Skoda-LIAZ 1985 года – первый грузовик из Восточной Европы на ралли Париж–Дакар
Многие марки европейских грузовиков прославились благодаря успешному участию в спортивных соревнованиях. Не стал исключением и российский KAMAZ. А самая популярная гонка, история которой включает несколько десятилетий, проходит по знойному бездорожью Африки, финишируя в городе Дакар.
В этих же соревнованиях, еще с середины 80-х годов, принимали участие и чехословацкие спортсмены. Оба местных бренда – LIAZ и Tatra регулярно выставляли свои команды. Хотя речь и не идет об их постоянном доминировании в гонках, но они очень часто находились в числе лидеров или первой десятке лучших.
Начало всей спортивной деятельности Skoda-LIAZ связано именно с участием в ралли Париж–Дакар. Уже осенью 1983 года стали задумываться о возможности подготовки автомобилей марки к этому сложнейшему заезду на длинные дистанции. Лоббированием идеи занялось трио в составе: Иржи Москаля, инженера Радека Фенцла, доцента и инженера Зденека Коваржа. Весной 1984 года тогдашний директор предприятия Виктор Корецкий дал добро на реализацию этой идеи.
Поскольку команде не хватало опыта, к сотрудничеству пригласили иностранного специалиста – француза Алена Галлана. По его совету начали строительство прототипа автомобиля, необходимого для первичных испытаний. Основная идея заключалась не в использовании непроверенных новых решений, а в максимальном задействовании надежных серийных деталей.
На протяжении всей гонки обе машины боролись с заниженными рулевыми тягами, которые экипажи пытались всячески усилить, приваривая рычаги крепления и т. д. Кроме того, «слабым звеном» оказался и штурман Ален Галлан, отказавшийся от участия в гонке. После нескольких проблем с раллийным грузовиком, он не захотел продолжать соревнования.
Таким образом, экипаж со стартовым № 626 (вместе с Коваржем и Брзобогаты) продолжил путь к финишу «Дакара» уже вне зачета. LIAZ под № 627 в составе Москаля, Йоклика и Фенцла, несмотря на трудности, завершил соревнования на неплохом для новичков 13-м месте.
На старте следующего, 8-го ралли Париж – Дакар в 1986 году уже стояли 3 автомобиля LIAZ (и две Tatra). Быстрые грузовики из Яблонца начали выступление просто великолепно. Но позже им всем сильно не повезло:
✅ первый свалился с дюны
✅ у второго отказал передний привод
✅ третий разбился и исключен из соревнований
Так случилось, что в одном из заездов экипаж Йоклика совершил свой знаменитый прыжок с 32-метровой дюны. После этого двум членам его команды (Тыля и Штера) пришлось сойти с дистанции из-за травм спины. Немногим позже произошел отказ переднего привода у машины экипажа Брзобогаты. В результате он добрался до Дакара уже вне зачета.
Третий автомобиль с Иржи Москалем, Крейсой и Войтишеком, имея лишь передний привод, успешно дошел до предпоследнего этапа в Сен-Луи. К сожалению, там он разбился и не успел к старту следующего заезда. Результатом стала дисквалификация последней надежды Либерецкого завода.
В 1987 году участники извлекли уроки, построив две совершенно новые и более быстрые машины типа 111.154. На них выступили экипажи Москаль (Йоклик, Залески – № 614) и Брзобогаты (Крейса, Воншовски – № 615). В то время, когда последний из них находился на втором месте в зачете грузовиков, ему пришлось сняться с соревнований после прыжка с дюны. Двое гонщиков даже отправились лечить травмы в Кладрубском институте.
Богуш Воншовски позже красочно описал свой прыжок, который совершил нечаянно, ослепленный солнцем. Когда его спасли из разбитой машины (ее обломки до сих пор находятся возле Билмы в Нигере), он несколько часов пролежал в пустыне на надувном матрасе.
– так тогда описывал свое приключение опытный водитель LIAZ.
