
Советский мотоцикл К-750 – легенда, популярная в 90-х у «самодельщиков»
Советские тяжелые мотоциклы имеют одного общего предка – BMW R-71. Началось все с модели М-72, производство которой освоили еще в конце 1930-х.
Считается, что оппозиты выпускались в Советском Союзе на двух заводах – ирбитском и киевском. Если брать в общем, то это действительно так. Но изначально производство наладили в других городах. Первые довоенные М-72 собирали в Москве, Харькове и Ленинграде.
Это потом их эвакуировали в Ирбит. А Киевский мотозавод вообще начал делать оппозиты серийно только в 1952 году.
Тот самый прародитель советских оппозитов – BMW R-71. Фото: Youtube.com
Споры о том, какой советский тяжелый байк лучше, велись еще в СССР. Ведь несмотря на внешнее сходство и одного прародителя, у моделей от ИМЗ и КМЗ много мелких отличий. Чтобы примирить спорщиков, отметим, что есть у обоих мотоциклов сильные и слабые стороны.
Разбираться в отличиях мы не будем. Герой сегодняшней статьи – это К-750. Данный мотоцикл в 90-х был самой желанной «жертвой» самодельщиков, выбирающих его в качестве базы для создания чопперов.
К счастью, не все «Касьяны» переделали в то время. Некоторые сохранились и даже отреставрированы.
Считается, что именно К-750 стал первой самостоятельной моделью Киевского завода. Это не совсем так. Разделение началось с модернизации М-72. Тогда модель, выпускаемая в Ирбите, получила литеру «М» в названии, а киевский оппозит назывался М-72Н.
Такие М-72 выпускались в Ирбите. Фото: Youtube.com
Несмотря на внешнюю схожесть, последний мотоцикл имел некоторые особенности. Самая главная из них – это алюминиевые барабаны колес. У М-72М они были стальные, с венцами крепления спиц типа «ромашка». Как гражданская машина, «Урал» имел и эмблему ИМЗ на топливном баке.
Общие отличия модернизированных мотоциклов от базовых М-72:
✅ Шарикоподшипник распредвала
✅ П-образный пусковой вал КПП
✅ Измененная главная передача
✅ Новая рама
✅ Не полностью взаимозаменяемые вилки, колеса и тормозная система
Именно с доработанных М-72 и началось разделение двух советских заводов. Модели для гражданского рынка можно было делать разными. Хотя, владельцев это никогда не останавливало. На «Днепры» и «Уралы», независимо от года выпуска, ставили те детали, которые удавалось найти.
А вот это уже «полностью новая» модель от КМЗ. Хотя, кавычки тут не просто так – все равно советские оппозиты конструктивно похожи. К-750 разрабатывали с оглядкой на гражданский рынок, сделав модель более мощной, комфортной и надежной. Хотя, на современный взгляд, все это условности. О каком удобстве эксплуатации вообще можно говорить по отношению к советскому мотоциклу?
Киевский М-72Н уже отличался в мелочах. Фото: Youtube.com
Это скорее конструктор или тренажер, который научит не бояться двухколесной техники. После любого оппозита из СССР, ни один зарубежный байк не вызовет сомнений, стоит отдать его на СТО или попытаться починить своими руками. Конечно, нужно пробовать ремонтировать самостоятельно, тем более, что инструментов в гараже после «Урала» или «Днепра» должно остаться порядочное количество.
Мощность двигателя повышена с 22 до 26 л. с. За счет этого выросла максимальная скорость с 90 до 110 км/ч. Существенная прибавка, хотя так «летать» по сельским дорогам, да еще с коляской, не рекомендовалось.
Несмотря на то, что модель была новой, заводы КМЗ и ИМЗ все равно тесно сотрудничали. Тогда ни о какой конкуренции и речи быть не могло – сбыт был у всех. Поэтому унификация между разными моделями советских оппозитов оказалась высокой.
К-750 в таком состоянии будет неизменно привлекать внимание. Фото: Youtube.com
Сейчас данное обстоятельство превратило большинство оригинальных «Днепров» и «Уралов» в неких сборных «монстров». Узнать в них какую-то определенную модель зачастую сложно.
По старой советской традиции, после рестайлинга мотоцикл получил литеру «М» в названии. Это уже была своя модель, поэтому нужда как-то делить индекс с Ирбитским заводом отпала.
Двигатель мотоцикла был подвергнут ряду доработок. Согласно технической документации, инженерам удалось снизить теплонагруженность мотора на 20-25 градусов Цельсия. В первую очередь, этого достигли за счет лучшего воздушного охлаждения цилиндров и масла в картере.
Это двигатель модернизированного мотоцикла. Фото: Youtube.com
Рассмотрев жалобы владельцев ранних К-750, было решено доработать коробку передач. Механизм включения заменили на более совершенный, что повысило ресурс узла.
Наконец избавились от рычажной передней вилки. Вместо нее поставили «телескоп» с двойным гидроамортизатором. Это позволило увеличить ходы, соответственно, передвигаться по пересеченной местности стало комфортнее.
Были и другие нововведения:
✅ Новая ручка газа
✅ Крепкие на излом рукоятки сцепления и тормоза
✅ Модернизированный коленвал
Производитель сумел снизить расход топлива на литр и масла на угар. Хотя, судя по личному опыту, последняя техническая жидкость все равно периодически течет, несмотря на своевременное обслуживание. Такой уж это мотоцикл, не зря шутят, что, если под оппозитом нет лужи или хотя бы капель масла, значит оно вытекло.
Во-первых, нужно упомянуть, что инженеры Киевского мотоциклетного завода разрабатывали К-750 далеко не с нуля. Поэтому двигатель у него взят от М-72М и доработан. Силовой агрегат с объемом 750 см3 все еще нижневальный, кстати, последний в данной линейке.
Цельные сиденья-диваны тогда еще не ставили. Фото: Youtube.com
Потом его заменили на двигатель 650 «кубиков», но уже на следующей модели, названной К-650. Он верхневальный, поэтому и мощнее получился, несмотря на меньший объем.
Ранние К-750, которые выпускались до 1961 года, кроме рычажной вилки, отличаются и специфическими «обратными» рукоятками тормоза и сцепления. Помимо оригинального внешнего вида, они защищают кисти гонщика от ударов. Не идеально, конечно, но это и не главная их функция.
Обратите внимание на заводской бак – он тут как раз чопперной формы. Фото: Youtube.com
Отличается на раннем К-750 и фара – она короткая визуально. Рама не такая длинная, да и колесные ступицы тонкие. Так что модернизация исправила недоработки, но одновременно упростила мотоцикл внешне.
К-750 – это красивый байк. Он неизменно привлекает внимание. Забавно иногда наблюдать, как разгорается огонь в глазах у убеленных сединами мужчин, когда они видят и слышат этот мотоцикл.
Двигатель, несмотря на примитивность и «древность» конструкции, надежен, если доработать его. Потрудиться, конечно, придется, зато заводской «табун» из 26 «лошадок» можно увеличить до 32 л. с.
Панель приборов тут в фаре. Фото: Youtube.com
Если использовать К-750 в качестве транспортного средства, то он подойдет тем, кто ценит неспешные прогулки в сельской местности. Благодаря наличию коляски, техника могла бы стать «туристом», но увы – это советский старый мотоцикл, далеко ехать без ящика запчастей и инструмента страшно.
А вот отправиться на праздник, вроде 9 мая – это дело хорошее. Главное, чтобы мотоцикл сохранился. Таких, к сожалению, не осталось, но найти отреставрированные экземпляры еще получится.
Если есть большой гараж, то К-750 станет неплохим вложением средств. Купить его можно за 150 тысяч рублей в идеальном состоянии. Если хорошенько поискать, конечно.
Считается, что оппозиты выпускались в Советском Союзе на двух заводах – ирбитском и киевском. Если брать в общем, то это действительно так. Но изначально производство наладили в других городах. Первые довоенные М-72 собирали в Москве, Харькове и Ленинграде.
Это потом их эвакуировали в Ирбит. А Киевский мотозавод вообще начал делать оппозиты серийно только в 1952 году.

