Мотоциклы BMW К100/К75 – новая успешная концепция компании начала 80-х
Топливный кризис начала 70-х отразился не только на автомобильной, но и мотоциклетной промышленности также. Это имело ряд неудобных последствий, с которыми столкнулись большинство производителей в разных странах мира. К примеру, во второй половине десятилетия как в Европе, так и за океаном ввели новые (более жесткие) правила по выбросам.
Измененные требования гласили, что конструкторам необходимо увеличить контроль за количеством топлива, попадающим в камеру сгорания. В выигрыше оказались японские компании, уже предлагающие мультицилиндровые конструкции. Особенно в этом преуспела Honda, запустившая ряд моделей с 4-цилиндровыми двигателями.
При этом рабочий объем каждого из них был максимально небольшим. Это позволило хорошо адаптироваться к новым реалиям, ведь контролировать топливо, попадающее в камеру сгорания гораздо легче при наличии малокубатурного цилиндра. К тому же, и общий объем двигателя тоже снизился. Вскоре за этим примером последовали и другие бренды из острова Восходящего Солнца. Так японцы стали законодателями моды в области создания плавных и быстрых многоцилиндровых мотоциклов.
На фоне всего происходящего традиционные мировые лидеры в виде американского Harley-Davidson, немецкого BMW и итальянского Moto Guzzi выглядели не лучшим образом. Они даже не предлагали своим пользователям модели с жидкостным охлаждением. А ведь это стало некоей «японской фишкой».
Местные производители вовсю пиарили такие конструкции, подчеркивая их улучшенные характеристики и простоту использования. Сюда же добавился и валовый привод, который не нуждался в особом уходе, облегчая жизнь мотоциклистов. С этой ситуацией необходимо было срочно что-то делать. Ведь американский и европейские лидеры стремительно теряли свои позиции на рынке и популярность.
Особенно остро проблему ощущал немецкий производитель. Компания BMW всегда считалась эталоном мощи и качества. Но за все эти преимущества создатели требовали немалую цену. Поклонники бренда были готовы платить, до поры – до времени. Многие стали смотреть уже в сторону японских мотоциклов, оценивая ряд их преимуществ:
✅ более низкая стоимость
✅ высокая совокупная мощность за счет многоцилиндровой конструкции
✅ современное жидкостное охлаждение
Эти и другие факторы привели к тому, что немецкий бренд начал заметно снижать уровни продаж и уступил долю рынка более успешным восточноазиатским конкурентам. Так вопрос о разработке современного и экологичного 4-цилиндрового мотора встал для компании ребром.
В то время японцы часто использовали вертикальный поперечный двигатель, требовавший двух конических приводов. Такой вариант не подходил для BMW по двум причинам: лишняя потеря общей мощности двигателя и традиция использования компанией одноприводного кардана.
Прорыв наступил в 1977 году, когда инженер Йозеф Фритценвенгер создал прототип нового силового аппарата, основанного на модели, использованной в Peugeot 104. Он как раз соответствовал заводской традиции и позволял расположить мотор ровно и применить установку коленвала справа. Компания запатентовала изобретение, получив низкий центр тяжести агрегата. Это не только улучшило аэродинамику и управляемость, но и дало возможность установить радиатор за передним колесом мотоцикла.
При разработке новинки оказался очень кстати автомобильный опыт компании. Ведь к тому времени BMW почти два десятилетия трудилась над усовершенствованием рядных двигателей жидкостного охлаждения с верхним расположением распределительного вала.
Пришло время использовать накопленный опыт и в двухколесной технике. Новый двигатель К100 выступил в качестве яркой демонстрации всего вышесказанного. По аналогии с автомобилями, он получил впрыск топлива. Последний прекрасно заменил традиционные для прошлых моделей компании карбюраторы Bing, принеся целый ряд преимуществ:
✅ увеличена общая мощность двигателя
✅ оптимизирован мощностной диапазон
✅ снижен расход топлива
Такой эффективности удалось достичь во многом благодаря тому, что Фритценвенгер смог собрать серьезную компанию единомышленников. Воплощением его планов занимались Стефан Пачернегг и конструктор двигателей для спорткаров BMW (Формула-2) – Мартин Пробст. Участие опытных специалистов позволило создать зрелый, взвешенный и перспективный двигатель, которым компоновались разные модификации мотоциклов в течение следующего десятилетия.
