
Чезета – культовый чехословацкий мотороллер начала 60-х
Скутеры – явление из 60-х, зародившееся в предыдущем десятилетии и сейчас переживающее возрождение. Первую скрипку в этом процессе, в свое время, сыграли итальянцы. Они показали коллегам из других европейских стран, как должна выглядеть передовая конструкция мотороллера/скутера.
Чехословакия была не последним мастером в постройке двухколесного мототранспорта. «Чезета» стала настоящей легендой, а словацкие «Манета» и «Татра» также пользовались большой популярностью. Первая из них с 1957 года считалась авангардным явлением на местных дорогах, а также любимым транспортным средством для многих жителей страны. Приобрел мотороллер Cezeta популярность и на европейском рынке.
Сигнал и бензобак в передней части Cezetа 501. Фото: youtube.com
Легендарный аппарат, получивший позже прозвище «свинья» (за переднюю часть, напоминающую рыло), рождался в долгих творческих муках. Серийная модель появилась спустя много времени после представления различных прототипов. Их авторами, главным образом, являлись автомобильный журналист Ярослав Хаусман и Ярослав Франтишек Кох, стоявший у истоков завода «Авиа». Если первый настоял на использовании трубчатой рамы, то Кох запатентовал оригинальную самонесущую конструкцию, ставшую основой серийной модели.
Конечно, изначально прототип не имел такого названия. Имя Cezeta 175 / 501 он получил после того, как выпуск новинки поручили предприятию Ceska zbrojovka из Страконице. Имя бренда являлось простым: мотоциклы имели прозвище Ciza («чиза», полностью соответствующее его русскому эквиваленту). Так оставался всего лишь шаг до более благородного Cezeta, ставшего знаковым для нового скутера.
Однако, после проблем с воздушным охлаждением (в типах 501/00 и 01), он получил улучшенные версии (501/03 и 05) с принудительным вентиляторным охлаждением и предлагал восемь лошадиных сил. Заднее колесо по-прежнему подвешивалось на одностороннем поворотном рычаге, оба – подрессорены инновационными резиновыми блоками, рассчитанными на сдвиг.
Cezetа 501 с запасным колесом сзади. Фото: youtube.com
Тест-драйвы новой техники проходили даже в австрийских Альпах, где гонщики покоряли знаменитый перевал Качберг. При этом использовалось только воздушное охлаждение двигателя. Основной задачей экстремальных заездов являлась проверка этого слабого места конструкции. Среди гонщиков был также Яромир Чижек, впоследствии первый чехословацкий чемпион Европы по мотокроссу (в 1958 году на «Яве-250») и пионер автокросса 70-х. Но все это происходило до того, как он эмигрировал из страны.
Выявленные проблемы и слабые места ставили новые задачи перед инженерной группой предприятия. В Страконице стартовали работы по улучшению технических показателей мотороллера. В первую очередь постарались решить вопрос с недостатком естественного охлаждения двигателя при экстремальном режиме эксплуатации. Так появился усовершенствованный тип 502 с новыми характеристиками:
✅ преимущественно – с динамо-стартером
✅ исключительно – с принудительным охлаждением двигателя вентилятором
✅ имеющий более высокую мощность (с 1960 года) – 9,5 л. с
Тогда же он получил и пересмотренную подвеску обоих колес, что значительно улучшило ходовые качества мотороллера. Дорабатывая обновленную модификацию, конструкторы внесли в нее еще ряд поправок и полезных изменений, по сравнению с базовой моделью.
Во-первых, новый задний маятник, двусторонний и сваренный из стальных труб (ранее это был литой алюминий с односторонней подвеской колес). Во-вторых, толкающий маятник спереди получил классические жидкостные амортизаторы с винтовыми пружинами (а не с резиновыми блоками, как раньше). Вот какие теперь имел характеристики Cezeta 502:
✅ рабочий объем двигателя – 172 куб. см
✅ максимальная скорость – 80-90 (в зависимости от комплектации) км/ч
✅ расход топлива – 3,3 л на 100 км
✅ вес конструкции – 133 кг
В те годы элегантный скутер стал настолько популярным, что в начале 60-х оказался героем одной из социальных реклам. Это лишний раз подчеркнуло успех компании и подстегнуло конструкторов к тому, чтобы создавать еще более усовершенствованные модификации.
Теперь двигатель (только с одним выхлопом) получил повышенную степень сжатия и мощность благодаря тому, что ему обеспечили эффективное охлаждение. Вентилятор в цилиндре приводился в движение клиновым ремнем непосредственно от коленчатого вала.
Спидометр Cezetа 501. Фото: youtube.com
Стильные двухцветные скутеры укомплектовали боковыми указателями поворотов. Типичные двенадцатидюймовые колеса со спицами, изготовленные из штамповок, приваренных к тормозному барабану, имели ободья с болтовым креплением. Такой же вид использовался и на прототипах народных автомобилей того времени Avia 350.
Место для хранения вещей находилось под двойным сиденьем мотороллера. Некоторые из них имели сзади запасное колесо. С четырехступенчатой коробкой передач максимальная скорость достигала 90 км/ч. Электрический динамо-стартер впервые использован в типе 501/05, стандартная мототехника имела ножной рычажный запуск. Скутер типа 501/03 развивал скорость до 80 км/ч, впоследствии этот показатель удалось немного увеличить.
Производитель постоянно совершенствовал технику и добавлял новые конструкции, расширяя ассортимент выпускаемой продукции. Грузовой трицикл типа 505 создали на базе мотороллера в 1961 году как прототип, серийное производство стартовало чуть позже. Мощность идентичного 172-кубового двигателя снизили до 8,5 л. с при 4500 об/мин. Модификацию снабдили двойным цепным приводом на задние колеса в паре с дифференциалом. К его базовым параметрам относятся:
✅ колесная база – 1750 мм
✅ длина – 2700 мм
✅ ширина – 1220 мм
✅ высота – 1020 мм
✅ собственная/полезная масса – 255/280 кг
✅ максимальная скорость 52–62 км/ч (при полной загрузке – 25 км/ч)
Грузовой вариант мотороллера выдерживал уклон до 19 %. При этом расход топлива колебался от 4,4 до 4,8 л / 100 км, в зависимости от условий эксплуатации. Производный трицикл типа 505 выпускался с 1962 по 1963 годы. За это время собрано 5895 экземпляров.
Стильный прицеп для Cezetа 501. Фото: youtube.com
Базовая конструкция представляла собой бортовую платформу с трубчатой рамой, по заказу предоставлялась коробчатая надстройка. Их заднюю часть также использовал четырехколесный Velorex 350. Но эта версия не добилась такой популярности, как ее трехколесный предшественник 350/16, изначально предназначавшийся только для инвалидов.
Через чехословацкую внешнеторговую структуру Motokov Cezeta 175 экспортировалась и на очень требовательные рынки (например, в Великобританию). В Новой Зеландии с 1960 года налажен ее выпуск, там она собиралась как NZeta. Культовый статус модели подтверждает и тот факт, что в 2015 году британец Нил Смит попытался в Чехии наладить выпуск электросамоката Cezeta type 506. Новинка внешне полностью повторяла черты мотороллера из 50-х.
Мотороллер мог также иметь боковой прицеп. Фото: youtube.com
Пик производства Cezeta 175 пришелся на 1959 год, когда было выпущено 25 048 экземпляров типа 501. Больше всего машин типа 502 произведено в 1962 году (20 086 штук). Всего с 1957 по 1964 год с конвейера сошло 120 883 мотороллера всех видов, из которых 58 433 единиц пришлось на «501-й» в различных модификациях.
Чехословакия была не последним мастером в постройке двухколесного мототранспорта. «Чезета» стала настоящей легендой, а словацкие «Манета» и «Татра» также пользовались большой популярностью. Первая из них с 1957 года считалась авангардным явлением на местных дорогах, а также любимым транспортным средством для многих жителей страны. Приобрел мотороллер Cezeta популярность и на европейском рынке.

