
Skoda-LIAZ 1985 года – первый грузовик из Восточной Европы на ралли Париж–Дакар
Многие марки европейских грузовиков прославились благодаря успешному участию в спортивных соревнованиях. Не стал исключением и российский KAMAZ. А самая популярная гонка, история которой включает несколько десятилетий, проходит по знойному бездорожью Африки, финишируя в городе Дакар.
В этих же соревнованиях, еще с середины 80-х годов, принимали участие и чехословацкие спортсмены. Оба местных бренда – LIAZ и Tatra регулярно выставляли свои команды. Хотя речь и не идет об их постоянном доминировании в гонках, но они очень часто находились в числе лидеров или первой десятке лучших.
С таким красавцем приятно и рядом постоять. Фото: youtube.com
Начало всей спортивной деятельности Skoda-LIAZ связано именно с участием в ралли Париж–Дакар. Уже осенью 1983 года стали задумываться о возможности подготовки автомобилей марки к этому сложнейшему заезду на длинные дистанции. Лоббированием идеи занялось трио в составе: Иржи Москаля, инженера Радека Фенцла, доцента и инженера Зденека Коваржа. Весной 1984 года тогдашний директор предприятия Виктор Корецкий дал добро на реализацию этой идеи.
Поскольку команде не хватало опыта, к сотрудничеству пригласили иностранного специалиста – француза Алена Галлана. По его совету начали строительство прототипа автомобиля, необходимого для первичных испытаний. Основная идея заключалась не в использовании непроверенных новых решений, а в максимальном задействовании надежных серийных деталей.
На протяжении всей гонки обе машины боролись с заниженными рулевыми тягами, которые экипажи пытались всячески усилить, приваривая рычаги крепления и т. д. Кроме того, «слабым звеном» оказался и штурман Ален Галлан, отказавшийся от участия в гонке. После нескольких проблем с раллийным грузовиком, он не захотел продолжать соревнования.
Таким образом, экипаж со стартовым № 626 (вместе с Коваржем и Брзобогаты) продолжил путь к финишу «Дакара» уже вне зачета. LIAZ под № 627 в составе Москаля, Йоклика и Фенцла, несмотря на трудности, завершил соревнования на неплохом для новичков 13-м месте.
На старте следующего, 8-го ралли Париж – Дакар в 1986 году уже стояли 3 автомобиля LIAZ (и две Tatra). Быстрые грузовики из Яблонца начали выступление просто великолепно. Но позже им всем сильно не повезло:
✅ первый свалился с дюны
✅ у второго отказал передний привод
✅ третий разбился и исключен из соревнований
Так случилось, что в одном из заездов экипаж Йоклика совершил свой знаменитый прыжок с 32-метровой дюны. После этого двум членам его команды (Тыля и Штера) пришлось сойти с дистанции из-за травм спины. Немногим позже произошел отказ переднего привода у машины экипажа Брзобогаты. В результате он добрался до Дакара уже вне зачета.
Третий автомобиль с Иржи Москалем, Крейсой и Войтишеком, имея лишь передний привод, успешно дошел до предпоследнего этапа в Сен-Луи. К сожалению, там он разбился и не успел к старту следующего заезда. Результатом стала дисквалификация последней надежды Либерецкого завода.
У гоночного LIAZ все начинается с тренировочных заездов. Фото: youtube.com
В 1987 году участники извлекли уроки, построив две совершенно новые и более быстрые машины типа 111.154. На них выступили экипажи Москаль (Йоклик, Залески – № 614) и Брзобогаты (Крейса, Воншовски – № 615). В то время, когда последний из них находился на втором месте в зачете грузовиков, ему пришлось сняться с соревнований после прыжка с дюны. Двое гонщиков даже отправились лечить травмы в Кладрубском институте.
Богуш Воншовски позже красочно описал свой прыжок, который совершил нечаянно, ослепленный солнцем. Когда его спасли из разбитой машины (ее обломки до сих пор находятся возле Билмы в Нигере), он несколько часов пролежал в пустыне на надувном матрасе.
– так тогда описывал свое приключение опытный водитель LIAZ.
К счастью, экипаж «Москаль, Йоклик, Залески» продолжил соревнования и успешно их завершил. В итоге они заняли 3-е место в категории грузовых автомобилей и первое – среди серийных моделей. Так начала писаться спортивная история марки LIAZ. В последующие годы присоединились и другие почетные титулы – вот неполный список:
✅ 1985 год – 1-е место на Ралли Фараонов
✅ 1987 год – 3-е место (ралли Париж-Дакар)
✅ 1987 год – 1-е место (ралли Елч)
✅ 1988 год – 2-е место (ралли Париж-Дакар)
✅ 1988 год – 1-е место (ралли Елч)
✅ 1992 год – 1-е место на Ралли Фараонов
Как видим, звездное время марки наступило в 1988 году. Тогда на старт в Париже вышло сразу 7 гоночных автомобилей завода. LIAZ вновь задействовал более мощные и легкие машины 111.154 с экипажами Крейсы, Йоклика, Брзобогаты (№ 616) и Москаля, Войтишека, Залески (№ 617). За руль машин сопровождения сели: Радек Фенцл, Богуслав Воншовски, Ладислав Файтл, Павел Свобода и Алеш Фотр.
Итоговое 2-е место, после упорной борьбы с «Татрой» Карела Лопрайза, завоевал экипаж Москаль. Разница во времени составила всего лишь несколько минут. Коллектив Крейсы снялся с соревнований из-за неисправности коробки передач. Стоит отметить и 1-е место Ладислава Файтла среди сопровождающих грузовиков.
В 1989-м категорию грузовиков сняли с соревнований из-за трагической аварии автомобиля Daf в предыдущем году. Они вернулись на трассу Дакара только в 1990-м. Для команды LIAZ-Becher построили новые автомобили от Павла Свободы. Первый ездил с Йозефом Какрдой и штурманом Ярославом Ламачем. Вторым управлял Богуслав Воншовски. Уже отсутствовал Иржи Москаль, который завершил свою спортивную карьеру в заводской команде. Он перешел работать в частную гоночную Hegmann – участницу категории EP.
Красочное оформление LIAZ видно издалека. Фото: youtube.com
Во время заездов гоночные LIAZ постоянно боролись с проблемами КПП. Итоговое место во второй десятке стало горькой пилюлей после великолепных выступлений конца 80-х. Как показали последующие годы, тот успех так и не удалось больше повторить.
В 1991 году они проехали по маршруту Париж-Триполи-Дакар в новом амплуа. В качестве сопровождающего команды Chesterfield Toyota LIAZ выступал под стартовым № 543 вместе с Воншовски и Залески. Второй автомобиль был приписан к команде «Омнипола» с экипажем Какрда, Велкоборски и Ламач.
После победы в прологе, на самом первом этапе неудача постигла Какрду, которому пришлось ремонтировать трансмиссию своего автомобиля №502. После этого он опустился на 58-е место. Еще один отказ турбокомпрессора привел к штрафу, в результате которого Какрда финишировал на общем 17-м месте. В следующем году LIAZ отправил полностью обновленные гоночные машины серии 200. Вот их особенности:
✅ рама с удлиненной колесной базой
✅ вертикальный двигатель серии M1.2C
✅ 16-ступенчатая коробка передач Praga
✅ система централизованного управления подкачкой шин из кабины
В то время команда стартовала под патронажем известного агентства ART Production K2, которое оказало неплохую финансовую поддержку. Машиной № 513 управляли Какрда, Йоклик, Жак, № 514 – Воншовски, Залески и Фанта, а 515-ю сопровождали Файтл, Духачек и Филип. Однако, если не считать победы Воншовского в прологе, выступление закончилось большой неудачей и разочарованием.
У Какрды уже на старте спустило колесо, потом фильтры забились некачественным африканским топливом, что привело к прогару поршня в финальной части соревнований. Воншовски не удержался в первой десятке, после аварии оказавшись на тридцатом месте.
Поведение на виражах лучше отработать заранее. Фото: youtube.com
В итоге экипаж Файтла закрепил за собой позицию замыкающего гонки соревнований, за что (несмотря на последнее место) получил награду честной игры на финише. Кроме того, в «Дакаре» участвовали 2 автомобиля помощи «Лиаз». Экипаж Адамец, Брзобогаты ездил на службе Yamaha (№534), а за рулём второго находился Мирослав Крейса (№524).
В 1995 году сопровождающий LIAZ участвовал в Дакаре от сборной Швейцарии. Уже в Испании, на раскисшей тестовой трассе, он завалился на бок. Но отделался лишь косметическими повреждениями, продолжив соревнования. Однако ведущий Lamborghini их команды сошёл с дистанции на шестом этапе, так что всем пришлось возвратится в Европу раньше срока.
В то время гоночный центр в Яблонце-над-Нисоу под руководством Фрэнка Войтишека пытался построить конкурентоспособный вариант. Он должен был наравне сражаться как с автомобилями Perlini, так и с Tatra Карела Лопрайза, которая в то время доминировала на ралли «Дакар». К сожалению, дальше грандиозных планов дело так и не пошло.
Надпись на лобовом – в память о первом заезде 1985 года. Фото: youtube.com
После долгого перерыва LIAZ выступил на «Дакаре» в 2003 году в составе частной команды Мартина Мачика. К 25-летию триумфа подготовили обновленный грузовик, на котором экипаж Воншовский, Залесский и Фанта завершил ралли Париж-Кейптаун в 1992 году. Он дошел до финиша, заняв итоговое 12-е место.
В следующем году на трассу соревнований вышли два LIAZ. Второй, модель 111.154 с кузовом-фургоном от Auto-Tech Vinor, стал последним, выпущенным заводом грузовым автомобилем. История предприятия завершилась 1 сентября 2003 года. Сегодня на мощностях в Яблонце-над-Нисоу собирают двигатели для разных моделей грузовиков и производят пар для отопления жилых комплексов.
В этих же соревнованиях, еще с середины 80-х годов, принимали участие и чехословацкие спортсмены. Оба местных бренда – LIAZ и Tatra регулярно выставляли свои команды. Хотя речь и не идет об их постоянном доминировании в гонках, но они очень часто находились в числе лидеров или первой десятке лучших.

