Crosley CC 1947 года: малолитражка с короткой, но насыщенной историей
Crosley – это небольшой независимый производитель малолитражных автомобилей в США. Они начали заниматься бизнесом в 1939 году, поэтому дальнейшее развитие и расширение бренда во многом затормозила война в Европе. Даже на некоторое время производство прекратилось совсем.
Но, когда в мировой политике восстановился относительный баланс и покой, скромное предприятие заработало с новой силой. За свою недолгую историю здесь пытались создавать самые различные типы автомобилей, прилагая усилия нащупать собственную нишу на местном рынке и хоть как-то там закрепиться. К сожалению, тех объемов, которые Crosley могли охватить в плане выпуска и последующей реализации, оказалось крайне недостаточно, чтобы оставаться на плаву. Особенно глубокий кризис начал ощущаться с начала 50-х.
Именно в то время мировой автопром сделал резкий скачок вперед в технологическом и других отношениях. Те, кто не смог удерживать заданный темп, вынуждены были просто сойти с дистанции. И, соответственно, уйти в историю мировых брендов прошлого. Такая же судьба постигла в 1952 году и небольшую американскую компанию. Давайте сегодня немного вспомним о ней и ее самой знаменитой послевоенной разработке – серии СС.
Пауэл Кросли-младший владел не только корпорацией, но и бейсбольной командой. Однако его страстью всегда оставались компактные автомобили. И не удивительно, ведь первый из них молодой человек спроектировал в далеком 1907 году, имея, на минуточку, всего 12 лет от роду!
Вот только закрепиться в сфере с чудовищной конкуренцией в зрелом возрасте оказалось совсем непросто. Имелся опыт создания других образцов техники, даже веломобиля. В итоге пришлось довольствоваться просто выпуском автомобильных аксессуаров.
К тридцати годам он смог хорошо проявить себя в другой нише – производстве недорогих радиоприемников, сколотив немалое состояние. В 1925 году компания Кросли стала мировым лидером в этом сегменте. Позже они расширились, оборудовав филиалы в разных городах страны и расширив ассортимент выпускаемой продукции.
Кроме коммерческого радиовещания, сюда вошло производство бытовой техники (в частности, ноу-хау с холодильниками, имеющими дверные полки). Успешная деятельность позволила диверсифицировать средства и в другие сферы, среди которых в приоритете числилась автомобильная промышленность.
Первый компактный прототип CRAD, представленный в 1937 году, получил заднюю 46-сантиметровую гусеницу. А вот серийный кабриолет 1939 года имел резонансные отзывы. С одной стороны: простая конструкция и более чем демократичная цена (325 долларов, что на треть дешевле ближайшего конкурента). С другой – не самая успешная конструкция двигателя и низкая надежность всех узлов.
В общем, что удивляться, дешевизна и надежность – понятия, чаще всего, диаметрально противоположные. Все же на недорогие и малокубатурные автомобили нашлось немало желающих, что отразилось на количестве собранных экипажей в последующие годы:
✅ 1939 год – 2017 ед.
✅ 1940 год – 422 ед.
✅ 1941 год – ок. 2300 ед.
✅ 1942 год – 5757 автомобилей
В военное время резкому повышению уровня производства сильно поспособствовала программа нормированного отпуска горючего. В таких условиях топливно-экономичный автомобиль оказался как нельзя кстати. Его стали спешно приобретать те, кто хотел и дальше оставаться на колесах, вписываясь в скудные бензиновые лимиты начала 40-х. Именно по этой причине Crosley стал последней американской маркой, прекратившей выпуск гражданской техники только в конце 1942 года.
Вернувшись к мирной жизни, руководство компании позаботилось о том, чтобы предложить соскучившимся потребителям что-нибудь свеженькое. Представленный автомобиль оказался абсолютной новинкой. Производители переработали все, от кузова до двигателя. О прошлом напоминала лишь трансмиссия, она осталась довоенной конструкции.
Созданию абсолютно новой серии предшествовал опыт сборки военной техники. Именно туда уходил своими корнями установленный в автомобиле 26-сильный двигатель. Модели CC включают в себя все стандартные варианты сборки кузова:
✅ универсал
✅ седан
✅ кабриолет
✅ коммерческий автомобиль
✅ пикап
Универсал 1948 года стал самой популярной моделью, построенной Crosley. Общий тираж такой модификации составил 23 489 экземпляров. Это позволило Кросли оказаться ведущим производителем универсалов в 1948 году. Кстати, мы говорим о первых грузопассажирских автомобилях с полностью стальным кузовом, опередивших «Плимут» (который обычно получает лавры признания) на целый год.
Кросли снова стал лидером своего времени, выпустив внедорожник в 1947-м. Технически это была модель 1948 года, но она продавалась с ноября предыдущего как разновидность универсала.
