ИС20-16 – паровоз, который продували в аэродинамической трубе
К началу 30-х в Советской России появилась необходимость увеличить объемы грузоперевозок. Для этого требовался соответствующий железнодорожный транспорт – мощный и способный развивать высокие скорости. Имевшийся на то время паровоз серии «Су», выдававший 1500 «лошадей» и разгонявшийся до 125 км/ч не удовлетворял требованиям перевозчиков.
Создать новую машину было поручено ЦЛПБ – Центральному локомотивопроектному бюро. Среди требований, предъявляемых к паровозу, помимо мощности и скорости – нагрузка на ось (до 20 т). Также основные агрегаты и наиболее значимые запчасти должны быть взаимозаменямыми с деталями от машины серии «Феликс Дзержинский» – ФД.
Эскизные работы закончили в 1932-м – ими занималось Техбюро Транспортного отдела ОГПУ. После поступления чертежей в ЦЛПБ решили организовать производство паровозов в Коломне. Осенью этого же года первая машина, которой присвоили имя «Иосиф Сталин» (ИС 20-1), выехала за ворота предприятия. Цифра «двадцать» в обозначении показывала максимальное давление на ось – 20 т, как и требовалось.
К празднику Октябрьской революции, модель пригнали в столицу. В самом конце 1932-го собрали в Коломне ИС20-2, а в следующем году – ИС20-3. Машины испытывали на Октябрьской, Южной, а также Екатерининской железной дороге. В ходе проверок была достигнута мощность в 2500, а иногда и до 3200 л. с. По результатам испытаний XVII съезд партии решает, что такие паровозы должны быть основными для перевозок пассажирских составов.
Однако Коломенский завод не обладал нужным оборудованием для серийного выпуска модели и документацию на ИС20 передали в Ворошиловград. Там сделали еще три паровоза. В 1935-м предприятие наладило крупносерийное производство машин этой серии: в 1937-м за ворота вышло 105 локомотивов.
Несмотря на выдающиеся скоростные и мощностные характеристики новый паровоз не удовлетворял конструкторов, считающих, что можно добиться и большего. В начале 30-х НИИЖД «скооперировался» со столичным авиаинститутом.
Это было обусловлено необходимостью проведения проверки сопротивления модели встречному потоку в аэродинамической трубе. В ходе продувки выяснилось: наличие обтекаемого корпуса увеличивает мощность паровоза на 200-250 «лошадей». Предполагалось, что, если «одеть» машину в специальный кожух с плавными обводами, она разовьет 155 км/ч.
Первый свой локомотив с обтекаемым корпусом серии ИС20-16 Ворошиловградский завод создал в 1937-м. При строительстве использовались современные технологии и лучшие материалы, детали.
Так, была применена высокопрочная сталь, роликовые подшипники (вместо работающих по принципу скольжения). Для соединений отдельных элементов широко использовалась сварка (взамен клепки): все направлялось на снижение массы локомотива. Однако колеса использовали большие – их диаметр составлял 2,2 м.
После завершения испытаний, которые оказались удачными, первый паровоз серии ИС20-16 приняли в эксплуатацию на Южно-Донецкой железной дороге. Машина использовалась на перегонах между Ростовым-на-Дону и Славянском, а также ходила до Харькова. Паровоз водил пассажирские составы, за месяц «накатав» свыше 6 тыс. км.
Второй локомотив этой же серии работал на Октябрьской железной дороге. Машина в ходе эксплуатации даже превышала проектную мощность и сумела, разогнавшись перед подъемом до 110 км/ч, взобраться на него, снизив скорость всего до 76 км/ч.
Они тоже были: в частности, повышенный, по сравнению с паровозами серии «Су», расход топлива (разница – 15 %). Были и другие недоработки, среди причин которой называли спешку. Технические данные машины должным образом изучены не были, испытания прошли скоротечно.
После войны по ряду причин от паровозов не требовалась большая скорость, поэтому обтекатель сняли. Но даже в «урезанном» виде локомотив в 1957-м году, передвигая состав, смог разогнаться до 175 км/ч. Дальше следы удивительного по своим характеристикам и дизайну паровоза теряются.
Создать новую машину было поручено ЦЛПБ – Центральному локомотивопроектному бюро. Среди требований, предъявляемых к паровозу, помимо мощности и скорости – нагрузка на ось (до 20 т). Также основные агрегаты и наиболее значимые запчасти должны быть взаимозаменямыми с деталями от машины серии «Феликс Дзержинский» – ФД.
