Нива на максималках: как превратить обычный внедорожник в «мощного бойца» на дорогах и бездорожье
Нива — небольшой и компактный полноприводный внедорожник, без преувеличения символ советского автопрома. Это универсальный автомобиль, который хорошо «чувствует» себя как на бездорожье, так и на ровном, качественном покрытии.
Однако, Нива выпускается с 1977 года, и за это время практически не претерпела изменений. Несмотря на высокую проходимость и надежность, до идеала далеко. Есть множество инструментов и средств по тюнингу российского внедорожника, и в этой статье разберем их более подробно.
Зависит от того, какую цель вы преследуете. Если просто ездить на дачу за картошкой — стандартного оснащения вполне достаточно. Но если вы — поклонник экстремальных «покатушек» на высоких скоростях (не только по автобанам, но и пересеченной местности), тюнинг просто необходим. Выполнить ряд действий по доработке основных узлов и сделать из своей «старушки» годный внедорожник повышенной проходимости и высокой грузоподъемности — вполне возможно.
Долгое время Нивы оснащались моторами 2106, но с улучшенным маслоприемником и новой крышкой маслоотделителя, а также радиатором с увеличенным объемом. Доработка ДВС позволит увеличить динамические характеристики и полезную отдачу. Существует два направления тюнинга.
Первое — минимизация непроизводственных потерь. Можно снизить энергетические затраты ДВС на обеспечение собственной работы. Для этого ставятся облегченные комплектующие поршневой группы, выполняется балансировка коленвала вместе с маховиком. Второе — увеличение продуктивности мотора, то есть его способности к освоению определенного объема энергии топлива за единицу времени. Для этого нужно модифицировать систему зажигания и впрыска, уменьшить сопротивление движению смесей в выпускном и впускном трактах.
Для повышения тяги за счет изменения геометрических данных выполняется расточка цилиндров под больший диаметр (например, на 3 мм). Ход поршня увеличивается посредством замены коленвала. Производится модернизация карбюратора — на обе камеры устанавливаются топливные жиклеры с большим сечением.
Также нужно увеличить диаметры клапанов и сделать так, чтобы они герметично прилегали к седлам. Благодаря этому тяга ДВС повысится на 10 %. При тюнинге карбюратора меняется распределительный вал ГРМ. Стоимость расточки одного цилиндра в среднем составляет не менее 800 рублей. Стандартные поршни можно поменять на облегченные кованные. Это позволит уменьшить силу трения и увеличить мощность агрегата.
В механизме газораспределения можно поменять штатные клапана и втулки на облегченные. Это поможет снизить сопротивление потоку топливной смеси. Ставится тюнинговый распредвал и разрезанная приводная шестерня. Это поможет увеличить наполняемость камер сгорания бензином. Для компенсации нагрузок на клапаны ставятся титановые клапанные пружины. Стоимость разрезной шестерни в среднем составляет 1300-1500 рублей.
На 8-клапанный ДВС можно поставить ГБЦ 16V. Вместе с этим меняются свечи зажигания и воздушный фильтр. На инжекторных внедорожниках для увеличения мощности двигателя производится тюнинг форсунок и замена управляющей платы блока управления. 16-клапанные головки в среднем стоят порядка 18-19 тыс. руб.
При увеличении мощности мотора повысится нагрузка на трущиеся элементы, а с этим маслонасос может не справиться. Рекомендуется сразу приобрести полуторную помпу (5500-6500 рублей), но также есть вариант усовершенствовать шестеренчатую из двух старых насосов. Для этого необходимо изменить корпус, сделать полуторные шестерни и переделать валы. Задача достаточно сложная, поэтому лучше обратиться к специалистам.
Доработка системы подразумевает монтаж подрамника, который «отвязывает» раздаточную коробку от кузова. Это позволит «вылечить болезнь», характерную для Нивы — уменьшить вибрации и шумы раздатки. Кроме того, подрамник защитит корпус коробки от камней, выбоин и других «сюрпризов» бездорожья. Стоимость устройства варьируется в районе 3000 рублей.
Штатные карданы меняются на новые валы со ШРУСами. За счет этого вибрации практически отсутствуют. Особенность этой доработки в том, что установка не требует специфических знаний, при этом конструкция не нарушает балансировку трансмиссии. Стоимость деталей зависит от выбранного бренда. Например, цена заднего карданного вала «Серп и Молот» — около 14 тысяч руб.
