
Старейший паровоз России серии «Ов» – «Овечка» и сегодня на ходу
Первые паровозы в Российской империи были довольно несовершенными. Отчасти это связано с использованием некачественного топлива – смолистых дров, плохого угля. Подходящий к станции паровоз был окутан клубами дыма с паром пополам. Картину «апокалипсиса» дополнял оглушительный свисток: неудивительно, что неграмотные крестьяне поначалу считали подобную технику «исчадием ада».
Однако прогресс не стоял на месте и к 90-м годам позапрошлого века появились паровозы серии «О». Правда, изначально они имели индекс «Тип 39», который им присвоил производитель – Коломенский завод. Новая машина должна была заменить предыдущую серию «Ч».
После поездки на паровозе нужно было отчищаться и отмываться. Фото: YouTube.com
Буква означала, что в конструкции имеется четыре движущих оси. Если перевести на язык автомобилистов, то получится восемь ведущих колес. Такая схема обеспечивала лучшую тягу, по сравнению, например, с «тройками» и меньшую нагрузку на рельсовые пути.
«
А из-за чего паровозы серии «О» были лучше? Они «комплектовались» усложненной и более мощной машиной и самым современным, т. н. парораспределительным механизмом Джоя. Поэтому первые локомотивы получили индекс «Од» (машинисты их прозвали «джойками»).
Локомотив серии «Од». Фото: YouTube.com
Позже с паровозом стали экспериментировать: уменьшали диаметр колес и расход топлива. Так появлялись модели «Ол», «Ок» и иные варианты серии «О».
В этих паровозах вместо механизма Джоя применялось конструкция Вальсхарта, считавшаяся на то время более передовой. Как раз поэтому модернизированная машина получила индекс «Ов». Буквы означают «основной, Вальсхарта».
Машинисты тут же «переименовали» модель в «Овечку». Впрочем, позже так стали называть все паровозы серии «О».
Конец XIX века, когда стремительными темпами развивался технический прогресс и торговля, ознаменовался в мире и России тем, что грузооборот на железнодорожном транспорте стал резко увеличиваться. Требовались более мощные паровозы, способные возить тяжелые составы.
Отличить модификацию можно было по надписи на кабине машиниста. Фото: YouTube.com
Решение проблемы казалось очевидным: увеличение тяги, для чего требовалось утяжелить технику. Однако расчеты показывали: это приведет к переделке железнодорожного полотна, которое пришлось бы усиливать. А это уже дополнительные расходы, причем довольно ощутимые. Избежать финансовых трат можно, если построить паровоз, отличающийся высокой мощностью при малой нагрузке на рельсы и шпалы.
В машинах старого образца цилиндр наполняли паром и потом прекращали его подачу (производили «отсечку»). Движение поршня при этом не останавливалось. Когда он приближался к концу своего рабочего хода, температура и давление падали. В это время впускали очередную порцию горячего пара. В итоге происходила конденсация, на которую тратилось до трети всей вырабатываемой энергии.
Механизм управления паровой машиной. Фото: YouTube.com
Инженеры решили эту проблему, применив т. н. компаунд – систему двойного расширения. Ее смысл – уменьшение разницы температур. Для этого пар подавали в цилиндр высокого, а затем – низкого давления. В последнем и происходила конденсация, а в первом только нагревались стенки. Итогом нововведения стало увеличение экономичности примерно на 20 %.
Здесь решили перераспределять нагрузку путем увеличения числа колесных пар. Существует специальная формула, показывающая особенности «трансмиссии» рельсового транспортного средства. Колеса паровоза бывают трех типов:
✅ движущие, которые спаривают «дышлами»
✅ бегунковые – них опирается «передок» машины
✅ поддерживающие – являются опорой задней части
Формула может выглядеть, например, так: 2-5-1. Две оси находятся впереди, пять являются движущими (связанными с ходовым механизмом) и одна поддерживает «корму» паровоза. Грузовые составы могла перемещать машина, у которой все колеса «ведущие». При этом поддерживающие и бегунковые оси вообще отсутствуют. Например, 0-4-0. Именно с такой колесной формулой в 1889-м году инженером В. Лопушинским и был разработан паровоз. Однако сразу запустить его в серию не удалось из-за повышенного расхода топлива. Для решения проблемы подняли давление в котле до 12 кг/кв. см, увеличили диаметр поршня и цилиндра в камере низкого давления.
Осевая формула паровоза – 0-4-0. Фото: YouTube.com
Всего было введено 99 технических изменений. В итоге паровоз получил конструкционную («крейсерскую», с оптимальным расходом горючего) скорость в 50 км/ч (максимальная – 60 км/ч). Мощность зависела от модификации и находилась в диапазоне 550-700 «лошадей». Машина получилась на редкость удачной: надежной и неприхотливой, обладающей хорошей ремонтопригодностью и «всеядностью». Роль топлива мог играть уголь, дрова, мазут, торф. Массовый выпуск той модификации серии «О» освоили только в 1901-м году.
По окончании Гражданской войны в Стране Советов машина использовалась для вождения пассажирских и грузовых составов.
Однако позже, в связи появлением более совершенных моделей, паровоз отправился в депо и на маневровые пути. В двадцатые годы в СССР построили всего семьдесят две единицы этой техники.
Паровоз оказался очень подходящим для строительства бронепоездов. Он имел сравнительно небольшую массу и его можно было смело нагружать вооружением и защитой, без опаски повредить железнодорожное полотно. Первые из них появились еще в Гражданскую.
Этот «Ов», выпущенный в 1902-м, успел повоевать в Гражданскую и Отечественную. Фото: YouTube.com
Но самым знаменитым, пожалуй, стал «Илья Муромец», выпущенный в 1942-м на одном из предприятий города Муром. На счету этого «монстра» 35, как сейчас говорят, немецких «опорников», один вражеский бронепоезд, 14 артбатарей и семь самолетов. И в движение эту военную махину (кстати, не получившую ни единого серьезного повреждения) приводила скромная «Овечка».
Разумеется, большинство паровозов серии «Ов» отправилось в утиль. Однако единицы все же сохранились. Например, в музее под открытым небом в столице на Рижском вокзале стоит настоящая «знаменитость». Паровоз, выпущенный еще до революции Невским заводом, снимался во многих фильмах. Например, это «Анна Каренина», «Летят журавли», «Сибирский цирюльник» и некоторых других. А в «Дачной поездке сержанта Цыбули» «Овечка» превратилась в немецкий локомотив.
Тот самый «киногерой» на Рижском вокзале. Фото: YouTube.com
Правда, нельзя сказать, что съемки шли на пользу технике. Режиссеры, стараясь добиться максимального эффекта, требовали работы паровоза на предельных режимах, чтобы дым был почерней и свисток громче. А для старенькой машины это губительно. Приходилось ухищряться: в топке жгли резину, получая нужную копоть. Что касается «ветеранов», известно: одна из «Овечек» трудилась на станциях в тупиках Забайкальской железной дороги аж до самого 1964-го года. Вот такой была российско-советская техника!
Однако прогресс не стоял на месте и к 90-м годам позапрошлого века появились паровозы серии «О». Правда, изначально они имели индекс «Тип 39», который им присвоил производитель – Коломенский завод. Новая машина должна была заменить предыдущую серию «Ч».

