Citroen GS Birotor 1970-1980: хотели как лучше, а... пришлось отзывать с рынка
На планете зарегистрировано порядка 1,2 млрд автомобилей. Сколько всего марок – внятной статистики нет. Но не менее 500. Где в этой куче «Ситроен»? В авангарде, среди первых. Или кто-то не слышал? Компания популярна и уважаема с момента образования в 1919 году.
Добиться известности в условиях жесткой отраслевой конкуренции непросто. Нужно создавать качественные и надежные машины, обновлять ассортимент, следовать автомоде, внедрять передовые технологии… На последнем и погорели.
Передовым во второй половине 20-го века был РПД – роторно-поршневой двигатель. Конструкцию разработали талантливые инженеры Феликс Ванкель и Вальтер Фройде. Новаторы трудились в немецкой фирме NSU, которой мы посвятили несколько благодарственных строк в одном из ранних материалов.
Целью рационализаторов было уменьшить габариты и массу ДВС. Но при этом добиться высокой мощности и быстрого достижения максимального крутящего момента.
РПД (двигатель Ванкеля) – компактная альтернатива традиционному поршневому аппарату. В роторном моторе те же циклы: впуск, сжатие, рабочий такт, выпуск. Но нет цилиндров, клапанов, шатунов, поршней. В отличие от классического агрегата, который имеет множество движущихся частей и сложные механизмы, РПД состоит из треугольного ротора, вращающегося внутри продолговатого корпуса.
Газета The New York Times, апрель 1972 года:
Простота конструкции приводит к уменьшению вибраций и шума, более плавной работе, что снижает потребность в дополнительных компонентах – балансирных валах. Становится ненужным и газораспределительный механизм.
Благодаря непрерывному вращательному движению аппарат Ванкеля производит больше мощности по сравнению с размером и массой. Это хорошо для применений, где пространство и вес имеют решающее значение, например, в самолетах, гоночных автомобилях, мототранспорте.
Преимущество роторно-поршневого двигателя и в более высокой частоте вращения, за счет которой мотор эффективнее генерирует мощность. Эта функция делает его подходящим для приложений, требующих быстрого ускорения и высокой скорости работы.
Все так и было, но прицепились логически вытекающие недостатки. Одна из проблем – герметизация. Сильный нагрев, высокие нагрузки, детонация вели к износу уплотнителей, повышенному расходу масла и топлива. Неизбежно повреждается неподлежащая восстановлению поверхность камеры в корпусе статора.
Течи, задиры, смещение ротора относительно стенок камеры, неравномерный нагрев корпуса и деформация – богатый букет. Он способствует, в том числе, снижению компрессии и проблеме холодного запуска.
Словом, спорный двигатель с примерно одинаковым списком плюсиков и минусов. Кто рискнет поставить такой агрегат на конвейер? «Ситроен» имел на этот шаг мужество. Конечно, французы не были первыми, кто установил РПД на серийную модель. Но входили в число пионеров, за что и поплатились.
Испытательным стендом роторного проекта была модель Citroen M35. Производитель выпустил и продал избранному числу клиентов 267 машин. Условия: наматывать в год не более 30 тыс. км и сообщать руководству компании об опыте эксплуатации.
Выводы по окончании испытаний: одного ротора мало! Так появился Birotor, превысивший базовый оппозитник GS на 47 «лошадей».
Характеристики двигателя:
✅ Объем – 2 х 498 см3
✅ Мощность – 107 л. с. при 5,5 тыс. об/мин
✅ Момент силы – 137 Н*м
✅ Скоростной предел – 175 км/ч
✅ Разгон до первой «сотни» – 14 сек
Размеры агрегата были небольшими, но он помещался в моторном отсеке только поперек. Пришлось отказаться от фирменной ситроеновской изюминки – внутренних дисковых тормозов, которые крепились не к ступице, а к шасси.
Что ж, диски (спереди вентилируемые) установили стандартным способом, что, впрочем, повысило уровень безопасности. Но пришлось изменить подрамник, увеличить колесные арки, модифицировать выпускной тракт и сделать более широкой колею.
Силовой момент подавался на переднюю ось с колесами 165 HR 14. В качестве трансмиссии установили 3-ступенчатый полуавтомат. Рабочую смесь аппарату поставляли два карбюратора Solex. А подвеска была песней!
