.d-md-none .d-lg-block bibimot

Mazda Cosmo – a model that made you wander “in two pines”

Mazda Cosmo – a model that made you wander “in two pines”
It would be nice if we couldn’t find a way out of the three pines. And that's shameful. But getting lost in two?! This is exactly what happened with German NSU Spider and the Japanese Mazda Cosmo. We recently hung a "World's First" sign on the magnificent Spider and awarded it a palm branch for its courage.


We were talking about the innovative Wankel rotary piston engine: the Germans installed it on the roadster. The model suffered a crushing failure, and as a result the enterprise crumbled. We agree: the unfortunate Spider convertible became the last “ingredient” in the vinaigrette of the company’s problems. But, one way or another, NSU lost its independence, becoming part of Audi.

Who wants a palm branch?


What is all the fuss about? Having taken the Mazda Cosmo for review, we find in various sources that this is supposedly the first production model in the history of mechanical engineering with RPD. What about NSU Spider? We thought it necessary to figure it out.

Mazda Cosmo – модель, заставившая блуждать «в двух соснах» Mazda Cosmo RX-7 1976-1978. Photo: YouTube.com

Let's turn to history. Dr. Felix Wankel and Walter Freude completed the work and tested a new type of internal combustion engine in 1957. Since outstanding engineers were associated with the NSU company, it is logical to assume that the motor will be tested in action at this plant. Which is exactly what happened.

Let's trace the chronology. Mazda, with government approval, bought the license for the rotor in 1961. Both companies, German and Japanese, presented concepts with progressive engines at the 1964 auto shows. Only the Frankfurt exhibition, where the Spider was shown, took place earlier. And immediately after the event, the conveyors started working and sales of the convertible began.

The Japanese demonstrated “Cosmo” at the Tokyo show later, a month before the 1964 Summer Olympics. But production began only in 1967. The mass production was preceded by 80 pre-production units for Mazda testing departments (20 units) and testing by dealers (60 cars).

By the time Cosmo was released, the Spider roadster had already been discredited by users and discontinued. So, the palm branch rightfully belongs to the Germans.

1986, Mazda Cosmo HB series with 12A engine. Photo: YouTube.com

However, being the soft-hearted ones we are, we're willing to pluck another twig from the tree and hand it over to Mazda. Completely inspired by the wonderful Cosmo model, we leave the palm tree in an unpresentable state without regret. Nonsense: a whole bunch of these leaves will grow.

Having understood leadership, we wondered, does it matter? That first one, this second one... And if we say that it was not the Soviet cosmonaut who was the first to go into space, but the American one?..

"Mazda Cosmo": the beginning of the journey


Mazda, founded in 1920, produced its first passenger car in 1960. I joined the car race with Toyota, Nissan and Honda late. But she immediately took revenge, coming out with a new product - an outlandish rotary piston engine.

A desperate step. For your determination, you don’t feel sorry for not only the stem, but also the coconut from that palm tree. Moreover, things went well: the enterprise’s research department improved the “raw” unit. The Japanese managed to eliminate the main drawback of rotors - rapid wear. Instead of unevenly abraded 3-layer gaskets at the rotor apexes, Mazda engineers installed a single-layer element.

1990 Mazda Cosmo Eunos three-rotor engine. Photo: YouTube.com

In addition, the developers increased the engine capacity – 982 cm3 versus German 498 cm3. They also added peripheral side intake ports, increasing the number of revolutions. The result is a powerful and reliable thing.

First model


The company acted wisely with the model. First of all, they gave him the correct name. Humanity was mastering the Universe: the name Cosmo came at the time.

Secondly, the car was made in a sports version. This attracted a young audience. The next step was to test the strength of the car on the steepest European track - the Nurburgring loops.

Inside the Mazda Yunos showroom. Photo: YouTube.com

The year was 1968. The factory entered two already stock cars into the grueling 84-hour circuit race. Out of 58 cars, ours were fifth or sixth. At the 82nd hour, one Cosmo, controlled by a Japanese pilot, left the race.

The reason is a broken rear axle. The engine survived. The company's second coconut, although the Belgian drove the car to the finish line fifth.

Review of the Mazda Cosmo Sport 110S sports car (1967-1972)


Let us nevertheless note the Japanese cunning in the choice of RPD. The manufacturer's intention was to provide tax discounts for cars with a volume of less than 1,5 liters. The power is high, the displacement is low, the price is $4100 – it’s hard for buyers to resist.

The official brochure distributed by the manufacturer stated:

Based on the size, weight and cost of the rotary engine, the 110S accelerates and moves faster than any other car on the planet.


