Mercedes-Benz C111: долгая история «лабораторного» концепта
Обычно жизнь концепта недолгая, но только если речь не идет о Mercedes-Benz C111. Эта уникальная машина и четыре ее модификации продержались на виду у публики целых 10 лет, с 1969-го по 1979-й. Модель так и не оказалась на конвейере, но яркий след в автомобилестроении точно оставила.
Машина стала своеобразным «полигоном» для тестирования различных двигателей, деталей ходовой части, аэродинамических элементов и даже материала кузова. При этом дизайн Mercedes-Benz C111, некоторые технические новшества вызывали неизменный интерес у публики на выставках, автошоу, где этот концепт был постоянным участником.
Чтобы понять уникальность дизайна новинки, достаточно вспомнить модельный ряд «Мерседесов» конца 60-х. Да, с коммерческой точки зрения легковушки были крайне удачными. Однако их экстерьер характеризовался консерватизмом. Поэтому звезда-логотип на капоте приземистого спорткара, окрашенного в вызывающий оранжевый цвет, смотрелась странновато.
Хотя сотрудники компании называли оттенок почему-то «розовым вином»: не исключено, что среди них были дальтоники. В результате появления концепта на широкой публике салон во Франкфурте-на-Майне превратился в премьеру единственной модели – Mercedes-Benz C111: в первые часы народа было столько, что протиснуться поближе к новинке оказывалось довольно сложным делом.
Агрегатом активно интересовались многие автопроизводители: в 60-е этот мотор считался чем-то революционным. Ряд компаний, в числе которых такие гиганты, как American Motors Corporation, Citroen и некоторые другие, даже приобрели лицензию на роторный мотор.
Главные достоинства конструкции – хороший потенциал по мощности при небольших габаритах, массе и малом объеме. Учитывая эти плюсы, «мерседесовцы» решили протестировать детище Ванкеля на концепте. На него установили роторный агрегат (обозначался, как Type M950F), который при объеме в 1,8 л развивал аж 280 «лошадей»! Однако, забегая вперед, стоит сказать, что впоследствии от двигателя отказались.
У мотора выявились серьезные недостатки: большое потребление горючего и малый эксплуатационный ресурс. Но пока машина пользовалась популярностью. Несмотря на то, что компания «Мерседес-Бенц» официально объявила: С111 является «лабораторией на колесах», большинство в это не верило и считало, что подобные «отговорки» – не что иное, как маркетинговый ход, подогревающий интерес к новинке. И публика ждала начала серийного производства!
В реальности в планах компании не намечался даже мелкомасштабный выпуск. Однако настойчивость автолюбителей с толстым кошельком чуть не принудила начальство хорошенько подумать. Хайнц Хоппе, возглавлявший отделение Mercedes-Benz в Северной Америке, утверждал: не менее 1 тыс. авто в США раскупят еще до того, как будет официально объявлена стоимость машины. Заявление прозвучало не просто так: пятнадцать лет назад в компании решали судьбу модели Mercedes-Benz 300 SL и тогда руководство рискнуло и поставило авто на конвейер. И не просчитались: пошли продажи, машина принесла солидную прибыль.
Но С111 – совсем иное дело. К началу 70-х в мире назревал нефтяной кризис. Плюс, как стало выясняться, двигатель Ванкеля не оправдал возложенных на него надежд. Компании, организовавшие его производство, уже «кусали локти». Если бы «Мерседес-Бенц» вошел в их число, репутационные и финансовые потери стали бы неизбежностью.
Примерно через 6 месяцев после дебюта компания представила усовершенствованную версию концепта на автосалоне в Женеве. Спорткар доработали – в первую очередь в плане аэродинамики: сделали более обтекаемой корму, некоторые элементы экстерьера: в общем, дизайн «допилили». В результате степень аэродинамического сопротивления упала на 8 %.
