
Иж-1 – первый и единственный оригинальный советский мотоцикл из Ижевска
Мотоциклы марки Иж были хорошо знакомы советским любителям двухколесной техники. Это, пожалуй, самые распространенные модели на селе. По крайней мере, в конце 80-х Иж имелся у многих в деревнях.
Эти неприхотливые мотоциклы были доступны. Причем как с финансовой стороны, так и в магазинах. Среднекубатурные модели соединили в себе достоинства легких «Минсков» и тяжелых «Уралов». Для тех, кто предпочитал универсальные транспортные средства, ижевский завод предлагал модификации с колясками.
Если неглубоко заглянуть в историю предприятия, можно сделать вывод, что мотоциклы там стали выпускать только после 1945 года. Вывезли оборудование с какого-то немецкого завода и начали копии штамповать массово.
Иж Планета 5 выпускалась до 2008 года. Фото: Youtube.com
А до этого какие-то опытные модели делали, продавали в окрестностях Ижевска. Если бы не немецкое оборудование, то никаких бы советских байков и не было.
На самом деле, это далеко не так. В Ижевске до начала Великой Отечественной войны уже серийно собирали мотоциклы – Иж-7, например. А раньше предприятие собиралось выпускать целый ряд моделей собственной разработки в разных кубатурах. Вот про первый из них мы и расскажем.
О том, что Советскому Союзу нужен двухколесный транспорт, задумались еще в 20-х. Мотоциклы идеально подходили на роль «народной лошадки».
Они имели ряд преимуществ:
✅ Дешевизна
✅ Простота производства по сравнению с автомобилями
✅ Возможность сделать советских граждан мобильными
Ближе к концу 1920-х Автодор решил наконец наладить выпуск мотоциклов в стране. И тут в поле зрения руководства попал П. В. Можаров.
Советский Союз нуждался в мотоциклах. Фото: Youtube.com
Это был известный к тому времени инженер, человек незаурядный. Родившийся в дворянской семье, Петр Владимирович до революции ни в чем не нуждался.
Более того, его дядя, богатый промышленник, отправил парня в Германию учиться на инженера. Там молодой человек полюбил технику, в первую очередь, мотоциклы. На двухколесных машинах он выступал в профессиональных соревнованиях.
Вернувшись в Россию, Можаров вскоре с улыбкой встретил революцию и окунулся в строительство «нового мира». Он работал инженером сначала в Тамбове, а потом в Ижевске. И везде его уважали и ценили.
При чем тут мотоциклы? А при том, что инженер не забыл про свои увлечения. Он купил старенький Stevens не на ходу и восстановил его.
Вот тут и совпало несколько факторов:
✅ Опыт
✅ Увлеченность
✅ Желание выпускать мотоциклы
✅ Необходимость для страны
Кстати, изначально на Ижевских сталезаводах РУЖ планировали делать велосипеды. Но Можаров сумел убедить руководство, что такому предприятию несолидно с ерундой возиться.
Мотоциклы нужны были как военным, так и гражданским. Фото: Youtube.com
И вот Петра Владимировича вместе с другим инженером, Адамовичем, отправляют в Германию изучать производство. Примерно в то же время Автодор покупает с десяток двухколесных моделей из США и Англии.
Можаров, привезя знания и немецкие мотоциклы, настоял на первом советском мотопробеге. В его ходе планировалось выявить достоинства и недостатки иностранных моделей, чтобы потом наладить собственное производство.
Первые слова о появлении советского мотоцикла прозвучали в 1928 году. Тогда Можаров, участвующий в гонках, рассказал зрителям о том, что «Ружпультрест» уже приступил к разработке советских байков.
Более того, было обещано, что к следующему мотопробегу будут готовы три опытных экземпляра. А там не за горами и серийный выпуск.
Можаров после проведения тестов иностранных байков понял для себя, что советская модель должна взять от них лучшее, избавиться от недостатков и получить свои особенности. Ведь наши дороги конца 20-х сильно отличались от американских и европейских.
Похоже, что это первый советский мотопробег. Фото: Youtube.com
В 1929 году, 17 сентября, собран Иж-1. Это первый мотоцикл, произведенный в Ижевске, городе, которому было суждено выпускать двухколесную технику долгие десятилетия.
Сам Можаров с гордостью говорил, что «рождение» Иж-1 – это чудо. Те же немцы не смогли бы собрать такой байк в условиях тотального дефицита оборудования.
