.d-md-none .d-lg-block bibimot

Lancia Lambda с революционной для своих времен конструкцией

Lancia Lambda с революционной для своих времен конструкцией
Lancia когда-то была мировым пионером в области автомобильных технологий. Полный прорыв случился около ста лет назад, ознаменовавшись появлением модели передовой конструкции. Она в начале 20-х годов прошлого века заменила недолговечную Kappa с гигантским рядным четырехцилиндровым двигателем объемом 4,94 литра.


Винченцо Лянча хотел построить легкий автомобиль меньших параметров, которому для достижения хороших характеристик не требовался бы такой огромный мотор. И ему это удалось. Однако производитель выпустил только один вариант кузова, поскольку опасался, что вмешательство в раму снизит ее жесткость.

Lancia Lambda с революционной для своих времен конструкциейКлассический передок для той эпохи. Фото: youtube.com

Но этот факт не уменьшил ее популярность и длительность жизни на заводском конвейере. Прогрессивная модель установила новые правила и представила тонкий, элегантный кузов с характерными крыльями. Новинка производилась с постоянными модификациями (всего девять серий) до 1931 года.

Передовая модель компании 20-х годов


Вначале автомобиль был показан британской публике в Лондоне. Вскоре после этого состоялась его премьера на Парижском автосалоне 1922 года. Это был автомобиль с кузовом, основой которого стала самонесущая рама, служащая опорой для других частей конструкции.

Lancia Lambda во многом опередила свое время. Она получила самонесущий кузов, переднюю независимую подвеску и приводилась в движение уникальным четырехцилиндровым двигателем V-образной формы. Неплохих успехов модель добилась и в области спорта
.

Создатели отказались от классической несущей рамы и прочного кузова. А ведь эти очень тяжелые элементы начали полностью исчезать только после войны. Стальная Lambda общепризнанно считается первым в мире самонесущим кузовом. Правда, имелась маленькая британская Lagonda 11.1 (1913-1919 годы) с четырехцилиндровым двигателем объемом 1,1 л. Но ее спроектировали несколько иначе, так что саму конструкцию вернее все-таки считать рамной.

Сам основатель бренда Lancia запатентовал архитектуру корпуса, несущего все механические детали, еще 7 декабря 1918 года (предположительно, вдохновленный парусниками). Патент № 171922 выдан ему через три месяца – 7 марта.

Революционные для своего времени решения


Корпус знаковой модели отпрессован из листовой стали. В нем имелись вырезы для дверей и многочисленные проемы для уменьшения веса. А еще он получился исключительно жестким: скручивался в десять раз меньше, чем обычные рамы.

Экспонаты Lancia Lambda тщательно сохраняются в музее. Фото: youtube.com

И дело не только в монококе, Lambda получила переднюю независимую подвеску на скользящих втулках с винтовыми пружинами. Это не первый случай в мире: раньше имелась попытка Амеде Болле создать дорожный L’Obeissant в 1873 году и французский вагон Decauville 3.5 CV в 1898 году.

Однако именно Lancia запустила это конструктивное решение в настоящее массовое производство, добавив гидравлические амортизаторы собственной разработки. Инженер Джованни Баттиста Фальчетто в марте 1921 года представил 14 вариантов дизайна, из которых руководитель марки выбрал наиболее подходящий. Прогрессивным оказался и силовой агрегат автомобиля:

✅ 4-цилиндровый жидкостного охлаждения
✅ алюминиевый блок и чугунная головка
✅ длинноходный (120 мм) с распределением OHC

Многое в силовом агрегате оказалось, действительно, революционным. Клапаны управлялись одним центральным распредвалом, поршни изготовили из алюминия, все цилиндры имели общую головку. Так Lancia опередила на семь десятилетий дизайнеров Рокко, Кантарини и Скакки, создававших в начале 90-х годов Volkswagen VR6 с похожей конструкцией. В целом, двигатель революционной модели прошлого столетия имел следующие параметры:

✅ рабочий объем – 2120,57 куб. см
✅ мощность – 49 л. с
✅ карбюратор Zenith 36 HK

Установленный горизонтально, он заботился об оптимальной смеси топлива и воздуха. Коленчатый вал располагался на трех коренных подшипниках. Высоковольтное магнитное зажигание – от фирмы Bosch. Проводка, кстати, 12-вольтная.

Осталось место и для 3-ступенчатой легкосплавной механической коробки передач с сухим многодисковым сцеплением и напольным переключателем. Задний мост оказался ортодоксальным жестким с продольными полуэллиптическими рессорами и механическими фрикционными амортизаторами.

