
Crosley CC 1947 года: малолитражка с короткой, но насыщенной историей
Crosley – это небольшой независимый производитель малолитражных автомобилей в США. Они начали заниматься бизнесом в 1939 году, поэтому дальнейшее развитие и расширение бренда во многом затормозила война в Европе. Даже на некоторое время производство прекратилось совсем.
Но, когда в мировой политике восстановился относительный баланс и покой, скромное предприятие заработало с новой силой. За свою недолгую историю здесь пытались создавать самые различные типы автомобилей, прилагая усилия нащупать собственную нишу на местном рынке и хоть как-то там закрепиться. К сожалению, тех объемов, которые Crosley могли охватить в плане выпуска и последующей реализации, оказалось крайне недостаточно, чтобы оставаться на плаву. Особенно глубокий кризис начал ощущаться с начала 50-х.
Двигатель Crosley CC на 724 «кубика». Фото: youtube.com
Именно в то время мировой автопром сделал резкий скачок вперед в технологическом и других отношениях. Те, кто не смог удерживать заданный темп, вынуждены были просто сойти с дистанции. И, соответственно, уйти в историю мировых брендов прошлого. Такая же судьба постигла в 1952 году и небольшую американскую компанию. Давайте сегодня немного вспомним о ней и ее самой знаменитой послевоенной разработке – серии СС.
Пауэл Кросли-младший владел не только корпорацией, но и бейсбольной командой. Однако его страстью всегда оставались компактные автомобили. И не удивительно, ведь первый из них молодой человек спроектировал в далеком 1907 году, имея, на минуточку, всего 12 лет от роду!
Вот только закрепиться в сфере с чудовищной конкуренцией в зрелом возрасте оказалось совсем непросто. Имелся опыт создания других образцов техники, даже веломобиля. В итоге пришлось довольствоваться просто выпуском автомобильных аксессуаров.
Простой салон с панелью приборов. Фото: youtube.com
К тридцати годам он смог хорошо проявить себя в другой нише – производстве недорогих радиоприемников, сколотив немалое состояние. В 1925 году компания Кросли стала мировым лидером в этом сегменте. Позже они расширились, оборудовав филиалы в разных городах страны и расширив ассортимент выпускаемой продукции.
Кроме коммерческого радиовещания, сюда вошло производство бытовой техники (в частности, ноу-хау с холодильниками, имеющими дверные полки). Успешная деятельность позволила диверсифицировать средства и в другие сферы, среди которых в приоритете числилась автомобильная промышленность.
Первый компактный прототип CRAD, представленный в 1937 году, получил заднюю 46-сантиметровую гусеницу. А вот серийный кабриолет 1939 года имел резонансные отзывы. С одной стороны: простая конструкция и более чем демократичная цена (325 долларов, что на треть дешевле ближайшего конкурента). С другой – не самая успешная конструкция двигателя и низкая надежность всех узлов.
Задняя часть автомобиля скучновата. Фото: youtube.com
В общем, что удивляться, дешевизна и надежность – понятия, чаще всего, диаметрально противоположные. Все же на недорогие и малокубатурные автомобили нашлось немало желающих, что отразилось на количестве собранных экипажей в последующие годы:
✅ 1939 год – 2017 ед.
✅ 1940 год – 422 ед.
✅ 1941 год – ок. 2300 ед.
✅ 1942 год – 5757 автомобилей
В военное время резкому повышению уровня производства сильно поспособствовала программа нормированного отпуска горючего. В таких условиях топливно-экономичный автомобиль оказался как нельзя кстати. Его стали спешно приобретать те, кто хотел и дальше оставаться на колесах, вписываясь в скудные бензиновые лимиты начала 40-х. Именно по этой причине Crosley стал последней американской маркой, прекратившей выпуск гражданской техники только в конце 1942 года.
Вернувшись к мирной жизни, руководство компании позаботилось о том, чтобы предложить соскучившимся потребителям что-нибудь свеженькое. Представленный автомобиль оказался абсолютной новинкой. Производители переработали все, от кузова до двигателя. О прошлом напоминала лишь трансмиссия, она осталась довоенной конструкции.
Созданию абсолютно новой серии предшествовал опыт сборки военной техники. Именно туда уходил своими корнями установленный в автомобиле 26-сильный двигатель. Модели CC включают в себя все стандартные варианты сборки кузова:
✅ универсал
✅ седан
✅ кабриолет
✅ коммерческий автомобиль
✅ пикап
Универсал 1948 года стал самой популярной моделью, построенной Crosley. Общий тираж такой модификации составил 23 489 экземпляров. Это позволило Кросли оказаться ведущим производителем универсалов в 1948 году. Кстати, мы говорим о первых грузопассажирских автомобилях с полностью стальным кузовом, опередивших «Плимут» (который обычно получает лавры признания) на целый год.
Кросли снова стал лидером своего времени, выпустив внедорожник в 1947-м. Технически это была модель 1948 года, но она продавалась с ноября предыдущего как разновидность универсала.
Crosley CC 1947 года на выставке ретро автомобилей. Фото: youtube.com
Несмотря на то, что производитель поставлял полностью новый кузов и двигатель, большая часть шасси и тормозов осталась довоенной конструкции. Вся продукция Crosley имела небольшой вес: от 1100 до 1400 фунтов. Компания – автор нескольких новинок в американском автопроме:
✅ первый доступный автомобиль с верхним расположением распредвала
✅ первый, оснащенный дисковыми тормозами с суппортом на 4 колеса
✅ первый внедорожник
Большинство автомобилей марки использовали платформу с 80-дюймовой колесной базой и листовыми рессорами. Модели CC имели 6-дюймовые механические тормоза для всей серийной продукции. Производство началось с выпуска первого автомобиля 9 мая 1946 года. Ранние варианты поставлялись без эмблем, поскольку они еще не поступили от поставщика. На бамперах красными буквами высотой 3 дюйма просто написали Crosley.
Многие из них позже оснастили эмблемами. У большинства (если не у всех) серийных автомобилей первого года производства имелось очень мало внутренних панелей, если они вообще были. Всю технику, выпущенную в первые полтора года, трудно отличить друг от друга, не глядя на серийные номера.
Кросли попытался получить немного больше от CC, выпустив модель 48 1/2, единственным изменением которой стали болты на решетках и переднем бычьем носу. Завод продвигал покупку этих элементов, чтобы обновить внешний вид авто, проданных ранее. Решетка использовалась после CC-46174. Примерно до CC-52175 ее не окрашивали в цвет кузова.
Crosley: кабриолет в Гранд Туре 5 сезон (серия «Еврокраш»). Фото: youtube.com
Задний фонарь со стеклянной линзой обычно имелся только с левой стороны. В передней части появилась контурная Т-образная эмблема. Также здесь располагались габариты, отсутствовавшие у первых моделей (там они находились внутри фары). Обновленный вариант автомобиля получил хромированный орнамент на капоте. Здесь же появились диски кремового цвета вместо красных. Вот технические характеристики СС:
✅ двухдверный, 4-местный
✅ заднеприводный, мотор – спереди
✅ рабочий объем – 724 куб. см
✅ мощность – 26/27 л. с
✅ КПП – 3-ступенчатая механика
✅ масса – 540 кг
✅ максимальная скорость – 95 км/ч
Габариты малолитражки: 3683 х 1245 х 1340 мм. Она компоновалась неразрезными мостами и барабанными тормозами. Полностью серию СС сняли с производства в конце 1948 года. За это время выпущено 61 256 автомобилей в разных вариантах кузова.
Но, когда в мировой политике восстановился относительный баланс и покой, скромное предприятие заработало с новой силой. За свою недолгую историю здесь пытались создавать самые различные типы автомобилей, прилагая усилия нащупать собственную нишу на местном рынке и хоть как-то там закрепиться. К сожалению, тех объемов, которые Crosley могли охватить в плане выпуска и последующей реализации, оказалось крайне недостаточно, чтобы оставаться на плаву. Особенно глубокий кризис начал ощущаться с начала 50-х.

