ТР-301: забытая вариация на тему «АН-2»
Самолет, призванный заменить Ан-2, разрабатывался Ейской компанией «Техрегион». Данная организация интересна тем, что она не только создает новые или совершенствует старые модели воздушных судов. В летном парке компании имеется несколько «кукурузников», которые используются по прямому назначению – в течение двадцати лет возят пассажиров, грузы, обрабатывают химией сельхозугодья.
Понятно, что сотрудникам «Техрегиона» близки и ясны все минусы и плюсы конструкции Ан-2. Поэтому и было принято решение модернизировать «легенду» собственными силами.
С. Борисенко, занимающий в компании пост главного конструктора, решил оставить планер «кукурузника» таким, каким он был, но превратил его из биплана в высокоплан. Также модернизации подвергли двигатель, который получил индекс АШ-62ИР. Особенность агрегата в том, что он частично работает на …воде. Ее впрыск происходит в автоматическом режиме при наборе мотором более 1700 об/мин. При необходимости подачу воды можно включить принудительно, вручную, отдельной кнопкой. Роль топлива играет не керосин, а обычный автобензин Аи-95. Потребление воды составляет примерно литр в минуту. Общий расход горючего снизился с 260-ти грамм на лошадиную силу в час до 180 грамм.
Демонтаж нижней консоли убавил вес машины на 450 кг. Воздушная нагрузка на консоли возросла, зато уменьшилось лобовое сопротивление. Если сравнивать с разрекламированным ТВС-2МС, оборудованным турбовинтовым мотором, то у обоих самолетов крейсерская скорость одинаковая. А вот расход горючего у ТР-301 меньше, при этом дальность больше.
И все же, несмотря на достоинства российского двигателя, было принято решение заменить его на чешский «Вальтер». Агрегат хорошо знаком в России и Советском Союзе – М601 с воздушным охлаждением устанавливался на L-410. Поэтому проблем с его эксплуатацией, техобслуживанием, запчастями нет.
Мощность движка меньше, чем у АШ-62ИР: тысяча «лошадей» против семисот. Но их должно хватить – новая машина легче Ан-2 в общей сложности на тонну.
Чешский мотор работает в связке с трехлопастным пропеллером AVIA V508. Воздушному судну с силовым агрегатом «Вальтер» присвоили дополнительные буквы в конце индекса: теперь это ТР-301ТВ. Предыдущая версия с поршневым двигателем называлась ТР-301ПД. Основные технические данные машины с турбовинтовым мотором:
✅ размах крыльев – 18,18 м
✅ вес пустого (груженого по максимуму) – 2,4 т (3,9 т)
✅ вместимость емкостей под горючее – 1200 л
✅ скорость – от 210 (крейсерская) и до 250 км/ч
✅ высота – до 5,2 км
✅ преодолеваемое расстояние – до 1100 км
Машиной может управлять один летчик при условии использования автопилота. На борт воздушное судно принимает до девяти пассажиров. Еще один важный плюс самолета с чешским мотором, как утверждают в КБ «Техрегион» – относительно быстрая окупаемость: от шести до восьми лет.
Обычно требуется десять-пятнадцать. И еще один момент касается выброски парашютистов. Машина с поршневым мотором на нужную высоту забирается с трудом, ТР-301ТВ делает это быстрее и свободнее.
Цельнометаллический корпус представляет собой полумонокок, закрытый алюминиевыми листами. В основе крыльев и хвостового оперения –каркас из труб, обтянутый специальным полотном. Элероны – традиционно щелевые (один из низ снабжен триммером – небольшой отклоняющейся поверхностью). При изготовлении применяли листовой металл, прессованные профили, трубы разного сечения, штамповки, авиаполотно.
Чтобы снизить скорость при посадке и пользоваться ВПП меньшей длины, в конструкцию самолета введены закрылки с электрическим приводом. Неубирающееся шасси имеет вид трапеции и включает в себя стойки с полубалонными (с низким давлением) колесами, оборудованными пневматическими тормозами. Последние имеют удобное управление – с помощью гашетки, расположенной прямо на штурвале. Заднее хвостовое колесо – самоориентирующееся. Шесть топливных баков размещены в крыльях.
Над ней хорошо поработали, и она серьезно отличается от той, что была в «кукурузнике». В первую очередь самолет лишили двойного управления – ликвидировали рабочее место второго пилота. Разработчики ТР-301ТВ решили, что он воздушному судну не нужен – со всем справится и один летчик. Из-за установки иного силового агрегата появились изменения на приборной панели (например, установили автопилот). Также на ней можно увидеть приспособления для установки компьютерных планшетов, USB-порты.
Теперь летчик может использовать аппаратуру GPS, дисплей. Все приборы уместились на одной панели слева. Да, выглядит все несколько «колхозно»: но не стоит забывать – машина разрабатывалась «Техрегионом» за счет собственных средств. Если дадите деньги – пожалуйста! Можно поставить и ультрасовременную авионику. Но в то время требуемые характеристики самолета обеспечивались «подручными средствами». И задача это была решена с успехом!