Citroen GS Birotor снабдили гидропневматической системой, обеспечивающей плавную и комфортную езду по неровным дорогам. Инновационный механизм позволял автомобилю регулировать высоту дорожного просвета, обеспечивал оптимальную управляемость и устойчивость.
Citroen GS Birotor отличался аэродинамической формой. Взять хоть Камма-хвост. Конструкция Каммбака, популяризированная Вунибальдом Каммом, представляла собой усеченную обтекаемую корму, снижавшую аэродинамическое сопротивление до Cx 0,36 – отличный показатель для того времени.
Хвостовая часть Kamma придает своеобразный и характерный внешний вид машине, одновременно сводя к минимуму сопротивление воздуха и улучшая динамику. Обтекаемые линии и изогнутый кузов автомобиля были привлекательны визуально и оптимизированы для повышения топливной экономичности. Увы, расход горючего из-за двигателя едва укладывался в 16 л на 100 км пути.
Габаритные размеры «Двойного ротора»:
✅ Длина – 4 121 мм
✅ Ширина – 1 645 мм
✅ Высота – 1 372 мм
✅ Между осями – 2 562 мм
Передняя часть GS Birotor демонстрировала элегантную решетку радиатора с логотипом компании в виде двойного шеврона. Большие фары органично вписались в дизайн, придав автомобилю футуристический вид.
В целом, экстерьер модели опередил свое время, привлекая внимание как автолюбителей, так и просто зрителей. Стиль «Биротора» отражал авангардную философию дизайна «Ситроен» той эпохи и выделялся среди других автомобилей.
Citroen GS Birotor предлагал пользователям удобную уютную кабину, в которой реализовано несколько технологических достижений. Например, тканевые дверные панели, обивка ковролином, широкие подголовники.
Расположение сидений обеспечивало пассажирам достаточно места. Компоновка приборной панели была хоть и минималистической, но с четкими и легко читаемыми датчиками и элементами управления.
В салоне Citroen уделил внимание деталям, используя высококачественные материалы и отделку. Сиденья спроектировали с учетом комфорта, а общий дизайн интерьера излучал типично французскую элегантность и изысканность. GS Birotor также имел расширенные функции: кондиционер, радио. Тонировка стекол и люк в крыше шли опционно.
«Бироторы», за малым исключением, были окрашены в коричневый цвет, интерьер шел в ореховых тонах. Симпатичные автомобили, но заводские ворота покинуло всего 847 единиц: продажи не радовали.
Владельцам не нравился топливный расход. К несчастью, выпуск прожорливого авто совпал с нефтяным кризисом 1973 года. Смазки тоже требовалось немереное количество, причем, только оригинальной. Обслуживание из-за новизны силовой установки представляло проблему. Запчастей не хватало.
А тут еще возникли экономические трудности на предприятии. В момент слияния компании с «Пежо» ситроеновцы решили отозвать Citroen GS Birotor с рынка. Руководство занималось глобальными проблемами выживания. Поэтому с «Двойным ротором» поступили кардинально: хозяев вынуждали сдавать машины в дилерские центры. Здесь двигатели выводили из строя – пробивали дырки в корпусах.
Процесс возмутил пользователей, но не был таким драматичным, как с General Motors EV1 1996-1999. Обошлось без арестов и демонстраций. Однако не все экземпляры вернулись на утилизацию: часть авто через время обнаруживалась в старых гаражах и сараях. Цена на уцелевшие «Двойные роторы» устремилась в небеса. В октябре 2022 года мелькало объявление о продаже редкости за 24 тыс. евро.
Двигатель Ванкеля – одно из слагаемые неудачи Citroen GS Birotor. Причины провала наслоились одна на другую. На французской модели европейская биография РПД закончилась, едва начавшись. А японцы, «Тойота» и особенно «Мазда», победив детские болезни агрегата, не брезгуют РПД и сегодня. В СССР Ванкель устанавливали на спецмашины.
Добиться известности в условиях жесткой отраслевой конкуренции непросто. Нужно создавать качественные и надежные машины, обновлять ассортимент, следовать автомоде, внедрять передовые технологии… На последнем и погорели.
Роторно-поршневой двигатель
Передовым во второй половине 20-го века был РПД – роторно-поршневой двигатель. Конструкцию разработали талантливые инженеры Феликс Ванкель и Вальтер Фройде. Новаторы трудились в немецкой фирме NSU, которой мы посвятили несколько благодарственных строк в одном из ранних материалов.