Именно в то время мировой автопром сделал резкий скачок вперед в технологическом и других отношениях. Те, кто не смог удерживать заданный темп, вынуждены были просто сойти с дистанции. И, соответственно, уйти в историю мировых брендов прошлого. Такая же судьба постигла в 1952 году и небольшую американскую компанию. Давайте сегодня немного вспомним о ней и ее самой знаменитой послевоенной разработке – серии СС.
От бейсбола до автомобилей
Пауэл Кросли-младший владел не только корпорацией, но и бейсбольной командой. Однако его страстью всегда оставались компактные автомобили. И не удивительно, ведь первый из них молодой человек спроектировал в далеком 1907 году, имея, на минуточку, всего 12 лет от роду!
Вот только закрепиться в сфере с чудовищной конкуренцией в зрелом возрасте оказалось совсем непросто. Имелся опыт создания других образцов техники, даже веломобиля. В итоге пришлось довольствоваться просто выпуском автомобильных аксессуаров.

К тридцати годам он смог хорошо проявить себя в другой нише – производстве недорогих радиоприемников, сколотив немалое состояние. В 1925 году компания Кросли стала мировым лидером в этом сегменте. Позже они расширились, оборудовав филиалы в разных городах страны и расширив ассортимент выпускаемой продукции.
Кроме коммерческого радиовещания, сюда вошло производство бытовой техники (в частности, ноу-хау с холодильниками, имеющими дверные полки). Успешная деятельность позволила диверсифицировать средства и в другие сферы, среди которых в приоритете числилась автомобильная промышленность.
Первый компактный прототип CRAD, представленный в 1937 году, получил заднюю 46-сантиметровую гусеницу. А вот серийный кабриолет 1939 года имел резонансные отзывы. С одной стороны: простая конструкция и более чем демократичная цена (325 долларов, что на треть дешевле ближайшего конкурента). С другой – не самая успешная конструкция двигателя и низкая надежность всех узлов.

