ТР-301: забытая вариация на тему «АН-2»
Самолет, призванный заменить Ан-2, разрабатывался Ейской компанией «Техрегион». Данная организация интересна тем, что она не только создает новые или совершенствует старые модели воздушных судов. В летном парке компании имеется несколько «кукурузников», которые используются по прямому назначению – в течение двадцати лет возят пассажиров, грузы, обрабатывают химией сельхозугодья.
Понятно, что сотрудникам «Техрегиона» близки и ясны все минусы и плюсы конструкции Ан-2. Поэтому и было принято решение модернизировать «легенду» собственными силами.
С. Борисенко, занимающий в компании пост главного конструктора, решил оставить планер «кукурузника» таким, каким он был, но превратил его из биплана в высокоплан. Также модернизации подвергли двигатель, который получил индекс АШ-62ИР. Особенность агрегата в том, что он частично работает на …воде. Ее впрыск происходит в автоматическом режиме при наборе мотором более 1700 об/мин. При необходимости подачу воды можно включить принудительно, вручную, отдельной кнопкой. Роль топлива играет не керосин, а обычный автобензин Аи-95. Потребление воды составляет примерно литр в минуту. Общий расход горючего снизился с 260-ти грамм на лошадиную силу в час до 180 грамм.
Демонтаж нижней консоли убавил вес машины на 450 кг. Воздушная нагрузка на консоли возросла, зато уменьшилось лобовое сопротивление. Если сравнивать с разрекламированным ТВС-2МС, оборудованным турбовинтовым мотором, то у обоих самолетов крейсерская скорость одинаковая. А вот расход горючего у ТР-301 меньше, при этом дальность больше.
И все же, несмотря на достоинства российского двигателя, было принято решение заменить его на чешский «Вальтер». Агрегат хорошо знаком в России и Советском Союзе – М601 с воздушным охлаждением устанавливался на L-410. Поэтому проблем с его эксплуатацией, техобслуживанием, запчастями нет.
Мощность движка меньше, чем у АШ-62ИР: тысяча «лошадей» против семисот. Но их должно хватить – новая машина легче Ан-2 в общей сложности на тонну.
Чешский мотор работает в связке с трехлопастным пропеллером AVIA V508. Воздушному судну с силовым агрегатом «Вальтер» присвоили дополнительные буквы в конце индекса: теперь это ТР-301ТВ. Предыдущая версия с поршневым двигателем называлась ТР-301ПД. Основные технические данные машины с турбовинтовым мотором:
✅ размах крыльев – 18,18 м
✅ вес пустого (груженого по максимуму) – 2,4 т (3,9 т)
✅ вместимость емкостей под горючее – 1200 л
✅ скорость – от 210 (крейсерская) и до 250 км/ч
✅ высота – до 5,2 км
✅ преодолеваемое расстояние – до 1100 км
Машиной может управлять один летчик при условии использования автопилота. На борт воздушное судно принимает до девяти пассажиров. Еще один важный плюс самолета с чешским мотором, как утверждают в КБ «Техрегион» – относительно быстрая окупаемость: от шести до восьми лет.
Обычно требуется десять-пятнадцать. И еще один момент касается выброски парашютистов. Машина с поршневым мотором на нужную высоту забирается с трудом, ТР-301ТВ делает это быстрее и свободнее.
Цельнометаллический корпус представляет собой полумонокок, закрытый алюминиевыми листами. В основе крыльев и хвостового оперения –каркас из труб, обтянутый специальным полотном. Элероны – традиционно щелевые (один из низ снабжен триммером – небольшой отклоняющейся поверхностью). При изготовлении применяли листовой металл, прессованные профили, трубы разного сечения, штамповки, авиаполотно.
Чтобы снизить скорость при посадке и пользоваться ВПП меньшей длины, в конструкцию самолета введены закрылки с электрическим приводом. Неубирающееся шасси имеет вид трапеции и включает в себя стойки с полубалонными (с низким давлением) колесами, оборудованными пневматическими тормозами. Последние имеют удобное управление – с помощью гашетки, расположенной прямо на штурвале. Заднее хвостовое колесо – самоориентирующееся. Шесть топливных баков размещены в крыльях.
Над ней хорошо поработали, и она серьезно отличается от той, что была в «кукурузнике». В первую очередь самолет лишили двойного управления – ликвидировали рабочее место второго пилота. Разработчики ТР-301ТВ решили, что он воздушному судну не нужен – со всем справится и один летчик. Из-за установки иного силового агрегата появились изменения на приборной панели (например, установили автопилот). Также на ней можно увидеть приспособления для установки компьютерных планшетов, USB-порты.