Сначала на машине стоял все тот же роторно-поршневой агрегат Ванкеля. Но только уже не с тремя, а четырьмя камерами. Модернизированный движок развивал (на стенде) до 350-ти «лошадей». Оснащенный им С111-II разгонялся до «сотки» за 4,8 секунды, а по трассе шел со скоростью до 300 км/ч. Предыдущая версия концепта набирала 100 км/ч за 5 секунд, а «максималка» составляла 260 км/ч. Для начала 70-х это было фантастикой: что-то типа высадки на Луну. Кстати, она состоялась несколько недель назад, буквально перед демонстрацией новой версии С111. Всего выпустили семь экземпляров С111-II.
Разочаровавшись в агрегате Ванкеля, «мерседесовцы» активировали «запасной план». Напомним: в начале 70-х уже «стартовал» кризис и вопрос экономии топлива стал, как никогда, актуальным: грянула всеобщая «дизелизация». Mercedes-Benz в стороне не осталась: концепт укомплектовали трехлитровым мотором, который устанавливался на модель W115. Но, в отличие от него, мощность посредством турбины увеличили в 2 раза, до 190 «лошадей». Модернизированный вариант получил индекс Mercedes-Benz С111-IID.
В июне 1976-го концепт с дизелем на итальянском автотреке Нардо за 3 дня установил 16 рекордов мирового значения. В частности, машина на дистанции в 10 тыс. км достигла средней скорости 252, 249 км/ч. А если говорить о времени, то за сутки этот же показатель составил 253,03 км/ч. По сути, Mercedes-Benz – один из автопроизводителей, не просто установивший дизель на легковушку, но и доказавший, что подобные агрегаты – это не нечто «громкое, и вонючее», а серьезная альтернатива бензиновым движкам.
На ту же трассу весной 1978-го выходит более усовершенствованная версия концепта. Он обзавелся турбированным дизелем, выдающим 230 «лошадей». Кроме того, корпус тоже подвергся модернизации в угоду еще лучшей аэродинамике. Теперь уровень лобового сопротивления составляет 0,191. Даже цвет кузова поменяли с оранжевого на серебристый, подчеркивая спортивный стиль машины.
Автомобиль, укомплектованный пятицилиндровым дизелем в 230 «лошадей», с 5-скоростной механической КПП установил еще девять рекордов для машин с подобным типом мотора. Концепт показал максимальную скорость в 322 км/ч, а среднюю, за 12 ч – в 316 км/ч.
Эту версию впервые показали в 1979-м году. Машина серебристого цвета по внешнему виду напоминала ракету. Автомобиль оборудовали антикрылом, «плавниками», иными аэродинамическими элементами. Движок в этот раз поставили бензиновый. Его объем – 4,5 л, позволял развивать мощность до 500 «лошадок».
Надо сказать: в 1976-м Марк Донохью на «Порше-917-30», чей мотор выдавал 1000 л. с., выжал из спорткара умопомрачительную для того времени скорость – 355,854 км/ч. Правда, официально рекорд признан не был. Тем не менее это стало поводом для раздумий руководства Mercedes-Benz. И результат не заставил себя ждать: 5.05.1979 спидометр C 111-IV показал скорость в 403, 978 км/ч.
Учитывая десятилетнюю «биографию» этой машины, ее сложно назвать обычным концептом. Проект, не ставший серийным, помог компании вернуться к спортивным машинам. Многие технологические решения, опробованные на С111, впоследствии с успехом использовались на «Мерседесах» (и не только), вставших на конвейер.
Машина стала своеобразным «полигоном» для тестирования различных двигателей, деталей ходовой части, аэродинамических элементов и даже материала кузова. При этом дизайн Mercedes-Benz C111, некоторые технические новшества вызывали неизменный интерес у публики на выставках, автошоу, где этот концепт был постоянным участником.
