
Chevrolet Corvair Yenko Stinger – полузабытый ответ США на Porsche 911
Вряд ли кто в США из любителей тюнинга к 70-м годам не знал Дональда Йенко – официального дилера копании Chevrolet, а по «совместительству» и автогонщика. В Штатах его называли просто «Дон»: можно сказать, что он являлся воплощением «американской мечты». Когда-то Йенко всего лишь обслуживал автомобили, уже подвергшиеся тюнингу в салоне, которым владел его отец. К 1957-му году «Дон» сумел создать из обычной посреднической организации самый настоящий Performance-center.
Слава к Йенко пришла после завершения работ над такими спорткарами, как модели Nova, Yenko 427 Chevelle, Camaro (с движком объемом семь литров). На сегодня эти машины являются самыми желанными у коллекционеров спортивных авто середины, конца 60-х и начала 70-х. Но все это было позже. А первой машиной, громко «заявившей о себе», стала модель Chevrolet Corvair, реализовавшаяся в автосалоне под названием Yenko Stinger.
Уникальным американцы называли Corvair уже хотя бы по тому, что у него двигатель располагался сзади и имел воздушное охлаждение. Надо сказать, что к тому времени рынок США заполнили немецкие «Жуки», которые и стали источником вдохновения для конструкторов, создававших Corvair. Однако насчет внешнего вида, габаритов у американцев было несколько иное мнение, чем в ФРГ. Поэтому внешне VW Beetle и «Корвейр» совсем не похожи. Да и внутренние начинки кардинально различаются.
Синяя полоса – обязательный атрибут участников гонок Sports Car Club of America. Фото: YouTube.com
Но не стоит думать, что Corvair выпускался только в кузове хардтоп. На данной платформе разрабатывались и продавались 4-дверные седаны, универсалы, кабриолеты, минивэны Greenbriar Sportwagon, пикапы и даже коммерческий транспорт – небольшой грузовичок для внутригородских перевозок.
Наиболее востребованным являлся двухдверный вариант кузова. Фото: YouTube.com
И все эти автомобили имели заднемоторную компоновку, которая и обратила на себя внимание Йенко. Хотя сам он ранее принимал участие в гонках в основном на Chevrolet Corvette. Компания Yenko постепенно набирала обороты, а тем временем с Corvair разразился скандал, широко освещавшийся в американской прессе 60-х годов.
Багажник – в передней части авто. Фото: YouTube.com
Имеется в виду книга Ральфа Надера (1965-й год), называвшаяся в переводе на русский, как «Опасный на любой скорости». В ней речь шла о том, что автомобили с заднемоторной компоновкой плохо управляются и представляют собой источник опасности на дорогах.
«Бестселлер», кстати резко отрицательно повлиял на количество продаж Corvair, который автор сделал «наглядной иллюстрацией» для критики.
Йенко поторапливался с производством тюнингованного автомобиля. И одной из причин спешки стал конкурент – Кэролл Шелби, известный своими оригинальными доводками популярнейшей в США модели Ford Mustang. Для того, чтобы участвовать в гоночной серии Sports Car Club of America, машину надо было сертифицировать, выпустив не менее сотни экземпляров. «Дон» воспользовался своим статусом официального дилера и сделал особый заказ у «Шевроле» в 1965-м году на сотню моделей Corvair Corsa, которые он и собирался подвергнуть тюнингу. А говоря коммерческим языком, оснастить машины опциями.
В задней части виден развитый воздухозаборник и спойлер. Фото: YouTube.com
Принимая во внимание требования SCCA к спорткарам, участвующим в гонках, Yenko окрасил автомобили с сине-белые цвета. Правда, один Stinger, который «Дон» использовал, как собственное транспортное средство, получил серебристый оттенок. Но салон – обязательно черный.
Внутри вдвоем достаточно просторно. Фото: YouTube.com
Покупатель мог заказать ряд иных опций, удовлетворяющих правилам SCCA:
✅ три оборота «баранки» от «упора до упора»
✅ МКПП с близко стоящими передаточными числами
✅ усиленная ходовая часть
✅ двухконтурная тормозная система
Именно в таком виде авто приходили с завода в дилерский центр «Дона» где он их превращал в Yenko Stinger. Что же делал с машинами Йенко? На кузова дополнительно наносилась тройная синяя полоса, убиралась часть хромированных элементов.
Панель приборов – от серийного Corvair Corsa. Фото: YouTube.com
Разумеется, «Дон» не забыл около левой передней фары разместить собственный логотип, плюс пару шильдиков на задних стойках. Также модернизированный Corvair Corsa получил особые воздухозаборники и капот со встроенным спойлером из фибергласса.
