Иж-1 – первый и единственный оригинальный советский мотоцикл из Ижевска
Мотоциклы марки Иж были хорошо знакомы советским любителям двухколесной техники. Это, пожалуй, самые распространенные модели на селе. По крайней мере, в конце 80-х Иж имелся у многих в деревнях.
Эти неприхотливые мотоциклы были доступны. Причем как с финансовой стороны, так и в магазинах. Среднекубатурные модели соединили в себе достоинства легких «Минсков» и тяжелых «Уралов». Для тех, кто предпочитал универсальные транспортные средства, ижевский завод предлагал модификации с колясками.
Если неглубоко заглянуть в историю предприятия, можно сделать вывод, что мотоциклы там стали выпускать только после 1945 года. Вывезли оборудование с какого-то немецкого завода и начали копии штамповать массово.
А до этого какие-то опытные модели делали, продавали в окрестностях Ижевска. Если бы не немецкое оборудование, то никаких бы советских байков и не было.
На самом деле, это далеко не так. В Ижевске до начала Великой Отечественной войны уже серийно собирали мотоциклы – Иж-7, например. А раньше предприятие собиралось выпускать целый ряд моделей собственной разработки в разных кубатурах. Вот про первый из них мы и расскажем.
О том, что Советскому Союзу нужен двухколесный транспорт, задумались еще в 20-х. Мотоциклы идеально подходили на роль «народной лошадки».
Они имели ряд преимуществ:
✅ Дешевизна
✅ Простота производства по сравнению с автомобилями
✅ Возможность сделать советских граждан мобильными
Ближе к концу 1920-х Автодор решил наконец наладить выпуск мотоциклов в стране. И тут в поле зрения руководства попал П. В. Можаров.
Это был известный к тому времени инженер, человек незаурядный. Родившийся в дворянской семье, Петр Владимирович до революции ни в чем не нуждался.
Более того, его дядя, богатый промышленник, отправил парня в Германию учиться на инженера. Там молодой человек полюбил технику, в первую очередь, мотоциклы. На двухколесных машинах он выступал в профессиональных соревнованиях.
Вернувшись в Россию, Можаров вскоре с улыбкой встретил революцию и окунулся в строительство «нового мира». Он работал инженером сначала в Тамбове, а потом в Ижевске. И везде его уважали и ценили.
При чем тут мотоциклы? А при том, что инженер не забыл про свои увлечения. Он купил старенький Stevens не на ходу и восстановил его.
Вот тут и совпало несколько факторов:
✅ Опыт
✅ Увлеченность
✅ Желание выпускать мотоциклы
✅ Необходимость для страны
Кстати, изначально на Ижевских сталезаводах РУЖ планировали делать велосипеды. Но Можаров сумел убедить руководство, что такому предприятию несолидно с ерундой возиться.
И вот Петра Владимировича вместе с другим инженером, Адамовичем, отправляют в Германию изучать производство. Примерно в то же время Автодор покупает с десяток двухколесных моделей из США и Англии.
Можаров, привезя знания и немецкие мотоциклы, настоял на первом советском мотопробеге. В его ходе планировалось выявить достоинства и недостатки иностранных моделей, чтобы потом наладить собственное производство.
Первые слова о появлении советского мотоцикла прозвучали в 1928 году. Тогда Можаров, участвующий в гонках, рассказал зрителям о том, что «Ружпультрест» уже приступил к разработке советских байков.
Более того, было обещано, что к следующему мотопробегу будут готовы три опытных экземпляра. А там не за горами и серийный выпуск.
Можаров после проведения тестов иностранных байков понял для себя, что советская модель должна взять от них лучшее, избавиться от недостатков и получить свои особенности. Ведь наши дороги конца 20-х сильно отличались от американских и европейских.
В 1929 году, 17 сентября, собран Иж-1. Это первый мотоцикл, произведенный в Ижевске, городе, которому было суждено выпускать двухколесную технику долгие десятилетия.
Сам Можаров с гордостью говорил, что «рождение» Иж-1 – это чудо. Те же немцы не смогли бы собрать такой байк в условиях тотального дефицита оборудования.
