
ТДТ-55 – трудяга-«опустошитель» леса
Разработка трелевочника ТДТ-55 стартовала в еще в 50-е на Онежском заводе. В 1964-м первая машина сошла с конвейера. По конструкции это не что иное, как серьезно усовершенствованный вариант предшественника ТДТ-40, который перестал удовлетворять требованиям лесозаготовителей (к 1965-му выпуск машины прекратился). Предназначение обновленного трактора –пакетирование пиломатериала и его перевозка к месту погрузки. При этом ТДТ-55 обходится «собственными силами»: посторонние механизмы, краны не требуются.
Трелевочный трактор включает в себя ходовую систему с трансмиссией, силовой агрегат, а также специальное оборудование, позволяющее работать в лесу.
Лес поехал к месту погрузки. Фото: YouTube.com
В последнем случае имеется в виду гидравлика с главным элементом – цилиндром, а также щит – стальное полотно, на которое укладывается спиленный и очищенный от сучков лес.
При создании трелевочника использовался дизель СМД-14Б (62 л. с.). Позже стали устанавливать СМД-18Н, развивавший до 100 «лошадей». Четырехтактный движок с 4-мя цилиндрами в чугунном блоке развивает 90 л. с. при 1800 оборотах в минуту. В дальнейшем были попытки еще больше увеличить мощность силового агрегата до 120 и даже 130 л. с., но они привели только к возросшему расходу топлива. Поэтому предпочтение отдавали версии трелевочника с СМД-18Н. Основные характеристики ТДТ-55:
✅ вес – 9,6 т
✅ длина, ширина, высота – 7,6, 2,5 и 3,74 м
✅ скорость – от 12,8 до 2,9 км/ч
✅ клиренс – 53,7 см
✅ расход горючего – от 175 до 238 г на л. с./ч в зависимости от типа дизеля
На самых поздних версиях трелевочника стали ставить только появившиеся двигатели Д-245. В любом случае пуск дизеля осуществлялся отдельным мотором ПД-10У, который, в свою очередь, можно было завести электрическим стартером. Если трелевочник планировалось использовать в северных регионах, дополнительно была возможна установка электрофакельного либо парового подогревателя.
В основе машины – сварная рама, включающая в себя пару лонжеронов, соединенных тремя трубами и стальными листами. Частично используется та же ходовая система, что и на ТДТ-40. В сухую муфту сцепления входит пара дисков. Для передачи крутящего момента используются карданные валы. Один из них обеспечивает работу лебедки, другой подключен к КПП и «раздатке». Конструктивно коробка выполнена в виде корпуса, в котором валы крутятся в запрессованных подшипниках.
Машина показывала хорошие технические данные и летом и зимой. Фото: YouTube.com
Всего имеется пять скоростей движения вперед и одна – назад. Предусмотрена блокировка: при не полностью выжатом (либо включенном) сцеплении смена передач невозможна. Это исключает поломку и КПП и «раздатки». Коробка управляется трактористом через карданный валик.
Гусеницы изготовлены из сплава стали с марганцем. Здесь задействовано 74 трака. Головные каретки, в отличие от задних, подвешены на пружинных рессорах.
Мощные широкие гусеницы не дают трактору провалиться. Фото: YouTube.com
Стальные катки, балансиры изготовлены методом литья. Натяжение гусениц осуществляется через специальные механизмы, расположенные на передних колесах.
Включает в себя центральную передачу, планетарное устройство для маневрирования, а также тормозную систему. Экстренная остановка, повороты производятся посредством специальных лент. Для поднятия/опускания щита, находящегося в задней части ТДТ-55, используется двухсторонний гидравлический цилиндр, зафиксированный на сферическом шарнире.
Подвеска выдерживает самые тяжелые нагрузки. Фото: YouTube.com
Для стравливания излишнего давления имеются защитные клапана. Функционирование цилиндра в нужных режимах (опускание, поднимание, нейтральное положение и плавающее) обеспечивает золотниковый распределитель.
Если движение прямолинейное, остановочные тормоза отпускаются, сателлиты в мосту вращаются вокруг своей оси, перекатываясь. Поворот может быть двух типов. Если маневр плавный, его радиус связан с сопротивлением передвижению: обе гусеницы двигаются. Резкий поворот возможен при остановке одной из них: трактор будет разворачиваться вокруг неподвижного движителя, на месте.
Щит представляет собой сварную конструкцию, в которую входит каркас из уголков и швеллеров, пара кронштейнов впереди, две рамки и настил. По краям последнего установлены отражатели в виде стальных конусов.
Щит – в транспортном положении. Фото: YouTube.com
Они удерживают пакет лесоматериала от расползания по сторонам. При отсутствии груза на щите он передней частью опирается на кронштейны, «корма» держится на паре роликов. Работу погрузочно/разгрузочной системы обеспечивает гидравлика.
Без лебедки – никуда. Фото: YouTube.com
Лебедка – с одним (иногда двумя) барабаном и редуктором с парой ступеней. Возможен реверсивный режим работы механизма. Его функционирование обеспечивает раздаточная коробка. Максимальная тяга возможна на первой передаче.
Одна из особенностей трелевочника – низкое давление на грунт, составляющее всего 0,4 кгс/кв. см. К примеру: человек средней комплекции весом в 70-80 кг давит на почву с усилием 0,7 кгс/кв. см. Это позволяет трактору свободно проезжать по заболоченным, а зимой – заснеженным участкам леса. Техника специально сконструирована под требуемый алгоритм работы:
✅ подъезд к месту нахождения поваленных деревьев
✅ затаскивание их на трелевочный щит
✅ перевозка к площадке, где находится автотранспорт
✅ погрузка
Но это еще не все «способности» ТДТ-55. При необходимости он может оборудоваться отвалом для расчистки просеки от валежника и отходов.
Загрузка хлыстов. Фото: YouTube.com
Еще машина может выравнивать штабеля, подтаскивать (переворачивать) лесоматериал для удобной очистки от сучьев. Если на транспорт установить гидроманипулятор, можно использовать различные захваты и крюки.
Все работы машинист контролирует из остекленной кабины: благо, расположена она достаточно высоко и впереди: все видно. ТДТ-55 рассчитан на работу в регионах при температуре в морозы до -40°, жару – до +40°.
Как уже упоминалось, основное достоинство – малое давление на грунт, что обеспечивается широкими (42 см у ТДТ-55 и 44 см у ТДТ-55А) гусеницами. Также высокая проходимость трактора стала возможной благодаря солидному дорожному просвету, которому «не страшны» небольшие пеньки. Применение модернизированного дизеля позволило получить хорошую по тем временам экономию горючего. Дополнительную защиту гарантировал и установленный под рамой стальной лист. И еще один пункт, доставшийся ТДТ-55 в «наследство» – надежная ходовая часть и хорошая маневренность, что доказано многолетней эксплуатацией предшественника ТДТ-40.
Кабинка выглядит тесноватой. Фото: YouTube.com
Недостатки тоже есть, хотя и не так много. Например: затруднен оперативный ремонт вне мастерских: плохо демонтируется редуктор. Могут возникнуть проблемы со сцеплением, особенно, если тракторист обладает небольшим опытом эксплуатации подобной техники. И еще один минус – шумный двигатель. Тем не менее ТДТ-55 производят до сих пор, правда, в модернизированном виде, и с более мощным дизелем. Соответствующая информация есть на официальном сайте.
Трелевочный трактор включает в себя ходовую систему с трансмиссией, силовой агрегат, а также специальное оборудование, позволяющее работать в лесу.

