Нива на максималках: как превратить обычный внедорожник в «мощного бойца» на дорогах и бездорожье
6 773

Нива на максималках: как превратить обычный внедорожник в «мощного бойца» на дорогах и бездорожье

Нива — небольшой и компактный полноприводный внедорожник, без преувеличения символ советского автопрома. Это универсальный автомобиль, который хорошо «чувствует» себя как на бездорожье, так и на ровном, качественном покрытии.


Однако, Нива выпускается с 1977 года, и за это время практически не претерпела изменений. Несмотря на высокую проходимость и надежность, до идеала далеко. Есть множество инструментов и средств по тюнингу российского внедорожника, и в этой статье разберем их более подробно.

Нужен ли тюнинг?


Зависит от того, какую цель вы преследуете. Если просто ездить на дачу за картошкой — стандартного оснащения вполне достаточно. Но если вы — поклонник экстремальных «покатушек» на высоких скоростях (не только по автобанам, но и пересеченной местности), тюнинг просто необходим. Выполнить ряд действий по доработке основных узлов и сделать из своей «старушки» годный внедорожник повышенной проходимости и высокой грузоподъемности — вполне возможно.

Тюнинг двигателя


Долгое время Нивы оснащались моторами 2106, но с улучшенным маслоприемником и новой крышкой маслоотделителя, а также радиатором с увеличенным объемом. Доработка ДВС позволит увеличить динамические характеристики и полезную отдачу. Существует два направления тюнинга.

Первое — минимизация непроизводственных потерь. Можно снизить энергетические затраты ДВС на обеспечение собственной работы. Для этого ставятся облегченные комплектующие поршневой группы, выполняется балансировка коленвала вместе с маховиком. Второе — увеличение продуктивности мотора, то есть его способности к освоению определенного объема энергии топлива за единицу времени. Для этого нужно модифицировать систему зажигания и впрыска, уменьшить сопротивление движению смесей в выпускном и впускном трактах.

Улучшение геометрии


Для повышения тяги за счет изменения геометрических данных выполняется расточка цилиндров под больший диаметр (например, на 3 мм). Ход поршня увеличивается посредством замены коленвала. Производится модернизация карбюратора — на обе камеры устанавливаются топливные жиклеры с большим сечением.

Нива на максималках: как превратить обычный внедорожник в «мощного бойца» на дорогах и бездорожьеПод капотом Нивы. Фото: YouTube.com

Также нужно увеличить диаметры клапанов и сделать так, чтобы они герметично прилегали к седлам. Благодаря этому тяга ДВС повысится на 10 %. При тюнинге карбюратора меняется распределительный вал ГРМ. Стоимость расточки одного цилиндра в среднем составляет не менее 800 рублей. Стандартные поршни можно поменять на облегченные кованные. Это позволит уменьшить силу трения и увеличить мощность агрегата.

Доработка ГРМ


В механизме газораспределения можно поменять штатные клапана и втулки на облегченные. Это поможет снизить сопротивление потоку топливной смеси. Ставится тюнинговый распредвал и разрезанная приводная шестерня. Это поможет увеличить наполняемость камер сгорания бензином. Для компенсации нагрузок на клапаны ставятся титановые клапанные пружины. Стоимость разрезной шестерни в среднем составляет 1300-1500 рублей.

Затяжка болтов ГБЦ. Фото: YouTube.com

На 8-клапанный ДВС можно поставить ГБЦ 16V. Вместе с этим меняются свечи зажигания и воздушный фильтр. На инжекторных внедорожниках для увеличения мощности двигателя производится тюнинг форсунок и замена управляющей платы блока управления. 16-клапанные головки в среднем стоят порядка 18-19 тыс. руб.

Модернизация маслонасоса


При увеличении мощности мотора повысится нагрузка на трущиеся элементы, а с этим маслонасос может не справиться. Рекомендуется сразу приобрести полуторную помпу (5500-6500 рублей), но также есть вариант усовершенствовать шестеренчатую из двух старых насосов. Для этого необходимо изменить корпус, сделать полуторные шестерни и переделать валы. Задача достаточно сложная, поэтому лучше обратиться к специалистам.

