ТДТ-55 – трудяга-«опустошитель» леса
Разработка трелевочника ТДТ-55 стартовала в еще в 50-е на Онежском заводе. В 1964-м первая машина сошла с конвейера. По конструкции это не что иное, как серьезно усовершенствованный вариант предшественника ТДТ-40, который перестал удовлетворять требованиям лесозаготовителей (к 1965-му выпуск машины прекратился). Предназначение обновленного трактора –пакетирование пиломатериала и его перевозка к месту погрузки. При этом ТДТ-55 обходится «собственными силами»: посторонние механизмы, краны не требуются.
Трелевочный трактор включает в себя ходовую систему с трансмиссией, силовой агрегат, а также специальное оборудование, позволяющее работать в лесу.
В последнем случае имеется в виду гидравлика с главным элементом – цилиндром, а также щит – стальное полотно, на которое укладывается спиленный и очищенный от сучков лес.
При создании трелевочника использовался дизель СМД-14Б (62 л. с.). Позже стали устанавливать СМД-18Н, развивавший до 100 «лошадей». Четырехтактный движок с 4-мя цилиндрами в чугунном блоке развивает 90 л. с. при 1800 оборотах в минуту. В дальнейшем были попытки еще больше увеличить мощность силового агрегата до 120 и даже 130 л. с., но они привели только к возросшему расходу топлива. Поэтому предпочтение отдавали версии трелевочника с СМД-18Н. Основные характеристики ТДТ-55:
✅ вес – 9,6 т
✅ длина, ширина, высота – 7,6, 2,5 и 3,74 м
✅ скорость – от 12,8 до 2,9 км/ч
✅ клиренс – 53,7 см
✅ расход горючего – от 175 до 238 г на л. с./ч в зависимости от типа дизеля
На самых поздних версиях трелевочника стали ставить только появившиеся двигатели Д-245. В любом случае пуск дизеля осуществлялся отдельным мотором ПД-10У, который, в свою очередь, можно было завести электрическим стартером. Если трелевочник планировалось использовать в северных регионах, дополнительно была возможна установка электрофакельного либо парового подогревателя.
В основе машины – сварная рама, включающая в себя пару лонжеронов, соединенных тремя трубами и стальными листами. Частично используется та же ходовая система, что и на ТДТ-40. В сухую муфту сцепления входит пара дисков. Для передачи крутящего момента используются карданные валы. Один из них обеспечивает работу лебедки, другой подключен к КПП и «раздатке». Конструктивно коробка выполнена в виде корпуса, в котором валы крутятся в запрессованных подшипниках.
Всего имеется пять скоростей движения вперед и одна – назад. Предусмотрена блокировка: при не полностью выжатом (либо включенном) сцеплении смена передач невозможна. Это исключает поломку и КПП и «раздатки». Коробка управляется трактористом через карданный валик.
Гусеницы изготовлены из сплава стали с марганцем. Здесь задействовано 74 трака. Головные каретки, в отличие от задних, подвешены на пружинных рессорах.
Стальные катки, балансиры изготовлены методом литья. Натяжение гусениц осуществляется через специальные механизмы, расположенные на передних колесах.
Включает в себя центральную передачу, планетарное устройство для маневрирования, а также тормозную систему. Экстренная остановка, повороты производятся посредством специальных лент. Для поднятия/опускания щита, находящегося в задней части ТДТ-55, используется двухсторонний гидравлический цилиндр, зафиксированный на сферическом шарнире.
Для стравливания излишнего давления имеются защитные клапана. Функционирование цилиндра в нужных режимах (опускание, поднимание, нейтральное положение и плавающее) обеспечивает золотниковый распределитель.
Если движение прямолинейное, остановочные тормоза отпускаются, сателлиты в мосту вращаются вокруг своей оси, перекатываясь. Поворот может быть двух типов. Если маневр плавный, его радиус связан с сопротивлением передвижению: обе гусеницы двигаются. Резкий поворот возможен при остановке одной из них: трактор будет разворачиваться вокруг неподвижного движителя, на месте.
Щит представляет собой сварную конструкцию, в которую входит каркас из уголков и швеллеров, пара кронштейнов впереди, две рамки и настил. По краям последнего установлены отражатели в виде стальных конусов.
Они удерживают пакет лесоматериала от расползания по сторонам. При отсутствии груза на щите он передней частью опирается на кронштейны, «корма» держится на паре роликов. Работу погрузочно/разгрузочной системы обеспечивает гидравлика.
Лебедка – с одним (иногда двумя) барабаном и редуктором с парой ступеней. Возможен реверсивный режим работы механизма. Его функционирование обеспечивает раздаточная коробка. Максимальная тяга возможна на первой передаче.
