
Mazda Cosmo – модель, заставившая блуждать «в двух соснах»
Ладно бы, не найти выхода из трех сосен. И то зазорно. Но заблудиться в двух?! Именно так вышло с немецким NSU Spider и японской Mazda Cosmo. На великолепный «Спайдер» мы недавно повесили табличку «Первый в мире» и вручили пальмовую ветвь за смелость.
Речь шла об инновационном роторно-поршневом двигателе Ванкеля: немцы установили его на родстер. Модель потерпела сокрушительный провал, в результате рассыпалось и предприятие. Согласимся: несчастный кабриолет Spider стал последним «ингредиентом» в винегрете проблем компании. Но, так или иначе, NSU потеряла самостоятельность, став частью «Ауди».
О чем же сыр-бор? Взяв на обзор «Мазду Космо», мы обнаруживаем в разных источниках, что это, мол, первая серийная модель в истории машиностроения с РПД. А как же NSU Spider? Посчитали нужным разобраться.
Mazda Cosmo RX-7 1976-1978 годов выпуска. Фото: YouTube.com
Обратились к истории. Доктор Феликс Ванкель и Вальтер Фройде закончили работу и испытали новый вид ДВС в 1957 году. Так как выдающиеся инженеры имели отношение к компании NSU, логично предположить, что мотор опробуют в деле на этом заводе. Что и произошло.
Проследим хронологию. «Мазда», с одобрения правительства, купила лицензию на ротор в 1961 году. Обе компании, немецкая и японская, представили концепты с прогрессивными моторами на автосалонах 1964 года. Только Франкфуртская выставка, где показали «Спайдер», состоялась раньше. А сразу после мероприятия заработали конвейеры и начались продажи кабриолета.
Японцы продемонстрировали «Космо» на Токийских смотринах позднее, за месяц до летних Олимпийских игр 1964. А производство начали только в 1967 году. Массовому выпуску предшествовали 80 предсерийных экземпляров для испытательных отделов «Мазды» (20 единиц) и тестирования дилерами (60 машин).
К моменту выхода Cosmo родстер Spider был уже дискредитирован пользователями и снят с производства. Так что, пальмовая ветка первенства по праву принадлежит немцам.
1986 год, «Мазда Космо» серии HB с двигателем 12A. Фото: YouTube.com
Однако, будучи мягкосердечными, мы готовы сорвать с дерева еще одну веточку и вручить компании Mazda. Совершенно проникнувшись душой к замечательной модели Cosmo, без сожаления оставляем пальму в непрезентабельном виде. Ерунда: вырастет этих листьев еще целый пучок.
Разобравшись с лидерством, задумались, а имеет ли это значение? Тот первый, этот второй… А если сказать, что первым в космосе побывал не советский космонавт, а американский?..
Компания Mazda, образованная в 1920 году, первую легковушку выпустила в 1960-ом. В автомобильную гонку с «Тойота», «Ниссаном» и «Хондой» включилась с опозданием. Но сразу взяла реванш, выступив с новинкой – диковинным роторно-поршневым двигателем.
Отчаянный шаг. За решимость не жалко не только стебля, но и кокоса с той пальмы. Тем более, дело пошло неплохо: исследовательский отдел предприятия усовершенствовал «сырой» агрегат. Японцам удалось устранить главный недостаток роторов – быстрый износ. Вместо неравномерно истираемых 3-слойных прокладок апексов ротора инженеры «Мазда» установили однослойный элемент.
Трехроторный мотор Mazda Cosmo Eunos 1990 года. Фото: YouTube.com
Кроме того, разработчики увеличили объем двигателя – 982 см3 против немецких 498 см3. Еще добавили периферийных боковых портов впуска, увеличив количество оборотов. Получилась мощная и надежная вещь.
На предприятии мудро поступили с моделью. Во-первых, дали правильное имя. Человечество осваивало Вселенную: название Cosmo пришлось ко времени.
Во-вторых, машину исполнили в спортивном варианте. Это привлекло молодую аудиторию. А следующим шагом было испытание прочности машины на самой крутой европейской трассе – петлях Нюрбургринга.
