«Летающий мотоцикл» Ка-10 — одноместный вертолет, построенный в 1949 году
Средства малой авиации стали массово появляться в последнее десятилетие. Но это далеко не новая концепция. Вы поверите, что еще в 1949 г был создан полностью рабочий вариант, который хоть и не без эксцессов, но все-таки прошел испытания и даже использовался на флоте? Легкий многоцелевой вертолет Ка-10 сильно опередил свое время и стал образцом конструкторской мысли советских инженеров.
Мало того, что это был компактный летательный аппарат — он мог приземляться как на землю, так и на прицеп машины, палубу корабля или просто на воду. Это существенно расширяло возможности использования и делало данный вариант интересным для эксплуатации на морфлоте.
Инициатором и руководителем проекта был легендарный конструктор Николай Камов. Именно вокруг него сплотилась команда молодых инженеров, бюро получило название ОКБ-2. Оно располагалось на территории первого в стране завода, ориентированного на создание вертолетов, на котором были необходимые производственные мощности и инфраструктура для испытательных полетов.
Историческим фактом является то, что вертолет разработали в течение нескольких месяцев. Но нужно иметь в виду, что модель строили на основе Ка-8, изменив некоторые узлы и внеся доработки. То есть, техника делалась не с нуля, что и сэкономило время.
Вначале построили 4 экземпляра. №1 предназначался для ресурсных испытаний, остальные — для полетных. Первый полет произошел 30 августа 1949 г и завершился успешно. Летательный аппарат сделал круг и приземлился.
При проведении последней стадии испытаний на аэродроме «Измайлово» случилась трагедия. Летчик Михаил Гуров проводил полет на время. Видимо, для экономии топлива, скорость вращения винтов была снижена на 5%, что в определенный момент привело к срыву потока. Из-за этого вертолет скабрировал, в первый раз Гурову удалось стабилизировать его. Но повторное кабрирование стало роковым — сложились лопасти и техника упала с высоты около 200 м. От полученных травм пилот скончался.
Проверочные полеты продолжили в 1950 году, после завершения обязательной программы были проведены государственные испытания. В 1951 г было принято решение о постройке десяти вертолетов Ка-10 для нужд ВМФ СССР. А все, кто участвовал в создании модели, были представлены к Сталинской премии.
Материал изготовления каркаса — хромансилевые трубы, диаметр варьировался от 8 до 18 мм. По центру находилась опорная площадка, на нее ставился двигатель АИ-4Г, рядом располагалось кресло пилота. По сторонам несущей конструкции крепились две опоры в виде баллонов, в которые под небольшим давлением закачивался воздух.
Для опорных элементов применяли прорезиненный материал, который для надежности складывался в два слоя. Внутреннее пространство было разделено на 4 части, чтобы при повреждении баллона конструкция обеспечивала необходимую плавучесть и мягкость приземления. Для повышения износостойкости по всей длине нижней части дополнительно клеили резиновую полосу. Бак вместимостью 33 л ставился спереди, подкосы для хвостовой конструкции крепились сразу за креслом пилота.
Крутящий момент от силового агрегата передавался через нижний двигательный и верхний распределительный редукторы. Силовой кожух закрывал трубчатый главный вал. Так как винты двигались в противоположных направлениях, крутящий момент распределялся между ними с помощью рычага. Управление состоияло как из ручных элементов, так и педалей. Один рычаг менял угол наклона винтов, тем самым регулируя подъемную силу, второй регулировал плоскость вращения, что позволяло двигаться в нужном направлении.
При диаметре несущего винта в 5,8 м длина платформы составляла 3,5 м при высоте 2,5 м. При собственной массе 239 кг вертолет мог перевозить до 131 кг груза. Скорость — до 120 км при высоте подъема 2500 м. В разных источниках практическая дальность полета указывалась в диапазоне от 140 до 170 км. При этом расход топлива составлял всего 12 кг горючего, что по тем временам было мизерным показателем.
Мобильность техники была отличной, даже сегодня мало аналогов, которые могут так искусно маневрировать в ограниченном пространстве и приземляться с такой же точностью. Но при этом пилоты отмечали, что при управлении нужно прикладывать достаточно большое усилие как на рычаги, так и на педали. Это связано с тем, что система была заимствована от Ка-8. Увеличение крутящего момента на 70% в разы повысило силу трения в шлицах, по которым ходили втулки, что и стало причиной «тяжелого» руления.
Естественно, ни о какой эстетике и комфорте в то время речи не шло. Ка-10 был чисто утилитарной техникой, предназначенной для выполнения определенных задач. Отсутствие кабины делало эксплуатацию в зимний период невозможной.
В модели использовалось такое оборудование как высотомер, вариометр, указатель скорости. Также показывалась скорость вращения винтов, был установлен датчик скольжения и компас. Приборы и другое оборудование питались за счет аккумуляторных батарей.
Для связи применялась радиостанция РСИ-3М1, на борту находился баллон со сжатым воздухом, с помощью которого запускался двигатель. На случай посадки в лесу в запасе имелась ракетница. Из интересных дополнений можно отметить наличие кронштейнов для буйков и киноаппарата.