К счастью, экипаж «Москаль, Йоклик, Залески» продолжил соревнования и успешно их завершил. В итоге они заняли 3-е место в категории грузовых автомобилей и первое – среди серийных моделей. Так начала писаться спортивная история марки LIAZ. В последующие годы присоединились и другие почетные титулы – вот неполный список:
✅ 1985 год – 1-е место на Ралли Фараонов
✅ 1987 год – 3-е место (ралли Париж-Дакар)
✅ 1987 год – 1-е место (ралли Елч)
✅ 1988 год – 2-е место (ралли Париж-Дакар)
✅ 1988 год – 1-е место (ралли Елч)
✅ 1992 год – 1-е место на Ралли Фараонов
Как видим, звездное время марки наступило в 1988 году. Тогда на старт в Париже вышло сразу 7 гоночных автомобилей завода. LIAZ вновь задействовал более мощные и легкие машины 111.154 с экипажами Крейсы, Йоклика, Брзобогаты (№ 616) и Москаля, Войтишека, Залески (№ 617). За руль машин сопровождения сели: Радек Фенцл, Богуслав Воншовски, Ладислав Файтл, Павел Свобода и Алеш Фотр.
Итоговое 2-е место, после упорной борьбы с «Татрой» Карела Лопрайза, завоевал экипаж Москаль. Разница во времени составила всего лишь несколько минут. Коллектив Крейсы снялся с соревнований из-за неисправности коробки передач. Стоит отметить и 1-е место Ладислава Файтла среди сопровождающих грузовиков.
В 1989-м категорию грузовиков сняли с соревнований из-за трагической аварии автомобиля Daf в предыдущем году. Они вернулись на трассу Дакара только в 1990-м. Для команды LIAZ-Becher построили новые автомобили от Павла Свободы. Первый ездил с Йозефом Какрдой и штурманом Ярославом Ламачем. Вторым управлял Богуслав Воншовски. Уже отсутствовал Иржи Москаль, который завершил свою спортивную карьеру в заводской команде. Он перешел работать в частную гоночную Hegmann – участницу категории EP.
Во время заездов гоночные LIAZ постоянно боролись с проблемами КПП. Итоговое место во второй десятке стало горькой пилюлей после великолепных выступлений конца 80-х. Как показали последующие годы, тот успех так и не удалось больше повторить.
В 1991 году они проехали по маршруту Париж-Триполи-Дакар в новом амплуа. В качестве сопровождающего команды Chesterfield Toyota LIAZ выступал под стартовым № 543 вместе с Воншовски и Залески. Второй автомобиль был приписан к команде «Омнипола» с экипажем Какрда, Велкоборски и Ламач.
После победы в прологе, на самом первом этапе неудача постигла Какрду, которому пришлось ремонтировать трансмиссию своего автомобиля №502. После этого он опустился на 58-е место. Еще один отказ турбокомпрессора привел к штрафу, в результате которого Какрда финишировал на общем 17-м месте. В следующем году LIAZ отправил полностью обновленные гоночные машины серии 200. Вот их особенности:
✅ рама с удлиненной колесной базой
✅ вертикальный двигатель серии M1.2C
✅ 16-ступенчатая коробка передач Praga
✅ система централизованного управления подкачкой шин из кабины
В то время команда стартовала под патронажем известного агентства ART Production K2, которое оказало неплохую финансовую поддержку. Машиной № 513 управляли Какрда, Йоклик, Жак, № 514 – Воншовски, Залески и Фанта, а 515-ю сопровождали Файтл, Духачек и Филип. Однако, если не считать победы Воншовского в прологе, выступление закончилось большой неудачей и разочарованием.
У Какрды уже на старте спустило колесо, потом фильтры забились некачественным африканским топливом, что привело к прогару поршня в финальной части соревнований. Воншовски не удержался в первой десятке, после аварии оказавшись на тридцатом месте.
В итоге экипаж Файтла закрепил за собой позицию замыкающего гонки соревнований, за что (несмотря на последнее место) получил награду честной игры на финише. Кроме того, в «Дакаре» участвовали 2 автомобиля помощи «Лиаз». Экипаж Адамец, Брзобогаты ездил на службе Yamaha (№534), а за рулём второго находился Мирослав Крейса (№524).