Мотоцикл получился монументальным. Более того, он оказался красивым. Огромная глыба металла весом за 300 кг, блестящие гайки, заклепки, «рогатый» руль с защитой рук.
Передняя вилка оригинальной конструкции. Фото: Youtube.com
Иж-1 – это именно мотоцикл, без всяких заигрываний с педальным приводом. Ничего удивительного, учитывая, что двигатель в мощной штампованной раме имел объем 1,2 литра.
Опытный байк получился одноместным. Сиденье для водителя напоминала кавалерийское и действительно было скопировано с него. Естественно, с учетом применения на мотоцикле. Можаров утверждал, что именно такой профиль обеспечивает ездоку лучшую посадку.
Кроме Иж-1, было собрано еще 4 модели. Нас пока заинтересует разве что Иж-2 – он отличался от первого опытного образца наличием коляски с приводом на колесо и системой принудительного охлаждения.
Самое интересное в Иж-1 – это силовой агрегат. Мотор больше всего похож на V-twin от Harley-Davidson, но это далеко не копия. Скорее, Можаров ориентировался на оппозиты от БМВ, считая их лучшими моторами в мире для своего времени. Ведь продольный коленвал – это особенность большеобъемных немецких моделей.
V-образный двигатель модели. Фото: Youtube.com
Но оппозитное расположение цилиндров конструктор посчитал неуместным для советских условий эксплуатации. Это еще раз говорит о том, каким инженер был увлеченным мотоциклистом. Такая конструкция не очень удобна на бездорожье. Можно зацепиться за неровность, корягу или камень.
Поэтому цилиндры расположены по схеме V-twin, но не продольно, а поперечно. Так они лучше охлаждаются встречными потоками ветра. Иж-2 имел двухместную коляску с приводом на ее колесо – именно по этой причине данный мотоцикл получил еще и принудительную систему вентиляции.
Мощность двигателя Иж-1, четырехтактного, кстати, да и у второй модели тоже, равнялась 24 л. с. Это сейчас кажется смешным при объеме 1,2 литра, а тогда столько не каждый автомобиль развивал. Для сравнения, ГАЗ-А мог похвастаться 40 «лошадками». Но сняты они были с мотора объемом 3,3 литра.
Коробка передач трехступенчатая. Привод от двигателя – карданный. Опять прослеживается четкая связь с мотоциклами БМВ.
Коляска имелась и у Иж-1, но традиционная, без всяких приводов и одноместная.
Сиденье у мотоцикла простейшее. Фото: Youtube.com
Рама мотоцикла отличалась массивностью, она штампованная из профиля, стального, естественно. Задней подвески просто не было. Вкупе с креплением сиденья к раме, это делало мотоцикл далеко не самым комфортным средством передвижения. Хотя, для своего времени это было чуть ли не чудо, никто на такие мелочи внимания не обращал.
Мотоцикл разгонялся до 65 км/ч – для своего объема и времени, это не так уж и много. Но дело в том, что в СССР и негде особо было гонять, а вот лишняя тяга мотоциклу в распутицу пригодилась бы. Плюс Можаров рассчитывал наладить выпуск модификаций с грузовыми колясками – им тем более скорость не нужна.
Даже защита рук предусмотрена. Фото: Youtube.com
Главный недостаток опытного мотоцикла – глушители в «перьях» задней вилки. Они мало того, что забивались нагаром, так еще и коррозировали из-за водяного пара, образовывающегося в момент остывания мотора.
Но Иж-1 был моделью, достойной серийного выпуска. К сожалению, Можаров слишком старался, пытаясь сделать идеал. Советская промышленность просто оказалась не в состоянии наладить производство такой техники. А ручная сборка делала стоимость слишком высокой.
В итоге, «сверху» было получено указание сосредоточиться на выпуске самых легких и дешевых мотоциклов. Но это уже совсем другая история...
Эти неприхотливые мотоциклы были доступны. Причем как с финансовой стороны, так и в магазинах. Среднекубатурные модели соединили в себе достоинства легких «Минсков» и тяжелых «Уралов». Для тех, кто предпочитал универсальные транспортные средства, ижевский завод предлагал модификации с колясками.
Если неглубоко заглянуть в историю предприятия, можно сделать вывод, что мотоциклы там стали выпускать только после 1945 года. Вывезли оборудование с какого-то немецкого завода и начали копии штамповать массово.