Начало всей спортивной деятельности Skoda-LIAZ связано именно с участием в ралли Париж–Дакар. Уже осенью 1983 года стали задумываться о возможности подготовки автомобилей марки к этому сложнейшему заезду на длинные дистанции. Лоббированием идеи занялось трио в составе: Иржи Москаля, инженера Радека Фенцла, доцента и инженера Зденека Коваржа. Весной 1984 года тогдашний директор предприятия Виктор Корецкий дал добро на реализацию этой идеи.
Первый заезд 1985 года
Поскольку команде не хватало опыта, к сотрудничеству пригласили иностранного специалиста – француза Алена Галлана. По его совету начали строительство прототипа автомобиля, необходимого для первичных испытаний. Основная идея заключалась не в использовании непроверенных новых решений, а в максимальном задействовании надежных серийных деталей.
Собранный «нулевой экземпляр» в июле 1984 года применили для проверки привода и подвески. Он выдержал жесткие испытания на высоких скоростях и в труднопроходимой местности. После этого началось строительство двух гоночных автомобилей Skoda-LIAZ, которые вышли на старт 7-го ралли Париж-Дакар в 1985 году.
На протяжении всей гонки обе машины боролись с заниженными рулевыми тягами, которые экипажи пытались всячески усилить, приваривая рычаги крепления и т. д. Кроме того, «слабым звеном» оказался и штурман Ален Галлан, отказавшийся от участия в гонке. После нескольких проблем с раллийным грузовиком, он не захотел продолжать соревнования.
Таким образом, экипаж со стартовым № 626 (вместе с Коваржем и Брзобогаты) продолжил путь к финишу «Дакара» уже вне зачета. LIAZ под № 627 в составе Москаля, Йоклика и Фенцла, несмотря на трудности, завершил соревнования на неплохом для новичков 13-м месте.
Другие выступления в конце 80-х
На старте следующего, 8-го ралли Париж – Дакар в 1986 году уже стояли 3 автомобиля LIAZ (и две Tatra). Быстрые грузовики из Яблонца начали выступление просто великолепно. Но позже им всем сильно не повезло:
✅ первый свалился с дюны
✅ у второго отказал передний привод
✅ третий разбился и исключен из соревнований
Так случилось, что в одном из заездов экипаж Йоклика совершил свой знаменитый прыжок с 32-метровой дюны. После этого двум членам его команды (Тыля и Штера) пришлось сойти с дистанции из-за травм спины. Немногим позже произошел отказ переднего привода у машины экипажа Брзобогаты. В результате он добрался до Дакара уже вне зачета.
Третий автомобиль с Иржи Москалем, Крейсой и Войтишеком, имея лишь передний привод, успешно дошел до предпоследнего этапа в Сен-Луи. К сожалению, там он разбился и не успел к старту следующего заезда. Результатом стала дисквалификация последней надежды Либерецкого завода.