The elegant rotary “space” made everyone talk about itself: the 2-seater coupe was made in the best traditions of the Italian and English schools. Compared to the long hood and trunk, the interior seemed miniature.

Series I machine dimensions:

✅ Length - 4140 mm
✅ Width - 1595 mm
✅ Height - 1165 mm
✅ Between axles – 2200 ​​mm
✅ Wheels – 14 inches
✅ Weight - 940 kg

Claimed Wankel volume (982 cm3) consisted of two rotor sections. The engine was coded 0810. Maximum power of 110 km/h was achieved at 7,0 thousand rpm. The limit, however, was 8,0 thousand rpm. The speed was 185 km/h, acceleration to 10,2 km/h was XNUMX seconds.

The original first generation Mazda Cosmo Sport, rear view. Photo: YouTube.com

In the standard version, the engine was equipped with a 4-speed manual transmission. The suspension was sporty: front independent spring-link with anti-roll bar. The rear dependent suspension mechanism included a rigid De Dion axle with leaf springs.

The braking system consisted of discs at the front and drums at the rear. The engine was traditionally located under the hood, the drive went to the rear axle.

In the first generation there was also a 128-horsepower Series II with a wheelbase increased by 381 mm. The 0813 power plant operated here, allowing it to reach 193 km/h.

Next generations of Mazda Cosmo


Then, until 1996, successive incarnations of the improved Cosmo followed. The auto world knew them under the names Cosmo AP (Anti-Pollution), Mazda RX-4, RX-5 and Savanna RX-7, Cosmo 1800.

Magnificent Mazda 929 HB series. Photo: YouTube.com

Model generation:

CD series (1975-1981). The second generation was composed of engines 12A and 13B. Powers of 100 and 110 hp were available. With. The car was positioned as a personal vehicle of increased comfort. The fastback body that emerged competed with the Toyota Crown, Nissan Cedric and Gloria. Among the competitors was the Mitsubishi Galant Lambda. 55 thousand fastbacks were sold in the domestic market
HB series (1981-1989). In its third incarnation, the famous Mazda 929 appeared - an object of ardent desire for collectors. This car was truly the first in that it came with a diesel rotary propeller, in addition to gasoline. Company coconut! In export versions, however, a conventional internal combustion engine was installed. The engine range contained 12A-6PI, supercharged 12A and 13B-RESI. All engines used an electronic fuel injection system. Power 135 l. With. was the norm, and a 4-speed automatic was an option
JC Series (1990-1996). And in this generation, the extravagant Cosmo Eunos model, stuffed with cool features, deserves all the wreaths and branches. In the cabin, users were amazed by the analog NTSC color television, radio, and climate control. There was an ELP touch screen that controlled, among other things, a cell phone. The database included a GPS satellite navigation system. Yunos is called Mazda's "most advanced" car. The car carried a 3-rotor engine under the hood. It was the culmination of the development of rotor technology

Mazda Cosmo lived a long life on the assembly line - almost 30 years. The manufacturer wanted to make a loud statement on all continents, and his wish came true. Buying models in Russia is not easy. But we found two advertisements: Mazda Eunos Cosmo, which at one time eclipsed Jaguar, BMW and Mercedes, is trading for 1,5 million rubles.

Author:

Photos used: youtube.com

Why would you give Mazda a palm branch?

We vote!

We are We are in Yandex Zen
Ro 80: the revolution and collapse of the NSU car brandNSU Spider with "World's First..." sign

.d-md-none .d-lg-block bibimot

Mazda Cosmo – модель, заставившая блуждать «в двух соснах»

Mazda Cosmo – модель, заставившая блуждать «в двух соснах»
Ладно бы, не найти выхода из трех сосен. И то зазорно. Но заблудиться в двух?! Именно так вышло с немецким NSU Spider и японской Mazda Cosmo. На великолепный «Спайдер» мы недавно повесили табличку «Первый в мире» и вручили пальмовую ветвь за смелость.


Речь шла об инновационном роторно-поршневом двигателе Ванкеля: немцы установили его на родстер. Модель потерпела сокрушительный провал, в результате рассыпалось и предприятие. Согласимся: несчастный кабриолет Spider стал последним «ингредиентом» в винегрете проблем компании. Но, так или иначе, NSU потеряла самостоятельность, став частью «Ауди».

Кому пальмовую веточку?


О чем же сыр-бор? Взяв на обзор «Мазду Космо», мы обнаруживаем в разных источниках, что это, мол, первая серийная модель в истории машиностроения с РПД. А как же NSU Spider? Посчитали нужным разобраться.