Несмотря на то, что производитель поставлял полностью новый кузов и двигатель, большая часть шасси и тормозов осталась довоенной конструкции. Вся продукция Crosley имела небольшой вес: от 1100 до 1400 фунтов. Компания – автор нескольких новинок в американском автопроме:
✅ первый доступный автомобиль с верхним расположением распредвала
✅ первый, оснащенный дисковыми тормозами с суппортом на 4 колеса
✅ первый внедорожник
Большинство автомобилей марки использовали платформу с 80-дюймовой колесной базой и листовыми рессорами. Модели CC имели 6-дюймовые механические тормоза для всей серийной продукции. Производство началось с выпуска первого автомобиля 9 мая 1946 года. Ранние варианты поставлялись без эмблем, поскольку они еще не поступили от поставщика. На бамперах красными буквами высотой 3 дюйма просто написали Crosley.
Многие из них позже оснастили эмблемами. У большинства (если не у всех) серийных автомобилей первого года производства имелось очень мало внутренних панелей, если они вообще были. Всю технику, выпущенную в первые полтора года, трудно отличить друг от друга, не глядя на серийные номера.
Кросли попытался получить немного больше от CC, выпустив модель 48 1/2, единственным изменением которой стали болты на решетках и переднем бычьем носу. Завод продвигал покупку этих элементов, чтобы обновить внешний вид авто, проданных ранее. Решетка использовалась после CC-46174. Примерно до CC-52175 ее не окрашивали в цвет кузова.
Задний фонарь со стеклянной линзой обычно имелся только с левой стороны. В передней части появилась контурная Т-образная эмблема. Также здесь располагались габариты, отсутствовавшие у первых моделей (там они находились внутри фары). Обновленный вариант автомобиля получил хромированный орнамент на капоте. Здесь же появились диски кремового цвета вместо красных. Вот технические характеристики СС:
✅ двухдверный, 4-местный
✅ заднеприводный, мотор – спереди
✅ рабочий объем – 724 куб. см
✅ мощность – 26/27 л. с
✅ КПП – 3-ступенчатая механика
✅ масса – 540 кг
✅ максимальная скорость – 95 км/ч
Габариты малолитражки: 3683 х 1245 х 1340 мм. Она компоновалась неразрезными мостами и барабанными тормозами. Полностью серию СС сняли с производства в конце 1948 года. За это время выпущено 61 256 автомобилей в разных вариантах кузова.
Но, когда в мировой политике восстановился относительный баланс и покой, скромное предприятие заработало с новой силой. За свою недолгую историю здесь пытались создавать самые различные типы автомобилей, прилагая усилия нащупать собственную нишу на местном рынке и хоть как-то там закрепиться. К сожалению, тех объемов, которые Crosley могли охватить в плане выпуска и последующей реализации, оказалось крайне недостаточно, чтобы оставаться на плаву. Особенно глубокий кризис начал ощущаться с начала 50-х.
Двигатель Crosley CC на 724 «кубика». Фото: youtube.com
Именно в то время мировой автопром сделал резкий скачок вперед в технологическом и других отношениях. Те, кто не смог удерживать заданный темп, вынуждены были просто сойти с дистанции. И, соответственно, уйти в историю мировых брендов прошлого. Такая же судьба постигла в 1952 году и небольшую американскую компанию. Давайте сегодня немного вспомним о ней и ее самой знаменитой послевоенной разработке – серии СС.
От бейсбола до автомобилей
Пауэл Кросли-младший владел не только корпорацией, но и бейсбольной командой. Однако его страстью всегда оставались компактные автомобили. И не удивительно, ведь первый из них молодой человек спроектировал в далеком 1907 году, имея, на минуточку, всего 12 лет от роду!
Вот только закрепиться в сфере с чудовищной конкуренцией в зрелом возрасте оказалось совсем непросто. Имелся опыт создания других образцов техники, даже веломобиля. В итоге пришлось довольствоваться просто выпуском автомобильных аксессуаров.
Простой салон с панелью приборов. Фото: youtube.com
К тридцати годам он смог хорошо проявить себя в другой нише – производстве недорогих радиоприемников, сколотив немалое состояние. В 1925 году компания Кросли стала мировым лидером в этом сегменте. Позже они расширились, оборудовав филиалы в разных городах страны и расширив ассортимент выпускаемой продукции.
Кроме коммерческого радиовещания, сюда вошло производство бытовой техники (в частности, ноу-хау с холодильниками, имеющими дверные полки). Успешная деятельность позволила диверсифицировать средства и в другие сферы, среди которых в приоритете числилась автомобильная промышленность.
Первый компактный прототип CRAD, представленный в 1937 году, получил заднюю 46-сантиметровую гусеницу. А вот серийный кабриолет 1939 года имел резонансные отзывы. С одной стороны: простая конструкция и более чем демократичная цена (325 долларов, что на треть дешевле ближайшего конкурента). С другой – не самая успешная конструкция двигателя и низкая надежность всех узлов.