Теперь летчик может использовать аппаратуру GPS, дисплей. Все приборы уместились на одной панели слева. Да, выглядит все несколько «колхозно»: но не стоит забывать – машина разрабатывалась «Техрегионом» за счет собственных средств. Если дадите деньги – пожалуйста! Можно поставить и ультрасовременную авионику. Но в то время требуемые характеристики самолета обеспечивались «подручными средствами». И задача это была решена с успехом!
Его особенность – быстрая трансформация. При необходимости кресла могут быть убраны и самолет оперативно превратится, например, в поисково-спасательное воздушное судно, «химработника» или «грузовик». Впрочем, есть и универсальный, «смешанный» вариант: в салоне стоит четыре кресла, а сзади – багажный отсек.
Материалы отделки выбирает заказчик – от них частично зависит и стоимость машины. Салон может быть оборудован «микроволновкой», холодильником. Имеется биотуалет.
Компания не стоит на месте и пытается усовершенствовать модель самолета. Причем, организация работает и в плане импортозамещения. На предприятии разрабатывают собственный двигатель, взяв за основу чешский Walter. Новый агрегат будет иметь мощность в 670 «лошадей» и называться соответственно – ТР-670. Главный конструктор «Техрегиона» уверен, что новый мотор подойдет и для других летательных аппаратов: например, к российскому вертолету «Ансат» или Ка-226. А в принципе – к любому 9-12-местному самолету.
Теоретическая часть проекта закончена, теперь подготавливается конструкторская документация. Очевидно: требуется если не государственная поддержка, то хотя бы участие в создании «своего» двигателя крупных российских корпораций. Например, это может быть Омский МСЗ или ОДКБ «Климов». В случае установки ТР-670 на самолет ТР-301ТВ, его стоимость вряд ли будет превышать 200 тыс. долларов. По нынешнему курсу это 18 млн 404 тыс. рублей. Сравните: за разрекламированный «Байкал» сначала просили 120 млн руб., а теперь уже 178!
На сегодня информации о «судьбе» разрабатываемого двигателя нет. Однако, если зайти на официальный сайт «Техрегион», можно увидеть предложения о ремоторизации воздушных судов. Среди них – описываемый ТР-301, который, помимо двигателя Walter M601, может оснащаться и иными силовыми агрегатами.
Машина «ТР-301 твин» с двумя расположенными друг за другом двигателями ГТД-350. А также ТР-302/117 с авиамотором ТВ-2-117. Два года назад машина ТР-301ТВ «засветилась» в авиашоу МАКС-2021 и новой опубликованной информации о ней пока нет.
Понятно, что сотрудникам «Техрегиона» близки и ясны все минусы и плюсы конструкции Ан-2. Поэтому и было принято решение модернизировать «легенду» собственными силами.
Как создавали ТР-301
С. Борисенко, занимающий в компании пост главного конструктора, решил оставить планер «кукурузника» таким, каким он был, но превратил его из биплана в высокоплан. Также модернизации подвергли двигатель, который получил индекс АШ-62ИР. Особенность агрегата в том, что он частично работает на …воде. Ее впрыск происходит в автоматическом режиме при наборе мотором более 1700 об/мин. При необходимости подачу воды можно включить принудительно, вручную, отдельной кнопкой. Роль топлива играет не керосин, а обычный автобензин Аи-95. Потребление воды составляет примерно литр в минуту. Общий расход горючего снизился с 260-ти грамм на лошадиную силу в час до 180 грамм.
ТР-301 с двигателем АШ-62ИР. Фото: YouTube.com
Демонтаж нижней консоли убавил вес машины на 450 кг. Воздушная нагрузка на консоли возросла, зато уменьшилось лобовое сопротивление. Если сравнивать с разрекламированным ТВС-2МС, оборудованным турбовинтовым мотором, то у обоих самолетов крейсерская скорость одинаковая. А вот расход горючего у ТР-301 меньше, при этом дальность больше.
Walter М-601
И все же, несмотря на достоинства российского двигателя, было принято решение заменить его на чешский «Вальтер». Агрегат хорошо знаком в России и Советском Союзе – М601 с воздушным охлаждением устанавливался на L-410. Поэтому проблем с его эксплуатацией, техобслуживанием, запчастями нет.
Система маслоснабжения включает в себя отдельный бак объемом в 15 л, размещенный внутри силового агрегата. Управляется он (в т. ч. топливные краны) механическим способом.
Мощность движка меньше, чем у АШ-62ИР: тысяча «лошадей» против семисот. Но их должно хватить – новая машина легче Ан-2 в общей сложности на тонну.