В 1987 году участники извлекли уроки, построив две совершенно новые и более быстрые машины типа 111.154. На них выступили экипажи Москаль (Йоклик, Залески – № 614) и Брзобогаты (Крейса, Воншовски – № 615). В то время, когда последний из них находился на втором месте в зачете грузовиков, ему пришлось сняться с соревнований после прыжка с дюны. Двое гонщиков даже отправились лечить травмы в Кладрубском институте.
Богуш Воншовски позже красочно описал свой прыжок, который совершил нечаянно, ослепленный солнцем. Когда его спасли из разбитой машины (ее обломки до сих пор находятся возле Билмы в Нигере), он несколько часов пролежал в пустыне на надувном матрасе.
Я видел, как стервятники начали кружить по небу. Затем внезапно послышался звук вертолета, и я оказался в больнице. Теперь сижу здесь и разговариваю, но не могу смеяться, потому что сильно болят ребра
– так тогда описывал свое приключение опытный водитель LIAZ.
К счастью, экипаж «Москаль, Йоклик, Залески» продолжил соревнования и успешно их завершил. В итоге они заняли 3-е место в категории грузовых автомобилей и первое – среди серийных моделей. Так начала писаться спортивная история марки LIAZ. В последующие годы присоединились и другие почетные титулы – вот неполный список:
✅ 1985 год – 1-е место на Ралли Фараонов
✅ 1987 год – 3-е место (ралли Париж-Дакар)
✅ 1987 год – 1-е место (ралли Елч)
✅ 1988 год – 2-е место (ралли Париж-Дакар)
✅ 1988 год – 1-е место (ралли Елч)
✅ 1992 год – 1-е место на Ралли Фараонов
Как видим, звездное время марки наступило в 1988 году. Тогда на старт в Париже вышло сразу 7 гоночных автомобилей завода. LIAZ вновь задействовал более мощные и легкие машины 111.154 с экипажами Крейсы, Йоклика, Брзобогаты (№ 616) и Москаля, Войтишека, Залески (№ 617). За руль машин сопровождения сели: Радек Фенцл, Богуслав Воншовски, Ладислав Файтл, Павел Свобода и Алеш Фотр.
Итоговое 2-е место, после упорной борьбы с «Татрой» Карела Лопрайза, завоевал экипаж Москаль. Разница во времени составила всего лишь несколько минут. Коллектив Крейсы снялся с соревнований из-за неисправности коробки передач. Стоит отметить и 1-е место Ладислава Файтла среди сопровождающих грузовиков.
В 90-е уже как грузовики сопровождения
В 1989-м категорию грузовиков сняли с соревнований из-за трагической аварии автомобиля Daf в предыдущем году. Они вернулись на трассу Дакара только в 1990-м. Для команды LIAZ-Becher построили новые автомобили от Павла Свободы. Первый ездил с Йозефом Какрдой и штурманом Ярославом Ламачем. Вторым управлял Богуслав Воншовски. Уже отсутствовал Иржи Москаль, который завершил свою спортивную карьеру в заводской команде. Он перешел работать в частную гоночную Hegmann – участницу категории EP.