Одна из особенностей трелевочника – низкое давление на грунт, составляющее всего 0,4 кгс/кв. см. К примеру: человек средней комплекции весом в 70-80 кг давит на почву с усилием 0,7 кгс/кв. см. Это позволяет трактору свободно проезжать по заболоченным, а зимой – заснеженным участкам леса. Техника специально сконструирована под требуемый алгоритм работы:
✅ подъезд к месту нахождения поваленных деревьев
✅ затаскивание их на трелевочный щит
✅ перевозка к площадке, где находится автотранспорт
✅ погрузка
Но это еще не все «способности» ТДТ-55. При необходимости он может оборудоваться отвалом для расчистки просеки от валежника и отходов.
Еще машина может выравнивать штабеля, подтаскивать (переворачивать) лесоматериал для удобной очистки от сучьев. Если на транспорт установить гидроманипулятор, можно использовать различные захваты и крюки.
Все работы машинист контролирует из остекленной кабины: благо, расположена она достаточно высоко и впереди: все видно. ТДТ-55 рассчитан на работу в регионах при температуре в морозы до -40°, жару – до +40°.
Как уже упоминалось, основное достоинство – малое давление на грунт, что обеспечивается широкими (42 см у ТДТ-55 и 44 см у ТДТ-55А) гусеницами. Также высокая проходимость трактора стала возможной благодаря солидному дорожному просвету, которому «не страшны» небольшие пеньки. Применение модернизированного дизеля позволило получить хорошую по тем временам экономию горючего. Дополнительную защиту гарантировал и установленный под рамой стальной лист. И еще один пункт, доставшийся ТДТ-55 в «наследство» – надежная ходовая часть и хорошая маневренность, что доказано многолетней эксплуатацией предшественника ТДТ-40.
Недостатки тоже есть, хотя и не так много. Например: затруднен оперативный ремонт вне мастерских: плохо демонтируется редуктор. Могут возникнуть проблемы со сцеплением, особенно, если тракторист обладает небольшим опытом эксплуатации подобной техники. И еще один минус – шумный двигатель. Тем не менее ТДТ-55 производят до сих пор, правда, в модернизированном виде, и с более мощным дизелем. Соответствующая информация есть на официальном сайте.
Трелевочный трактор включает в себя ходовую систему с трансмиссией, силовой агрегат, а также специальное оборудование, позволяющее работать в лесу.
Лес поехал к месту погрузки. Фото: YouTube.com
В последнем случае имеется в виду гидравлика с главным элементом – цилиндром, а также щит – стальное полотно, на которое укладывается спиленный и очищенный от сучков лес.
Двигатель и общие характеристики ТДТ-55
При создании трелевочника использовался дизель СМД-14Б (62 л. с.). Позже стали устанавливать СМД-18Н, развивавший до 100 «лошадей». Четырехтактный движок с 4-мя цилиндрами в чугунном блоке развивает 90 л. с. при 1800 оборотах в минуту. В дальнейшем были попытки еще больше увеличить мощность силового агрегата до 120 и даже 130 л. с., но они привели только к возросшему расходу топлива. Поэтому предпочтение отдавали версии трелевочника с СМД-18Н. Основные характеристики ТДТ-55:
✅ вес – 9,6 т
✅ длина, ширина, высота – 7,6, 2,5 и 3,74 м
✅ скорость – от 12,8 до 2,9 км/ч
✅ клиренс – 53,7 см
✅ расход горючего – от 175 до 238 г на л. с./ч в зависимости от типа дизеля
На самых поздних версиях трелевочника стали ставить только появившиеся двигатели Д-245. В любом случае пуск дизеля осуществлялся отдельным мотором ПД-10У, который, в свою очередь, можно было завести электрическим стартером. Если трелевочник планировалось использовать в северных регионах, дополнительно была возможна установка электрофакельного либо парового подогревателя.
Главная передача
В основе машины – сварная рама, включающая в себя пару лонжеронов, соединенных тремя трубами и стальными листами. Частично используется та же ходовая система, что и на ТДТ-40. В сухую муфту сцепления входит пара дисков. Для передачи крутящего момента используются карданные валы. Один из них обеспечивает работу лебедки, другой подключен к КПП и «раздатке». Конструктивно коробка выполнена в виде корпуса, в котором валы крутятся в запрессованных подшипниках.
Машина показывала хорошие технические данные и летом и зимой. Фото: YouTube.com
Всего имеется пять скоростей движения вперед и одна – назад. Предусмотрена блокировка: при не полностью выжатом (либо включенном) сцеплении смена передач невозможна. Это исключает поломку и КПП и «раздатки». Коробка управляется трактористом через карданный валик.
Движитель
Гусеницы изготовлены из сплава стали с марганцем. Здесь задействовано 74 трака. Головные каретки, в отличие от задних, подвешены на пружинных рессорах.
