Lancia Lambda с революционной для своих времен конструкцией
892

Lancia Lambda с революционной для своих времен конструкцией

Lancia когда-то была мировым пионером в области автомобильных технологий. Полный прорыв случился около ста лет назад, ознаменовавшись появлением модели передовой конструкции. Она в начале 20-х годов прошлого века заменила недолговечную Kappa с гигантским рядным четырехцилиндровым двигателем объемом 4,94 литра.


Винченцо Лянча хотел построить легкий автомобиль меньших параметров, которому для достижения хороших характеристик не требовался бы такой огромный мотор. И ему это удалось. Однако производитель выпустил только один вариант кузова, поскольку опасался, что вмешательство в раму снизит ее жесткость.

Lancia Lambda с революционной для своих времен конструкциейКлассический передок для той эпохи. Фото: youtube.com

Но этот факт не уменьшил ее популярность и длительность жизни на заводском конвейере. Прогрессивная модель установила новые правила и представила тонкий, элегантный кузов с характерными крыльями. Новинка производилась с постоянными модификациями (всего девять серий) до 1931 года.

Передовая модель компании 20-х годов


Вначале автомобиль был показан британской публике в Лондоне. Вскоре после этого состоялась его премьера на Парижском автосалоне 1922 года. Это был автомобиль с кузовом, основой которого стала самонесущая рама, служащая опорой для других частей конструкции.

Lancia Lambda во многом опередила свое время. Она получила самонесущий кузов, переднюю независимую подвеску и приводилась в движение уникальным четырехцилиндровым двигателем V-образной формы. Неплохих успехов модель добилась и в области спорта
.

Создатели отказались от классической несущей рамы и прочного кузова. А ведь эти очень тяжелые элементы начали полностью исчезать только после войны. Стальная Lambda общепризнанно считается первым в мире самонесущим кузовом. Правда, имелась маленькая британская Lagonda 11.1 (1913-1919 годы) с четырехцилиндровым двигателем объемом 1,1 л. Но ее спроектировали несколько иначе, так что саму конструкцию вернее все-таки считать рамной.

Сам основатель бренда Lancia запатентовал архитектуру корпуса, несущего все механические детали, еще 7 декабря 1918 года (предположительно, вдохновленный парусниками). Патент № 171922 выдан ему через три месяца – 7 марта.

Революционные для своего времени решения


Корпус знаковой модели отпрессован из листовой стали. В нем имелись вырезы для дверей и многочисленные проемы для уменьшения веса. А еще он получился исключительно жестким: скручивался в десять раз меньше, чем обычные рамы.

Экспонаты Lancia Lambda тщательно сохраняются в музее. Фото: youtube.com

И дело не только в монококе, Lambda получила переднюю независимую подвеску на скользящих втулках с винтовыми пружинами. Это не первый случай в мире: раньше имелась попытка Амеде Болле создать дорожный L’Obeissant в 1873 году и французский вагон Decauville 3.5 CV в 1898 году.

Однако именно Lancia запустила это конструктивное решение в настоящее массовое производство, добавив гидравлические амортизаторы собственной разработки. Инженер Джованни Баттиста Фальчетто в марте 1921 года представил 14 вариантов дизайна, из которых руководитель марки выбрал наиболее подходящий. Прогрессивным оказался и силовой агрегат автомобиля:

✅ 4-цилиндровый жидкостного охлаждения
✅ алюминиевый блок и чугунная головка
✅ длинноходный (120 мм) с распределением OHC

Многое в силовом агрегате оказалось, действительно, революционным. Клапаны управлялись одним центральным распредвалом, поршни изготовили из алюминия, все цилиндры имели общую головку. Так Lancia опередила на семь десятилетий дизайнеров Рокко, Кантарини и Скакки, создававших в начале 90-х годов Volkswagen VR6 с похожей конструкцией. В целом, двигатель революционной модели прошлого столетия имел следующие параметры:

✅ рабочий объем – 2120,57 куб. см
✅ мощность – 49 л. с
✅ карбюратор Zenith 36 HK

Установленный горизонтально, он заботился об оптимальной смеси топлива и воздуха. Коленчатый вал располагался на трех коренных подшипниках. Высоковольтное магнитное зажигание – от фирмы Bosch. Проводка, кстати, 12-вольтная.