А до этого какие-то опытные модели делали, продавали в окрестностях Ижевска. Если бы не немецкое оборудование, то никаких бы советских байков и не было.
На самом деле, это далеко не так. В Ижевске до начала Великой Отечественной войны уже серийно собирали мотоциклы – Иж-7, например. А раньше предприятие собиралось выпускать целый ряд моделей собственной разработки в разных кубатурах. Вот про первый из них мы и расскажем.
Предыстория
О том, что Советскому Союзу нужен двухколесный транспорт, задумались еще в 20-х. Мотоциклы идеально подходили на роль «народной лошадки».
Они имели ряд преимуществ:
✅ Дешевизна
✅ Простота производства по сравнению с автомобилями
✅ Возможность сделать советских граждан мобильными
Ближе к концу 1920-х Автодор решил наконец наладить выпуск мотоциклов в стране. И тут в поле зрения руководства попал П. В. Можаров.

Это был известный к тому времени инженер, человек незаурядный. Родившийся в дворянской семье, Петр Владимирович до революции ни в чем не нуждался.
Более того, его дядя, богатый промышленник, отправил парня в Германию учиться на инженера. Там молодой человек полюбил технику, в первую очередь, мотоциклы. На двухколесных машинах он выступал в профессиональных соревнованиях.
Вернувшись в Россию, Можаров вскоре с улыбкой встретил революцию и окунулся в строительство «нового мира». Он работал инженером сначала в Тамбове, а потом в Ижевске. И везде его уважали и ценили.
При чем тут мотоциклы? А при том, что инженер не забыл про свои увлечения. Он купил старенький Stevens не на ходу и восстановил его.
Вот тут и совпало несколько факторов:
✅ Опыт
✅ Увлеченность
✅ Желание выпускать мотоциклы
✅ Необходимость для страны
Кстати, изначально на Ижевских сталезаводах РУЖ планировали делать велосипеды. Но Можаров сумел убедить руководство, что такому предприятию несолидно с ерундой возиться.

И вот Петра Владимировича вместе с другим инженером, Адамовичем, отправляют в Германию изучать производство. Примерно в то же время Автодор покупает с десяток двухколесных моделей из США и Англии.
Можаров, привезя знания и немецкие мотоциклы, настоял на первом советском мотопробеге. В его ходе планировалось выявить достоинства и недостатки иностранных моделей, чтобы потом наладить собственное производство.
«Рождение» Иж-1
Первые слова о появлении советского мотоцикла прозвучали в 1928 году. Тогда Можаров, участвующий в гонках, рассказал зрителям о том, что «Ружпультрест» уже приступил к разработке советских байков.
Более того, было обещано, что к следующему мотопробегу будут готовы три опытных экземпляра. А там не за горами и серийный выпуск.
Можаров после проведения тестов иностранных байков понял для себя, что советская модель должна взять от них лучшее, избавиться от недостатков и получить свои особенности. Ведь наши дороги конца 20-х сильно отличались от американских и европейских.