Его особенность – быстрая трансформация. При необходимости кресла могут быть убраны и самолет оперативно превратится, например, в поисково-спасательное воздушное судно, «химработника» или «грузовик». Впрочем, есть и универсальный, «смешанный» вариант: в салоне стоит четыре кресла, а сзади – багажный отсек.
Материалы отделки выбирает заказчик – от них частично зависит и стоимость машины. Салон может быть оборудован «микроволновкой», холодильником. Имеется биотуалет.
Компания не стоит на месте и пытается усовершенствовать модель самолета. Причем, организация работает и в плане импортозамещения. На предприятии разрабатывают собственный двигатель, взяв за основу чешский Walter. Новый агрегат будет иметь мощность в 670 «лошадей» и называться соответственно – ТР-670. Главный конструктор «Техрегиона» уверен, что новый мотор подойдет и для других летательных аппаратов: например, к российскому вертолету «Ансат» или Ка-226. А в принципе – к любому 9-12-местному самолету.
Теоретическая часть проекта закончена, теперь подготавливается конструкторская документация. Очевидно: требуется если не государственная поддержка, то хотя бы участие в создании «своего» двигателя крупных российских корпораций. Например, это может быть Омский МСЗ или ОДКБ «Климов». В случае установки ТР-670 на самолет ТР-301ТВ, его стоимость вряд ли будет превышать 200 тыс. долларов. По нынешнему курсу это 18 млн 404 тыс. рублей. Сравните: за разрекламированный «Байкал» сначала просили 120 млн руб., а теперь уже 178!
На сегодня информации о «судьбе» разрабатываемого двигателя нет. Однако, если зайти на официальный сайт «Техрегион», можно увидеть предложения о ремоторизации воздушных судов. Среди них – описываемый ТР-301, который, помимо двигателя Walter M601, может оснащаться и иными силовыми агрегатами.
Машина «ТР-301 твин» с двумя расположенными друг за другом двигателями ГТД-350. А также ТР-302/117 с авиамотором ТВ-2-117. Два года назад машина ТР-301ТВ «засветилась» в авиашоу МАКС-2021 и новой опубликованной информации о ней пока нет.
Понятно, что сотрудникам «Техрегиона» близки и ясны все минусы и плюсы конструкции Ан-2. Поэтому и было принято решение модернизировать «легенду» собственными силами.
Как создавали ТР-301
С. Борисенко, занимающий в компании пост главного конструктора, решил оставить планер «кукурузника» таким, каким он был, но превратил его из биплана в высокоплан. Также модернизации подвергли двигатель, который получил индекс АШ-62ИР. Особенность агрегата в том, что он частично работает на …воде. Ее впрыск происходит в автоматическом режиме при наборе мотором более 1700 об/мин. При необходимости подачу воды можно включить принудительно, вручную, отдельной кнопкой. Роль топлива играет не керосин, а обычный автобензин Аи-95. Потребление воды составляет примерно литр в минуту. Общий расход горючего снизился с 260-ти грамм на лошадиную силу в час до 180 грамм.
ТР-301 с двигателем АШ-62ИР. Фото: YouTube.com
Демонтаж нижней консоли убавил вес машины на 450 кг. Воздушная нагрузка на консоли возросла, зато уменьшилось лобовое сопротивление. Если сравнивать с разрекламированным ТВС-2МС, оборудованным турбовинтовым мотором, то у обоих самолетов крейсерская скорость одинаковая. А вот расход горючего у ТР-301 меньше, при этом дальность больше.
Walter М-601
И все же, несмотря на достоинства российского двигателя, было принято решение заменить его на чешский «Вальтер». Агрегат хорошо знаком в России и Советском Союзе – М601 с воздушным охлаждением устанавливался на L-410. Поэтому проблем с его эксплуатацией, техобслуживанием, запчастями нет.
Система маслоснабжения включает в себя отдельный бак объемом в 15 л, размещенный внутри силового агрегата. Управляется он (в т. ч. топливные краны) механическим способом.
Мощность движка меньше, чем у АШ-62ИР: тысяча «лошадей» против семисот. Но их должно хватить – новая машина легче Ан-2 в общей сложности на тонну.
Скороподъемность у ТР-301 лучше, чем у АН-2. Фото: YouTube.com
Чешский мотор работает в связке с трехлопастным пропеллером AVIA V508. Воздушному судну с силовым агрегатом «Вальтер» присвоили дополнительные буквы в конце индекса: теперь это ТР-301ТВ. Предыдущая версия с поршневым двигателем называлась ТР-301ПД. Основные технические данные машины с турбовинтовым мотором:
✅ размах крыльев – 18,18 м
✅ вес пустого (груженого по максимуму) – 2,4 т (3,9 т)
✅ вместимость емкостей под горючее – 1200 л
✅ скорость – от 210 (крейсерская) и до 250 км/ч
✅ высота – до 5,2 км
✅ преодолеваемое расстояние – до 1100 км
Машиной может управлять один летчик при условии использования автопилота. На борт воздушное судно принимает до девяти пассажиров. Еще один важный плюс самолета с чешским мотором, как утверждают в КБ «Техрегион» – относительно быстрая окупаемость: от шести до восьми лет.
