Chevrolet Corvair Yenko Stinger – полузабытый ответ США на Porsche 911
Вряд ли кто в США из любителей тюнинга к 70-м годам не знал Дональда Йенко – официального дилера копании Chevrolet, а по «совместительству» и автогонщика. В Штатах его называли просто «Дон»: можно сказать, что он являлся воплощением «американской мечты». Когда-то Йенко всего лишь обслуживал автомобили, уже подвергшиеся тюнингу в салоне, которым владел его отец. К 1957-му году «Дон» сумел создать из обычной посреднической организации самый настоящий Performance-center.
Слава к Йенко пришла после завершения работ над такими спорткарами, как модели Nova, Yenko 427 Chevelle, Camaro (с движком объемом семь литров). На сегодня эти машины являются самыми желанными у коллекционеров спортивных авто середины, конца 60-х и начала 70-х. Но все это было позже. А первой машиной, громко «заявившей о себе», стала модель Chevrolet Corvair, реализовавшаяся в автосалоне под названием Yenko Stinger.
Уникальным американцы называли Corvair уже хотя бы по тому, что у него двигатель располагался сзади и имел воздушное охлаждение. Надо сказать, что к тому времени рынок США заполнили немецкие «Жуки», которые и стали источником вдохновения для конструкторов, создававших Corvair. Однако насчет внешнего вида, габаритов у американцев было несколько иное мнение, чем в ФРГ. Поэтому внешне VW Beetle и «Корвейр» совсем не похожи. Да и внутренние начинки кардинально различаются.
Но не стоит думать, что Corvair выпускался только в кузове хардтоп. На данной платформе разрабатывались и продавались 4-дверные седаны, универсалы, кабриолеты, минивэны Greenbriar Sportwagon, пикапы и даже коммерческий транспорт – небольшой грузовичок для внутригородских перевозок.
И все эти автомобили имели заднемоторную компоновку, которая и обратила на себя внимание Йенко. Хотя сам он ранее принимал участие в гонках в основном на Chevrolet Corvette. Компания Yenko постепенно набирала обороты, а тем временем с Corvair разразился скандал, широко освещавшийся в американской прессе 60-х годов.
Имеется в виду книга Ральфа Надера (1965-й год), называвшаяся в переводе на русский, как «Опасный на любой скорости». В ней речь шла о том, что автомобили с заднемоторной компоновкой плохо управляются и представляют собой источник опасности на дорогах.
«Бестселлер», кстати резко отрицательно повлиял на количество продаж Corvair, который автор сделал «наглядной иллюстрацией» для критики.
Йенко поторапливался с производством тюнингованного автомобиля. И одной из причин спешки стал конкурент – Кэролл Шелби, известный своими оригинальными доводками популярнейшей в США модели Ford Mustang. Для того, чтобы участвовать в гоночной серии Sports Car Club of America, машину надо было сертифицировать, выпустив не менее сотни экземпляров. «Дон» воспользовался своим статусом официального дилера и сделал особый заказ у «Шевроле» в 1965-м году на сотню моделей Corvair Corsa, которые он и собирался подвергнуть тюнингу. А говоря коммерческим языком, оснастить машины опциями.
Принимая во внимание требования SCCA к спорткарам, участвующим в гонках, Yenko окрасил автомобили с сине-белые цвета. Правда, один Stinger, который «Дон» использовал, как собственное транспортное средство, получил серебристый оттенок. Но салон – обязательно черный.
Покупатель мог заказать ряд иных опций, удовлетворяющих правилам SCCA:
✅ три оборота «баранки» от «упора до упора»
✅ МКПП с близко стоящими передаточными числами
✅ усиленная ходовая часть
✅ двухконтурная тормозная система
Именно в таком виде авто приходили с завода в дилерский центр «Дона» где он их превращал в Yenko Stinger. Что же делал с машинами Йенко? На кузова дополнительно наносилась тройная синяя полоса, убиралась часть хромированных элементов.
Разумеется, «Дон» не забыл около левой передней фары разместить собственный логотип, плюс пару шильдиков на задних стойках. Также модернизированный Corvair Corsa получил особые воздухозаборники и капот со встроенным спойлером из фибергласса.
Здесь – более обширные предложения, по сравнению с экстерьером или оформлением салона. Всего было предусмотрено пять вариантов комплектации (имеются в виду разные двигатели). При этом Йенко отмечал, что все версии Corvair не создадут проблем при передвижении в городских условиях. Общеизвестно: на чрезмерно тюнингованных болидах ездить по проспектам и улицам довольно сложно.
