Mercedes-Benz C111: долгая история  «лабораторного» концепта
1 723

Mercedes-Benz C111: долгая история «лабораторного» концепта

Обычно жизнь концепта недолгая, но только если речь не идет о Mercedes-Benz C111. Эта уникальная машина и четыре ее модификации продержались на виду у публики целых 10 лет, с 1969-го по 1979-й. Модель так и не оказалась на конвейере, но яркий след в автомобилестроении точно оставила.


Машина стала своеобразным «полигоном» для тестирования различных двигателей, деталей ходовой части, аэродинамических элементов и даже материала кузова. При этом дизайн Mercedes-Benz C111, некоторые технические новшества вызывали неизменный интерес у публики на выставках, автошоу, где этот концепт был постоянным участником.

Салон во Франкфурте-на-Майне


Чтобы понять уникальность дизайна новинки, достаточно вспомнить модельный ряд «Мерседесов» конца 60-х. Да, с коммерческой точки зрения легковушки были крайне удачными. Однако их экстерьер характеризовался консерватизмом. Поэтому звезда-логотип на капоте приземистого спорткара, окрашенного в вызывающий оранжевый цвет, смотрелась странновато.

Mercedes-Benz C111: долгая история  «лабораторного» концептаНовый концепт резко отличался от тогдашних Mercedes, особенно по дизайну. Фото: YouTube.com

Хотя сотрудники компании называли оттенок почему-то «розовым вином»: не исключено, что среди них были дальтоники. В результате появления концепта на широкой публике салон во Франкфурте-на-Майне превратился в премьеру единственной модели – Mercedes-Benz C111: в первые часы народа было столько, что протиснуться поближе к новинке оказывалось довольно сложным делом.

Двигатель Ванкеля


Агрегатом активно интересовались многие автопроизводители: в 60-е этот мотор считался чем-то революционным. Ряд компаний, в числе которых такие гиганты, как American Motors Corporation, Citroen и некоторые другие, даже приобрели лицензию на роторный мотор.

Роторный двигатель ВАЗ РПД 413 на стендовых испытаниях. Фото: YouTube.com

Главные достоинства конструкции – хороший потенциал по мощности при небольших габаритах, массе и малом объеме. Учитывая эти плюсы, «мерседесовцы» решили протестировать детище Ванкеля на концепте. На него установили роторный агрегат (обозначался, как Type M950F), который при объеме в 1,8 л развивал аж 280 «лошадей»! Однако, забегая вперед, стоит сказать, что впоследствии от двигателя отказались.

В СССР на АвтоВАЗе тоже экспериментировали с роторными движками. Но в итоге их оставили только на милицейских машинах, чтобы успешнее догонять преступников.

У мотора выявились серьезные недостатки: большое потребление горючего и малый эксплуатационный ресурс. Но пока машина пользовалась популярностью. Несмотря на то, что компания «Мерседес-Бенц» официально объявила: С111 является «лабораторией на колесах», большинство в это не верило и считало, что подобные «отговорки» – не что иное, как маркетинговый ход, подогревающий интерес к новинке. И публика ждала начала серийного производства!

Двери-бабочки в конце 60-х были в моде. Фото: YouTube.com

В реальности в планах компании не намечался даже мелкомасштабный выпуск. Однако настойчивость автолюбителей с толстым кошельком чуть не принудила начальство хорошенько подумать. Хайнц Хоппе, возглавлявший отделение Mercedes-Benz в Северной Америке, утверждал: не менее 1 тыс. авто в США раскупят еще до того, как будет официально объявлена стоимость машины. Заявление прозвучало не просто так: пятнадцать лет назад в компании решали судьбу модели Mercedes-Benz 300 SL и тогда руководство рискнуло и поставило авто на конвейер. И не просчитались: пошли продажи, машина принесла солидную прибыль.

Mercedes-Benz 300 SL все-таки стал серийным. Фото: YouTube.com

Но С111 – совсем иное дело. К началу 70-х в мире назревал нефтяной кризис. Плюс, как стало выясняться, двигатель Ванкеля не оправдал возложенных на него надежд. Компании, организовавшие его производство, уже «кусали локти». Если бы «Мерседес-Бенц» вошел в их число, репутационные и финансовые потери стали бы неизбежностью.