Как и его предшественник, преемник взлетает и по грязи с лужами. Фото: YouTube.com
Обычно требуется десять-пятнадцать. И еще один момент касается выброски парашютистов. Машина с поршневым мотором на нужную высоту забирается с трудом, ТР-301ТВ делает это быстрее и свободнее.
Из чего сделан самолет
Цельнометаллический корпус представляет собой полумонокок, закрытый алюминиевыми листами. В основе крыльев и хвостового оперения –каркас из труб, обтянутый специальным полотном. Элероны – традиционно щелевые (один из низ снабжен триммером – небольшой отклоняющейся поверхностью). При изготовлении применяли листовой металл, прессованные профили, трубы разного сечения, штамповки, авиаполотно.
Остекление кабины обеспечивает пилоту хороший обзор. Фото: YouTube.com
Чтобы снизить скорость при посадке и пользоваться ВПП меньшей длины, в конструкцию самолета введены закрылки с электрическим приводом. Неубирающееся шасси имеет вид трапеции и включает в себя стойки с полубалонными (с низким давлением) колесами, оборудованными пневматическими тормозами. Последние имеют удобное управление – с помощью гашетки, расположенной прямо на штурвале. Заднее хвостовое колесо – самоориентирующееся. Шесть топливных баков размещены в крыльях.
Кабина
Над ней хорошо поработали, и она серьезно отличается от той, что была в «кукурузнике». В первую очередь самолет лишили двойного управления – ликвидировали рабочее место второго пилота. Разработчики ТР-301ТВ решили, что он воздушному судну не нужен – со всем справится и один летчик. Из-за установки иного силового агрегата появились изменения на приборной панели (например, установили автопилот). Также на ней можно увидеть приспособления для установки компьютерных планшетов, USB-порты.
Панель приборов – скромная, но все необходимое есть. Фото: YouTube.com
Теперь летчик может использовать аппаратуру GPS, дисплей. Все приборы уместились на одной панели слева. Да, выглядит все несколько «колхозно»: но не стоит забывать – машина разрабатывалась «Техрегионом» за счет собственных средств. Если дадите деньги – пожалуйста! Можно поставить и ультрасовременную авионику. Но в то время требуемые характеристики самолета обеспечивались «подручными средствами». И задача это была решена с успехом!
Салон
Его особенность – быстрая трансформация. При необходимости кресла могут быть убраны и самолет оперативно превратится, например, в поисково-спасательное воздушное судно, «химработника» или «грузовик». Впрочем, есть и универсальный, «смешанный» вариант: в салоне стоит четыре кресла, а сзади – багажный отсек.
Салон в «голом» виде. Фото: YouTube.com
Материалы отделки выбирает заказчик – от них частично зависит и стоимость машины. Салон может быть оборудован «микроволновкой», холодильником. Имеется биотуалет.
Перспективы и «Техрегион»
Компания не стоит на месте и пытается усовершенствовать модель самолета. Причем, организация работает и в плане импортозамещения. На предприятии разрабатывают собственный двигатель, взяв за основу чешский Walter. Новый агрегат будет иметь мощность в 670 «лошадей» и называться соответственно – ТР-670. Главный конструктор «Техрегиона» уверен, что новый мотор подойдет и для других летательных аппаратов: например, к российскому вертолету «Ансат» или Ка-226. А в принципе – к любому 9-12-местному самолету.
ТР-301ТВ принимал участие в авиашоу МАКС-2017. После окончания мероприятия машина была тут же продана.
Теоретическая часть проекта закончена, теперь подготавливается конструкторская документация. Очевидно: требуется если не государственная поддержка, то хотя бы участие в создании «своего» двигателя крупных российских корпораций. Например, это может быть Омский МСЗ или ОДКБ «Климов». В случае установки ТР-670 на самолет ТР-301ТВ, его стоимость вряд ли будет превышать 200 тыс. долларов. По нынешнему курсу это 18 млн 404 тыс. рублей. Сравните: за разрекламированный «Байкал» сначала просили 120 млн руб., а теперь уже 178!
ТР-301 летит на химработы. Фото: YouTube.com
На сегодня информации о «судьбе» разрабатываемого двигателя нет. Однако, если зайти на официальный сайт «Техрегион», можно увидеть предложения о ремоторизации воздушных судов. Среди них – описываемый ТР-301, который, помимо двигателя Walter M601, может оснащаться и иными силовыми агрегатами.
В «ТР-301 твин» – пара моторов. Фото: YouTube.com
Машина «ТР-301 твин» с двумя расположенными друг за другом двигателями ГТД-350. А также ТР-302/117 с авиамотором ТВ-2-117. Два года назад машина ТР-301ТВ «засветилась» в авиашоу МАКС-2021 и новой опубликованной информации о ней пока нет.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....