Буква означала, что в конструкции имеется четыре движущих оси. Если перевести на язык автомобилистов, то получится восемь ведущих колес. Такая схема обеспечивала лучшую тягу, по сравнению, например, с «тройками» и меньшую нагрузку на рельсовые пути.
«
«Четверки» появились в Российской империи раньше, чем в Англии и Германии.
А из-за чего паровозы серии «О» были лучше? Они «комплектовались» усложненной и более мощной машиной и самым современным, т. н. парораспределительным механизмом Джоя. Поэтому первые локомотивы получили индекс «Од» (машинисты их прозвали «джойками»).

Позже с паровозом стали экспериментировать: уменьшали диаметр колес и расход топлива. Так появлялись модели «Ол», «Ок» и иные варианты серии «О».
«Овечки»
В этих паровозах вместо механизма Джоя применялось конструкция Вальсхарта, считавшаяся на то время более передовой. Как раз поэтому модернизированная машина получила индекс «Ов». Буквы означают «основной, Вальсхарта».
С 1890-й по 1915-й паровоз серии «О» производился на двенадцати заводах России. Всего за их ворота выехало свыше 9 тыс. локомотивов, что сделало паровоз самым массовым в империи.
Машинисты тут же «переименовали» модель в «Овечку». Впрочем, позже так стали называть все паровозы серии «О».
Чем интересна конструкция «Ов»
Конец XIX века, когда стремительными темпами развивался технический прогресс и торговля, ознаменовался в мире и России тем, что грузооборот на железнодорожном транспорте стал резко увеличиваться. Требовались более мощные паровозы, способные возить тяжелые составы.

