Fiat X1/9 Bertone – «дорожный катер», вызывающий всеобщий восторг
Новый родстер от компании Fiat должен был быть технически родственен типу 128. Но тот имел передний привод, что не очень подходило для планируемого спорткара. Поэтому Гандини взял платформу маленького Autobianchi A112 и начал готовить свою идею под названием Runabout. Уже одно это имя показывает, что основным источником вдохновения для дизайнера стали гоночные катера.
С самого начала автомобиль проектировался таким образом, чтобы итальянский концерн и дальше оставался успешным на американском рынке. В результате получился двухместный родстер с центральным расположением двигателя и строго угловатыми формами, который выглядел просто превосходно.
Благодаря большой защитной арке он также соответствовал самым строгим требованиям безопасности. Другие усиления конструкции скрыты за высокими порогами. Над лобовым стеклом находится съемная секция крыши «тарга», которая прекрасно помещается под передним капотом и при этом оставляет под собой немного места для багажа. Кроме того, конструкция легкая и с ее обслуживанием может справиться один человек.
Любитель геометрии Марчелло Гандини воплотил в эту модель свое величайшее мастерство. Он смог создать угловатый родстер с красивыми поворотниками (кстати, фары управляются кулисным переключателем слева).
Но, согласитесь, если бы так звучало полное название новинки, то вышло бы довольно сухо и невыразительно. Поэтому автомобиль получил приставку в виде названия авторской дизайн-студии. Так он смог похвастаться знаменитым именем Bertone, и уж точно не опозорил его.
А, вообще. автомобиль сломал стереотипы не только благодаря своим выдающимся ходовым качествам. Можно сказать, что итальянская компания изменила сама себе. Ведь до этого, долгие десятилетия, Fiat придерживался четкого порядка: для прототипов – буквенно-цифровое обозначение, а для серийных образцов – только трехзначное цифровое. В этом случае видим явный отход от общепринятых внутризаводских норм. А, может, просто имелись сомнения в успешной реализации проекта? Сейчас сложно судить.
Первоначальный вариант открытого X1/9 имел 1,3-литровый двигатель OHC от типа 128, расположенный посередине поперечно. Его производительность передавалась на задние колеса. Спустя годы машина прошла модернизацию и получила современный, просторный салон. В нем имелись более удобные сиденья анатомической формы и встроенный подголовник, обеспечивающий прекрасную поддержку.
Места для ног вполне хватало, но педали немного сместили вправо, чтобы не задевать переднюю часть шасси. Панель приборов также со временем улучшили, хотя многие элементы все же остались от оригинального Fiat 128. К счастью, автомобиль остался таким же уютным, как и раньше, и за рулем по-прежнему сохранялось оптимальное удобство.
Переключение передач, жесткость которого критиковалась в первых моделях, спустя несколько лет модифицировали. Только спереди и сзади еще сохранялись относительно небольшие багажные отделения и миниатюрный замок внутри. В салон легко было попасть благодаря паре длинных дверей. Но давайте все же вернемся к первому образцу модели. Вот его основные показатели (в скобках – отличия новой модификации):
✅ время выпуска – 1972-1978 (1978-1989) годы
✅ рабочий объем двигателя – 1290 (1498) куб. см
✅ мощность – 72 (85,6) л. с
✅ КПП – 4-х (5-ти) ступенчатая
Отличия в двух модификациях спорткара касались не только параметров силового агрегата и элементов дизайна. Они отразились и на его габаритах, хотя невооруженным глазом это было и не очень заметно. Ниже перечислена разница во внешних размерах автомобилей (в скобках – новая модификация):
✅ длина – 3830 (3969) мм
✅ ширина – 1570 мм
✅ высота – 1170 (1180) мм
✅ масса также выросла с 880 до 920 кг
Этот автомобиль не тихий в любом диапазоне оборотов. Однако, благодаря легкому кузову, его характеристик вполне достаточно для прилично быстрой езды. Поэтому компания прибегла к установке дисковых тормозов на все колеса. И правильно, потому что подвеска McPherson на обеих осях спорткара обеспечила устойчивость в поворотах. Водитель чувствовал себя за рулем уверенно, позволяя себе все больше, и без проблем добираясь до максимального показателя скорости в 170 км/ч.
Разгон у автомобиля, благодаря впрыску, тоже вполне приличный. При этом он имеет прекрасную устойчивость на высоких скоростях. И это несмотря на то, что стабилизаторы в нем никогда не устанавливались. Здесь свою положительную роль сыграл отличный баланс: соотношение между передней и задней осями – 41:59. Даже в крутых поворотах машина на удивление уверенно держит трассу.
