ТР-301: забытая вариация на тему «АН-2»
Самолет, призванный заменить Ан-2, разрабатывался Ейской компанией «Техрегион». Данная организация интересна тем, что она не только создает новые или совершенствует старые модели воздушных судов. В летном парке компании имеется несколько «кукурузников», которые используются по прямому назначению – в течение двадцати лет возят пассажиров, грузы, обрабатывают химией сельхозугодья.
Понятно, что сотрудникам «Техрегиона» близки и ясны все минусы и плюсы конструкции Ан-2. Поэтому и было принято решение модернизировать «легенду» собственными силами.
С. Борисенко, занимающий в компании пост главного конструктора, решил оставить планер «кукурузника» таким, каким он был, но превратил его из биплана в высокоплан. Также модернизации подвергли двигатель, который получил индекс АШ-62ИР. Особенность агрегата в том, что он частично работает на …воде. Ее впрыск происходит в автоматическом режиме при наборе мотором более 1700 об/мин. При необходимости подачу воды можно включить принудительно, вручную, отдельной кнопкой. Роль топлива играет не керосин, а обычный автобензин Аи-95. Потребление воды составляет примерно литр в минуту. Общий расход горючего снизился с 260-ти грамм на лошадиную силу в час до 180 грамм.
Демонтаж нижней консоли убавил вес машины на 450 кг. Воздушная нагрузка на консоли возросла, зато уменьшилось лобовое сопротивление. Если сравнивать с разрекламированным ТВС-2МС, оборудованным турбовинтовым мотором, то у обоих самолетов крейсерская скорость одинаковая. А вот расход горючего у ТР-301 меньше, при этом дальность больше.
И все же, несмотря на достоинства российского двигателя, было принято решение заменить его на чешский «Вальтер». Агрегат хорошо знаком в России и Советском Союзе – М601 с воздушным охлаждением устанавливался на L-410. Поэтому проблем с его эксплуатацией, техобслуживанием, запчастями нет.
Мощность движка меньше, чем у АШ-62ИР: тысяча «лошадей» против семисот. Но их должно хватить – новая машина легче Ан-2 в общей сложности на тонну.
Чешский мотор работает в связке с трехлопастным пропеллером AVIA V508. Воздушному судну с силовым агрегатом «Вальтер» присвоили дополнительные буквы в конце индекса: теперь это ТР-301ТВ. Предыдущая версия с поршневым двигателем называлась ТР-301ПД. Основные технические данные машины с турбовинтовым мотором:
✅ размах крыльев – 18,18 м
✅ вес пустого (груженого по максимуму) – 2,4 т (3,9 т)
✅ вместимость емкостей под горючее – 1200 л
✅ скорость – от 210 (крейсерская) и до 250 км/ч
✅ высота – до 5,2 км
✅ преодолеваемое расстояние – до 1100 км
Машиной может управлять один летчик при условии использования автопилота. На борт воздушное судно принимает до девяти пассажиров. Еще один важный плюс самолета с чешским мотором, как утверждают в КБ «Техрегион» – относительно быстрая окупаемость: от шести до восьми лет.
Обычно требуется десять-пятнадцать. И еще один момент касается выброски парашютистов. Машина с поршневым мотором на нужную высоту забирается с трудом, ТР-301ТВ делает это быстрее и свободнее.
Цельнометаллический корпус представляет собой полумонокок, закрытый алюминиевыми листами. В основе крыльев и хвостового оперения –каркас из труб, обтянутый специальным полотном. Элероны – традиционно щелевые (один из низ снабжен триммером – небольшой отклоняющейся поверхностью). При изготовлении применяли листовой металл, прессованные профили, трубы разного сечения, штамповки, авиаполотно.
Чтобы снизить скорость при посадке и пользоваться ВПП меньшей длины, в конструкцию самолета введены закрылки с электрическим приводом. Неубирающееся шасси имеет вид трапеции и включает в себя стойки с полубалонными (с низким давлением) колесами, оборудованными пневматическими тормозами. Последние имеют удобное управление – с помощью гашетки, расположенной прямо на штурвале. Заднее хвостовое колесо – самоориентирующееся. Шесть топливных баков размещены в крыльях.
Над ней хорошо поработали, и она серьезно отличается от той, что была в «кукурузнике». В первую очередь самолет лишили двойного управления – ликвидировали рабочее место второго пилота. Разработчики ТР-301ТВ решили, что он воздушному судну не нужен – со всем справится и один летчик. Из-за установки иного силового агрегата появились изменения на приборной панели (например, установили автопилот). Также на ней можно увидеть приспособления для установки компьютерных планшетов, USB-порты.
Теперь летчик может использовать аппаратуру GPS, дисплей. Все приборы уместились на одной панели слева. Да, выглядит все несколько «колхозно»: но не стоит забывать – машина разрабатывалась «Техрегионом» за счет собственных средств. Если дадите деньги – пожалуйста! Можно поставить и ультрасовременную авионику. Но в то время требуемые характеристики самолета обеспечивались «подручными средствами». И задача это была решена с успехом!
