Mercedes-Benz C111: долгая история «лабораторного» концепта
Обычно жизнь концепта недолгая, но только если речь не идет о Mercedes-Benz C111. Эта уникальная машина и четыре ее модификации продержались на виду у публики целых 10 лет, с 1969-го по 1979-й. Модель так и не оказалась на конвейере, но яркий след в автомобилестроении точно оставила.
Машина стала своеобразным «полигоном» для тестирования различных двигателей, деталей ходовой части, аэродинамических элементов и даже материала кузова. При этом дизайн Mercedes-Benz C111, некоторые технические новшества вызывали неизменный интерес у публики на выставках, автошоу, где этот концепт был постоянным участником.
Чтобы понять уникальность дизайна новинки, достаточно вспомнить модельный ряд «Мерседесов» конца 60-х. Да, с коммерческой точки зрения легковушки были крайне удачными. Однако их экстерьер характеризовался консерватизмом. Поэтому звезда-логотип на капоте приземистого спорткара, окрашенного в вызывающий оранжевый цвет, смотрелась странновато.
Хотя сотрудники компании называли оттенок почему-то «розовым вином»: не исключено, что среди них были дальтоники. В результате появления концепта на широкой публике салон во Франкфурте-на-Майне превратился в премьеру единственной модели – Mercedes-Benz C111: в первые часы народа было столько, что протиснуться поближе к новинке оказывалось довольно сложным делом.
Агрегатом активно интересовались многие автопроизводители: в 60-е этот мотор считался чем-то революционным. Ряд компаний, в числе которых такие гиганты, как American Motors Corporation, Citroen и некоторые другие, даже приобрели лицензию на роторный мотор.
Главные достоинства конструкции – хороший потенциал по мощности при небольших габаритах, массе и малом объеме. Учитывая эти плюсы, «мерседесовцы» решили протестировать детище Ванкеля на концепте. На него установили роторный агрегат (обозначался, как Type M950F), который при объеме в 1,8 л развивал аж 280 «лошадей»! Однако, забегая вперед, стоит сказать, что впоследствии от двигателя отказались.
У мотора выявились серьезные недостатки: большое потребление горючего и малый эксплуатационный ресурс. Но пока машина пользовалась популярностью. Несмотря на то, что компания «Мерседес-Бенц» официально объявила: С111 является «лабораторией на колесах», большинство в это не верило и считало, что подобные «отговорки» – не что иное, как маркетинговый ход, подогревающий интерес к новинке. И публика ждала начала серийного производства!
В реальности в планах компании не намечался даже мелкомасштабный выпуск. Однако настойчивость автолюбителей с толстым кошельком чуть не принудила начальство хорошенько подумать. Хайнц Хоппе, возглавлявший отделение Mercedes-Benz в Северной Америке, утверждал: не менее 1 тыс. авто в США раскупят еще до того, как будет официально объявлена стоимость машины. Заявление прозвучало не просто так: пятнадцать лет назад в компании решали судьбу модели Mercedes-Benz 300 SL и тогда руководство рискнуло и поставило авто на конвейер. И не просчитались: пошли продажи, машина принесла солидную прибыль.
Но С111 – совсем иное дело. К началу 70-х в мире назревал нефтяной кризис. Плюс, как стало выясняться, двигатель Ванкеля не оправдал возложенных на него надежд. Компании, организовавшие его производство, уже «кусали локти». Если бы «Мерседес-Бенц» вошел в их число, репутационные и финансовые потери стали бы неизбежностью.
Примерно через 6 месяцев после дебюта компания представила усовершенствованную версию концепта на автосалоне в Женеве. Спорткар доработали – в первую очередь в плане аэродинамики: сделали более обтекаемой корму, некоторые элементы экстерьера: в общем, дизайн «допилили». В результате степень аэродинамического сопротивления упала на 8 %.