Силовой агрегат установили так, чтобы обеспечить к нему максимально удобный доступ. Особенно этому содействовала правостороннее расположение коленвала. А вот другие элементы конструкции зафиксировали с другой стороны: распредвалы, головки цилиндров и форсунки. Мотор также получил электронную систему зажигания.
Базовый вариант мотоцикла получил 1000-кубовую версию двигателя и производился на протяжении 10 лет. После опытного образца, появившегося в 1982 году, на следующий – освоили серийное производство техники, позже получившей интересное прозвище – Flying Brick («летящий кирпич»). Возможно, здесь подразумевались строгие очертания его дизайна. Тем не менее, использованное прилагательное ясно указывало на прекрасные ходовые качества мототехники. Вот ее характеристики:
✅ рабочий объем двигателя – 987 куб. см
✅ расположение цилиндров – продольное (4)
✅ КПП – 5-ступенчатая секвентальная механика
✅ мощность – 90 л. с
✅ максимальная скорость – 220 км/ч
✅ масса – 243 кг
Собирался он на мощностях завода в немецком Шпандау. Кроме обычной версии, имелась модификация спортивно-туристического назначения. В качестве материала для изготовления рамы использована трубчатая сталь. Мотоцикл получил телескопическую вилку и тройные (двойные – спереди и одинарные – сзади) дисковые тормоза. Со временем модель ожидал ряд улучшений:
✅ топливные баки из алюминиевого сплава
✅ самоотключающиеся поворотники
✅ регулируемые фары
✅ подключаемые аксессуары Hella
Спустя два года компания представила новую 3-цилиндровую модель, основанную на базовой – BMW К75. Его разработки велись параллельно, но в серию он вышел только в 1985-м. Мотоцикл имел более скромные показатели, но тоже успешно экспортировался в ряде модификаций. Специально для американского рынка разработан туристический К75Т, получивший вместительные боковые сумки, ветровое стекло и дуги для защиты двигателя.
Маркетинговая стратегия требовала, чтобы производитель не «раскрывал все карты». Поэтому уже готовый К75 попридержали на пару лет, чтобы позже сделать новинкой, вновь подогревающей интерес к немецкому бренду. Его цилиндры имели тот же ход поршня, что и у «сотки», но балансировочный вал придал двигателю К75 большей плавности в работе. Вот характеристики этой модели:
✅ рабочий объем двигателя – 740 куб. см
✅ мощность – 75 л. с
✅ масса – 229 кг
✅ максимальная скорость – 211 км/ч
На старте продажи всей линейки не блистали показателями. С одной стороны, для почитателей показался странным уход от старой концепции. С другой – некоторые продолжали считать японскую технику лучшим вариантом. Все же, со временем, покупатели «распробовали» многоцилиндровые мотоциклы BMW, по достоинству оценив их сильные стороны.
Даже проблему с вторичной вибрацией мотора успешно устранили в 3-цилиндровом двигателе К75. Инженеры продолжали работать, создав в сентябре 1988 года улучшенный аэродинамический BMW К1. Выпуск всех моделей серии продолжался до 1992 года. Всего собрали 12 871 единицу К100 и 18 485 экземпляров К75.
Измененные требования гласили, что конструкторам необходимо увеличить контроль за количеством топлива, попадающим в камеру сгорания. В выигрыше оказались японские компании, уже предлагающие мультицилиндровые конструкции. Особенно в этом преуспела Honda, запустившая ряд моделей с 4-цилиндровыми двигателями.