Здесь – более обширные предложения, по сравнению с экстерьером или оформлением салона. Всего было предусмотрено пять вариантов комплектации (имеются в виду разные двигатели). При этом Йенко отмечал, что все версии Corvair не создадут проблем при передвижении в городских условиях. Общеизвестно: на чрезмерно тюнингованных болидах ездить по проспектам и улицам довольно сложно.
Первая версия с мотором, развивающим 160 «лошадей». Этот вариант позиционировался, как автомобиль «для уличной езды».
Наименее мощная версия мотора в Stage 1. Фото: YouTube.com
Правда, была оговорка, что машина «готова» к дальнейшему переоборудованию. А именно:
✅ установке 4-х хромированных воздухофильтров
✅ коленвала особой конструкции Tuff-Trided
✅ увеличенного поддона из алюминия
✅ выхлопных труб спортивного типа и многого другого
Если кому-то было мало, предлагалась более мощная версия, предназначенная, как указывал изготовитель, для «гонок или скоростной езды».
Здесь мощность шестицилиндрового двигателя составляет 190 л. с. Впрочем, производитель утверждал: техобслуживание этой модели такое же, что и базового варианта. Однако Stage 2 имел меньший вес и иные особенности, благодаря которым в реальности Yenko Stinger Stage 2 был более динамичным, чем его «коллеги».
Движок Stage II в 190 л. с. Фото: YouTube.com
Из доработок здесь – особая конструкция распредвала, ГБЦ, выдающая компрессию 10:1, отполированный коленчатый вал, маховик с уменьшенной массой, модифицированные поршни и кольца к ним.
Эта версия Yenko Stinger уже конкретно предназначалась для участия в спортивных мероприятиях SCCA. Под капотом – движок на 220 «лошадей». Откуда взялись еще 30 л. с.? Это увеличение компрессии до 10,5:1, полировка теперь уже и ГБЦ, тщательное хонингование цилиндров, совершенствование системы зажигания.
Эти версии выходили за рамки требований SCCA, поэтому официально в гонках принимать участие не могли. От «тройки» Stage 4 отличалась более объемным (2,85 л) двигателем, выдававшим 240 «лошадей». Однако самой быстрой была версия Stage 5, мотор которой развивал 250 л. с., что было обусловлено применением впрысковой системы – инжектора. Стоимость авто разных комплектаций отличалась: если за базовый вариант просили 3 тыс. 278 долларов, то за Stage 5 уже 5тыс. 099 «зеленых» – по тем временам довольно внушительная сумма.
В спортивном плане история Stinger складывалась неплохо. Уже в первой гонке среди машин класса D Production, куда и входило творение «Дона», его спорткар занял второе место, уступив Triumph TR4 из Великобритании. А в 1966-м Дж. Томпсон стал первым, выступая на чемпионате Центрального дивизиона.
Встретить сегодня на дороге Chevrolet Corvair Yenko Stinger – большая удача для любителя авто 60-х. Фото: YouTube.com
Но в следующем году Corvair Corsa перестали производить массово и Йенко был вынужден для своих экспериментов заказывать у «Шевроле» более дорогие модели Monza. Тем не менее всего было выпущено 185 экземпляров Yenko Stinger. В том же 1967-м на рынке появилась очередная модель Chevrolet – Camaro. Именитый тюнинговщик тут же переключил все свое внимание на новинку. Chevrolet Corvair еще удерживался на конвейере до 1969-го, но терял объем продаж. В 70-х Йенко попытался запустить проект Stinger II, однако конфликт с ЕРА, сертифицирующей авто в США, свел его усилия на нет.
Слава к Йенко пришла после завершения работ над такими спорткарами, как модели Nova, Yenko 427 Chevelle, Camaro (с движком объемом семь литров). На сегодня эти машины являются самыми желанными у коллекционеров спортивных авто середины, конца 60-х и начала 70-х. Но все это было позже. А первой машиной, громко «заявившей о себе», стала модель Chevrolet Corvair, реализовавшаяся в автосалоне под названием Yenko Stinger.
Скандал и компоновка двигателя
Уникальным американцы называли Corvair уже хотя бы по тому, что у него двигатель располагался сзади и имел воздушное охлаждение. Надо сказать, что к тому времени рынок США заполнили немецкие «Жуки», которые и стали источником вдохновения для конструкторов, создававших Corvair. Однако насчет внешнего вида, габаритов у американцев было несколько иное мнение, чем в ФРГ. Поэтому внешне VW Beetle и «Корвейр» совсем не похожи. Да и внутренние начинки кардинально различаются.

