Mazda Cosmo – модель, заставившая блуждать «в двух соснах»
Ладно бы, не найти выхода из трех сосен. И то зазорно. Но заблудиться в двух?! Именно так вышло с немецким NSU Spider и японской Mazda Cosmo. На великолепный «Спайдер» мы недавно повесили табличку «Первый в мире» и вручили пальмовую ветвь за смелость.
Речь шла об инновационном роторно-поршневом двигателе Ванкеля: немцы установили его на родстер. Модель потерпела сокрушительный провал, в результате рассыпалось и предприятие. Согласимся: несчастный кабриолет Spider стал последним «ингредиентом» в винегрете проблем компании. Но, так или иначе, NSU потеряла самостоятельность, став частью «Ауди».
О чем же сыр-бор? Взяв на обзор «Мазду Космо», мы обнаруживаем в разных источниках, что это, мол, первая серийная модель в истории машиностроения с РПД. А как же NSU Spider? Посчитали нужным разобраться.
Обратились к истории. Доктор Феликс Ванкель и Вальтер Фройде закончили работу и испытали новый вид ДВС в 1957 году. Так как выдающиеся инженеры имели отношение к компании NSU, логично предположить, что мотор опробуют в деле на этом заводе. Что и произошло.
Проследим хронологию. «Мазда», с одобрения правительства, купила лицензию на ротор в 1961 году. Обе компании, немецкая и японская, представили концепты с прогрессивными моторами на автосалонах 1964 года. Только Франкфуртская выставка, где показали «Спайдер», состоялась раньше. А сразу после мероприятия заработали конвейеры и начались продажи кабриолета.
Японцы продемонстрировали «Космо» на Токийских смотринах позднее, за месяц до летних Олимпийских игр 1964. А производство начали только в 1967 году. Массовому выпуску предшествовали 80 предсерийных экземпляров для испытательных отделов «Мазды» (20 единиц) и тестирования дилерами (60 машин).
К моменту выхода Cosmo родстер Spider был уже дискредитирован пользователями и снят с производства. Так что, пальмовая ветка первенства по праву принадлежит немцам.
Однако, будучи мягкосердечными, мы готовы сорвать с дерева еще одну веточку и вручить компании Mazda. Совершенно проникнувшись душой к замечательной модели Cosmo, без сожаления оставляем пальму в непрезентабельном виде. Ерунда: вырастет этих листьев еще целый пучок.
Разобравшись с лидерством, задумались, а имеет ли это значение? Тот первый, этот второй… А если сказать, что первым в космосе побывал не советский космонавт, а американский?..
Компания Mazda, образованная в 1920 году, первую легковушку выпустила в 1960-ом. В автомобильную гонку с «Тойота», «Ниссаном» и «Хондой» включилась с опозданием. Но сразу взяла реванш, выступив с новинкой – диковинным роторно-поршневым двигателем.
Отчаянный шаг. За решимость не жалко не только стебля, но и кокоса с той пальмы. Тем более, дело пошло неплохо: исследовательский отдел предприятия усовершенствовал «сырой» агрегат. Японцам удалось устранить главный недостаток роторов – быстрый износ. Вместо неравномерно истираемых 3-слойных прокладок апексов ротора инженеры «Мазда» установили однослойный элемент.
Кроме того, разработчики увеличили объем двигателя – 982 см3 против немецких 498 см3. Еще добавили периферийных боковых портов впуска, увеличив количество оборотов. Получилась мощная и надежная вещь.
На предприятии мудро поступили с моделью. Во-первых, дали правильное имя. Человечество осваивало Вселенную: название Cosmo пришлось ко времени.
Во-вторых, машину исполнили в спортивном варианте. Это привлекло молодую аудиторию. А следующим шагом было испытание прочности машины на самой крутой европейской трассе – петлях Нюрбургринга.
Шел 1968 год. Завод выставил две уже стоковые машины на изнурительную 84-часовую кольцевую гонку. В составе 58 автомобилей наши шли пятыми-шестыми. На 82 часу одна «Космо», управляемая японским пилотом, сошла с дистанции.
Причина – поломка заднего моста. Двигатель выдержал. Второй кокос компании, хотя бельгиец привел автомобиль к финишу пятым.
