Чезета – культовый чехословацкий мотороллер начала 60-х
Скутеры – явление из 60-х, зародившееся в предыдущем десятилетии и сейчас переживающее возрождение. Первую скрипку в этом процессе, в свое время, сыграли итальянцы. Они показали коллегам из других европейских стран, как должна выглядеть передовая конструкция мотороллера/скутера.
Чехословакия была не последним мастером в постройке двухколесного мототранспорта. «Чезета» стала настоящей легендой, а словацкие «Манета» и «Татра» также пользовались большой популярностью. Первая из них с 1957 года считалась авангардным явлением на местных дорогах, а также любимым транспортным средством для многих жителей страны. Приобрел мотороллер Cezeta популярность и на европейском рынке.
Легендарный аппарат, получивший позже прозвище «свинья» (за переднюю часть, напоминающую рыло), рождался в долгих творческих муках. Серийная модель появилась спустя много времени после представления различных прототипов. Их авторами, главным образом, являлись автомобильный журналист Ярослав Хаусман и Ярослав Франтишек Кох, стоявший у истоков завода «Авиа». Если первый настоял на использовании трубчатой рамы, то Кох запатентовал оригинальную самонесущую конструкцию, ставшую основой серийной модели.
Конечно, изначально прототип не имел такого названия. Имя Cezeta 175 / 501 он получил после того, как выпуск новинки поручили предприятию Ceska zbrojovka из Страконице. Имя бренда являлось простым: мотоциклы имели прозвище Ciza («чиза», полностью соответствующее его русскому эквиваленту). Так оставался всего лишь шаг до более благородного Cezeta, ставшего знаковым для нового скутера.
Однако, после проблем с воздушным охлаждением (в типах 501/00 и 01), он получил улучшенные версии (501/03 и 05) с принудительным вентиляторным охлаждением и предлагал восемь лошадиных сил. Заднее колесо по-прежнему подвешивалось на одностороннем поворотном рычаге, оба – подрессорены инновационными резиновыми блоками, рассчитанными на сдвиг.
Тест-драйвы новой техники проходили даже в австрийских Альпах, где гонщики покоряли знаменитый перевал Качберг. При этом использовалось только воздушное охлаждение двигателя. Основной задачей экстремальных заездов являлась проверка этого слабого места конструкции. Среди гонщиков был также Яромир Чижек, впоследствии первый чехословацкий чемпион Европы по мотокроссу (в 1958 году на «Яве-250») и пионер автокросса 70-х. Но все это происходило до того, как он эмигрировал из страны.
Выявленные проблемы и слабые места ставили новые задачи перед инженерной группой предприятия. В Страконице стартовали работы по улучшению технических показателей мотороллера. В первую очередь постарались решить вопрос с недостатком естественного охлаждения двигателя при экстремальном режиме эксплуатации. Так появился усовершенствованный тип 502 с новыми характеристиками:
✅ преимущественно – с динамо-стартером
✅ исключительно – с принудительным охлаждением двигателя вентилятором
✅ имеющий более высокую мощность (с 1960 года) – 9,5 л. с
Тогда же он получил и пересмотренную подвеску обоих колес, что значительно улучшило ходовые качества мотороллера. Дорабатывая обновленную модификацию, конструкторы внесли в нее еще ряд поправок и полезных изменений, по сравнению с базовой моделью.
Во-первых, новый задний маятник, двусторонний и сваренный из стальных труб (ранее это был литой алюминий с односторонней подвеской колес). Во-вторых, толкающий маятник спереди получил классические жидкостные амортизаторы с винтовыми пружинами (а не с резиновыми блоками, как раньше). Вот какие теперь имел характеристики Cezeta 502:
✅ рабочий объем двигателя – 172 куб. см
✅ максимальная скорость – 80-90 (в зависимости от комплектации) км/ч
✅ расход топлива – 3,3 л на 100 км
✅ вес конструкции – 133 кг
В те годы элегантный скутер стал настолько популярным, что в начале 60-х оказался героем одной из социальных реклам. Это лишний раз подчеркнуло успех компании и подстегнуло конструкторов к тому, чтобы создавать еще более усовершенствованные модификации.
