ТДТ-55 – трудяга-«опустошитель» леса
Разработка трелевочника ТДТ-55 стартовала в еще в 50-е на Онежском заводе. В 1964-м первая машина сошла с конвейера. По конструкции это не что иное, как серьезно усовершенствованный вариант предшественника ТДТ-40, который перестал удовлетворять требованиям лесозаготовителей (к 1965-му выпуск машины прекратился). Предназначение обновленного трактора –пакетирование пиломатериала и его перевозка к месту погрузки. При этом ТДТ-55 обходится «собственными силами»: посторонние механизмы, краны не требуются.
Трелевочный трактор включает в себя ходовую систему с трансмиссией, силовой агрегат, а также специальное оборудование, позволяющее работать в лесу.
В последнем случае имеется в виду гидравлика с главным элементом – цилиндром, а также щит – стальное полотно, на которое укладывается спиленный и очищенный от сучков лес.
При создании трелевочника использовался дизель СМД-14Б (62 л. с.). Позже стали устанавливать СМД-18Н, развивавший до 100 «лошадей». Четырехтактный движок с 4-мя цилиндрами в чугунном блоке развивает 90 л. с. при 1800 оборотах в минуту. В дальнейшем были попытки еще больше увеличить мощность силового агрегата до 120 и даже 130 л. с., но они привели только к возросшему расходу топлива. Поэтому предпочтение отдавали версии трелевочника с СМД-18Н. Основные характеристики ТДТ-55:
✅ вес – 9,6 т
✅ длина, ширина, высота – 7,6, 2,5 и 3,74 м
✅ скорость – от 12,8 до 2,9 км/ч
✅ клиренс – 53,7 см
✅ расход горючего – от 175 до 238 г на л. с./ч в зависимости от типа дизеля
На самых поздних версиях трелевочника стали ставить только появившиеся двигатели Д-245. В любом случае пуск дизеля осуществлялся отдельным мотором ПД-10У, который, в свою очередь, можно было завести электрическим стартером. Если трелевочник планировалось использовать в северных регионах, дополнительно была возможна установка электрофакельного либо парового подогревателя.
В основе машины – сварная рама, включающая в себя пару лонжеронов, соединенных тремя трубами и стальными листами. Частично используется та же ходовая система, что и на ТДТ-40. В сухую муфту сцепления входит пара дисков. Для передачи крутящего момента используются карданные валы. Один из них обеспечивает работу лебедки, другой подключен к КПП и «раздатке». Конструктивно коробка выполнена в виде корпуса, в котором валы крутятся в запрессованных подшипниках.
Всего имеется пять скоростей движения вперед и одна – назад. Предусмотрена блокировка: при не полностью выжатом (либо включенном) сцеплении смена передач невозможна. Это исключает поломку и КПП и «раздатки». Коробка управляется трактористом через карданный валик.
Гусеницы изготовлены из сплава стали с марганцем. Здесь задействовано 74 трака. Головные каретки, в отличие от задних, подвешены на пружинных рессорах.
Стальные катки, балансиры изготовлены методом литья. Натяжение гусениц осуществляется через специальные механизмы, расположенные на передних колесах.
Включает в себя центральную передачу, планетарное устройство для маневрирования, а также тормозную систему. Экстренная остановка, повороты производятся посредством специальных лент. Для поднятия/опускания щита, находящегося в задней части ТДТ-55, используется двухсторонний гидравлический цилиндр, зафиксированный на сферическом шарнире.
Для стравливания излишнего давления имеются защитные клапана. Функционирование цилиндра в нужных режимах (опускание, поднимание, нейтральное положение и плавающее) обеспечивает золотниковый распределитель.
Если движение прямолинейное, остановочные тормоза отпускаются, сателлиты в мосту вращаются вокруг своей оси, перекатываясь. Поворот может быть двух типов. Если маневр плавный, его радиус связан с сопротивлением передвижению: обе гусеницы двигаются. Резкий поворот возможен при остановке одной из них: трактор будет разворачиваться вокруг неподвижного движителя, на месте.
Щит представляет собой сварную конструкцию, в которую входит каркас из уголков и швеллеров, пара кронштейнов впереди, две рамки и настил. По краям последнего установлены отражатели в виде стальных конусов.
Они удерживают пакет лесоматериала от расползания по сторонам. При отсутствии груза на щите он передней частью опирается на кронштейны, «корма» держится на паре роликов. Работу погрузочно/разгрузочной системы обеспечивает гидравлика.
Лебедка – с одним (иногда двумя) барабаном и редуктором с парой ступеней. Возможен реверсивный режим работы механизма. Его функционирование обеспечивает раздаточная коробка. Максимальная тяга возможна на первой передаче.