Задняя часть автомобиля скучновата. Фото: youtube.com
В общем, что удивляться, дешевизна и надежность – понятия, чаще всего, диаметрально противоположные. Все же на недорогие и малокубатурные автомобили нашлось немало желающих, что отразилось на количестве собранных экипажей в последующие годы:
✅ 1939 год – 2017 ед.
✅ 1940 год – 422 ед.
✅ 1941 год – ок. 2300 ед.
✅ 1942 год – 5757 автомобилей
В военное время резкому повышению уровня производства сильно поспособствовала программа нормированного отпуска горючего. В таких условиях топливно-экономичный автомобиль оказался как нельзя кстати. Его стали спешно приобретать те, кто хотел и дальше оставаться на колесах, вписываясь в скудные бензиновые лимиты начала 40-х. Именно по этой причине Crosley стал последней американской маркой, прекратившей выпуск гражданской техники только в конце 1942 года.
Послевоенное восстановление и серия СС
Вернувшись к мирной жизни, руководство компании позаботилось о том, чтобы предложить соскучившимся потребителям что-нибудь свеженькое. Представленный автомобиль оказался абсолютной новинкой. Производители переработали все, от кузова до двигателя. О прошлом напоминала лишь трансмиссия, она осталась довоенной конструкции.
Серия CC была представлена в середине 1946-го и обозначалась как модель следующего года. Поскольку у нее имелся уникальный серийный номер, большинство людей все же называют их Crosley CC-1946. Производство автомобилей такой компоновки продолжилось до конца 1948 года.
Созданию абсолютно новой серии предшествовал опыт сборки военной техники. Именно туда уходил своими корнями установленный в автомобиле 26-сильный двигатель. Модели CC включают в себя все стандартные варианты сборки кузова:
✅ универсал
✅ седан
✅ кабриолет
✅ коммерческий автомобиль
✅ пикап
Универсал 1948 года стал самой популярной моделью, построенной Crosley. Общий тираж такой модификации составил 23 489 экземпляров. Это позволило Кросли оказаться ведущим производителем универсалов в 1948 году. Кстати, мы говорим о первых грузопассажирских автомобилях с полностью стальным кузовом, опередивших «Плимут» (который обычно получает лавры признания) на целый год.
Технические и другие особенности автомобиля
Кросли снова стал лидером своего времени, выпустив внедорожник в 1947-м. Технически это была модель 1948 года, но она продавалась с ноября предыдущего как разновидность универсала.
Crosley CC 1947 года на выставке ретро автомобилей. Фото: youtube.com
Несмотря на то, что производитель поставлял полностью новый кузов и двигатель, большая часть шасси и тормозов осталась довоенной конструкции. Вся продукция Crosley имела небольшой вес: от 1100 до 1400 фунтов. Компания – автор нескольких новинок в американском автопроме:
✅ первый доступный автомобиль с верхним расположением распредвала
✅ первый, оснащенный дисковыми тормозами с суппортом на 4 колеса
✅ первый внедорожник
Большинство автомобилей марки использовали платформу с 80-дюймовой колесной базой и листовыми рессорами. Модели CC имели 6-дюймовые механические тормоза для всей серийной продукции. Производство началось с выпуска первого автомобиля 9 мая 1946 года. Ранние варианты поставлялись без эмблем, поскольку они еще не поступили от поставщика. На бамперах красными буквами высотой 3 дюйма просто написали Crosley.
Многие из них позже оснастили эмблемами. У большинства (если не у всех) серийных автомобилей первого года производства имелось очень мало внутренних панелей, если они вообще были. Всю технику, выпущенную в первые полтора года, трудно отличить друг от друга, не глядя на серийные номера.
Кросли попытался получить немного больше от CC, выпустив модель 48 1/2, единственным изменением которой стали болты на решетках и переднем бычьем носу. Завод продвигал покупку этих элементов, чтобы обновить внешний вид авто, проданных ранее. Решетка использовалась после CC-46174. Примерно до CC-52175 ее не окрашивали в цвет кузова.
Crosley: кабриолет в Гранд Туре 5 сезон (серия «Еврокраш»). Фото: youtube.com
Задний фонарь со стеклянной линзой обычно имелся только с левой стороны. В передней части появилась контурная Т-образная эмблема. Также здесь располагались габариты, отсутствовавшие у первых моделей (там они находились внутри фары). Обновленный вариант автомобиля получил хромированный орнамент на капоте. Здесь же появились диски кремового цвета вместо красных. Вот технические характеристики СС:
✅ двухдверный, 4-местный
✅ заднеприводный, мотор – спереди
✅ рабочий объем – 724 куб. см
✅ мощность – 26/27 л. с
✅ КПП – 3-ступенчатая механика
✅ масса – 540 кг
✅ максимальная скорость – 95 км/ч
Габариты малолитражки: 3683 х 1245 х 1340 мм. Она компоновалась неразрезными мостами и барабанными тормозами. Полностью серию СС сняли с производства в конце 1948 года. За это время выпущено 61 256 автомобилей в разных вариантах кузова.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....