ТР-301: забытая вариация на тему  «АН-2»
3 396

ТР-301: забытая вариация на тему «АН-2»

Самолет, призванный заменить Ан-2, разрабатывался Ейской компанией «Техрегион». Данная организация интересна тем, что она не только создает новые или совершенствует старые модели воздушных судов. В летном парке компании имеется несколько «кукурузников», которые используются по прямому назначению – в течение двадцати лет возят пассажиров, грузы, обрабатывают химией сельхозугодья.


Понятно, что сотрудникам «Техрегиона» близки и ясны все минусы и плюсы конструкции Ан-2. Поэтому и было принято решение модернизировать «легенду» собственными силами.

Как создавали ТР-301


С. Борисенко, занимающий в компании пост главного конструктора, решил оставить планер «кукурузника» таким, каким он был, но превратил его из биплана в высокоплан. Также модернизации подвергли двигатель, который получил индекс АШ-62ИР. Особенность агрегата в том, что он частично работает на …воде. Ее впрыск происходит в автоматическом режиме при наборе мотором более 1700 об/мин. При необходимости подачу воды можно включить принудительно, вручную, отдельной кнопкой. Роль топлива играет не керосин, а обычный автобензин Аи-95. Потребление воды составляет примерно литр в минуту. Общий расход горючего снизился с 260-ти грамм на лошадиную силу в час до 180 грамм.

ТР-301: забытая вариация на тему  «АН-2»ТР-301 с двигателем АШ-62ИР. Фото: YouTube.com

Демонтаж нижней консоли убавил вес машины на 450 кг. Воздушная нагрузка на консоли возросла, зато уменьшилось лобовое сопротивление. Если сравнивать с разрекламированным ТВС-2МС, оборудованным турбовинтовым мотором, то у обоих самолетов крейсерская скорость одинаковая. А вот расход горючего у ТР-301 меньше, при этом дальность больше.

Walter М-601


И все же, несмотря на достоинства российского двигателя, было принято решение заменить его на чешский «Вальтер». Агрегат хорошо знаком в России и Советском Союзе – М601 с воздушным охлаждением устанавливался на L-410. Поэтому проблем с его эксплуатацией, техобслуживанием, запчастями нет.

Система маслоснабжения включает в себя отдельный бак объемом в 15 л, размещенный внутри силового агрегата. Управляется он (в т. ч. топливные краны) механическим способом.

Мощность движка меньше, чем у АШ-62ИР: тысяча «лошадей» против семисот. Но их должно хватить – новая машина легче Ан-2 в общей сложности на тонну.

Скороподъемность у ТР-301 лучше, чем у АН-2. Фото: YouTube.com

Чешский мотор работает в связке с трехлопастным пропеллером AVIA V508. Воздушному судну с силовым агрегатом «Вальтер» присвоили дополнительные буквы в конце индекса: теперь это ТР-301ТВ. Предыдущая версия с поршневым двигателем называлась ТР-301ПД. Основные технические данные машины с турбовинтовым мотором:

✅ размах крыльев – 18,18 м
✅ вес пустого (груженого по максимуму) – 2,4 т (3,9 т)
✅ вместимость емкостей под горючее – 1200 л
✅ скорость – от 210 (крейсерская) и до 250 км/ч
✅ высота – до 5,2 км
✅ преодолеваемое расстояние – до 1100 км

Машиной может управлять один летчик при условии использования автопилота. На борт воздушное судно принимает до девяти пассажиров. Еще один важный плюс самолета с чешским мотором, как утверждают в КБ «Техрегион» – относительно быстрая окупаемость: от шести до восьми лет.

Как и его предшественник, преемник взлетает и по грязи с лужами. Фото: YouTube.com

Обычно требуется десять-пятнадцать. И еще один момент касается выброски парашютистов. Машина с поршневым мотором на нужную высоту забирается с трудом, ТР-301ТВ делает это быстрее и свободнее.

Из чего сделан самолет


Цельнометаллический корпус представляет собой полумонокок, закрытый алюминиевыми листами. В основе крыльев и хвостового оперения –каркас из труб, обтянутый специальным полотном. Элероны – традиционно щелевые (один из низ снабжен триммером – небольшой отклоняющейся поверхностью). При изготовлении применяли листовой металл, прессованные профили, трубы разного сечения, штамповки, авиаполотно.