Отметим все же японскую хитринку в выборе РПД. Умысел производителя был в налоговых скидках на авто объемом меньше 1,5 л. Мощность высокая, литраж низкий, цена $4100 – покупателю трудно устоять.
В распространенной производителем официальной брошюре говорилось:
Изящный роторный «космос» заставил говорить о себе: 2-местное купе выполнили в лучших традициях итальянской и английской школы. На фоне длинного капота и багажника салон казался миниатюрным.
Размеры машины серии I:
✅ Длина – 4140 мм
✅ Ширина – 1595 мм
✅ Высота – 1165 мм
✅ Между осями – 2200 мм
✅ Колеса – 14 дюймов
✅ Вес – 940 кг
Заявленный объем Ванкеля (982 см3) складывался из двух роторных секций. Мотор шел под индексом 0810. Максимальная мощность 110 км/ч достигалась при 7,0 тыс. об/мин. Пределом, впрочем, были 8,0 тыс. об/мин. Скорость составляла 185 км/ч, разгон до «ста» – 10,2 сек.
В стандартной версии к мотору прилагалась 4-ступенчатая механическая коробка. Подвеска была спортивной: спереди независимая пружинно-рычажная со стабилизатором поперечной устойчивости. Задний зависимый механизм подрессоривания включал жесткий мост «Де Дион» с листовыми рессорами.
Тормозная система состояла из дисков спереди и барабанов сзади. Мотор располагался традиционно под капотом, привод шел на заднюю ось.
В первом же поколении была и 128-сильная серия II с увеличенной на 381 мм колесной базой. Здесь трудилась силовая установка 0813, позволявшая развивать 193 км/ч.
Далее, вплоть до 1996 года, следовали очередные воплощения усовершенствованных Cosmo. Автомир знал их под именами Cosmo AP (Anti-Pollution), Mazda RX-4, RX-5 и Savanna RX-7, Cosmo 1800.
Генерации модели:
✅ Серия CD (1975-1981). Второе поколение компоновали движками 12A и 13B. Были доступны мощности 100 и 110 л. с. Машина позиционировалась как личное транспортное средство повышенной комфортабельности. Появившийся кузов фастбэк соперничал с Toyota Crown, Nissan Cedric и Gloria. Среди конкурентов был и Mitsubishi Galant Lambda. На внутреннем рынке продано 55 тыс. фастбэков
✅ Серия HB (1981-1989). В третьем воплощении появилась знаменитая Mazda 929 – предмет горячего желания коллекционеров. Этот автомобиль был действительно первым в том, что шел, кроме бензинового, и с дизельным роторным винтом. Кокос компании! В экспортных исполнениях, впрочем, ставили обычный ДВС. Моторная гамма содержала 12A-6PI, наддувный 12A и 13B-RESI. Все двигатели применяли электронную систему впрыска топлива. Мощность 135 л. с. была нормой, а 4-скоротной автомат – опцией
✅ Серия JC (1990-1996). А в этой генерации всех венков и ветвей заслуживает экстравагантная, нафаршированная крутыми функциями модель Cosmo Eunos. В салоне пользователей потрясало аналоговое цветное телевидение NTSC, радио, климат-контроль. Стоял ЭЛП-сенсорный экран, контролирующий, в том числе, сотовый телефон. В базе шла спутниковая навигационная система GPS. «Юнос» называют «самым совершенным» автомобилем «Мазда». Машина несла под капотом 3-роторный двигатель. Это была кульминация развития роторных технологий
Mazda Cosmo прожила на конвейере долгую жизнь – без малого 30 лет. Производитель хотел громко заявить о себе на всех континентах, и желание сбылось. Купить модели в России непросто. Но мы нашли два объявления: Mazda Eunos Cosmo, которая затмила в свое время «Ягуар», «БМВ» и «Мерседес», торгуется за 1,5 млн руб.
Речь шла об инновационном роторно-поршневом двигателе Ванкеля: немцы установили его на родстер. Модель потерпела сокрушительный провал, в результате рассыпалось и предприятие. Согласимся: несчастный кабриолет Spider стал последним «ингредиентом» в винегрете проблем компании. Но, так или иначе, NSU потеряла самостоятельность, став частью «Ауди».