Сначала на машине стоял все тот же роторно-поршневой агрегат Ванкеля. Но только уже не с тремя, а четырьмя камерами. Модернизированный движок развивал (на стенде) до 350-ти «лошадей». Оснащенный им С111-II разгонялся до «сотки» за 4,8 секунды, а по трассе шел со скоростью до 300 км/ч. Предыдущая версия концепта набирала 100 км/ч за 5 секунд, а «максималка» составляла 260 км/ч. Для начала 70-х это было фантастикой: что-то типа высадки на Луну. Кстати, она состоялась несколько недель назад, буквально перед демонстрацией новой версии С111. Всего выпустили семь экземпляров С111-II.
Разочаровавшись в агрегате Ванкеля, «мерседесовцы» активировали «запасной план». Напомним: в начале 70-х уже «стартовал» кризис и вопрос экономии топлива стал, как никогда, актуальным: грянула всеобщая «дизелизация». Mercedes-Benz в стороне не осталась: концепт укомплектовали трехлитровым мотором, который устанавливался на модель W115. Но, в отличие от него, мощность посредством турбины увеличили в 2 раза, до 190 «лошадей». Модернизированный вариант получил индекс Mercedes-Benz С111-IID.
В июне 1976-го концепт с дизелем на итальянском автотреке Нардо за 3 дня установил 16 рекордов мирового значения. В частности, машина на дистанции в 10 тыс. км достигла средней скорости 252, 249 км/ч. А если говорить о времени, то за сутки этот же показатель составил 253,03 км/ч. По сути, Mercedes-Benz – один из автопроизводителей, не просто установивший дизель на легковушку, но и доказавший, что подобные агрегаты – это не нечто «громкое, и вонючее», а серьезная альтернатива бензиновым движкам.
На ту же трассу весной 1978-го выходит более усовершенствованная версия концепта. Он обзавелся турбированным дизелем, выдающим 230 «лошадей». Кроме того, корпус тоже подвергся модернизации в угоду еще лучшей аэродинамике. Теперь уровень лобового сопротивления составляет 0,191. Даже цвет кузова поменяли с оранжевого на серебристый, подчеркивая спортивный стиль машины.
Автомобиль, укомплектованный пятицилиндровым дизелем в 230 «лошадей», с 5-скоростной механической КПП установил еще девять рекордов для машин с подобным типом мотора. Концепт показал максимальную скорость в 322 км/ч, а среднюю, за 12 ч – в 316 км/ч.
Эту версию впервые показали в 1979-м году. Машина серебристого цвета по внешнему виду напоминала ракету. Автомобиль оборудовали антикрылом, «плавниками», иными аэродинамическими элементами. Движок в этот раз поставили бензиновый. Его объем – 4,5 л, позволял развивать мощность до 500 «лошадок».
Надо сказать: в 1976-м Марк Донохью на «Порше-917-30», чей мотор выдавал 1000 л. с., выжал из спорткара умопомрачительную для того времени скорость – 355,854 км/ч. Правда, официально рекорд признан не был. Тем не менее это стало поводом для раздумий руководства Mercedes-Benz. И результат не заставил себя ждать: 5.05.1979 спидометр C 111-IV показал скорость в 403, 978 км/ч.
Учитывая десятилетнюю «биографию» этой машины, ее сложно назвать обычным концептом. Проект, не ставший серийным, помог компании вернуться к спортивным машинам. Многие технологические решения, опробованные на С111, впоследствии с успехом использовались на «Мерседесах» (и не только), вставших на конвейер.
Машина стала своеобразным «полигоном» для тестирования различных двигателей, деталей ходовой части, аэродинамических элементов и даже материала кузова. При этом дизайн Mercedes-Benz C111, некоторые технические новшества вызывали неизменный интерес у публики на выставках, автошоу, где этот концепт был постоянным участником.
Салон во Франкфурте-на-Майне
Чтобы понять уникальность дизайна новинки, достаточно вспомнить модельный ряд «Мерседесов» конца 60-х. Да, с коммерческой точки зрения легковушки были крайне удачными. Однако их экстерьер характеризовался консерватизмом. Поэтому звезда-логотип на капоте приземистого спорткара, окрашенного в вызывающий оранжевый цвет, смотрелась странновато.