Что касается безопасности, то при аварии на большой высоте нужно было откинуть спинку кресла назад, отстегнуть ремни и просто выпасть вниз. Так было реализовано спасение пилота — все приходилось делать вручную, никакой автоматики не предусматривалось.
ОКБ-2 в 1952 г изготовило 10 единиц техники по заказу флота. Интересно то, что образец не прошел испытания, которые были назначены перед вводом в эксплуатацию. Несмотря на это представители ВМФ не отказались от техники. Разработчикам был выслан акт с найденными проблемами, по которому все они были устранены.
Вертолеты располагались на борту линкора «Новороссийск», который в то время находился в Севастополе. Их использовали для разных целей: передача сообщений и важных пакетов между боевыми судами, наведение артиллерийского огня во время учебных стрельб, обнаружение подводных лодок и минных заслонов и т.д.
Испытания длились 3 месяца. За это время вертолеты совершили свыше 480 вылетов. В итоге было дано заключение, что техника достаточно проста в эксплуатации и зарекомендовала себя хорошо. Но для нужд военно-морского флота необходимы двухместные модификации, на которых можно использовать дополнительное оборудование и легкое вооружение.
Это поставило точку в истории Ка-10, вместо него был разработан двухместный Ка-15. Но командующий морской авиацией запросил производство пятнадцати улучшенных модификаций, у которых в названии добавилась буква «М». В них внесли ряд изменений: доработанная система управления, увеличенные винты, модернизированное хвостовое оперение и т.д. Это повысило надежность вертолета и улучшило его курсовую устойчивость.
В 1953 г Ка-10М участвовал в параде в честь Дня авиации, проводимом в Тушино. Во время торжественных мероприятий он садился в кузов грузовика ЗИС.
Известно, что техника использовалась для обучения пилотов перед тем, как они садились на двухместный вариант. Точных сведений о сроках эксплуатации и информации о сохранившихся экземплярах нет. Хочется надеяться, что хотя бы один вертолет остался, ведь это образец конструкторской мысли конца 40-х годов и один из родоначальников легендарной серии «Ка».
Мало того, что это был компактный летательный аппарат — он мог приземляться как на землю, так и на прицеп машины, палубу корабля или просто на воду. Это существенно расширяло возможности использования и делало данный вариант интересным для эксплуатации на морфлоте.
Немного истории
Инициатором и руководителем проекта был легендарный конструктор Николай Камов. Именно вокруг него сплотилась команда молодых инженеров, бюро получило название ОКБ-2. Оно располагалось на территории первого в стране завода, ориентированного на создание вертолетов, на котором были необходимые производственные мощности и инфраструктура для испытательных полетов.
Один из испытательных полетов Ка-10. Фото:youtube.com
Историческим фактом является то, что вертолет разработали в течение нескольких месяцев. Но нужно иметь в виду, что модель строили на основе Ка-8, изменив некоторые узлы и внеся доработки. То есть, техника делалась не с нуля, что и сэкономило время.
Вначале построили 4 экземпляра. №1 предназначался для ресурсных испытаний, остальные — для полетных. Первый полет произошел 30 августа 1949 г и завершился успешно. Летательный аппарат сделал круг и приземлился.
При проведении последней стадии испытаний на аэродроме «Измайлово» случилась трагедия. Летчик Михаил Гуров проводил полет на время. Видимо, для экономии топлива, скорость вращения винтов была снижена на 5%, что в определенный момент привело к срыву потока. Из-за этого вертолет скабрировал, в первый раз Гурову удалось стабилизировать его. Но повторное кабрирование стало роковым — сложились лопасти и техника упала с высоты около 200 м. От полученных травм пилот скончался.
Пилот располагался под винтами без какого-либо защитного экрана. Фото:youtube.com
Проверочные полеты продолжили в 1950 году, после завершения обязательной программы были проведены государственные испытания. В 1951 г было принято решение о постройке десяти вертолетов Ка-10 для нужд ВМФ СССР. А все, кто участвовал в создании модели, были представлены к Сталинской премии.
Конструктивные особенности
Материал изготовления каркаса — хромансилевые трубы, диаметр варьировался от 8 до 18 мм. По центру находилась опорная площадка, на нее ставился двигатель АИ-4Г, рядом располагалось кресло пилота. По сторонам несущей конструкции крепились две опоры в виде баллонов, в которые под небольшим давлением закачивался воздух.
Для опорных элементов применяли прорезиненный материал, который для надежности складывался в два слоя. Внутреннее пространство было разделено на 4 части, чтобы при повреждении баллона конструкция обеспечивала необходимую плавучесть и мягкость приземления. Для повышения износостойкости по всей длине нижней части дополнительно клеили резиновую полосу. Бак вместимостью 33 л ставился спереди, подкосы для хвостовой конструкции крепились сразу за креслом пилота.
