Lancia Lambda с революционной для своих времен конструкцией
Lancia когда-то была мировым пионером в области автомобильных технологий. Полный прорыв случился около ста лет назад, ознаменовавшись появлением модели передовой конструкции. Она в начале 20-х годов прошлого века заменила недолговечную Kappa с гигантским рядным четырехцилиндровым двигателем объемом 4,94 литра.
Винченцо Лянча хотел построить легкий автомобиль меньших параметров, которому для достижения хороших характеристик не требовался бы такой огромный мотор. И ему это удалось. Однако производитель выпустил только один вариант кузова, поскольку опасался, что вмешательство в раму снизит ее жесткость.
Но этот факт не уменьшил ее популярность и длительность жизни на заводском конвейере. Прогрессивная модель установила новые правила и представила тонкий, элегантный кузов с характерными крыльями. Новинка производилась с постоянными модификациями (всего девять серий) до 1931 года.
Вначале автомобиль был показан британской публике в Лондоне. Вскоре после этого состоялась его премьера на Парижском автосалоне 1922 года. Это был автомобиль с кузовом, основой которого стала самонесущая рама, служащая опорой для других частей конструкции.
Создатели отказались от классической несущей рамы и прочного кузова. А ведь эти очень тяжелые элементы начали полностью исчезать только после войны. Стальная Lambda общепризнанно считается первым в мире самонесущим кузовом. Правда, имелась маленькая британская Lagonda 11.1 (1913-1919 годы) с четырехцилиндровым двигателем объемом 1,1 л. Но ее спроектировали несколько иначе, так что саму конструкцию вернее все-таки считать рамной.
Сам основатель бренда Lancia запатентовал архитектуру корпуса, несущего все механические детали, еще 7 декабря 1918 года (предположительно, вдохновленный парусниками). Патент № 171922 выдан ему через три месяца – 7 марта.
Корпус знаковой модели отпрессован из листовой стали. В нем имелись вырезы для дверей и многочисленные проемы для уменьшения веса. А еще он получился исключительно жестким: скручивался в десять раз меньше, чем обычные рамы.
И дело не только в монококе, Lambda получила переднюю независимую подвеску на скользящих втулках с винтовыми пружинами. Это не первый случай в мире: раньше имелась попытка Амеде Болле создать дорожный L’Obeissant в 1873 году и французский вагон Decauville 3.5 CV в 1898 году.
Однако именно Lancia запустила это конструктивное решение в настоящее массовое производство, добавив гидравлические амортизаторы собственной разработки. Инженер Джованни Баттиста Фальчетто в марте 1921 года представил 14 вариантов дизайна, из которых руководитель марки выбрал наиболее подходящий. Прогрессивным оказался и силовой агрегат автомобиля:
✅ 4-цилиндровый жидкостного охлаждения
✅ алюминиевый блок и чугунная головка
✅ длинноходный (120 мм) с распределением OHC
Многое в силовом агрегате оказалось, действительно, революционным. Клапаны управлялись одним центральным распредвалом, поршни изготовили из алюминия, все цилиндры имели общую головку. Так Lancia опередила на семь десятилетий дизайнеров Рокко, Кантарини и Скакки, создававших в начале 90-х годов Volkswagen VR6 с похожей конструкцией. В целом, двигатель революционной модели прошлого столетия имел следующие параметры:
✅ рабочий объем – 2120,57 куб. см
✅ мощность – 49 л. с
✅ карбюратор Zenith 36 HK
Установленный горизонтально, он заботился об оптимальной смеси топлива и воздуха. Коленчатый вал располагался на трех коренных подшипниках. Высоковольтное магнитное зажигание – от фирмы Bosch. Проводка, кстати, 12-вольтная.
Осталось место и для 3-ступенчатой легкосплавной механической коробки передач с сухим многодисковым сцеплением и напольным переключателем. Задний мост оказался ортодоксальным жестким с продольными полуэллиптическими рессорами и механическими фрикционными амортизаторами.
Прототипы прошли старательные испытания в Альпах. Автомобили имели очень низкий центр тяжести, что положительно сказалось сразу на нескольких моментах: ходовых качествах, управляемости и комфорте.
Интересно то, что передними тормозами авто еще не оснащался. Lancia довольно сильно не доверяла этому конструктивному новшеству для серийных образцов, не считая его необходимым (гоночные образцы для Гран-при получили их лишь в конце 30-х).
Пассажиры легковушки сидели по бокам карданного вала, а не над ним, как это чаще всего происходило в то время. Конечно, при этом Lambda следовала классической концепции переднего двигателя и заднего привода. Кузовам (изначально исключительно заводским) затем придавали спортивный оттенок. Но крыша не являлась частью «скелета».
Базовая версия (Тип 214) представляла собой открытый четырехдверный автомобиль без боковых окон и с брезентовой крышей. На родине он получил прозвище «торпедо». В континентальной Европе машину называли «фаэтон». При желании, владелец мог приобрести приставные боковые окна, защищающие от непогоды. Автомобиль имел следующие показатели:
✅ общий вес – около 1200 кг
✅ вес шасси – около 900 кг
✅ расход бензина – 12/13 литров на 100 км
✅ предельная скорость – 115 км/ч
Серийное производство стартовало в начале 1923 года, а поставки заказчикам – с июня. Автомобиль стоил недешево, но все описанные выше преимущества и инновации вполне оправдывали цену.