Мотоцикл получился монументальным. Более того, он оказался красивым. Огромная глыба металла весом за 300 кг, блестящие гайки, заклепки, «рогатый» руль с защитой рук.
Иж-1 – это именно мотоцикл, без всяких заигрываний с педальным приводом. Ничего удивительного, учитывая, что двигатель в мощной штампованной раме имел объем 1,2 литра.
Опытный байк получился одноместным. Сиденье для водителя напоминала кавалерийское и действительно было скопировано с него. Естественно, с учетом применения на мотоцикле. Можаров утверждал, что именно такой профиль обеспечивает ездоку лучшую посадку.
Кроме Иж-1, было собрано еще 4 модели. Нас пока заинтересует разве что Иж-2 – он отличался от первого опытного образца наличием коляски с приводом на колесо и системой принудительного охлаждения.
Самое интересное в Иж-1 – это силовой агрегат. Мотор больше всего похож на V-twin от Harley-Davidson, но это далеко не копия. Скорее, Можаров ориентировался на оппозиты от БМВ, считая их лучшими моторами в мире для своего времени. Ведь продольный коленвал – это особенность большеобъемных немецких моделей.
Но оппозитное расположение цилиндров конструктор посчитал неуместным для советских условий эксплуатации. Это еще раз говорит о том, каким инженер был увлеченным мотоциклистом. Такая конструкция не очень удобна на бездорожье. Можно зацепиться за неровность, корягу или камень.
Поэтому цилиндры расположены по схеме V-twin, но не продольно, а поперечно. Так они лучше охлаждаются встречными потоками ветра. Иж-2 имел двухместную коляску с приводом на ее колесо – именно по этой причине данный мотоцикл получил еще и принудительную систему вентиляции.
Мощность двигателя Иж-1, четырехтактного, кстати, да и у второй модели тоже, равнялась 24 л. с. Это сейчас кажется смешным при объеме 1,2 литра, а тогда столько не каждый автомобиль развивал. Для сравнения, ГАЗ-А мог похвастаться 40 «лошадками». Но сняты они были с мотора объемом 3,3 литра.
Коробка передач трехступенчатая. Привод от двигателя – карданный. Опять прослеживается четкая связь с мотоциклами БМВ.
Коляска имелась и у Иж-1, но традиционная, без всяких приводов и одноместная.
Рама мотоцикла отличалась массивностью, она штампованная из профиля, стального, естественно. Задней подвески просто не было. Вкупе с креплением сиденья к раме, это делало мотоцикл далеко не самым комфортным средством передвижения. Хотя, для своего времени это было чуть ли не чудо, никто на такие мелочи внимания не обращал.
Мотоцикл разгонялся до 65 км/ч – для своего объема и времени, это не так уж и много. Но дело в том, что в СССР и негде особо было гонять, а вот лишняя тяга мотоциклу в распутицу пригодилась бы. Плюс Можаров рассчитывал наладить выпуск модификаций с грузовыми колясками – им тем более скорость не нужна.
Главный недостаток опытного мотоцикла – глушители в «перьях» задней вилки. Они мало того, что забивались нагаром, так еще и коррозировали из-за водяного пара, образовывающегося в момент остывания мотора.
Но Иж-1 был моделью, достойной серийного выпуска. К сожалению, Можаров слишком старался, пытаясь сделать идеал. Советская промышленность просто оказалась не в состоянии наладить производство такой техники. А ручная сборка делала стоимость слишком высокой.
В итоге, «сверху» было получено указание сосредоточиться на выпуске самых легких и дешевых мотоциклов. Но это уже совсем другая история...
Эти неприхотливые мотоциклы были доступны. Причем как с финансовой стороны, так и в магазинах. Среднекубатурные модели соединили в себе достоинства легких «Минсков» и тяжелых «Уралов». Для тех, кто предпочитал универсальные транспортные средства, ижевский завод предлагал модификации с колясками.