Скороподъемность у ТР-301 лучше, чем у АН-2. Фото: YouTube.com
Чешский мотор работает в связке с трехлопастным пропеллером AVIA V508. Воздушному судну с силовым агрегатом «Вальтер» присвоили дополнительные буквы в конце индекса: теперь это ТР-301ТВ. Предыдущая версия с поршневым двигателем называлась ТР-301ПД. Основные технические данные машины с турбовинтовым мотором:
✅ размах крыльев – 18,18 м
✅ вес пустого (груженого по максимуму) – 2,4 т (3,9 т)
✅ вместимость емкостей под горючее – 1200 л
✅ скорость – от 210 (крейсерская) и до 250 км/ч
✅ высота – до 5,2 км
✅ преодолеваемое расстояние – до 1100 км
Машиной может управлять один летчик при условии использования автопилота. На борт воздушное судно принимает до девяти пассажиров. Еще один важный плюс самолета с чешским мотором, как утверждают в КБ «Техрегион» – относительно быстрая окупаемость: от шести до восьми лет.
Как и его предшественник, преемник взлетает и по грязи с лужами. Фото: YouTube.com
Обычно требуется десять-пятнадцать. И еще один момент касается выброски парашютистов. Машина с поршневым мотором на нужную высоту забирается с трудом, ТР-301ТВ делает это быстрее и свободнее.
Из чего сделан самолет
Цельнометаллический корпус представляет собой полумонокок, закрытый алюминиевыми листами. В основе крыльев и хвостового оперения –каркас из труб, обтянутый специальным полотном. Элероны – традиционно щелевые (один из низ снабжен триммером – небольшой отклоняющейся поверхностью). При изготовлении применяли листовой металл, прессованные профили, трубы разного сечения, штамповки, авиаполотно.
Остекление кабины обеспечивает пилоту хороший обзор. Фото: YouTube.com
Чтобы снизить скорость при посадке и пользоваться ВПП меньшей длины, в конструкцию самолета введены закрылки с электрическим приводом. Неубирающееся шасси имеет вид трапеции и включает в себя стойки с полубалонными (с низким давлением) колесами, оборудованными пневматическими тормозами. Последние имеют удобное управление – с помощью гашетки, расположенной прямо на штурвале. Заднее хвостовое колесо – самоориентирующееся. Шесть топливных баков размещены в крыльях.
Кабина
Над ней хорошо поработали, и она серьезно отличается от той, что была в «кукурузнике». В первую очередь самолет лишили двойного управления – ликвидировали рабочее место второго пилота. Разработчики ТР-301ТВ решили, что он воздушному судну не нужен – со всем справится и один летчик. Из-за установки иного силового агрегата появились изменения на приборной панели (например, установили автопилот). Также на ней можно увидеть приспособления для установки компьютерных планшетов, USB-порты.
Панель приборов – скромная, но все необходимое есть. Фото: YouTube.com
Теперь летчик может использовать аппаратуру GPS, дисплей. Все приборы уместились на одной панели слева. Да, выглядит все несколько «колхозно»: но не стоит забывать – машина разрабатывалась «Техрегионом» за счет собственных средств. Если дадите деньги – пожалуйста! Можно поставить и ультрасовременную авионику. Но в то время требуемые характеристики самолета обеспечивались «подручными средствами». И задача это была решена с успехом!
Салон
Его особенность – быстрая трансформация. При необходимости кресла могут быть убраны и самолет оперативно превратится, например, в поисково-спасательное воздушное судно, «химработника» или «грузовик». Впрочем, есть и универсальный, «смешанный» вариант: в салоне стоит четыре кресла, а сзади – багажный отсек.
Салон в «голом» виде. Фото: YouTube.com
Материалы отделки выбирает заказчик – от них частично зависит и стоимость машины. Салон может быть оборудован «микроволновкой», холодильником. Имеется биотуалет.
Перспективы и «Техрегион»
Компания не стоит на месте и пытается усовершенствовать модель самолета. Причем, организация работает и в плане импортозамещения. На предприятии разрабатывают собственный двигатель, взяв за основу чешский Walter. Новый агрегат будет иметь мощность в 670 «лошадей» и называться соответственно – ТР-670. Главный конструктор «Техрегиона» уверен, что новый мотор подойдет и для других летательных аппаратов: например, к российскому вертолету «Ансат» или Ка-226. А в принципе – к любому 9-12-местному самолету.
ТР-301ТВ принимал участие в авиашоу МАКС-2017. После окончания мероприятия машина была тут же продана.