В 1995 году сопровождающий LIAZ участвовал в Дакаре от сборной Швейцарии. Уже в Испании, на раскисшей тестовой трассе, он завалился на бок. Но отделался лишь косметическими повреждениями, продолжив соревнования. Однако ведущий Lamborghini их команды сошёл с дистанции на шестом этапе, так что всем пришлось возвратится в Европу раньше срока.
В то время гоночный центр в Яблонце-над-Нисоу под руководством Фрэнка Войтишека пытался построить конкурентоспособный вариант. Он должен был наравне сражаться как с автомобилями Perlini, так и с Tatra Карела Лопрайза, которая в то время доминировала на ралли «Дакар». К сожалению, дальше грандиозных планов дело так и не пошло.
После долгого перерыва LIAZ выступил на «Дакаре» в 2003 году в составе частной команды Мартина Мачика. К 25-летию триумфа подготовили обновленный грузовик, на котором экипаж Воншовский, Залесский и Фанта завершил ралли Париж-Кейптаун в 1992 году. Он дошел до финиша, заняв итоговое 12-е место.
В следующем году на трассу соревнований вышли два LIAZ. Второй, модель 111.154 с кузовом-фургоном от Auto-Tech Vinor, стал последним, выпущенным заводом грузовым автомобилем. История предприятия завершилась 1 сентября 2003 года. Сегодня на мощностях в Яблонце-над-Нисоу собирают двигатели для разных моделей грузовиков и производят пар для отопления жилых комплексов.
В этих же соревнованиях, еще с середины 80-х годов, принимали участие и чехословацкие спортсмены. Оба местных бренда – LIAZ и Tatra регулярно выставляли свои команды. Хотя речь и не идет об их постоянном доминировании в гонках, но они очень часто находились в числе лидеров или первой десятке лучших.
С таким красавцем приятно и рядом постоять. Фото: youtube.com
Начало всей спортивной деятельности Skoda-LIAZ связано именно с участием в ралли Париж–Дакар. Уже осенью 1983 года стали задумываться о возможности подготовки автомобилей марки к этому сложнейшему заезду на длинные дистанции. Лоббированием идеи занялось трио в составе: Иржи Москаля, инженера Радека Фенцла, доцента и инженера Зденека Коваржа. Весной 1984 года тогдашний директор предприятия Виктор Корецкий дал добро на реализацию этой идеи.
Первый заезд 1985 года
Поскольку команде не хватало опыта, к сотрудничеству пригласили иностранного специалиста – француза Алена Галлана. По его совету начали строительство прототипа автомобиля, необходимого для первичных испытаний. Основная идея заключалась не в использовании непроверенных новых решений, а в максимальном задействовании надежных серийных деталей.
Собранный «нулевой экземпляр» в июле 1984 года применили для проверки привода и подвески. Он выдержал жесткие испытания на высоких скоростях и в труднопроходимой местности. После этого началось строительство двух гоночных автомобилей Skoda-LIAZ, которые вышли на старт 7-го ралли Париж-Дакар в 1985 году.
На протяжении всей гонки обе машины боролись с заниженными рулевыми тягами, которые экипажи пытались всячески усилить, приваривая рычаги крепления и т. д. Кроме того, «слабым звеном» оказался и штурман Ален Галлан, отказавшийся от участия в гонке. После нескольких проблем с раллийным грузовиком, он не захотел продолжать соревнования.
Таким образом, экипаж со стартовым № 626 (вместе с Коваржем и Брзобогаты) продолжил путь к финишу «Дакара» уже вне зачета. LIAZ под № 627 в составе Москаля, Йоклика и Фенцла, несмотря на трудности, завершил соревнования на неплохом для новичков 13-м месте.