Те, кому удалось сесть за руль Fiat X1/9 Bertone, получили исключительно положительные эмоции. К примеру, на извилистой дороге он был по-настоящему великолепен, за что получил прозвище «малыш Феррари». Управляемость авто заслуживала всяческих похвал, модернизированное переключение работало относительно плавно к расположению передач.
Тормоза чувствительные, а точное рулевое управление просто феноменально укладывало автомобиль в самые крутые повороты на предельных скоростях. Неудивительно, что многие молодые люди с удовольствием выбирали именно эту модель, чтобы прокатиться с ветерком.
Кроме того, концепция Targa обеспечила кузову высокую жесткость и достойную пассивную безопасность, а сплошное заднее стекло уменьшило сквозняки в открытом автомобиле. Своей концепцией он тогда потеснил большинство конкурентов из Британии, которые часто просто не могли сравниться с превосходно сбалансированным «Фиатом». Ведь все опасаются избыточного градуса на виражах, а Bertone до последнего момента нейтральна, поэтому с ней можно быстрее входить в повороты.
А еще итальянец победил конкурентов в практичности. Несмотря на элегантный спортивный дизайн, родстер от Fiat оказался достаточно выносливым и отличался хорошей безопасностью. Кроме того, его конструкция опиралась на проверенные технологии стандартных моделей. Это сделало спорткар надежным, а возможный ремонт обходился недорого.
Первая версия Fiat X1/9 полностью собиралась на основных мощностях. А вот модифицированный вариант выпускался на родном заводе только до 1982 года. Затем его производство перешло в ателье Bertone, где также продолжило успешно продаваться. Завершение истории модели произошло в 1989 году, когда ее полностью сняли с конвейера.
В итоге на базе ателье создано 60 000 автомобилей, а общее количество выпущенных единиц составляет около 200 000 штук. Если его сравнивать с какой-то современной моделью, то это Toyota MR2, которая моложе на два поколения. В те же времена наиболее похожим на него был Porsche 914. Но он стоил немного дороже, а о достоинствах Fiat X1/9 Bertone мы уже достаточно написали выше. Кстати, сегодня поддержанный Х1/9 предлагают по цене от 6500 евро. За более новые экземпляры придется выложить свыше 16 тысяч.
С самого начала автомобиль проектировался таким образом, чтобы итальянский концерн и дальше оставался успешным на американском рынке. В результате получился двухместный родстер с центральным расположением двигателя и строго угловатыми формами, который выглядел просто превосходно.
Стильный для тех времен дизайн Fiat X1/9. Фото: youtube.com
Благодаря большой защитной арке он также соответствовал самым строгим требованиям безопасности. Другие усиления конструкции скрыты за высокими порогами. Над лобовым стеклом находится съемная секция крыши «тарга», которая прекрасно помещается под передним капотом и при этом оставляет под собой немного места для багажа. Кроме того, конструкция легкая и с ее обслуживанием может справиться один человек.
Успешный спорткар от Fiat
Любитель геометрии Марчелло Гандини воплотил в эту модель свое величайшее мастерство. Он смог создать угловатый родстер с красивыми поворотниками (кстати, фары управляются кулисным переключателем слева).
Из-за существенно иного дизайна компания отказалась от названия 128 Spider и сохранила исходное обозначение. Им стало X1/9, где X1 означает легковой автомобиль, а девятка – порядковый номер проекта. Окончательно Fiat X1/9 представили поклонникам 23 ноября 1972 года.
Но, согласитесь, если бы так звучало полное название новинки, то вышло бы довольно сухо и невыразительно. Поэтому автомобиль получил приставку в виде названия авторской дизайн-студии. Так он смог похвастаться знаменитым именем Bertone, и уж точно не опозорил его.
А, вообще. автомобиль сломал стереотипы не только благодаря своим выдающимся ходовым качествам. Можно сказать, что итальянская компания изменила сама себе. Ведь до этого, долгие десятилетия, Fiat придерживался четкого порядка: для прототипов – буквенно-цифровое обозначение, а для серийных образцов – только трехзначное цифровое. В этом случае видим явный отход от общепринятых внутризаводских норм. А, может, просто имелись сомнения в успешной реализации проекта? Сейчас сложно судить.
Технические особенности и преимущества
Первоначальный вариант открытого X1/9 имел 1,3-литровый двигатель OHC от типа 128, расположенный посередине поперечно. Его производительность передавалась на задние колеса. Спустя годы машина прошла модернизацию и получила современный, просторный салон. В нем имелись более удобные сиденья анатомической формы и встроенный подголовник, обеспечивающий прекрасную поддержку.
