
Старейший паровоз России серии «Ов» – «Овечка» и сегодня на ходу
Первые паровозы в Российской империи были довольно несовершенными. Отчасти это связано с использованием некачественного топлива – смолистых дров, плохого угля. Подходящий к станции паровоз был окутан клубами дыма с паром пополам. Картину «апокалипсиса» дополнял оглушительный свисток: неудивительно, что неграмотные крестьяне поначалу считали подобную технику «исчадием ада».
Однако прогресс не стоял на месте и к 90-м годам позапрошлого века появились паровозы серии «О». Правда, изначально они имели индекс «Тип 39», который им присвоил производитель – Коломенский завод. Новая машина должна была заменить предыдущую серию «Ч».
После поездки на паровозе нужно было отчищаться и отмываться. Фото: YouTube.com
Буква означала, что в конструкции имеется четыре движущих оси. Если перевести на язык автомобилистов, то получится восемь ведущих колес. Такая схема обеспечивала лучшую тягу, по сравнению, например, с «тройками» и меньшую нагрузку на рельсовые пути.
«
А из-за чего паровозы серии «О» были лучше? Они «комплектовались» усложненной и более мощной машиной и самым современным, т. н. парораспределительным механизмом Джоя. Поэтому первые локомотивы получили индекс «Од» (машинисты их прозвали «джойками»).
Локомотив серии «Од». Фото: YouTube.com
Позже с паровозом стали экспериментировать: уменьшали диаметр колес и расход топлива. Так появлялись модели «Ол», «Ок» и иные варианты серии «О».
В этих паровозах вместо механизма Джоя применялось конструкция Вальсхарта, считавшаяся на то время более передовой. Как раз поэтому модернизированная машина получила индекс «Ов». Буквы означают «основной, Вальсхарта».
Машинисты тут же «переименовали» модель в «Овечку». Впрочем, позже так стали называть все паровозы серии «О».
Конец XIX века, когда стремительными темпами развивался технический прогресс и торговля, ознаменовался в мире и России тем, что грузооборот на железнодорожном транспорте стал резко увеличиваться. Требовались более мощные паровозы, способные возить тяжелые составы.
Отличить модификацию можно было по надписи на кабине машиниста. Фото: YouTube.com
Решение проблемы казалось очевидным: увеличение тяги, для чего требовалось утяжелить технику. Однако расчеты показывали: это приведет к переделке железнодорожного полотна, которое пришлось бы усиливать. А это уже дополнительные расходы, причем довольно ощутимые. Избежать финансовых трат можно, если построить паровоз, отличающийся высокой мощностью при малой нагрузке на рельсы и шпалы.
В машинах старого образца цилиндр наполняли паром и потом прекращали его подачу (производили «отсечку»). Движение поршня при этом не останавливалось. Когда он приближался к концу своего рабочего хода, температура и давление падали. В это время впускали очередную порцию горячего пара. В итоге происходила конденсация, на которую тратилось до трети всей вырабатываемой энергии.
Механизм управления паровой машиной. Фото: YouTube.com
Инженеры решили эту проблему, применив т. н. компаунд – систему двойного расширения. Ее смысл – уменьшение разницы температур. Для этого пар подавали в цилиндр высокого, а затем – низкого давления. В последнем и происходила конденсация, а в первом только нагревались стенки. Итогом нововведения стало увеличение экономичности примерно на 20 %.
Здесь решили перераспределять нагрузку путем увеличения числа колесных пар. Существует специальная формула, показывающая особенности «трансмиссии» рельсового транспортного средства. Колеса паровоза бывают трех типов:
✅ движущие, которые спаривают «дышлами»
✅ бегунковые – них опирается «передок» машины
✅ поддерживающие – являются опорой задней части
Формула может выглядеть, например, так: 2-5-1. Две оси находятся впереди, пять являются движущими (связанными с ходовым механизмом) и одна поддерживает «корму» паровоза. Грузовые составы могла перемещать машина, у которой все колеса «ведущие». При этом поддерживающие и бегунковые оси вообще отсутствуют. Например, 0-4-0. Именно с такой колесной формулой в 1889-м году инженером В. Лопушинским и был разработан паровоз. Однако сразу запустить его в серию не удалось из-за повышенного расхода топлива. Для решения проблемы подняли давление в котле до 12 кг/кв. см, увеличили диаметр поршня и цилиндра в камере низкого давления.
Осевая формула паровоза – 0-4-0. Фото: YouTube.com
Всего было введено 99 технических изменений. В итоге паровоз получил конструкционную («крейсерскую», с оптимальным расходом горючего) скорость в 50 км/ч (максимальная – 60 км/ч). Мощность зависела от модификации и находилась в диапазоне 550-700 «лошадей». Машина получилась на редкость удачной: надежной и неприхотливой, обладающей хорошей ремонтопригодностью и «всеядностью». Роль топлива мог играть уголь, дрова, мазут, торф. Массовый выпуск той модификации серии «О» освоили только в 1901-м году.
По окончании Гражданской войны в Стране Советов машина использовалась для вождения пассажирских и грузовых составов.
Однако позже, в связи появлением более совершенных моделей, паровоз отправился в депо и на маневровые пути. В двадцатые годы в СССР построили всего семьдесят две единицы этой техники.
Паровоз оказался очень подходящим для строительства бронепоездов. Он имел сравнительно небольшую массу и его можно было смело нагружать вооружением и защитой, без опаски повредить железнодорожное полотно. Первые из них появились еще в Гражданскую.
Этот «Ов», выпущенный в 1902-м, успел повоевать в Гражданскую и Отечественную. Фото: YouTube.com
Но самым знаменитым, пожалуй, стал «Илья Муромец», выпущенный в 1942-м на одном из предприятий города Муром. На счету этого «монстра» 35, как сейчас говорят, немецких «опорников», один вражеский бронепоезд, 14 артбатарей и семь самолетов. И в движение эту военную махину (кстати, не получившую ни единого серьезного повреждения) приводила скромная «Овечка».
Разумеется, большинство паровозов серии «Ов» отправилось в утиль. Однако единицы все же сохранились. Например, в музее под открытым небом в столице на Рижском вокзале стоит настоящая «знаменитость». Паровоз, выпущенный еще до революции Невским заводом, снимался во многих фильмах. Например, это «Анна Каренина», «Летят журавли», «Сибирский цирюльник» и некоторых других. А в «Дачной поездке сержанта Цыбули» «Овечка» превратилась в немецкий локомотив.
Тот самый «киногерой» на Рижском вокзале. Фото: YouTube.com
Правда, нельзя сказать, что съемки шли на пользу технике. Режиссеры, стараясь добиться максимального эффекта, требовали работы паровоза на предельных режимах, чтобы дым был почерней и свисток громче. А для старенькой машины это губительно. Приходилось ухищряться: в топке жгли резину, получая нужную копоть. Что касается «ветеранов», известно: одна из «Овечек» трудилась на станциях в тупиках Забайкальской железной дороги аж до самого 1964-го года. Вот такой была российско-советская техника!
Однако прогресс не стоял на месте и к 90-м годам позапрошлого века появились паровозы серии «О». Правда, изначально они имели индекс «Тип 39», который им присвоил производитель – Коломенский завод. Новая машина должна была заменить предыдущую серию «Ч».

