Нива на максималках: как превратить обычный внедорожник в «мощного бойца» на дорогах и бездорожье
Нива — небольшой и компактный полноприводный внедорожник, без преувеличения символ советского автопрома. Это универсальный автомобиль, который хорошо «чувствует» себя как на бездорожье, так и на ровном, качественном покрытии.
Однако, Нива выпускается с 1977 года, и за это время практически не претерпела изменений. Несмотря на высокую проходимость и надежность, до идеала далеко. Есть множество инструментов и средств по тюнингу российского внедорожника, и в этой статье разберем их более подробно.
Зависит от того, какую цель вы преследуете. Если просто ездить на дачу за картошкой — стандартного оснащения вполне достаточно. Но если вы — поклонник экстремальных «покатушек» на высоких скоростях (не только по автобанам, но и пересеченной местности), тюнинг просто необходим. Выполнить ряд действий по доработке основных узлов и сделать из своей «старушки» годный внедорожник повышенной проходимости и высокой грузоподъемности — вполне возможно.
Долгое время Нивы оснащались моторами 2106, но с улучшенным маслоприемником и новой крышкой маслоотделителя, а также радиатором с увеличенным объемом. Доработка ДВС позволит увеличить динамические характеристики и полезную отдачу. Существует два направления тюнинга.
Первое — минимизация непроизводственных потерь. Можно снизить энергетические затраты ДВС на обеспечение собственной работы. Для этого ставятся облегченные комплектующие поршневой группы, выполняется балансировка коленвала вместе с маховиком. Второе — увеличение продуктивности мотора, то есть его способности к освоению определенного объема энергии топлива за единицу времени. Для этого нужно модифицировать систему зажигания и впрыска, уменьшить сопротивление движению смесей в выпускном и впускном трактах.
Для повышения тяги за счет изменения геометрических данных выполняется расточка цилиндров под больший диаметр (например, на 3 мм). Ход поршня увеличивается посредством замены коленвала. Производится модернизация карбюратора — на обе камеры устанавливаются топливные жиклеры с большим сечением.
Также нужно увеличить диаметры клапанов и сделать так, чтобы они герметично прилегали к седлам. Благодаря этому тяга ДВС повысится на 10 %. При тюнинге карбюратора меняется распределительный вал ГРМ. Стоимость расточки одного цилиндра в среднем составляет не менее 800 рублей. Стандартные поршни можно поменять на облегченные кованные. Это позволит уменьшить силу трения и увеличить мощность агрегата.
В механизме газораспределения можно поменять штатные клапана и втулки на облегченные. Это поможет снизить сопротивление потоку топливной смеси. Ставится тюнинговый распредвал и разрезанная приводная шестерня. Это поможет увеличить наполняемость камер сгорания бензином. Для компенсации нагрузок на клапаны ставятся титановые клапанные пружины. Стоимость разрезной шестерни в среднем составляет 1300-1500 рублей.
На 8-клапанный ДВС можно поставить ГБЦ 16V. Вместе с этим меняются свечи зажигания и воздушный фильтр. На инжекторных внедорожниках для увеличения мощности двигателя производится тюнинг форсунок и замена управляющей платы блока управления. 16-клапанные головки в среднем стоят порядка 18-19 тыс. руб.
При увеличении мощности мотора повысится нагрузка на трущиеся элементы, а с этим маслонасос может не справиться. Рекомендуется сразу приобрести полуторную помпу (5500-6500 рублей), но также есть вариант усовершенствовать шестеренчатую из двух старых насосов. Для этого необходимо изменить корпус, сделать полуторные шестерни и переделать валы. Задача достаточно сложная, поэтому лучше обратиться к специалистам.
Доработка системы подразумевает монтаж подрамника, который «отвязывает» раздаточную коробку от кузова. Это позволит «вылечить болезнь», характерную для Нивы — уменьшить вибрации и шумы раздатки. Кроме того, подрамник защитит корпус коробки от камней, выбоин и других «сюрпризов» бездорожья. Стоимость устройства варьируется в районе 3000 рублей.
Штатные карданы меняются на новые валы со ШРУСами. За счет этого вибрации практически отсутствуют. Особенность этой доработки в том, что установка не требует специфических знаний, при этом конструкция не нарушает балансировку трансмиссии. Стоимость деталей зависит от выбранного бренда. Например, цена заднего карданного вала «Серп и Молот» — около 14 тысяч руб.
Разберем тюнинг кузова с точки зрения практической пользы, соответственно, от массивных порогов, которые уменьшают дорожный просвет и проходимость Нивы, откажемся. Кенгурятник тоже не нужен, поскольку это более эффективное решение для рамных внедорожников. Если хотите установить дополнительный свет, то лучше разместить его на крыше. Стоимость светодиодных фар варьируется в диапазоне от 400 до 3500 рублей за штуку.