В салоне «Мазда Юнос». Фото: YouTube.com
Шел 1968 год. Завод выставил две уже стоковые машины на изнурительную 84-часовую кольцевую гонку. В составе 58 автомобилей наши шли пятыми-шестыми. На 82 часу одна «Космо», управляемая японским пилотом, сошла с дистанции.
Причина – поломка заднего моста. Двигатель выдержал. Второй кокос компании, хотя бельгиец привел автомобиль к финишу пятым.
Отметим все же японскую хитринку в выборе РПД. Умысел производителя был в налоговых скидках на авто объемом меньше 1,5 л. Мощность высокая, литраж низкий, цена $4100 – покупателю трудно устоять.
В распространенной производителем официальной брошюре говорилось:
Изящный роторный «космос» заставил говорить о себе: 2-местное купе выполнили в лучших традициях итальянской и английской школы. На фоне длинного капота и багажника салон казался миниатюрным.
Размеры машины серии I:
✅ Длина – 4140 мм
✅ Ширина – 1595 мм
✅ Высота – 1165 мм
✅ Между осями – 2200 мм
✅ Колеса – 14 дюймов
✅ Вес – 940 кг
Заявленный объем Ванкеля (982 см3) складывался из двух роторных секций. Мотор шел под индексом 0810. Максимальная мощность 110 км/ч достигалась при 7,0 тыс. об/мин. Пределом, впрочем, были 8,0 тыс. об/мин. Скорость составляла 185 км/ч, разгон до «ста» – 10,2 сек.
Оригинальная «Мазда Космо Спорт» первого поколения, вид сзади. Фото: YouTube.com
В стандартной версии к мотору прилагалась 4-ступенчатая механическая коробка. Подвеска была спортивной: спереди независимая пружинно-рычажная со стабилизатором поперечной устойчивости. Задний зависимый механизм подрессоривания включал жесткий мост «Де Дион» с листовыми рессорами.
Тормозная система состояла из дисков спереди и барабанов сзади. Мотор располагался традиционно под капотом, привод шел на заднюю ось.
В первом же поколении была и 128-сильная серия II с увеличенной на 381 мм колесной базой. Здесь трудилась силовая установка 0813, позволявшая развивать 193 км/ч.
Далее, вплоть до 1996 года, следовали очередные воплощения усовершенствованных Cosmo. Автомир знал их под именами Cosmo AP (Anti-Pollution), Mazda RX-4, RX-5 и Savanna RX-7, Cosmo 1800.
Великолепная «Мазда 929» серии HB. Фото: YouTube.com
Генерации модели:
✅ Серия CD (1975-1981). Второе поколение компоновали движками 12A и 13B. Были доступны мощности 100 и 110 л. с. Машина позиционировалась как личное транспортное средство повышенной комфортабельности. Появившийся кузов фастбэк соперничал с Toyota Crown, Nissan Cedric и Gloria. Среди конкурентов был и Mitsubishi Galant Lambda. На внутреннем рынке продано 55 тыс. фастбэков
✅ Серия HB (1981-1989). В третьем воплощении появилась знаменитая Mazda 929 – предмет горячего желания коллекционеров. Этот автомобиль был действительно первым в том, что шел, кроме бензинового, и с дизельным роторным винтом. Кокос компании! В экспортных исполнениях, впрочем, ставили обычный ДВС. Моторная гамма содержала 12A-6PI, наддувный 12A и 13B-RESI. Все двигатели применяли электронную систему впрыска топлива. Мощность 135 л. с. была нормой, а 4-скоротной автомат – опцией
✅ Серия JC (1990-1996). А в этой генерации всех венков и ветвей заслуживает экстравагантная, нафаршированная крутыми функциями модель Cosmo Eunos. В салоне пользователей потрясало аналоговое цветное телевидение NTSC, радио, климат-контроль. Стоял ЭЛП-сенсорный экран, контролирующий, в том числе, сотовый телефон. В базе шла спутниковая навигационная система GPS. «Юнос» называют «самым совершенным» автомобилем «Мазда». Машина несла под капотом 3-роторный двигатель. Это была кульминация развития роторных технологий
Mazda Cosmo прожила на конвейере долгую жизнь – без малого 30 лет. Производитель хотел громко заявить о себе на всех континентах, и желание сбылось. Купить модели в России непросто. Но мы нашли два объявления: Mazda Eunos Cosmo, которая затмила в свое время «Ягуар», «БМВ» и «Мерседес», торгуется за 1,5 млн руб.