Решение проблемы казалось очевидным: увеличение тяги, для чего требовалось утяжелить технику. Однако расчеты показывали: это приведет к переделке железнодорожного полотна, которое пришлось бы усиливать. А это уже дополнительные расходы, причем довольно ощутимые. Избежать финансовых трат можно, если построить паровоз, отличающийся высокой мощностью при малой нагрузке на рельсы и шпалы.
Как увеличивали экономичность
В машинах старого образца цилиндр наполняли паром и потом прекращали его подачу (производили «отсечку»). Движение поршня при этом не останавливалось. Когда он приближался к концу своего рабочего хода, температура и давление падали. В это время впускали очередную порцию горячего пара. В итоге происходила конденсация, на которую тратилось до трети всей вырабатываемой энергии.

Инженеры решили эту проблему, применив т. н. компаунд – систему двойного расширения. Ее смысл – уменьшение разницы температур. Для этого пар подавали в цилиндр высокого, а затем – низкого давления. В последнем и происходила конденсация, а в первом только нагревались стенки. Итогом нововведения стало увеличение экономичности примерно на 20 %.
Уменьшение давления на ж/д полотно
Здесь решили перераспределять нагрузку путем увеличения числа колесных пар. Существует специальная формула, показывающая особенности «трансмиссии» рельсового транспортного средства. Колеса паровоза бывают трех типов:
✅ движущие, которые спаривают «дышлами»
✅ бегунковые – них опирается «передок» машины
✅ поддерживающие – являются опорой задней части
Формула может выглядеть, например, так: 2-5-1. Две оси находятся впереди, пять являются движущими (связанными с ходовым механизмом) и одна поддерживает «корму» паровоза. Грузовые составы могла перемещать машина, у которой все колеса «ведущие». При этом поддерживающие и бегунковые оси вообще отсутствуют. Например, 0-4-0. Именно с такой колесной формулой в 1889-м году инженером В. Лопушинским и был разработан паровоз. Однако сразу запустить его в серию не удалось из-за повышенного расхода топлива. Для решения проблемы подняли давление в котле до 12 кг/кв. см, увеличили диаметр поршня и цилиндра в камере низкого давления.

Всего было введено 99 технических изменений. В итоге паровоз получил конструкционную («крейсерскую», с оптимальным расходом горючего) скорость в 50 км/ч (максимальная – 60 км/ч). Мощность зависела от модификации и находилась в диапазоне 550-700 «лошадей». Машина получилась на редкость удачной: надежной и неприхотливой, обладающей хорошей ремонтопригодностью и «всеядностью». Роль топлива мог играть уголь, дрова, мазут, торф. Массовый выпуск той модификации серии «О» освоили только в 1901-м году.
Эксплуатация паровозов серии «Ов»
По окончании Гражданской войны в Стране Советов машина использовалась для вождения пассажирских и грузовых составов.
После заключения Брестского мира часть машин оказалась на отчужденной территории. Европейцы переделали паровозы под свою колею, «Ов» были модифицированы, а кое-где даже стали основой локомотивного парка (речь о прибалтийских странах). Впрочем, после расширения СССР «Овечки» вернулись «домой».
Однако позже, в связи появлением более совершенных моделей, паровоз отправился в депо и на маневровые пути. В двадцатые годы в СССР построили всего семьдесят две единицы этой техники.
Войны
Паровоз оказался очень подходящим для строительства бронепоездов. Он имел сравнительно небольшую массу и его можно было смело нагружать вооружением и защитой, без опаски повредить железнодорожное полотно. Первые из них появились еще в Гражданскую.

Но самым знаменитым, пожалуй, стал «Илья Муромец», выпущенный в 1942-м на одном из предприятий города Муром. На счету этого «монстра» 35, как сейчас говорят, немецких «опорников», один вражеский бронепоезд, 14 артбатарей и семь самолетов. И в движение эту военную махину (кстати, не получившую ни единого серьезного повреждения) приводила скромная «Овечка».
Сегодня
Разумеется, большинство паровозов серии «Ов» отправилось в утиль. Однако единицы все же сохранились. Например, в музее под открытым небом в столице на Рижском вокзале стоит настоящая «знаменитость». Паровоз, выпущенный еще до революции Невским заводом, снимался во многих фильмах. Например, это «Анна Каренина», «Летят журавли», «Сибирский цирюльник» и некоторых других. А в «Дачной поездке сержанта Цыбули» «Овечка» превратилась в немецкий локомотив.