Теперь двигатель (только с одним выхлопом) получил повышенную степень сжатия и мощность благодаря тому, что ему обеспечили эффективное охлаждение. Вентилятор в цилиндре приводился в движение клиновым ремнем непосредственно от коленчатого вала.
Стильные двухцветные скутеры укомплектовали боковыми указателями поворотов. Типичные двенадцатидюймовые колеса со спицами, изготовленные из штамповок, приваренных к тормозному барабану, имели ободья с болтовым креплением. Такой же вид использовался и на прототипах народных автомобилей того времени Avia 350.
Место для хранения вещей находилось под двойным сиденьем мотороллера. Некоторые из них имели сзади запасное колесо. С четырехступенчатой коробкой передач максимальная скорость достигала 90 км/ч. Электрический динамо-стартер впервые использован в типе 501/05, стандартная мототехника имела ножной рычажный запуск. Скутер типа 501/03 развивал скорость до 80 км/ч, впоследствии этот показатель удалось немного увеличить.
Производитель постоянно совершенствовал технику и добавлял новые конструкции, расширяя ассортимент выпускаемой продукции. Грузовой трицикл типа 505 создали на базе мотороллера в 1961 году как прототип, серийное производство стартовало чуть позже. Мощность идентичного 172-кубового двигателя снизили до 8,5 л. с при 4500 об/мин. Модификацию снабдили двойным цепным приводом на задние колеса в паре с дифференциалом. К его базовым параметрам относятся:
✅ колесная база – 1750 мм
✅ длина – 2700 мм
✅ ширина – 1220 мм
✅ высота – 1020 мм
✅ собственная/полезная масса – 255/280 кг
✅ максимальная скорость 52–62 км/ч (при полной загрузке – 25 км/ч)
Грузовой вариант мотороллера выдерживал уклон до 19 %. При этом расход топлива колебался от 4,4 до 4,8 л / 100 км, в зависимости от условий эксплуатации. Производный трицикл типа 505 выпускался с 1962 по 1963 годы. За это время собрано 5895 экземпляров.
Базовая конструкция представляла собой бортовую платформу с трубчатой рамой, по заказу предоставлялась коробчатая надстройка. Их заднюю часть также использовал четырехколесный Velorex 350. Но эта версия не добилась такой популярности, как ее трехколесный предшественник 350/16, изначально предназначавшийся только для инвалидов.
Через чехословацкую внешнеторговую структуру Motokov Cezeta 175 экспортировалась и на очень требовательные рынки (например, в Великобританию). В Новой Зеландии с 1960 года налажен ее выпуск, там она собиралась как NZeta. Культовый статус модели подтверждает и тот факт, что в 2015 году британец Нил Смит попытался в Чехии наладить выпуск электросамоката Cezeta type 506. Новинка внешне полностью повторяла черты мотороллера из 50-х.
Пик производства Cezeta 175 пришелся на 1959 год, когда было выпущено 25 048 экземпляров типа 501. Больше всего машин типа 502 произведено в 1962 году (20 086 штук). Всего с 1957 по 1964 год с конвейера сошло 120 883 мотороллера всех видов, из которых 58 433 единиц пришлось на «501-й» в различных модификациях.
Чехословакия была не последним мастером в постройке двухколесного мототранспорта. «Чезета» стала настоящей легендой, а словацкие «Манета» и «Татра» также пользовались большой популярностью. Первая из них с 1957 года считалась авангардным явлением на местных дорогах, а также любимым транспортным средством для многих жителей страны. Приобрел мотороллер Cezeta популярность и на европейском рынке.
