
Мототележка Минск С-3.901 – скромный помощник советского колхозника
Советская действительность для сельских жителей была довольно суровой, но только на современный взгляд. Конечно, трудиться приходилось далеко не 8 часов в сутки. Сначала смену в колхозе нужно отработать, а потом в личном хозяйстве.
Впрочем, особо не жаловались, разве уж совсем лентяи. Никто не мешал жить в деревне как в городе. Ходи на работу, да продукты в магазине покупай. Вот только с последним пунктом было сложно.
В местные торговые точки завозили товары первой необходимости. Иногда и там попадалось такое, что в городе не найти. А вот если нужно нечто специфическое приобрести – приходилось ехать за десятки, а то и сотни километров. Да и колхозы часто располагались далековато от места жительства.
Та самая мечта советского детства. Фото: Youtube.com
Это сейчас такие пробеги не проблема, когда у многих есть автомобили. Деревенские жители, часто более предприимчивые и обеспеченные, чем горожане, машин личных в основном не имели. Могли позволить, но в свободную продажу они не поступали.
Приходилось выходить из положения, покупая различные мотоциклы. Но двухколесный транспорт имел ряд недостатков. На него один мешок разве что погрузишь, или нужно было эксплуатировать модели с колясками. Впрочем, последние не сильно помогали – они пассажирские, а не грузовые.
Что касается мотоблоков, то они на селе встречались редко. С чем это связано, сложно сказать точно. Во-первых, технику приходилось «доставать», свободно купить ее не получалось. Во-вторых, не было у сельчан каких-то больших земельных наделов. Так, огород да участок под картошку. А в-третьих, колхозникам в случае надобности коня с телегой давали.
Чтобы такой «Муравей» ехал по грязи, нужно менять резину. Фото: Youtube.com
Пустующую нишу периодически пытались заполнить конструкторы советских мотоциклетных заводов, выпуская мелкосерийно грузовую технику. Сегодня мы расскажем про Минск С-3.901. Это самоходная мототележка, созданная для облегчения жизни сельских жителей.
Минский завод «Мотовело», он же ММВЗ, существует до сих пор. Правда, если разбираться, то предприятие обанкротилось, а «флаг подхватила» частная компания. Она официально считается преемником бренда.
История достаточно запутанная, тем более, что мотоциклы «Минск» выпускают до сих пор и продают в Беларуси и в России. Только это уже далеко не те модели, что раньше. Просто китайские байки с кубатурой от 49 до 400 см3. Из белорусского в них сборка и наклейки, да и те из Поднебесной.
Что касается мототележки самоходной Минск С-3.901, то сложно точно сказать, когда она появилась. Анализируя имеющиеся данные, можно с уверенностью предположить, что не раньше 1973 года. Образцы, встречающиеся в продаже, обычно начинаются с середины 80-х.
Вот это 100 % заводской экземпляр. Фото: Youtube.com
Это как раз связано с падением спроса на мотоциклы и появлением фермерских хозяйств. Грузовых «Газелей» в то время не было, легковые модели типа фургон Иж, тоже частникам не продавали. Поэтому у нескольких советских заводов стали появляться грузовые модификации.
Минск С-3.901 предназначался для:
✅ Фермеров
✅ Простых сельчан
✅ Внутризаводских перевозок
Иногда эти мотоциклы покупали охотники и рыбаки. Из тех, конечно, которые предпочитали выходы на природу минимум на несколько дней. Грузовая платформа позволяла взять с собой много полезной экипировки и снаряжения. Да и богатую добычу получалось увезти без особых проблем.
Когда модель закончили выпускать, тоже сложно сказать, примерно, в 2005 году, наверное. Лично ездил в фирменный магазин в Минске в то время – они еще продавались.
Минск С-3.901 выглядит немного странно. Как будто его собрали из двух частей. Впрочем, сделана модель гармонично, издалека ощущения конструктора она не вызывает. Но если присмотреться поближе, видна некая недоработка разработчиков.
Такие мотоциклы часто называли «колхозно-воровскими». Фото: Youtube.com
Мотоцикл относится к самоходным тележкам – из-за низкой скорости, прав на него в СССР не требовалось. Минск С-3.901 условно двухместный, хотя, сиденье скорее полуторное. В общем, если водитель и пассажир будут средней комплекции, то они там кое-как поместятся. Но ездили обычно в багажном отсеке – часто даже скамеечки специальные придумывали.
А вот грузовая платформа выглядит без преувеличения монументально. Кажется, что возить там можно хоть чугунные чушки – она выдержит. Естественно, это не так – силовой агрегат с объемом 125 см3 накладывает свои ограничения.
Мотор Минск С-3.901 типичен для всей техники завода «Мотовело». Это простой двухтактный силовой агрегат с объемом 125 см3.
Питание двигателя карбюраторное, заправлять в бак нужно смесь бензина с маслом. Не простым, а двухтактным. Сейчас такое используется в основном для садовой и строительной техники. Никаких систем раздельной смазки у мотоциклов «Минск» вообще не предусматривалось. Естественно, не стали разрабатывать ее и для малосерийной модели.
Двигатель тут стандартный для минских мотоциклов. Фото: Youtube.com
В процессе испытаний выяснилось, что мотоциклу хронически не хватает мощности. Ему часто приходилось работать на низких оборотах. Недостаток тяги компенсировали передаточными числами. Хотя, 10 л. с. все равно было мало.
Пришлось «колхозить» с принудительным нагнетанием воздуха. Решили вопрос просто – установили вентилятор. Он находился в специальном кожухе, который направлял потоки воздуха на ребра единственного цилиндра. Судя по отзывам владельцев, такая система отлично работала, по крайней мере, грузовые мотоциклы не перегревались.
Мотор Минск С-3.901 работал в паре со стандартной коробкой передач от мотоциклов ММВЗ. Но благодаря грамотно подобранным звездам, обеспечивал тягу в ущерб скорости.
Нужно отметить, что нагрузка на малокубатурный двигатель была чрезмерной. Только сухой вес мотоцикла составлял 250 кг, плюс бак на 11 литров бензина. И перевезти модель могла 260 кг с учетом веса водителя. В общем, груженный Минск С-3.901 представлял жалкое зрелище.
А это уже больше похоже на переделку. Фото: Youtube.com
Интересно реализована передача крутящего момента на заднюю ось. Она цепная, но через промежуточный редуктор с дифференциалом. От него шли отдельные приводы на каждое колесо. Тоже цепные, естественно. Уже визуально видно, что им не хватает защитного кожуха. Как рассказывали владельцы этой техники, на бездорожье цепи часто спадали, зацепившись за какую-нибудь корягу или камень.
Задней подвески у мотоцикла вообще не было. Колеса грузовой платформы даже не получили простейших рессор, не говоря про амортизаторы. Зато передняя вилка особой конструкции последние имела.
Нарощенные борта даже делали, но это разве что сено возить. Фото: Youtube.com
Проходимость Минск С-3.901 – это вопрос спорный. С одной стороны, внедорожная резина и привод на два задних колеса с раздаткой и блокировкой должны ее обеспечить. Но маломощный двигатель и непродуманное размещение цепей все портили. В общем, ездить рекомендовалось на этой технике по более или менее хорошим дорогам, желательно в сухую погоду.
Сейчас эти грузовые мотоциклы иногда мелькают на рынке б/у, но в единичных экземплярах. Сколько за нее просят – сказать сложно. Обычно это что-то в районе 30-150 тысяч рублей.
Впрочем, особо не жаловались, разве уж совсем лентяи. Никто не мешал жить в деревне как в городе. Ходи на работу, да продукты в магазине покупай. Вот только с последним пунктом было сложно.
В местные торговые точки завозили товары первой необходимости. Иногда и там попадалось такое, что в городе не найти. А вот если нужно нечто специфическое приобрести – приходилось ехать за десятки, а то и сотни километров. Да и колхозы часто располагались далековато от места жительства.

Это сейчас такие пробеги не проблема, когда у многих есть автомобили. Деревенские жители, часто более предприимчивые и обеспеченные, чем горожане, машин личных в основном не имели. Могли позволить, но в свободную продажу они не поступали.
Приходилось выходить из положения, покупая различные мотоциклы. Но двухколесный транспорт имел ряд недостатков. На него один мешок разве что погрузишь, или нужно было эксплуатировать модели с колясками. Впрочем, последние не сильно помогали – они пассажирские, а не грузовые.
Мотороллеры «Муравей», казалось, могли спасти ситуацию, но для села не годились из-за низкой проходимости. Маленькие колесики с шоссейными шинами безнадежно вязли в грязи, даже если техника ехала порожняком.
Что касается мотоблоков, то они на селе встречались редко. С чем это связано, сложно сказать точно. Во-первых, технику приходилось «доставать», свободно купить ее не получалось. Во-вторых, не было у сельчан каких-то больших земельных наделов. Так, огород да участок под картошку. А в-третьих, колхозникам в случае надобности коня с телегой давали.

Пустующую нишу периодически пытались заполнить конструкторы советских мотоциклетных заводов, выпуская мелкосерийно грузовую технику. Сегодня мы расскажем про Минск С-3.901. Это самоходная мототележка, созданная для облегчения жизни сельских жителей.
История появления
Минский завод «Мотовело», он же ММВЗ, существует до сих пор. Правда, если разбираться, то предприятие обанкротилось, а «флаг подхватила» частная компания. Она официально считается преемником бренда.
История достаточно запутанная, тем более, что мотоциклы «Минск» выпускают до сих пор и продают в Беларуси и в России. Только это уже далеко не те модели, что раньше. Просто китайские байки с кубатурой от 49 до 400 см3. Из белорусского в них сборка и наклейки, да и те из Поднебесной.
Что касается мототележки самоходной Минск С-3.901, то сложно точно сказать, когда она появилась. Анализируя имеющиеся данные, можно с уверенностью предположить, что не раньше 1973 года. Образцы, встречающиеся в продаже, обычно начинаются с середины 80-х.

Это как раз связано с падением спроса на мотоциклы и появлением фермерских хозяйств. Грузовых «Газелей» в то время не было, легковые модели типа фургон Иж, тоже частникам не продавали. Поэтому у нескольких советских заводов стали появляться грузовые модификации.
Минск С-3.901 предназначался для:
✅ Фермеров
✅ Простых сельчан
✅ Внутризаводских перевозок
Иногда эти мотоциклы покупали охотники и рыбаки. Из тех, конечно, которые предпочитали выходы на природу минимум на несколько дней. Грузовая платформа позволяла взять с собой много полезной экипировки и снаряжения. Да и богатую добычу получалось увезти без особых проблем.
Когда модель закончили выпускать, тоже сложно сказать, примерно, в 2005 году, наверное. Лично ездил в фирменный магазин в Минске в то время – они еще продавались.
Внешность и удобство эксплуатации
Минск С-3.901 выглядит немного странно. Как будто его собрали из двух частей. Впрочем, сделана модель гармонично, издалека ощущения конструктора она не вызывает. Но если присмотреться поближе, видна некая недоработка разработчиков.

Мотоцикл относится к самоходным тележкам – из-за низкой скорости, прав на него в СССР не требовалось. Минск С-3.901 условно двухместный, хотя, сиденье скорее полуторное. В общем, если водитель и пассажир будут средней комплекции, то они там кое-как поместятся. Но ездили обычно в багажном отсеке – часто даже скамеечки специальные придумывали.
А вот грузовая платформа выглядит без преувеличения монументально. Кажется, что возить там можно хоть чугунные чушки – она выдержит. Естественно, это не так – силовой агрегат с объемом 125 см3 накладывает свои ограничения.
Двигатель
Мотор Минск С-3.901 типичен для всей техники завода «Мотовело». Это простой двухтактный силовой агрегат с объемом 125 см3.
Питание двигателя карбюраторное, заправлять в бак нужно смесь бензина с маслом. Не простым, а двухтактным. Сейчас такое используется в основном для садовой и строительной техники. Никаких систем раздельной смазки у мотоциклов «Минск» вообще не предусматривалось. Естественно, не стали разрабатывать ее и для малосерийной модели.

В процессе испытаний выяснилось, что мотоциклу хронически не хватает мощности. Ему часто приходилось работать на низких оборотах. Недостаток тяги компенсировали передаточными числами. Хотя, 10 л. с. все равно было мало.
А вот воздушная система охлаждения не справлялась с нагрузками. Другого двигателя у производителя не было. Да и «братские» заводы помочь не смогли – Иж и «Урал» выпускали средне и большекубатурные мотоциклы, но они тоже были с воздушным охлаждением.
Пришлось «колхозить» с принудительным нагнетанием воздуха. Решили вопрос просто – установили вентилятор. Он находился в специальном кожухе, который направлял потоки воздуха на ребра единственного цилиндра. Судя по отзывам владельцев, такая система отлично работала, по крайней мере, грузовые мотоциклы не перегревались.
Другие технические особенности
Мотор Минск С-3.901 работал в паре со стандартной коробкой передач от мотоциклов ММВЗ. Но благодаря грамотно подобранным звездам, обеспечивал тягу в ущерб скорости.
Зато задний ход предусмотрели – это уже радовало.
Нужно отметить, что нагрузка на малокубатурный двигатель была чрезмерной. Только сухой вес мотоцикла составлял 250 кг, плюс бак на 11 литров бензина. И перевезти модель могла 260 кг с учетом веса водителя. В общем, груженный Минск С-3.901 представлял жалкое зрелище.

Интересно реализована передача крутящего момента на заднюю ось. Она цепная, но через промежуточный редуктор с дифференциалом. От него шли отдельные приводы на каждое колесо. Тоже цепные, естественно. Уже визуально видно, что им не хватает защитного кожуха. Как рассказывали владельцы этой техники, на бездорожье цепи часто спадали, зацепившись за какую-нибудь корягу или камень.
Задней подвески у мотоцикла вообще не было. Колеса грузовой платформы даже не получили простейших рессор, не говоря про амортизаторы. Зато передняя вилка особой конструкции последние имела.

Проходимость Минск С-3.901 – это вопрос спорный. С одной стороны, внедорожная резина и привод на два задних колеса с раздаткой и блокировкой должны ее обеспечить. Но маломощный двигатель и непродуманное размещение цепей все портили. В общем, ездить рекомендовалось на этой технике по более или менее хорошим дорогам, желательно в сухую погоду.
Сейчас эти грузовые мотоциклы иногда мелькают на рынке б/у, но в единичных экземплярах. Сколько за нее просят – сказать сложно. Обычно это что-то в районе 30-150 тысяч рублей.
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....