Речь шла об инновационном роторно-поршневом двигателе Ванкеля: немцы установили его на родстер. Модель потерпела сокрушительный провал, в результате рассыпалось и предприятие. Согласимся: несчастный кабриолет Spider стал последним «ингредиентом» в винегрете проблем компании. Но, так или иначе, NSU потеряла самостоятельность, став частью «Ауди».
Кому пальмовую веточку?
О чем же сыр-бор? Взяв на обзор «Мазду Космо», мы обнаруживаем в разных источниках, что это, мол, первая серийная модель в истории машиностроения с РПД. А как же NSU Spider? Посчитали нужным разобраться.

Обратились к истории. Доктор Феликс Ванкель и Вальтер Фройде закончили работу и испытали новый вид ДВС в 1957 году. Так как выдающиеся инженеры имели отношение к компании NSU, логично предположить, что мотор опробуют в деле на этом заводе. Что и произошло.
Проследим хронологию. «Мазда», с одобрения правительства, купила лицензию на ротор в 1961 году. Обе компании, немецкая и японская, представили концепты с прогрессивными моторами на автосалонах 1964 года. Только Франкфуртская выставка, где показали «Спайдер», состоялась раньше. А сразу после мероприятия заработали конвейеры и начались продажи кабриолета.
Японцы продемонстрировали «Космо» на Токийских смотринах позднее, за месяц до летних Олимпийских игр 1964. А производство начали только в 1967 году. Массовому выпуску предшествовали 80 предсерийных экземпляров для испытательных отделов «Мазды» (20 единиц) и тестирования дилерами (60 машин).
К моменту выхода Cosmo родстер Spider был уже дискредитирован пользователями и снят с производства. Так что, пальмовая ветка первенства по праву принадлежит немцам.

Однако, будучи мягкосердечными, мы готовы сорвать с дерева еще одну веточку и вручить компании Mazda. Совершенно проникнувшись душой к замечательной модели Cosmo, без сожаления оставляем пальму в непрезентабельном виде. Ерунда: вырастет этих листьев еще целый пучок.
Разобравшись с лидерством, задумались, а имеет ли это значение? Тот первый, этот второй… А если сказать, что первым в космосе побывал не советский космонавт, а американский?..
«Мазда Космо»: начало пути
Компания Mazda, образованная в 1920 году, первую легковушку выпустила в 1960-ом. В автомобильную гонку с «Тойота», «Ниссаном» и «Хондой» включилась с опозданием. Но сразу взяла реванш, выступив с новинкой – диковинным роторно-поршневым двигателем.
Отчаянный шаг. За решимость не жалко не только стебля, но и кокоса с той пальмы. Тем более, дело пошло неплохо: исследовательский отдел предприятия усовершенствовал «сырой» агрегат. Японцам удалось устранить главный недостаток роторов – быстрый износ. Вместо неравномерно истираемых 3-слойных прокладок апексов ротора инженеры «Мазда» установили однослойный элемент.

Кроме того, разработчики увеличили объем двигателя – 982 см3 против немецких 498 см3. Еще добавили периферийных боковых портов впуска, увеличив количество оборотов. Получилась мощная и надежная вещь.
Первая модель
На предприятии мудро поступили с моделью. Во-первых, дали правильное имя. Человечество осваивало Вселенную: название Cosmo пришлось ко времени.
Во-вторых, машину исполнили в спортивном варианте. Это привлекло молодую аудиторию. А следующим шагом было испытание прочности машины на самой крутой европейской трассе – петлях Нюрбургринга.

Шел 1968 год. Завод выставил две уже стоковые машины на изнурительную 84-часовую кольцевую гонку. В составе 58 автомобилей наши шли пятыми-шестыми. На 82 часу одна «Космо», управляемая японским пилотом, сошла с дистанции.
Причина – поломка заднего моста. Двигатель выдержал. Второй кокос компании, хотя бельгиец привел автомобиль к финишу пятым.
