ИС20-16 – паровоз, который продували в аэродинамической трубе
К началу 30-х в Советской России появилась необходимость увеличить объемы грузоперевозок. Для этого требовался соответствующий железнодорожный транспорт – мощный и способный развивать высокие скорости. Имевшийся на то время паровоз серии «Су», выдававший 1500 «лошадей» и разгонявшийся до 125 км/ч не удовлетворял требованиям перевозчиков.
Создать новую машину было поручено ЦЛПБ – Центральному локомотивопроектному бюро. Среди требований, предъявляемых к паровозу, помимо мощности и скорости – нагрузка на ось (до 20 т). Также основные агрегаты и наиболее значимые запчасти должны быть взаимозаменямыми с деталями от машины серии «Феликс Дзержинский» – ФД.
Эскизные работы закончили в 1932-м – ими занималось Техбюро Транспортного отдела ОГПУ. После поступления чертежей в ЦЛПБ решили организовать производство паровозов в Коломне. Осенью этого же года первая машина, которой присвоили имя «Иосиф Сталин» (ИС 20-1), выехала за ворота предприятия. Цифра «двадцать» в обозначении показывала максимальное давление на ось – 20 т, как и требовалось.
К празднику Октябрьской революции, модель пригнали в столицу. В самом конце 1932-го собрали в Коломне ИС20-2, а в следующем году – ИС20-3. Машины испытывали на Октябрьской, Южной, а также Екатерининской железной дороге. В ходе проверок была достигнута мощность в 2500, а иногда и до 3200 л. с. По результатам испытаний XVII съезд партии решает, что такие паровозы должны быть основными для перевозок пассажирских составов.
Однако Коломенский завод не обладал нужным оборудованием для серийного выпуска модели и документацию на ИС20 передали в Ворошиловград. Там сделали еще три паровоза. В 1935-м предприятие наладило крупносерийное производство машин этой серии: в 1937-м за ворота вышло 105 локомотивов.
Несмотря на выдающиеся скоростные и мощностные характеристики новый паровоз не удовлетворял конструкторов, считающих, что можно добиться и большего. В начале 30-х НИИЖД «скооперировался» со столичным авиаинститутом.
Это было обусловлено необходимостью проведения проверки сопротивления модели встречному потоку в аэродинамической трубе. В ходе продувки выяснилось: наличие обтекаемого корпуса увеличивает мощность паровоза на 200-250 «лошадей». Предполагалось, что, если «одеть» машину в специальный кожух с плавными обводами, она разовьет 155 км/ч.
Первый свой локомотив с обтекаемым корпусом серии ИС20-16 Ворошиловградский завод создал в 1937-м. При строительстве использовались современные технологии и лучшие материалы, детали.
Так, была применена высокопрочная сталь, роликовые подшипники (вместо работающих по принципу скольжения). Для соединений отдельных элементов широко использовалась сварка (взамен клепки): все направлялось на снижение массы локомотива. Однако колеса использовали большие – их диаметр составлял 2,2 м.
После завершения испытаний, которые оказались удачными, первый паровоз серии ИС20-16 приняли в эксплуатацию на Южно-Донецкой железной дороге. Машина использовалась на перегонах между Ростовым-на-Дону и Славянском, а также ходила до Харькова. Паровоз водил пассажирские составы, за месяц «накатав» свыше 6 тыс. км.
Второй локомотив этой же серии работал на Октябрьской железной дороге. Машина в ходе эксплуатации даже превышала проектную мощность и сумела, разогнавшись перед подъемом до 110 км/ч, взобраться на него, снизив скорость всего до 76 км/ч.
Они тоже были: в частности, повышенный, по сравнению с паровозами серии «Су», расход топлива (разница – 15 %). Были и другие недоработки, среди причин которой называли спешку. Технические данные машины должным образом изучены не были, испытания прошли скоротечно.
После войны по ряду причин от паровозов не требовалась большая скорость, поэтому обтекатель сняли. Но даже в «урезанном» виде локомотив в 1957-м году, передвигая состав, смог разогнаться до 175 км/ч. Дальше следы удивительного по своим характеристикам и дизайну паровоза теряются.
