International Harvester Scout – конкуренция с Jeep длиною в 20 лет
1 962

International Harvester Scout – конкуренция с Jeep длиною в 20 лет

Компания International Harvester – старейший американский автопроизводитель, известный с 1902 года (в 70-х на предприятиях фирмы трудилось примерно 100 тыс. человек). Но если копнуть глубже, то история IH началась в 1832-м году, с изготовления серпов. Однако в ХХ веке компания получила известность благодаря производству грузовиков, сельскохозяйственной техники: комбайнов, тракторов и т. д.


К началу 60-х в International Harvester сформировали новую программу по выпуску продукции. Упор сделали на средние грузовики Loadstar. Вместе с ними планировали производить более тяжелые машины Fleestar. Не забыли и о развозном коммерческом транспорте – их представляли Cargostar в бескапотном варианте.

«Автотренды»


Руководство IH внимательно наблюдало за успехами не только прямых своих конкурентов, но и других автопроизводителей. Учитывая успехи востребованного на то время Willys Jeep CJ, решили модельный ряд «усилить» небольшим внедорожником собственного производства. И это была не первая попытка: ранее в модельном ряду компании присутствовал Travalall, выпущенный еще в 50-е.

International Harvester Scout – конкуренция с Jeep длиною в 20 летВнедорожная классика 40-х и 50-х: Willys Jeep CJ-2A (1948 год). Фото: YouTube.com[size]

Машину можно назвать аналогом Chevrolet Suburban. Вообще, в то время мода на автомобили с высокой проходимостью и закрытым кузовом распространилась на весь мир. В СССР это «помесь» «Победы» с ГАЗ М-72, за границей – Range Rover, Jeep Station Wagon (США). Поэтому специалисты International Harvester стояли на верном пути, что и подтвердилось впоследствии.

Scout 80


Машина стала итогом усилий инженеров IH, решивших разработать внедорожник, не уступающий конкурентам. В серию Scout 80 поступил еще до начала 1961-го, хотя позиционировался как модель именно этого года. Автомобиль представлял собой, по сути, примитивную конструкцию: трехдверный цельнометаллический кузов, которого вряд ли касалась рука дизайнера. Машина полностью соответствовала требованиям потенциальных покупателей – фермеров.

Конструкция


«Скаут 80» построен на базе рамы, состоящей из лонжеронов с двойным прогибом. На авто устанавливались хорошо себя зарекомендовавшие в сложных дорожных условиях мосты Spicer (для версий 4Х4), имеющие неразрезную конструкцию. А вот с силовым агрегатом возникли проблемы. Своего движка компания не выпускала, а обращаться к стороннему производителю было как-то «не с руки».

Мотор – «половинчатый». Фото: YouTube.com

Выход из ситуации нашли оригинальный: главный конструктор Тедди Орнас предложил «разрезать» пятилитровую «восьмерку», устанавливаемую на грузовики компании, пополам. Что и сделали, получив четырехцилиндровый мотор объемом в 2,5 литров, развивающий 93 «лошади».

Кроме полноприводной модели, IH предлагала вариант с ведущим задним мостом. Но такие машины большим спросом не пользовались.

В паре с «половинчатым» двигателем работала надежная коробка Warner T-90A на три передачи и «раздатка» Spicer Dana 18, тоже имевшая славу «неубиваемой». Очевидно: создатели Scout 80 сознательно выбирали самые проверенные комплектующие.

Особенности Scout 80


Покупателю предлагались внедорожники с закрытым либо открытым кузовом, верхом из брезента. Боковые окна при необходимости легко снимались, а лобовое стекло складывалось. Между «салоном» и багажным отделением устанавливалась перегородка, которая при надобности быстро демонтировалась. Задние сиденья снимались: владелец авто получал ровную площадку, на которой можно расположить до 600 кг груза.

Все что внутри, даже салоном назвать сложно. Фото: YouTube.com

С выпуском Scout 80 International Harvester явно попала в точку, что стало ясно по результатам первых продаж. В течение пяти последующих лет компания реализовала свыше 100 тыс. единиц техники. К юбилею даже приготовили особую модель – Red Carpet, окрашенную в белый цвет и с интерьером, оформленным в красных тонах. В разных версиях «Скаут 80» производился до 1971-го года. Популярности модели способствовала доступная цена (даже полноприводная машина стоила от 2 тыс. 200 долларов) и высокая ремонтопригодность. Запчасти к внедорожнику можно было купить в любом захолустье.