Новый концепт резко отличался от тогдашних Mercedes, особенно по дизайну. Фото: YouTube.com
Хотя сотрудники компании называли оттенок почему-то «розовым вином»: не исключено, что среди них были дальтоники. В результате появления концепта на широкой публике салон во Франкфурте-на-Майне превратился в премьеру единственной модели – Mercedes-Benz C111: в первые часы народа было столько, что протиснуться поближе к новинке оказывалось довольно сложным делом.
Двигатель Ванкеля
Агрегатом активно интересовались многие автопроизводители: в 60-е этот мотор считался чем-то революционным. Ряд компаний, в числе которых такие гиганты, как American Motors Corporation, Citroen и некоторые другие, даже приобрели лицензию на роторный мотор.
Роторный двигатель ВАЗ РПД 413 на стендовых испытаниях. Фото: YouTube.com
Главные достоинства конструкции – хороший потенциал по мощности при небольших габаритах, массе и малом объеме. Учитывая эти плюсы, «мерседесовцы» решили протестировать детище Ванкеля на концепте. На него установили роторный агрегат (обозначался, как Type M950F), который при объеме в 1,8 л развивал аж 280 «лошадей»! Однако, забегая вперед, стоит сказать, что впоследствии от двигателя отказались.
В СССР на АвтоВАЗе тоже экспериментировали с роторными движками. Но в итоге их оставили только на милицейских машинах, чтобы успешнее догонять преступников.
У мотора выявились серьезные недостатки: большое потребление горючего и малый эксплуатационный ресурс. Но пока машина пользовалась популярностью. Несмотря на то, что компания «Мерседес-Бенц» официально объявила: С111 является «лабораторией на колесах», большинство в это не верило и считало, что подобные «отговорки» – не что иное, как маркетинговый ход, подогревающий интерес к новинке. И публика ждала начала серийного производства!
Двери-бабочки в конце 60-х были в моде. Фото: YouTube.com
В реальности в планах компании не намечался даже мелкомасштабный выпуск. Однако настойчивость автолюбителей с толстым кошельком чуть не принудила начальство хорошенько подумать. Хайнц Хоппе, возглавлявший отделение Mercedes-Benz в Северной Америке, утверждал: не менее 1 тыс. авто в США раскупят еще до того, как будет официально объявлена стоимость машины. Заявление прозвучало не просто так: пятнадцать лет назад в компании решали судьбу модели Mercedes-Benz 300 SL и тогда руководство рискнуло и поставило авто на конвейер. И не просчитались: пошли продажи, машина принесла солидную прибыль.
Mercedes-Benz 300 SL все-таки стал серийным. Фото: YouTube.com
Но С111 – совсем иное дело. К началу 70-х в мире назревал нефтяной кризис. Плюс, как стало выясняться, двигатель Ванкеля не оправдал возложенных на него надежд. Компании, организовавшие его производство, уже «кусали локти». Если бы «Мерседес-Бенц» вошел в их число, репутационные и финансовые потери стали бы неизбежностью.
Mercedes-Benz С111-II
Примерно через 6 месяцев после дебюта компания представила усовершенствованную версию концепта на автосалоне в Женеве. Спорткар доработали – в первую очередь в плане аэродинамики: сделали более обтекаемой корму, некоторые элементы экстерьера: в общем, дизайн «допилили». В результате степень аэродинамического сопротивления упала на 8 %.
Вторая модификация С111. Фото: YouTube.com
Сначала на машине стоял все тот же роторно-поршневой агрегат Ванкеля. Но только уже не с тремя, а четырьмя камерами. Модернизированный движок развивал (на стенде) до 350-ти «лошадей». Оснащенный им С111-II разгонялся до «сотки» за 4,8 секунды, а по трассе шел со скоростью до 300 км/ч. Предыдущая версия концепта набирала 100 км/ч за 5 секунд, а «максималка» составляла 260 км/ч. Для начала 70-х это было фантастикой: что-то типа высадки на Луну. Кстати, она состоялась несколько недель назад, буквально перед демонстрацией новой версии С111. Всего выпустили семь экземпляров С111-II.
