Чезета – культовый чехословацкий мотороллер начала 60-х
Скутеры – явление из 60-х, зародившееся в предыдущем десятилетии и сейчас переживающее возрождение. Первую скрипку в этом процессе, в свое время, сыграли итальянцы. Они показали коллегам из других европейских стран, как должна выглядеть передовая конструкция мотороллера/скутера.
Чехословакия была не последним мастером в постройке двухколесного мототранспорта. «Чезета» стала настоящей легендой, а словацкие «Манета» и «Татра» также пользовались большой популярностью. Первая из них с 1957 года считалась авангардным явлением на местных дорогах, а также любимым транспортным средством для многих жителей страны. Приобрел мотороллер Cezeta популярность и на европейском рынке.
Легендарный аппарат, получивший позже прозвище «свинья» (за переднюю часть, напоминающую рыло), рождался в долгих творческих муках. Серийная модель появилась спустя много времени после представления различных прототипов. Их авторами, главным образом, являлись автомобильный журналист Ярослав Хаусман и Ярослав Франтишек Кох, стоявший у истоков завода «Авиа». Если первый настоял на использовании трубчатой рамы, то Кох запатентовал оригинальную самонесущую конструкцию, ставшую основой серийной модели.
Конечно, изначально прототип не имел такого названия. Имя Cezeta 175 / 501 он получил после того, как выпуск новинки поручили предприятию Ceska zbrojovka из Страконице. Имя бренда являлось простым: мотоциклы имели прозвище Ciza («чиза», полностью соответствующее его русскому эквиваленту). Так оставался всего лишь шаг до более благородного Cezeta, ставшего знаковым для нового скутера.
Однако, после проблем с воздушным охлаждением (в типах 501/00 и 01), он получил улучшенные версии (501/03 и 05) с принудительным вентиляторным охлаждением и предлагал восемь лошадиных сил. Заднее колесо по-прежнему подвешивалось на одностороннем поворотном рычаге, оба – подрессорены инновационными резиновыми блоками, рассчитанными на сдвиг.
Тест-драйвы новой техники проходили даже в австрийских Альпах, где гонщики покоряли знаменитый перевал Качберг. При этом использовалось только воздушное охлаждение двигателя. Основной задачей экстремальных заездов являлась проверка этого слабого места конструкции. Среди гонщиков был также Яромир Чижек, впоследствии первый чехословацкий чемпион Европы по мотокроссу (в 1958 году на «Яве-250») и пионер автокросса 70-х. Но все это происходило до того, как он эмигрировал из страны.
Выявленные проблемы и слабые места ставили новые задачи перед инженерной группой предприятия. В Страконице стартовали работы по улучшению технических показателей мотороллера. В первую очередь постарались решить вопрос с недостатком естественного охлаждения двигателя при экстремальном режиме эксплуатации. Так появился усовершенствованный тип 502 с новыми характеристиками:
✅ преимущественно – с динамо-стартером
✅ исключительно – с принудительным охлаждением двигателя вентилятором
✅ имеющий более высокую мощность (с 1960 года) – 9,5 л. с
Тогда же он получил и пересмотренную подвеску обоих колес, что значительно улучшило ходовые качества мотороллера. Дорабатывая обновленную модификацию, конструкторы внесли в нее еще ряд поправок и полезных изменений, по сравнению с базовой моделью.
Во-первых, новый задний маятник, двусторонний и сваренный из стальных труб (ранее это был литой алюминий с односторонней подвеской колес). Во-вторых, толкающий маятник спереди получил классические жидкостные амортизаторы с винтовыми пружинами (а не с резиновыми блоками, как раньше). Вот какие теперь имел характеристики Cezeta 502:
✅ рабочий объем двигателя – 172 куб. см
✅ максимальная скорость – 80-90 (в зависимости от комплектации) км/ч
✅ расход топлива – 3,3 л на 100 км
✅ вес конструкции – 133 кг
В те годы элегантный скутер стал настолько популярным, что в начале 60-х оказался героем одной из социальных реклам. Это лишний раз подчеркнуло успех компании и подстегнуло конструкторов к тому, чтобы создавать еще более усовершенствованные модификации.
Теперь двигатель (только с одним выхлопом) получил повышенную степень сжатия и мощность благодаря тому, что ему обеспечили эффективное охлаждение. Вентилятор в цилиндре приводился в движение клиновым ремнем непосредственно от коленчатого вала.
Стильные двухцветные скутеры укомплектовали боковыми указателями поворотов. Типичные двенадцатидюймовые колеса со спицами, изготовленные из штамповок, приваренных к тормозному барабану, имели ободья с болтовым креплением. Такой же вид использовался и на прототипах народных автомобилей того времени Avia 350.
Место для хранения вещей находилось под двойным сиденьем мотороллера. Некоторые из них имели сзади запасное колесо. С четырехступенчатой коробкой передач максимальная скорость достигала 90 км/ч. Электрический динамо-стартер впервые использован в типе 501/05, стандартная мототехника имела ножной рычажный запуск. Скутер типа 501/03 развивал скорость до 80 км/ч, впоследствии этот показатель удалось немного увеличить.
