.d-md-none .d-lg-block bibimot

ТР-301: забытая вариация на тему «АН-2»

ТР-301: забытая вариация на тему  «АН-2»
Самолет, призванный заменить Ан-2, разрабатывался Ейской компанией «Техрегион». Данная организация интересна тем, что она не только создает новые или совершенствует старые модели воздушных судов. В летном парке компании имеется несколько «кукурузников», которые используются по прямому назначению – в течение двадцати лет возят пассажиров, грузы, обрабатывают химией сельхозугодья.


Понятно, что сотрудникам «Техрегиона» близки и ясны все минусы и плюсы конструкции Ан-2. Поэтому и было принято решение модернизировать «легенду» собственными силами.

Как создавали ТР-301


С. Борисенко, занимающий в компании пост главного конструктора, решил оставить планер «кукурузника» таким, каким он был, но превратил его из биплана в высокоплан. Также модернизации подвергли двигатель, который получил индекс АШ-62ИР. Особенность агрегата в том, что он частично работает на …воде. Ее впрыск происходит в автоматическом режиме при наборе мотором более 1700 об/мин. При необходимости подачу воды можно включить принудительно, вручную, отдельной кнопкой. Роль топлива играет не керосин, а обычный автобензин Аи-95. Потребление воды составляет примерно литр в минуту. Общий расход горючего снизился с 260-ти грамм на лошадиную силу в час до 180 грамм.

ТР-301: забытая вариация на тему  «АН-2»ТР-301 с двигателем АШ-62ИР. Фото: YouTube.com

Демонтаж нижней консоли убавил вес машины на 450 кг. Воздушная нагрузка на консоли возросла, зато уменьшилось лобовое сопротивление. Если сравнивать с разрекламированным ТВС-2МС, оборудованным турбовинтовым мотором, то у обоих самолетов крейсерская скорость одинаковая. А вот расход горючего у ТР-301 меньше, при этом дальность больше.

Walter М-601


И все же, несмотря на достоинства российского двигателя, было принято решение заменить его на чешский «Вальтер». Агрегат хорошо знаком в России и Советском Союзе – М601 с воздушным охлаждением устанавливался на L-410. Поэтому проблем с его эксплуатацией, техобслуживанием, запчастями нет.

Система маслоснабжения включает в себя отдельный бак объемом в 15 л, размещенный внутри силового агрегата. Управляется он (в т. ч. топливные краны) механическим способом.

Мощность движка меньше, чем у АШ-62ИР: тысяча «лошадей» против семисот. Но их должно хватить – новая машина легче Ан-2 в общей сложности на тонну.

Скороподъемность у ТР-301 лучше, чем у АН-2. Фото: YouTube.com

Чешский мотор работает в связке с трехлопастным пропеллером AVIA V508. Воздушному судну с силовым агрегатом «Вальтер» присвоили дополнительные буквы в конце индекса: теперь это ТР-301ТВ. Предыдущая версия с поршневым двигателем называлась ТР-301ПД. Основные технические данные машины с турбовинтовым мотором:

✅ размах крыльев – 18,18 м
✅ вес пустого (груженого по максимуму) – 2,4 т (3,9 т)
✅ вместимость емкостей под горючее – 1200 л
✅ скорость – от 210 (крейсерская) и до 250 км/ч
✅ высота – до 5,2 км
✅ преодолеваемое расстояние – до 1100 км

Машиной может управлять один летчик при условии использования автопилота. На борт воздушное судно принимает до девяти пассажиров. Еще один важный плюс самолета с чешским мотором, как утверждают в КБ «Техрегион» – относительно быстрая окупаемость: от шести до восьми лет.

Как и его предшественник, преемник взлетает и по грязи с лужами. Фото: YouTube.com

Обычно требуется десять-пятнадцать. И еще один момент касается выброски парашютистов. Машина с поршневым мотором на нужную высоту забирается с трудом, ТР-301ТВ делает это быстрее и свободнее.

Из чего сделан самолет


Цельнометаллический корпус представляет собой полумонокок, закрытый алюминиевыми листами. В основе крыльев и хвостового оперения –каркас из труб, обтянутый специальным полотном. Элероны – традиционно щелевые (один из низ снабжен триммером – небольшой отклоняющейся поверхностью). При изготовлении применяли листовой металл, прессованные профили, трубы разного сечения, штамповки, авиаполотно.