Первая версия с мотором, развивающим 160 «лошадей». Этот вариант позиционировался, как автомобиль «для уличной езды».
Правда, была оговорка, что машина «готова» к дальнейшему переоборудованию. А именно:
✅ установке 4-х хромированных воздухофильтров
✅ коленвала особой конструкции Tuff-Trided
✅ увеличенного поддона из алюминия
✅ выхлопных труб спортивного типа и многого другого
Если кому-то было мало, предлагалась более мощная версия, предназначенная, как указывал изготовитель, для «гонок или скоростной езды».
Здесь мощность шестицилиндрового двигателя составляет 190 л. с. Впрочем, производитель утверждал: техобслуживание этой модели такое же, что и базового варианта. Однако Stage 2 имел меньший вес и иные особенности, благодаря которым в реальности Yenko Stinger Stage 2 был более динамичным, чем его «коллеги».
Из доработок здесь – особая конструкция распредвала, ГБЦ, выдающая компрессию 10:1, отполированный коленчатый вал, маховик с уменьшенной массой, модифицированные поршни и кольца к ним.
Эта версия Yenko Stinger уже конкретно предназначалась для участия в спортивных мероприятиях SCCA. Под капотом – движок на 220 «лошадей». Откуда взялись еще 30 л. с.? Это увеличение компрессии до 10,5:1, полировка теперь уже и ГБЦ, тщательное хонингование цилиндров, совершенствование системы зажигания.
Эти версии выходили за рамки требований SCCA, поэтому официально в гонках принимать участие не могли. От «тройки» Stage 4 отличалась более объемным (2,85 л) двигателем, выдававшим 240 «лошадей». Однако самой быстрой была версия Stage 5, мотор которой развивал 250 л. с., что было обусловлено применением впрысковой системы – инжектора. Стоимость авто разных комплектаций отличалась: если за базовый вариант просили 3 тыс. 278 долларов, то за Stage 5 уже 5тыс. 099 «зеленых» – по тем временам довольно внушительная сумма.
В спортивном плане история Stinger складывалась неплохо. Уже в первой гонке среди машин класса D Production, куда и входило творение «Дона», его спорткар занял второе место, уступив Triumph TR4 из Великобритании. А в 1966-м Дж. Томпсон стал первым, выступая на чемпионате Центрального дивизиона.
Но в следующем году Corvair Corsa перестали производить массово и Йенко был вынужден для своих экспериментов заказывать у «Шевроле» более дорогие модели Monza. Тем не менее всего было выпущено 185 экземпляров Yenko Stinger. В том же 1967-м на рынке появилась очередная модель Chevrolet – Camaro. Именитый тюнинговщик тут же переключил все свое внимание на новинку. Chevrolet Corvair еще удерживался на конвейере до 1969-го, но терял объем продаж. В 70-х Йенко попытался запустить проект Stinger II, однако конфликт с ЕРА, сертифицирующей авто в США, свел его усилия на нет.
Слава к Йенко пришла после завершения работ над такими спорткарами, как модели Nova, Yenko 427 Chevelle, Camaro (с движком объемом семь литров). На сегодня эти машины являются самыми желанными у коллекционеров спортивных авто середины, конца 60-х и начала 70-х. Но все это было позже. А первой машиной, громко «заявившей о себе», стала модель Chevrolet Corvair, реализовавшаяся в автосалоне под названием Yenko Stinger.
Скандал и компоновка двигателя
Уникальным американцы называли Corvair уже хотя бы по тому, что у него двигатель располагался сзади и имел воздушное охлаждение. Надо сказать, что к тому времени рынок США заполнили немецкие «Жуки», которые и стали источником вдохновения для конструкторов, создававших Corvair. Однако насчет внешнего вида, габаритов у американцев было несколько иное мнение, чем в ФРГ. Поэтому внешне VW Beetle и «Корвейр» совсем не похожи. Да и внутренние начинки кардинально различаются.
Синяя полоса – обязательный атрибут участников гонок Sports Car Club of America. Фото: YouTube.com
Но не стоит думать, что Corvair выпускался только в кузове хардтоп. На данной платформе разрабатывались и продавались 4-дверные седаны, универсалы, кабриолеты, минивэны Greenbriar Sportwagon, пикапы и даже коммерческий транспорт – небольшой грузовичок для внутригородских перевозок.
