
Нива на максималках: как превратить обычный внедорожник в «мощного бойца» на дорогах и бездорожье
Нива — небольшой и компактный полноприводный внедорожник, без преувеличения символ советского автопрома. Это универсальный автомобиль, который хорошо «чувствует» себя как на бездорожье, так и на ровном, качественном покрытии.
Однако, Нива выпускается с 1977 года, и за это время практически не претерпела изменений. Несмотря на высокую проходимость и надежность, до идеала далеко. Есть множество инструментов и средств по тюнингу российского внедорожника, и в этой статье разберем их более подробно.
Зависит от того, какую цель вы преследуете. Если просто ездить на дачу за картошкой — стандартного оснащения вполне достаточно. Но если вы — поклонник экстремальных «покатушек» на высоких скоростях (не только по автобанам, но и пересеченной местности), тюнинг просто необходим. Выполнить ряд действий по доработке основных узлов и сделать из своей «старушки» годный внедорожник повышенной проходимости и высокой грузоподъемности — вполне возможно.
Долгое время Нивы оснащались моторами 2106, но с улучшенным маслоприемником и новой крышкой маслоотделителя, а также радиатором с увеличенным объемом. Доработка ДВС позволит увеличить динамические характеристики и полезную отдачу. Существует два направления тюнинга.
Первое — минимизация непроизводственных потерь. Можно снизить энергетические затраты ДВС на обеспечение собственной работы. Для этого ставятся облегченные комплектующие поршневой группы, выполняется балансировка коленвала вместе с маховиком. Второе — увеличение продуктивности мотора, то есть его способности к освоению определенного объема энергии топлива за единицу времени. Для этого нужно модифицировать систему зажигания и впрыска, уменьшить сопротивление движению смесей в выпускном и впускном трактах.
Для повышения тяги за счет изменения геометрических данных выполняется расточка цилиндров под больший диаметр (например, на 3 мм). Ход поршня увеличивается посредством замены коленвала. Производится модернизация карбюратора — на обе камеры устанавливаются топливные жиклеры с большим сечением.
Под капотом Нивы. Фото: YouTube.com
Также нужно увеличить диаметры клапанов и сделать так, чтобы они герметично прилегали к седлам. Благодаря этому тяга ДВС повысится на 10 %. При тюнинге карбюратора меняется распределительный вал ГРМ. Стоимость расточки одного цилиндра в среднем составляет не менее 800 рублей. Стандартные поршни можно поменять на облегченные кованные. Это позволит уменьшить силу трения и увеличить мощность агрегата.
В механизме газораспределения можно поменять штатные клапана и втулки на облегченные. Это поможет снизить сопротивление потоку топливной смеси. Ставится тюнинговый распредвал и разрезанная приводная шестерня. Это поможет увеличить наполняемость камер сгорания бензином. Для компенсации нагрузок на клапаны ставятся титановые клапанные пружины. Стоимость разрезной шестерни в среднем составляет 1300-1500 рублей.
Затяжка болтов ГБЦ. Фото: YouTube.com
На 8-клапанный ДВС можно поставить ГБЦ 16V. Вместе с этим меняются свечи зажигания и воздушный фильтр. На инжекторных внедорожниках для увеличения мощности двигателя производится тюнинг форсунок и замена управляющей платы блока управления. 16-клапанные головки в среднем стоят порядка 18-19 тыс. руб.
При увеличении мощности мотора повысится нагрузка на трущиеся элементы, а с этим маслонасос может не справиться. Рекомендуется сразу приобрести полуторную помпу (5500-6500 рублей), но также есть вариант усовершенствовать шестеренчатую из двух старых насосов. Для этого необходимо изменить корпус, сделать полуторные шестерни и переделать валы. Задача достаточно сложная, поэтому лучше обратиться к специалистам.
Доработка системы подразумевает монтаж подрамника, который «отвязывает» раздаточную коробку от кузова. Это позволит «вылечить болезнь», характерную для Нивы — уменьшить вибрации и шумы раздатки. Кроме того, подрамник защитит корпус коробки от камней, выбоин и других «сюрпризов» бездорожья. Стоимость устройства варьируется в районе 3000 рублей.
Штатные карданы меняются на новые валы со ШРУСами. За счет этого вибрации практически отсутствуют. Особенность этой доработки в том, что установка не требует специфических знаний, при этом конструкция не нарушает балансировку трансмиссии. Стоимость деталей зависит от выбранного бренда. Например, цена заднего карданного вала «Серп и Молот» — около 14 тысяч руб.
Разберем тюнинг кузова с точки зрения практической пользы, соответственно, от массивных порогов, которые уменьшают дорожный просвет и проходимость Нивы, откажемся. Кенгурятник тоже не нужен, поскольку это более эффективное решение для рамных внедорожников. Если хотите установить дополнительный свет, то лучше разместить его на крыше. Стоимость светодиодных фар варьируется в диапазоне от 400 до 3500 рублей за штуку.