Поскольку речь идет о практичности, то не лишней будет установка лебедки. Устройства с металлическими тросами лучше не использовать — отдайте предпочтение эластичным канатам. Они прочные, надежные, не подвержены воздействию коррозии и не спутываются на катушке. Стоимость лебедки — от 16 до 43 тыс руб. в среднем, но можно найти варианты и дешевле / дороже.
Расширители арок защитят кузов от попадания камней и грязи, которые летят от более широких колес, если те выпирают за границы кузова. Производятся из пластика, резины, стеклопластика, стекловолокна или металла. Стоимость комплекта расширителей под стандартные арки в среднем составляет 3000-7000 руб.
Для придания дополнительной жесткости кузову используются усилители лонжерона. Фактически это модернизация несущей конструкции, которая особенно важна для автомобилей, часто использующихся для езды по бездорожью. Лонжерон — важная деталь, обеспечивающая необходимую сопротивляемость продольной, поперечной нагрузки. Средняя стоимость комплекта передних усилителей — от 2000 до 3000 руб., задних — в районе 4000-5000 руб.
Самое главное — шумо- и теплоизоляция, помогает бороться с вибрациями. Насколько это нужно — каждый решает для себя, но тишина в салоне это один из факторов, который определяет комфорт. Стоимость зависит от материалов и может составить как 25000, так и 60000 руб.
Если вы решили всерьез заняться салоном, но не планируете интегрировать в дверные карты динамики, то можно просто заменить обивку дверей и накладку на ляду багажника. Рынок предлагает большой ассортимент товаров для внутреннего тюнинга. Стоимость одной дверной накладки может варьироваться в диапазоне от 3000 до 4000 руб.
Полезной может быть решетка, отделяющая багажник от салона. Благодаря этому водитель и пассажиры будут защищены от падения грузов, что особенно актуально, когда вы едете по ухабистой дороге. Цена на такую запчасть составит порядка 3000-5000 руб.
Для повышения внедорожных качеств Нивы можно поставить колеса диаметром 29 дюймов с грязевой резиной 235/75 R15. Под такую резину нужен лифт подвески (РИФ с газовыми амортизаторам стоит около 9000 руб. за штуку). Благодаря всем таким доработкам даже старенькая Нива, которая заслуженно получила статус народного автомобиля, сможет обрести вторую жизнь.
Однако, Нива выпускается с 1977 года, и за это время практически не претерпела изменений. Несмотря на высокую проходимость и надежность, до идеала далеко. Есть множество инструментов и средств по тюнингу российского внедорожника, и в этой статье разберем их более подробно.
Нужен ли тюнинг?
Зависит от того, какую цель вы преследуете. Если просто ездить на дачу за картошкой — стандартного оснащения вполне достаточно. Но если вы — поклонник экстремальных «покатушек» на высоких скоростях (не только по автобанам, но и пересеченной местности), тюнинг просто необходим. Выполнить ряд действий по доработке основных узлов и сделать из своей «старушки» годный внедорожник повышенной проходимости и высокой грузоподъемности — вполне возможно.
Тюнинг двигателя
Долгое время Нивы оснащались моторами 2106, но с улучшенным маслоприемником и новой крышкой маслоотделителя, а также радиатором с увеличенным объемом. Доработка ДВС позволит увеличить динамические характеристики и полезную отдачу. Существует два направления тюнинга.
Первое — минимизация непроизводственных потерь. Можно снизить энергетические затраты ДВС на обеспечение собственной работы. Для этого ставятся облегченные комплектующие поршневой группы, выполняется балансировка коленвала вместе с маховиком. Второе — увеличение продуктивности мотора, то есть его способности к освоению определенного объема энергии топлива за единицу времени. Для этого нужно модифицировать систему зажигания и впрыска, уменьшить сопротивление движению смесей в выпускном и впускном трактах.
Улучшение геометрии
Для повышения тяги за счет изменения геометрических данных выполняется расточка цилиндров под больший диаметр (например, на 3 мм). Ход поршня увеличивается посредством замены коленвала. Производится модернизация карбюратора — на обе камеры устанавливаются топливные жиклеры с большим сечением.
Под капотом Нивы. Фото: YouTube.com
Также нужно увеличить диаметры клапанов и сделать так, чтобы они герметично прилегали к седлам. Благодаря этому тяга ДВС повысится на 10 %. При тюнинге карбюратора меняется распределительный вал ГРМ. Стоимость расточки одного цилиндра в среднем составляет не менее 800 рублей. Стандартные поршни можно поменять на облегченные кованные. Это позволит уменьшить силу трения и увеличить мощность агрегата.