В общем, что удивляться, дешевизна и надежность – понятия, чаще всего, диаметрально противоположные. Все же на недорогие и малокубатурные автомобили нашлось немало желающих, что отразилось на количестве собранных экипажей в последующие годы:
✅ 1939 год – 2017 ед.
✅ 1940 год – 422 ед.
✅ 1941 год – ок. 2300 ед.
✅ 1942 год – 5757 автомобилей
В военное время резкому повышению уровня производства сильно поспособствовала программа нормированного отпуска горючего. В таких условиях топливно-экономичный автомобиль оказался как нельзя кстати. Его стали спешно приобретать те, кто хотел и дальше оставаться на колесах, вписываясь в скудные бензиновые лимиты начала 40-х. Именно по этой причине Crosley стал последней американской маркой, прекратившей выпуск гражданской техники только в конце 1942 года.
Послевоенное восстановление и серия СС
Вернувшись к мирной жизни, руководство компании позаботилось о том, чтобы предложить соскучившимся потребителям что-нибудь свеженькое. Представленный автомобиль оказался абсолютной новинкой. Производители переработали все, от кузова до двигателя. О прошлом напоминала лишь трансмиссия, она осталась довоенной конструкции.
Серия CC была представлена в середине 1946-го и обозначалась как модель следующего года. Поскольку у нее имелся уникальный серийный номер, большинство людей все же называют их Crosley CC-1946. Производство автомобилей такой компоновки продолжилось до конца 1948 года.
Созданию абсолютно новой серии предшествовал опыт сборки военной техники. Именно туда уходил своими корнями установленный в автомобиле 26-сильный двигатель. Модели CC включают в себя все стандартные варианты сборки кузова:
✅ универсал
✅ седан
✅ кабриолет
✅ коммерческий автомобиль
✅ пикап
Универсал 1948 года стал самой популярной моделью, построенной Crosley. Общий тираж такой модификации составил 23 489 экземпляров. Это позволило Кросли оказаться ведущим производителем универсалов в 1948 году. Кстати, мы говорим о первых грузопассажирских автомобилях с полностью стальным кузовом, опередивших «Плимут» (который обычно получает лавры признания) на целый год.
Технические и другие особенности автомобиля
Кросли снова стал лидером своего времени, выпустив внедорожник в 1947-м. Технически это была модель 1948 года, но она продавалась с ноября предыдущего как разновидность универсала.

Несмотря на то, что производитель поставлял полностью новый кузов и двигатель, большая часть шасси и тормозов осталась довоенной конструкции. Вся продукция Crosley имела небольшой вес: от 1100 до 1400 фунтов. Компания – автор нескольких новинок в американском автопроме:
✅ первый доступный автомобиль с верхним расположением распредвала
✅ первый, оснащенный дисковыми тормозами с суппортом на 4 колеса
✅ первый внедорожник
Большинство автомобилей марки использовали платформу с 80-дюймовой колесной базой и листовыми рессорами. Модели CC имели 6-дюймовые механические тормоза для всей серийной продукции. Производство началось с выпуска первого автомобиля 9 мая 1946 года. Ранние варианты поставлялись без эмблем, поскольку они еще не поступили от поставщика. На бамперах красными буквами высотой 3 дюйма просто написали Crosley.
Многие из них позже оснастили эмблемами. У большинства (если не у всех) серийных автомобилей первого года производства имелось очень мало внутренних панелей, если они вообще были. Всю технику, выпущенную в первые полтора года, трудно отличить друг от друга, не глядя на серийные номера.
Кросли попытался получить немного больше от CC, выпустив модель 48 1/2, единственным изменением которой стали болты на решетках и переднем бычьем носу. Завод продвигал покупку этих элементов, чтобы обновить внешний вид авто, проданных ранее. Решетка использовалась после CC-46174. Примерно до CC-52175 ее не окрашивали в цвет кузова.

Задний фонарь со стеклянной линзой обычно имелся только с левой стороны. В передней части появилась контурная Т-образная эмблема. Также здесь располагались габариты, отсутствовавшие у первых моделей (там они находились внутри фары). Обновленный вариант автомобиля получил хромированный орнамент на капоте. Здесь же появились диски кремового цвета вместо красных. Вот технические характеристики СС:
✅ двухдверный, 4-местный
✅ заднеприводный, мотор – спереди
✅ рабочий объем – 724 куб. см
✅ мощность – 26/27 л. с
✅ КПП – 3-ступенчатая механика
✅ масса – 540 кг
✅ максимальная скорость – 95 км/ч
Габариты малолитражки: 3683 х 1245 х 1340 мм. Она компоновалась неразрезными мостами и барабанными тормозами. Полностью серию СС сняли с производства в конце 1948 года. За это время выпущено 61 256 автомобилей в разных вариантах кузова.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....