Разработка и создание паровозов новой серии
Эскизные работы закончили в 1932-м – ими занималось Техбюро Транспортного отдела ОГПУ. После поступления чертежей в ЦЛПБ решили организовать производство паровозов в Коломне. Осенью этого же года первая машина, которой присвоили имя «Иосиф Сталин» (ИС 20-1), выехала за ворота предприятия. Цифра «двадцать» в обозначении показывала максимальное давление на ось – 20 т, как и требовалось.
Паровоз серии ФД, агрегаты которого подходят к локомотивам ИС20. Фото: YouTube.com
К празднику Октябрьской революции, модель пригнали в столицу. В самом конце 1932-го собрали в Коломне ИС20-2, а в следующем году – ИС20-3. Машины испытывали на Октябрьской, Южной, а также Екатерининской железной дороге. В ходе проверок была достигнута мощность в 2500, а иногда и до 3200 л. с. По результатам испытаний XVII съезд партии решает, что такие паровозы должны быть основными для перевозок пассажирских составов.
Один из паровозов серии ИС20 еще без обтекателя (модель). Фото: YouTube.com
Однако Коломенский завод не обладал нужным оборудованием для серийного выпуска модели и документацию на ИС20 передали в Ворошиловград. Там сделали еще три паровоза. В 1935-м предприятие наладило крупносерийное производство машин этой серии: в 1937-м за ворота вышло 105 локомотивов.
ИС20-16
Несмотря на выдающиеся скоростные и мощностные характеристики новый паровоз не удовлетворял конструкторов, считающих, что можно добиться и большего. В начале 30-х НИИЖД «скооперировался» со столичным авиаинститутом.
Серия и модификация – на самом видном месте. Фото: YouTube.com
Это было обусловлено необходимостью проведения проверки сопротивления модели встречному потоку в аэродинамической трубе. В ходе продувки выяснилось: наличие обтекаемого корпуса увеличивает мощность паровоза на 200-250 «лошадей». Предполагалось, что, если «одеть» машину в специальный кожух с плавными обводами, она разовьет 155 км/ч.
В будущем итоги исследований использовались при создании локомотивов с формулой 2-3-2. А паровоз серии ИС20 модификации «241» на Парижской выставке в 1937-м стал «обладателем» Гран-При.
Первый свой локомотив с обтекаемым корпусом серии ИС20-16 Ворошиловградский завод создал в 1937-м. При строительстве использовались современные технологии и лучшие материалы, детали.
ИС20-16 выходит из ворот завода. Фото: YouTube.com
Так, была применена высокопрочная сталь, роликовые подшипники (вместо работающих по принципу скольжения). Для соединений отдельных элементов широко использовалась сварка (взамен клепки): все направлялось на снижение массы локомотива. Однако колеса использовали большие – их диаметр составлял 2,2 м.
Эксплуатация
После завершения испытаний, которые оказались удачными, первый паровоз серии ИС20-16 приняли в эксплуатацию на Южно-Донецкой железной дороге. Машина использовалась на перегонах между Ростовым-на-Дону и Славянском, а также ходила до Харькова. Паровоз водил пассажирские составы, за месяц «накатав» свыше 6 тыс. км.
Редкий кадр – ИС20-16 обгоняет самолет. Фото: YouTube.com
Второй локомотив этой же серии работал на Октябрьской железной дороге. Машина в ходе эксплуатации даже превышала проектную мощность и сумела, разогнавшись перед подъемом до 110 км/ч, взобраться на него, снизив скорость всего до 76 км/ч.
Минусы
Они тоже были: в частности, повышенный, по сравнению с паровозами серии «Су», расход топлива (разница – 15 %). Были и другие недоработки, среди причин которой называли спешку. Технические данные машины должным образом изучены не были, испытания прошли скоротечно.
Дальнейшая судьба ИС20-16
После войны по ряду причин от паровозов не требовалась большая скорость, поэтому обтекатель сняли. Но даже в «урезанном» виде локомотив в 1957-м году, передвигая состав, смог разогнаться до 175 км/ч. Дальше следы удивительного по своим характеристикам и дизайну паровоза теряются.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Автодома из Китая – лучшие машины и дорогостоящая роскошь
Не сидится авторам канала «ПриветТачка» на месте. Они ищут интересные автомобили. В этот раз им удалось попасть в салон Armadillo. Не слышали про такую...