
СМ-92: пользуется спросом в России и за границей
На дворе – 1992-й год: только что развалился Советский Союз. Казалось, в это время совсем не до разработок новых моделей самолетов. Однако в компании «Техноавиа» под началом В. П. Кондратьева, так не думали. Примерно за год был создан легкомоторный многоцелевой самолет (прототип) универсального назначения.
Машина, вмещающая шесть пассажиров или 900 кг груза, могла использоваться для патрулирования ЛЭП, нефтяных и газовых магистралей, совершения парашютных прыжков, проведения экскурсий, путешествий. Впоследствии разработали даже вариант для пограничников – воздушное судно оснастили комплектом вооружения. Машины подобного типа называют «летающими джипами».
По конструкции – классический высокоплан с парой консолей, укрепленных подкосами. Алюминиевый фюзеляж – клепаный, с силовыми элементами в виде балок, лонжеронов, шпангоутов. Снаружи корпус имеет металлическую обшивку.
Машина может взлетать и садиться в полевых условиях. Фото: YouTube.com
Крыло сделано из дюралюминия, исключая законцовки, которые выполнены в виде стеклопластиковых оболочек.
Хвост, из-за больших размеров, сразу привлекает внимание; также в оперение входят стабилизатор и киль. Последний при перевозке самолета отстыковывается. Элероны – щелевого типа, закрылки – двухсекционные. Рессорное (изготовлено из стальных труб) шасси не убирается, под хвостом – самоориентирующееся колесико. В случае разбега или при посадке оно автоматически закрепляется в нейтральном положении. А при отклонении рулей более, чем на 10°, поворачивается.
Шасси – трехопорное (самолет с венгерским флагом). Фото: YouTube.com
Тормозная система – гидравлическая, управляемая из кабины, почти как в автомобиле. Только для маневрирования, поворота, надо нажать на одну педаль, чтобы остановить вращение соответствующего колеса. Управление самолетом осуществляется с помощью тросов и механизмов, имеющих электрический привод.
Изначально СМ-92 комплектовался российским авиамотором М-14Х: довольно известным агрегатом. Он применялся на таких самолетах, как Як-50, Су-26, Су-31, Як-55М и многих других спортивных машинах. Однако для СМ-92 мощности двигателя, развивающего 360 «лошадей», явно не хватало, что особенно было заметно на взлетном режиме. Уже после первого испытательного полета, успешно завершенного 28.12.1993 года, конструкторы задумались о подборе иного силового агрегата. Но пока летали на том, что есть: устраняли мелкие недоработки, модернизировали конструкцию планера, повышая его надежность.
Популярный в РФ и за рубежом Як-50 тоже оснащался мотором М-14. Фото: YouTube.com
Альтернативы двигателю М-14, которая выдавала бы хотя бы 500-600 л. с. в России на тот момент не было. А чтобы закупить партию моторов из-за рубежа, у компании банально не хватало денег: поиски спонсора тоже ни к чему не привели.
Но выход из положения был, хоть и грустный. Проект пришлось продать зарубежной компании с обязательством проведения совместной сертификации. Фирмой, согласившейся на подобное партнерство, оказалась словацкая Aerotech Slovakia. Компания поставила на российский легкомоторный самолет турбовинтовой двигатель Walter M-601, сертифицированный в США. Из особенностей мотора стоит выделить наличие электронной защиты, предохраняющей «Вальтер» от опасных перегрузок.
SMG-92: тот же СМ-92, но выпускаемый в Словакии. Фото: YouTube.com
В комплекте с силовой установкой работает пропеллер V-508E/99 с тремя лопастями. Управление винтом осуществляется посредством гидравлики. Словаки даже самолет частично переименовали в SMG-92 Turbo Finist. Впервые машина с новым «сердцем» поднялась в небо 6.11.2000.
По европейским правилам сертификация была пройдена сравнительно быстро, а вот с российскими нормами АП-23 почему-то случилась «загвоздка». Нужный документ был получен в 2008-м (за №СТ294-СМ-92Т).
Она располагается в носовой части самолета: в нее входит пилотское отделение и пассажирский (грузовой) отсек. Последний довольно просторный и вмещает 6 человек или 900 кг. Учитывая, что машина предназначается для местных линий, можно сказать, что если не корова, то теленок точно в СМ-92 поместится!
Самолетом управляет один пилот. Фото: YouTube.com
Для проникновения внутрь самолета предусмотрены три двери: пассажирская – на левом борту, сдвижного типа. Двухместные кресла расположены в два ряда. Доступ к узлам агрегатов возможен через съемный пол. Внутри кабина отделана декоративными панелями. Причем, большинство из них можно оперативно демонтировать, чтобы добраться до нужных коммуникаций. В салоне предусмотрен обогреватель, представляющий собой систему трубопроводов, забирающую подогретый воздух прямо от двигателя. Есть и вентиляция.
Приборы – частично российские, частично – импортные. Фото: YouTube.com
Бортовое напряжение – 28,5 вольт, которое выдает стартер-генератор, развивающий мощность до 5 кВт. Резервный источник питания – аккумулятор в 25 А*ч. Помимо стандартных приборов, в БРЭО входит пара радиостанций KY-96 и радиокомпас, выпускаемый американской компаний «Бендикс-Кинг».
Если не считать базовой модели с российским силовым агрегатом М-14, то с конвейера в Смоленске сходило еще несколько разновидностей СМ-92:
✅ СМ-92П предназначен для пограничников
✅ СМ-92Т – воздушное судно со словацким движком
✅ Zlin Z400 – версия машины с силовым агрегатом Orenda OE600
✅ SMG-92 – самолет, производимый Aerotech Slovakia
Последняя, наиболее совершенная модель с мотором «Вальтер», получила дополнительное название – «Турбо Финист». Основные технические данные этой машины:
✅ размах крыла – 14,6 м
✅ вес пустого (полный взлетный) – 1,67 (3) т
✅ мощность двигателя – 750 «лошадей»
✅ крейсерская и наивысшая скорость – 240 и 280 км/ч
✅ высота – до 3-х км
✅ дальность – 1300 км, с дополнительными топливными баками – 2 тыс. 100 км
Запас горючего составляет 1240 литров. Для взлета с бетонной поверхности самолету требуется полоса длиной 400 м, посадки – 490 м. Завод-изготовитель гарантирует максимальный ресурс в 10 тыс. часов, а срок службы – от двадцати лет. Предполетная подготовка воздушного судна занимает не более 20-ти минут.
Да-да, эта легкомоторная машина – одна из немногих, что полностью облетела планету. Старт состоялся 2.07.1995 года. Цель мероприятия – испытание новинки в реальных условиях (в т. ч. разных климатах), плюс реклама. С площадки завода воздушное судно взяло курс на Брест, потом – английская столица, Исландия. Преодолев 1,5 тысячи км над Атлантикой, машина успешно приземлилась в Ванкувере. Здесь СМ-92 стал участником Airshow Canada. Затем самолет, успешно перелетев Аляску, достиг российской территории – бухты Провидения. И последний этап проходил через Дальний Восток, Сибирь. Взлетев с ульяновского аэродрома, машина, наконец, села в Тушино.
К началу 1996-го года «Техноавиа» получила предоплаченные заказы на 31 воздушное судно. Из них 16 машин потребовалось пограничникам, а 5 экземпляров должны отправиться в Бельгию. К 2007-му Смоленский авиазавод выпустил 26 самолетов.
Самолет востребован как в РФ, так и за рубежом: здесь – МС-92, переименованный в SM-92TE Praga Alfa. Фото: YouTube.com
Первый серийный СМ-92 приобрел лично для себя М. Кримбл – шеф-пилот английской королевы. Вторую машину купил брюссельский аэроклуб. На сегодня СМ-92 и его модификации эксплуатируются как на территории РФ, так и за ее пределами.
Машина, вмещающая шесть пассажиров или 900 кг груза, могла использоваться для патрулирования ЛЭП, нефтяных и газовых магистралей, совершения парашютных прыжков, проведения экскурсий, путешествий. Впоследствии разработали даже вариант для пограничников – воздушное судно оснастили комплектом вооружения. Машины подобного типа называют «летающими джипами».
Что представляет собой СМ-92 технически
По конструкции – классический высокоплан с парой консолей, укрепленных подкосами. Алюминиевый фюзеляж – клепаный, с силовыми элементами в виде балок, лонжеронов, шпангоутов. Снаружи корпус имеет металлическую обшивку.