Кому пальмовую веточку?
О чем же сыр-бор? Взяв на обзор «Мазду Космо», мы обнаруживаем в разных источниках, что это, мол, первая серийная модель в истории машиностроения с РПД. А как же NSU Spider? Посчитали нужным разобраться.
Mazda Cosmo RX-7 1976-1978 годов выпуска. Фото: YouTube.com
Обратились к истории. Доктор Феликс Ванкель и Вальтер Фройде закончили работу и испытали новый вид ДВС в 1957 году. Так как выдающиеся инженеры имели отношение к компании NSU, логично предположить, что мотор опробуют в деле на этом заводе. Что и произошло.
Проследим хронологию. «Мазда», с одобрения правительства, купила лицензию на ротор в 1961 году. Обе компании, немецкая и японская, представили концепты с прогрессивными моторами на автосалонах 1964 года. Только Франкфуртская выставка, где показали «Спайдер», состоялась раньше. А сразу после мероприятия заработали конвейеры и начались продажи кабриолета.
Японцы продемонстрировали «Космо» на Токийских смотринах позднее, за месяц до летних Олимпийских игр 1964. А производство начали только в 1967 году. Массовому выпуску предшествовали 80 предсерийных экземпляров для испытательных отделов «Мазды» (20 единиц) и тестирования дилерами (60 машин).
К моменту выхода Cosmo родстер Spider был уже дискредитирован пользователями и снят с производства. Так что, пальмовая ветка первенства по праву принадлежит немцам.
1986 год, «Мазда Космо» серии HB с двигателем 12A. Фото: YouTube.com
Однако, будучи мягкосердечными, мы готовы сорвать с дерева еще одну веточку и вручить компании Mazda. Совершенно проникнувшись душой к замечательной модели Cosmo, без сожаления оставляем пальму в непрезентабельном виде. Ерунда: вырастет этих листьев еще целый пучок.
Разобравшись с лидерством, задумались, а имеет ли это значение? Тот первый, этот второй… А если сказать, что первым в космосе побывал не советский космонавт, а американский?..
«Мазда Космо»: начало пути
Компания Mazda, образованная в 1920 году, первую легковушку выпустила в 1960-ом. В автомобильную гонку с «Тойота», «Ниссаном» и «Хондой» включилась с опозданием. Но сразу взяла реванш, выступив с новинкой – диковинным роторно-поршневым двигателем.
Отчаянный шаг. За решимость не жалко не только стебля, но и кокоса с той пальмы. Тем более, дело пошло неплохо: исследовательский отдел предприятия усовершенствовал «сырой» агрегат. Японцам удалось устранить главный недостаток роторов – быстрый износ. Вместо неравномерно истираемых 3-слойных прокладок апексов ротора инженеры «Мазда» установили однослойный элемент.
Трехроторный мотор Mazda Cosmo Eunos 1990 года. Фото: YouTube.com
Кроме того, разработчики увеличили объем двигателя – 982 см3 против немецких 498 см3. Еще добавили периферийных боковых портов впуска, увеличив количество оборотов. Получилась мощная и надежная вещь.
Первая модель
На предприятии мудро поступили с моделью. Во-первых, дали правильное имя. Человечество осваивало Вселенную: название Cosmo пришлось ко времени.
Во-вторых, машину исполнили в спортивном варианте. Это привлекло молодую аудиторию. А следующим шагом было испытание прочности машины на самой крутой европейской трассе – петлях Нюрбургринга.
В салоне «Мазда Юнос». Фото: YouTube.com
Шел 1968 год. Завод выставил две уже стоковые машины на изнурительную 84-часовую кольцевую гонку. В составе 58 автомобилей наши шли пятыми-шестыми. На 82 часу одна «Космо», управляемая японским пилотом, сошла с дистанции.
Причина – поломка заднего моста. Двигатель выдержал. Второй кокос компании, хотя бельгиец привел автомобиль к финишу пятым.
Обзор спорткара Mazda Cosmo Sport 110S (1967-1972)
Отметим все же японскую хитринку в выборе РПД. Умысел производителя был в налоговых скидках на авто объемом меньше 1,5 л. Мощность высокая, литраж низкий, цена $4100 – покупателю трудно устоять.