Другие выступления в конце 80-х
На старте следующего, 8-го ралли Париж – Дакар в 1986 году уже стояли 3 автомобиля LIAZ (и две Tatra). Быстрые грузовики из Яблонца начали выступление просто великолепно. Но позже им всем сильно не повезло:
✅ первый свалился с дюны
✅ у второго отказал передний привод
✅ третий разбился и исключен из соревнований
Так случилось, что в одном из заездов экипаж Йоклика совершил свой знаменитый прыжок с 32-метровой дюны. После этого двум членам его команды (Тыля и Штера) пришлось сойти с дистанции из-за травм спины. Немногим позже произошел отказ переднего привода у машины экипажа Брзобогаты. В результате он добрался до Дакара уже вне зачета.
Третий автомобиль с Иржи Москалем, Крейсой и Войтишеком, имея лишь передний привод, успешно дошел до предпоследнего этапа в Сен-Луи. К сожалению, там он разбился и не успел к старту следующего заезда. Результатом стала дисквалификация последней надежды Либерецкого завода.
У гоночного LIAZ все начинается с тренировочных заездов. Фото: youtube.com
В 1987 году участники извлекли уроки, построив две совершенно новые и более быстрые машины типа 111.154. На них выступили экипажи Москаль (Йоклик, Залески – № 614) и Брзобогаты (Крейса, Воншовски – № 615). В то время, когда последний из них находился на втором месте в зачете грузовиков, ему пришлось сняться с соревнований после прыжка с дюны. Двое гонщиков даже отправились лечить травмы в Кладрубском институте.
Богуш Воншовски позже красочно описал свой прыжок, который совершил нечаянно, ослепленный солнцем. Когда его спасли из разбитой машины (ее обломки до сих пор находятся возле Билмы в Нигере), он несколько часов пролежал в пустыне на надувном матрасе.
Я видел, как стервятники начали кружить по небу. Затем внезапно послышался звук вертолета, и я оказался в больнице. Теперь сижу здесь и разговариваю, но не могу смеяться, потому что сильно болят ребра
– так тогда описывал свое приключение опытный водитель LIAZ.
К счастью, экипаж «Москаль, Йоклик, Залески» продолжил соревнования и успешно их завершил. В итоге они заняли 3-е место в категории грузовых автомобилей и первое – среди серийных моделей. Так начала писаться спортивная история марки LIAZ. В последующие годы присоединились и другие почетные титулы – вот неполный список:
✅ 1985 год – 1-е место на Ралли Фараонов
✅ 1987 год – 3-е место (ралли Париж-Дакар)
✅ 1987 год – 1-е место (ралли Елч)
✅ 1988 год – 2-е место (ралли Париж-Дакар)
✅ 1988 год – 1-е место (ралли Елч)
✅ 1992 год – 1-е место на Ралли Фараонов
Как видим, звездное время марки наступило в 1988 году. Тогда на старт в Париже вышло сразу 7 гоночных автомобилей завода. LIAZ вновь задействовал более мощные и легкие машины 111.154 с экипажами Крейсы, Йоклика, Брзобогаты (№ 616) и Москаля, Войтишека, Залески (№ 617). За руль машин сопровождения сели: Радек Фенцл, Богуслав Воншовски, Ладислав Файтл, Павел Свобода и Алеш Фотр.
Итоговое 2-е место, после упорной борьбы с «Татрой» Карела Лопрайза, завоевал экипаж Москаль. Разница во времени составила всего лишь несколько минут. Коллектив Крейсы снялся с соревнований из-за неисправности коробки передач. Стоит отметить и 1-е место Ладислава Файтла среди сопровождающих грузовиков.
В 90-е уже как грузовики сопровождения
В 1989-м категорию грузовиков сняли с соревнований из-за трагической аварии автомобиля Daf в предыдущем году. Они вернулись на трассу Дакара только в 1990-м. Для команды LIAZ-Becher построили новые автомобили от Павла Свободы. Первый ездил с Йозефом Какрдой и штурманом Ярославом Ламачем. Вторым управлял Богуслав Воншовски. Уже отсутствовал Иржи Москаль, который завершил свою спортивную карьеру в заводской команде. Он перешел работать в частную гоночную Hegmann – участницу категории EP.
