Mazda Cosmo – модель, заставившая блуждать «в двух соснах»
1 520

Mazda Cosmo – модель, заставившая блуждать «в двух соснах»

Ладно бы, не найти выхода из трех сосен. И то зазорно. Но заблудиться в двух?! Именно так вышло с немецким NSU Spider и японской Mazda Cosmo. На великолепный «Спайдер» мы недавно повесили табличку «Первый в мире» и вручили пальмовую ветвь за смелость.


Речь шла об инновационном роторно-поршневом двигателе Ванкеля: немцы установили его на родстер. Модель потерпела сокрушительный провал, в результате рассыпалось и предприятие. Согласимся: несчастный кабриолет Spider стал последним «ингредиентом» в винегрете проблем компании. Но, так или иначе, NSU потеряла самостоятельность, став частью «Ауди».

Кому пальмовую веточку?


О чем же сыр-бор? Взяв на обзор «Мазду Космо», мы обнаруживаем в разных источниках, что это, мол, первая серийная модель в истории машиностроения с РПД. А как же NSU Spider? Посчитали нужным разобраться.

Mazda Cosmo – модель, заставившая блуждать «в двух соснах» Mazda Cosmo RX-7 1976-1978 годов выпуска. Фото: YouTube.com

Обратились к истории. Доктор Феликс Ванкель и Вальтер Фройде закончили работу и испытали новый вид ДВС в 1957 году. Так как выдающиеся инженеры имели отношение к компании NSU, логично предположить, что мотор опробуют в деле на этом заводе. Что и произошло.

Проследим хронологию. «Мазда», с одобрения правительства, купила лицензию на ротор в 1961 году. Обе компании, немецкая и японская, представили концепты с прогрессивными моторами на автосалонах 1964 года. Только Франкфуртская выставка, где показали «Спайдер», состоялась раньше. А сразу после мероприятия заработали конвейеры и начались продажи кабриолета.

Японцы продемонстрировали «Космо» на Токийских смотринах позднее, за месяц до летних Олимпийских игр 1964. А производство начали только в 1967 году. Массовому выпуску предшествовали 80 предсерийных экземпляров для испытательных отделов «Мазды» (20 единиц) и тестирования дилерами (60 машин).

К моменту выхода Cosmo родстер Spider был уже дискредитирован пользователями и снят с производства. Так что, пальмовая ветка первенства по праву принадлежит немцам.

1986 год, «Мазда Космо» серии HB с двигателем 12A. Фото: YouTube.com

Однако, будучи мягкосердечными, мы готовы сорвать с дерева еще одну веточку и вручить компании Mazda. Совершенно проникнувшись душой к замечательной модели Cosmo, без сожаления оставляем пальму в непрезентабельном виде. Ерунда: вырастет этих листьев еще целый пучок.

Разобравшись с лидерством, задумались, а имеет ли это значение? Тот первый, этот второй… А если сказать, что первым в космосе побывал не советский космонавт, а американский?..

«Мазда Космо»: начало пути


Компания Mazda, образованная в 1920 году, первую легковушку выпустила в 1960-ом. В автомобильную гонку с «Тойота», «Ниссаном» и «Хондой» включилась с опозданием. Но сразу взяла реванш, выступив с новинкой – диковинным роторно-поршневым двигателем.

Отчаянный шаг. За решимость не жалко не только стебля, но и кокоса с той пальмы. Тем более, дело пошло неплохо: исследовательский отдел предприятия усовершенствовал «сырой» агрегат. Японцам удалось устранить главный недостаток роторов – быстрый износ. Вместо неравномерно истираемых 3-слойных прокладок апексов ротора инженеры «Мазда» установили однослойный элемент.

Трехроторный мотор Mazda Cosmo Eunos 1990 года. Фото: YouTube.com

Кроме того, разработчики увеличили объем двигателя – 982 см3 против немецких 498 см3. Еще добавили периферийных боковых портов впуска, увеличив количество оборотов. Получилась мощная и надежная вещь.

Первая модель


На предприятии мудро поступили с моделью. Во-первых, дали правильное имя. Человечество осваивало Вселенную: название Cosmo пришлось ко времени.

Во-вторых, машину исполнили в спортивном варианте. Это привлекло молодую аудиторию. А следующим шагом было испытание прочности машины на самой крутой европейской трассе – петлях Нюрбургринга.

В салоне «Мазда Юнос». Фото: YouTube.com

Шел 1968 год. Завод выставил две уже стоковые машины на изнурительную 84-часовую кольцевую гонку. В составе 58 автомобилей наши шли пятыми-шестыми. На 82 часу одна «Космо», управляемая японским пилотом, сошла с дистанции.