В распространенной производителем официальной брошюре говорилось:
Судя по размерам, весу и стоимости роторного двигателя, 110S разгоняется и движется быстрее, чем любой другой автомобиль на планете
Изящный роторный «космос» заставил говорить о себе: 2-местное купе выполнили в лучших традициях итальянской и английской школы. На фоне длинного капота и багажника салон казался миниатюрным.
Размеры машины серии I:
✅ Длина – 4140 мм
✅ Ширина – 1595 мм
✅ Высота – 1165 мм
✅ Между осями – 2200 мм
✅ Колеса – 14 дюймов
✅ Вес – 940 кг
Заявленный объем Ванкеля (982 см3) складывался из двух роторных секций. Мотор шел под индексом 0810. Максимальная мощность 110 км/ч достигалась при 7,0 тыс. об/мин. Пределом, впрочем, были 8,0 тыс. об/мин. Скорость составляла 185 км/ч, разгон до «ста» – 10,2 сек.
Оригинальная «Мазда Космо Спорт» первого поколения, вид сзади. Фото: YouTube.com
В стандартной версии к мотору прилагалась 4-ступенчатая механическая коробка. Подвеска была спортивной: спереди независимая пружинно-рычажная со стабилизатором поперечной устойчивости. Задний зависимый механизм подрессоривания включал жесткий мост «Де Дион» с листовыми рессорами.
Тормозная система состояла из дисков спереди и барабанов сзади. Мотор располагался традиционно под капотом, привод шел на заднюю ось.
В первом же поколении была и 128-сильная серия II с увеличенной на 381 мм колесной базой. Здесь трудилась силовая установка 0813, позволявшая развивать 193 км/ч.
Следующие поколения «Мазды Космо»
Далее, вплоть до 1996 года, следовали очередные воплощения усовершенствованных Cosmo. Автомир знал их под именами Cosmo AP (Anti-Pollution), Mazda RX-4, RX-5 и Savanna RX-7, Cosmo 1800.
Великолепная «Мазда 929» серии HB. Фото: YouTube.com
Генерации модели:
✅ Серия CD (1975-1981). Второе поколение компоновали движками 12A и 13B. Были доступны мощности 100 и 110 л. с. Машина позиционировалась как личное транспортное средство повышенной комфортабельности. Появившийся кузов фастбэк соперничал с Toyota Crown, Nissan Cedric и Gloria. Среди конкурентов был и Mitsubishi Galant Lambda. На внутреннем рынке продано 55 тыс. фастбэков
✅ Серия HB (1981-1989). В третьем воплощении появилась знаменитая Mazda 929 – предмет горячего желания коллекционеров. Этот автомобиль был действительно первым в том, что шел, кроме бензинового, и с дизельным роторным винтом. Кокос компании! В экспортных исполнениях, впрочем, ставили обычный ДВС. Моторная гамма содержала 12A-6PI, наддувный 12A и 13B-RESI. Все двигатели применяли электронную систему впрыска топлива. Мощность 135 л. с. была нормой, а 4-скоротной автомат – опцией
✅ Серия JC (1990-1996). А в этой генерации всех венков и ветвей заслуживает экстравагантная, нафаршированная крутыми функциями модель Cosmo Eunos. В салоне пользователей потрясало аналоговое цветное телевидение NTSC, радио, климат-контроль. Стоял ЭЛП-сенсорный экран, контролирующий, в том числе, сотовый телефон. В базе шла спутниковая навигационная система GPS. «Юнос» называют «самым совершенным» автомобилем «Мазда». Машина несла под капотом 3-роторный двигатель. Это была кульминация развития роторных технологий
Mazda Cosmo прожила на конвейере долгую жизнь – без малого 30 лет. Производитель хотел громко заявить о себе на всех континентах, и желание сбылось. Купить модели в России непросто. Но мы нашли два объявления: Mazda Eunos Cosmo, которая затмила в свое время «Ягуар», «БМВ» и «Мерседес», торгуется за 1,5 млн руб.
- Timofey
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Автодома из Китая – лучшие машины и дорогостоящая роскошь
Не сидится авторам канала «ПриветТачка» на месте. Они ищут интересные автомобили. В этот раз им удалось попасть в салон Armadillo. Не слышали про такую...