Во время заездов гоночные LIAZ постоянно боролись с проблемами КПП. Итоговое место во второй десятке стало горькой пилюлей после великолепных выступлений конца 80-х. Как показали последующие годы, тот успех так и не удалось больше повторить.
В 1991 году они проехали по маршруту Париж-Триполи-Дакар в новом амплуа. В качестве сопровождающего команды Chesterfield Toyota LIAZ выступал под стартовым № 543 вместе с Воншовски и Залески. Второй автомобиль был приписан к команде «Омнипола» с экипажем Какрда, Велкоборски и Ламач.
После победы в прологе, на самом первом этапе неудача постигла Какрду, которому пришлось ремонтировать трансмиссию своего автомобиля №502. После этого он опустился на 58-е место. Еще один отказ турбокомпрессора привел к штрафу, в результате которого Какрда финишировал на общем 17-м месте. В следующем году LIAZ отправил полностью обновленные гоночные машины серии 200. Вот их особенности:
✅ рама с удлиненной колесной базой
✅ вертикальный двигатель серии M1.2C
✅ 16-ступенчатая коробка передач Praga
✅ система централизованного управления подкачкой шин из кабины
В то время команда стартовала под патронажем известного агентства ART Production K2, которое оказало неплохую финансовую поддержку. Машиной № 513 управляли Какрда, Йоклик, Жак, № 514 – Воншовски, Залески и Фанта, а 515-ю сопровождали Файтл, Духачек и Филип. Однако, если не считать победы Воншовского в прологе, выступление закончилось большой неудачей и разочарованием.
У Какрды уже на старте спустило колесо, потом фильтры забились некачественным африканским топливом, что привело к прогару поршня в финальной части соревнований. Воншовски не удержался в первой десятке, после аварии оказавшись на тридцатом месте.