Изменения в техническую составляющую автомобиля производитель вносил регулярно. Так, за девять лет выпуска появилось аналогичное число версий модели. Каждая серия получала свои особенности:
✅ 2-я (ноябрь 1923 г.) – модифицированные подшипники и доработанный блок
✅ 3-я (май 1924 г.) – чугунные поршни и зажигание Marelli
✅ 4-я (ноябрь 1924 г.) – модификация мотора и новое лобовое стекло
✅ 5-я (март 1925 г.) – 4-ступенчатая КПП, улучшенные тормоза и подвеска
✅ 6-я (сентябрь 1925 г.) – версия с удлиненной базой
✅ 7-я (июль 1926 г.) – новый мотор (2375 куб. см, 59,4 л. с, 120 км/ч)
В следующей серии вновь улучшили показатели силового агрегата, доведя объем до 2,5 литра, а мощность – до 69 л. с. Последние изменения произошли уже в начале 1931 года, когда завод начал официально поставлять модификации с разными базами и компоновать крытыми кузовами прямо с конвейера. Параллельно с динамичным производством происходили и спортивные успехи модели.
Первого крупного спортивного успеха с Lambda добилась семейная пара Мертенс, заняв второе место в общем зачете на ралли Монте-Карло в январе 1925 года. Следующие неплохие результаты пришли в конце марта 1927 года на первом Mille Miglia. Экипажи Г. Страццо/А. Варалло и У. Пуньо/Г. Берджиа пересекли финишную черту четвертым и пятым соответственно.
На следующий год гоночные автомобили укомплектовали форсированными 80-сильными двигателями. Гильдо Страццо смог финишировать третьим в общем зачете и выиграть свой 3-литровый класс. В последующий период спортверсии этой модели продолжали участвовать в заездах, часто входя в число лучших.
Производство конструктивно интересной и революционной Lambda завершилось осенью 1931 года. Всего было выпущено 13 003 автомобиля. По меркам третьего десятилетия прошлого века это был однозначный коммерческий успех.
Винченцо Лянча хотел построить легкий автомобиль меньших параметров, которому для достижения хороших характеристик не требовался бы такой огромный мотор. И ему это удалось. Однако производитель выпустил только один вариант кузова, поскольку опасался, что вмешательство в раму снизит ее жесткость.
Классический передок для той эпохи. Фото: youtube.com
Но этот факт не уменьшил ее популярность и длительность жизни на заводском конвейере. Прогрессивная модель установила новые правила и представила тонкий, элегантный кузов с характерными крыльями. Новинка производилась с постоянными модификациями (всего девять серий) до 1931 года.
Передовая модель компании 20-х годов
Вначале автомобиль был показан британской публике в Лондоне. Вскоре после этого состоялась его премьера на Парижском автосалоне 1922 года. Это был автомобиль с кузовом, основой которого стала самонесущая рама, служащая опорой для других частей конструкции.
Lancia Lambda во многом опередила свое время. Она получила самонесущий кузов, переднюю независимую подвеску и приводилась в движение уникальным четырехцилиндровым двигателем V-образной формы. Неплохих успехов модель добилась и в области спорта
.Создатели отказались от классической несущей рамы и прочного кузова. А ведь эти очень тяжелые элементы начали полностью исчезать только после войны. Стальная Lambda общепризнанно считается первым в мире самонесущим кузовом. Правда, имелась маленькая британская Lagonda 11.1 (1913-1919 годы) с четырехцилиндровым двигателем объемом 1,1 л. Но ее спроектировали несколько иначе, так что саму конструкцию вернее все-таки считать рамной.
Сам основатель бренда Lancia запатентовал архитектуру корпуса, несущего все механические детали, еще 7 декабря 1918 года (предположительно, вдохновленный парусниками). Патент № 171922 выдан ему через три месяца – 7 марта.
Революционные для своего времени решения
Корпус знаковой модели отпрессован из листовой стали. В нем имелись вырезы для дверей и многочисленные проемы для уменьшения веса. А еще он получился исключительно жестким: скручивался в десять раз меньше, чем обычные рамы.
Экспонаты Lancia Lambda тщательно сохраняются в музее. Фото: youtube.com
И дело не только в монококе, Lambda получила переднюю независимую подвеску на скользящих втулках с винтовыми пружинами. Это не первый случай в мире: раньше имелась попытка Амеде Болле создать дорожный L’Obeissant в 1873 году и французский вагон Decauville 3.5 CV в 1898 году.