Буква означала, что в конструкции имеется четыре движущих оси. Если перевести на язык автомобилистов, то получится восемь ведущих колес. Такая схема обеспечивала лучшую тягу, по сравнению, например, с «тройками» и меньшую нагрузку на рельсовые пути.
«
«Четверки» появились в Российской империи раньше, чем в Англии и Германии.
А из-за чего паровозы серии «О» были лучше? Они «комплектовались» усложненной и более мощной машиной и самым современным, т. н. парораспределительным механизмом Джоя. Поэтому первые локомотивы получили индекс «Од» (машинисты их прозвали «джойками»).

Позже с паровозом стали экспериментировать: уменьшали диаметр колес и расход топлива. Так появлялись модели «Ол», «Ок» и иные варианты серии «О».
«Овечки»
В этих паровозах вместо механизма Джоя применялось конструкция Вальсхарта, считавшаяся на то время более передовой. Как раз поэтому модернизированная машина получила индекс «Ов». Буквы означают «основной, Вальсхарта».
С 1890-й по 1915-й паровоз серии «О» производился на двенадцати заводах России. Всего за их ворота выехало свыше 9 тыс. локомотивов, что сделало паровоз самым массовым в империи.
Машинисты тут же «переименовали» модель в «Овечку». Впрочем, позже так стали называть все паровозы серии «О».
Чем интересна конструкция «Ов»
Конец XIX века, когда стремительными темпами развивался технический прогресс и торговля, ознаменовался в мире и России тем, что грузооборот на железнодорожном транспорте стал резко увеличиваться. Требовались более мощные паровозы, способные возить тяжелые составы.