Красочное оформление LIAZ видно издалека. Фото: youtube.com
Во время заездов гоночные LIAZ постоянно боролись с проблемами КПП. Итоговое место во второй десятке стало горькой пилюлей после великолепных выступлений конца 80-х. Как показали последующие годы, тот успех так и не удалось больше повторить.
В 1991 году они проехали по маршруту Париж-Триполи-Дакар в новом амплуа. В качестве сопровождающего команды Chesterfield Toyota LIAZ выступал под стартовым № 543 вместе с Воншовски и Залески. Второй автомобиль был приписан к команде «Омнипола» с экипажем Какрда, Велкоборски и Ламач.
После победы в прологе, на самом первом этапе неудача постигла Какрду, которому пришлось ремонтировать трансмиссию своего автомобиля №502. После этого он опустился на 58-е место. Еще один отказ турбокомпрессора привел к штрафу, в результате которого Какрда финишировал на общем 17-м месте. В следующем году LIAZ отправил полностью обновленные гоночные машины серии 200. Вот их особенности:
✅ рама с удлиненной колесной базой
✅ вертикальный двигатель серии M1.2C
✅ 16-ступенчатая коробка передач Praga
✅ система централизованного управления подкачкой шин из кабины
В то время команда стартовала под патронажем известного агентства ART Production K2, которое оказало неплохую финансовую поддержку. Машиной № 513 управляли Какрда, Йоклик, Жак, № 514 – Воншовски, Залески и Фанта, а 515-ю сопровождали Файтл, Духачек и Филип. Однако, если не считать победы Воншовского в прологе, выступление закончилось большой неудачей и разочарованием.
У Какрды уже на старте спустило колесо, потом фильтры забились некачественным африканским топливом, что привело к прогару поршня в финальной части соревнований. Воншовски не удержался в первой десятке, после аварии оказавшись на тридцатом месте.
Поведение на виражах лучше отработать заранее. Фото: youtube.com
В итоге экипаж Файтла закрепил за собой позицию замыкающего гонки соревнований, за что (несмотря на последнее место) получил награду честной игры на финише. Кроме того, в «Дакаре» участвовали 2 автомобиля помощи «Лиаз». Экипаж Адамец, Брзобогаты ездил на службе Yamaha (№534), а за рулём второго находился Мирослав Крейса (№524).
Дальнейшие выступления и закрытие предприятия
В 1995 году сопровождающий LIAZ участвовал в Дакаре от сборной Швейцарии. Уже в Испании, на раскисшей тестовой трассе, он завалился на бок. Но отделался лишь косметическими повреждениями, продолжив соревнования. Однако ведущий Lamborghini их команды сошёл с дистанции на шестом этапе, так что всем пришлось возвратится в Европу раньше срока.
В то время гоночный центр в Яблонце-над-Нисоу под руководством Фрэнка Войтишека пытался построить конкурентоспособный вариант. Он должен был наравне сражаться как с автомобилями Perlini, так и с Tatra Карела Лопрайза, которая в то время доминировала на ралли «Дакар». К сожалению, дальше грандиозных планов дело так и не пошло.
Надпись на лобовом – в память о первом заезде 1985 года. Фото: youtube.com
После долгого перерыва LIAZ выступил на «Дакаре» в 2003 году в составе частной команды Мартина Мачика. К 25-летию триумфа подготовили обновленный грузовик, на котором экипаж Воншовский, Залесский и Фанта завершил ралли Париж-Кейптаун в 1992 году. Он дошел до финиша, заняв итоговое 12-е место.
В следующем году на трассу соревнований вышли два LIAZ. Второй, модель 111.154 с кузовом-фургоном от Auto-Tech Vinor, стал последним, выпущенным заводом грузовым автомобилем. История предприятия завершилась 1 сентября 2003 года. Сегодня на мощностях в Яблонце-над-Нисоу собирают двигатели для разных моделей грузовиков и производят пар для отопления жилых комплексов.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...