Разберем тюнинг кузова с точки зрения практической пользы, соответственно, от массивных порогов, которые уменьшают дорожный просвет и проходимость Нивы, откажемся. Кенгурятник тоже не нужен, поскольку это более эффективное решение для рамных внедорожников. Если хотите установить дополнительный свет, то лучше разместить его на крыше. Стоимость светодиодных фар варьируется в диапазоне от 400 до 3500 рублей за штуку.
Поскольку речь идет о практичности, то не лишней будет установка лебедки. Устройства с металлическими тросами лучше не использовать — отдайте предпочтение эластичным канатам. Они прочные, надежные, не подвержены воздействию коррозии и не спутываются на катушке. Стоимость лебедки — от 16 до 43 тыс руб. в среднем, но можно найти варианты и дешевле / дороже.
Расширители арок защитят кузов от попадания камней и грязи, которые летят от более широких колес, если те выпирают за границы кузова. Производятся из пластика, резины, стеклопластика, стекловолокна или металла. Стоимость комплекта расширителей под стандартные арки в среднем составляет 3000-7000 руб.
Для придания дополнительной жесткости кузову используются усилители лонжерона. Фактически это модернизация несущей конструкции, которая особенно важна для автомобилей, часто использующихся для езды по бездорожью. Лонжерон — важная деталь, обеспечивающая необходимую сопротивляемость продольной, поперечной нагрузки. Средняя стоимость комплекта передних усилителей — от 2000 до 3000 руб., задних — в районе 4000-5000 руб.
Самое главное — шумо- и теплоизоляция, помогает бороться с вибрациями. Насколько это нужно — каждый решает для себя, но тишина в салоне это один из факторов, который определяет комфорт. Стоимость зависит от материалов и может составить как 25000, так и 60000 руб.
Если вы решили всерьез заняться салоном, но не планируете интегрировать в дверные карты динамики, то можно просто заменить обивку дверей и накладку на ляду багажника. Рынок предлагает большой ассортимент товаров для внутреннего тюнинга. Стоимость одной дверной накладки может варьироваться в диапазоне от 3000 до 4000 руб.
Полезной может быть решетка, отделяющая багажник от салона. Благодаря этому водитель и пассажиры будут защищены от падения грузов, что особенно актуально, когда вы едете по ухабистой дороге. Цена на такую запчасть составит порядка 3000-5000 руб.
Для повышения внедорожных качеств Нивы можно поставить колеса диаметром 29 дюймов с грязевой резиной 235/75 R15. Под такую резину нужен лифт подвески (РИФ с газовыми амортизаторам стоит около 9000 руб. за штуку). Благодаря всем таким доработкам даже старенькая Нива, которая заслуженно получила статус народного автомобиля, сможет обрести вторую жизнь.
Однако, Нива выпускается с 1977 года, и за это время практически не претерпела изменений. Несмотря на высокую проходимость и надежность, до идеала далеко. Есть множество инструментов и средств по тюнингу российского внедорожника, и в этой статье разберем их более подробно.
Нужен ли тюнинг?
Зависит от того, какую цель вы преследуете. Если просто ездить на дачу за картошкой — стандартного оснащения вполне достаточно. Но если вы — поклонник экстремальных «покатушек» на высоких скоростях (не только по автобанам, но и пересеченной местности), тюнинг просто необходим. Выполнить ряд действий по доработке основных узлов и сделать из своей «старушки» годный внедорожник повышенной проходимости и высокой грузоподъемности — вполне возможно.
Тюнинг двигателя
Долгое время Нивы оснащались моторами 2106, но с улучшенным маслоприемником и новой крышкой маслоотделителя, а также радиатором с увеличенным объемом. Доработка ДВС позволит увеличить динамические характеристики и полезную отдачу. Существует два направления тюнинга.
Первое — минимизация непроизводственных потерь. Можно снизить энергетические затраты ДВС на обеспечение собственной работы. Для этого ставятся облегченные комплектующие поршневой группы, выполняется балансировка коленвала вместе с маховиком. Второе — увеличение продуктивности мотора, то есть его способности к освоению определенного объема энергии топлива за единицу времени. Для этого нужно модифицировать систему зажигания и впрыска, уменьшить сопротивление движению смесей в выпускном и впускном трактах.
Улучшение геометрии
Для повышения тяги за счет изменения геометрических данных выполняется расточка цилиндров под больший диаметр (например, на 3 мм). Ход поршня увеличивается посредством замены коленвала. Производится модернизация карбюратора — на обе камеры устанавливаются топливные жиклеры с большим сечением.