Поскольку речь идет о практичности, то не лишней будет установка лебедки. Устройства с металлическими тросами лучше не использовать — отдайте предпочтение эластичным канатам. Они прочные, надежные, не подвержены воздействию коррозии и не спутываются на катушке. Стоимость лебедки — от 16 до 43 тыс руб. в среднем, но можно найти варианты и дешевле / дороже.
Расширители арок защитят кузов от попадания камней и грязи, которые летят от более широких колес, если те выпирают за границы кузова. Производятся из пластика, резины, стеклопластика, стекловолокна или металла. Стоимость комплекта расширителей под стандартные арки в среднем составляет 3000-7000 руб.
Установка расширителей. Фото: YouTube.com
Для придания дополнительной жесткости кузову используются усилители лонжерона. Фактически это модернизация несущей конструкции, которая особенно важна для автомобилей, часто использующихся для езды по бездорожью. Лонжерон — важная деталь, обеспечивающая необходимую сопротивляемость продольной, поперечной нагрузки. Средняя стоимость комплекта передних усилителей — от 2000 до 3000 руб., задних — в районе 4000-5000 руб.
Самое главное — шумо- и теплоизоляция, помогает бороться с вибрациями. Насколько это нужно — каждый решает для себя, но тишина в салоне это один из факторов, который определяет комфорт. Стоимость зависит от материалов и может составить как 25000, так и 60000 руб.
Если вы решили всерьез заняться салоном, но не планируете интегрировать в дверные карты динамики, то можно просто заменить обивку дверей и накладку на ляду багажника. Рынок предлагает большой ассортимент товаров для внутреннего тюнинга. Стоимость одной дверной накладки может варьироваться в диапазоне от 3000 до 4000 руб.
Тюнингованные карты дверей в Ниве. Фото: YouTube.com
Полезной может быть решетка, отделяющая багажник от салона. Благодаря этому водитель и пассажиры будут защищены от падения грузов, что особенно актуально, когда вы едете по ухабистой дороге. Цена на такую запчасть составит порядка 3000-5000 руб.
Для повышения внедорожных качеств Нивы можно поставить колеса диаметром 29 дюймов с грязевой резиной 235/75 R15. Под такую резину нужен лифт подвески (РИФ с газовыми амортизаторам стоит около 9000 руб. за штуку). Благодаря всем таким доработкам даже старенькая Нива, которая заслуженно получила статус народного автомобиля, сможет обрести вторую жизнь.
Однако, Нива выпускается с 1977 года, и за это время практически не претерпела изменений. Несмотря на высокую проходимость и надежность, до идеала далеко. Есть множество инструментов и средств по тюнингу российского внедорожника, и в этой статье разберем их более подробно.
Нужен ли тюнинг?
Зависит от того, какую цель вы преследуете. Если просто ездить на дачу за картошкой — стандартного оснащения вполне достаточно. Но если вы — поклонник экстремальных «покатушек» на высоких скоростях (не только по автобанам, но и пересеченной местности), тюнинг просто необходим. Выполнить ряд действий по доработке основных узлов и сделать из своей «старушки» годный внедорожник повышенной проходимости и высокой грузоподъемности — вполне возможно.
Тюнинг двигателя
Долгое время Нивы оснащались моторами 2106, но с улучшенным маслоприемником и новой крышкой маслоотделителя, а также радиатором с увеличенным объемом. Доработка ДВС позволит увеличить динамические характеристики и полезную отдачу. Существует два направления тюнинга.
Первое — минимизация непроизводственных потерь. Можно снизить энергетические затраты ДВС на обеспечение собственной работы. Для этого ставятся облегченные комплектующие поршневой группы, выполняется балансировка коленвала вместе с маховиком. Второе — увеличение продуктивности мотора, то есть его способности к освоению определенного объема энергии топлива за единицу времени. Для этого нужно модифицировать систему зажигания и впрыска, уменьшить сопротивление движению смесей в выпускном и впускном трактах.
Улучшение геометрии
Для повышения тяги за счет изменения геометрических данных выполняется расточка цилиндров под больший диаметр (например, на 3 мм). Ход поршня увеличивается посредством замены коленвала. Производится модернизация карбюратора — на обе камеры устанавливаются топливные жиклеры с большим сечением.

Также нужно увеличить диаметры клапанов и сделать так, чтобы они герметично прилегали к седлам. Благодаря этому тяга ДВС повысится на 10 %. При тюнинге карбюратора меняется распределительный вал ГРМ. Стоимость расточки одного цилиндра в среднем составляет не менее 800 рублей. Стандартные поршни можно поменять на облегченные кованные. Это позволит уменьшить силу трения и увеличить мощность агрегата.
