СМ-92: пользуется спросом в России и за границей
14 939

СМ-92: пользуется спросом в России и за границей

На дворе – 1992-й год: только что развалился Советский Союз. Казалось, в это время совсем не до разработок новых моделей самолетов. Однако в компании «Техноавиа» под началом В. П. Кондратьева, так не думали. Примерно за год был создан легкомоторный многоцелевой самолет (прототип) универсального назначения.


Машина, вмещающая шесть пассажиров или 900 кг груза, могла использоваться для патрулирования ЛЭП, нефтяных и газовых магистралей, совершения парашютных прыжков, проведения экскурсий, путешествий. Впоследствии разработали даже вариант для пограничников – воздушное судно оснастили комплектом вооружения. Машины подобного типа называют «летающими джипами».

Что представляет собой СМ-92 технически


По конструкции – классический высокоплан с парой консолей, укрепленных подкосами. Алюминиевый фюзеляж – клепаный, с силовыми элементами в виде балок, лонжеронов, шпангоутов. Снаружи корпус имеет металлическую обшивку.

СМ-92: пользуется спросом в России и за границейМашина может взлетать и садиться в полевых условиях. Фото: YouTube.com

Крыло сделано из дюралюминия, исключая законцовки, которые выполнены в виде стеклопластиковых оболочек.

Серийное производство СМ-92 было организовано на Смоленском авиазаводе. На сегодня предприятие (по данным с официального сайта) готово выпускать в год до 24-х подобных летательных аппаратов.

Хвост, из-за больших размеров, сразу привлекает внимание; также в оперение входят стабилизатор и киль. Последний при перевозке самолета отстыковывается. Элероны – щелевого типа, закрылки – двухсекционные. Рессорное (изготовлено из стальных труб) шасси не убирается, под хвостом – самоориентирующееся колесико. В случае разбега или при посадке оно автоматически закрепляется в нейтральном положении. А при отклонении рулей более, чем на 10°, поворачивается.

Шасси – трехопорное (самолет с венгерским флагом). Фото: YouTube.com

Тормозная система – гидравлическая, управляемая из кабины, почти как в автомобиле. Только для маневрирования, поворота, надо нажать на одну педаль, чтобы остановить вращение соответствующего колеса. Управление самолетом осуществляется с помощью тросов и механизмов, имеющих электрический привод.

Силовая установка


Изначально СМ-92 комплектовался российским авиамотором М-14Х: довольно известным агрегатом. Он применялся на таких самолетах, как Як-50, Су-26, Су-31, Як-55М и многих других спортивных машинах. Однако для СМ-92 мощности двигателя, развивающего 360 «лошадей», явно не хватало, что особенно было заметно на взлетном режиме. Уже после первого испытательного полета, успешно завершенного 28.12.1993 года, конструкторы задумались о подборе иного силового агрегата. Но пока летали на том, что есть: устраняли мелкие недоработки, модернизировали конструкцию планера, повышая его надежность.

Популярный в РФ и за рубежом Як-50 тоже оснащался мотором М-14. Фото: YouTube.com

Альтернативы двигателю М-14, которая выдавала бы хотя бы 500-600 л. с. в России на тот момент не было. А чтобы закупить партию моторов из-за рубежа, у компании банально не хватало денег: поиски спонсора тоже ни к чему не привели.

Но выход из положения был, хоть и грустный. Проект пришлось продать зарубежной компании с обязательством проведения совместной сертификации. Фирмой, согласившейся на подобное партнерство, оказалась словацкая Aerotech Slovakia. Компания поставила на российский легкомоторный самолет турбовинтовой двигатель Walter M-601, сертифицированный в США. Из особенностей мотора стоит выделить наличие электронной защиты, предохраняющей «Вальтер» от опасных перегрузок.

SMG-92: тот же СМ-92, но выпускаемый в Словакии. Фото: YouTube.com

В комплекте с силовой установкой работает пропеллер V-508E/99 с тремя лопастями. Управление винтом осуществляется посредством гидравлики. Словаки даже самолет частично переименовали в SMG-92 Turbo Finist. Впервые машина с новым «сердцем» поднялась в небо 6.11.2000.

В 2017-м в российском НПЦ «Салют» сообщили, что разрабатываемый организацией самолетный двигатель ТВ-500С, выдающий 630 «лошадей», может быть использован для установки на СМ-92.