Если неглубоко заглянуть в историю предприятия, можно сделать вывод, что мотоциклы там стали выпускать только после 1945 года. Вывезли оборудование с какого-то немецкого завода и начали копии штамповать массово.
Иж Планета 5 выпускалась до 2008 года. Фото: Youtube.com
А до этого какие-то опытные модели делали, продавали в окрестностях Ижевска. Если бы не немецкое оборудование, то никаких бы советских байков и не было.
На самом деле, это далеко не так. В Ижевске до начала Великой Отечественной войны уже серийно собирали мотоциклы – Иж-7, например. А раньше предприятие собиралось выпускать целый ряд моделей собственной разработки в разных кубатурах. Вот про первый из них мы и расскажем.
Предыстория
О том, что Советскому Союзу нужен двухколесный транспорт, задумались еще в 20-х. Мотоциклы идеально подходили на роль «народной лошадки».
Они имели ряд преимуществ:
✅ Дешевизна
✅ Простота производства по сравнению с автомобилями
✅ Возможность сделать советских граждан мобильными
Ближе к концу 1920-х Автодор решил наконец наладить выпуск мотоциклов в стране. И тут в поле зрения руководства попал П. В. Можаров.
Советский Союз нуждался в мотоциклах. Фото: Youtube.com
Это был известный к тому времени инженер, человек незаурядный. Родившийся в дворянской семье, Петр Владимирович до революции ни в чем не нуждался.
Более того, его дядя, богатый промышленник, отправил парня в Германию учиться на инженера. Там молодой человек полюбил технику, в первую очередь, мотоциклы. На двухколесных машинах он выступал в профессиональных соревнованиях.
Вернувшись в Россию, Можаров вскоре с улыбкой встретил революцию и окунулся в строительство «нового мира». Он работал инженером сначала в Тамбове, а потом в Ижевске. И везде его уважали и ценили.
При чем тут мотоциклы? А при том, что инженер не забыл про свои увлечения. Он купил старенький Stevens не на ходу и восстановил его.
Вот тут и совпало несколько факторов:
✅ Опыт
✅ Увлеченность
✅ Желание выпускать мотоциклы
✅ Необходимость для страны
Кстати, изначально на Ижевских сталезаводах РУЖ планировали делать велосипеды. Но Можаров сумел убедить руководство, что такому предприятию несолидно с ерундой возиться.
Мотоциклы нужны были как военным, так и гражданским. Фото: Youtube.com
И вот Петра Владимировича вместе с другим инженером, Адамовичем, отправляют в Германию изучать производство. Примерно в то же время Автодор покупает с десяток двухколесных моделей из США и Англии.
Можаров, привезя знания и немецкие мотоциклы, настоял на первом советском мотопробеге. В его ходе планировалось выявить достоинства и недостатки иностранных моделей, чтобы потом наладить собственное производство.
«Рождение» Иж-1
Первые слова о появлении советского мотоцикла прозвучали в 1928 году. Тогда Можаров, участвующий в гонках, рассказал зрителям о том, что «Ружпультрест» уже приступил к разработке советских байков.
Более того, было обещано, что к следующему мотопробегу будут готовы три опытных экземпляра. А там не за горами и серийный выпуск.
Можаров после проведения тестов иностранных байков понял для себя, что советская модель должна взять от них лучшее, избавиться от недостатков и получить свои особенности. Ведь наши дороги конца 20-х сильно отличались от американских и европейских.
Похоже, что это первый советский мотопробег. Фото: Youtube.com
В 1929 году, 17 сентября, собран Иж-1. Это первый мотоцикл, произведенный в Ижевске, городе, которому было суждено выпускать двухколесную технику долгие десятилетия.
Модель собирали вручную. Кроме двигателей, в мотоцикле было все самодельное, оригинальное. Конечно, скопированное с иностранных моделей, но это нормальная мировая практика.
Сам Можаров с гордостью говорил, что «рождение» Иж-1 – это чудо. Те же немцы не смогли бы собрать такой байк в условиях тотального дефицита оборудования.
Внешность
Мотоцикл получился монументальным. Более того, он оказался красивым. Огромная глыба металла весом за 300 кг, блестящие гайки, заклепки, «рогатый» руль с защитой рук.