Теоретическая часть проекта закончена, теперь подготавливается конструкторская документация. Очевидно: требуется если не государственная поддержка, то хотя бы участие в создании «своего» двигателя крупных российских корпораций. Например, это может быть Омский МСЗ или ОДКБ «Климов». В случае установки ТР-670 на самолет ТР-301ТВ, его стоимость вряд ли будет превышать 200 тыс. долларов. По нынешнему курсу это 18 млн 404 тыс. рублей. Сравните: за разрекламированный «Байкал» сначала просили 120 млн руб., а теперь уже 178!
ТР-301 летит на химработы. Фото: YouTube.com
На сегодня информации о «судьбе» разрабатываемого двигателя нет. Однако, если зайти на официальный сайт «Техрегион», можно увидеть предложения о ремоторизации воздушных судов. Среди них – описываемый ТР-301, который, помимо двигателя Walter M601, может оснащаться и иными силовыми агрегатами.
В «ТР-301 твин» – пара моторов. Фото: YouTube.com
Машина «ТР-301 твин» с двумя расположенными друг за другом двигателями ГТД-350. А также ТР-302/117 с авиамотором ТВ-2-117. Два года назад машина ТР-301ТВ «засветилась» в авиашоу МАКС-2021 и новой опубликованной информации о ней пока нет.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Танго» «в строю» – новый российский самолет совершил первый полет
Это легкомоторная модель разработки Spectra Aircraft, предназначенная для выполнения учебно-тренировочных полетов и не только. Подробнее обо всем читайте в...
Первая работа девушки-дальнобойщика – странные банды на дороге и подозрительные коллеги
Дальнобойщиков в России уважают, но считают, что они незаслуженно получают большие зарплаты. Дескать, ничего сложного в том, чтобы крутить «баранку», нет. Вот...
Урал-Соло ИМЗ 8.123 9 – этот мотоцикл сделали специально для МВД
Мотоциклы Урал-Соло – это одиночки, то есть, модели без боковых прицепов. Появились они только после развала СССР. Производителю пришлось осваивать выпуск...
В полку российских кроссоверов прибыло – стартовало производство новой модели
Речь про Haval H3 – эта модель получила российскую «прописку». Производитель решил, что так будет выгодней для всех....
АвтоВАЗ начал серийное производство инновационной «Лады»
До конца календарного года появится первая партия автомобиля. Будет доступна пассажирская и грузовая версии с разной грузоподъемностью и запасом хода....
Новые ловушки для водителей – так и прав недолго лишиться
Обгон на однополосных дорогах часто становится проблемой. Не любят наши водители, когда их пытаются опередить. Даже те, кто никуда не спешит, вдруг чувствуют...
«Олдскульный байк», или советская юность на мопеде Riga-13
Мопед Riga-13 можно было отнести к категории «совпаршив», если бы не настоящее европейское качество. Как мы любили прибалтийские товары: одежду, мебель,...
«Цеппелиновая» история с шильдиками Maybach Zeppelin и Opel Admiral
Не логично: на капоте кабриолета с названием «Цеппелин» нет цеппелина, а на седане «Опель Адмирал» царствует цеппелин. Зацепило … Разберемся....
Западный скоростной диаметр Санкт-Петербурга: через пятимиллионный мегаполис за 30 минут
Проект ЗСД обошелся в 212 млрд рублей. Это первая в России внутригородская скоростная магистраль....
«Джамбоизация» – или как «растягивают» корабли
Метод не нов, но в последнее время он набрал действительно впечатляющие обороты. Как именно происходит разрезание и последующее увеличение лайнеров, читайте в...
Dongfeng запускает продажи внедорожника Dragon Armor Edition
Цены даже в Китае неприятно удивляют. Зато это эксклюзивная ограниченная серия....
Citroen C3 I – автомобиль с оригинальным дизайном по бюджетной цене
Этот автомобиль определенно имеет собственный стиль. Разбираемся, надежен ли Citroen C3 первого поколения....
Российские официальные дилеры начали получать кроссоверы Knewstar 001
Это копии Geely Tugella, но адаптированные для российских условий эксплуатации. Цены уже известны....
Дефицит дальнобойщиков в России: даже зарплата в 140 тысяч не может повлиять на нехватку кадров
Кризис усиливается с каждым годом и пока логистические компании не могут найти выход из сложившейся ситуации....
Стали известны цены на внедорожник Mahindra Thar Roxx 4x4
Этот автомобиль внешне похож на Jeep Wrangler, но он дизельный и куда дешевле. А еще это полноценная пятидверная модель....
Buick Envision Plus теперь стоит как Lada «Веста»
Модель появилась на рынке буквально три месяца назад. Теперь внедорожник продают с ощутимой скидкой. Под капотом Envision Plus находится 2-литровый бензиновый...