В последнем случае имеется в виду гидравлика с главным элементом – цилиндром, а также щит – стальное полотно, на которое укладывается спиленный и очищенный от сучков лес.
Двигатель и общие характеристики ТДТ-55
При создании трелевочника использовался дизель СМД-14Б (62 л. с.). Позже стали устанавливать СМД-18Н, развивавший до 100 «лошадей». Четырехтактный движок с 4-мя цилиндрами в чугунном блоке развивает 90 л. с. при 1800 оборотах в минуту. В дальнейшем были попытки еще больше увеличить мощность силового агрегата до 120 и даже 130 л. с., но они привели только к возросшему расходу топлива. Поэтому предпочтение отдавали версии трелевочника с СМД-18Н. Основные характеристики ТДТ-55:
✅ вес – 9,6 т
✅ длина, ширина, высота – 7,6, 2,5 и 3,74 м
✅ скорость – от 12,8 до 2,9 км/ч
✅ клиренс – 53,7 см
✅ расход горючего – от 175 до 238 г на л. с./ч в зависимости от типа дизеля
На самых поздних версиях трелевочника стали ставить только появившиеся двигатели Д-245. В любом случае пуск дизеля осуществлялся отдельным мотором ПД-10У, который, в свою очередь, можно было завести электрическим стартером. Если трелевочник планировалось использовать в северных регионах, дополнительно была возможна установка электрофакельного либо парового подогревателя.
Главная передача
В основе машины – сварная рама, включающая в себя пару лонжеронов, соединенных тремя трубами и стальными листами. Частично используется та же ходовая система, что и на ТДТ-40. В сухую муфту сцепления входит пара дисков. Для передачи крутящего момента используются карданные валы. Один из них обеспечивает работу лебедки, другой подключен к КПП и «раздатке». Конструктивно коробка выполнена в виде корпуса, в котором валы крутятся в запрессованных подшипниках.

