Сегодня мы расскажем про ЛуАЗ – советский «проходимец», внешне напоминающий армейскую амфибию. И это сравнение приведено не просто так!
Из военного в гражданские
Война в Корее 1950-53 гг. неофициально стала конфликтом между США и СССР. Как это связано с появлением ЛуАЗ? Все просто – был у американцев транспортер переднего края с индексом М-274, более известный под армейским прозвищем «Механический мул».

В Советском Союзе подобной техники не имелось, внедорожники ГАЗ оказались слишком тяжелыми для джунглей Кореи. Пришлось разрабатывать свой ТПК.
Был создан транспортер переднего края, получивший название ЛуАЗ-967. Самое смешное, что эта техника начала серийно производиться с 1975 г. А гражданский вариант ЛуАЗ-969 поставили на конвейер с 1966 года, разработав прототип в 1964 г.
Первая версия
Изначально внедорожник назывался ЗАЗ-969В и собрали опытный образец на заводе «Коммунар». Серийная сборка производилась в Луцке.
Были они переднеприводные. Таким внедорожник собирали до 1969 года. После решения проблем с комплектующими, появился полноценный ЛуАЗик, каким его многие помнят до сих пор.
Машина получилась замечательной:
- ? Облегченный кузов в форме лодки (дань родству с амфибией)
- ? Независимая подвеска
- ? Днище плоское
- ? Приводы с редукторами
- ? Понижающая передача
- ? Клиренс в 283 мм при колесиках 13-го радиуса
Портил все впечатление нелепый внешний вид коробочки и слабосильный двигатель от ЗАЗ.
Ни о каком комфорте внутри этого внедорожного чуда говорить не приходилось – это типичный военный автомобиль с сиденьями-скамейками и стальными панелями. Тентованный кузов был не герметичен, чему способствовало низкое качество сборки.

Двигатель с трудом разгонял внедорожник до 65 км/ч, некоторые узлы автомобиля надежностью не отличались. Но зато охотники, лесники, туристы и прочие дачники быстро оценили проходимость. Стоило один раз прокатиться на ЛуАЗ-696 по бездорожью и в него влюблялись. Этому автомобилю реально было все равно, куда и как ехать!
Модернизации
Многочисленные жалобы никогда не подстегивали советских автопроизводителей дорабатывать свои модели. Зачем – машин и так на всех не хватает, на них очереди, а значит, заберут в любом виде! Но «сверху» требовали внедрения новых моделей или модернизации старых. Поэтому в 1975 году ЛуАЗ-696 доработали.
Изменения в основном коснулись двигателя – старый 30-сильный моторчик заменили на более современный агрегат с рабочим объемом 1,2 литра, развивающий целых 40 л. с. ЛуАЗ-696А теперь мог разогнаться до 85 км/ч на трассе, хотя держать такой темп длительное время было губительно для мотора.
В 1979 году проведена масштабная модернизация, изменившая внешность внедорожника и его технические характеристики.
Двигатель остался тот же, зато передок получил иное оформление.
Другие изменения:
- ? Новый лобовик и фары
- ? Раздельный привод тормозов
- ? Дверные замки, которых раньше не было
- ? Сиденья от Жигулей
- ? Травмобезопасную рулевую колонку
- ? Боковые окна с форточками
Конечно, мотор с воздушным охлаждением буквально вопил о том, что он безнадежно устарел, но другого двигателя для ЛуАЗа тогда советская промышленность предложить не могла.

1991 год стал лучшим для внедорожника – его модернизировали в очередной раз, поставив под капот новый двигатель с жидкостным охлаждением с мощностью 53 л. с. от Таврии.
Дальнейшая судьба
Перспективы для развития луцкого внедорожника в 1991 году открывались широкие – после установки нового мотора должна была последовать внешняя модернизация. Автомобиль мог стать чем-то вроде Таврии – современным. Но при этом созданным на той же внедорожной платформе, имеющей военные корни.
Но судьба распорядилась иначе – Советский Союз распался и ни о какой модернизации не могло уже идти речи. Но на конвейере ЛуАЗ-1302 продержался до 2002 года.
Сейчас купить такой внедорожник просто – за них просят в среднем 80 000 рублей, хотя автомобиль на ходу можно найти и за 30 000. Проблема в том, что за минимальную стоимость и состояние будет соответствующее.
Конечно, ездить по трассе и в городе на ЛуАЗ – это сомнительное удовольствие. Но зато в сельской местности, для охоты, рыбалки и просто поездок по лесам и полям – это отличный вариант.
Стоит ли покупать ЛуАЗ сейчас?
Первое, что останавливает покупателей луцких внедорожников – это возраст. Действительно, даже если найти самый «свежий» автомобиль 2002 года выпуска, ему будет 20 лет. Но сразу хотелось бы отметить, что большая часть моделей на рынке родом из СССР. А это уже 30 лет назад минимум.

Второй минус ЛуАЗа – это качество сборки и агрегатов. Если будущий владелец привык к иномаркам, которые он сам никогда не чинит, то луцкий внедорожник ему вряд ли подойдет. Автомобиль придется периодически ремонтировать, а дорабатывать его можно практически вечно.
Мириться с маломощным и проблемным мотором тоже как-то нужно. Есть вариант поставить туда силовой агрегат и КПП от иномарки, но это уже уровень автомеханика или серьезные финансовые вложения.
Зато стоимость автомобиля с лихвой компенсирует все недостатки и огрехи сборки. Какой еще внедорожник можно приобрести за 80 000? Даже УАЗ нормальный или Ниву за эти деньги не купишь! А какая по сути разница, что царапать в лесу и топить в грязи? Чем дешевле, тем меньше «жаба душит», значит можно получать удовольствие, не боясь повредить автомобиль!
Ценообразование на ЛуАЗы хаотичное, иногда удается найти отличный экземпляр за 50 000 рублей. В любом случае, отдавать за такой внедорожник больше 80 000 – это бессмысленно, разве что автомобиль уже на дизельном двигателе от иномарки.

Ремонт станет периодической обязанностью владельца ЛуАЗа. Обычно автомобиль доезжает до места назначения, но иногда ему придется помогать простейшими инструментами, среди которых кувалда и гаечные ключи займут почетные места.
Оригинальные новые запчасти для ЛуАЗ найти сложно, надо наловчиться добывать их на специализированных форумах, через сайты объявлений. Ну и «колхозить» от других моделей тоже придется.
Зато какая это игрушка для мужчины! Некоторые используют автомобили советского производства для приобщения детей к технике. Многие мальчишки с удовольствием откладывают в стороны гаджеты и с упоением часами копаются в машинах!
Модернизировать луцкий внедорожник можно так, что он будет не только проходимым, но еще и скоростным! Но лучшим вариантом в соотношении цена/качество признано внедрение дизельного двигателя от Фольксваген Гольф второго поколения.

От автономной печки, которая перекочевала на ЛуАЗ от Запорожца, многие избавляются, хотя «родной» отопитель греет хорошо. Но кого-то напрягает такая конструкция – она кажется опасной.
Зато проходимость у ЛуАЗ даже в стоковом состоянии поражает. Если нужен недорогой автомобиль для леса или поля, который не жалко поцарапать – луцкий внедорожник на эту роль подойдет.
Для кого-то ЛуАЗ – это память о детстве или юности. Тут уже никакая логика не работает, и автомобиль приобретается в качестве «капсулы времени», переносящей владельца в прошлое при каждой поездке.