Mazda Cosmo – модель, заставившая блуждать «в двух соснах» Mazda Cosmo RX-7 1976-1978 годов выпуска. Фото: YouTube.com

Обратились к истории. Доктор Феликс Ванкель и Вальтер Фройде закончили работу и испытали новый вид ДВС в 1957 году. Так как выдающиеся инженеры имели отношение к компании NSU, логично предположить, что мотор опробуют в деле на этом заводе. Что и произошло.

Проследим хронологию. «Мазда», с одобрения правительства, купила лицензию на ротор в 1961 году. Обе компании, немецкая и японская, представили концепты с прогрессивными моторами на автосалонах 1964 года. Только Франкфуртская выставка, где показали «Спайдер», состоялась раньше. А сразу после мероприятия заработали конвейеры и начались продажи кабриолета.

Японцы продемонстрировали «Космо» на Токийских смотринах позднее, за месяц до летних Олимпийских игр 1964. А производство начали только в 1967 году. Массовому выпуску предшествовали 80 предсерийных экземпляров для испытательных отделов «Мазды» (20 единиц) и тестирования дилерами (60 машин).

К моменту выхода Cosmo родстер Spider был уже дискредитирован пользователями и снят с производства. Так что, пальмовая ветка первенства по праву принадлежит немцам.

1986 год, «Мазда Космо» серии HB с двигателем 12A. Фото: YouTube.com

Однако, будучи мягкосердечными, мы готовы сорвать с дерева еще одну веточку и вручить компании Mazda. Совершенно проникнувшись душой к замечательной модели Cosmo, без сожаления оставляем пальму в непрезентабельном виде. Ерунда: вырастет этих листьев еще целый пучок.

Разобравшись с лидерством, задумались, а имеет ли это значение? Тот первый, этот второй… А если сказать, что первым в космосе побывал не советский космонавт, а американский?..

«Мазда Космо»: начало пути


Компания Mazda, образованная в 1920 году, первую легковушку выпустила в 1960-ом. В автомобильную гонку с «Тойота», «Ниссаном» и «Хондой» включилась с опозданием. Но сразу взяла реванш, выступив с новинкой – диковинным роторно-поршневым двигателем.

Отчаянный шаг. За решимость не жалко не только стебля, но и кокоса с той пальмы. Тем более, дело пошло неплохо: исследовательский отдел предприятия усовершенствовал «сырой» агрегат. Японцам удалось устранить главный недостаток роторов – быстрый износ. Вместо неравномерно истираемых 3-слойных прокладок апексов ротора инженеры «Мазда» установили однослойный элемент.

Трехроторный мотор Mazda Cosmo Eunos 1990 года. Фото: YouTube.com

Кроме того, разработчики увеличили объем двигателя – 982 см3 против немецких 498 см3. Еще добавили периферийных боковых портов впуска, увеличив количество оборотов. Получилась мощная и надежная вещь.

Первая модель


На предприятии мудро поступили с моделью. Во-первых, дали правильное имя. Человечество осваивало Вселенную: название Cosmo пришлось ко времени.

Во-вторых, машину исполнили в спортивном варианте. Это привлекло молодую аудиторию. А следующим шагом было испытание прочности машины на самой крутой европейской трассе – петлях Нюрбургринга.

В салоне «Мазда Юнос». Фото: YouTube.com

Шел 1968 год. Завод выставил две уже стоковые машины на изнурительную 84-часовую кольцевую гонку. В составе 58 автомобилей наши шли пятыми-шестыми. На 82 часу одна «Космо», управляемая японским пилотом, сошла с дистанции.

Причина – поломка заднего моста. Двигатель выдержал. Второй кокос компании, хотя бельгиец привел автомобиль к финишу пятым.

Обзор спорткара Mazda Cosmo Sport 110S (1967-1972)


Отметим все же японскую хитринку в выборе РПД. Умысел производителя был в налоговых скидках на авто объемом меньше 1,5 л. Мощность высокая, литраж низкий, цена $4100 – покупателю трудно устоять.

В распространенной производителем официальной брошюре говорилось:

Судя по размерам, весу и стоимости роторного двигателя, 110S разгоняется и движется быстрее, чем любой другой автомобиль на планете


Изящный роторный «космос» заставил говорить о себе: 2-местное купе выполнили в лучших традициях итальянской и английской школы. На фоне длинного капота и багажника салон казался миниатюрным.

Размеры машины серии I:

✅ Длина – 4140 мм
✅ Ширина – 1595 мм
✅ Высота – 1165 мм
✅ Между осями – 2200 мм
✅ Колеса – 14 дюймов
✅ Вес – 940 кг

Заявленный объем Ванкеля (982 см3) складывался из двух роторных секций. Мотор шел под индексом 0810. Максимальная мощность 110 км/ч достигалась при 7,0 тыс. об/мин. Пределом, впрочем, были 8,0 тыс. об/мин. Скорость составляла 185 км/ч, разгон до «ста» – 10,2 сек.