Его особенность – быстрая трансформация. При необходимости кресла могут быть убраны и самолет оперативно превратится, например, в поисково-спасательное воздушное судно, «химработника» или «грузовик». Впрочем, есть и универсальный, «смешанный» вариант: в салоне стоит четыре кресла, а сзади – багажный отсек.
Материалы отделки выбирает заказчик – от них частично зависит и стоимость машины. Салон может быть оборудован «микроволновкой», холодильником. Имеется биотуалет.
Компания не стоит на месте и пытается усовершенствовать модель самолета. Причем, организация работает и в плане импортозамещения. На предприятии разрабатывают собственный двигатель, взяв за основу чешский Walter. Новый агрегат будет иметь мощность в 670 «лошадей» и называться соответственно – ТР-670. Главный конструктор «Техрегиона» уверен, что новый мотор подойдет и для других летательных аппаратов: например, к российскому вертолету «Ансат» или Ка-226. А в принципе – к любому 9-12-местному самолету.
Теоретическая часть проекта закончена, теперь подготавливается конструкторская документация. Очевидно: требуется если не государственная поддержка, то хотя бы участие в создании «своего» двигателя крупных российских корпораций. Например, это может быть Омский МСЗ или ОДКБ «Климов». В случае установки ТР-670 на самолет ТР-301ТВ, его стоимость вряд ли будет превышать 200 тыс. долларов. По нынешнему курсу это 18 млн 404 тыс. рублей. Сравните: за разрекламированный «Байкал» сначала просили 120 млн руб., а теперь уже 178!
На сегодня информации о «судьбе» разрабатываемого двигателя нет. Однако, если зайти на официальный сайт «Техрегион», можно увидеть предложения о ремоторизации воздушных судов. Среди них – описываемый ТР-301, который, помимо двигателя Walter M601, может оснащаться и иными силовыми агрегатами.
Машина «ТР-301 твин» с двумя расположенными друг за другом двигателями ГТД-350. А также ТР-302/117 с авиамотором ТВ-2-117. Два года назад машина ТР-301ТВ «засветилась» в авиашоу МАКС-2021 и новой опубликованной информации о ней пока нет.
Понятно, что сотрудникам «Техрегиона» близки и ясны все минусы и плюсы конструкции Ан-2. Поэтому и было принято решение модернизировать «легенду» собственными силами.
Как создавали ТР-301
С. Борисенко, занимающий в компании пост главного конструктора, решил оставить планер «кукурузника» таким, каким он был, но превратил его из биплана в высокоплан. Также модернизации подвергли двигатель, который получил индекс АШ-62ИР. Особенность агрегата в том, что он частично работает на …воде. Ее впрыск происходит в автоматическом режиме при наборе мотором более 1700 об/мин. При необходимости подачу воды можно включить принудительно, вручную, отдельной кнопкой. Роль топлива играет не керосин, а обычный автобензин Аи-95. Потребление воды составляет примерно литр в минуту. Общий расход горючего снизился с 260-ти грамм на лошадиную силу в час до 180 грамм.
ТР-301 с двигателем АШ-62ИР. Фото: YouTube.com
Демонтаж нижней консоли убавил вес машины на 450 кг. Воздушная нагрузка на консоли возросла, зато уменьшилось лобовое сопротивление. Если сравнивать с разрекламированным ТВС-2МС, оборудованным турбовинтовым мотором, то у обоих самолетов крейсерская скорость одинаковая. А вот расход горючего у ТР-301 меньше, при этом дальность больше.
Walter М-601
И все же, несмотря на достоинства российского двигателя, было принято решение заменить его на чешский «Вальтер». Агрегат хорошо знаком в России и Советском Союзе – М601 с воздушным охлаждением устанавливался на L-410. Поэтому проблем с его эксплуатацией, техобслуживанием, запчастями нет.
Система маслоснабжения включает в себя отдельный бак объемом в 15 л, размещенный внутри силового агрегата. Управляется он (в т. ч. топливные краны) механическим способом.
Мощность движка меньше, чем у АШ-62ИР: тысяча «лошадей» против семисот. Но их должно хватить – новая машина легче Ан-2 в общей сложности на тонну.
Скороподъемность у ТР-301 лучше, чем у АН-2. Фото: YouTube.com
Чешский мотор работает в связке с трехлопастным пропеллером AVIA V508. Воздушному судну с силовым агрегатом «Вальтер» присвоили дополнительные буквы в конце индекса: теперь это ТР-301ТВ. Предыдущая версия с поршневым двигателем называлась ТР-301ПД. Основные технические данные машины с турбовинтовым мотором:
✅ размах крыльев – 18,18 м
✅ вес пустого (груженого по максимуму) – 2,4 т (3,9 т)
✅ вместимость емкостей под горючее – 1200 л
✅ скорость – от 210 (крейсерская) и до 250 км/ч
✅ высота – до 5,2 км
✅ преодолеваемое расстояние – до 1100 км
Машиной может управлять один летчик при условии использования автопилота. На борт воздушное судно принимает до девяти пассажиров. Еще один важный плюс самолета с чешским мотором, как утверждают в КБ «Техрегион» – относительно быстрая окупаемость: от шести до восьми лет.