Доработка ГРМ
В механизме газораспределения можно поменять штатные клапана и втулки на облегченные. Это поможет снизить сопротивление потоку топливной смеси. Ставится тюнинговый распредвал и разрезанная приводная шестерня. Это поможет увеличить наполняемость камер сгорания бензином. Для компенсации нагрузок на клапаны ставятся титановые клапанные пружины. Стоимость разрезной шестерни в среднем составляет 1300-1500 рублей.
Затяжка болтов ГБЦ. Фото: YouTube.com
На 8-клапанный ДВС можно поставить ГБЦ 16V. Вместе с этим меняются свечи зажигания и воздушный фильтр. На инжекторных внедорожниках для увеличения мощности двигателя производится тюнинг форсунок и замена управляющей платы блока управления. 16-клапанные головки в среднем стоят порядка 18-19 тыс. руб.
Модернизация маслонасоса
При увеличении мощности мотора повысится нагрузка на трущиеся элементы, а с этим маслонасос может не справиться. Рекомендуется сразу приобрести полуторную помпу (5500-6500 рублей), но также есть вариант усовершенствовать шестеренчатую из двух старых насосов. Для этого необходимо изменить корпус, сделать полуторные шестерни и переделать валы. Задача достаточно сложная, поэтому лучше обратиться к специалистам.
Модернизация трансмиссии
Доработка системы подразумевает монтаж подрамника, который «отвязывает» раздаточную коробку от кузова. Это позволит «вылечить болезнь», характерную для Нивы — уменьшить вибрации и шумы раздатки. Кроме того, подрамник защитит корпус коробки от камней, выбоин и других «сюрпризов» бездорожья. Стоимость устройства варьируется в районе 3000 рублей.
Штатные карданы меняются на новые валы со ШРУСами. За счет этого вибрации практически отсутствуют. Особенность этой доработки в том, что установка не требует специфических знаний, при этом конструкция не нарушает балансировку трансмиссии. Стоимость деталей зависит от выбранного бренда. Например, цена заднего карданного вала «Серп и Молот» — около 14 тысяч руб.
Доработка кузова
Разберем тюнинг кузова с точки зрения практической пользы, соответственно, от массивных порогов, которые уменьшают дорожный просвет и проходимость Нивы, откажемся. Кенгурятник тоже не нужен, поскольку это более эффективное решение для рамных внедорожников. Если хотите установить дополнительный свет, то лучше разместить его на крыше. Стоимость светодиодных фар варьируется в диапазоне от 400 до 3500 рублей за штуку.
Поскольку речь идет о практичности, то не лишней будет установка лебедки. Устройства с металлическими тросами лучше не использовать — отдайте предпочтение эластичным канатам. Они прочные, надежные, не подвержены воздействию коррозии и не спутываются на катушке. Стоимость лебедки — от 16 до 43 тыс руб. в среднем, но можно найти варианты и дешевле / дороже.
Расширители арок защитят кузов от попадания камней и грязи, которые летят от более широких колес, если те выпирают за границы кузова. Производятся из пластика, резины, стеклопластика, стекловолокна или металла. Стоимость комплекта расширителей под стандартные арки в среднем составляет 3000-7000 руб.
Установка расширителей. Фото: YouTube.com
Для придания дополнительной жесткости кузову используются усилители лонжерона. Фактически это модернизация несущей конструкции, которая особенно важна для автомобилей, часто использующихся для езды по бездорожью. Лонжерон — важная деталь, обеспечивающая необходимую сопротивляемость продольной, поперечной нагрузки. Средняя стоимость комплекта передних усилителей — от 2000 до 3000 руб., задних — в районе 4000-5000 руб.
Доработка салона
Самое главное — шумо- и теплоизоляция, помогает бороться с вибрациями. Насколько это нужно — каждый решает для себя, но тишина в салоне это один из факторов, который определяет комфорт. Стоимость зависит от материалов и может составить как 25000, так и 60000 руб.
Если вы решили всерьез заняться салоном, но не планируете интегрировать в дверные карты динамики, то можно просто заменить обивку дверей и накладку на ляду багажника. Рынок предлагает большой ассортимент товаров для внутреннего тюнинга. Стоимость одной дверной накладки может варьироваться в диапазоне от 3000 до 4000 руб.
Тюнингованные карты дверей в Ниве. Фото: YouTube.com
Полезной может быть решетка, отделяющая багажник от салона. Благодаря этому водитель и пассажиры будут защищены от падения грузов, что особенно актуально, когда вы едете по ухабистой дороге. Цена на такую запчасть составит порядка 3000-5000 руб.
Для повышения внедорожных качеств Нивы можно поставить колеса диаметром 29 дюймов с грязевой резиной 235/75 R15. Под такую резину нужен лифт подвески (РИФ с газовыми амортизаторам стоит около 9000 руб. за штуку). Благодаря всем таким доработкам даже старенькая Нива, которая заслуженно получила статус народного автомобиля, сможет обрести вторую жизнь.
- Олег Вальд
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...