Производитель постоянно совершенствовал технику и добавлял новые конструкции, расширяя ассортимент выпускаемой продукции. Грузовой трицикл типа 505 создали на базе мотороллера в 1961 году как прототип, серийное производство стартовало чуть позже. Мощность идентичного 172-кубового двигателя снизили до 8,5 л. с при 4500 об/мин. Модификацию снабдили двойным цепным приводом на задние колеса в паре с дифференциалом. К его базовым параметрам относятся:
✅ колесная база – 1750 мм
✅ длина – 2700 мм
✅ ширина – 1220 мм
✅ высота – 1020 мм
✅ собственная/полезная масса – 255/280 кг
✅ максимальная скорость 52–62 км/ч (при полной загрузке – 25 км/ч)
Грузовой вариант мотороллера выдерживал уклон до 19 %. При этом расход топлива колебался от 4,4 до 4,8 л / 100 км, в зависимости от условий эксплуатации. Производный трицикл типа 505 выпускался с 1962 по 1963 годы. За это время собрано 5895 экземпляров.
Базовая конструкция представляла собой бортовую платформу с трубчатой рамой, по заказу предоставлялась коробчатая надстройка. Их заднюю часть также использовал четырехколесный Velorex 350. Но эта версия не добилась такой популярности, как ее трехколесный предшественник 350/16, изначально предназначавшийся только для инвалидов.
Через чехословацкую внешнеторговую структуру Motokov Cezeta 175 экспортировалась и на очень требовательные рынки (например, в Великобританию). В Новой Зеландии с 1960 года налажен ее выпуск, там она собиралась как NZeta. Культовый статус модели подтверждает и тот факт, что в 2015 году британец Нил Смит попытался в Чехии наладить выпуск электросамоката Cezeta type 506. Новинка внешне полностью повторяла черты мотороллера из 50-х.
Пик производства Cezeta 175 пришелся на 1959 год, когда было выпущено 25 048 экземпляров типа 501. Больше всего машин типа 502 произведено в 1962 году (20 086 штук). Всего с 1957 по 1964 год с конвейера сошло 120 883 мотороллера всех видов, из которых 58 433 единиц пришлось на «501-й» в различных модификациях.
Чехословакия была не последним мастером в постройке двухколесного мототранспорта. «Чезета» стала настоящей легендой, а словацкие «Манета» и «Татра» также пользовались большой популярностью. Первая из них с 1957 года считалась авангардным явлением на местных дорогах, а также любимым транспортным средством для многих жителей страны. Приобрел мотороллер Cezeta популярность и на европейском рынке.
Сигнал и бензобак в передней части Cezetа 501. Фото: youtube.com
Легендарный аппарат, получивший позже прозвище «свинья» (за переднюю часть, напоминающую рыло), рождался в долгих творческих муках. Серийная модель появилась спустя много времени после представления различных прототипов. Их авторами, главным образом, являлись автомобильный журналист Ярослав Хаусман и Ярослав Франтишек Кох, стоявший у истоков завода «Авиа». Если первый настоял на использовании трубчатой рамы, то Кох запатентовал оригинальную самонесущую конструкцию, ставшую основой серийной модели.
Реализация проекта поручена заводу CZ
Конечно, изначально прототип не имел такого названия. Имя Cezeta 175 / 501 он получил после того, как выпуск новинки поручили предприятию Ceska zbrojovka из Страконице. Имя бренда являлось простым: мотоциклы имели прозвище Ciza («чиза», полностью соответствующее его русскому эквиваленту). Так оставался всего лишь шаг до более благородного Cezeta, ставшего знаковым для нового скутера.
Первый CZ 175 Cezeta представили в 1956-м как тип 501. Затем появилась нулевая серия, а через год началось производство двухтактного одноцилиндрового двигателя от мотоциклов марки.
Однако, после проблем с воздушным охлаждением (в типах 501/00 и 01), он получил улучшенные версии (501/03 и 05) с принудительным вентиляторным охлаждением и предлагал восемь лошадиных сил. Заднее колесо по-прежнему подвешивалось на одностороннем поворотном рычаге, оба – подрессорены инновационными резиновыми блоками, рассчитанными на сдвиг.
Cezetа 501 с запасным колесом сзади. Фото: youtube.com
Тест-драйвы новой техники проходили даже в австрийских Альпах, где гонщики покоряли знаменитый перевал Качберг. При этом использовалось только воздушное охлаждение двигателя. Основной задачей экстремальных заездов являлась проверка этого слабого места конструкции. Среди гонщиков был также Яромир Чижек, впоследствии первый чехословацкий чемпион Европы по мотокроссу (в 1958 году на «Яве-250») и пионер автокросса 70-х. Но все это происходило до того, как он эмигрировал из страны.