Остекление кабины обеспечивает пилоту хороший обзор. Фото: YouTube.com

Чтобы снизить скорость при посадке и пользоваться ВПП меньшей длины, в конструкцию самолета введены закрылки с электрическим приводом. Неубирающееся шасси имеет вид трапеции и включает в себя стойки с полубалонными (с низким давлением) колесами, оборудованными пневматическими тормозами. Последние имеют удобное управление – с помощью гашетки, расположенной прямо на штурвале. Заднее хвостовое колесо – самоориентирующееся. Шесть топливных баков размещены в крыльях.

Кабина


Над ней хорошо поработали, и она серьезно отличается от той, что была в «кукурузнике». В первую очередь самолет лишили двойного управления – ликвидировали рабочее место второго пилота. Разработчики ТР-301ТВ решили, что он воздушному судну не нужен – со всем справится и один летчик. Из-за установки иного силового агрегата появились изменения на приборной панели (например, установили автопилот). Также на ней можно увидеть приспособления для установки компьютерных планшетов, USB-порты.

Панель приборов – скромная, но все необходимое есть. Фото: YouTube.com

Теперь летчик может использовать аппаратуру GPS, дисплей. Все приборы уместились на одной панели слева. Да, выглядит все несколько «колхозно»: но не стоит забывать – машина разрабатывалась «Техрегионом» за счет собственных средств. Если дадите деньги – пожалуйста! Можно поставить и ультрасовременную авионику. Но в то время требуемые характеристики самолета обеспечивались «подручными средствами». И задача это была решена с успехом!

Салон


Его особенность – быстрая трансформация. При необходимости кресла могут быть убраны и самолет оперативно превратится, например, в поисково-спасательное воздушное судно, «химработника» или «грузовик». Впрочем, есть и универсальный, «смешанный» вариант: в салоне стоит четыре кресла, а сзади – багажный отсек.

Салон в «голом» виде. Фото: YouTube.com

Материалы отделки выбирает заказчик – от них частично зависит и стоимость машины. Салон может быть оборудован «микроволновкой», холодильником. Имеется биотуалет.

Перспективы и «Техрегион»


Компания не стоит на месте и пытается усовершенствовать модель самолета. Причем, организация работает и в плане импортозамещения. На предприятии разрабатывают собственный двигатель, взяв за основу чешский Walter. Новый агрегат будет иметь мощность в 670 «лошадей» и называться соответственно – ТР-670. Главный конструктор «Техрегиона» уверен, что новый мотор подойдет и для других летательных аппаратов: например, к российскому вертолету «Ансат» или Ка-226. А в принципе – к любому 9-12-местному самолету.

ТР-301ТВ принимал участие в авиашоу МАКС-2017. После окончания мероприятия машина была тут же продана.

Теоретическая часть проекта закончена, теперь подготавливается конструкторская документация. Очевидно: требуется если не государственная поддержка, то хотя бы участие в создании «своего» двигателя крупных российских корпораций. Например, это может быть Омский МСЗ или ОДКБ «Климов». В случае установки ТР-670 на самолет ТР-301ТВ, его стоимость вряд ли будет превышать 200 тыс. долларов. По нынешнему курсу это 18 млн 404 тыс. рублей. Сравните: за разрекламированный «Байкал» сначала просили 120 млн руб., а теперь уже 178!

ТР-301 летит на химработы. Фото: YouTube.com

На сегодня информации о «судьбе» разрабатываемого двигателя нет. Однако, если зайти на официальный сайт «Техрегион», можно увидеть предложения о ремоторизации воздушных судов. Среди них – описываемый ТР-301, который, помимо двигателя Walter M601, может оснащаться и иными силовыми агрегатами.

В «ТР-301 твин» – пара моторов. Фото: YouTube.com

Машина «ТР-301 твин» с двумя расположенными друг за другом двигателями ГТД-350. А также ТР-302/117 с авиамотором ТВ-2-117. Два года назад машина ТР-301ТВ «засветилась» в авиашоу МАКС-2021 и новой опубликованной информации о ней пока нет.
А вы что думаете о ТР-301?
  • https://youtube.com
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Buick Envision Plus теперь стоит как Lada «Веста»

Buick Envision Plus теперь стоит как Lada «Веста»

Модель появилась на рынке буквально три месяца назад. Теперь внедорожник продают с ощутимой скидкой. Под капотом Envision Plus находится 2-литровый бензиновый...