По европейским правилам сертификация была пройдена сравнительно быстро, а вот с российскими нормами АП-23 почему-то случилась «загвоздка». Нужный документ был получен в 2008-м (за №СТ294-СМ-92Т).

Кабина


Она располагается в носовой части самолета: в нее входит пилотское отделение и пассажирский (грузовой) отсек. Последний довольно просторный и вмещает 6 человек или 900 кг. Учитывая, что машина предназначается для местных линий, можно сказать, что если не корова, то теленок точно в СМ-92 поместится!

Самолетом управляет один пилот. Фото: YouTube.com

Для проникновения внутрь самолета предусмотрены три двери: пассажирская – на левом борту, сдвижного типа. Двухместные кресла расположены в два ряда. Доступ к узлам агрегатов возможен через съемный пол. Внутри кабина отделана декоративными панелями. Причем, большинство из них можно оперативно демонтировать, чтобы добраться до нужных коммуникаций. В салоне предусмотрен обогреватель, представляющий собой систему трубопроводов, забирающую подогретый воздух прямо от двигателя. Есть и вентиляция.

Приборы – частично российские, частично – импортные. Фото: YouTube.com

Бортовое напряжение – 28,5 вольт, которое выдает стартер-генератор, развивающий мощность до 5 кВт. Резервный источник питания – аккумулятор в 25 А*ч. Помимо стандартных приборов, в БРЭО входит пара радиостанций KY-96 и радиокомпас, выпускаемый американской компаний «Бендикс-Кинг».

Модификации


Если не считать базовой модели с российским силовым агрегатом М-14, то с конвейера в Смоленске сходило еще несколько разновидностей СМ-92:

✅ СМ-92П предназначен для пограничников
✅ СМ-92Т – воздушное судно со словацким движком
✅ Zlin Z400 – версия машины с силовым агрегатом Orenda OE600
✅ SMG-92 – самолет, производимый Aerotech Slovakia

Последняя, наиболее совершенная модель с мотором «Вальтер», получила дополнительное название – «Турбо Финист». Основные технические данные этой машины:

✅ размах крыла – 14,6 м
✅ вес пустого (полный взлетный) – 1,67 (3) т
✅ мощность двигателя – 750 «лошадей»
✅ крейсерская и наивысшая скорость – 240 и 280 км/ч
✅ высота – до 3-х км
✅ дальность – 1300 км, с дополнительными топливными баками – 2 тыс. 100 км

Запас горючего составляет 1240 литров. Для взлета с бетонной поверхности самолету требуется полоса длиной 400 м, посадки – 490 м. Завод-изготовитель гарантирует максимальный ресурс в 10 тыс. часов, а срок службы – от двадцати лет. Предполетная подготовка воздушного судна занимает не более 20-ти минут.

«Кругосветка»


Да-да, эта легкомоторная машина – одна из немногих, что полностью облетела планету. Старт состоялся 2.07.1995 года. Цель мероприятия – испытание новинки в реальных условиях (в т. ч. разных климатах), плюс реклама. С площадки завода воздушное судно взяло курс на Брест, потом – английская столица, Исландия. Преодолев 1,5 тысячи км над Атлантикой, машина успешно приземлилась в Ванкувере. Здесь СМ-92 стал участником Airshow Canada. Затем самолет, успешно перелетев Аляску, достиг российской территории – бухты Провидения. И последний этап проходил через Дальний Восток, Сибирь. Взлетев с ульяновского аэродрома, машина, наконец, села в Тушино.

Кто покупал СМ-92


К началу 1996-го года «Техноавиа» получила предоплаченные заказы на 31 воздушное судно. Из них 16 машин потребовалось пограничникам, а 5 экземпляров должны отправиться в Бельгию. К 2007-му Смоленский авиазавод выпустил 26 самолетов.

Самолет востребован как в РФ, так и за рубежом: здесь – МС-92, переименованный в SM-92TE Praga Alfa. Фото: YouTube.com

Первый серийный СМ-92 приобрел лично для себя М. Кримбл – шеф-пилот английской королевы. Вторую машину купил брюссельский аэроклуб. На сегодня СМ-92 и его модификации эксплуатируются как на территории РФ, так и за ее пределами.
А вы что думаете о СМ-92?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
«Сапсаны» хотят ускорить

«Сапсаны» хотят ускорить

Технически это вполне выполнимая задача. В РЖД уже провели необходимые тесты, а все подробности в нашем материале....