Scout 800


Учитывая успех «восьмидесятки», компания решила закрепиться на рынке и выпустить теперь уже комфортабельную версию внедорожника. На такой машине можно ездить не только фермерам, но и поклонникам активного отдыха: например, длительных путешествий.

Сзади – резерв топлива. Фото: YouTube.com

Новая модель, получившая индекс «800», была представлена широкой публике в 1965-м году. Здесь уже устанавливались комфортабельные кресла, иная панель приборов и модернизированный обогреватель.

Scout 800 – экстерьерчик уже немного другой. Фото: YouTube.com

Изменениям подвергся не только салон внедорожника: по технической части также были новшества. Кроме базового девяностотрехсильного мотора предлагался турбированный агрегат на 111 «лошадей», а также шестицилиндровый двигатель АМС, выдававший 100 л. с. А в 1967-м появилась и «восьмерка», развивавшая 155 л. с. И последний «рывок» – мотор в 210 л. с.

Панель приборов у Scout 800 – с намеком на роскошь. Фото: YouTube.com

При наличии самых разных силовых агрегатов под капотом, снаружи внедорожник одной из последних версий (Super Scout II) почти не изменился: разве что опционально на нем мог присутствовать верх из стеклопластика.

Финал


Последние модификации внедорожника назывались Traveler, Terra: их выпуск остановился в 1980-м. Что же случилось? Все шло удачно – авто продавались, в планах были новые модели. Фирма успешно работала до конца 70-х. Кризис разразился, вроде бы, из-за банального пустяка: премии президенту компании в размере двух миллионов долларов. Сотрудники организовали забастовку, которая продлилась, на радость конкурентам, шесть месяцев. К 1984-му IH распродала активы. И только через пару лет фирма сумела провести реорганизацию, превратившись в компанию Navistar International с 14-ю тысячами сотрудников.

Одна из последних моделей – Scout Terra c V8 под капотом и сегодня на ходу. Фото: YouTube.com

Под таким именем она известна и сегодня. Конкуренты IH те времена пережили благополучно: например, производитель Jeep выпустил гражданскую версию CJ5, не сходившую с конвейера до 1983-го года. А серию Wagoneer и Super Wagoneer укомплектовали восьмицилиндровым движком и трансмиссией (в 1973-м) Quadro Track. Все эти успехи только «вколачивали» дополнительные гвозди в «крышку гроба» IH, которая все-таки пыталась возродиться.

«Ренессанс»


В 2020-м фирма стала частью концерна Volkswagen: сейчас она входит в один из филиалов VW – компанию Traton. Автомобиль Scout, выпускавшийся на протяжении почти двадцати лет, мало популярен в Европе, но его помнят и любят в США, о чем хорошо известно руководству «Фольксваген». Однако продавать в Америке внедорожники под брендом VW не так-то просто, а вот название «Скаут» наверняка покупатели приняли бы благожелательно.

«Возрожденный из пепла» Bronco пользуется спросом. Фото: YouTube.com

Тем более – есть примеры: не так давно «реанимированный» «Форд Бронко» ныне прямо-таки на пике популярности. Ностальгия!

Предположительно, Volkswagen Group собирается производить на свих предприятиях в Америке пикапы и внедорожники на электрическом ходу. Что касается Scout, то их выпуск запланирован на 2026-й год. Тираж пока предполагается в размере нескольких десятков тысяч экземпляров в год, а то и больше (в 2021-м VW всего продала в США более 375 тыс. автомобилей).

Производство Scout во всех его модификациях давно прекращено и поэтому машины данной марки пользуются у любителей ретро хорошим спросом. Однако найти внедорожник в более-менее приличном состоянии сложно. Зато машины под восстановление (не на ходу) продаются в США по цене в среднем от 4 тыс. 600 до 4 800 долларов.
А вы что думаете о внедорожниках Scout?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....