Сегодня мы расскажем про ЛуАЗ – советский «проходимец», внешне напоминающий армейскую амфибию. И это сравнение приведено не просто так!
Из военного в гражданские
Война в Корее 1950-53 гг. неофициально стала конфликтом между США и СССР. Как это связано с появлением ЛуАЗ? Все просто – был у американцев транспортер переднего края с индексом М-274, более известный под армейским прозвищем «Механический мул».
Тот самый «Механический мул». Фото: Youtube.com
В Советском Союзе подобной техники не имелось, внедорожники ГАЗ оказались слишком тяжелыми для джунглей Кореи. Пришлось разрабатывать свой ТПК.
Был создан транспортер переднего края, получивший название ЛуАЗ-967. Самое смешное, что эта техника начала серийно производиться с 1975 г. А гражданский вариант ЛуАЗ-969 поставили на конвейер с 1966 года, разработав прототип в 1964 г.
Первая версия
Изначально внедорожник назывался ЗАЗ-969В и собрали опытный образец на заводе «Коммунар». Серийная сборка производилась в Луцке.
Были они переднеприводные. Таким внедорожник собирали до 1969 года. После решения проблем с комплектующими, появился полноценный ЛуАЗик, каким его многие помнят до сих пор.
Машина получилась замечательной:
- ? Облегченный кузов в форме лодки (дань родству с амфибией)
- ? Независимая подвеска
- ? Днище плоское
- ? Приводы с редукторами
- ? Понижающая передача
- ? Клиренс в 283 мм при колесиках 13-го радиуса
Портил все впечатление нелепый внешний вид коробочки и слабосильный двигатель от ЗАЗ.
Ни о каком комфорте внутри этого внедорожного чуда говорить не приходилось – это типичный военный автомобиль с сиденьями-скамейками и стальными панелями. Тентованный кузов был не герметичен, чему способствовало низкое качество сборки.
Военный транспортер переднего края ЛуАЗ-697. Фото: Youtube.com
Двигатель с трудом разгонял внедорожник до 65 км/ч, некоторые узлы автомобиля надежностью не отличались. Но зато охотники, лесники, туристы и прочие дачники быстро оценили проходимость. Стоило один раз прокатиться на ЛуАЗ-696 по бездорожью и в него влюблялись. Этому автомобилю реально было все равно, куда и как ехать!
Модернизации
Многочисленные жалобы никогда не подстегивали советских автопроизводителей дорабатывать свои модели. Зачем – машин и так на всех не хватает, на них очереди, а значит, заберут в любом виде! Но «сверху» требовали внедрения новых моделей или модернизации старых. Поэтому в 1975 году ЛуАЗ-696 доработали.
Изменения в основном коснулись двигателя – старый 30-сильный моторчик заменили на более современный агрегат с рабочим объемом 1,2 литра, развивающий целых 40 л. с. ЛуАЗ-696А теперь мог разогнаться до 85 км/ч на трассе, хотя держать такой темп длительное время было губительно для мотора.
В 1979 году проведена масштабная модернизация, изменившая внешность внедорожника и его технические характеристики.
Двигатель остался тот же, зато передок получил иное оформление.
Другие изменения:
- ? Новый лобовик и фары
- ? Раздельный привод тормозов
- ? Дверные замки, которых раньше не было
- ? Сиденья от Жигулей
- ? Травмобезопасную рулевую колонку
- ? Боковые окна с форточками
Конечно, мотор с воздушным охлаждением буквально вопил о том, что он безнадежно устарел, но другого двигателя для ЛуАЗа тогда советская промышленность предложить не могла.
Ранний ЛуАЗ-696В. Фото: Youtube.com
1991 год стал лучшим для внедорожника – его модернизировали в очередной раз, поставив под капот новый двигатель с жидкостным охлаждением с мощностью 53 л. с. от Таврии.
Дальнейшая судьба
Перспективы для развития луцкого внедорожника в 1991 году открывались широкие – после установки нового мотора должна была последовать внешняя модернизация. Автомобиль мог стать чем-то вроде Таврии – современным. Но при этом созданным на той же внедорожной платформе, имеющей военные корни.