В 1929 году, 17 сентября, собран Иж-1. Это первый мотоцикл, произведенный в Ижевске, городе, которому было суждено выпускать двухколесную технику долгие десятилетия.
Модель собирали вручную. Кроме двигателей, в мотоцикле было все самодельное, оригинальное. Конечно, скопированное с иностранных моделей, но это нормальная мировая практика.
Сам Можаров с гордостью говорил, что «рождение» Иж-1 – это чудо. Те же немцы не смогли бы собрать такой байк в условиях тотального дефицита оборудования.
Внешность
Мотоцикл получился монументальным. Более того, он оказался красивым. Огромная глыба металла весом за 300 кг, блестящие гайки, заклепки, «рогатый» руль с защитой рук.

Иж-1 – это именно мотоцикл, без всяких заигрываний с педальным приводом. Ничего удивительного, учитывая, что двигатель в мощной штампованной раме имел объем 1,2 литра.
Опытный байк получился одноместным. Сиденье для водителя напоминала кавалерийское и действительно было скопировано с него. Естественно, с учетом применения на мотоцикле. Можаров утверждал, что именно такой профиль обеспечивает ездоку лучшую посадку.
Кроме Иж-1, было собрано еще 4 модели. Нас пока заинтересует разве что Иж-2 – он отличался от первого опытного образца наличием коляски с приводом на колесо и системой принудительного охлаждения.
Двигатель
Самое интересное в Иж-1 – это силовой агрегат. Мотор больше всего похож на V-twin от Harley-Davidson, но это далеко не копия. Скорее, Можаров ориентировался на оппозиты от БМВ, считая их лучшими моторами в мире для своего времени. Ведь продольный коленвал – это особенность большеобъемных немецких моделей.

Но оппозитное расположение цилиндров конструктор посчитал неуместным для советских условий эксплуатации. Это еще раз говорит о том, каким инженер был увлеченным мотоциклистом. Такая конструкция не очень удобна на бездорожье. Можно зацепиться за неровность, корягу или камень.
Поэтому цилиндры расположены по схеме V-twin, но не продольно, а поперечно. Так они лучше охлаждаются встречными потоками ветра. Иж-2 имел двухместную коляску с приводом на ее колесо – именно по этой причине данный мотоцикл получил еще и принудительную систему вентиляции.
Мощность двигателя Иж-1, четырехтактного, кстати, да и у второй модели тоже, равнялась 24 л. с. Это сейчас кажется смешным при объеме 1,2 литра, а тогда столько не каждый автомобиль развивал. Для сравнения, ГАЗ-А мог похвастаться 40 «лошадками». Но сняты они были с мотора объемом 3,3 литра.
Другие особенности
Коробка передач трехступенчатая. Привод от двигателя – карданный. Опять прослеживается четкая связь с мотоциклами БМВ.
Коляска имелась и у Иж-1, но традиционная, без всяких приводов и одноместная.

Рама мотоцикла отличалась массивностью, она штампованная из профиля, стального, естественно. Задней подвески просто не было. Вкупе с креплением сиденья к раме, это делало мотоцикл далеко не самым комфортным средством передвижения. Хотя, для своего времени это было чуть ли не чудо, никто на такие мелочи внимания не обращал.
Зато передняя вилка получилась инновационной. Она совместила сразу две системы – параллелограммную и рычажную.
Мотоцикл разгонялся до 65 км/ч – для своего объема и времени, это не так уж и много. Но дело в том, что в СССР и негде особо было гонять, а вот лишняя тяга мотоциклу в распутицу пригодилась бы. Плюс Можаров рассчитывал наладить выпуск модификаций с грузовыми колясками – им тем более скорость не нужна.

Главный недостаток опытного мотоцикла – глушители в «перьях» задней вилки. Они мало того, что забивались нагаром, так еще и коррозировали из-за водяного пара, образовывающегося в момент остывания мотора.
Но Иж-1 был моделью, достойной серийного выпуска. К сожалению, Можаров слишком старался, пытаясь сделать идеал. Советская промышленность просто оказалась не в состоянии наладить производство такой техники. А ручная сборка делала стоимость слишком высокой.
В итоге, «сверху» было получено указание сосредоточиться на выпуске самых легких и дешевых мотоциклов. Но это уже совсем другая история...
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....