Всего имеется пять скоростей движения вперед и одна – назад. Предусмотрена блокировка: при не полностью выжатом (либо включенном) сцеплении смена передач невозможна. Это исключает поломку и КПП и «раздатки». Коробка управляется трактористом через карданный валик.
Движитель
Гусеницы изготовлены из сплава стали с марганцем. Здесь задействовано 74 трака. Головные каретки, в отличие от задних, подвешены на пружинных рессорах.

Стальные катки, балансиры изготовлены методом литья. Натяжение гусениц осуществляется через специальные механизмы, расположенные на передних колесах.
Задний мост
Включает в себя центральную передачу, планетарное устройство для маневрирования, а также тормозную систему. Экстренная остановка, повороты производятся посредством специальных лент. Для поднятия/опускания щита, находящегося в задней части ТДТ-55, используется двухсторонний гидравлический цилиндр, зафиксированный на сферическом шарнире.

Для стравливания излишнего давления имеются защитные клапана. Функционирование цилиндра в нужных режимах (опускание, поднимание, нейтральное положение и плавающее) обеспечивает золотниковый распределитель.
Как едет трактор
Если движение прямолинейное, остановочные тормоза отпускаются, сателлиты в мосту вращаются вокруг своей оси, перекатываясь. Поворот может быть двух типов. Если маневр плавный, его радиус связан с сопротивлением передвижению: обе гусеницы двигаются. Резкий поворот возможен при остановке одной из них: трактор будет разворачиваться вокруг неподвижного движителя, на месте.
Трелевочное оснащение
Щит представляет собой сварную конструкцию, в которую входит каркас из уголков и швеллеров, пара кронштейнов впереди, две рамки и настил. По краям последнего установлены отражатели в виде стальных конусов.

Они удерживают пакет лесоматериала от расползания по сторонам. При отсутствии груза на щите он передней частью опирается на кронштейны, «корма» держится на паре роликов. Работу погрузочно/разгрузочной системы обеспечивает гидравлика.

Лебедка – с одним (иногда двумя) барабаном и редуктором с парой ступеней. Возможен реверсивный режим работы механизма. Его функционирование обеспечивает раздаточная коробка. Максимальная тяга возможна на первой передаче.
Эксплуатация
Одна из особенностей трелевочника – низкое давление на грунт, составляющее всего 0,4 кгс/кв. см. К примеру: человек средней комплекции весом в 70-80 кг давит на почву с усилием 0,7 кгс/кв. см. Это позволяет трактору свободно проезжать по заболоченным, а зимой – заснеженным участкам леса. Техника специально сконструирована под требуемый алгоритм работы:
✅ подъезд к месту нахождения поваленных деревьев
✅ затаскивание их на трелевочный щит
✅ перевозка к площадке, где находится автотранспорт
✅ погрузка
Но это еще не все «способности» ТДТ-55. При необходимости он может оборудоваться отвалом для расчистки просеки от валежника и отходов.

Еще машина может выравнивать штабеля, подтаскивать (переворачивать) лесоматериал для удобной очистки от сучьев. Если на транспорт установить гидроманипулятор, можно использовать различные захваты и крюки.
Любопытно: трелевочники в СССР выпускал не только Онежский завод. Например, модель ТДТ-40 производили в Минске (с 1955-г года), а ТДТ-75 – на Алтайском предприятии. Существовали и колесные трелевочники (Т-150К и т. п.), но они пользовались меньшим спросом. В основном сегодня это импортная техника.
Все работы машинист контролирует из остекленной кабины: благо, расположена она достаточно высоко и впереди: все видно. ТДТ-55 рассчитан на работу в регионах при температуре в морозы до -40°, жару – до +40°.
Плюсы и минусы трелевочника
Как уже упоминалось, основное достоинство – малое давление на грунт, что обеспечивается широкими (42 см у ТДТ-55 и 44 см у ТДТ-55А) гусеницами. Также высокая проходимость трактора стала возможной благодаря солидному дорожному просвету, которому «не страшны» небольшие пеньки. Применение модернизированного дизеля позволило получить хорошую по тем временам экономию горючего. Дополнительную защиту гарантировал и установленный под рамой стальной лист. И еще один пункт, доставшийся ТДТ-55 в «наследство» – надежная ходовая часть и хорошая маневренность, что доказано многолетней эксплуатацией предшественника ТДТ-40.

Недостатки тоже есть, хотя и не так много. Например: затруднен оперативный ремонт вне мастерских: плохо демонтируется редуктор. Могут возникнуть проблемы со сцеплением, особенно, если тракторист обладает небольшим опытом эксплуатации подобной техники. И еще один минус – шумный двигатель. Тем не менее ТДТ-55 производят до сих пор, правда, в модернизированном виде, и с более мощным дизелем. Соответствующая информация есть на официальном сайте.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....