Под капотом Нивы. Фото: YouTube.com
Также нужно увеличить диаметры клапанов и сделать так, чтобы они герметично прилегали к седлам. Благодаря этому тяга ДВС повысится на 10 %. При тюнинге карбюратора меняется распределительный вал ГРМ. Стоимость расточки одного цилиндра в среднем составляет не менее 800 рублей. Стандартные поршни можно поменять на облегченные кованные. Это позволит уменьшить силу трения и увеличить мощность агрегата.
Доработка ГРМ
В механизме газораспределения можно поменять штатные клапана и втулки на облегченные. Это поможет снизить сопротивление потоку топливной смеси. Ставится тюнинговый распредвал и разрезанная приводная шестерня. Это поможет увеличить наполняемость камер сгорания бензином. Для компенсации нагрузок на клапаны ставятся титановые клапанные пружины. Стоимость разрезной шестерни в среднем составляет 1300-1500 рублей.
Затяжка болтов ГБЦ. Фото: YouTube.com
На 8-клапанный ДВС можно поставить ГБЦ 16V. Вместе с этим меняются свечи зажигания и воздушный фильтр. На инжекторных внедорожниках для увеличения мощности двигателя производится тюнинг форсунок и замена управляющей платы блока управления. 16-клапанные головки в среднем стоят порядка 18-19 тыс. руб.
Модернизация маслонасоса
При увеличении мощности мотора повысится нагрузка на трущиеся элементы, а с этим маслонасос может не справиться. Рекомендуется сразу приобрести полуторную помпу (5500-6500 рублей), но также есть вариант усовершенствовать шестеренчатую из двух старых насосов. Для этого необходимо изменить корпус, сделать полуторные шестерни и переделать валы. Задача достаточно сложная, поэтому лучше обратиться к специалистам.
Модернизация трансмиссии
Доработка системы подразумевает монтаж подрамника, который «отвязывает» раздаточную коробку от кузова. Это позволит «вылечить болезнь», характерную для Нивы — уменьшить вибрации и шумы раздатки. Кроме того, подрамник защитит корпус коробки от камней, выбоин и других «сюрпризов» бездорожья. Стоимость устройства варьируется в районе 3000 рублей.
Штатные карданы меняются на новые валы со ШРУСами. За счет этого вибрации практически отсутствуют. Особенность этой доработки в том, что установка не требует специфических знаний, при этом конструкция не нарушает балансировку трансмиссии. Стоимость деталей зависит от выбранного бренда. Например, цена заднего карданного вала «Серп и Молот» — около 14 тысяч руб.
Доработка кузова
Разберем тюнинг кузова с точки зрения практической пользы, соответственно, от массивных порогов, которые уменьшают дорожный просвет и проходимость Нивы, откажемся. Кенгурятник тоже не нужен, поскольку это более эффективное решение для рамных внедорожников. Если хотите установить дополнительный свет, то лучше разместить его на крыше. Стоимость светодиодных фар варьируется в диапазоне от 400 до 3500 рублей за штуку.
Поскольку речь идет о практичности, то не лишней будет установка лебедки. Устройства с металлическими тросами лучше не использовать — отдайте предпочтение эластичным канатам. Они прочные, надежные, не подвержены воздействию коррозии и не спутываются на катушке. Стоимость лебедки — от 16 до 43 тыс руб. в среднем, но можно найти варианты и дешевле / дороже.
Расширители арок защитят кузов от попадания камней и грязи, которые летят от более широких колес, если те выпирают за границы кузова. Производятся из пластика, резины, стеклопластика, стекловолокна или металла. Стоимость комплекта расширителей под стандартные арки в среднем составляет 3000-7000 руб.
Установка расширителей. Фото: YouTube.com
Для придания дополнительной жесткости кузову используются усилители лонжерона. Фактически это модернизация несущей конструкции, которая особенно важна для автомобилей, часто использующихся для езды по бездорожью. Лонжерон — важная деталь, обеспечивающая необходимую сопротивляемость продольной, поперечной нагрузки. Средняя стоимость комплекта передних усилителей — от 2000 до 3000 руб., задних — в районе 4000-5000 руб.
Доработка салона
Самое главное — шумо- и теплоизоляция, помогает бороться с вибрациями. Насколько это нужно — каждый решает для себя, но тишина в салоне это один из факторов, который определяет комфорт. Стоимость зависит от материалов и может составить как 25000, так и 60000 руб.