Решение проблемы казалось очевидным: увеличение тяги, для чего требовалось утяжелить технику. Однако расчеты показывали: это приведет к переделке железнодорожного полотна, которое пришлось бы усиливать. А это уже дополнительные расходы, причем довольно ощутимые. Избежать финансовых трат можно, если построить паровоз, отличающийся высокой мощностью при малой нагрузке на рельсы и шпалы.
Как увеличивали экономичность
В машинах старого образца цилиндр наполняли паром и потом прекращали его подачу (производили «отсечку»). Движение поршня при этом не останавливалось. Когда он приближался к концу своего рабочего хода, температура и давление падали. В это время впускали очередную порцию горячего пара. В итоге происходила конденсация, на которую тратилось до трети всей вырабатываемой энергии.

Инженеры решили эту проблему, применив т. н. компаунд – систему двойного расширения. Ее смысл – уменьшение разницы температур. Для этого пар подавали в цилиндр высокого, а затем – низкого давления. В последнем и происходила конденсация, а в первом только нагревались стенки. Итогом нововведения стало увеличение экономичности примерно на 20 %.
Уменьшение давления на ж/д полотно
Здесь решили перераспределять нагрузку путем увеличения числа колесных пар. Существует специальная формула, показывающая особенности «трансмиссии» рельсового транспортного средства. Колеса паровоза бывают трех типов:
✅ движущие, которые спаривают «дышлами»
✅ бегунковые – них опирается «передок» машины
✅ поддерживающие – являются опорой задней части
Формула может выглядеть, например, так: 2-5-1. Две оси находятся впереди, пять являются движущими (связанными с ходовым механизмом) и одна поддерживает «корму» паровоза. Грузовые составы могла перемещать машина, у которой все колеса «ведущие». При этом поддерживающие и бегунковые оси вообще отсутствуют. Например, 0-4-0. Именно с такой колесной формулой в 1889-м году инженером В. Лопушинским и был разработан паровоз. Однако сразу запустить его в серию не удалось из-за повышенного расхода топлива. Для решения проблемы подняли давление в котле до 12 кг/кв. см, увеличили диаметр поршня и цилиндра в камере низкого давления.

Всего было введено 99 технических изменений. В итоге паровоз получил конструкционную («крейсерскую», с оптимальным расходом горючего) скорость в 50 км/ч (максимальная – 60 км/ч). Мощность зависела от модификации и находилась в диапазоне 550-700 «лошадей». Машина получилась на редкость удачной: надежной и неприхотливой, обладающей хорошей ремонтопригодностью и «всеядностью». Роль топлива мог играть уголь, дрова, мазут, торф. Массовый выпуск той модификации серии «О» освоили только в 1901-м году.
Эксплуатация паровозов серии «Ов»
По окончании Гражданской войны в Стране Советов машина использовалась для вождения пассажирских и грузовых составов.
После заключения Брестского мира часть машин оказалась на отчужденной территории. Европейцы переделали паровозы под свою колею, «Ов» были модифицированы, а кое-где даже стали основой локомотивного парка (речь о прибалтийских странах). Впрочем, после расширения СССР «Овечки» вернулись «домой».
Однако позже, в связи появлением более совершенных моделей, паровоз отправился в депо и на маневровые пути. В двадцатые годы в СССР построили всего семьдесят две единицы этой техники.
Войны
Паровоз оказался очень подходящим для строительства бронепоездов. Он имел сравнительно небольшую массу и его можно было смело нагружать вооружением и защитой, без опаски повредить железнодорожное полотно. Первые из них появились еще в Гражданскую.