Крыло сделано из дюралюминия, исключая законцовки, которые выполнены в виде стеклопластиковых оболочек.
Серийное производство СМ-92 было организовано на Смоленском авиазаводе. На сегодня предприятие (по данным с официального сайта) готово выпускать в год до 24-х подобных летательных аппаратов.
Хвост, из-за больших размеров, сразу привлекает внимание; также в оперение входят стабилизатор и киль. Последний при перевозке самолета отстыковывается. Элероны – щелевого типа, закрылки – двухсекционные. Рессорное (изготовлено из стальных труб) шасси не убирается, под хвостом – самоориентирующееся колесико. В случае разбега или при посадке оно автоматически закрепляется в нейтральном положении. А при отклонении рулей более, чем на 10°, поворачивается.

Тормозная система – гидравлическая, управляемая из кабины, почти как в автомобиле. Только для маневрирования, поворота, надо нажать на одну педаль, чтобы остановить вращение соответствующего колеса. Управление самолетом осуществляется с помощью тросов и механизмов, имеющих электрический привод.
Силовая установка
Изначально СМ-92 комплектовался российским авиамотором М-14Х: довольно известным агрегатом. Он применялся на таких самолетах, как Як-50, Су-26, Су-31, Як-55М и многих других спортивных машинах. Однако для СМ-92 мощности двигателя, развивающего 360 «лошадей», явно не хватало, что особенно было заметно на взлетном режиме. Уже после первого испытательного полета, успешно завершенного 28.12.1993 года, конструкторы задумались о подборе иного силового агрегата. Но пока летали на том, что есть: устраняли мелкие недоработки, модернизировали конструкцию планера, повышая его надежность.