Салон во Франкфурте-на-Майне
Чтобы понять уникальность дизайна новинки, достаточно вспомнить модельный ряд «Мерседесов» конца 60-х. Да, с коммерческой точки зрения легковушки были крайне удачными. Однако их экстерьер характеризовался консерватизмом. Поэтому звезда-логотип на капоте приземистого спорткара, окрашенного в вызывающий оранжевый цвет, смотрелась странновато.
Новый концепт резко отличался от тогдашних Mercedes, особенно по дизайну. Фото: YouTube.com
Хотя сотрудники компании называли оттенок почему-то «розовым вином»: не исключено, что среди них были дальтоники. В результате появления концепта на широкой публике салон во Франкфурте-на-Майне превратился в премьеру единственной модели – Mercedes-Benz C111: в первые часы народа было столько, что протиснуться поближе к новинке оказывалось довольно сложным делом.
Двигатель Ванкеля
Агрегатом активно интересовались многие автопроизводители: в 60-е этот мотор считался чем-то революционным. Ряд компаний, в числе которых такие гиганты, как American Motors Corporation, Citroen и некоторые другие, даже приобрели лицензию на роторный мотор.
Роторный двигатель ВАЗ РПД 413 на стендовых испытаниях. Фото: YouTube.com
Главные достоинства конструкции – хороший потенциал по мощности при небольших габаритах, массе и малом объеме. Учитывая эти плюсы, «мерседесовцы» решили протестировать детище Ванкеля на концепте. На него установили роторный агрегат (обозначался, как Type M950F), который при объеме в 1,8 л развивал аж 280 «лошадей»! Однако, забегая вперед, стоит сказать, что впоследствии от двигателя отказались.
В СССР на АвтоВАЗе тоже экспериментировали с роторными движками. Но в итоге их оставили только на милицейских машинах, чтобы успешнее догонять преступников.
У мотора выявились серьезные недостатки: большое потребление горючего и малый эксплуатационный ресурс. Но пока машина пользовалась популярностью. Несмотря на то, что компания «Мерседес-Бенц» официально объявила: С111 является «лабораторией на колесах», большинство в это не верило и считало, что подобные «отговорки» – не что иное, как маркетинговый ход, подогревающий интерес к новинке. И публика ждала начала серийного производства!
Двери-бабочки в конце 60-х были в моде. Фото: YouTube.com
В реальности в планах компании не намечался даже мелкомасштабный выпуск. Однако настойчивость автолюбителей с толстым кошельком чуть не принудила начальство хорошенько подумать. Хайнц Хоппе, возглавлявший отделение Mercedes-Benz в Северной Америке, утверждал: не менее 1 тыс. авто в США раскупят еще до того, как будет официально объявлена стоимость машины. Заявление прозвучало не просто так: пятнадцать лет назад в компании решали судьбу модели Mercedes-Benz 300 SL и тогда руководство рискнуло и поставило авто на конвейер. И не просчитались: пошли продажи, машина принесла солидную прибыль.
Mercedes-Benz 300 SL все-таки стал серийным. Фото: YouTube.com
Но С111 – совсем иное дело. К началу 70-х в мире назревал нефтяной кризис. Плюс, как стало выясняться, двигатель Ванкеля не оправдал возложенных на него надежд. Компании, организовавшие его производство, уже «кусали локти». Если бы «Мерседес-Бенц» вошел в их число, репутационные и финансовые потери стали бы неизбежностью.
Mercedes-Benz С111-II
Примерно через 6 месяцев после дебюта компания представила усовершенствованную версию концепта на автосалоне в Женеве. Спорткар доработали – в первую очередь в плане аэродинамики: сделали более обтекаемой корму, некоторые элементы экстерьера: в общем, дизайн «допилили». В результате степень аэродинамического сопротивления упала на 8 %.