Легендарный аппарат, получивший позже прозвище «свинья» (за переднюю часть, напоминающую рыло), рождался в долгих творческих муках. Серийная модель появилась спустя много времени после представления различных прототипов. Их авторами, главным образом, являлись автомобильный журналист Ярослав Хаусман и Ярослав Франтишек Кох, стоявший у истоков завода «Авиа». Если первый настоял на использовании трубчатой рамы, то Кох запатентовал оригинальную самонесущую конструкцию, ставшую основой серийной модели.
Реализация проекта поручена заводу CZ
Конечно, изначально прототип не имел такого названия. Имя Cezeta 175 / 501 он получил после того, как выпуск новинки поручили предприятию Ceska zbrojovka из Страконице. Имя бренда являлось простым: мотоциклы имели прозвище Ciza («чиза», полностью соответствующее его русскому эквиваленту). Так оставался всего лишь шаг до более благородного Cezeta, ставшего знаковым для нового скутера.
Первый CZ 175 Cezeta представили в 1956-м как тип 501. Затем появилась нулевая серия, а через год началось производство двухтактного одноцилиндрового двигателя от мотоциклов марки.
Однако, после проблем с воздушным охлаждением (в типах 501/00 и 01), он получил улучшенные версии (501/03 и 05) с принудительным вентиляторным охлаждением и предлагал восемь лошадиных сил. Заднее колесо по-прежнему подвешивалось на одностороннем поворотном рычаге, оба – подрессорены инновационными резиновыми блоками, рассчитанными на сдвиг.