Но не стоит думать, что Corvair выпускался только в кузове хардтоп. На данной платформе разрабатывались и продавались 4-дверные седаны, универсалы, кабриолеты, минивэны Greenbriar Sportwagon, пикапы и даже коммерческий транспорт – небольшой грузовичок для внутригородских перевозок.

И все эти автомобили имели заднемоторную компоновку, которая и обратила на себя внимание Йенко. Хотя сам он ранее принимал участие в гонках в основном на Chevrolet Corvette. Компания Yenko постепенно набирала обороты, а тем временем с Corvair разразился скандал, широко освещавшийся в американской прессе 60-х годов.

Имеется в виду книга Ральфа Надера (1965-й год), называвшаяся в переводе на русский, как «Опасный на любой скорости». В ней речь шла о том, что автомобили с заднемоторной компоновкой плохо управляются и представляют собой источник опасности на дорогах.
Через 6 лет в компании «Шевроле» даже сформировали комиссию, которая тщательно исследовала конструкцию модели. Выводы были однозначны: Corvair опасен на дорогах не более, чем машины других типов и заднемоторная компоновка тут не причем. Но к этому времени модель уже перестала сходить с конвейера.
«Бестселлер», кстати резко отрицательно повлиял на количество продаж Corvair, который автор сделал «наглядной иллюстрацией» для критики.
Как выпускали Corvair
Йенко поторапливался с производством тюнингованного автомобиля. И одной из причин спешки стал конкурент – Кэролл Шелби, известный своими оригинальными доводками популярнейшей в США модели Ford Mustang. Для того, чтобы участвовать в гоночной серии Sports Car Club of America, машину надо было сертифицировать, выпустив не менее сотни экземпляров. «Дон» воспользовался своим статусом официального дилера и сделал особый заказ у «Шевроле» в 1965-м году на сотню моделей Corvair Corsa, которые он и собирался подвергнуть тюнингу. А говоря коммерческим языком, оснастить машины опциями.

Принимая во внимание требования SCCA к спорткарам, участвующим в гонках, Yenko окрасил автомобили с сине-белые цвета. Правда, один Stinger, который «Дон» использовал, как собственное транспортное средство, получил серебристый оттенок. Но салон – обязательно черный.

Покупатель мог заказать ряд иных опций, удовлетворяющих правилам SCCA:
✅ три оборота «баранки» от «упора до упора»
✅ МКПП с близко стоящими передаточными числами
✅ усиленная ходовая часть
✅ двухконтурная тормозная система
Именно в таком виде авто приходили с завода в дилерский центр «Дона» где он их превращал в Yenko Stinger. Что же делал с машинами Йенко? На кузова дополнительно наносилась тройная синяя полоса, убиралась часть хромированных элементов.

Разумеется, «Дон» не забыл около левой передней фары разместить собственный логотип, плюс пару шильдиков на задних стойках. Также модернизированный Corvair Corsa получил особые воздухозаборники и капот со встроенным спойлером из фибергласса.
Техническое оснащение
Здесь – более обширные предложения, по сравнению с экстерьером или оформлением салона. Всего было предусмотрено пять вариантов комплектации (имеются в виду разные двигатели). При этом Йенко отмечал, что все версии Corvair не создадут проблем при передвижении в городских условиях. Общеизвестно: на чрезмерно тюнингованных болидах ездить по проспектам и улицам довольно сложно.
Stage 1
Первая версия с мотором, развивающим 160 «лошадей». Этот вариант позиционировался, как автомобиль «для уличной езды».