Передняя вилка оригинальной конструкции. Фото: Youtube.com
Иж-1 – это именно мотоцикл, без всяких заигрываний с педальным приводом. Ничего удивительного, учитывая, что двигатель в мощной штампованной раме имел объем 1,2 литра.
Опытный байк получился одноместным. Сиденье для водителя напоминала кавалерийское и действительно было скопировано с него. Естественно, с учетом применения на мотоцикле. Можаров утверждал, что именно такой профиль обеспечивает ездоку лучшую посадку.
Кроме Иж-1, было собрано еще 4 модели. Нас пока заинтересует разве что Иж-2 – он отличался от первого опытного образца наличием коляски с приводом на колесо и системой принудительного охлаждения.
Двигатель
Самое интересное в Иж-1 – это силовой агрегат. Мотор больше всего похож на V-twin от Harley-Davidson, но это далеко не копия. Скорее, Можаров ориентировался на оппозиты от БМВ, считая их лучшими моторами в мире для своего времени. Ведь продольный коленвал – это особенность большеобъемных немецких моделей.
V-образный двигатель модели. Фото: Youtube.com
Но оппозитное расположение цилиндров конструктор посчитал неуместным для советских условий эксплуатации. Это еще раз говорит о том, каким инженер был увлеченным мотоциклистом. Такая конструкция не очень удобна на бездорожье. Можно зацепиться за неровность, корягу или камень.
Поэтому цилиндры расположены по схеме V-twin, но не продольно, а поперечно. Так они лучше охлаждаются встречными потоками ветра. Иж-2 имел двухместную коляску с приводом на ее колесо – именно по этой причине данный мотоцикл получил еще и принудительную систему вентиляции.
Мощность двигателя Иж-1, четырехтактного, кстати, да и у второй модели тоже, равнялась 24 л. с. Это сейчас кажется смешным при объеме 1,2 литра, а тогда столько не каждый автомобиль развивал. Для сравнения, ГАЗ-А мог похвастаться 40 «лошадками». Но сняты они были с мотора объемом 3,3 литра.
Другие особенности
Коробка передач трехступенчатая. Привод от двигателя – карданный. Опять прослеживается четкая связь с мотоциклами БМВ.
Коляска имелась и у Иж-1, но традиционная, без всяких приводов и одноместная.
Сиденье у мотоцикла простейшее. Фото: Youtube.com
Рама мотоцикла отличалась массивностью, она штампованная из профиля, стального, естественно. Задней подвески просто не было. Вкупе с креплением сиденья к раме, это делало мотоцикл далеко не самым комфортным средством передвижения. Хотя, для своего времени это было чуть ли не чудо, никто на такие мелочи внимания не обращал.
Зато передняя вилка получилась инновационной. Она совместила сразу две системы – параллелограммную и рычажную.
Мотоцикл разгонялся до 65 км/ч – для своего объема и времени, это не так уж и много. Но дело в том, что в СССР и негде особо было гонять, а вот лишняя тяга мотоциклу в распутицу пригодилась бы. Плюс Можаров рассчитывал наладить выпуск модификаций с грузовыми колясками – им тем более скорость не нужна.
Даже защита рук предусмотрена. Фото: Youtube.com
Главный недостаток опытного мотоцикла – глушители в «перьях» задней вилки. Они мало того, что забивались нагаром, так еще и коррозировали из-за водяного пара, образовывающегося в момент остывания мотора.
Но Иж-1 был моделью, достойной серийного выпуска. К сожалению, Можаров слишком старался, пытаясь сделать идеал. Советская промышленность просто оказалась не в состоянии наладить производство такой техники. А ручная сборка делала стоимость слишком высокой.
В итоге, «сверху» было получено указание сосредоточиться на выпуске самых легких и дешевых мотоциклов. Но это уже совсем другая история...
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...
«Сапсаны» хотят ускорить
Технически это вполне выполнимая задача. В РЖД уже провели необходимые тесты, а все подробности в нашем материале....