BMW K100 сзади выглядит привлекательно, так же, как и спереди. Фото: youtube.com
При этом рабочий объем каждого из них был максимально небольшим. Это позволило хорошо адаптироваться к новым реалиям, ведь контролировать топливо, попадающее в камеру сгорания гораздо легче при наличии малокубатурного цилиндра. К тому же, и общий объем двигателя тоже снизился. Вскоре за этим примером последовали и другие бренды из острова Восходящего Солнца. Так японцы стали законодателями моды в области создания плавных и быстрых многоцилиндровых мотоциклов.
На фоне всего происходящего традиционные мировые лидеры в виде американского Harley-Davidson, немецкого BMW и итальянского Moto Guzzi выглядели не лучшим образом. Они даже не предлагали своим пользователям модели с жидкостным охлаждением. А ведь это стало некоей «японской фишкой».
Местные производители вовсю пиарили такие конструкции, подчеркивая их улучшенные характеристики и простоту использования. Сюда же добавился и валовый привод, который не нуждался в особом уходе, облегчая жизнь мотоциклистов. С этой ситуацией необходимо было срочно что-то делать. Ведь американский и европейские лидеры стремительно теряли свои позиции на рынке и популярность.
Простая и понятная приборная панель. Фото: youtube.com
Особенно остро проблему ощущал немецкий производитель. Компания BMW всегда считалась эталоном мощи и качества. Но за все эти преимущества создатели требовали немалую цену. Поклонники бренда были готовы платить, до поры – до времени. Многие стали смотреть уже в сторону японских мотоциклов, оценивая ряд их преимуществ:
✅ более низкая стоимость
✅ высокая совокупная мощность за счет многоцилиндровой конструкции
✅ современное жидкостное охлаждение
Эти и другие факторы привели к тому, что немецкий бренд начал заметно снижать уровни продаж и уступил долю рынка более успешным восточноазиатским конкурентам. Так вопрос о разработке современного и экологичного 4-цилиндрового мотора встал для компании ребром.
Немецкий ответ японцам
В то время японцы часто использовали вертикальный поперечный двигатель, требовавший двух конических приводов. Такой вариант не подходил для BMW по двум причинам: лишняя потеря общей мощности двигателя и традиция использования компанией одноприводного кардана.
Двигатель K100 с хорошей выхлопной системой. Фото: youtube.com
Прорыв наступил в 1977 году, когда инженер Йозеф Фритценвенгер создал прототип нового силового аппарата, основанного на модели, использованной в Peugeot 104. Он как раз соответствовал заводской традиции и позволял расположить мотор ровно и применить установку коленвала справа. Компания запатентовала изобретение, получив низкий центр тяжести агрегата. Это не только улучшило аэродинамику и управляемость, но и дало возможность установить радиатор за передним колесом мотоцикла.
История мотоциклов BMW К100 ведет свой отсчет с 1983 года. Со временем они стали началом целой линейки легендарных тяжелых немецких байков.
При разработке новинки оказался очень кстати автомобильный опыт компании. Ведь к тому времени BMW почти два десятилетия трудилась над усовершенствованием рядных двигателей жидкостного охлаждения с верхним расположением распределительного вала.
Пришло время использовать накопленный опыт и в двухколесной технике. Новый двигатель К100 выступил в качестве яркой демонстрации всего вышесказанного. По аналогии с автомобилями, он получил впрыск топлива. Последний прекрасно заменил традиционные для прошлых моделей компании карбюраторы Bing, принеся целый ряд преимуществ:
✅ увеличена общая мощность двигателя
✅ оптимизирован мощностной диапазон
✅ снижен расход топлива
Такой эффективности удалось достичь во многом благодаря тому, что Фритценвенгер смог собрать серьезную компанию единомышленников. Воплощением его планов занимались Стефан Пачернегг и конструктор двигателей для спорткаров BMW (Формула-2) – Мартин Пробст. Участие опытных специалистов позволило создать зрелый, взвешенный и перспективный двигатель, которым компоновались разные модификации мотоциклов в течение следующего десятилетия.
Технические особенности двигателя и мотоциклов
Силовой агрегат установили так, чтобы обеспечить к нему максимально удобный доступ. Особенно этому содействовала правостороннее расположение коленвала. А вот другие элементы конструкции зафиксировали с другой стороны: распредвалы, головки цилиндров и форсунки. Мотор также получил электронную систему зажигания.