Но самым знаменитым, пожалуй, стал «Илья Муромец», выпущенный в 1942-м на одном из предприятий города Муром. На счету этого «монстра» 35, как сейчас говорят, немецких «опорников», один вражеский бронепоезд, 14 артбатарей и семь самолетов. И в движение эту военную махину (кстати, не получившую ни единого серьезного повреждения) приводила скромная «Овечка».
Сегодня
Разумеется, большинство паровозов серии «Ов» отправилось в утиль. Однако единицы все же сохранились. Например, в музее под открытым небом в столице на Рижском вокзале стоит настоящая «знаменитость». Паровоз, выпущенный еще до революции Невским заводом, снимался во многих фильмах. Например, это «Анна Каренина», «Летят журавли», «Сибирский цирюльник» и некоторых других. А в «Дачной поездке сержанта Цыбули» «Овечка» превратилась в немецкий локомотив.

Правда, нельзя сказать, что съемки шли на пользу технике. Режиссеры, стараясь добиться максимального эффекта, требовали работы паровоза на предельных режимах, чтобы дым был почерней и свисток громче. А для старенькой машины это губительно. Приходилось ухищряться: в топке жгли резину, получая нужную копоть. Что касается «ветеранов», известно: одна из «Овечек» трудилась на станциях в тупиках Забайкальской железной дороги аж до самого 1964-го года. Вот такой была российско-советская техника!
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Чиновника «пересадили» с BMW на «Ауру» – мнение из первых уст
Раньше трудно было найти государственного служащего, перемещающегося на машине отечественного производства. Времена меняются, автопарк «изнашивается» и...

Испытания нового Тутаевского двигателя завершились, впереди массовый выпуск
Мотор полгода тестировали в составе крупного бульдозера в сложных условиях Тюменской области. Как двигатель справился с поставленными задачами, узнайте из...

АН-2 с девятью двигателями – взлет всего за 7 секунд
Когда речь заходит о самолетах с вертикальным взлетом, на ум чаще всего приходят громоздкие военные машины или футуристические дроны. Но однажды на МАКС-2021...

Ту-154 в небе – еще много желающих полетать на советском реактивном авиалайнере
Можно часто встретить мнение, что советский самолет Ту-154 является самым опасным среди серийных авиалайнеров. Говорят, что даже пилоты боялись летать на нем,...

SpaceX придется подвинуться: главный конкурент прошел сертификацию
Ракета Vulcan Centaur устранила зависимость США от российских двигателей. Она сможет выводить нагрузку на любые орбиты....

Верный курс – ЛиАЗ отказался от китайских двигателей в пользу российских
Наши моторы обходятся дешевле, да и проблем с поставками быть не должно. Какую силовую установку выбрали на замену китайской – читайте в нашем материале....

Французы представили пассажирский самолет нового поколения
Техника получила комбинированную силовую установку и обещает запас хода более чем в 2000 км. И все это с нулевым уровнем выбросов. Подробнее о характеристиках...

Под Челябинском построят флагман российского тормозного машиностроения
Будут собирать тормозные диски и суппорты. Не исключено, что и для экспорта запчастей....

Символичное событие – третий Ил-114-300 подняли в небо
Дебютный полет провели в честь памятной даты, которая касается как самого ПАО «Ил», так и всей авиации России. Директор компании также поделился статусом...

Сразу три американских автомобильных бренда откроют свои представительства в России
Речь о Ford, Chevrolet и Tesla. Причем первые двое даже не планируют поставки гибридных и электрических моделей — только ДВС!...

Настоящая «дорога жизни»: в Николаевск-на-Амуре по деревянным мостам и грязи
Трассу постепенно реконструируют, но она по-прежнему очень опасна для водителей и пассажиров...

Бывший завод VW в Калуге недорого распродает двигатели и АКПП – мнение водителей
Это полностью новые агрегаты, оставшиеся на складах. Цены ниже рыночных в разы, но есть нюансы....

Запуск ракеты-носителя Spectrum завершился взрывом в прямом эфире
Конкуренция с Flacon 9 откладывается на потом. Инцидент запечатлели в прямой трансляции....

Успешно завершены тесты двигателя для тяжелой ракеты «Ангара-А5М»
Российская школа двигателестроения в очередной раз показала свои возможности. Поставки начнутся в ближайшие месяцы....

Новейший КАМАЗ 6х6 испытывают на крупнейшем газовом месторождении России
Тестирования машины займут месяц. Итоги прохождения предопределят дальнейшую «судьбу» модели и, в особенности, ее серийного производства....

Yugo GV – самый ужасный автомобиль в истории США
Он пришел как мечта для студентов, а ушел под звук насмешек. С чем связана такая репутация?...