Обзор спорткара Mazda Cosmo Sport 110S (1967-1972)
Отметим все же японскую хитринку в выборе РПД. Умысел производителя был в налоговых скидках на авто объемом меньше 1,5 л. Мощность высокая, литраж низкий, цена $4100 – покупателю трудно устоять.
В распространенной производителем официальной брошюре говорилось:
Судя по размерам, весу и стоимости роторного двигателя, 110S разгоняется и движется быстрее, чем любой другой автомобиль на планете
Изящный роторный «космос» заставил говорить о себе: 2-местное купе выполнили в лучших традициях итальянской и английской школы. На фоне длинного капота и багажника салон казался миниатюрным.
Размеры машины серии I:
✅ Длина – 4140 мм
✅ Ширина – 1595 мм
✅ Высота – 1165 мм
✅ Между осями – 2200 мм
✅ Колеса – 14 дюймов
✅ Вес – 940 кг
Заявленный объем Ванкеля (982 см3) складывался из двух роторных секций. Мотор шел под индексом 0810. Максимальная мощность 110 км/ч достигалась при 7,0 тыс. об/мин. Пределом, впрочем, были 8,0 тыс. об/мин. Скорость составляла 185 км/ч, разгон до «ста» – 10,2 сек.

В стандартной версии к мотору прилагалась 4-ступенчатая механическая коробка. Подвеска была спортивной: спереди независимая пружинно-рычажная со стабилизатором поперечной устойчивости. Задний зависимый механизм подрессоривания включал жесткий мост «Де Дион» с листовыми рессорами.
Тормозная система состояла из дисков спереди и барабанов сзади. Мотор располагался традиционно под капотом, привод шел на заднюю ось.
В первом же поколении была и 128-сильная серия II с увеличенной на 381 мм колесной базой. Здесь трудилась силовая установка 0813, позволявшая развивать 193 км/ч.
Следующие поколения «Мазды Космо»
Далее, вплоть до 1996 года, следовали очередные воплощения усовершенствованных Cosmo. Автомир знал их под именами Cosmo AP (Anti-Pollution), Mazda RX-4, RX-5 и Savanna RX-7, Cosmo 1800.

Генерации модели:
✅ Серия CD (1975-1981). Второе поколение компоновали движками 12A и 13B. Были доступны мощности 100 и 110 л. с. Машина позиционировалась как личное транспортное средство повышенной комфортабельности. Появившийся кузов фастбэк соперничал с Toyota Crown, Nissan Cedric и Gloria. Среди конкурентов был и Mitsubishi Galant Lambda. На внутреннем рынке продано 55 тыс. фастбэков
✅ Серия HB (1981-1989). В третьем воплощении появилась знаменитая Mazda 929 – предмет горячего желания коллекционеров. Этот автомобиль был действительно первым в том, что шел, кроме бензинового, и с дизельным роторным винтом. Кокос компании! В экспортных исполнениях, впрочем, ставили обычный ДВС. Моторная гамма содержала 12A-6PI, наддувный 12A и 13B-RESI. Все двигатели применяли электронную систему впрыска топлива. Мощность 135 л. с. была нормой, а 4-скоротной автомат – опцией
✅ Серия JC (1990-1996). А в этой генерации всех венков и ветвей заслуживает экстравагантная, нафаршированная крутыми функциями модель Cosmo Eunos. В салоне пользователей потрясало аналоговое цветное телевидение NTSC, радио, климат-контроль. Стоял ЭЛП-сенсорный экран, контролирующий, в том числе, сотовый телефон. В базе шла спутниковая навигационная система GPS. «Юнос» называют «самым совершенным» автомобилем «Мазда». Машина несла под капотом 3-роторный двигатель. Это была кульминация развития роторных технологий
Mazda Cosmo прожила на конвейере долгую жизнь – без малого 30 лет. Производитель хотел громко заявить о себе на всех континентах, и желание сбылось. Купить модели в России непросто. Но мы нашли два объявления: Mazda Eunos Cosmo, которая затмила в свое время «Ягуар», «БМВ» и «Мерседес», торгуется за 1,5 млн руб.
- Timofey
- youtube.com
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....