Старейший паровоз России серии «Ов» – «Овечка» и сегодня на ходу
718

Старейший паровоз России серии «Ов» – «Овечка» и сегодня на ходу

Первые паровозы в Российской империи были довольно несовершенными. Отчасти это связано с использованием некачественного топлива – смолистых дров, плохого угля. Подходящий к станции паровоз был окутан клубами дыма с паром пополам. Картину «апокалипсиса» дополнял оглушительный свисток: неудивительно, что неграмотные крестьяне поначалу считали подобную технику «исчадием ада».


Однако прогресс не стоял на месте и к 90-м годам позапрошлого века появились паровозы серии «О». Правда, изначально они имели индекс «Тип 39», который им присвоил производитель – Коломенский завод. Новая машина должна была заменить предыдущую серию «Ч».

Старейший паровоз России серии «Ов» – «Овечка» и сегодня на ходуПосле поездки на паровозе нужно было отчищаться и отмываться. Фото: YouTube.com

Буква означала, что в конструкции имеется четыре движущих оси. Если перевести на язык автомобилистов, то получится восемь ведущих колес. Такая схема обеспечивала лучшую тягу, по сравнению, например, с «тройками» и меньшую нагрузку на рельсовые пути.

«
«Четверки» появились в Российской империи раньше, чем в Англии и Германии.

А из-за чего паровозы серии «О» были лучше? Они «комплектовались» усложненной и более мощной машиной и самым современным, т. н. парораспределительным механизмом Джоя. Поэтому первые локомотивы получили индекс «Од» (машинисты их прозвали «джойками»).

Локомотив серии «Од». Фото: YouTube.com

Позже с паровозом стали экспериментировать: уменьшали диаметр колес и расход топлива. Так появлялись модели «Ол», «Ок» и иные варианты серии «О».

«Овечки»


В этих паровозах вместо механизма Джоя применялось конструкция Вальсхарта, считавшаяся на то время более передовой. Как раз поэтому модернизированная машина получила индекс «Ов». Буквы означают «основной, Вальсхарта».

С 1890-й по 1915-й паровоз серии «О» производился на двенадцати заводах России. Всего за их ворота выехало свыше 9 тыс. локомотивов, что сделало паровоз самым массовым в империи.

Машинисты тут же «переименовали» модель в «Овечку». Впрочем, позже так стали называть все паровозы серии «О».

Чем интересна конструкция «Ов»


Конец XIX века, когда стремительными темпами развивался технический прогресс и торговля, ознаменовался в мире и России тем, что грузооборот на железнодорожном транспорте стал резко увеличиваться. Требовались более мощные паровозы, способные возить тяжелые составы.

Отличить модификацию можно было по надписи на кабине машиниста. Фото: YouTube.com

Решение проблемы казалось очевидным: увеличение тяги, для чего требовалось утяжелить технику. Однако расчеты показывали: это приведет к переделке железнодорожного полотна, которое пришлось бы усиливать. А это уже дополнительные расходы, причем довольно ощутимые. Избежать финансовых трат можно, если построить паровоз, отличающийся высокой мощностью при малой нагрузке на рельсы и шпалы.

Как увеличивали экономичность


В машинах старого образца цилиндр наполняли паром и потом прекращали его подачу (производили «отсечку»). Движение поршня при этом не останавливалось. Когда он приближался к концу своего рабочего хода, температура и давление падали. В это время впускали очередную порцию горячего пара. В итоге происходила конденсация, на которую тратилось до трети всей вырабатываемой энергии.

Механизм управления паровой машиной. Фото: YouTube.com

Инженеры решили эту проблему, применив т. н. компаунд – систему двойного расширения. Ее смысл – уменьшение разницы температур. Для этого пар подавали в цилиндр высокого, а затем – низкого давления. В последнем и происходила конденсация, а в первом только нагревались стенки. Итогом нововведения стало увеличение экономичности примерно на 20 %.