Остекление кабины обеспечивает пилоту хороший обзор. Фото: YouTube.com

Чтобы снизить скорость при посадке и пользоваться ВПП меньшей длины, в конструкцию самолета введены закрылки с электрическим приводом. Неубирающееся шасси имеет вид трапеции и включает в себя стойки с полубалонными (с низким давлением) колесами, оборудованными пневматическими тормозами. Последние имеют удобное управление – с помощью гашетки, расположенной прямо на штурвале. Заднее хвостовое колесо – самоориентирующееся. Шесть топливных баков размещены в крыльях.

Кабина


Над ней хорошо поработали, и она серьезно отличается от той, что была в «кукурузнике». В первую очередь самолет лишили двойного управления – ликвидировали рабочее место второго пилота. Разработчики ТР-301ТВ решили, что он воздушному судну не нужен – со всем справится и один летчик. Из-за установки иного силового агрегата появились изменения на приборной панели (например, установили автопилот). Также на ней можно увидеть приспособления для установки компьютерных планшетов, USB-порты.

Панель приборов – скромная, но все необходимое есть. Фото: YouTube.com

Теперь летчик может использовать аппаратуру GPS, дисплей. Все приборы уместились на одной панели слева. Да, выглядит все несколько «колхозно»: но не стоит забывать – машина разрабатывалась «Техрегионом» за счет собственных средств. Если дадите деньги – пожалуйста! Можно поставить и ультрасовременную авионику. Но в то время требуемые характеристики самолета обеспечивались «подручными средствами». И задача это была решена с успехом!

Салон


Его особенность – быстрая трансформация. При необходимости кресла могут быть убраны и самолет оперативно превратится, например, в поисково-спасательное воздушное судно, «химработника» или «грузовик». Впрочем, есть и универсальный, «смешанный» вариант: в салоне стоит четыре кресла, а сзади – багажный отсек.

Салон в «голом» виде. Фото: YouTube.com

Материалы отделки выбирает заказчик – от них частично зависит и стоимость машины. Салон может быть оборудован «микроволновкой», холодильником. Имеется биотуалет.

Перспективы и «Техрегион»


Компания не стоит на месте и пытается усовершенствовать модель самолета. Причем, организация работает и в плане импортозамещения. На предприятии разрабатывают собственный двигатель, взяв за основу чешский Walter. Новый агрегат будет иметь мощность в 670 «лошадей» и называться соответственно – ТР-670. Главный конструктор «Техрегиона» уверен, что новый мотор подойдет и для других летательных аппаратов: например, к российскому вертолету «Ансат» или Ка-226. А в принципе – к любому 9-12-местному самолету.

ТР-301ТВ принимал участие в авиашоу МАКС-2017. После окончания мероприятия машина была тут же продана.

Теоретическая часть проекта закончена, теперь подготавливается конструкторская документация. Очевидно: требуется если не государственная поддержка, то хотя бы участие в создании «своего» двигателя крупных российских корпораций. Например, это может быть Омский МСЗ или ОДКБ «Климов». В случае установки ТР-670 на самолет ТР-301ТВ, его стоимость вряд ли будет превышать 200 тыс. долларов. По нынешнему курсу это 18 млн 404 тыс. рублей. Сравните: за разрекламированный «Байкал» сначала просили 120 млн руб., а теперь уже 178!

ТР-301 летит на химработы. Фото: YouTube.com

На сегодня информации о «судьбе» разрабатываемого двигателя нет. Однако, если зайти на официальный сайт «Техрегион», можно увидеть предложения о ремоторизации воздушных судов. Среди них – описываемый ТР-301, который, помимо двигателя Walter M601, может оснащаться и иными силовыми агрегатами.

В «ТР-301 твин» – пара моторов. Фото: YouTube.com

Машина «ТР-301 твин» с двумя расположенными друг за другом двигателями ГТД-350. А также ТР-302/117 с авиамотором ТВ-2-117. Два года назад машина ТР-301ТВ «засветилась» в авиашоу МАКС-2021 и новой опубликованной информации о ней пока нет.

Использованы фотографии: https://youtube.com

А вы что думаете о ТР-301?

Голосуем!

Мы в Мы в Яндекс Дзен
Планеры, и зачем они нужны авиацииАН-3 – альтернатива «кукурузнику»