Известная модификация BMW K100 Cafe Racer. Фото: youtube.com
Базовый вариант мотоцикла получил 1000-кубовую версию двигателя и производился на протяжении 10 лет. После опытного образца, появившегося в 1982 году, на следующий – освоили серийное производство техники, позже получившей интересное прозвище – Flying Brick («летящий кирпич»). Возможно, здесь подразумевались строгие очертания его дизайна. Тем не менее, использованное прилагательное ясно указывало на прекрасные ходовые качества мототехники. Вот ее характеристики:
✅ рабочий объем двигателя – 987 куб. см
✅ расположение цилиндров – продольное (4)
✅ КПП – 5-ступенчатая секвентальная механика
✅ мощность – 90 л. с
✅ максимальная скорость – 220 км/ч
✅ масса – 243 кг
Собирался он на мощностях завода в немецком Шпандау. Кроме обычной версии, имелась модификация спортивно-туристического назначения. В качестве материала для изготовления рамы использована трубчатая сталь. Мотоцикл получил телескопическую вилку и тройные (двойные – спереди и одинарные – сзади) дисковые тормоза. Со временем модель ожидал ряд улучшений:
✅ топливные баки из алюминиевого сплава
✅ самоотключающиеся поворотники
✅ регулируемые фары
✅ подключаемые аксессуары Hella
Спустя два года компания представила новую 3-цилиндровую модель, основанную на базовой – BMW К75. Его разработки велись параллельно, но в серию он вышел только в 1985-м. Мотоцикл имел более скромные показатели, но тоже успешно экспортировался в ряде модификаций. Специально для американского рынка разработан туристический К75Т, получивший вместительные боковые сумки, ветровое стекло и дуги для защиты двигателя.
К75 с более скромными параметрами
Маркетинговая стратегия требовала, чтобы производитель не «раскрывал все карты». Поэтому уже готовый К75 попридержали на пару лет, чтобы позже сделать новинкой, вновь подогревающей интерес к немецкому бренду. Его цилиндры имели тот же ход поршня, что и у «сотки», но балансировочный вал придал двигателю К75 большей плавности в работе. Вот характеристики этой модели:
✅ рабочий объем двигателя – 740 куб. см
✅ мощность – 75 л. с
✅ масса – 229 кг
✅ максимальная скорость – 211 км/ч
На старте продажи всей линейки не блистали показателями. С одной стороны, для почитателей показался странным уход от старой концепции. С другой – некоторые продолжали считать японскую технику лучшим вариантом. Все же, со временем, покупатели «распробовали» многоцилиндровые мотоциклы BMW, по достоинству оценив их сильные стороны.
Марка мотоциклов BMW давно стала эталоном качества и надежности. Фото: youtube.com
Даже проблему с вторичной вибрацией мотора успешно устранили в 3-цилиндровом двигателе К75. Инженеры продолжали работать, создав в сентябре 1988 года улучшенный аэродинамический BMW К1. Выпуск всех моделей серии продолжался до 1992 года. Всего собрали 12 871 единицу К100 и 18 485 экземпляров К75.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Трактор Фордзон-Путиловец – корыстная помощь США раннему Советскому Союзу
В начале 1920-х годов Советский Союз стал восстанавливать экономику. Более того, планировалось не только выйти на прежний уровень развития, но и многократно...
«Сапсаны» хотят ускорить
Технически это вполне выполнимая задача. В РЖД уже провели необходимые тесты, а все подробности в нашем материале....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...
«Нива» не оставила шансов Tesla Cybertruck и «китайцу» на бездорожье
Вот такого соревнования мы долго ждали. «Кибертрак» позиционируется, как универсальный автомобиль, который и по трассе едет с комфортом и на бездорожье что-то...
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
План на следующую «пятилетку» – объявлен список трасс, которые построят и отремонтируют
Финансовые сметы уже одобрены Правительством. Также названы конкретные суммы под каждый проект. Все подробности читайте в нашем материале....