Наиболее востребованным являлся двухдверный вариант кузова. Фото: YouTube.com
И все эти автомобили имели заднемоторную компоновку, которая и обратила на себя внимание Йенко. Хотя сам он ранее принимал участие в гонках в основном на Chevrolet Corvette. Компания Yenko постепенно набирала обороты, а тем временем с Corvair разразился скандал, широко освещавшийся в американской прессе 60-х годов.
Багажник – в передней части авто. Фото: YouTube.com
Имеется в виду книга Ральфа Надера (1965-й год), называвшаяся в переводе на русский, как «Опасный на любой скорости». В ней речь шла о том, что автомобили с заднемоторной компоновкой плохо управляются и представляют собой источник опасности на дорогах.
Через 6 лет в компании «Шевроле» даже сформировали комиссию, которая тщательно исследовала конструкцию модели. Выводы были однозначны: Corvair опасен на дорогах не более, чем машины других типов и заднемоторная компоновка тут не причем. Но к этому времени модель уже перестала сходить с конвейера.
«Бестселлер», кстати резко отрицательно повлиял на количество продаж Corvair, который автор сделал «наглядной иллюстрацией» для критики.
Как выпускали Corvair
Йенко поторапливался с производством тюнингованного автомобиля. И одной из причин спешки стал конкурент – Кэролл Шелби, известный своими оригинальными доводками популярнейшей в США модели Ford Mustang. Для того, чтобы участвовать в гоночной серии Sports Car Club of America, машину надо было сертифицировать, выпустив не менее сотни экземпляров. «Дон» воспользовался своим статусом официального дилера и сделал особый заказ у «Шевроле» в 1965-м году на сотню моделей Corvair Corsa, которые он и собирался подвергнуть тюнингу. А говоря коммерческим языком, оснастить машины опциями.
В задней части виден развитый воздухозаборник и спойлер. Фото: YouTube.com
Принимая во внимание требования SCCA к спорткарам, участвующим в гонках, Yenko окрасил автомобили с сине-белые цвета. Правда, один Stinger, который «Дон» использовал, как собственное транспортное средство, получил серебристый оттенок. Но салон – обязательно черный.
Внутри вдвоем достаточно просторно. Фото: YouTube.com
Покупатель мог заказать ряд иных опций, удовлетворяющих правилам SCCA:
✅ три оборота «баранки» от «упора до упора»
✅ МКПП с близко стоящими передаточными числами
✅ усиленная ходовая часть
✅ двухконтурная тормозная система
Именно в таком виде авто приходили с завода в дилерский центр «Дона» где он их превращал в Yenko Stinger. Что же делал с машинами Йенко? На кузова дополнительно наносилась тройная синяя полоса, убиралась часть хромированных элементов.
Панель приборов – от серийного Corvair Corsa. Фото: YouTube.com
Разумеется, «Дон» не забыл около левой передней фары разместить собственный логотип, плюс пару шильдиков на задних стойках. Также модернизированный Corvair Corsa получил особые воздухозаборники и капот со встроенным спойлером из фибергласса.
Техническое оснащение
Здесь – более обширные предложения, по сравнению с экстерьером или оформлением салона. Всего было предусмотрено пять вариантов комплектации (имеются в виду разные двигатели). При этом Йенко отмечал, что все версии Corvair не создадут проблем при передвижении в городских условиях. Общеизвестно: на чрезмерно тюнингованных болидах ездить по проспектам и улицам довольно сложно.
Stage 1
Первая версия с мотором, развивающим 160 «лошадей». Этот вариант позиционировался, как автомобиль «для уличной езды».
Наименее мощная версия мотора в Stage 1. Фото: YouTube.com
Правда, была оговорка, что машина «готова» к дальнейшему переоборудованию. А именно:
✅ установке 4-х хромированных воздухофильтров
✅ коленвала особой конструкции Tuff-Trided
✅ увеличенного поддона из алюминия
✅ выхлопных труб спортивного типа и многого другого
Если кому-то было мало, предлагалась более мощная версия, предназначенная, как указывал изготовитель, для «гонок или скоростной езды».
Stage 2
Здесь мощность шестицилиндрового двигателя составляет 190 л. с. Впрочем, производитель утверждал: техобслуживание этой модели такое же, что и базового варианта. Однако Stage 2 имел меньший вес и иные особенности, благодаря которым в реальности Yenko Stinger Stage 2 был более динамичным, чем его «коллеги».