Mercedes-Benz С111-II


Примерно через 6 месяцев после дебюта компания представила усовершенствованную версию концепта на автосалоне в Женеве. Спорткар доработали – в первую очередь в плане аэродинамики: сделали более обтекаемой корму, некоторые элементы экстерьера: в общем, дизайн «допилили». В результате степень аэродинамического сопротивления упала на 8 %.

Вторая модификация С111. Фото: YouTube.com

Сначала на машине стоял все тот же роторно-поршневой агрегат Ванкеля. Но только уже не с тремя, а четырьмя камерами. Модернизированный движок развивал (на стенде) до 350-ти «лошадей». Оснащенный им С111-II разгонялся до «сотки» за 4,8 секунды, а по трассе шел со скоростью до 300 км/ч. Предыдущая версия концепта набирала 100 км/ч за 5 секунд, а «максималка» составляла 260 км/ч. Для начала 70-х это было фантастикой: что-то типа высадки на Луну. Кстати, она состоялась несколько недель назад, буквально перед демонстрацией новой версии С111. Всего выпустили семь экземпляров С111-II.

Теперь – дизель


Разочаровавшись в агрегате Ванкеля, «мерседесовцы» активировали «запасной план». Напомним: в начале 70-х уже «стартовал» кризис и вопрос экономии топлива стал, как никогда, актуальным: грянула всеобщая «дизелизация». Mercedes-Benz в стороне не осталась: концепт укомплектовали трехлитровым мотором, который устанавливался на модель W115. Но, в отличие от него, мощность посредством турбины увеличили в 2 раза, до 190 «лошадей». Модернизированный вариант получил индекс Mercedes-Benz С111-IID.

Дизельный С111 стал ставить рекорды. Фото: YouTube.com

В июне 1976-го концепт с дизелем на итальянском автотреке Нардо за 3 дня установил 16 рекордов мирового значения. В частности, машина на дистанции в 10 тыс. км достигла средней скорости 252, 249 км/ч. А если говорить о времени, то за сутки этот же показатель составил 253,03 км/ч. По сути, Mercedes-Benz – один из автопроизводителей, не просто установивший дизель на легковушку, но и доказавший, что подобные агрегаты – это не нечто «громкое, и вонючее», а серьезная альтернатива бензиновым движкам.

C111-III


На ту же трассу весной 1978-го выходит более усовершенствованная версия концепта. Он обзавелся турбированным дизелем, выдающим 230 «лошадей». Кроме того, корпус тоже подвергся модернизации в угоду еще лучшей аэродинамике. Теперь уровень лобового сопротивления составляет 0,191. Даже цвет кузова поменяли с оранжевого на серебристый, подчеркивая спортивный стиль машины.

Третья модификация С111. Фото: YouTube.com

Автомобиль, укомплектованный пятицилиндровым дизелем в 230 «лошадей», с 5-скоростной механической КПП установил еще девять рекордов для машин с подобным типом мотора. Концепт показал максимальную скорость в 322 км/ч, а среднюю, за 12 ч – в 316 км/ч.

C111-IV


Эту версию впервые показали в 1979-м году. Машина серебристого цвета по внешнему виду напоминала ракету. Автомобиль оборудовали антикрылом, «плавниками», иными аэродинамическими элементами. Движок в этот раз поставили бензиновый. Его объем – 4,5 л, позволял развивать мощность до 500 «лошадок».

Четвертый вариант С111 во время установления рекорда на трассе. Фото: YouTube.com

Надо сказать: в 1976-м Марк Донохью на «Порше-917-30», чей мотор выдавал 1000 л. с., выжал из спорткара умопомрачительную для того времени скорость – 355,854 км/ч. Правда, официально рекорд признан не был. Тем не менее это стало поводом для раздумий руководства Mercedes-Benz. И результат не заставил себя ждать: 5.05.1979 спидометр C 111-IV показал скорость в 403, 978 км/ч.

Заключение


Учитывая десятилетнюю «биографию» этой машины, ее сложно назвать обычным концептом. Проект, не ставший серийным, помог компании вернуться к спортивным машинам. Многие технологические решения, опробованные на С111, впоследствии с успехом использовались на «Мерседесах» (и не только), вставших на конвейер.
А вы что думаете о Mercedes-Benz C111 и его модификациях?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....