Однако именно Lancia запустила это конструктивное решение в настоящее массовое производство, добавив гидравлические амортизаторы собственной разработки. Инженер Джованни Баттиста Фальчетто в марте 1921 года представил 14 вариантов дизайна, из которых руководитель марки выбрал наиболее подходящий. Прогрессивным оказался и силовой агрегат автомобиля:
✅ 4-цилиндровый жидкостного охлаждения
✅ алюминиевый блок и чугунная головка
✅ длинноходный (120 мм) с распределением OHC
Многое в силовом агрегате оказалось, действительно, революционным. Клапаны управлялись одним центральным распредвалом, поршни изготовили из алюминия, все цилиндры имели общую головку. Так Lancia опередила на семь десятилетий дизайнеров Рокко, Кантарини и Скакки, создававших в начале 90-х годов Volkswagen VR6 с похожей конструкцией. В целом, двигатель революционной модели прошлого столетия имел следующие параметры:
✅ рабочий объем – 2120,57 куб. см
✅ мощность – 49 л. с
✅ карбюратор Zenith 36 HK
Установленный горизонтально, он заботился об оптимальной смеси топлива и воздуха. Коленчатый вал располагался на трех коренных подшипниках. Высоковольтное магнитное зажигание – от фирмы Bosch. Проводка, кстати, 12-вольтная.
Осталось место и для 3-ступенчатой легкосплавной механической коробки передач с сухим многодисковым сцеплением и напольным переключателем. Задний мост оказался ортодоксальным жестким с продольными полуэллиптическими рессорами и механическими фрикционными амортизаторами.
Другие технические особенности
Прототипы прошли старательные испытания в Альпах. Автомобили имели очень низкий центр тяжести, что положительно сказалось сразу на нескольких моментах: ходовых качествах, управляемости и комфорте.
Интересно то, что передними тормозами авто еще не оснащался. Lancia довольно сильно не доверяла этому конструктивному новшеству для серийных образцов, не считая его необходимым (гоночные образцы для Гран-при получили их лишь в конце 30-х).
Lancia Lambda с крытым брезентовым верхом. Фото: youtube.com
Пассажиры легковушки сидели по бокам карданного вала, а не над ним, как это чаще всего происходило в то время. Конечно, при этом Lambda следовала классической концепции переднего двигателя и заднего привода. Кузовам (изначально исключительно заводским) затем придавали спортивный оттенок. Но крыша не являлась частью «скелета».
Базовая версия (Тип 214) представляла собой открытый четырехдверный автомобиль без боковых окон и с брезентовой крышей. На родине он получил прозвище «торпедо». В континентальной Европе машину называли «фаэтон». При желании, владелец мог приобрести приставные боковые окна, защищающие от непогоды. Автомобиль имел следующие показатели:
✅ общий вес – около 1200 кг
✅ вес шасси – около 900 кг
✅ расход бензина – 12/13 литров на 100 км
✅ предельная скорость – 115 км/ч
Серийное производство стартовало в начале 1923 года, а поставки заказчикам – с июня. Автомобиль стоил недешево, но все описанные выше преимущества и инновации вполне оправдывали цену.
Модификации конструкции и спортивные успехи
Изменения в техническую составляющую автомобиля производитель вносил регулярно. Так, за девять лет выпуска появилось аналогичное число версий модели. Каждая серия получала свои особенности:
✅ 2-я (ноябрь 1923 г.) – модифицированные подшипники и доработанный блок
✅ 3-я (май 1924 г.) – чугунные поршни и зажигание Marelli
✅ 4-я (ноябрь 1924 г.) – модификация мотора и новое лобовое стекло
✅ 5-я (март 1925 г.) – 4-ступенчатая КПП, улучшенные тормоза и подвеска
✅ 6-я (сентябрь 1925 г.) – версия с удлиненной базой
✅ 7-я (июль 1926 г.) – новый мотор (2375 куб. см, 59,4 л. с, 120 км/ч)
В следующей серии вновь улучшили показатели силового агрегата, доведя объем до 2,5 литра, а мощность – до 69 л. с. Последние изменения произошли уже в начале 1931 года, когда завод начал официально поставлять модификации с разными базами и компоновать крытыми кузовами прямо с конвейера. Параллельно с динамичным производством происходили и спортивные успехи модели.
В последних сериях Lancia Lambda получила закрытый кузов. Фото: youtube.com
Первого крупного спортивного успеха с Lambda добилась семейная пара Мертенс, заняв второе место в общем зачете на ралли Монте-Карло в январе 1925 года. Следующие неплохие результаты пришли в конце марта 1927 года на первом Mille Miglia. Экипажи Г. Страццо/А. Варалло и У. Пуньо/Г. Берджиа пересекли финишную черту четвертым и пятым соответственно.
На следующий год гоночные автомобили укомплектовали форсированными 80-сильными двигателями. Гильдо Страццо смог финишировать третьим в общем зачете и выиграть свой 3-литровый класс. В последующий период спортверсии этой модели продолжали участвовать в заездах, часто входя в число лучших.
Lancia Lambda насчитывала девять серий. Фото: youtube.com
Производство конструктивно интересной и революционной Lambda завершилось осенью 1931 года. Всего было выпущено 13 003 автомобиля. По меркам третьего десятилетия прошлого века это был однозначный коммерческий успех.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...