Как и его предшественник, преемник взлетает и по грязи с лужами. Фото: YouTube.com
Обычно требуется десять-пятнадцать. И еще один момент касается выброски парашютистов. Машина с поршневым мотором на нужную высоту забирается с трудом, ТР-301ТВ делает это быстрее и свободнее.
Из чего сделан самолет
Цельнометаллический корпус представляет собой полумонокок, закрытый алюминиевыми листами. В основе крыльев и хвостового оперения –каркас из труб, обтянутый специальным полотном. Элероны – традиционно щелевые (один из низ снабжен триммером – небольшой отклоняющейся поверхностью). При изготовлении применяли листовой металл, прессованные профили, трубы разного сечения, штамповки, авиаполотно.
Остекление кабины обеспечивает пилоту хороший обзор. Фото: YouTube.com
Чтобы снизить скорость при посадке и пользоваться ВПП меньшей длины, в конструкцию самолета введены закрылки с электрическим приводом. Неубирающееся шасси имеет вид трапеции и включает в себя стойки с полубалонными (с низким давлением) колесами, оборудованными пневматическими тормозами. Последние имеют удобное управление – с помощью гашетки, расположенной прямо на штурвале. Заднее хвостовое колесо – самоориентирующееся. Шесть топливных баков размещены в крыльях.
Кабина
Над ней хорошо поработали, и она серьезно отличается от той, что была в «кукурузнике». В первую очередь самолет лишили двойного управления – ликвидировали рабочее место второго пилота. Разработчики ТР-301ТВ решили, что он воздушному судну не нужен – со всем справится и один летчик. Из-за установки иного силового агрегата появились изменения на приборной панели (например, установили автопилот). Также на ней можно увидеть приспособления для установки компьютерных планшетов, USB-порты.
Панель приборов – скромная, но все необходимое есть. Фото: YouTube.com
Теперь летчик может использовать аппаратуру GPS, дисплей. Все приборы уместились на одной панели слева. Да, выглядит все несколько «колхозно»: но не стоит забывать – машина разрабатывалась «Техрегионом» за счет собственных средств. Если дадите деньги – пожалуйста! Можно поставить и ультрасовременную авионику. Но в то время требуемые характеристики самолета обеспечивались «подручными средствами». И задача это была решена с успехом!
Салон
Его особенность – быстрая трансформация. При необходимости кресла могут быть убраны и самолет оперативно превратится, например, в поисково-спасательное воздушное судно, «химработника» или «грузовик». Впрочем, есть и универсальный, «смешанный» вариант: в салоне стоит четыре кресла, а сзади – багажный отсек.
Салон в «голом» виде. Фото: YouTube.com
Материалы отделки выбирает заказчик – от них частично зависит и стоимость машины. Салон может быть оборудован «микроволновкой», холодильником. Имеется биотуалет.
Перспективы и «Техрегион»
Компания не стоит на месте и пытается усовершенствовать модель самолета. Причем, организация работает и в плане импортозамещения. На предприятии разрабатывают собственный двигатель, взяв за основу чешский Walter. Новый агрегат будет иметь мощность в 670 «лошадей» и называться соответственно – ТР-670. Главный конструктор «Техрегиона» уверен, что новый мотор подойдет и для других летательных аппаратов: например, к российскому вертолету «Ансат» или Ка-226. А в принципе – к любому 9-12-местному самолету.
ТР-301ТВ принимал участие в авиашоу МАКС-2017. После окончания мероприятия машина была тут же продана.
Теоретическая часть проекта закончена, теперь подготавливается конструкторская документация. Очевидно: требуется если не государственная поддержка, то хотя бы участие в создании «своего» двигателя крупных российских корпораций. Например, это может быть Омский МСЗ или ОДКБ «Климов». В случае установки ТР-670 на самолет ТР-301ТВ, его стоимость вряд ли будет превышать 200 тыс. долларов. По нынешнему курсу это 18 млн 404 тыс. рублей. Сравните: за разрекламированный «Байкал» сначала просили 120 млн руб., а теперь уже 178!
ТР-301 летит на химработы. Фото: YouTube.com
На сегодня информации о «судьбе» разрабатываемого двигателя нет. Однако, если зайти на официальный сайт «Техрегион», можно увидеть предложения о ремоторизации воздушных судов. Среди них – описываемый ТР-301, который, помимо двигателя Walter M601, может оснащаться и иными силовыми агрегатами.
В «ТР-301 твин» – пара моторов. Фото: YouTube.com
Машина «ТР-301 твин» с двумя расположенными друг за другом двигателями ГТД-350. А также ТР-302/117 с авиамотором ТВ-2-117. Два года назад машина ТР-301ТВ «засветилась» в авиашоу МАКС-2021 и новой опубликованной информации о ней пока нет.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Автодома из Китая – лучшие машины и дорогостоящая роскошь
Не сидится авторам канала «ПриветТачка» на месте. Они ищут интересные автомобили. В этот раз им удалось попасть в салон Armadillo. Не слышали про такую...