Правда, была оговорка, что машина «готова» к дальнейшему переоборудованию. А именно:
✅ установке 4-х хромированных воздухофильтров
✅ коленвала особой конструкции Tuff-Trided
✅ увеличенного поддона из алюминия
✅ выхлопных труб спортивного типа и многого другого
Если кому-то было мало, предлагалась более мощная версия, предназначенная, как указывал изготовитель, для «гонок или скоростной езды».
Stage 2
Здесь мощность шестицилиндрового двигателя составляет 190 л. с. Впрочем, производитель утверждал: техобслуживание этой модели такое же, что и базового варианта. Однако Stage 2 имел меньший вес и иные особенности, благодаря которым в реальности Yenko Stinger Stage 2 был более динамичным, чем его «коллеги».

Из доработок здесь – особая конструкция распредвала, ГБЦ, выдающая компрессию 10:1, отполированный коленчатый вал, маховик с уменьшенной массой, модифицированные поршни и кольца к ним.
Stage 3
Эта версия Yenko Stinger уже конкретно предназначалась для участия в спортивных мероприятиях SCCA. Под капотом – движок на 220 «лошадей». Откуда взялись еще 30 л. с.? Это увеличение компрессии до 10,5:1, полировка теперь уже и ГБЦ, тщательное хонингование цилиндров, совершенствование системы зажигания.
Stage 4 и 5
Эти версии выходили за рамки требований SCCA, поэтому официально в гонках принимать участие не могли. От «тройки» Stage 4 отличалась более объемным (2,85 л) двигателем, выдававшим 240 «лошадей». Однако самой быстрой была версия Stage 5, мотор которой развивал 250 л. с., что было обусловлено применением впрысковой системы – инжектора. Стоимость авто разных комплектаций отличалась: если за базовый вариант просили 3 тыс. 278 долларов, то за Stage 5 уже 5тыс. 099 «зеленых» – по тем временам довольно внушительная сумма.
Окончание «карьеры»
В спортивном плане история Stinger складывалась неплохо. Уже в первой гонке среди машин класса D Production, куда и входило творение «Дона», его спорткар занял второе место, уступив Triumph TR4 из Великобритании. А в 1966-м Дж. Томпсон стал первым, выступая на чемпионате Центрального дивизиона.

Но в следующем году Corvair Corsa перестали производить массово и Йенко был вынужден для своих экспериментов заказывать у «Шевроле» более дорогие модели Monza. Тем не менее всего было выпущено 185 экземпляров Yenko Stinger. В том же 1967-м на рынке появилась очередная модель Chevrolet – Camaro. Именитый тюнинговщик тут же переключил все свое внимание на новинку. Chevrolet Corvair еще удерживался на конвейере до 1969-го, но терял объем продаж. В 70-х Йенко попытался запустить проект Stinger II, однако конфликт с ЕРА, сертифицирующей авто в США, свел его усилия на нет.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

Новая Toyota RAV4 – сравниваем китайскую и японскую сборку
Одним из первых наиболее заметных отличий на днище этих автомобилей являются защитные экраны из пластика. Они мало походят на те, которыми оснащались RAV4...

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

До 100 км/ч за 1,38 секунды – как это возможно?
Когда кажется, что автомобильная индустрия уже показала все, появляется нечто, что рушит представления о возможном. В этом видео автор YouTube-канала «Big Look...

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

10 тракторов из СССР, о которых почти никто не знает, и зря
В советской истории тракторостроения осталось немало малоизвестных, но по-своему гениальных машин, которые могли бы изменить отрасль, будь у них шанс на...

Новые российские туристические автобусы – ПАЗ, КАВЗ и ЛИАЗ
Пока все переживают за российское производство легковых автомобилей, которое развивается не совсем в нужном направлении, незаметно появляются новые...

Новый Volkswagen Passat стал дешевле и сильно проще
Убрали много полезных и не очень опций. Как все это сказалось на цене и уровне комфорта?...