Споры о том, какой советский тяжелый байк лучше, велись еще в СССР. Ведь несмотря на внешнее сходство и одного прародителя, у моделей от ИМЗ и КМЗ много мелких отличий. Чтобы примирить спорщиков, отметим, что есть у обоих мотоциклов сильные и слабые стороны.
Разбираться в отличиях мы не будем. Герой сегодняшней статьи – это К-750. Данный мотоцикл в 90-х был самой желанной «жертвой» самодельщиков, выбирающих его в качестве базы для создания чопперов.
К счастью, не все «Касьяны» переделали в то время. Некоторые сохранились и даже отреставрированы.
Предшественник
Считается, что именно К-750 стал первой самостоятельной моделью Киевского завода. Это не совсем так. Разделение началось с модернизации М-72. Тогда модель, выпускаемая в Ирбите, получила литеру «М» в названии, а киевский оппозит назывался М-72Н.

Несмотря на внешнюю схожесть, последний мотоцикл имел некоторые особенности. Самая главная из них – это алюминиевые барабаны колес. У М-72М они были стальные, с венцами крепления спиц типа «ромашка». Как гражданская машина, «Урал» имел и эмблему ИМЗ на топливном баке.
Общие отличия модернизированных мотоциклов от базовых М-72:
✅ Шарикоподшипник распредвала
✅ П-образный пусковой вал КПП
✅ Измененная главная передача
✅ Новая рама
✅ Не полностью взаимозаменяемые вилки, колеса и тормозная система
Именно с доработанных М-72 и началось разделение двух советских заводов. Модели для гражданского рынка можно было делать разными. Хотя, владельцев это никогда не останавливало. На «Днепры» и «Уралы», независимо от года выпуска, ставили те детали, которые удавалось найти.
Отличия К-750
А вот это уже «полностью новая» модель от КМЗ. Хотя, кавычки тут не просто так – все равно советские оппозиты конструктивно похожи. К-750 разрабатывали с оглядкой на гражданский рынок, сделав модель более мощной, комфортной и надежной. Хотя, на современный взгляд, все это условности. О каком удобстве эксплуатации вообще можно говорить по отношению к советскому мотоциклу?