Другие технические особенности


Прототипы прошли старательные испытания в Альпах. Автомобили имели очень низкий центр тяжести, что положительно сказалось сразу на нескольких моментах: ходовых качествах, управляемости и комфорте.

Интересно то, что передними тормозами авто еще не оснащался. Lancia довольно сильно не доверяла этому конструктивному новшеству для серийных образцов, не считая его необходимым (гоночные образцы для Гран-при получили их лишь в конце 30-х).

Lancia Lambda с крытым брезентовым верхом. Фото: youtube.com

Пассажиры легковушки сидели по бокам карданного вала, а не над ним, как это чаще всего происходило в то время. Конечно, при этом Lambda следовала классической концепции переднего двигателя и заднего привода. Кузовам (изначально исключительно заводским) затем придавали спортивный оттенок. Но крыша не являлась частью «скелета».

Базовая версия (Тип 214) представляла собой открытый четырехдверный автомобиль без боковых окон и с брезентовой крышей. На родине он получил прозвище «торпедо». В континентальной Европе машину называли «фаэтон». При желании, владелец мог приобрести приставные боковые окна, защищающие от непогоды. Автомобиль имел следующие показатели:

✅ общий вес – около 1200 кг
✅ вес шасси – около 900 кг
✅ расход бензина – 12/13 литров на 100 км
✅ предельная скорость – 115 км/ч

Серийное производство стартовало в начале 1923 года, а поставки заказчикам – с июня. Автомобиль стоил недешево, но все описанные выше преимущества и инновации вполне оправдывали цену.

Модификации конструкции и спортивные успехи


Изменения в техническую составляющую автомобиля производитель вносил регулярно. Так, за девять лет выпуска появилось аналогичное число версий модели. Каждая серия получала свои особенности:

✅ 2-я (ноябрь 1923 г.) – модифицированные подшипники и доработанный блок
✅ 3-я (май 1924 г.) – чугунные поршни и зажигание Marelli
✅ 4-я (ноябрь 1924 г.) – модификация мотора и новое лобовое стекло
✅ 5-я (март 1925 г.) – 4-ступенчатая КПП, улучшенные тормоза и подвеска
✅ 6-я (сентябрь 1925 г.) – версия с удлиненной базой
✅ 7-я (июль 1926 г.) – новый мотор (2375 куб. см, 59,4 л. с, 120 км/ч)

В следующей серии вновь улучшили показатели силового агрегата, доведя объем до 2,5 литра, а мощность – до 69 л. с. Последние изменения произошли уже в начале 1931 года, когда завод начал официально поставлять модификации с разными базами и компоновать крытыми кузовами прямо с конвейера. Параллельно с динамичным производством происходили и спортивные успехи модели.

В последних сериях Lancia Lambda получила закрытый кузов. Фото: youtube.com

Первого крупного спортивного успеха с Lambda добилась семейная пара Мертенс, заняв второе место в общем зачете на ралли Монте-Карло в январе 1925 года. Следующие неплохие результаты пришли в конце марта 1927 года на первом Mille Miglia. Экипажи Г. Страццо/А. Варалло и У. Пуньо/Г. Берджиа пересекли финишную черту четвертым и пятым соответственно.

На следующий год гоночные автомобили укомплектовали форсированными 80-сильными двигателями. Гильдо Страццо смог финишировать третьим в общем зачете и выиграть свой 3-литровый класс. В последующий период спортверсии этой модели продолжали участвовать в заездах, часто входя в число лучших.

Lancia Lambda насчитывала девять серий. Фото: youtube.com

Производство конструктивно интересной и революционной Lambda завершилось осенью 1931 года. Всего было выпущено 13 003 автомобиля. По меркам третьего десятилетия прошлого века это был однозначный коммерческий успех.

Автор:

Использованы фотографии: youtube.com

Каковы ваши впечатления от Lancia Lambda?

Голосуем!

Мы в Мы в Яндекс Дзен
Lancia «La Zero Trentasette»Lancia Delta HF Integrale: отряд «дельта» в действии

Кран МКТ-25 больше никому не нужен?

Кран МКТ-25 больше никому не нужен?

Крановая установка «Ульяновец», монтировалась на колесное и гусеничное шасси. Это была надежная и качественная техника. Но сегодня ее выпускать некому....
  • 1 497
Москвич-401: «жив, курилка»!

Москвич-401: «жив, курилка»!

Рано хоронить советские машины – ой, как рано! Вот конкретный пример: «Москвич-401», заброшенный и «нелюбимый», стоит в каком-то лесу – бывший владелец...
  • 1 276