Доработка ГРМ
В механизме газораспределения можно поменять штатные клапана и втулки на облегченные. Это поможет снизить сопротивление потоку топливной смеси. Ставится тюнинговый распредвал и разрезанная приводная шестерня. Это поможет увеличить наполняемость камер сгорания бензином. Для компенсации нагрузок на клапаны ставятся титановые клапанные пружины. Стоимость разрезной шестерни в среднем составляет 1300-1500 рублей.

На 8-клапанный ДВС можно поставить ГБЦ 16V. Вместе с этим меняются свечи зажигания и воздушный фильтр. На инжекторных внедорожниках для увеличения мощности двигателя производится тюнинг форсунок и замена управляющей платы блока управления. 16-клапанные головки в среднем стоят порядка 18-19 тыс. руб.
Модернизация маслонасоса
При увеличении мощности мотора повысится нагрузка на трущиеся элементы, а с этим маслонасос может не справиться. Рекомендуется сразу приобрести полуторную помпу (5500-6500 рублей), но также есть вариант усовершенствовать шестеренчатую из двух старых насосов. Для этого необходимо изменить корпус, сделать полуторные шестерни и переделать валы. Задача достаточно сложная, поэтому лучше обратиться к специалистам.
Модернизация трансмиссии
Доработка системы подразумевает монтаж подрамника, который «отвязывает» раздаточную коробку от кузова. Это позволит «вылечить болезнь», характерную для Нивы — уменьшить вибрации и шумы раздатки. Кроме того, подрамник защитит корпус коробки от камней, выбоин и других «сюрпризов» бездорожья. Стоимость устройства варьируется в районе 3000 рублей.
Штатные карданы меняются на новые валы со ШРУСами. За счет этого вибрации практически отсутствуют. Особенность этой доработки в том, что установка не требует специфических знаний, при этом конструкция не нарушает балансировку трансмиссии. Стоимость деталей зависит от выбранного бренда. Например, цена заднего карданного вала «Серп и Молот» — около 14 тысяч руб.
Доработка кузова
Разберем тюнинг кузова с точки зрения практической пользы, соответственно, от массивных порогов, которые уменьшают дорожный просвет и проходимость Нивы, откажемся. Кенгурятник тоже не нужен, поскольку это более эффективное решение для рамных внедорожников. Если хотите установить дополнительный свет, то лучше разместить его на крыше. Стоимость светодиодных фар варьируется в диапазоне от 400 до 3500 рублей за штуку.
Поскольку речь идет о практичности, то не лишней будет установка лебедки. Устройства с металлическими тросами лучше не использовать — отдайте предпочтение эластичным канатам. Они прочные, надежные, не подвержены воздействию коррозии и не спутываются на катушке. Стоимость лебедки — от 16 до 43 тыс руб. в среднем, но можно найти варианты и дешевле / дороже.
Расширители арок защитят кузов от попадания камней и грязи, которые летят от более широких колес, если те выпирают за границы кузова. Производятся из пластика, резины, стеклопластика, стекловолокна или металла. Стоимость комплекта расширителей под стандартные арки в среднем составляет 3000-7000 руб.

Для придания дополнительной жесткости кузову используются усилители лонжерона. Фактически это модернизация несущей конструкции, которая особенно важна для автомобилей, часто использующихся для езды по бездорожью. Лонжерон — важная деталь, обеспечивающая необходимую сопротивляемость продольной, поперечной нагрузки. Средняя стоимость комплекта передних усилителей — от 2000 до 3000 руб., задних — в районе 4000-5000 руб.
Доработка салона
Самое главное — шумо- и теплоизоляция, помогает бороться с вибрациями. Насколько это нужно — каждый решает для себя, но тишина в салоне это один из факторов, который определяет комфорт. Стоимость зависит от материалов и может составить как 25000, так и 60000 руб.
Если вы решили всерьез заняться салоном, но не планируете интегрировать в дверные карты динамики, то можно просто заменить обивку дверей и накладку на ляду багажника. Рынок предлагает большой ассортимент товаров для внутреннего тюнинга. Стоимость одной дверной накладки может варьироваться в диапазоне от 3000 до 4000 руб.

Полезной может быть решетка, отделяющая багажник от салона. Благодаря этому водитель и пассажиры будут защищены от падения грузов, что особенно актуально, когда вы едете по ухабистой дороге. Цена на такую запчасть составит порядка 3000-5000 руб.
Для повышения внедорожных качеств Нивы можно поставить колеса диаметром 29 дюймов с грязевой резиной 235/75 R15. Под такую резину нужен лифт подвески (РИФ с газовыми амортизаторам стоит около 9000 руб. за штуку). Благодаря всем таким доработкам даже старенькая Нива, которая заслуженно получила статус народного автомобиля, сможет обрести вторую жизнь.
- Олег Вальд
- youtube.com
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....