Мощные широкие гусеницы не дают трактору провалиться. Фото: YouTube.com
Стальные катки, балансиры изготовлены методом литья. Натяжение гусениц осуществляется через специальные механизмы, расположенные на передних колесах.
Задний мост
Включает в себя центральную передачу, планетарное устройство для маневрирования, а также тормозную систему. Экстренная остановка, повороты производятся посредством специальных лент. Для поднятия/опускания щита, находящегося в задней части ТДТ-55, используется двухсторонний гидравлический цилиндр, зафиксированный на сферическом шарнире.
Подвеска выдерживает самые тяжелые нагрузки. Фото: YouTube.com
Для стравливания излишнего давления имеются защитные клапана. Функционирование цилиндра в нужных режимах (опускание, поднимание, нейтральное положение и плавающее) обеспечивает золотниковый распределитель.
Как едет трактор
Если движение прямолинейное, остановочные тормоза отпускаются, сателлиты в мосту вращаются вокруг своей оси, перекатываясь. Поворот может быть двух типов. Если маневр плавный, его радиус связан с сопротивлением передвижению: обе гусеницы двигаются. Резкий поворот возможен при остановке одной из них: трактор будет разворачиваться вокруг неподвижного движителя, на месте.
Трелевочное оснащение
Щит представляет собой сварную конструкцию, в которую входит каркас из уголков и швеллеров, пара кронштейнов впереди, две рамки и настил. По краям последнего установлены отражатели в виде стальных конусов.
Щит – в транспортном положении. Фото: YouTube.com
Они удерживают пакет лесоматериала от расползания по сторонам. При отсутствии груза на щите он передней частью опирается на кронштейны, «корма» держится на паре роликов. Работу погрузочно/разгрузочной системы обеспечивает гидравлика.
Без лебедки – никуда. Фото: YouTube.com
Лебедка – с одним (иногда двумя) барабаном и редуктором с парой ступеней. Возможен реверсивный режим работы механизма. Его функционирование обеспечивает раздаточная коробка. Максимальная тяга возможна на первой передаче.
Эксплуатация
Одна из особенностей трелевочника – низкое давление на грунт, составляющее всего 0,4 кгс/кв. см. К примеру: человек средней комплекции весом в 70-80 кг давит на почву с усилием 0,7 кгс/кв. см. Это позволяет трактору свободно проезжать по заболоченным, а зимой – заснеженным участкам леса. Техника специально сконструирована под требуемый алгоритм работы:
✅ подъезд к месту нахождения поваленных деревьев
✅ затаскивание их на трелевочный щит
✅ перевозка к площадке, где находится автотранспорт
✅ погрузка
Но это еще не все «способности» ТДТ-55. При необходимости он может оборудоваться отвалом для расчистки просеки от валежника и отходов.
Загрузка хлыстов. Фото: YouTube.com
Еще машина может выравнивать штабеля, подтаскивать (переворачивать) лесоматериал для удобной очистки от сучьев. Если на транспорт установить гидроманипулятор, можно использовать различные захваты и крюки.
Любопытно: трелевочники в СССР выпускал не только Онежский завод. Например, модель ТДТ-40 производили в Минске (с 1955-г года), а ТДТ-75 – на Алтайском предприятии. Существовали и колесные трелевочники (Т-150К и т. п.), но они пользовались меньшим спросом. В основном сегодня это импортная техника.
Все работы машинист контролирует из остекленной кабины: благо, расположена она достаточно высоко и впереди: все видно. ТДТ-55 рассчитан на работу в регионах при температуре в морозы до -40°, жару – до +40°.
Плюсы и минусы трелевочника
Как уже упоминалось, основное достоинство – малое давление на грунт, что обеспечивается широкими (42 см у ТДТ-55 и 44 см у ТДТ-55А) гусеницами. Также высокая проходимость трактора стала возможной благодаря солидному дорожному просвету, которому «не страшны» небольшие пеньки. Применение модернизированного дизеля позволило получить хорошую по тем временам экономию горючего. Дополнительную защиту гарантировал и установленный под рамой стальной лист. И еще один пункт, доставшийся ТДТ-55 в «наследство» – надежная ходовая часть и хорошая маневренность, что доказано многолетней эксплуатацией предшественника ТДТ-40.
Кабинка выглядит тесноватой. Фото: YouTube.com
Недостатки тоже есть, хотя и не так много. Например: затруднен оперативный ремонт вне мастерских: плохо демонтируется редуктор. Могут возникнуть проблемы со сцеплением, особенно, если тракторист обладает небольшим опытом эксплуатации подобной техники. И еще один минус – шумный двигатель. Тем не менее ТДТ-55 производят до сих пор, правда, в модернизированном виде, и с более мощным дизелем. Соответствующая информация есть на официальном сайте.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...