Причина – поломка заднего моста. Двигатель выдержал. Второй кокос компании, хотя бельгиец привел автомобиль к финишу пятым.

Обзор спорткара Mazda Cosmo Sport 110S (1967-1972)


Отметим все же японскую хитринку в выборе РПД. Умысел производителя был в налоговых скидках на авто объемом меньше 1,5 л. Мощность высокая, литраж низкий, цена $4100 – покупателю трудно устоять.

В распространенной производителем официальной брошюре говорилось:

Судя по размерам, весу и стоимости роторного двигателя, 110S разгоняется и движется быстрее, чем любой другой автомобиль на планете


Изящный роторный «космос» заставил говорить о себе: 2-местное купе выполнили в лучших традициях итальянской и английской школы. На фоне длинного капота и багажника салон казался миниатюрным.

Размеры машины серии I:

✅ Длина – 4140 мм
✅ Ширина – 1595 мм
✅ Высота – 1165 мм
✅ Между осями – 2200 мм
✅ Колеса – 14 дюймов
✅ Вес – 940 кг

Заявленный объем Ванкеля (982 см3) складывался из двух роторных секций. Мотор шел под индексом 0810. Максимальная мощность 110 км/ч достигалась при 7,0 тыс. об/мин. Пределом, впрочем, были 8,0 тыс. об/мин. Скорость составляла 185 км/ч, разгон до «ста» – 10,2 сек.

Оригинальная «Мазда Космо Спорт» первого поколения, вид сзади. Фото: YouTube.com

В стандартной версии к мотору прилагалась 4-ступенчатая механическая коробка. Подвеска была спортивной: спереди независимая пружинно-рычажная со стабилизатором поперечной устойчивости. Задний зависимый механизм подрессоривания включал жесткий мост «Де Дион» с листовыми рессорами.

Тормозная система состояла из дисков спереди и барабанов сзади. Мотор располагался традиционно под капотом, привод шел на заднюю ось.

В первом же поколении была и 128-сильная серия II с увеличенной на 381 мм колесной базой. Здесь трудилась силовая установка 0813, позволявшая развивать 193 км/ч.

Следующие поколения «Мазды Космо»


Далее, вплоть до 1996 года, следовали очередные воплощения усовершенствованных Cosmo. Автомир знал их под именами Cosmo AP (Anti-Pollution), Mazda RX-4, RX-5 и Savanna RX-7, Cosmo 1800.

Великолепная «Мазда 929» серии HB. Фото: YouTube.com

Генерации модели:

Серия CD (1975-1981). Второе поколение компоновали движками 12A и 13B. Были доступны мощности 100 и 110 л. с. Машина позиционировалась как личное транспортное средство повышенной комфортабельности. Появившийся кузов фастбэк соперничал с Toyota Crown, Nissan Cedric и Gloria. Среди конкурентов был и Mitsubishi Galant Lambda. На внутреннем рынке продано 55 тыс. фастбэков
Серия HB (1981-1989). В третьем воплощении появилась знаменитая Mazda 929 – предмет горячего желания коллекционеров. Этот автомобиль был действительно первым в том, что шел, кроме бензинового, и с дизельным роторным винтом. Кокос компании! В экспортных исполнениях, впрочем, ставили обычный ДВС. Моторная гамма содержала 12A-6PI, наддувный 12A и 13B-RESI. Все двигатели применяли электронную систему впрыска топлива. Мощность 135 л. с. была нормой, а 4-скоротной автомат – опцией
Серия JC (1990-1996). А в этой генерации всех венков и ветвей заслуживает экстравагантная, нафаршированная крутыми функциями модель Cosmo Eunos. В салоне пользователей потрясало аналоговое цветное телевидение NTSC, радио, климат-контроль. Стоял ЭЛП-сенсорный экран, контролирующий, в том числе, сотовый телефон. В базе шла спутниковая навигационная система GPS. «Юнос» называют «самым совершенным» автомобилем «Мазда». Машина несла под капотом 3-роторный двигатель. Это была кульминация развития роторных технологий

Mazda Cosmo прожила на конвейере долгую жизнь – без малого 30 лет. Производитель хотел громко заявить о себе на всех континентах, и желание сбылось. Купить модели в России непросто. Но мы нашли два объявления: Mazda Eunos Cosmo, которая затмила в свое время «Ягуар», «БМВ» и «Мерседес», торгуется за 1,5 млн руб.
А за что вы вручили бы компании «Мазда» пальмовую ветвь?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....