Skoda-LIAZ 1985 года – первый грузовик из Восточной Европы на ралли Париж–Дакар
615

Skoda-LIAZ 1985 года – первый грузовик из Восточной Европы на ралли Париж–Дакар

Многие марки европейских грузовиков прославились благодаря успешному участию в спортивных соревнованиях. Не стал исключением и российский KAMAZ. А самая популярная гонка, история которой включает несколько десятилетий, проходит по знойному бездорожью Африки, финишируя в городе Дакар.


В этих же соревнованиях, еще с середины 80-х годов, принимали участие и чехословацкие спортсмены. Оба местных бренда – LIAZ и Tatra регулярно выставляли свои команды. Хотя речь и не идет об их постоянном доминировании в гонках, но они очень часто находились в числе лидеров или первой десятке лучших.

Skoda-LIAZ 1985 года – первый грузовик из Восточной Европы на ралли Париж–ДакарС таким красавцем приятно и рядом постоять. Фото: youtube.com

Начало всей спортивной деятельности Skoda-LIAZ связано именно с участием в ралли Париж–Дакар. Уже осенью 1983 года стали задумываться о возможности подготовки автомобилей марки к этому сложнейшему заезду на длинные дистанции. Лоббированием идеи занялось трио в составе: Иржи Москаля, инженера Радека Фенцла, доцента и инженера Зденека Коваржа. Весной 1984 года тогдашний директор предприятия Виктор Корецкий дал добро на реализацию этой идеи.

Первый заезд 1985 года


Поскольку команде не хватало опыта, к сотрудничеству пригласили иностранного специалиста – француза Алена Галлана. По его совету начали строительство прототипа автомобиля, необходимого для первичных испытаний. Основная идея заключалась не в использовании непроверенных новых решений, а в максимальном задействовании надежных серийных деталей.

Собранный «нулевой экземпляр» в июле 1984 года применили для проверки привода и подвески. Он выдержал жесткие испытания на высоких скоростях и в труднопроходимой местности. После этого началось строительство двух гоночных автомобилей Skoda-LIAZ, которые вышли на старт 7-го ралли Париж-Дакар в 1985 году.


На протяжении всей гонки обе машины боролись с заниженными рулевыми тягами, которые экипажи пытались всячески усилить, приваривая рычаги крепления и т. д. Кроме того, «слабым звеном» оказался и штурман Ален Галлан, отказавшийся от участия в гонке. После нескольких проблем с раллийным грузовиком, он не захотел продолжать соревнования.

Таким образом, экипаж со стартовым № 626 (вместе с Коваржем и Брзобогаты) продолжил путь к финишу «Дакара» уже вне зачета. LIAZ под № 627 в составе Москаля, Йоклика и Фенцла, несмотря на трудности, завершил соревнования на неплохом для новичков 13-м месте.

Другие выступления в конце 80-х


На старте следующего, 8-го ралли Париж – Дакар в 1986 году уже стояли 3 автомобиля LIAZ (и две Tatra). Быстрые грузовики из Яблонца начали выступление просто великолепно. Но позже им всем сильно не повезло:

✅ первый свалился с дюны
✅ у второго отказал передний привод
✅ третий разбился и исключен из соревнований

Так случилось, что в одном из заездов экипаж Йоклика совершил свой знаменитый прыжок с 32-метровой дюны. После этого двум членам его команды (Тыля и Штера) пришлось сойти с дистанции из-за травм спины. Немногим позже произошел отказ переднего привода у машины экипажа Брзобогаты. В результате он добрался до Дакара уже вне зачета.

Третий автомобиль с Иржи Москалем, Крейсой и Войтишеком, имея лишь передний привод, успешно дошел до предпоследнего этапа в Сен-Луи. К сожалению, там он разбился и не успел к старту следующего заезда. Результатом стала дисквалификация последней надежды Либерецкого завода.

У гоночного LIAZ все начинается с тренировочных заездов. Фото: youtube.com

В 1987 году участники извлекли уроки, построив две совершенно новые и более быстрые машины типа 111.154. На них выступили экипажи Москаль (Йоклик, Залески – № 614) и Брзобогаты (Крейса, Воншовски – № 615). В то время, когда последний из них находился на втором месте в зачете грузовиков, ему пришлось сняться с соревнований после прыжка с дюны. Двое гонщиков даже отправились лечить травмы в Кладрубском институте.

Богуш Воншовски позже красочно описал свой прыжок, который совершил нечаянно, ослепленный солнцем. Когда его спасли из разбитой машины (ее обломки до сих пор находятся возле Билмы в Нигере), он несколько часов пролежал в пустыне на надувном матрасе.

Я видел, как стервятники начали кружить по небу. Затем внезапно послышался звук вертолета, и я оказался в больнице. Теперь сижу здесь и разговариваю, но не могу смеяться, потому что сильно болят ребра

– так тогда описывал свое приключение опытный водитель LIAZ.

К счастью, экипаж «Москаль, Йоклик, Залески» продолжил соревнования и успешно их завершил. В итоге они заняли 3-е место в категории грузовых автомобилей и первое – среди серийных моделей. Так начала писаться спортивная история марки LIAZ. В последующие годы присоединились и другие почетные титулы – вот неполный список:

✅ 1985 год – 1-е место на Ралли Фараонов
✅ 1987 год – 3-е место (ралли Париж-Дакар)
✅ 1987 год – 1-е место (ралли Елч)
✅ 1988 год – 2-е место (ралли Париж-Дакар)
✅ 1988 год – 1-е место (ралли Елч)
✅ 1992 год – 1-е место на Ралли Фараонов

Как видим, звездное время марки наступило в 1988 году. Тогда на старт в Париже вышло сразу 7 гоночных автомобилей завода. LIAZ вновь задействовал более мощные и легкие машины 111.154 с экипажами Крейсы, Йоклика, Брзобогаты (№ 616) и Москаля, Войтишека, Залески (№ 617). За руль машин сопровождения сели: Радек Фенцл, Богуслав Воншовски, Ладислав Файтл, Павел Свобода и Алеш Фотр.

