Chevrolet Corvair Yenko Stinger – полузабытый ответ США на Porsche 911
540

Chevrolet Corvair Yenko Stinger – полузабытый ответ США на Porsche 911

Вряд ли кто в США из любителей тюнинга к 70-м годам не знал Дональда Йенко – официального дилера копании Chevrolet, а по «совместительству» и автогонщика. В Штатах его называли просто «Дон»: можно сказать, что он являлся воплощением «американской мечты». Когда-то Йенко всего лишь обслуживал автомобили, уже подвергшиеся тюнингу в салоне, которым владел его отец. К 1957-му году «Дон» сумел создать из обычной посреднической организации самый настоящий Performance-center.


Слава к Йенко пришла после завершения работ над такими спорткарами, как модели Nova, Yenko 427 Chevelle, Camaro (с движком объемом семь литров). На сегодня эти машины являются самыми желанными у коллекционеров спортивных авто середины, конца 60-х и начала 70-х. Но все это было позже. А первой машиной, громко «заявившей о себе», стала модель Chevrolet Corvair, реализовавшаяся в автосалоне под названием Yenko Stinger.

Скандал и компоновка двигателя


Уникальным американцы называли Corvair уже хотя бы по тому, что у него двигатель располагался сзади и имел воздушное охлаждение. Надо сказать, что к тому времени рынок США заполнили немецкие «Жуки», которые и стали источником вдохновения для конструкторов, создававших Corvair. Однако насчет внешнего вида, габаритов у американцев было несколько иное мнение, чем в ФРГ. Поэтому внешне VW Beetle и «Корвейр» совсем не похожи. Да и внутренние начинки кардинально различаются.

Chevrolet Corvair Yenko Stinger – полузабытый ответ США на Porsche 911Синяя полоса – обязательный атрибут участников гонок Sports Car Club of America. Фото: YouTube.com

Но не стоит думать, что Corvair выпускался только в кузове хардтоп. На данной платформе разрабатывались и продавались 4-дверные седаны, универсалы, кабриолеты, минивэны Greenbriar Sportwagon, пикапы и даже коммерческий транспорт – небольшой грузовичок для внутригородских перевозок.

Наиболее востребованным являлся двухдверный вариант кузова. Фото: YouTube.com

И все эти автомобили имели заднемоторную компоновку, которая и обратила на себя внимание Йенко. Хотя сам он ранее принимал участие в гонках в основном на Chevrolet Corvette. Компания Yenko постепенно набирала обороты, а тем временем с Corvair разразился скандал, широко освещавшийся в американской прессе 60-х годов.

Багажник – в передней части авто. Фото: YouTube.com

Имеется в виду книга Ральфа Надера (1965-й год), называвшаяся в переводе на русский, как «Опасный на любой скорости». В ней речь шла о том, что автомобили с заднемоторной компоновкой плохо управляются и представляют собой источник опасности на дорогах.

Через 6 лет в компании «Шевроле» даже сформировали комиссию, которая тщательно исследовала конструкцию модели. Выводы были однозначны: Corvair опасен на дорогах не более, чем машины других типов и заднемоторная компоновка тут не причем. Но к этому времени модель уже перестала сходить с конвейера.

«Бестселлер», кстати резко отрицательно повлиял на количество продаж Corvair, который автор сделал «наглядной иллюстрацией» для критики.

Как выпускали Corvair


Йенко поторапливался с производством тюнингованного автомобиля. И одной из причин спешки стал конкурент – Кэролл Шелби, известный своими оригинальными доводками популярнейшей в США модели Ford Mustang. Для того, чтобы участвовать в гоночной серии Sports Car Club of America, машину надо было сертифицировать, выпустив не менее сотни экземпляров. «Дон» воспользовался своим статусом официального дилера и сделал особый заказ у «Шевроле» в 1965-м году на сотню моделей Corvair Corsa, которые он и собирался подвергнуть тюнингу. А говоря коммерческим языком, оснастить машины опциями.

В задней части виден развитый воздухозаборник и спойлер. Фото: YouTube.com

Принимая во внимание требования SCCA к спорткарам, участвующим в гонках, Yenko окрасил автомобили с сине-белые цвета. Правда, один Stinger, который «Дон» использовал, как собственное транспортное средство, получил серебристый оттенок. Но салон – обязательно черный.