Тест-драйвы новой техники проходили даже в австрийских Альпах, где гонщики покоряли знаменитый перевал Качберг. При этом использовалось только воздушное охлаждение двигателя. Основной задачей экстремальных заездов являлась проверка этого слабого места конструкции. Среди гонщиков был также Яромир Чижек, впоследствии первый чехословацкий чемпион Европы по мотокроссу (в 1958 году на «Яве-250») и пионер автокросса 70-х. Но все это происходило до того, как он эмигрировал из страны.
Усовершенствование конструкции и новые модификации
Выявленные проблемы и слабые места ставили новые задачи перед инженерной группой предприятия. В Страконице стартовали работы по улучшению технических показателей мотороллера. В первую очередь постарались решить вопрос с недостатком естественного охлаждения двигателя при экстремальном режиме эксплуатации. Так появился усовершенствованный тип 502 с новыми характеристиками:
✅ преимущественно – с динамо-стартером
✅ исключительно – с принудительным охлаждением двигателя вентилятором
✅ имеющий более высокую мощность (с 1960 года) – 9,5 л. с
Тогда же он получил и пересмотренную подвеску обоих колес, что значительно улучшило ходовые качества мотороллера. Дорабатывая обновленную модификацию, конструкторы внесли в нее еще ряд поправок и полезных изменений, по сравнению с базовой моделью.
Во-первых, новый задний маятник, двусторонний и сваренный из стальных труб (ранее это был литой алюминий с односторонней подвеской колес). Во-вторых, толкающий маятник спереди получил классические жидкостные амортизаторы с винтовыми пружинами (а не с резиновыми блоками, как раньше). Вот какие теперь имел характеристики Cezeta 502:
✅ рабочий объем двигателя – 172 куб. см
✅ максимальная скорость – 80-90 (в зависимости от комплектации) км/ч
✅ расход топлива – 3,3 л на 100 км
✅ вес конструкции – 133 кг
В те годы элегантный скутер стал настолько популярным, что в начале 60-х оказался героем одной из социальных реклам. Это лишний раз подчеркнуло успех компании и подстегнуло конструкторов к тому, чтобы создавать еще более усовершенствованные модификации.
Теперь двигатель (только с одним выхлопом) получил повышенную степень сжатия и мощность благодаря тому, что ему обеспечили эффективное охлаждение. Вентилятор в цилиндре приводился в движение клиновым ремнем непосредственно от коленчатого вала.

Стильные двухцветные скутеры укомплектовали боковыми указателями поворотов. Типичные двенадцатидюймовые колеса со спицами, изготовленные из штамповок, приваренных к тормозному барабану, имели ободья с болтовым креплением. Такой же вид использовался и на прототипах народных автомобилей того времени Avia 350.
Место для хранения вещей находилось под двойным сиденьем мотороллера. Некоторые из них имели сзади запасное колесо. С четырехступенчатой коробкой передач максимальная скорость достигала 90 км/ч. Электрический динамо-стартер впервые использован в типе 501/05, стандартная мототехника имела ножной рычажный запуск. Скутер типа 501/03 развивал скорость до 80 км/ч, впоследствии этот показатель удалось немного увеличить.
Трицикл, экспорт и завершение производства
Производитель постоянно совершенствовал технику и добавлял новые конструкции, расширяя ассортимент выпускаемой продукции. Грузовой трицикл типа 505 создали на базе мотороллера в 1961 году как прототип, серийное производство стартовало чуть позже. Мощность идентичного 172-кубового двигателя снизили до 8,5 л. с при 4500 об/мин. Модификацию снабдили двойным цепным приводом на задние колеса в паре с дифференциалом. К его базовым параметрам относятся:
✅ колесная база – 1750 мм
✅ длина – 2700 мм
✅ ширина – 1220 мм
✅ высота – 1020 мм
✅ собственная/полезная масса – 255/280 кг
✅ максимальная скорость 52–62 км/ч (при полной загрузке – 25 км/ч)
Грузовой вариант мотороллера выдерживал уклон до 19 %. При этом расход топлива колебался от 4,4 до 4,8 л / 100 км, в зависимости от условий эксплуатации. Производный трицикл типа 505 выпускался с 1962 по 1963 годы. За это время собрано 5895 экземпляров.

Базовая конструкция представляла собой бортовую платформу с трубчатой рамой, по заказу предоставлялась коробчатая надстройка. Их заднюю часть также использовал четырехколесный Velorex 350. Но эта версия не добилась такой популярности, как ее трехколесный предшественник 350/16, изначально предназначавшийся только для инвалидов.
Через чехословацкую внешнеторговую структуру Motokov Cezeta 175 экспортировалась и на очень требовательные рынки (например, в Великобританию). В Новой Зеландии с 1960 года налажен ее выпуск, там она собиралась как NZeta. Культовый статус модели подтверждает и тот факт, что в 2015 году британец Нил Смит попытался в Чехии наладить выпуск электросамоката Cezeta type 506. Новинка внешне полностью повторяла черты мотороллера из 50-х.

Пик производства Cezeta 175 пришелся на 1959 год, когда было выпущено 25 048 экземпляров типа 501. Больше всего машин типа 502 произведено в 1962 году (20 086 штук). Всего с 1957 по 1964 год с конвейера сошло 120 883 мотороллера всех видов, из которых 58 433 единиц пришлось на «501-й» в различных модификациях.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....