Итоговое 2-е место, после упорной борьбы с «Татрой» Карела Лопрайза, завоевал экипаж Москаль. Разница во времени составила всего лишь несколько минут. Коллектив Крейсы снялся с соревнований из-за неисправности коробки передач. Стоит отметить и 1-е место Ладислава Файтла среди сопровождающих грузовиков.

В 90-е уже как грузовики сопровождения


В 1989-м категорию грузовиков сняли с соревнований из-за трагической аварии автомобиля Daf в предыдущем году. Они вернулись на трассу Дакара только в 1990-м. Для команды LIAZ-Becher построили новые автомобили от Павла Свободы. Первый ездил с Йозефом Какрдой и штурманом Ярославом Ламачем. Вторым управлял Богуслав Воншовски. Уже отсутствовал Иржи Москаль, который завершил свою спортивную карьеру в заводской команде. Он перешел работать в частную гоночную Hegmann – участницу категории EP.

Красочное оформление LIAZ видно издалека. Фото: youtube.com

Во время заездов гоночные LIAZ постоянно боролись с проблемами КПП. Итоговое место во второй десятке стало горькой пилюлей после великолепных выступлений конца 80-х. Как показали последующие годы, тот успех так и не удалось больше повторить.

В 1991 году они проехали по маршруту Париж-Триполи-Дакар в новом амплуа. В качестве сопровождающего команды Chesterfield Toyota LIAZ выступал под стартовым № 543 вместе с Воншовски и Залески. Второй автомобиль был приписан к команде «Омнипола» с экипажем Какрда, Велкоборски и Ламач.

После победы в прологе, на самом первом этапе неудача постигла Какрду, которому пришлось ремонтировать трансмиссию своего автомобиля №502. После этого он опустился на 58-е место. Еще один отказ турбокомпрессора привел к штрафу, в результате которого Какрда финишировал на общем 17-м месте. В следующем году LIAZ отправил полностью обновленные гоночные машины серии 200. Вот их особенности:

✅ рама с удлиненной колесной базой
✅ вертикальный двигатель серии M1.2C
✅ 16-ступенчатая коробка передач Praga
✅ система централизованного управления подкачкой шин из кабины

В то время команда стартовала под патронажем известного агентства ART Production K2, которое оказало неплохую финансовую поддержку. Машиной № 513 управляли Какрда, Йоклик, Жак, № 514 – Воншовски, Залески и Фанта, а 515-ю сопровождали Файтл, Духачек и Филип. Однако, если не считать победы Воншовского в прологе, выступление закончилось большой неудачей и разочарованием.

У Какрды уже на старте спустило колесо, потом фильтры забились некачественным африканским топливом, что привело к прогару поршня в финальной части соревнований. Воншовски не удержался в первой десятке, после аварии оказавшись на тридцатом месте.

Поведение на виражах лучше отработать заранее. Фото: youtube.com

В итоге экипаж Файтла закрепил за собой позицию замыкающего гонки соревнований, за что (несмотря на последнее место) получил награду честной игры на финише. Кроме того, в «Дакаре» участвовали 2 автомобиля помощи «Лиаз». Экипаж Адамец, Брзобогаты ездил на службе Yamaha (№534), а за рулём второго находился Мирослав Крейса (№524).

Дальнейшие выступления и закрытие предприятия


В 1995 году сопровождающий LIAZ участвовал в Дакаре от сборной Швейцарии. Уже в Испании, на раскисшей тестовой трассе, он завалился на бок. Но отделался лишь косметическими повреждениями, продолжив соревнования. Однако ведущий Lamborghini их команды сошёл с дистанции на шестом этапе, так что всем пришлось возвратится в Европу раньше срока.

В то время гоночный центр в Яблонце-над-Нисоу под руководством Фрэнка Войтишека пытался построить конкурентоспособный вариант. Он должен был наравне сражаться как с автомобилями Perlini, так и с Tatra Карела Лопрайза, которая в то время доминировала на ралли «Дакар». К сожалению, дальше грандиозных планов дело так и не пошло.

Надпись на лобовом – в память о первом заезде 1985 года. Фото: youtube.com

После долгого перерыва LIAZ выступил на «Дакаре» в 2003 году в составе частной команды Мартина Мачика. К 25-летию триумфа подготовили обновленный грузовик, на котором экипаж Воншовский, Залесский и Фанта завершил ралли Париж-Кейптаун в 1992 году. Он дошел до финиша, заняв итоговое 12-е место.

В следующем году на трассу соревнований вышли два LIAZ. Второй, модель 111.154 с кузовом-фургоном от Auto-Tech Vinor, стал последним, выпущенным заводом грузовым автомобилем. История предприятия завершилась 1 сентября 2003 года. Сегодня на мощностях в Яблонце-над-Нисоу собирают двигатели для разных моделей грузовиков и производят пар для отопления жилых комплексов.
А что вам известно об участии Skoda-LIAZ в ралли Париж–Дакар?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Buick Envision Plus теперь стоит как Lada «Веста»

Buick Envision Plus теперь стоит как Lada «Веста»

Модель появилась на рынке буквально три месяца назад. Теперь внедорожник продают с ощутимой скидкой. Под капотом Envision Plus находится 2-литровый бензиновый...