Одна из особенностей трелевочника – низкое давление на грунт, составляющее всего 0,4 кгс/кв. см. К примеру: человек средней комплекции весом в 70-80 кг давит на почву с усилием 0,7 кгс/кв. см. Это позволяет трактору свободно проезжать по заболоченным, а зимой – заснеженным участкам леса. Техника специально сконструирована под требуемый алгоритм работы:
✅ подъезд к месту нахождения поваленных деревьев
✅ затаскивание их на трелевочный щит
✅ перевозка к площадке, где находится автотранспорт
✅ погрузка
Но это еще не все «способности» ТДТ-55. При необходимости он может оборудоваться отвалом для расчистки просеки от валежника и отходов.
Еще машина может выравнивать штабеля, подтаскивать (переворачивать) лесоматериал для удобной очистки от сучьев. Если на транспорт установить гидроманипулятор, можно использовать различные захваты и крюки.
Все работы машинист контролирует из остекленной кабины: благо, расположена она достаточно высоко и впереди: все видно. ТДТ-55 рассчитан на работу в регионах при температуре в морозы до -40°, жару – до +40°.
Как уже упоминалось, основное достоинство – малое давление на грунт, что обеспечивается широкими (42 см у ТДТ-55 и 44 см у ТДТ-55А) гусеницами. Также высокая проходимость трактора стала возможной благодаря солидному дорожному просвету, которому «не страшны» небольшие пеньки. Применение модернизированного дизеля позволило получить хорошую по тем временам экономию горючего. Дополнительную защиту гарантировал и установленный под рамой стальной лист. И еще один пункт, доставшийся ТДТ-55 в «наследство» – надежная ходовая часть и хорошая маневренность, что доказано многолетней эксплуатацией предшественника ТДТ-40.
Недостатки тоже есть, хотя и не так много. Например: затруднен оперативный ремонт вне мастерских: плохо демонтируется редуктор. Могут возникнуть проблемы со сцеплением, особенно, если тракторист обладает небольшим опытом эксплуатации подобной техники. И еще один минус – шумный двигатель. Тем не менее ТДТ-55 производят до сих пор, правда, в модернизированном виде, и с более мощным дизелем. Соответствующая информация есть на официальном сайте.
Трелевочный трактор включает в себя ходовую систему с трансмиссией, силовой агрегат, а также специальное оборудование, позволяющее работать в лесу.
Лес поехал к месту погрузки. Фото: YouTube.com
В последнем случае имеется в виду гидравлика с главным элементом – цилиндром, а также щит – стальное полотно, на которое укладывается спиленный и очищенный от сучков лес.
Двигатель и общие характеристики ТДТ-55
При создании трелевочника использовался дизель СМД-14Б (62 л. с.). Позже стали устанавливать СМД-18Н, развивавший до 100 «лошадей». Четырехтактный движок с 4-мя цилиндрами в чугунном блоке развивает 90 л. с. при 1800 оборотах в минуту. В дальнейшем были попытки еще больше увеличить мощность силового агрегата до 120 и даже 130 л. с., но они привели только к возросшему расходу топлива. Поэтому предпочтение отдавали версии трелевочника с СМД-18Н. Основные характеристики ТДТ-55:
✅ вес – 9,6 т
✅ длина, ширина, высота – 7,6, 2,5 и 3,74 м
✅ скорость – от 12,8 до 2,9 км/ч
✅ клиренс – 53,7 см
✅ расход горючего – от 175 до 238 г на л. с./ч в зависимости от типа дизеля
На самых поздних версиях трелевочника стали ставить только появившиеся двигатели Д-245. В любом случае пуск дизеля осуществлялся отдельным мотором ПД-10У, который, в свою очередь, можно было завести электрическим стартером. Если трелевочник планировалось использовать в северных регионах, дополнительно была возможна установка электрофакельного либо парового подогревателя.
Главная передача
В основе машины – сварная рама, включающая в себя пару лонжеронов, соединенных тремя трубами и стальными листами. Частично используется та же ходовая система, что и на ТДТ-40. В сухую муфту сцепления входит пара дисков. Для передачи крутящего момента используются карданные валы. Один из них обеспечивает работу лебедки, другой подключен к КПП и «раздатке». Конструктивно коробка выполнена в виде корпуса, в котором валы крутятся в запрессованных подшипниках.
Машина показывала хорошие технические данные и летом и зимой. Фото: YouTube.com
Всего имеется пять скоростей движения вперед и одна – назад. Предусмотрена блокировка: при не полностью выжатом (либо включенном) сцеплении смена передач невозможна. Это исключает поломку и КПП и «раздатки». Коробка управляется трактористом через карданный валик.
Движитель
Гусеницы изготовлены из сплава стали с марганцем. Здесь задействовано 74 трака. Головные каретки, в отличие от задних, подвешены на пружинных рессорах.
Мощные широкие гусеницы не дают трактору провалиться. Фото: YouTube.com
Стальные катки, балансиры изготовлены методом литья. Натяжение гусениц осуществляется через специальные механизмы, расположенные на передних колесах.
