересный момент – наличие лыжи, устанавливаемой перед ножом. Благодаря ей, БАТ-М может срезать грунт нужной толщины. Этот дополнительный элемент работает через гидравлику. И еще: специальная платформа на «корме».

На площадке закрепляются рабочие агрегаты (например, отвал), что сводит к минимуму нагрузку на передок, а это, в свою очередь, ведет к повышению проходимости. Даже по сравнению с обычным танком, БАТ-М быстрее перемещается по песку, рыхлому грунту либо заболоченной почве, снегу. Имеющаяся на борту путеукладчика кран-лебедка позволяет ему вытащить самого себя из какой угодно грязи: длина троса составляет 100 м, диаметр 28 мм, а вылет стрелы – 5,4 м.

Из относительных минусов стоит отметить, что машина не годится для постоянных и длительных землеройных работ (собственно, под них она и не проектировалась). Это связано с чрезмерно габаритным рабочим органом, если сравнивать его по массе с весом самого путеукладчика.
БАТ-2
Модернизированный вариант начали разрабатывать в 70-х. Это более мощная и габаритная машина, если сравнивать ее с предшествующей моделью. БАТ-2 разработан на основе армейского тягача МТ-Т, ходовая часть позаимствована у танка Т-64. На машине установлен иной, более мощный дизельный двигатель В-46-4. Он также имеет 12 цилиндров, дополнительно оснащен турбонаддувом. В итоге мотор выдает 710 «лошадей». Путеукладчик БАТ-2 рассчитан на «обслуживающий персонал» в два человека плюс шесть «пассажиров»-десантников, если техника используется в армии. Кабина герметичная, оборудована вентиляционной системой с фильтрами.

Если сравнивать БАТ-2 с предыдущей моделью, то последняя по функциональности уступает «потомку». Однако есть и «ложка дегтя». Последователь имеет большие габариты (длина 12,65, ширина 4, высота 3,34 м) и массу (39,7 т). Такие характеристики «обеспечили» большее давление на грунт, что снизило проходимость по сравнению с БАТ-М. Маневренность ухудшилась.

Также у модернизированной версии увеличился расход топлива и стало дороже техническое обслуживание. На 100 км «монстр» потребляет до 300 л горючего, а за час работы – не менее 80-ти. Да и сам «инженерный танк» БАТ-2 имеет более высокую стоимость. Именно поэтому предыдущий вариант путеукладчика и поныне встречается на строительстве дорог, у МЧС и иных профильных структур.
БАТ-М сегодня
Путеукладчик, выпущенный более полувека назад, до сих пор не утратил своей актуальности. Помимо вышеперечисленных преимуществ, машина имеет относительно комфортабельную кабины. Кроме вентиляции в жару предусмотрена система отопления для зимнего времени, благо, двигатель частично располагается внизу, под ногами водителя. У техники – хорошая ремонтопригодность: проблем с запчастями не возникает.

На вторичном рынке БАТ-М продают в среднем за цену в 1 млн 200 тыс. руб. Если удастся получить технику «с хранения», стоимость вырастет, как минимум, в два раза. Довольно много объявлений о реализации запчастей к этой машине.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...