Сигнал и бензобак в передней части Cezetа 501. Фото: youtube.com
Легендарный аппарат, получивший позже прозвище «свинья» (за переднюю часть, напоминающую рыло), рождался в долгих творческих муках. Серийная модель появилась спустя много времени после представления различных прототипов. Их авторами, главным образом, являлись автомобильный журналист Ярослав Хаусман и Ярослав Франтишек Кох, стоявший у истоков завода «Авиа». Если первый настоял на использовании трубчатой рамы, то Кох запатентовал оригинальную самонесущую конструкцию, ставшую основой серийной модели.
Реализация проекта поручена заводу CZ
Конечно, изначально прототип не имел такого названия. Имя Cezeta 175 / 501 он получил после того, как выпуск новинки поручили предприятию Ceska zbrojovka из Страконице. Имя бренда являлось простым: мотоциклы имели прозвище Ciza («чиза», полностью соответствующее его русскому эквиваленту). Так оставался всего лишь шаг до более благородного Cezeta, ставшего знаковым для нового скутера.
Первый CZ 175 Cezeta представили в 1956-м как тип 501. Затем появилась нулевая серия, а через год началось производство двухтактного одноцилиндрового двигателя от мотоциклов марки.
Однако, после проблем с воздушным охлаждением (в типах 501/00 и 01), он получил улучшенные версии (501/03 и 05) с принудительным вентиляторным охлаждением и предлагал восемь лошадиных сил. Заднее колесо по-прежнему подвешивалось на одностороннем поворотном рычаге, оба – подрессорены инновационными резиновыми блоками, рассчитанными на сдвиг.
Cezetа 501 с запасным колесом сзади. Фото: youtube.com
Тест-драйвы новой техники проходили даже в австрийских Альпах, где гонщики покоряли знаменитый перевал Качберг. При этом использовалось только воздушное охлаждение двигателя. Основной задачей экстремальных заездов являлась проверка этого слабого места конструкции. Среди гонщиков был также Яромир Чижек, впоследствии первый чехословацкий чемпион Европы по мотокроссу (в 1958 году на «Яве-250») и пионер автокросса 70-х. Но все это происходило до того, как он эмигрировал из страны.
Усовершенствование конструкции и новые модификации
Выявленные проблемы и слабые места ставили новые задачи перед инженерной группой предприятия. В Страконице стартовали работы по улучшению технических показателей мотороллера. В первую очередь постарались решить вопрос с недостатком естественного охлаждения двигателя при экстремальном режиме эксплуатации. Так появился усовершенствованный тип 502 с новыми характеристиками:
✅ преимущественно – с динамо-стартером
✅ исключительно – с принудительным охлаждением двигателя вентилятором
✅ имеющий более высокую мощность (с 1960 года) – 9,5 л. с
Тогда же он получил и пересмотренную подвеску обоих колес, что значительно улучшило ходовые качества мотороллера. Дорабатывая обновленную модификацию, конструкторы внесли в нее еще ряд поправок и полезных изменений, по сравнению с базовой моделью.
Во-первых, новый задний маятник, двусторонний и сваренный из стальных труб (ранее это был литой алюминий с односторонней подвеской колес). Во-вторых, толкающий маятник спереди получил классические жидкостные амортизаторы с винтовыми пружинами (а не с резиновыми блоками, как раньше). Вот какие теперь имел характеристики Cezeta 502:
✅ рабочий объем двигателя – 172 куб. см
✅ максимальная скорость – 80-90 (в зависимости от комплектации) км/ч
✅ расход топлива – 3,3 л на 100 км
✅ вес конструкции – 133 кг
В те годы элегантный скутер стал настолько популярным, что в начале 60-х оказался героем одной из социальных реклам. Это лишний раз подчеркнуло успех компании и подстегнуло конструкторов к тому, чтобы создавать еще более усовершенствованные модификации.
Теперь двигатель (только с одним выхлопом) получил повышенную степень сжатия и мощность благодаря тому, что ему обеспечили эффективное охлаждение. Вентилятор в цилиндре приводился в движение клиновым ремнем непосредственно от коленчатого вала.