Движок Stage II в 190 л. с. Фото: YouTube.com
Из доработок здесь – особая конструкция распредвала, ГБЦ, выдающая компрессию 10:1, отполированный коленчатый вал, маховик с уменьшенной массой, модифицированные поршни и кольца к ним.
Stage 3
Эта версия Yenko Stinger уже конкретно предназначалась для участия в спортивных мероприятиях SCCA. Под капотом – движок на 220 «лошадей». Откуда взялись еще 30 л. с.? Это увеличение компрессии до 10,5:1, полировка теперь уже и ГБЦ, тщательное хонингование цилиндров, совершенствование системы зажигания.
Stage 4 и 5
Эти версии выходили за рамки требований SCCA, поэтому официально в гонках принимать участие не могли. От «тройки» Stage 4 отличалась более объемным (2,85 л) двигателем, выдававшим 240 «лошадей». Однако самой быстрой была версия Stage 5, мотор которой развивал 250 л. с., что было обусловлено применением впрысковой системы – инжектора. Стоимость авто разных комплектаций отличалась: если за базовый вариант просили 3 тыс. 278 долларов, то за Stage 5 уже 5тыс. 099 «зеленых» – по тем временам довольно внушительная сумма.
Окончание «карьеры»
В спортивном плане история Stinger складывалась неплохо. Уже в первой гонке среди машин класса D Production, куда и входило творение «Дона», его спорткар занял второе место, уступив Triumph TR4 из Великобритании. А в 1966-м Дж. Томпсон стал первым, выступая на чемпионате Центрального дивизиона.
Встретить сегодня на дороге Chevrolet Corvair Yenko Stinger – большая удача для любителя авто 60-х. Фото: YouTube.com
Но в следующем году Corvair Corsa перестали производить массово и Йенко был вынужден для своих экспериментов заказывать у «Шевроле» более дорогие модели Monza. Тем не менее всего было выпущено 185 экземпляров Yenko Stinger. В том же 1967-м на рынке появилась очередная модель Chevrolet – Camaro. Именитый тюнинговщик тут же переключил все свое внимание на новинку. Chevrolet Corvair еще удерживался на конвейере до 1969-го, но терял объем продаж. В 70-х Йенко попытался запустить проект Stinger II, однако конфликт с ЕРА, сертифицирующей авто в США, свел его усилия на нет.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Черные точки на автостеклах: назначение и функции
Спросите бывалых водителей о значении черной полосы и точек по краю лобового стекла. Убедитесь: тайна известна не всем....
Як-18Т снова вернут в «строй»
С инициативой выступило руководство «Росавиации». На рассмотрении находятся еще 3 перспективные модели для обучения в авиационных вузах....
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Наши инженеры нашли способ делать двигатели для танкеров дешевле и быстрее
Сотрудники ПИШ из СПбГМТУ не только предложили концепцию, но и реализовали вспомогательный комплекс. Более подробно читайте в нашем материале....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
Кубинцы скоро будут кататься на новых «Москвичах»
Причем безвозмездно. Как и во времена СССР, наша страна поможет дружественному государству в сложной финансовой ситуации....
«Везува С2» – сделано в России
Внедорожник «Везува С2», разработанный в Красноярске, привлекает внимание инновациями и ярким дизайном. Его необычная трехсекционная оптика и ряд нестандартных...
С919: вспомогательная силовая установка прошла очередную проверку
Недавно Китай провел испытание вспомогательного силового агрегата С919 в присутствии собственных и зарубежных специалистов. КНР упорно стремится выйти на...
Увеличение штрафов в 40 раз и не только – последние изменения для автомобилистов
В новом видео на YouTube-канале «Александр Шумский» автор рассказывает об очередных изменениях в правилах дорожного движения, которые могут значительно...
В РФ запустили новое производство сельскохозяйственной техники
Такое решение приняла компания UMG на фоне растущего спроса отечественного рынка на данный вид продукции. Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Полируем фары картоном
Старые пожелтевшие фары не добавят презентабельности вашему автомобилю, даже если все остальные части кузова блестят так, что глаза слепит. Покупать новые –...
Стартовали испытания Ту-214 с российскими системами – первый полет успешно выполнен
Главная задача проекта – сделать Ту-214 на 100% импортозамещенным. Это нужно для того, чтобы наладить конвейерное производство....