Салон с приборной панелью Fiat X1/9. Фото: youtube.com
Места для ног вполне хватало, но педали немного сместили вправо, чтобы не задевать переднюю часть шасси. Панель приборов также со временем улучшили, хотя многие элементы все же остались от оригинального Fiat 128. К счастью, автомобиль остался таким же уютным, как и раньше, и за рулем по-прежнему сохранялось оптимальное удобство.
Переключение передач, жесткость которого критиковалась в первых моделях, спустя несколько лет модифицировали. Только спереди и сзади еще сохранялись относительно небольшие багажные отделения и миниатюрный замок внутри. В салон легко было попасть благодаря паре длинных дверей. Но давайте все же вернемся к первому образцу модели. Вот его основные показатели (в скобках – отличия новой модификации):
✅ время выпуска – 1972-1978 (1978-1989) годы
✅ рабочий объем двигателя – 1290 (1498) куб. см
✅ мощность – 72 (85,6) л. с
✅ КПП – 4-х (5-ти) ступенчатая
Отличия в двух модификациях спорткара касались не только параметров силового агрегата и элементов дизайна. Они отразились и на его габаритах, хотя невооруженным глазом это было и не очень заметно. Ниже перечислена разница во внешних размерах автомобилей (в скобках – новая модификация):
✅ длина – 3830 (3969) мм
✅ ширина – 1570 мм
✅ высота – 1170 (1180) мм
✅ масса также выросла с 880 до 920 кг
Этот автомобиль не тихий в любом диапазоне оборотов. Однако, благодаря легкому кузову, его характеристик вполне достаточно для прилично быстрой езды. Поэтому компания прибегла к установке дисковых тормозов на все колеса. И правильно, потому что подвеска McPherson на обеих осях спорткара обеспечила устойчивость в поворотах. Водитель чувствовал себя за рулем уверенно, позволяя себе все больше, и без проблем добираясь до максимального показателя скорости в 170 км/ч.
Удобные сиденья Fiat X1/9. Фото: youtube.com
Разгон у автомобиля, благодаря впрыску, тоже вполне приличный. При этом он имеет прекрасную устойчивость на высоких скоростях. И это несмотря на то, что стабилизаторы в нем никогда не устанавливались. Здесь свою положительную роль сыграл отличный баланс: соотношение между передней и задней осями – 41:59. Даже в крутых поворотах машина на удивление уверенно держит трассу.
Заметно лучше конкурентов
Те, кому удалось сесть за руль Fiat X1/9 Bertone, получили исключительно положительные эмоции. К примеру, на извилистой дороге он был по-настоящему великолепен, за что получил прозвище «малыш Феррари». Управляемость авто заслуживала всяческих похвал, модернизированное переключение работало относительно плавно к расположению передач.
Тормоза чувствительные, а точное рулевое управление просто феноменально укладывало автомобиль в самые крутые повороты на предельных скоростях. Неудивительно, что многие молодые люди с удовольствием выбирали именно эту модель, чтобы прокатиться с ветерком.
Двигатель Fiat X1/9. Фото: youtube.com
Кроме того, концепция Targa обеспечила кузову высокую жесткость и достойную пассивную безопасность, а сплошное заднее стекло уменьшило сквозняки в открытом автомобиле. Своей концепцией он тогда потеснил большинство конкурентов из Британии, которые часто просто не могли сравниться с превосходно сбалансированным «Фиатом». Ведь все опасаются избыточного градуса на виражах, а Bertone до последнего момента нейтральна, поэтому с ней можно быстрее входить в повороты.
А еще итальянец победил конкурентов в практичности. Несмотря на элегантный спортивный дизайн, родстер от Fiat оказался достаточно выносливым и отличался хорошей безопасностью. Кроме того, его конструкция опиралась на проверенные технологии стандартных моделей. Это сделало спорткар надежным, а возможный ремонт обходился недорого.
Первая версия Fiat X1/9 полностью собиралась на основных мощностях. А вот модифицированный вариант выпускался на родном заводе только до 1982 года. Затем его производство перешло в ателье Bertone, где также продолжило успешно продаваться. Завершение истории модели произошло в 1989 году, когда ее полностью сняли с конвейера.
Fiat X1/9 в 3 сезоне Гранд Тур. Фото: youtube.com
В итоге на базе ателье создано 60 000 автомобилей, а общее количество выпущенных единиц составляет около 200 000 штук. Если его сравнивать с какой-то современной моделью, то это Toyota MR2, которая моложе на два поколения. В те же времена наиболее похожим на него был Porsche 914. Но он стоил немного дороже, а о достоинствах Fiat X1/9 Bertone мы уже достаточно написали выше. Кстати, сегодня поддержанный Х1/9 предлагают по цене от 6500 евро. За более новые экземпляры придется выложить свыше 16 тысяч.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...