Левый рычаг регулировал подъемную силу вертолета. Фото:youtube.com
Крутящий момент от силового агрегата передавался через нижний двигательный и верхний распределительный редукторы. Силовой кожух закрывал трубчатый главный вал. Так как винты двигались в противоположных направлениях, крутящий момент распределялся между ними с помощью рычага. Управление состоияло как из ручных элементов, так и педалей. Один рычаг менял угол наклона винтов, тем самым регулируя подъемную силу, второй регулировал плоскость вращения, что позволяло двигаться в нужном направлении.
При диаметре несущего винта в 5,8 м длина платформы составляла 3,5 м при высоте 2,5 м. При собственной массе 239 кг вертолет мог перевозить до 131 кг груза. Скорость — до 120 км при высоте подъема 2500 м. В разных источниках практическая дальность полета указывалась в диапазоне от 140 до 170 км. При этом расход топлива составлял всего 12 кг горючего, что по тем временам было мизерным показателем.
Мобильность техники была отличной, даже сегодня мало аналогов, которые могут так искусно маневрировать в ограниченном пространстве и приземляться с такой же точностью. Но при этом пилоты отмечали, что при управлении нужно прикладывать достаточно большое усилие как на рычаги, так и на педали. Это связано с тем, что система была заимствована от Ка-8. Увеличение крутящего момента на 70% в разы повысило силу трения в шлицах, по которым ходили втулки, что и стало причиной «тяжелого» руления.
Правой рукояткой можно было легко задать направление движения. Фото:youtube.com
Естественно, ни о какой эстетике и комфорте в то время речи не шло. Ка-10 был чисто утилитарной техникой, предназначенной для выполнения определенных задач. Отсутствие кабины делало эксплуатацию в зимний период невозможной.
В модели использовалось такое оборудование как высотомер, вариометр, указатель скорости. Также показывалась скорость вращения винтов, был установлен датчик скольжения и компас. Приборы и другое оборудование питались за счет аккумуляторных батарей.
Для связи применялась радиостанция РСИ-3М1, на борту находился баллон со сжатым воздухом, с помощью которого запускался двигатель. На случай посадки в лесу в запасе имелась ракетница. Из интересных дополнений можно отметить наличие кронштейнов для буйков и киноаппарата.
Вертолет мог садиться на воду и подниматься с нее. Фото:youtube.com
Что касается безопасности, то при аварии на большой высоте нужно было откинуть спинку кресла назад, отстегнуть ремни и просто выпасть вниз. Так было реализовано спасение пилота — все приходилось делать вручную, никакой автоматики не предусматривалось.
Судьба вертолета
ОКБ-2 в 1952 г изготовило 10 единиц техники по заказу флота. Интересно то, что образец не прошел испытания, которые были назначены перед вводом в эксплуатацию. Несмотря на это представители ВМФ не отказались от техники. Разработчикам был выслан акт с найденными проблемами, по которому все они были устранены.
Вертолеты располагались на борту линкора «Новороссийск», который в то время находился в Севастополе. Их использовали для разных целей: передача сообщений и важных пакетов между боевыми судами, наведение артиллерийского огня во время учебных стрельб, обнаружение подводных лодок и минных заслонов и т.д.
Испытания длились 3 месяца. За это время вертолеты совершили свыше 480 вылетов. В итоге было дано заключение, что техника достаточно проста в эксплуатации и зарекомендовала себя хорошо. Но для нужд военно-морского флота необходимы двухместные модификации, на которых можно использовать дополнительное оборудование и легкое вооружение.
на параде в Тушино вертолет Ка-10 сел на платформу ЗИС-150. Фото:youtube.com
Это поставило точку в истории Ка-10, вместо него был разработан двухместный Ка-15. Но командующий морской авиацией запросил производство пятнадцати улучшенных модификаций, у которых в названии добавилась буква «М». В них внесли ряд изменений: доработанная система управления, увеличенные винты, модернизированное хвостовое оперение и т.д. Это повысило надежность вертолета и улучшило его курсовую устойчивость.
В 1953 г Ка-10М участвовал в параде в честь Дня авиации, проводимом в Тушино. Во время торжественных мероприятий он садился в кузов грузовика ЗИС.
Известно, что техника использовалась для обучения пилотов перед тем, как они садились на двухместный вариант. Точных сведений о сроках эксплуатации и информации о сохранившихся экземплярах нет. Хочется надеяться, что хотя бы один вертолет остался, ведь это образец конструкторской мысли конца 40-х годов и один из родоначальников легендарной серии «Ка».
- Ice
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Из CR929 – С929: где Китай возьмет двигатели?
После выхода РФ из проекта CR929, китайцы продолжили строить самолет самостоятельно. Планер и электронное оборудование КНР по силам, но с двигателем –...
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Дизельный УАЗ и дюжина новых моделей – компания Sollers провела грандиозную презентацию
Российская компания давно не проводила мероприятия таких масштабов. Бренд подготовил новые фургоны, пикапы, минивэн и внедорожник. Кроме того, улучшили и...
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Вертолетное шасси – полозья или колеса?
Почему-то у американских вертолетов в основном полозья, а у советских, российских – колеса. А что лучше и надежнее? Это и будем выяснять....
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....