Но судьба распорядилась иначе – Советский Союз распался и ни о какой модернизации не могло уже идти речи. Но на конвейере ЛуАЗ-1302 продержался до 2002 года.
Сейчас купить такой внедорожник просто – за них просят в среднем 80 000 рублей, хотя автомобиль на ходу можно найти и за 30 000. Проблема в том, что за минимальную стоимость и состояние будет соответствующее.
Конечно, ездить по трассе и в городе на ЛуАЗ – это сомнительное удовольствие. Но зато в сельской местности, для охоты, рыбалки и просто поездок по лесам и полям – это отличный вариант.
Стоит ли покупать ЛуАЗ сейчас?
Первое, что останавливает покупателей луцких внедорожников – это возраст. Действительно, даже если найти самый «свежий» автомобиль 2002 года выпуска, ему будет 20 лет. Но сразу хотелось бы отметить, что большая часть моделей на рынке родом из СССР. А это уже 30 лет назад минимум.
Такой ЛуАЗ вполне можно найти за 80 000 рублей. Фото: Youtube.com
Второй минус ЛуАЗа – это качество сборки и агрегатов. Если будущий владелец привык к иномаркам, которые он сам никогда не чинит, то луцкий внедорожник ему вряд ли подойдет. Автомобиль придется периодически ремонтировать, а дорабатывать его можно практически вечно.
Мириться с маломощным и проблемным мотором тоже как-то нужно. Есть вариант поставить туда силовой агрегат и КПП от иномарки, но это уже уровень автомеханика или серьезные финансовые вложения.
Зато стоимость автомобиля с лихвой компенсирует все недостатки и огрехи сборки. Какой еще внедорожник можно приобрести за 80 000? Даже УАЗ нормальный или Ниву за эти деньги не купишь! А какая по сути разница, что царапать в лесу и топить в грязи? Чем дешевле, тем меньше «жаба душит», значит можно получать удовольствие, не боясь повредить автомобиль!
Ценообразование на ЛуАЗы хаотичное, иногда удается найти отличный экземпляр за 50 000 рублей. В любом случае, отдавать за такой внедорожник больше 80 000 – это бессмысленно, разве что автомобиль уже на дизельном двигателе от иномарки.
К сожалению, гражданский ЛуАЗ уже не амфибия! Фото: Youtube.com
Ремонт станет периодической обязанностью владельца ЛуАЗа. Обычно автомобиль доезжает до места назначения, но иногда ему придется помогать простейшими инструментами, среди которых кувалда и гаечные ключи займут почетные места.
Оригинальные новые запчасти для ЛуАЗ найти сложно, надо наловчиться добывать их на специализированных форумах, через сайты объявлений. Ну и «колхозить» от других моделей тоже придется.
Зато какая это игрушка для мужчины! Некоторые используют автомобили советского производства для приобщения детей к технике. Многие мальчишки с удовольствием откладывают в стороны гаджеты и с упоением часами копаются в машинах!
Модернизировать луцкий внедорожник можно так, что он будет не только проходимым, но еще и скоростным! Но лучшим вариантом в соотношении цена/качество признано внедрение дизельного двигателя от Фольксваген Гольф второго поколения.
Любой внедорожник может застрять и ЛуАЗ не исключение. Фото: Youtube.com
От автономной печки, которая перекочевала на ЛуАЗ от Запорожца, многие избавляются, хотя «родной» отопитель греет хорошо. Но кого-то напрягает такая конструкция – она кажется опасной.
Зато проходимость у ЛуАЗ даже в стоковом состоянии поражает. Если нужен недорогой автомобиль для леса или поля, который не жалко поцарапать – луцкий внедорожник на эту роль подойдет.
Для кого-то ЛуАЗ – это память о детстве или юности. Тут уже никакая логика не работает, и автомобиль приобретается в качестве «капсулы времени», переносящей владельца в прошлое при каждой поездке.