Внутри вдвоем достаточно просторно. Фото: YouTube.com

Покупатель мог заказать ряд иных опций, удовлетворяющих правилам SCCA:

✅ три оборота «баранки» от «упора до упора»
✅ МКПП с близко стоящими передаточными числами
✅ усиленная ходовая часть
✅ двухконтурная тормозная система

Именно в таком виде авто приходили с завода в дилерский центр «Дона» где он их превращал в Yenko Stinger. Что же делал с машинами Йенко? На кузова дополнительно наносилась тройная синяя полоса, убиралась часть хромированных элементов.

Панель приборов – от серийного Corvair Corsa. Фото: YouTube.com

Разумеется, «Дон» не забыл около левой передней фары разместить собственный логотип, плюс пару шильдиков на задних стойках. Также модернизированный Corvair Corsa получил особые воздухозаборники и капот со встроенным спойлером из фибергласса.

Техническое оснащение


Здесь – более обширные предложения, по сравнению с экстерьером или оформлением салона. Всего было предусмотрено пять вариантов комплектации (имеются в виду разные двигатели). При этом Йенко отмечал, что все версии Corvair не создадут проблем при передвижении в городских условиях. Общеизвестно: на чрезмерно тюнингованных болидах ездить по проспектам и улицам довольно сложно.

Stage 1


Первая версия с мотором, развивающим 160 «лошадей». Этот вариант позиционировался, как автомобиль «для уличной езды».

Наименее мощная версия мотора в Stage 1. Фото: YouTube.com

Правда, была оговорка, что машина «готова» к дальнейшему переоборудованию. А именно:

✅ установке 4-х хромированных воздухофильтров
✅ коленвала особой конструкции Tuff-Trided
✅ увеличенного поддона из алюминия
✅ выхлопных труб спортивного типа и многого другого

Если кому-то было мало, предлагалась более мощная версия, предназначенная, как указывал изготовитель, для «гонок или скоростной езды».

Stage 2


Здесь мощность шестицилиндрового двигателя составляет 190 л. с. Впрочем, производитель утверждал: техобслуживание этой модели такое же, что и базового варианта. Однако Stage 2 имел меньший вес и иные особенности, благодаря которым в реальности Yenko Stinger Stage 2 был более динамичным, чем его «коллеги».

Движок Stage II в 190 л. с. Фото: YouTube.com

Из доработок здесь – особая конструкция распредвала, ГБЦ, выдающая компрессию 10:1, отполированный коленчатый вал, маховик с уменьшенной массой, модифицированные поршни и кольца к ним.

Stage 3


Эта версия Yenko Stinger уже конкретно предназначалась для участия в спортивных мероприятиях SCCA. Под капотом – движок на 220 «лошадей». Откуда взялись еще 30 л. с.? Это увеличение компрессии до 10,5:1, полировка теперь уже и ГБЦ, тщательное хонингование цилиндров, совершенствование системы зажигания.

Stage 4 и 5


Эти версии выходили за рамки требований SCCA, поэтому официально в гонках принимать участие не могли. От «тройки» Stage 4 отличалась более объемным (2,85 л) двигателем, выдававшим 240 «лошадей». Однако самой быстрой была версия Stage 5, мотор которой развивал 250 л. с., что было обусловлено применением впрысковой системы – инжектора. Стоимость авто разных комплектаций отличалась: если за базовый вариант просили 3 тыс. 278 долларов, то за Stage 5 уже 5тыс. 099 «зеленых» – по тем временам довольно внушительная сумма.

Окончание «карьеры»


В спортивном плане история Stinger складывалась неплохо. Уже в первой гонке среди машин класса D Production, куда и входило творение «Дона», его спорткар занял второе место, уступив Triumph TR4 из Великобритании. А в 1966-м Дж. Томпсон стал первым, выступая на чемпионате Центрального дивизиона.

Встретить сегодня на дороге Chevrolet Corvair Yenko Stinger – большая удача для любителя авто 60-х. Фото: YouTube.com

Но в следующем году Corvair Corsa перестали производить массово и Йенко был вынужден для своих экспериментов заказывать у «Шевроле» более дорогие модели Monza. Тем не менее всего было выпущено 185 экземпляров Yenko Stinger. В том же 1967-м на рынке появилась очередная модель Chevrolet – Camaro. Именитый тюнинговщик тут же переключил все свое внимание на новинку. Chevrolet Corvair еще удерживался на конвейере до 1969-го, но терял объем продаж. В 70-х Йенко попытался запустить проект Stinger II, однако конфликт с ЕРА, сертифицирующей авто в США, свел его усилия на нет.
А вы что думаетт о Corvair Yenko Stinger?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
«Сапсаны» хотят ускорить

«Сапсаны» хотят ускорить

Технически это вполне выполнимая задача. В РЖД уже провели необходимые тесты, а все подробности в нашем материале....