International Harvester Scout – конкуренция с Jeep длиною в 20 лет
Компания International Harvester – старейший американский автопроизводитель, известный с 1902 года (в 70-х на предприятиях фирмы трудилось примерно 100 тыс. человек). Но если копнуть глубже, то история IH началась в 1832-м году, с изготовления серпов. Однако в ХХ веке компания получила известность благодаря производству грузовиков, сельскохозяйственной техники: комбайнов, тракторов и т. д.
К началу 60-х в International Harvester сформировали новую программу по выпуску продукции. Упор сделали на средние грузовики Loadstar. Вместе с ними планировали производить более тяжелые машины Fleestar. Не забыли и о развозном коммерческом транспорте – их представляли Cargostar в бескапотном варианте.
Руководство IH внимательно наблюдало за успехами не только прямых своих конкурентов, но и других автопроизводителей. Учитывая успехи востребованного на то время Willys Jeep CJ, решили модельный ряд «усилить» небольшим внедорожником собственного производства. И это была не первая попытка: ранее в модельном ряду компании присутствовал Travalall, выпущенный еще в 50-е.
Машину можно назвать аналогом Chevrolet Suburban. Вообще, в то время мода на автомобили с высокой проходимостью и закрытым кузовом распространилась на весь мир. В СССР это «помесь» «Победы» с ГАЗ М-72, за границей – Range Rover, Jeep Station Wagon (США). Поэтому специалисты International Harvester стояли на верном пути, что и подтвердилось впоследствии.
Машина стала итогом усилий инженеров IH, решивших разработать внедорожник, не уступающий конкурентам. В серию Scout 80 поступил еще до начала 1961-го, хотя позиционировался как модель именно этого года. Автомобиль представлял собой, по сути, примитивную конструкцию: трехдверный цельнометаллический кузов, которого вряд ли касалась рука дизайнера. Машина полностью соответствовала требованиям потенциальных покупателей – фермеров.
«Скаут 80» построен на базе рамы, состоящей из лонжеронов с двойным прогибом. На авто устанавливались хорошо себя зарекомендовавшие в сложных дорожных условиях мосты Spicer (для версий 4Х4), имеющие неразрезную конструкцию. А вот с силовым агрегатом возникли проблемы. Своего движка компания не выпускала, а обращаться к стороннему производителю было как-то «не с руки».
Выход из ситуации нашли оригинальный: главный конструктор Тедди Орнас предложил «разрезать» пятилитровую «восьмерку», устанавливаемую на грузовики компании, пополам. Что и сделали, получив четырехцилиндровый мотор объемом в 2,5 литров, развивающий 93 «лошади».
В паре с «половинчатым» двигателем работала надежная коробка Warner T-90A на три передачи и «раздатка» Spicer Dana 18, тоже имевшая славу «неубиваемой». Очевидно: создатели Scout 80 сознательно выбирали самые проверенные комплектующие.
Покупателю предлагались внедорожники с закрытым либо открытым кузовом, верхом из брезента. Боковые окна при необходимости легко снимались, а лобовое стекло складывалось. Между «салоном» и багажным отделением устанавливалась перегородка, которая при надобности быстро демонтировалась. Задние сиденья снимались: владелец авто получал ровную площадку, на которой можно расположить до 600 кг груза.
С выпуском Scout 80 International Harvester явно попала в точку, что стало ясно по результатам первых продаж. В течение пяти последующих лет компания реализовала свыше 100 тыс. единиц техники. К юбилею даже приготовили особую модель – Red Carpet, окрашенную в белый цвет и с интерьером, оформленным в красных тонах. В разных версиях «Скаут 80» производился до 1971-го года. Популярности модели способствовала доступная цена (даже полноприводная машина стоила от 2 тыс. 200 долларов) и высокая ремонтопригодность. Запчасти к внедорожнику можно было купить в любом захолустье.
Учитывая успех «восьмидесятки», компания решила закрепиться на рынке и выпустить теперь уже комфортабельную версию внедорожника. На такой машине можно ездить не только фермерам, но и поклонникам активного отдыха: например, длительных путешествий.
Новая модель, получившая индекс «800», была представлена широкой публике в 1965-м году. Здесь уже устанавливались комфортабельные кресла, иная панель приборов и модернизированный обогреватель.
Изменениям подвергся не только салон внедорожника: по технической части также были новшества. Кроме базового девяностотрехсильного мотора предлагался турбированный агрегат на 111 «лошадей», а также шестицилиндровый двигатель АМС, выдававший 100 л. с. А в 1967-м появилась и «восьмерка», развивавшая 155 л. с. И последний «рывок» – мотор в 210 л. с.
При наличии самых разных силовых агрегатов под капотом, снаружи внедорожник одной из последних версий (Super Scout II) почти не изменился: разве что опционально на нем мог присутствовать верх из стеклопластика.