В итоге экипаж Файтла закрепил за собой позицию замыкающего гонки соревнований, за что (несмотря на последнее место) получил награду честной игры на финише. Кроме того, в «Дакаре» участвовали 2 автомобиля помощи «Лиаз». Экипаж Адамец, Брзобогаты ездил на службе Yamaha (№534), а за рулём второго находился Мирослав Крейса (№524).
Дальнейшие выступления и закрытие предприятия
В 1995 году сопровождающий LIAZ участвовал в Дакаре от сборной Швейцарии. Уже в Испании, на раскисшей тестовой трассе, он завалился на бок. Но отделался лишь косметическими повреждениями, продолжив соревнования. Однако ведущий Lamborghini их команды сошёл с дистанции на шестом этапе, так что всем пришлось возвратится в Европу раньше срока.
В то время гоночный центр в Яблонце-над-Нисоу под руководством Фрэнка Войтишека пытался построить конкурентоспособный вариант. Он должен был наравне сражаться как с автомобилями Perlini, так и с Tatra Карела Лопрайза, которая в то время доминировала на ралли «Дакар». К сожалению, дальше грандиозных планов дело так и не пошло.

После долгого перерыва LIAZ выступил на «Дакаре» в 2003 году в составе частной команды Мартина Мачика. К 25-летию триумфа подготовили обновленный грузовик, на котором экипаж Воншовский, Залесский и Фанта завершил ралли Париж-Кейптаун в 1992 году. Он дошел до финиша, заняв итоговое 12-е место.
В следующем году на трассу соревнований вышли два LIAZ. Второй, модель 111.154 с кузовом-фургоном от Auto-Tech Vinor, стал последним, выпущенным заводом грузовым автомобилем. История предприятия завершилась 1 сентября 2003 года. Сегодня на мощностях в Яблонце-над-Нисоу собирают двигатели для разных моделей грузовиков и производят пар для отопления жилых комплексов.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

Новая Toyota RAV4 – сравниваем китайскую и японскую сборку
Одним из первых наиболее заметных отличий на днище этих автомобилей являются защитные экраны из пластика. Они мало походят на те, которыми оснащались RAV4...

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

До 100 км/ч за 1,38 секунды – как это возможно?
Когда кажется, что автомобильная индустрия уже показала все, появляется нечто, что рушит представления о возможном. В этом видео автор YouTube-канала «Big Look...

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...