Citroen GS Birotor – инновационная модель со сложной судьбой. Фото: YouTube.com
Целью рационализаторов было уменьшить габариты и массу ДВС. Но при этом добиться высокой мощности и быстрого достижения максимального крутящего момента.
РПД (двигатель Ванкеля) – компактная альтернатива традиционному поршневому аппарату. В роторном моторе те же циклы: впуск, сжатие, рабочий такт, выпуск. Но нет цилиндров, клапанов, шатунов, поршней. В отличие от классического агрегата, который имеет множество движущихся частей и сложные механизмы, РПД состоит из треугольного ротора, вращающегося внутри продолговатого корпуса.
Газета The New York Times, апрель 1972 года:
Вполне вероятно, что через пару лет вы сможете купить роторный Ford, Chevrolet или Hornet у местного дилера. У поршневого двигателя наконец появится сильный соперник
Простота конструкции приводит к уменьшению вибраций и шума, более плавной работе, что снижает потребность в дополнительных компонентах – балансирных валах. Становится ненужным и газораспределительный механизм.
Плюсы и минусы ротора
Благодаря непрерывному вращательному движению аппарат Ванкеля производит больше мощности по сравнению с размером и массой. Это хорошо для применений, где пространство и вес имеют решающее значение, например, в самолетах, гоночных автомобилях, мототранспорте.
Длина Citroen GS Birotor 4121 мм. Фото: YouTube.com
Преимущество роторно-поршневого двигателя и в более высокой частоте вращения, за счет которой мотор эффективнее генерирует мощность. Эта функция делает его подходящим для приложений, требующих быстрого ускорения и высокой скорости работы.
Все так и было, но прицепились логически вытекающие недостатки. Одна из проблем – герметизация. Сильный нагрев, высокие нагрузки, детонация вели к износу уплотнителей, повышенному расходу масла и топлива. Неизбежно повреждается неподлежащая восстановлению поверхность камеры в корпусе статора.
Течи, задиры, смещение ротора относительно стенок камеры, неравномерный нагрев корпуса и деформация – богатый букет. Он способствует, в том числе, снижению компрессии и проблеме холодного запуска.
Один из немногих уцелевших экземпляров Citroen GS Birotor. Фото: YouTube.com
Словом, спорный двигатель с примерно одинаковым списком плюсиков и минусов. Кто рискнет поставить такой агрегат на конвейер? «Ситроен» имел на этот шаг мужество. Конечно, французы не были первыми, кто установил РПД на серийную модель. Но входили в число пионеров, за что и поплатились.
Особенности подкапотной компоновки и характеристики мотора
Испытательным стендом роторного проекта была модель Citroen M35. Производитель выпустил и продал избранному числу клиентов 267 машин. Условия: наматывать в год не более 30 тыс. км и сообщать руководству компании об опыте эксплуатации.
Выводы по окончании испытаний: одного ротора мало! Так появился Birotor, превысивший базовый оппозитник GS на 47 «лошадей».
Характеристики двигателя:
✅ Объем – 2 х 498 см3
✅ Мощность – 107 л. с. при 5,5 тыс. об/мин
✅ Момент силы – 137 Н*м
✅ Скоростной предел – 175 км/ч
✅ Разгон до первой «сотни» – 14 сек
Размеры агрегата были небольшими, но он помещался в моторном отсеке только поперек. Пришлось отказаться от фирменной ситроеновской изюминки – внутренних дисковых тормозов, которые крепились не к ступице, а к шасси.
Что ж, диски (спереди вентилируемые) установили стандартным способом, что, впрочем, повысило уровень безопасности. Но пришлось изменить подрамник, увеличить колесные арки, модифицировать выпускной тракт и сделать более широкой колею.
Под капотом Citroen GS Birotor. Фото: YouTube.com
Силовой момент подавался на переднюю ось с колесами 165 HR 14. В качестве трансмиссии установили 3-ступенчатый полуавтомат. Рабочую смесь аппарату поставляли два карбюратора Solex. А подвеска была песней!
Citroen GS Birotor снабдили гидропневматической системой, обеспечивающей плавную и комфортную езду по неровным дорогам. Инновационный механизм позволял автомобилю регулировать высоту дорожного просвета, обеспечивал оптимальную управляемость и устойчивость.