Если вы решили всерьез заняться салоном, но не планируете интегрировать в дверные карты динамики, то можно просто заменить обивку дверей и накладку на ляду багажника. Рынок предлагает большой ассортимент товаров для внутреннего тюнинга. Стоимость одной дверной накладки может варьироваться в диапазоне от 3000 до 4000 руб.
Тюнингованные карты дверей в Ниве. Фото: YouTube.com
Полезной может быть решетка, отделяющая багажник от салона. Благодаря этому водитель и пассажиры будут защищены от падения грузов, что особенно актуально, когда вы едете по ухабистой дороге. Цена на такую запчасть составит порядка 3000-5000 руб.
Для повышения внедорожных качеств Нивы можно поставить колеса диаметром 29 дюймов с грязевой резиной 235/75 R15. Под такую резину нужен лифт подвески (РИФ с газовыми амортизаторам стоит около 9000 руб. за штуку). Благодаря всем таким доработкам даже старенькая Нива, которая заслуженно получила статус народного автомобиля, сможет обрести вторую жизнь.
- Олег Вальд
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Новый УАЗ «Буханка» – хороший автомобиль, но требующий глобальной доработки
УАЗ «Буханка» официально сейчас называется СГР. Эта аббревиатура расшифровывается как старый грузовой ряд. И самое главное в этом первое слово. Раз старый,...
Что осталось от китайского внедорожника после 6 тыс. км настоящего ралли «Шелковый путь»
Российские автолюбители еще с опаской относятся к китайским машинам. Чаще всего это обусловлено недоверием к брендам, которое можно охарактеризовать одним...
УАЗ готовит три новинки к 2025 году – мнения российских водителей
Даже не верится, что УАЗ наконец решился на внедрение новых технологий. Удручает только их китайское происхождение....
Новые штрафы ждут российских автомобилистов с сентября
Многие водители плохо знают правила дорожного движения. Это не значит, что они ездить не умеют – уже привыкли и адаптировались передвигаться по ситуации. А ПДД...
Что за «зверь» малокубатурный Н16: устройство, возможности, перспективы
Многоцилиндровыми двигателями с архитектурой V никого не удивишь. Вещь привычная, простая и понятная, чуть ли не на уровне рядного атмосферника. Конфигурация W...
Дешевле только пешком – кому подойдет Dacia Spring
«Спринг» – это самый доступный электромобиль на европейском рынке. При этом он может проезжать до 300 км, есть системы безопасности и климатическая система....
Девушка на комбайне – сложности работы и зарплата, которой на все хватает
Ходят слухи, что в сельском хозяйстве зарабатывают только те, кто такими владеет. Остальные перебиваются с хлеба на воду. Работа тяжелая, труд...
Как выглядят самые маленькие летательные аппараты в мире
В этой подборке представлены разнообразные летательные аппараты. Открывают сборник миниатюрные одноместные самолеты Colombian Cri-Cri и BD-5J. Первый...
Piper J-3 Cub – самая долгоиграющая «летающая парта»
75 процентов американских пилотов обучались именно на этом самолете. Во время Второй мировой войны этому легкому самолету также нашлось применение...
«Кобра» CSX2000 – первая из «змей» Шелби, или история американского Ильи Муромца
Вы тоже втайне от жены давили газ до упора, загоняли стрелку спидометра за максимальную отметку? Тогда вы классный автогонщик: детища Керролла Шелби не оставят...
Подборка нетипичных мотоциклов, еще продающихся на вторичном рынке
На российском б/у рынке можно приобрести разные мотоциклы. Особенно интересны старые модели, ведь новые, как не крути, это продукт современной, «одноразовой»...
Lada Aura и e-Largus обещают поставить на конвейер до конца текущего месяца
Наконец в линейке производителя появятся новые модели. Каждая из них уникальна и первая в своем классе....
Представлен возрожденный Renault 17 – это мощный электрокар в духе 70-х
Внешность концепта явно понравится любителям автомобилей из 70-х. Вот только станет ли он серийным?...
Jeep Gladiator на бездорожье – брутальный, но не очень проходимый
Многие российские водители мечтают о настоящем рамном внедорожнике. Одним из самых культовых и желанных из них является Jeep. Только не все в курсе, что...
Чуйский тракт – самая красивая дорога России
История и перспективы развития одной из самых красивых дорог мира....
Соболь NN 4х4 начнут выпускать в специальном внедорожном исполнении
На сайтах официальных дилеров уже есть изображение новинки. А предварительно заказать предлагают пока только стандартные полноприводные модификации....