Оригинальная «Мазда Космо Спорт» первого поколения, вид сзади. Фото: YouTube.com

В стандартной версии к мотору прилагалась 4-ступенчатая механическая коробка. Подвеска была спортивной: спереди независимая пружинно-рычажная со стабилизатором поперечной устойчивости. Задний зависимый механизм подрессоривания включал жесткий мост «Де Дион» с листовыми рессорами.

Тормозная система состояла из дисков спереди и барабанов сзади. Мотор располагался традиционно под капотом, привод шел на заднюю ось.

В первом же поколении была и 128-сильная серия II с увеличенной на 381 мм колесной базой. Здесь трудилась силовая установка 0813, позволявшая развивать 193 км/ч.

Следующие поколения «Мазды Космо»


Далее, вплоть до 1996 года, следовали очередные воплощения усовершенствованных Cosmo. Автомир знал их под именами Cosmo AP (Anti-Pollution), Mazda RX-4, RX-5 и Savanna RX-7, Cosmo 1800.

Великолепная «Мазда 929» серии HB. Фото: YouTube.com

Генерации модели:

Серия CD (1975-1981). Второе поколение компоновали движками 12A и 13B. Были доступны мощности 100 и 110 л. с. Машина позиционировалась как личное транспортное средство повышенной комфортабельности. Появившийся кузов фастбэк соперничал с Toyota Crown, Nissan Cedric и Gloria. Среди конкурентов был и Mitsubishi Galant Lambda. На внутреннем рынке продано 55 тыс. фастбэков
Серия HB (1981-1989). В третьем воплощении появилась знаменитая Mazda 929 – предмет горячего желания коллекционеров. Этот автомобиль был действительно первым в том, что шел, кроме бензинового, и с дизельным роторным винтом. Кокос компании! В экспортных исполнениях, впрочем, ставили обычный ДВС. Моторная гамма содержала 12A-6PI, наддувный 12A и 13B-RESI. Все двигатели применяли электронную систему впрыска топлива. Мощность 135 л. с. была нормой, а 4-скоротной автомат – опцией
Серия JC (1990-1996). А в этой генерации всех венков и ветвей заслуживает экстравагантная, нафаршированная крутыми функциями модель Cosmo Eunos. В салоне пользователей потрясало аналоговое цветное телевидение NTSC, радио, климат-контроль. Стоял ЭЛП-сенсорный экран, контролирующий, в том числе, сотовый телефон. В базе шла спутниковая навигационная система GPS. «Юнос» называют «самым совершенным» автомобилем «Мазда». Машина несла под капотом 3-роторный двигатель. Это была кульминация развития роторных технологий

Mazda Cosmo прожила на конвейере долгую жизнь – без малого 30 лет. Производитель хотел громко заявить о себе на всех континентах, и желание сбылось. Купить модели в России непросто. Но мы нашли два объявления: Mazda Eunos Cosmo, которая затмила в свое время «Ягуар», «БМВ» и «Мерседес», торгуется за 1,5 млн руб.

Автор:

Использованы фотографии: youtube.com

А за что вы вручили бы компании «Мазда» пальмовую ветвь?

Голосуем!

Мы в Мы в Яндекс Дзен
Ro 80: революция и крах автомобильного бренда NSUNSU Spider с табличкой «Первый в мире…»

Вся правда о вариаторах — устройство, принцип действия CVT и недостатки, с которыми столкнется автовладелец

Вся правда о вариаторах — устройство, принцип действия CVT и недостатки, с которыми столкнется автовладелец

Что представляет собой вариаторная коробка передач и чем она отличается от традиционного автомата? С какими «сюрпризами» предстоит столкнутся автовладельцу с...
  • 11 510
«Онежец-320» – достоин «памяти предков»!

«Онежец-320» – достоин «памяти предков»!

Этот трелевочный трактор вобрал в себя все лучшее от надежного предка ТДТ-40 и сегодня получил современное оборудование, кабину. Однако часть комплектующих –...
  • 3 058
Российский АП-55 на пятерых

Российский АП-55 на пятерых

Вертолет задумывался, как небольшая комфортная машина для 3-4 пассажиров. Разработка увенчалась успехом: АП-55 можно заказать хоть сегодня....
  • 1 304
Снегоболотоход АРХАНТ: Шерп отдыхает

Снегоболотоход АРХАНТ: Шерп отдыхает

Можете забыть про «ШЕРП» – его почетное место в мире снегоболотоходов заняла новая модель «АРХАНТ». Снег, болото, камни, вода, лед – нет ни единого...
  • 1 011