Экстерьер
Citroen GS Birotor отличался аэродинамической формой. Взять хоть Камма-хвост. Конструкция Каммбака, популяризированная Вунибальдом Каммом, представляла собой усеченную обтекаемую корму, снижавшую аэродинамическое сопротивление до Cx 0,36 – отличный показатель для того времени.
Citroen GS Birotor: тот самый хвост Камма. Фото: YouTube.com
Хвостовая часть Kamma придает своеобразный и характерный внешний вид машине, одновременно сводя к минимуму сопротивление воздуха и улучшая динамику. Обтекаемые линии и изогнутый кузов автомобиля были привлекательны визуально и оптимизированы для повышения топливной экономичности. Увы, расход горючего из-за двигателя едва укладывался в 16 л на 100 км пути.
Габаритные размеры «Двойного ротора»:
✅ Длина – 4 121 мм
✅ Ширина – 1 645 мм
✅ Высота – 1 372 мм
✅ Между осями – 2 562 мм
Передняя часть GS Birotor демонстрировала элегантную решетку радиатора с логотипом компании в виде двойного шеврона. Большие фары органично вписались в дизайн, придав автомобилю футуристический вид.
В целом, экстерьер модели опередил свое время, привлекая внимание как автолюбителей, так и просто зрителей. Стиль «Биротора» отражал авангардную философию дизайна «Ситроен» той эпохи и выделялся среди других автомобилей.
Интерьер
Citroen GS Birotor предлагал пользователям удобную уютную кабину, в которой реализовано несколько технологических достижений. Например, тканевые дверные панели, обивка ковролином, широкие подголовники.
Салон Citroen GS Birotor. Фото: YouTube.com
Расположение сидений обеспечивало пассажирам достаточно места. Компоновка приборной панели была хоть и минималистической, но с четкими и легко читаемыми датчиками и элементами управления.
В салоне Citroen уделил внимание деталям, используя высококачественные материалы и отделку. Сиденья спроектировали с учетом комфорта, а общий дизайн интерьера излучал типично французскую элегантность и изысканность. GS Birotor также имел расширенные функции: кондиционер, радио. Тонировка стекол и люк в крыше шли опционно.
Судьба
«Бироторы», за малым исключением, были окрашены в коричневый цвет, интерьер шел в ореховых тонах. Симпатичные автомобили, но заводские ворота покинуло всего 847 единиц: продажи не радовали.
Владельцам не нравился топливный расход. К несчастью, выпуск прожорливого авто совпал с нефтяным кризисом 1973 года. Смазки тоже требовалось немереное количество, причем, только оригинальной. Обслуживание из-за новизны силовой установки представляло проблему. Запчастей не хватало.
Citroen GS Birotor: машину с таким шильдиком вряд ли встретишь. Фото: YouTube.com
А тут еще возникли экономические трудности на предприятии. В момент слияния компании с «Пежо» ситроеновцы решили отозвать Citroen GS Birotor с рынка. Руководство занималось глобальными проблемами выживания. Поэтому с «Двойным ротором» поступили кардинально: хозяев вынуждали сдавать машины в дилерские центры. Здесь двигатели выводили из строя – пробивали дырки в корпусах.
Процесс возмутил пользователей, но не был таким драматичным, как с General Motors EV1 1996-1999. Обошлось без арестов и демонстраций. Однако не все экземпляры вернулись на утилизацию: часть авто через время обнаруживалась в старых гаражах и сараях. Цена на уцелевшие «Двойные роторы» устремилась в небеса. В октябре 2022 года мелькало объявление о продаже редкости за 24 тыс. евро.
Двигатель Ванкеля – одно из слагаемые неудачи Citroen GS Birotor. Причины провала наслоились одна на другую. На французской модели европейская биография РПД закончилась, едва начавшись. А японцы, «Тойота» и особенно «Мазда», победив детские болезни агрегата, не брезгуют РПД и сегодня. В СССР Ванкель устанавливали на спецмашины.
- Timofey
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Автодома из Китая – лучшие машины и дорогостоящая роскошь
Не сидится авторам канала «ПриветТачка» на месте. Они ищут интересные автомобили. В этот раз им удалось попасть в салон Armadillo. Не слышали про такую...