Теперь – дизель
Разочаровавшись в агрегате Ванкеля, «мерседесовцы» активировали «запасной план». Напомним: в начале 70-х уже «стартовал» кризис и вопрос экономии топлива стал, как никогда, актуальным: грянула всеобщая «дизелизация». Mercedes-Benz в стороне не осталась: концепт укомплектовали трехлитровым мотором, который устанавливался на модель W115. Но, в отличие от него, мощность посредством турбины увеличили в 2 раза, до 190 «лошадей». Модернизированный вариант получил индекс Mercedes-Benz С111-IID.
Дизельный С111 стал ставить рекорды. Фото: YouTube.com
В июне 1976-го концепт с дизелем на итальянском автотреке Нардо за 3 дня установил 16 рекордов мирового значения. В частности, машина на дистанции в 10 тыс. км достигла средней скорости 252, 249 км/ч. А если говорить о времени, то за сутки этот же показатель составил 253,03 км/ч. По сути, Mercedes-Benz – один из автопроизводителей, не просто установивший дизель на легковушку, но и доказавший, что подобные агрегаты – это не нечто «громкое, и вонючее», а серьезная альтернатива бензиновым движкам.
C111-III
На ту же трассу весной 1978-го выходит более усовершенствованная версия концепта. Он обзавелся турбированным дизелем, выдающим 230 «лошадей». Кроме того, корпус тоже подвергся модернизации в угоду еще лучшей аэродинамике. Теперь уровень лобового сопротивления составляет 0,191. Даже цвет кузова поменяли с оранжевого на серебристый, подчеркивая спортивный стиль машины.
Третья модификация С111. Фото: YouTube.com
Автомобиль, укомплектованный пятицилиндровым дизелем в 230 «лошадей», с 5-скоростной механической КПП установил еще девять рекордов для машин с подобным типом мотора. Концепт показал максимальную скорость в 322 км/ч, а среднюю, за 12 ч – в 316 км/ч.
C111-IV
Эту версию впервые показали в 1979-м году. Машина серебристого цвета по внешнему виду напоминала ракету. Автомобиль оборудовали антикрылом, «плавниками», иными аэродинамическими элементами. Движок в этот раз поставили бензиновый. Его объем – 4,5 л, позволял развивать мощность до 500 «лошадок».
Четвертый вариант С111 во время установления рекорда на трассе. Фото: YouTube.com
Надо сказать: в 1976-м Марк Донохью на «Порше-917-30», чей мотор выдавал 1000 л. с., выжал из спорткара умопомрачительную для того времени скорость – 355,854 км/ч. Правда, официально рекорд признан не был. Тем не менее это стало поводом для раздумий руководства Mercedes-Benz. И результат не заставил себя ждать: 5.05.1979 спидометр C 111-IV показал скорость в 403, 978 км/ч.
Заключение
Учитывая десятилетнюю «биографию» этой машины, ее сложно назвать обычным концептом. Проект, не ставший серийным, помог компании вернуться к спортивным машинам. Многие технологические решения, опробованные на С111, впоследствии с успехом использовались на «Мерседесах» (и не только), вставших на конвейер.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
«Нива» не оставила шансов Tesla Cybertruck и «китайцу» на бездорожье
Вот такого соревнования мы долго ждали. «Кибертрак» позиционируется, как универсальный автомобиль, который и по трассе едет с комфортом и на бездорожье что-то...
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
План на следующую «пятилетку» – объявлен список трасс, которые построят и отремонтируют
Финансовые сметы уже одобрены Правительством. Также названы конкретные суммы под каждый проект. Все подробности читайте в нашем материале....
Трактор Фордзон-Путиловец – корыстная помощь США раннему Советскому Союзу
В начале 1920-х годов Советский Союз стал восстанавливать экономику. Более того, планировалось не только выйти на прежний уровень развития, но и многократно...
«Сапсаны» хотят ускорить
Технически это вполне выполнимая задача. В РЖД уже провели необходимые тесты, а все подробности в нашем материале....
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
Экспресс-укладка рельс на китайской железной дороге
Бурное развитие дорожного строительства в КНР возникло не просто так. И здесь «виновато» не только природное трудолюбие китайцев: свою долю вносит...
Стартовало серийное производство кроссовера Skoda Kylaq – он будет стоить меньше миллиона
Длина кузова кроссовера – меньше четырех метров. Зато багажник будет самым большим в классе....