Осталось место и для 3-ступенчатой легкосплавной механической коробки передач с сухим многодисковым сцеплением и напольным переключателем. Задний мост оказался ортодоксальным жестким с продольными полуэллиптическими рессорами и механическими фрикционными амортизаторами.

Другие технические особенности


Прототипы прошли старательные испытания в Альпах. Автомобили имели очень низкий центр тяжести, что положительно сказалось сразу на нескольких моментах: ходовых качествах, управляемости и комфорте.

Интересно то, что передними тормозами авто еще не оснащался. Lancia довольно сильно не доверяла этому конструктивному новшеству для серийных образцов, не считая его необходимым (гоночные образцы для Гран-при получили их лишь в конце 30-х).

Lancia Lambda с крытым брезентовым верхом. Фото: youtube.com

Пассажиры легковушки сидели по бокам карданного вала, а не над ним, как это чаще всего происходило в то время. Конечно, при этом Lambda следовала классической концепции переднего двигателя и заднего привода. Кузовам (изначально исключительно заводским) затем придавали спортивный оттенок. Но крыша не являлась частью «скелета».

Базовая версия (Тип 214) представляла собой открытый четырехдверный автомобиль без боковых окон и с брезентовой крышей. На родине он получил прозвище «торпедо». В континентальной Европе машину называли «фаэтон». При желании, владелец мог приобрести приставные боковые окна, защищающие от непогоды. Автомобиль имел следующие показатели:

✅ общий вес – около 1200 кг
✅ вес шасси – около 900 кг
✅ расход бензина – 12/13 литров на 100 км
✅ предельная скорость – 115 км/ч

Серийное производство стартовало в начале 1923 года, а поставки заказчикам – с июня. Автомобиль стоил недешево, но все описанные выше преимущества и инновации вполне оправдывали цену.

Модификации конструкции и спортивные успехи


Изменения в техническую составляющую автомобиля производитель вносил регулярно. Так, за девять лет выпуска появилось аналогичное число версий модели. Каждая серия получала свои особенности:

✅ 2-я (ноябрь 1923 г.) – модифицированные подшипники и доработанный блок
✅ 3-я (май 1924 г.) – чугунные поршни и зажигание Marelli
✅ 4-я (ноябрь 1924 г.) – модификация мотора и новое лобовое стекло
✅ 5-я (март 1925 г.) – 4-ступенчатая КПП, улучшенные тормоза и подвеска
✅ 6-я (сентябрь 1925 г.) – версия с удлиненной базой
✅ 7-я (июль 1926 г.) – новый мотор (2375 куб. см, 59,4 л. с, 120 км/ч)

В следующей серии вновь улучшили показатели силового агрегата, доведя объем до 2,5 литра, а мощность – до 69 л. с. Последние изменения произошли уже в начале 1931 года, когда завод начал официально поставлять модификации с разными базами и компоновать крытыми кузовами прямо с конвейера. Параллельно с динамичным производством происходили и спортивные успехи модели.

В последних сериях Lancia Lambda получила закрытый кузов. Фото: youtube.com

Первого крупного спортивного успеха с Lambda добилась семейная пара Мертенс, заняв второе место в общем зачете на ралли Монте-Карло в январе 1925 года. Следующие неплохие результаты пришли в конце марта 1927 года на первом Mille Miglia. Экипажи Г. Страццо/А. Варалло и У. Пуньо/Г. Берджиа пересекли финишную черту четвертым и пятым соответственно.

На следующий год гоночные автомобили укомплектовали форсированными 80-сильными двигателями. Гильдо Страццо смог финишировать третьим в общем зачете и выиграть свой 3-литровый класс. В последующий период спортверсии этой модели продолжали участвовать в заездах, часто входя в число лучших.

Lancia Lambda насчитывала девять серий. Фото: youtube.com

Производство конструктивно интересной и революционной Lambda завершилось осенью 1931 года. Всего было выпущено 13 003 автомобиля. По меркам третьего десятилетия прошлого века это был однозначный коммерческий успех.
Каковы ваши впечатления от Lancia Lambda?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....