Последние модификации внедорожника назывались Traveler, Terra: их выпуск остановился в 1980-м. Что же случилось? Все шло удачно – авто продавались, в планах были новые модели. Фирма успешно работала до конца 70-х. Кризис разразился, вроде бы, из-за банального пустяка: премии президенту компании в размере двух миллионов долларов. Сотрудники организовали забастовку, которая продлилась, на радость конкурентам, шесть месяцев. К 1984-му IH распродала активы. И только через пару лет фирма сумела провести реорганизацию, превратившись в компанию Navistar International с 14-ю тысячами сотрудников.
Под таким именем она известна и сегодня. Конкуренты IH те времена пережили благополучно: например, производитель Jeep выпустил гражданскую версию CJ5, не сходившую с конвейера до 1983-го года. А серию Wagoneer и Super Wagoneer укомплектовали восьмицилиндровым движком и трансмиссией (в 1973-м) Quadro Track. Все эти успехи только «вколачивали» дополнительные гвозди в «крышку гроба» IH, которая все-таки пыталась возродиться.
В 2020-м фирма стала частью концерна Volkswagen: сейчас она входит в один из филиалов VW – компанию Traton. Автомобиль Scout, выпускавшийся на протяжении почти двадцати лет, мало популярен в Европе, но его помнят и любят в США, о чем хорошо известно руководству «Фольксваген». Однако продавать в Америке внедорожники под брендом VW не так-то просто, а вот название «Скаут» наверняка покупатели приняли бы благожелательно.
Тем более – есть примеры: не так давно «реанимированный» «Форд Бронко» ныне прямо-таки на пике популярности. Ностальгия!
Производство Scout во всех его модификациях давно прекращено и поэтому машины данной марки пользуются у любителей ретро хорошим спросом. Однако найти внедорожник в более-менее приличном состоянии сложно. Зато машины под восстановление (не на ходу) продаются в США по цене в среднем от 4 тыс. 600 до 4 800 долларов.
К началу 60-х в International Harvester сформировали новую программу по выпуску продукции. Упор сделали на средние грузовики Loadstar. Вместе с ними планировали производить более тяжелые машины Fleestar. Не забыли и о развозном коммерческом транспорте – их представляли Cargostar в бескапотном варианте.
«Автотренды»
Руководство IH внимательно наблюдало за успехами не только прямых своих конкурентов, но и других автопроизводителей. Учитывая успехи востребованного на то время Willys Jeep CJ, решили модельный ряд «усилить» небольшим внедорожником собственного производства. И это была не первая попытка: ранее в модельном ряду компании присутствовал Travalall, выпущенный еще в 50-е.
Внедорожная классика 40-х и 50-х: Willys Jeep CJ-2A (1948 год). Фото: YouTube.com[size]
Машину можно назвать аналогом Chevrolet Suburban. Вообще, в то время мода на автомобили с высокой проходимостью и закрытым кузовом распространилась на весь мир. В СССР это «помесь» «Победы» с ГАЗ М-72, за границей – Range Rover, Jeep Station Wagon (США). Поэтому специалисты International Harvester стояли на верном пути, что и подтвердилось впоследствии.
Scout 80
Машина стала итогом усилий инженеров IH, решивших разработать внедорожник, не уступающий конкурентам. В серию Scout 80 поступил еще до начала 1961-го, хотя позиционировался как модель именно этого года. Автомобиль представлял собой, по сути, примитивную конструкцию: трехдверный цельнометаллический кузов, которого вряд ли касалась рука дизайнера. Машина полностью соответствовала требованиям потенциальных покупателей – фермеров.
Конструкция
«Скаут 80» построен на базе рамы, состоящей из лонжеронов с двойным прогибом. На авто устанавливались хорошо себя зарекомендовавшие в сложных дорожных условиях мосты Spicer (для версий 4Х4), имеющие неразрезную конструкцию. А вот с силовым агрегатом возникли проблемы. Своего движка компания не выпускала, а обращаться к стороннему производителю было как-то «не с руки».
Мотор – «половинчатый». Фото: YouTube.com
Выход из ситуации нашли оригинальный: главный конструктор Тедди Орнас предложил «разрезать» пятилитровую «восьмерку», устанавливаемую на грузовики компании, пополам. Что и сделали, получив четырехцилиндровый мотор объемом в 2,5 литров, развивающий 93 «лошади».
Кроме полноприводной модели, IH предлагала вариант с ведущим задним мостом. Но такие машины большим спросом не пользовались.
В паре с «половинчатым» двигателем работала надежная коробка Warner T-90A на три передачи и «раздатка» Spicer Dana 18, тоже имевшая славу «неубиваемой». Очевидно: создатели Scout 80 сознательно выбирали самые проверенные комплектующие.
