Машина, вмещающая шесть пассажиров или 900 кг груза, могла использоваться для патрулирования ЛЭП, нефтяных и газовых магистралей, совершения парашютных прыжков, проведения экскурсий, путешествий. Впоследствии разработали даже вариант для пограничников – воздушное судно оснастили комплектом вооружения. Машины подобного типа называют «летающими джипами».
Что представляет собой СМ-92 технически
По конструкции – классический высокоплан с парой консолей, укрепленных подкосами. Алюминиевый фюзеляж – клепаный, с силовыми элементами в виде балок, лонжеронов, шпангоутов. Снаружи корпус имеет металлическую обшивку.

Крыло сделано из дюралюминия, исключая законцовки, которые выполнены в виде стеклопластиковых оболочек.
Серийное производство СМ-92 было организовано на Смоленском авиазаводе. На сегодня предприятие (по данным с официального сайта) готово выпускать в год до 24-х подобных летательных аппаратов.
Хвост, из-за больших размеров, сразу привлекает внимание; также в оперение входят стабилизатор и киль. Последний при перевозке самолета отстыковывается. Элероны – щелевого типа, закрылки – двухсекционные. Рессорное (изготовлено из стальных труб) шасси не убирается, под хвостом – самоориентирующееся колесико. В случае разбега или при посадке оно автоматически закрепляется в нейтральном положении. А при отклонении рулей более, чем на 10°, поворачивается.

Тормозная система – гидравлическая, управляемая из кабины, почти как в автомобиле. Только для маневрирования, поворота, надо нажать на одну педаль, чтобы остановить вращение соответствующего колеса. Управление самолетом осуществляется с помощью тросов и механизмов, имеющих электрический привод.
Силовая установка
Изначально СМ-92 комплектовался российским авиамотором М-14Х: довольно известным агрегатом. Он применялся на таких самолетах, как Як-50, Су-26, Су-31, Як-55М и многих других спортивных машинах. Однако для СМ-92 мощности двигателя, развивающего 360 «лошадей», явно не хватало, что особенно было заметно на взлетном режиме. Уже после первого испытательного полета, успешно завершенного 28.12.1993 года, конструкторы задумались о подборе иного силового агрегата. Но пока летали на том, что есть: устраняли мелкие недоработки, модернизировали конструкцию планера, повышая его надежность.

Альтернативы двигателю М-14, которая выдавала бы хотя бы 500-600 л. с. в России на тот момент не было. А чтобы закупить партию моторов из-за рубежа, у компании банально не хватало денег: поиски спонсора тоже ни к чему не привели.
Но выход из положения был, хоть и грустный. Проект пришлось продать зарубежной компании с обязательством проведения совместной сертификации. Фирмой, согласившейся на подобное партнерство, оказалась словацкая Aerotech Slovakia. Компания поставила на российский легкомоторный самолет турбовинтовой двигатель Walter M-601, сертифицированный в США. Из особенностей мотора стоит выделить наличие электронной защиты, предохраняющей «Вальтер» от опасных перегрузок.

В комплекте с силовой установкой работает пропеллер V-508E/99 с тремя лопастями. Управление винтом осуществляется посредством гидравлики. Словаки даже самолет частично переименовали в SMG-92 Turbo Finist. Впервые машина с новым «сердцем» поднялась в небо 6.11.2000.
В 2017-м в российском НПЦ «Салют» сообщили, что разрабатываемый организацией самолетный двигатель ТВ-500С, выдающий 630 «лошадей», может быть использован для установки на СМ-92.
По европейским правилам сертификация была пройдена сравнительно быстро, а вот с российскими нормами АП-23 почему-то случилась «загвоздка». Нужный документ был получен в 2008-м (за №СТ294-СМ-92Т).
Кабина
Она располагается в носовой части самолета: в нее входит пилотское отделение и пассажирский (грузовой) отсек. Последний довольно просторный и вмещает 6 человек или 900 кг. Учитывая, что машина предназначается для местных линий, можно сказать, что если не корова, то теленок точно в СМ-92 поместится!

Для проникновения внутрь самолета предусмотрены три двери: пассажирская – на левом борту, сдвижного типа. Двухместные кресла расположены в два ряда. Доступ к узлам агрегатов возможен через съемный пол. Внутри кабина отделана декоративными панелями. Причем, большинство из них можно оперативно демонтировать, чтобы добраться до нужных коммуникаций. В салоне предусмотрен обогреватель, представляющий собой систему трубопроводов, забирающую подогретый воздух прямо от двигателя. Есть и вентиляция.

Бортовое напряжение – 28,5 вольт, которое выдает стартер-генератор, развивающий мощность до 5 кВт. Резервный источник питания – аккумулятор в 25 А*ч. Помимо стандартных приборов, в БРЭО входит пара радиостанций KY-96 и радиокомпас, выпускаемый американской компаний «Бендикс-Кинг».
Модификации
Если не считать базовой модели с российским силовым агрегатом М-14, то с конвейера в Смоленске сходило еще несколько разновидностей СМ-92:
✅ СМ-92П предназначен для пограничников
✅ СМ-92Т – воздушное судно со словацким движком
✅ Zlin Z400 – версия машины с силовым агрегатом Orenda OE600
✅ SMG-92 – самолет, производимый Aerotech Slovakia
Последняя, наиболее совершенная модель с мотором «Вальтер», получила дополнительное название – «Турбо Финист». Основные технические данные этой машины:
✅ размах крыла – 14,6 м
✅ вес пустого (полный взлетный) – 1,67 (3) т
✅ мощность двигателя – 750 «лошадей»
✅ крейсерская и наивысшая скорость – 240 и 280 км/ч
✅ высота – до 3-х км
✅ дальность – 1300 км, с дополнительными топливными баками – 2 тыс. 100 км
Запас горючего составляет 1240 литров. Для взлета с бетонной поверхности самолету требуется полоса длиной 400 м, посадки – 490 м. Завод-изготовитель гарантирует максимальный ресурс в 10 тыс. часов, а срок службы – от двадцати лет. Предполетная подготовка воздушного судна занимает не более 20-ти минут.
«Кругосветка»
Да-да, эта легкомоторная машина – одна из немногих, что полностью облетела планету. Старт состоялся 2.07.1995 года. Цель мероприятия – испытание новинки в реальных условиях (в т. ч. разных климатах), плюс реклама. С площадки завода воздушное судно взяло курс на Брест, потом – английская столица, Исландия. Преодолев 1,5 тысячи км над Атлантикой, машина успешно приземлилась в Ванкувере. Здесь СМ-92 стал участником Airshow Canada. Затем самолет, успешно перелетев Аляску, достиг российской территории – бухты Провидения. И последний этап проходил через Дальний Восток, Сибирь. Взлетев с ульяновского аэродрома, машина, наконец, села в Тушино.
Кто покупал СМ-92
К началу 1996-го года «Техноавиа» получила предоплаченные заказы на 31 воздушное судно. Из них 16 машин потребовалось пограничникам, а 5 экземпляров должны отправиться в Бельгию. К 2007-му Смоленский авиазавод выпустил 26 самолетов.

Первый серийный СМ-92 приобрел лично для себя М. Кримбл – шеф-пилот английской королевы. Вторую машину купил брюссельский аэроклуб. На сегодня СМ-92 и его модификации эксплуатируются как на территории РФ, так и за ее пределами.