Вторая модификация С111. Фото: YouTube.com
Сначала на машине стоял все тот же роторно-поршневой агрегат Ванкеля. Но только уже не с тремя, а четырьмя камерами. Модернизированный движок развивал (на стенде) до 350-ти «лошадей». Оснащенный им С111-II разгонялся до «сотки» за 4,8 секунды, а по трассе шел со скоростью до 300 км/ч. Предыдущая версия концепта набирала 100 км/ч за 5 секунд, а «максималка» составляла 260 км/ч. Для начала 70-х это было фантастикой: что-то типа высадки на Луну. Кстати, она состоялась несколько недель назад, буквально перед демонстрацией новой версии С111. Всего выпустили семь экземпляров С111-II.
Теперь – дизель
Разочаровавшись в агрегате Ванкеля, «мерседесовцы» активировали «запасной план». Напомним: в начале 70-х уже «стартовал» кризис и вопрос экономии топлива стал, как никогда, актуальным: грянула всеобщая «дизелизация». Mercedes-Benz в стороне не осталась: концепт укомплектовали трехлитровым мотором, который устанавливался на модель W115. Но, в отличие от него, мощность посредством турбины увеличили в 2 раза, до 190 «лошадей». Модернизированный вариант получил индекс Mercedes-Benz С111-IID.
Дизельный С111 стал ставить рекорды. Фото: YouTube.com
В июне 1976-го концепт с дизелем на итальянском автотреке Нардо за 3 дня установил 16 рекордов мирового значения. В частности, машина на дистанции в 10 тыс. км достигла средней скорости 252, 249 км/ч. А если говорить о времени, то за сутки этот же показатель составил 253,03 км/ч. По сути, Mercedes-Benz – один из автопроизводителей, не просто установивший дизель на легковушку, но и доказавший, что подобные агрегаты – это не нечто «громкое, и вонючее», а серьезная альтернатива бензиновым движкам.
C111-III
На ту же трассу весной 1978-го выходит более усовершенствованная версия концепта. Он обзавелся турбированным дизелем, выдающим 230 «лошадей». Кроме того, корпус тоже подвергся модернизации в угоду еще лучшей аэродинамике. Теперь уровень лобового сопротивления составляет 0,191. Даже цвет кузова поменяли с оранжевого на серебристый, подчеркивая спортивный стиль машины.
Третья модификация С111. Фото: YouTube.com
Автомобиль, укомплектованный пятицилиндровым дизелем в 230 «лошадей», с 5-скоростной механической КПП установил еще девять рекордов для машин с подобным типом мотора. Концепт показал максимальную скорость в 322 км/ч, а среднюю, за 12 ч – в 316 км/ч.
C111-IV
Эту версию впервые показали в 1979-м году. Машина серебристого цвета по внешнему виду напоминала ракету. Автомобиль оборудовали антикрылом, «плавниками», иными аэродинамическими элементами. Движок в этот раз поставили бензиновый. Его объем – 4,5 л, позволял развивать мощность до 500 «лошадок».
Четвертый вариант С111 во время установления рекорда на трассе. Фото: YouTube.com
Надо сказать: в 1976-м Марк Донохью на «Порше-917-30», чей мотор выдавал 1000 л. с., выжал из спорткара умопомрачительную для того времени скорость – 355,854 км/ч. Правда, официально рекорд признан не был. Тем не менее это стало поводом для раздумий руководства Mercedes-Benz. И результат не заставил себя ждать: 5.05.1979 спидометр C 111-IV показал скорость в 403, 978 км/ч.
Заключение
Учитывая десятилетнюю «биографию» этой машины, ее сложно назвать обычным концептом. Проект, не ставший серийным, помог компании вернуться к спортивным машинам. Многие технологические решения, опробованные на С111, впоследствии с успехом использовались на «Мерседесах» (и не только), вставших на конвейер.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Автодома из Китая – лучшие машины и дорогостоящая роскошь
Не сидится авторам канала «ПриветТачка» на месте. Они ищут интересные автомобили. В этот раз им удалось попасть в салон Armadillo. Не слышали про такую...