Это скорее конструктор или тренажер, который научит не бояться двухколесной техники. После любого оппозита из СССР, ни один зарубежный байк не вызовет сомнений, стоит отдать его на СТО или попытаться починить своими руками. Конечно, нужно пробовать ремонтировать самостоятельно, тем более, что инструментов в гараже после «Урала» или «Днепра» должно остаться порядочное количество.
Итак, несмотря на вышесказанное, у К-750 появилась «мягкость хода». Ведь гидравлические амортизаторы шасси и резиновые рессоры коляски поставили именно для этих целей.
Мощность двигателя повышена с 22 до 26 л. с. За счет этого выросла максимальная скорость с 90 до 110 км/ч. Существенная прибавка, хотя так «летать» по сельским дорогам, да еще с коляской, не рекомендовалось.
Несмотря на то, что модель была новой, заводы КМЗ и ИМЗ все равно тесно сотрудничали. Тогда ни о какой конкуренции и речи быть не могло – сбыт был у всех. Поэтому унификация между разными моделями советских оппозитов оказалась высокой.

Сейчас данное обстоятельство превратило большинство оригинальных «Днепров» и «Уралов» в неких сборных «монстров». Узнать в них какую-то определенную модель зачастую сложно.
Модернизация или К-750М
По старой советской традиции, после рестайлинга мотоцикл получил литеру «М» в названии. Это уже была своя модель, поэтому нужда как-то делить индекс с Ирбитским заводом отпала.
Двигатель мотоцикла был подвергнут ряду доработок. Согласно технической документации, инженерам удалось снизить теплонагруженность мотора на 20-25 градусов Цельсия. В первую очередь, этого достигли за счет лучшего воздушного охлаждения цилиндров и масла в картере.

Рассмотрев жалобы владельцев ранних К-750, было решено доработать коробку передач. Механизм включения заменили на более совершенный, что повысило ресурс узла.
Наконец избавились от рычажной передней вилки. Вместо нее поставили «телескоп» с двойным гидроамортизатором. Это позволило увеличить ходы, соответственно, передвигаться по пересеченной местности стало комфортнее.
Были и другие нововведения:
✅ Новая ручка газа
✅ Крепкие на излом рукоятки сцепления и тормоза
✅ Модернизированный коленвал
Производитель сумел снизить расход топлива на литр и масла на угар. Хотя, судя по личному опыту, последняя техническая жидкость все равно периодически течет, несмотря на своевременное обслуживание. Такой уж это мотоцикл, не зря шутят, что, если под оппозитом нет лужи или хотя бы капель масла, значит оно вытекло.
Технические особенности
Во-первых, нужно упомянуть, что инженеры Киевского мотоциклетного завода разрабатывали К-750 далеко не с нуля. Поэтому двигатель у него взят от М-72М и доработан. Силовой агрегат с объемом 750 см3 все еще нижневальный, кстати, последний в данной линейке.

Потом его заменили на двигатель 650 «кубиков», но уже на следующей модели, названной К-650. Он верхневальный, поэтому и мощнее получился, несмотря на меньший объем.
Производительность силового агрегата К-750 удалось увеличить за счет повышения степени сжатия. Масляный резервуар получил оребрение для эффективного охлаждения. Почти радиатор, только маленький!
Ранние К-750, которые выпускались до 1961 года, кроме рычажной вилки, отличаются и специфическими «обратными» рукоятками тормоза и сцепления. Помимо оригинального внешнего вида, они защищают кисти гонщика от ударов. Не идеально, конечно, но это и не главная их функция.

Отличается на раннем К-750 и фара – она короткая визуально. Рама не такая длинная, да и колесные ступицы тонкие. Так что модернизация исправила недоработки, но одновременно упростила мотоцикл внешне.
Впечатления
К-750 – это красивый байк. Он неизменно привлекает внимание. Забавно иногда наблюдать, как разгорается огонь в глазах у убеленных сединами мужчин, когда они видят и слышат этот мотоцикл.
Двигатель, несмотря на примитивность и «древность» конструкции, надежен, если доработать его. Потрудиться, конечно, придется, зато заводской «табун» из 26 «лошадок» можно увеличить до 32 л. с.

Если использовать К-750 в качестве транспортного средства, то он подойдет тем, кто ценит неспешные прогулки в сельской местности. Благодаря наличию коляски, техника могла бы стать «туристом», но увы – это советский старый мотоцикл, далеко ехать без ящика запчастей и инструмента страшно.
А вот отправиться на праздник, вроде 9 мая – это дело хорошее. Главное, чтобы мотоцикл сохранился. Таких, к сожалению, не осталось, но найти отреставрированные экземпляры еще получится.
Если есть большой гараж, то К-750 станет неплохим вложением средств. Купить его можно за 150 тысяч рублей в идеальном состоянии. Если хорошенько поискать, конечно.
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....