Модернизация трансмиссии


Доработка системы подразумевает монтаж подрамника, который «отвязывает» раздаточную коробку от кузова. Это позволит «вылечить болезнь», характерную для Нивы — уменьшить вибрации и шумы раздатки. Кроме того, подрамник защитит корпус коробки от камней, выбоин и других «сюрпризов» бездорожья. Стоимость устройства варьируется в районе 3000 рублей.

Штатные карданы меняются на новые валы со ШРУСами. За счет этого вибрации практически отсутствуют. Особенность этой доработки в том, что установка не требует специфических знаний, при этом конструкция не нарушает балансировку трансмиссии. Стоимость деталей зависит от выбранного бренда. Например, цена заднего карданного вала «Серп и Молот» — около 14 тысяч руб.

Доработка кузова


Разберем тюнинг кузова с точки зрения практической пользы, соответственно, от массивных порогов, которые уменьшают дорожный просвет и проходимость Нивы, откажемся. Кенгурятник тоже не нужен, поскольку это более эффективное решение для рамных внедорожников. Если хотите установить дополнительный свет, то лучше разместить его на крыше. Стоимость светодиодных фар варьируется в диапазоне от 400 до 3500 рублей за штуку.

Поскольку речь идет о практичности, то не лишней будет установка лебедки. Устройства с металлическими тросами лучше не использовать — отдайте предпочтение эластичным канатам. Они прочные, надежные, не подвержены воздействию коррозии и не спутываются на катушке. Стоимость лебедки — от 16 до 43 тыс руб. в среднем, но можно найти варианты и дешевле / дороже.

Расширители арок защитят кузов от попадания камней и грязи, которые летят от более широких колес, если те выпирают за границы кузова. Производятся из пластика, резины, стеклопластика, стекловолокна или металла. Стоимость комплекта расширителей под стандартные арки в среднем составляет 3000-7000 руб.

Установка расширителей. Фото: YouTube.com

Для придания дополнительной жесткости кузову используются усилители лонжерона. Фактически это модернизация несущей конструкции, которая особенно важна для автомобилей, часто использующихся для езды по бездорожью. Лонжерон — важная деталь, обеспечивающая необходимую сопротивляемость продольной, поперечной нагрузки. Средняя стоимость комплекта передних усилителей — от 2000 до 3000 руб., задних — в районе 4000-5000 руб.

Доработка салона


Самое главное — шумо- и теплоизоляция, помогает бороться с вибрациями. Насколько это нужно — каждый решает для себя, но тишина в салоне это один из факторов, который определяет комфорт. Стоимость зависит от материалов и может составить как 25000, так и 60000 руб.

Если вы решили всерьез заняться салоном, но не планируете интегрировать в дверные карты динамики, то можно просто заменить обивку дверей и накладку на ляду багажника. Рынок предлагает большой ассортимент товаров для внутреннего тюнинга. Стоимость одной дверной накладки может варьироваться в диапазоне от 3000 до 4000 руб.

Тюнингованные карты дверей в Ниве. Фото: YouTube.com

Полезной может быть решетка, отделяющая багажник от салона. Благодаря этому водитель и пассажиры будут защищены от падения грузов, что особенно актуально, когда вы едете по ухабистой дороге. Цена на такую запчасть составит порядка 3000-5000 руб.

Для повышения внедорожных качеств Нивы можно поставить колеса диаметром 29 дюймов с грязевой резиной 235/75 R15. Под такую резину нужен лифт подвески (РИФ с газовыми амортизаторам стоит около 9000 руб. за штуку). Благодаря всем таким доработкам даже старенькая Нива, которая заслуженно получила статус народного автомобиля, сможет обрести вторую жизнь.
Тюнинг для Нивы — нужен ли?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....