Спидометр Cezetа 501. Фото: youtube.com
Стильные двухцветные скутеры укомплектовали боковыми указателями поворотов. Типичные двенадцатидюймовые колеса со спицами, изготовленные из штамповок, приваренных к тормозному барабану, имели ободья с болтовым креплением. Такой же вид использовался и на прототипах народных автомобилей того времени Avia 350.
Место для хранения вещей находилось под двойным сиденьем мотороллера. Некоторые из них имели сзади запасное колесо. С четырехступенчатой коробкой передач максимальная скорость достигала 90 км/ч. Электрический динамо-стартер впервые использован в типе 501/05, стандартная мототехника имела ножной рычажный запуск. Скутер типа 501/03 развивал скорость до 80 км/ч, впоследствии этот показатель удалось немного увеличить.
Трицикл, экспорт и завершение производства
Производитель постоянно совершенствовал технику и добавлял новые конструкции, расширяя ассортимент выпускаемой продукции. Грузовой трицикл типа 505 создали на базе мотороллера в 1961 году как прототип, серийное производство стартовало чуть позже. Мощность идентичного 172-кубового двигателя снизили до 8,5 л. с при 4500 об/мин. Модификацию снабдили двойным цепным приводом на задние колеса в паре с дифференциалом. К его базовым параметрам относятся:
✅ колесная база – 1750 мм
✅ длина – 2700 мм
✅ ширина – 1220 мм
✅ высота – 1020 мм
✅ собственная/полезная масса – 255/280 кг
✅ максимальная скорость 52–62 км/ч (при полной загрузке – 25 км/ч)
Грузовой вариант мотороллера выдерживал уклон до 19 %. При этом расход топлива колебался от 4,4 до 4,8 л / 100 км, в зависимости от условий эксплуатации. Производный трицикл типа 505 выпускался с 1962 по 1963 годы. За это время собрано 5895 экземпляров.
Стильный прицеп для Cezetа 501. Фото: youtube.com
Базовая конструкция представляла собой бортовую платформу с трубчатой рамой, по заказу предоставлялась коробчатая надстройка. Их заднюю часть также использовал четырехколесный Velorex 350. Но эта версия не добилась такой популярности, как ее трехколесный предшественник 350/16, изначально предназначавшийся только для инвалидов.
Через чехословацкую внешнеторговую структуру Motokov Cezeta 175 экспортировалась и на очень требовательные рынки (например, в Великобританию). В Новой Зеландии с 1960 года налажен ее выпуск, там она собиралась как NZeta. Культовый статус модели подтверждает и тот факт, что в 2015 году британец Нил Смит попытался в Чехии наладить выпуск электросамоката Cezeta type 506. Новинка внешне полностью повторяла черты мотороллера из 50-х.
Мотороллер мог также иметь боковой прицеп. Фото: youtube.com
Пик производства Cezeta 175 пришелся на 1959 год, когда было выпущено 25 048 экземпляров типа 501. Больше всего машин типа 502 произведено в 1962 году (20 086 штук). Всего с 1957 по 1964 год с конвейера сошло 120 883 мотороллера всех видов, из которых 58 433 единиц пришлось на «501-й» в различных модификациях.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
Трактор Фордзон-Путиловец – корыстная помощь США раннему Советскому Союзу
В начале 1920-х годов Советский Союз стал восстанавливать экономику. Более того, планировалось не только выйти на прежний уровень развития, но и многократно...
«Сапсаны» хотят ускорить
Технически это вполне выполнимая задача. В РЖД уже провели необходимые тесты, а все подробности в нашем материале....
План на следующую «пятилетку» – объявлен список трасс, которые построят и отремонтируют
Финансовые сметы уже одобрены Правительством. Также названы конкретные суммы под каждый проект. Все подробности читайте в нашем материале....