Уменьшение давления на ж/д полотно


Здесь решили перераспределять нагрузку путем увеличения числа колесных пар. Существует специальная формула, показывающая особенности «трансмиссии» рельсового транспортного средства. Колеса паровоза бывают трех типов:

✅ движущие, которые спаривают «дышлами»
✅ бегунковые – них опирается «передок» машины
✅ поддерживающие – являются опорой задней части

Формула может выглядеть, например, так: 2-5-1. Две оси находятся впереди, пять являются движущими (связанными с ходовым механизмом) и одна поддерживает «корму» паровоза. Грузовые составы могла перемещать машина, у которой все колеса «ведущие». При этом поддерживающие и бегунковые оси вообще отсутствуют. Например, 0-4-0. Именно с такой колесной формулой в 1889-м году инженером В. Лопушинским и был разработан паровоз. Однако сразу запустить его в серию не удалось из-за повышенного расхода топлива. Для решения проблемы подняли давление в котле до 12 кг/кв. см, увеличили диаметр поршня и цилиндра в камере низкого давления.

Осевая формула паровоза – 0-4-0. Фото: YouTube.com

Всего было введено 99 технических изменений. В итоге паровоз получил конструкционную («крейсерскую», с оптимальным расходом горючего) скорость в 50 км/ч (максимальная – 60 км/ч). Мощность зависела от модификации и находилась в диапазоне 550-700 «лошадей». Машина получилась на редкость удачной: надежной и неприхотливой, обладающей хорошей ремонтопригодностью и «всеядностью». Роль топлива мог играть уголь, дрова, мазут, торф. Массовый выпуск той модификации серии «О» освоили только в 1901-м году.

Эксплуатация паровозов серии «Ов»


По окончании Гражданской войны в Стране Советов машина использовалась для вождения пассажирских и грузовых составов.

После заключения Брестского мира часть машин оказалась на отчужденной территории. Европейцы переделали паровозы под свою колею, «Ов» были модифицированы, а кое-где даже стали основой локомотивного парка (речь о прибалтийских странах). Впрочем, после расширения СССР «Овечки» вернулись «домой».

Однако позже, в связи появлением более совершенных моделей, паровоз отправился в депо и на маневровые пути. В двадцатые годы в СССР построили всего семьдесят две единицы этой техники.

Войны


Паровоз оказался очень подходящим для строительства бронепоездов. Он имел сравнительно небольшую массу и его можно было смело нагружать вооружением и защитой, без опаски повредить железнодорожное полотно. Первые из них появились еще в Гражданскую.

Этот «Ов», выпущенный в 1902-м, успел повоевать в Гражданскую и Отечественную. Фото: YouTube.com

Но самым знаменитым, пожалуй, стал «Илья Муромец», выпущенный в 1942-м на одном из предприятий города Муром. На счету этого «монстра» 35, как сейчас говорят, немецких «опорников», один вражеский бронепоезд, 14 артбатарей и семь самолетов. И в движение эту военную махину (кстати, не получившую ни единого серьезного повреждения) приводила скромная «Овечка».

Сегодня


Разумеется, большинство паровозов серии «Ов» отправилось в утиль. Однако единицы все же сохранились. Например, в музее под открытым небом в столице на Рижском вокзале стоит настоящая «знаменитость». Паровоз, выпущенный еще до революции Невским заводом, снимался во многих фильмах. Например, это «Анна Каренина», «Летят журавли», «Сибирский цирюльник» и некоторых других. А в «Дачной поездке сержанта Цыбули» «Овечка» превратилась в немецкий локомотив.

Тот самый «киногерой» на Рижском вокзале. Фото: YouTube.com

Правда, нельзя сказать, что съемки шли на пользу технике. Режиссеры, стараясь добиться максимального эффекта, требовали работы паровоза на предельных режимах, чтобы дым был почерней и свисток громче. А для старенькой машины это губительно. Приходилось ухищряться: в топке жгли резину, получая нужную копоть. Что касается «ветеранов», известно: одна из «Овечек» трудилась на станциях в тупиках Забайкальской железной дороги аж до самого 1964-го года. Вот такой была российско-советская техника!
А вы что думаете о паровозах серии «Ов»?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас