Мототележка Минск С-3.901 – скромный помощник советского колхозника
Советская действительность для сельских жителей была довольно суровой, но только на современный взгляд. Конечно, трудиться приходилось далеко не 8 часов в сутки. Сначала смену в колхозе нужно отработать, а потом в личном хозяйстве.
Впрочем, особо не жаловались, разве уж совсем лентяи. Никто не мешал жить в деревне как в городе. Ходи на работу, да продукты в магазине покупай. Вот только с последним пунктом было сложно.
В местные торговые точки завозили товары первой необходимости. Иногда и там попадалось такое, что в городе не найти. А вот если нужно нечто специфическое приобрести – приходилось ехать за десятки, а то и сотни километров. Да и колхозы часто располагались далековато от места жительства.
Это сейчас такие пробеги не проблема, когда у многих есть автомобили. Деревенские жители, часто более предприимчивые и обеспеченные, чем горожане, машин личных в основном не имели. Могли позволить, но в свободную продажу они не поступали.
Приходилось выходить из положения, покупая различные мотоциклы. Но двухколесный транспорт имел ряд недостатков. На него один мешок разве что погрузишь, или нужно было эксплуатировать модели с колясками. Впрочем, последние не сильно помогали – они пассажирские, а не грузовые.
Что касается мотоблоков, то они на селе встречались редко. С чем это связано, сложно сказать точно. Во-первых, технику приходилось «доставать», свободно купить ее не получалось. Во-вторых, не было у сельчан каких-то больших земельных наделов. Так, огород да участок под картошку. А в-третьих, колхозникам в случае надобности коня с телегой давали.
Пустующую нишу периодически пытались заполнить конструкторы советских мотоциклетных заводов, выпуская мелкосерийно грузовую технику. Сегодня мы расскажем про Минск С-3.901. Это самоходная мототележка, созданная для облегчения жизни сельских жителей.
Минский завод «Мотовело», он же ММВЗ, существует до сих пор. Правда, если разбираться, то предприятие обанкротилось, а «флаг подхватила» частная компания. Она официально считается преемником бренда.
История достаточно запутанная, тем более, что мотоциклы «Минск» выпускают до сих пор и продают в Беларуси и в России. Только это уже далеко не те модели, что раньше. Просто китайские байки с кубатурой от 49 до 400 см3. Из белорусского в них сборка и наклейки, да и те из Поднебесной.
Что касается мототележки самоходной Минск С-3.901, то сложно точно сказать, когда она появилась. Анализируя имеющиеся данные, можно с уверенностью предположить, что не раньше 1973 года. Образцы, встречающиеся в продаже, обычно начинаются с середины 80-х.
Это как раз связано с падением спроса на мотоциклы и появлением фермерских хозяйств. Грузовых «Газелей» в то время не было, легковые модели типа фургон Иж, тоже частникам не продавали. Поэтому у нескольких советских заводов стали появляться грузовые модификации.
Минск С-3.901 предназначался для:
✅ Фермеров
✅ Простых сельчан
✅ Внутризаводских перевозок
Иногда эти мотоциклы покупали охотники и рыбаки. Из тех, конечно, которые предпочитали выходы на природу минимум на несколько дней. Грузовая платформа позволяла взять с собой много полезной экипировки и снаряжения. Да и богатую добычу получалось увезти без особых проблем.
Когда модель закончили выпускать, тоже сложно сказать, примерно, в 2005 году, наверное. Лично ездил в фирменный магазин в Минске в то время – они еще продавались.
Минск С-3.901 выглядит немного странно. Как будто его собрали из двух частей. Впрочем, сделана модель гармонично, издалека ощущения конструктора она не вызывает. Но если присмотреться поближе, видна некая недоработка разработчиков.
Мотоцикл относится к самоходным тележкам – из-за низкой скорости, прав на него в СССР не требовалось. Минск С-3.901 условно двухместный, хотя, сиденье скорее полуторное. В общем, если водитель и пассажир будут средней комплекции, то они там кое-как поместятся. Но ездили обычно в багажном отсеке – часто даже скамеечки специальные придумывали.
А вот грузовая платформа выглядит без преувеличения монументально. Кажется, что возить там можно хоть чугунные чушки – она выдержит. Естественно, это не так – силовой агрегат с объемом 125 см3 накладывает свои ограничения.
Мотор Минск С-3.901 типичен для всей техники завода «Мотовело». Это простой двухтактный силовой агрегат с объемом 125 см3.
Питание двигателя карбюраторное, заправлять в бак нужно смесь бензина с маслом. Не простым, а двухтактным. Сейчас такое используется в основном для садовой и строительной техники. Никаких систем раздельной смазки у мотоциклов «Минск» вообще не предусматривалось. Естественно, не стали разрабатывать ее и для малосерийной модели.
В процессе испытаний выяснилось, что мотоциклу хронически не хватает мощности. Ему часто приходилось работать на низких оборотах. Недостаток тяги компенсировали передаточными числами. Хотя, 10 л. с. все равно было мало.
Пришлось «колхозить» с принудительным нагнетанием воздуха. Решили вопрос просто – установили вентилятор. Он находился в специальном кожухе, который направлял потоки воздуха на ребра единственного цилиндра. Судя по отзывам владельцев, такая система отлично работала, по крайней мере, грузовые мотоциклы не перегревались.
Мотор Минск С-3.901 работал в паре со стандартной коробкой передач от мотоциклов ММВЗ. Но благодаря грамотно подобранным звездам, обеспечивал тягу в ущерб скорости.
Нужно отметить, что нагрузка на малокубатурный двигатель была чрезмерной. Только сухой вес мотоцикла составлял 250 кг, плюс бак на 11 литров бензина. И перевезти модель могла 260 кг с учетом веса водителя. В общем, груженный Минск С-3.901 представлял жалкое зрелище.
Интересно реализована передача крутящего момента на заднюю ось. Она цепная, но через промежуточный редуктор с дифференциалом. От него шли отдельные приводы на каждое колесо. Тоже цепные, естественно. Уже визуально видно, что им не хватает защитного кожуха. Как рассказывали владельцы этой техники, на бездорожье цепи часто спадали, зацепившись за какую-нибудь корягу или камень.
Задней подвески у мотоцикла вообще не было. Колеса грузовой платформы даже не получили простейших рессор, не говоря про амортизаторы. Зато передняя вилка особой конструкции последние имела.
Проходимость Минск С-3.901 – это вопрос спорный. С одной стороны, внедорожная резина и привод на два задних колеса с раздаткой и блокировкой должны ее обеспечить. Но маломощный двигатель и непродуманное размещение цепей все портили. В общем, ездить рекомендовалось на этой технике по более или менее хорошим дорогам, желательно в сухую погоду.
Сейчас эти грузовые мотоциклы иногда мелькают на рынке б/у, но в единичных экземплярах. Сколько за нее просят – сказать сложно. Обычно это что-то в районе 30-150 тысяч рублей.
Впрочем, особо не жаловались, разве уж совсем лентяи. Никто не мешал жить в деревне как в городе. Ходи на работу, да продукты в магазине покупай. Вот только с последним пунктом было сложно.
В местные торговые точки завозили товары первой необходимости. Иногда и там попадалось такое, что в городе не найти. А вот если нужно нечто специфическое приобрести – приходилось ехать за десятки, а то и сотни километров. Да и колхозы часто располагались далековато от места жительства.
Та самая мечта советского детства. Фото: Youtube.com
Это сейчас такие пробеги не проблема, когда у многих есть автомобили. Деревенские жители, часто более предприимчивые и обеспеченные, чем горожане, машин личных в основном не имели. Могли позволить, но в свободную продажу они не поступали.
Приходилось выходить из положения, покупая различные мотоциклы. Но двухколесный транспорт имел ряд недостатков. На него один мешок разве что погрузишь, или нужно было эксплуатировать модели с колясками. Впрочем, последние не сильно помогали – они пассажирские, а не грузовые.
Мотороллеры «Муравей», казалось, могли спасти ситуацию, но для села не годились из-за низкой проходимости. Маленькие колесики с шоссейными шинами безнадежно вязли в грязи, даже если техника ехала порожняком.
Что касается мотоблоков, то они на селе встречались редко. С чем это связано, сложно сказать точно. Во-первых, технику приходилось «доставать», свободно купить ее не получалось. Во-вторых, не было у сельчан каких-то больших земельных наделов. Так, огород да участок под картошку. А в-третьих, колхозникам в случае надобности коня с телегой давали.
Чтобы такой «Муравей» ехал по грязи, нужно менять резину. Фото: Youtube.com
Пустующую нишу периодически пытались заполнить конструкторы советских мотоциклетных заводов, выпуская мелкосерийно грузовую технику. Сегодня мы расскажем про Минск С-3.901. Это самоходная мототележка, созданная для облегчения жизни сельских жителей.
История появления
Минский завод «Мотовело», он же ММВЗ, существует до сих пор. Правда, если разбираться, то предприятие обанкротилось, а «флаг подхватила» частная компания. Она официально считается преемником бренда.
История достаточно запутанная, тем более, что мотоциклы «Минск» выпускают до сих пор и продают в Беларуси и в России. Только это уже далеко не те модели, что раньше. Просто китайские байки с кубатурой от 49 до 400 см3. Из белорусского в них сборка и наклейки, да и те из Поднебесной.
Что касается мототележки самоходной Минск С-3.901, то сложно точно сказать, когда она появилась. Анализируя имеющиеся данные, можно с уверенностью предположить, что не раньше 1973 года. Образцы, встречающиеся в продаже, обычно начинаются с середины 80-х.
Вот это 100 % заводской экземпляр. Фото: Youtube.com
Это как раз связано с падением спроса на мотоциклы и появлением фермерских хозяйств. Грузовых «Газелей» в то время не было, легковые модели типа фургон Иж, тоже частникам не продавали. Поэтому у нескольких советских заводов стали появляться грузовые модификации.
Минск С-3.901 предназначался для:
✅ Фермеров
✅ Простых сельчан
✅ Внутризаводских перевозок
Иногда эти мотоциклы покупали охотники и рыбаки. Из тех, конечно, которые предпочитали выходы на природу минимум на несколько дней. Грузовая платформа позволяла взять с собой много полезной экипировки и снаряжения. Да и богатую добычу получалось увезти без особых проблем.
Когда модель закончили выпускать, тоже сложно сказать, примерно, в 2005 году, наверное. Лично ездил в фирменный магазин в Минске в то время – они еще продавались.
Внешность и удобство эксплуатации
Минск С-3.901 выглядит немного странно. Как будто его собрали из двух частей. Впрочем, сделана модель гармонично, издалека ощущения конструктора она не вызывает. Но если присмотреться поближе, видна некая недоработка разработчиков.
Такие мотоциклы часто называли «колхозно-воровскими». Фото: Youtube.com
Мотоцикл относится к самоходным тележкам – из-за низкой скорости, прав на него в СССР не требовалось. Минск С-3.901 условно двухместный, хотя, сиденье скорее полуторное. В общем, если водитель и пассажир будут средней комплекции, то они там кое-как поместятся. Но ездили обычно в багажном отсеке – часто даже скамеечки специальные придумывали.
А вот грузовая платформа выглядит без преувеличения монументально. Кажется, что возить там можно хоть чугунные чушки – она выдержит. Естественно, это не так – силовой агрегат с объемом 125 см3 накладывает свои ограничения.
Двигатель
Мотор Минск С-3.901 типичен для всей техники завода «Мотовело». Это простой двухтактный силовой агрегат с объемом 125 см3.
Питание двигателя карбюраторное, заправлять в бак нужно смесь бензина с маслом. Не простым, а двухтактным. Сейчас такое используется в основном для садовой и строительной техники. Никаких систем раздельной смазки у мотоциклов «Минск» вообще не предусматривалось. Естественно, не стали разрабатывать ее и для малосерийной модели.
Двигатель тут стандартный для минских мотоциклов. Фото: Youtube.com
В процессе испытаний выяснилось, что мотоциклу хронически не хватает мощности. Ему часто приходилось работать на низких оборотах. Недостаток тяги компенсировали передаточными числами. Хотя, 10 л. с. все равно было мало.
А вот воздушная система охлаждения не справлялась с нагрузками. Другого двигателя у производителя не было. Да и «братские» заводы помочь не смогли – Иж и «Урал» выпускали средне и большекубатурные мотоциклы, но они тоже были с воздушным охлаждением.
Пришлось «колхозить» с принудительным нагнетанием воздуха. Решили вопрос просто – установили вентилятор. Он находился в специальном кожухе, который направлял потоки воздуха на ребра единственного цилиндра. Судя по отзывам владельцев, такая система отлично работала, по крайней мере, грузовые мотоциклы не перегревались.
Другие технические особенности
Мотор Минск С-3.901 работал в паре со стандартной коробкой передач от мотоциклов ММВЗ. Но благодаря грамотно подобранным звездам, обеспечивал тягу в ущерб скорости.
Зато задний ход предусмотрели – это уже радовало.
Нужно отметить, что нагрузка на малокубатурный двигатель была чрезмерной. Только сухой вес мотоцикла составлял 250 кг, плюс бак на 11 литров бензина. И перевезти модель могла 260 кг с учетом веса водителя. В общем, груженный Минск С-3.901 представлял жалкое зрелище.
А это уже больше похоже на переделку. Фото: Youtube.com
Интересно реализована передача крутящего момента на заднюю ось. Она цепная, но через промежуточный редуктор с дифференциалом. От него шли отдельные приводы на каждое колесо. Тоже цепные, естественно. Уже визуально видно, что им не хватает защитного кожуха. Как рассказывали владельцы этой техники, на бездорожье цепи часто спадали, зацепившись за какую-нибудь корягу или камень.
Задней подвески у мотоцикла вообще не было. Колеса грузовой платформы даже не получили простейших рессор, не говоря про амортизаторы. Зато передняя вилка особой конструкции последние имела.
Нарощенные борта даже делали, но это разве что сено возить. Фото: Youtube.com
Проходимость Минск С-3.901 – это вопрос спорный. С одной стороны, внедорожная резина и привод на два задних колеса с раздаткой и блокировкой должны ее обеспечить. Но маломощный двигатель и непродуманное размещение цепей все портили. В общем, ездить рекомендовалось на этой технике по более или менее хорошим дорогам, желательно в сухую погоду.
Сейчас эти грузовые мотоциклы иногда мелькают на рынке б/у, но в единичных экземплярах. Сколько за нее просят – сказать сложно. Обычно это что-то в районе 30-150 тысяч рублей.
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Трактор Фордзон-Путиловец – корыстная помощь США раннему Советскому Союзу
В начале 1920-х годов Советский Союз стал восстанавливать экономику. Более того, планировалось не только выйти на прежний уровень развития, но и многократно...
«Сапсаны» хотят ускорить
Технически это вполне выполнимая задача. В РЖД уже провели необходимые тесты, а все подробности в нашем материале....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
«Нива» не оставила шансов Tesla Cybertruck и «китайцу» на бездорожье
Вот такого соревнования мы долго ждали. «Кибертрак» позиционируется, как универсальный автомобиль, который и по трассе едет с комфортом и на бездорожье что-то...
План на следующую «пятилетку» – объявлен список трасс, которые построят и отремонтируют
Финансовые сметы уже одобрены Правительством. Также названы конкретные суммы под каждый проект. Все подробности читайте в нашем материале....