Создать новую машину было поручено ЦЛПБ – Центральному локомотивопроектному бюро. Среди требований, предъявляемых к паровозу, помимо мощности и скорости – нагрузка на ось (до 20 т). Также основные агрегаты и наиболее значимые запчасти должны быть взаимозаменямыми с деталями от машины серии «Феликс Дзержинский» – ФД.
Разработка и создание паровозов новой серии
Эскизные работы закончили в 1932-м – ими занималось Техбюро Транспортного отдела ОГПУ. После поступления чертежей в ЦЛПБ решили организовать производство паровозов в Коломне. Осенью этого же года первая машина, которой присвоили имя «Иосиф Сталин» (ИС 20-1), выехала за ворота предприятия. Цифра «двадцать» в обозначении показывала максимальное давление на ось – 20 т, как и требовалось.
Паровоз серии ФД, агрегаты которого подходят к локомотивам ИС20. Фото: YouTube.com
К празднику Октябрьской революции, модель пригнали в столицу. В самом конце 1932-го собрали в Коломне ИС20-2, а в следующем году – ИС20-3. Машины испытывали на Октябрьской, Южной, а также Екатерининской железной дороге. В ходе проверок была достигнута мощность в 2500, а иногда и до 3200 л. с. По результатам испытаний XVII съезд партии решает, что такие паровозы должны быть основными для перевозок пассажирских составов.
Один из паровозов серии ИС20 еще без обтекателя (модель). Фото: YouTube.com
Однако Коломенский завод не обладал нужным оборудованием для серийного выпуска модели и документацию на ИС20 передали в Ворошиловград. Там сделали еще три паровоза. В 1935-м предприятие наладило крупносерийное производство машин этой серии: в 1937-м за ворота вышло 105 локомотивов.
ИС20-16
Несмотря на выдающиеся скоростные и мощностные характеристики новый паровоз не удовлетворял конструкторов, считающих, что можно добиться и большего. В начале 30-х НИИЖД «скооперировался» со столичным авиаинститутом.
Серия и модификация – на самом видном месте. Фото: YouTube.com
Это было обусловлено необходимостью проведения проверки сопротивления модели встречному потоку в аэродинамической трубе. В ходе продувки выяснилось: наличие обтекаемого корпуса увеличивает мощность паровоза на 200-250 «лошадей». Предполагалось, что, если «одеть» машину в специальный кожух с плавными обводами, она разовьет 155 км/ч.
В будущем итоги исследований использовались при создании локомотивов с формулой 2-3-2. А паровоз серии ИС20 модификации «241» на Парижской выставке в 1937-м стал «обладателем» Гран-При.
Первый свой локомотив с обтекаемым корпусом серии ИС20-16 Ворошиловградский завод создал в 1937-м. При строительстве использовались современные технологии и лучшие материалы, детали.
ИС20-16 выходит из ворот завода. Фото: YouTube.com
Так, была применена высокопрочная сталь, роликовые подшипники (вместо работающих по принципу скольжения). Для соединений отдельных элементов широко использовалась сварка (взамен клепки): все направлялось на снижение массы локомотива. Однако колеса использовали большие – их диаметр составлял 2,2 м.
Эксплуатация
После завершения испытаний, которые оказались удачными, первый паровоз серии ИС20-16 приняли в эксплуатацию на Южно-Донецкой железной дороге. Машина использовалась на перегонах между Ростовым-на-Дону и Славянском, а также ходила до Харькова. Паровоз водил пассажирские составы, за месяц «накатав» свыше 6 тыс. км.
Редкий кадр – ИС20-16 обгоняет самолет. Фото: YouTube.com
Второй локомотив этой же серии работал на Октябрьской железной дороге. Машина в ходе эксплуатации даже превышала проектную мощность и сумела, разогнавшись перед подъемом до 110 км/ч, взобраться на него, снизив скорость всего до 76 км/ч.
Минусы
Они тоже были: в частности, повышенный, по сравнению с паровозами серии «Су», расход топлива (разница – 15 %). Были и другие недоработки, среди причин которой называли спешку. Технические данные машины должным образом изучены не были, испытания прошли скоротечно.
Дальнейшая судьба ИС20-16
После войны по ряду причин от паровозов не требовалась большая скорость, поэтому обтекатель сняли. Но даже в «урезанном» виде локомотив в 1957-м году, передвигая состав, смог разогнаться до 175 км/ч. Дальше следы удивительного по своим характеристикам и дизайну паровоза теряются.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....