Задний мост
Включает в себя центральную передачу, планетарное устройство для маневрирования, а также тормозную систему. Экстренная остановка, повороты производятся посредством специальных лент. Для поднятия/опускания щита, находящегося в задней части ТДТ-55, используется двухсторонний гидравлический цилиндр, зафиксированный на сферическом шарнире.
Подвеска выдерживает самые тяжелые нагрузки. Фото: YouTube.com
Для стравливания излишнего давления имеются защитные клапана. Функционирование цилиндра в нужных режимах (опускание, поднимание, нейтральное положение и плавающее) обеспечивает золотниковый распределитель.
Как едет трактор
Если движение прямолинейное, остановочные тормоза отпускаются, сателлиты в мосту вращаются вокруг своей оси, перекатываясь. Поворот может быть двух типов. Если маневр плавный, его радиус связан с сопротивлением передвижению: обе гусеницы двигаются. Резкий поворот возможен при остановке одной из них: трактор будет разворачиваться вокруг неподвижного движителя, на месте.
Трелевочное оснащение
Щит представляет собой сварную конструкцию, в которую входит каркас из уголков и швеллеров, пара кронштейнов впереди, две рамки и настил. По краям последнего установлены отражатели в виде стальных конусов.
Щит – в транспортном положении. Фото: YouTube.com
Они удерживают пакет лесоматериала от расползания по сторонам. При отсутствии груза на щите он передней частью опирается на кронштейны, «корма» держится на паре роликов. Работу погрузочно/разгрузочной системы обеспечивает гидравлика.
Без лебедки – никуда. Фото: YouTube.com
Лебедка – с одним (иногда двумя) барабаном и редуктором с парой ступеней. Возможен реверсивный режим работы механизма. Его функционирование обеспечивает раздаточная коробка. Максимальная тяга возможна на первой передаче.
Эксплуатация
Одна из особенностей трелевочника – низкое давление на грунт, составляющее всего 0,4 кгс/кв. см. К примеру: человек средней комплекции весом в 70-80 кг давит на почву с усилием 0,7 кгс/кв. см. Это позволяет трактору свободно проезжать по заболоченным, а зимой – заснеженным участкам леса. Техника специально сконструирована под требуемый алгоритм работы:
✅ подъезд к месту нахождения поваленных деревьев
✅ затаскивание их на трелевочный щит
✅ перевозка к площадке, где находится автотранспорт
✅ погрузка
Но это еще не все «способности» ТДТ-55. При необходимости он может оборудоваться отвалом для расчистки просеки от валежника и отходов.
Загрузка хлыстов. Фото: YouTube.com
Еще машина может выравнивать штабеля, подтаскивать (переворачивать) лесоматериал для удобной очистки от сучьев. Если на транспорт установить гидроманипулятор, можно использовать различные захваты и крюки.
Любопытно: трелевочники в СССР выпускал не только Онежский завод. Например, модель ТДТ-40 производили в Минске (с 1955-г года), а ТДТ-75 – на Алтайском предприятии. Существовали и колесные трелевочники (Т-150К и т. п.), но они пользовались меньшим спросом. В основном сегодня это импортная техника.
Все работы машинист контролирует из остекленной кабины: благо, расположена она достаточно высоко и впереди: все видно. ТДТ-55 рассчитан на работу в регионах при температуре в морозы до -40°, жару – до +40°.
Плюсы и минусы трелевочника
Как уже упоминалось, основное достоинство – малое давление на грунт, что обеспечивается широкими (42 см у ТДТ-55 и 44 см у ТДТ-55А) гусеницами. Также высокая проходимость трактора стала возможной благодаря солидному дорожному просвету, которому «не страшны» небольшие пеньки. Применение модернизированного дизеля позволило получить хорошую по тем временам экономию горючего. Дополнительную защиту гарантировал и установленный под рамой стальной лист. И еще один пункт, доставшийся ТДТ-55 в «наследство» – надежная ходовая часть и хорошая маневренность, что доказано многолетней эксплуатацией предшественника ТДТ-40.
Кабинка выглядит тесноватой. Фото: YouTube.com
Недостатки тоже есть, хотя и не так много. Например: затруднен оперативный ремонт вне мастерских: плохо демонтируется редуктор. Могут возникнуть проблемы со сцеплением, особенно, если тракторист обладает небольшим опытом эксплуатации подобной техники. И еще один минус – шумный двигатель. Тем не менее ТДТ-55 производят до сих пор, правда, в модернизированном виде, и с более мощным дизелем. Соответствующая информация есть на официальном сайте.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Автодома из Китая – лучшие машины и дорогостоящая роскошь
Не сидится авторам канала «ПриветТачка» на месте. Они ищут интересные автомобили. В этот раз им удалось попасть в салон Armadillo. Не слышали про такую...