Правда, нельзя сказать, что съемки шли на пользу технике. Режиссеры, стараясь добиться максимального эффекта, требовали работы паровоза на предельных режимах, чтобы дым был почерней и свисток громче. А для старенькой машины это губительно. Приходилось ухищряться: в топке жгли резину, получая нужную копоть. Что касается «ветеранов», известно: одна из «Овечек» трудилась на станциях в тупиках Забайкальской железной дороги аж до самого 1964-го года. Вот такой была российско-советская техника!
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Новый «Раптор» оказался в четыре раза дешевле предыдущего
Силовая установка кардинально отличается от предыдущих генераций как по характеристикам, так и по конструктивным решениям. Она стала легче, мощнее, надежнее и...

Водительские права без экзамена – теперь в России это легально
Получение водительских прав в России становится все сложнее: новые правила экзаменов в ГИБДД, повышенные требования к пересдаче и высокий процент отказов...

Стартовало серийное производство «компактных» грузовиков «УРАЛ»
Конечно, компактные они только по сравнению с другими серийными моделями. Ведь УРАЛ-80 4x4 – это полноценные среднетоннажники....

«На этот раз точно» – самолеты МС-21 и SJ-100 поднимутся в воздух весной
10 экземпляров уже почти готовы к полету. Еще в два раза больше самолетов будут собраны в ближайшее время....

ПД-8, ПД-14 и не только – последние новости российской авиапромышленности
Российская гражданская авиация вступает в новую эру развития, где ключевую роль играет импортозамещение. После санкционного давления отечественные...

Каждый день с орбиты сходит 4 спутника Starlink, и это нормально
Компания намеренно сжигает аппараты первых поколений. Какие-то части даже долетают до Земли....

УАЗ готовит к выпуску новый внедорожник – брутальный пикап
Этот автомобиль будет выпускаться под брендом Sollers. Речь про модель ST9 – полноразмерный пикап....

Фюзеляж «Ладоги» готов – впереди первый полет
К производству ТВРС-44 подключился Самарский авиационный завод. При условии стабильных поставок комплектующих, машину полностью соберут и поднимут в воздух уже...

Пекин испытал авиационный двигатель, способный разогнать самолет до 20 000 км/ч
В Лос-Анджелес из Шанхая на самолете за полчаса – такую задачу к 2030 году поставили китайские ученые. И они близки к цели: двигатель создан....

Не «заморозили» – названы сроки выхода первой партии самолетов «Байкал»
Похоже, особенности конструкции планируют исправить быстрее, чем изначально предполагалось. Интересно, сможет ЛМС-901 «обогнать» ТВРС-44 по срокам выхода в...

Российский вездеход «Мангуст» – можно выпускать на 100% свою технику
Российский автопром представлен многими брендами, но они тяготеют к использованию зарубежных узлов и агрегатов. Даже хваленый АВТОВАЗ, который имел базу еще с...

КАМАЗ и экономические антироссийские санкции – три года неожиданных успехов
2022 год стал для российского автопрома временем суровых испытаний. Как оказалось, политика и экономика тесно связаны, и никакие партнерские договоры не могут...

АВТОВАЗ запустил новый бренд – под ним будут выпускаться микроавтобусы и фургоны
Похоже, АВТОВАЗ скоро станет зависимым от китайских партнеров. По крайней мере, под новым брендом SKM будут собирать модели из Поднебесной....

Двигатель «китайца» сломался через 35 тысяч пробега – сколько стоил ремонт
У истории автомобиля Exeed, двигатель которого «отказал» через столь незначительный пробег, появилось продолжение. Напомним, машину ввезли по схеме...

Трасса М-12 «Восток» достигнет Екатеринбурга уже летом 2025 года
Строительство идет быстрыми темпами. М-12 «Восток» может стать самым большим инфраструктурным проектом в современной истории России....

Волга 2025 – футуристичный кузов уже готов
Проект по созданию новой Волги 2025 – это инженерная авантюра, сочетающая смелые идеи, сложные технические решения и адаптацию классического советского...