Особенности Scout 80
Покупателю предлагались внедорожники с закрытым либо открытым кузовом, верхом из брезента. Боковые окна при необходимости легко снимались, а лобовое стекло складывалось. Между «салоном» и багажным отделением устанавливалась перегородка, которая при надобности быстро демонтировалась. Задние сиденья снимались: владелец авто получал ровную площадку, на которой можно расположить до 600 кг груза.
Все что внутри, даже салоном назвать сложно. Фото: YouTube.com
С выпуском Scout 80 International Harvester явно попала в точку, что стало ясно по результатам первых продаж. В течение пяти последующих лет компания реализовала свыше 100 тыс. единиц техники. К юбилею даже приготовили особую модель – Red Carpet, окрашенную в белый цвет и с интерьером, оформленным в красных тонах. В разных версиях «Скаут 80» производился до 1971-го года. Популярности модели способствовала доступная цена (даже полноприводная машина стоила от 2 тыс. 200 долларов) и высокая ремонтопригодность. Запчасти к внедорожнику можно было купить в любом захолустье.
Scout 800
Учитывая успех «восьмидесятки», компания решила закрепиться на рынке и выпустить теперь уже комфортабельную версию внедорожника. На такой машине можно ездить не только фермерам, но и поклонникам активного отдыха: например, длительных путешествий.
Сзади – резерв топлива. Фото: YouTube.com
Новая модель, получившая индекс «800», была представлена широкой публике в 1965-м году. Здесь уже устанавливались комфортабельные кресла, иная панель приборов и модернизированный обогреватель.
Scout 800 – экстерьерчик уже немного другой. Фото: YouTube.com
Изменениям подвергся не только салон внедорожника: по технической части также были новшества. Кроме базового девяностотрехсильного мотора предлагался турбированный агрегат на 111 «лошадей», а также шестицилиндровый двигатель АМС, выдававший 100 л. с. А в 1967-м появилась и «восьмерка», развивавшая 155 л. с. И последний «рывок» – мотор в 210 л. с.
Панель приборов у Scout 800 – с намеком на роскошь. Фото: YouTube.com
При наличии самых разных силовых агрегатов под капотом, снаружи внедорожник одной из последних версий (Super Scout II) почти не изменился: разве что опционально на нем мог присутствовать верх из стеклопластика.
Финал
Последние модификации внедорожника назывались Traveler, Terra: их выпуск остановился в 1980-м. Что же случилось? Все шло удачно – авто продавались, в планах были новые модели. Фирма успешно работала до конца 70-х. Кризис разразился, вроде бы, из-за банального пустяка: премии президенту компании в размере двух миллионов долларов. Сотрудники организовали забастовку, которая продлилась, на радость конкурентам, шесть месяцев. К 1984-му IH распродала активы. И только через пару лет фирма сумела провести реорганизацию, превратившись в компанию Navistar International с 14-ю тысячами сотрудников.
Одна из последних моделей – Scout Terra c V8 под капотом и сегодня на ходу. Фото: YouTube.com
Под таким именем она известна и сегодня. Конкуренты IH те времена пережили благополучно: например, производитель Jeep выпустил гражданскую версию CJ5, не сходившую с конвейера до 1983-го года. А серию Wagoneer и Super Wagoneer укомплектовали восьмицилиндровым движком и трансмиссией (в 1973-м) Quadro Track. Все эти успехи только «вколачивали» дополнительные гвозди в «крышку гроба» IH, которая все-таки пыталась возродиться.
«Ренессанс»
В 2020-м фирма стала частью концерна Volkswagen: сейчас она входит в один из филиалов VW – компанию Traton. Автомобиль Scout, выпускавшийся на протяжении почти двадцати лет, мало популярен в Европе, но его помнят и любят в США, о чем хорошо известно руководству «Фольксваген». Однако продавать в Америке внедорожники под брендом VW не так-то просто, а вот название «Скаут» наверняка покупатели приняли бы благожелательно.
«Возрожденный из пепла» Bronco пользуется спросом. Фото: YouTube.com
Тем более – есть примеры: не так давно «реанимированный» «Форд Бронко» ныне прямо-таки на пике популярности. Ностальгия!
Предположительно, Volkswagen Group собирается производить на свих предприятиях в Америке пикапы и внедорожники на электрическом ходу. Что касается Scout, то их выпуск запланирован на 2026-й год. Тираж пока предполагается в размере нескольких десятков тысяч экземпляров в год, а то и больше (в 2021-м VW всего продала в США более 375 тыс. автомобилей).
Производство Scout во всех его модификациях давно прекращено и поэтому машины данной марки пользуются у любителей ретро хорошим спросом. Однако найти внедорожник в более-менее приличном состоянии сложно. Зато машины под восстановление (не на ходу) продаются в США по цене в среднем от 4 тыс. 600 до 4 800 долларов.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...