Усовершенствование конструкции и новые модификации
Выявленные проблемы и слабые места ставили новые задачи перед инженерной группой предприятия. В Страконице стартовали работы по улучшению технических показателей мотороллера. В первую очередь постарались решить вопрос с недостатком естественного охлаждения двигателя при экстремальном режиме эксплуатации. Так появился усовершенствованный тип 502 с новыми характеристиками:
✅ преимущественно – с динамо-стартером
✅ исключительно – с принудительным охлаждением двигателя вентилятором
✅ имеющий более высокую мощность (с 1960 года) – 9,5 л. с
Тогда же он получил и пересмотренную подвеску обоих колес, что значительно улучшило ходовые качества мотороллера. Дорабатывая обновленную модификацию, конструкторы внесли в нее еще ряд поправок и полезных изменений, по сравнению с базовой моделью.
Во-первых, новый задний маятник, двусторонний и сваренный из стальных труб (ранее это был литой алюминий с односторонней подвеской колес). Во-вторых, толкающий маятник спереди получил классические жидкостные амортизаторы с винтовыми пружинами (а не с резиновыми блоками, как раньше). Вот какие теперь имел характеристики Cezeta 502:
✅ рабочий объем двигателя – 172 куб. см
✅ максимальная скорость – 80-90 (в зависимости от комплектации) км/ч
✅ расход топлива – 3,3 л на 100 км
✅ вес конструкции – 133 кг
В те годы элегантный скутер стал настолько популярным, что в начале 60-х оказался героем одной из социальных реклам. Это лишний раз подчеркнуло успех компании и подстегнуло конструкторов к тому, чтобы создавать еще более усовершенствованные модификации.
Теперь двигатель (только с одним выхлопом) получил повышенную степень сжатия и мощность благодаря тому, что ему обеспечили эффективное охлаждение. Вентилятор в цилиндре приводился в движение клиновым ремнем непосредственно от коленчатого вала.
Спидометр Cezetа 501. Фото: youtube.com
Стильные двухцветные скутеры укомплектовали боковыми указателями поворотов. Типичные двенадцатидюймовые колеса со спицами, изготовленные из штамповок, приваренных к тормозному барабану, имели ободья с болтовым креплением. Такой же вид использовался и на прототипах народных автомобилей того времени Avia 350.
Место для хранения вещей находилось под двойным сиденьем мотороллера. Некоторые из них имели сзади запасное колесо. С четырехступенчатой коробкой передач максимальная скорость достигала 90 км/ч. Электрический динамо-стартер впервые использован в типе 501/05, стандартная мототехника имела ножной рычажный запуск. Скутер типа 501/03 развивал скорость до 80 км/ч, впоследствии этот показатель удалось немного увеличить.
Трицикл, экспорт и завершение производства
Производитель постоянно совершенствовал технику и добавлял новые конструкции, расширяя ассортимент выпускаемой продукции. Грузовой трицикл типа 505 создали на базе мотороллера в 1961 году как прототип, серийное производство стартовало чуть позже. Мощность идентичного 172-кубового двигателя снизили до 8,5 л. с при 4500 об/мин. Модификацию снабдили двойным цепным приводом на задние колеса в паре с дифференциалом. К его базовым параметрам относятся:
✅ колесная база – 1750 мм
✅ длина – 2700 мм
✅ ширина – 1220 мм
✅ высота – 1020 мм
✅ собственная/полезная масса – 255/280 кг
✅ максимальная скорость 52–62 км/ч (при полной загрузке – 25 км/ч)
Грузовой вариант мотороллера выдерживал уклон до 19 %. При этом расход топлива колебался от 4,4 до 4,8 л / 100 км, в зависимости от условий эксплуатации. Производный трицикл типа 505 выпускался с 1962 по 1963 годы. За это время собрано 5895 экземпляров.
Стильный прицеп для Cezetа 501. Фото: youtube.com
Базовая конструкция представляла собой бортовую платформу с трубчатой рамой, по заказу предоставлялась коробчатая надстройка. Их заднюю часть также использовал четырехколесный Velorex 350. Но эта версия не добилась такой популярности, как ее трехколесный предшественник 350/16, изначально предназначавшийся только для инвалидов.
Через чехословацкую внешнеторговую структуру Motokov Cezeta 175 экспортировалась и на очень требовательные рынки (например, в Великобританию). В Новой Зеландии с 1960 года налажен ее выпуск, там она собиралась как NZeta. Культовый статус модели подтверждает и тот факт, что в 2015 году британец Нил Смит попытался в Чехии наладить выпуск электросамоката Cezeta type 506. Новинка внешне полностью повторяла черты мотороллера из 50-х.
Мотороллер мог также иметь боковой прицеп. Фото: youtube.com
Пик производства Cezeta 175 пришелся на 1959 год, когда было выпущено 25 048 экземпляров типа 501. Больше всего машин типа 502 произведено в 1962 году (20 086 штук). Всего с 1957 по 1964 год с конвейера сошло 120 883 мотороллера всех видов, из которых 58 433 единиц пришлось на «501-й» в различных модификациях.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Автодома из Китая – лучшие машины и дорогостоящая роскошь
Не сидится авторам канала «ПриветТачка» на месте. Они ищут интересные автомобили. В этот раз им удалось попасть в салон Armadillo. Не слышали про такую...