Альтернативы двигателю М-14, которая выдавала бы хотя бы 500-600 л. с. в России на тот момент не было. А чтобы закупить партию моторов из-за рубежа, у компании банально не хватало денег: поиски спонсора тоже ни к чему не привели.
Но выход из положения был, хоть и грустный. Проект пришлось продать зарубежной компании с обязательством проведения совместной сертификации. Фирмой, согласившейся на подобное партнерство, оказалась словацкая Aerotech Slovakia. Компания поставила на российский легкомоторный самолет турбовинтовой двигатель Walter M-601, сертифицированный в США. Из особенностей мотора стоит выделить наличие электронной защиты, предохраняющей «Вальтер» от опасных перегрузок.

В комплекте с силовой установкой работает пропеллер V-508E/99 с тремя лопастями. Управление винтом осуществляется посредством гидравлики. Словаки даже самолет частично переименовали в SMG-92 Turbo Finist. Впервые машина с новым «сердцем» поднялась в небо 6.11.2000.
В 2017-м в российском НПЦ «Салют» сообщили, что разрабатываемый организацией самолетный двигатель ТВ-500С, выдающий 630 «лошадей», может быть использован для установки на СМ-92.
По европейским правилам сертификация была пройдена сравнительно быстро, а вот с российскими нормами АП-23 почему-то случилась «загвоздка». Нужный документ был получен в 2008-м (за №СТ294-СМ-92Т).
Кабина
Она располагается в носовой части самолета: в нее входит пилотское отделение и пассажирский (грузовой) отсек. Последний довольно просторный и вмещает 6 человек или 900 кг. Учитывая, что машина предназначается для местных линий, можно сказать, что если не корова, то теленок точно в СМ-92 поместится!

Для проникновения внутрь самолета предусмотрены три двери: пассажирская – на левом борту, сдвижного типа. Двухместные кресла расположены в два ряда. Доступ к узлам агрегатов возможен через съемный пол. Внутри кабина отделана декоративными панелями. Причем, большинство из них можно оперативно демонтировать, чтобы добраться до нужных коммуникаций. В салоне предусмотрен обогреватель, представляющий собой систему трубопроводов, забирающую подогретый воздух прямо от двигателя. Есть и вентиляция.

Бортовое напряжение – 28,5 вольт, которое выдает стартер-генератор, развивающий мощность до 5 кВт. Резервный источник питания – аккумулятор в 25 А*ч. Помимо стандартных приборов, в БРЭО входит пара радиостанций KY-96 и радиокомпас, выпускаемый американской компаний «Бендикс-Кинг».
Модификации
Если не считать базовой модели с российским силовым агрегатом М-14, то с конвейера в Смоленске сходило еще несколько разновидностей СМ-92:
✅ СМ-92П предназначен для пограничников
✅ СМ-92Т – воздушное судно со словацким движком
✅ Zlin Z400 – версия машины с силовым агрегатом Orenda OE600
✅ SMG-92 – самолет, производимый Aerotech Slovakia
Последняя, наиболее совершенная модель с мотором «Вальтер», получила дополнительное название – «Турбо Финист». Основные технические данные этой машины:
✅ размах крыла – 14,6 м
✅ вес пустого (полный взлетный) – 1,67 (3) т
✅ мощность двигателя – 750 «лошадей»
✅ крейсерская и наивысшая скорость – 240 и 280 км/ч
✅ высота – до 3-х км
✅ дальность – 1300 км, с дополнительными топливными баками – 2 тыс. 100 км
Запас горючего составляет 1240 литров. Для взлета с бетонной поверхности самолету требуется полоса длиной 400 м, посадки – 490 м. Завод-изготовитель гарантирует максимальный ресурс в 10 тыс. часов, а срок службы – от двадцати лет. Предполетная подготовка воздушного судна занимает не более 20-ти минут.
«Кругосветка»
Да-да, эта легкомоторная машина – одна из немногих, что полностью облетела планету. Старт состоялся 2.07.1995 года. Цель мероприятия – испытание новинки в реальных условиях (в т. ч. разных климатах), плюс реклама. С площадки завода воздушное судно взяло курс на Брест, потом – английская столица, Исландия. Преодолев 1,5 тысячи км над Атлантикой, машина успешно приземлилась в Ванкувере. Здесь СМ-92 стал участником Airshow Canada. Затем самолет, успешно перелетев Аляску, достиг российской территории – бухты Провидения. И последний этап проходил через Дальний Восток, Сибирь. Взлетев с ульяновского аэродрома, машина, наконец, села в Тушино.
Кто покупал СМ-92
К началу 1996-го года «Техноавиа» получила предоплаченные заказы на 31 воздушное судно. Из них 16 машин потребовалось пограничникам, а 5 экземпляров должны отправиться в Бельгию. К 2007-му Смоленский авиазавод выпустил 26 самолетов.

Первый серийный СМ-92 приобрел лично для себя М. Кримбл – шеф-пилот английской королевы. Вторую машину купил брюссельский аэроклуб. На сегодня СМ-92 и его модификации эксплуатируются как на территории РФ, так и за ее пределами.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....