В общем, проблема налицо, приходилось ради мелких грузов гонять среднетоннажные автомобили, типа ГАЗ-52/53.
Проблему частично решили в 1972 году, когда на Ижевском автозаводе начали выпуск фургонов ИЖ-2715. Существовали и пикапы в этом кузове, но массовостью они никогда не отличались. Да и эксплуатировать такие автомобили в городе было не очень удобно – открытый кузов провоцировал всяких нечестных на руку личностей что-то незаконно присвоить.

Выпускался ИЖ-2715 почти 30 лет – с 1972 по 2001 года. Уже это говорит о его востребованности. В отличие от других моделей авто, фургончик пришелся ко двору и для России после развала СССР.
Появление ИЖ-2715
Завод МЗМА/АЗЛК с начала 1960-х годов был на пике популярности. Сейчас сложно в это поверить, но с тех лет и почти до середины 1970-х «Москвичи» пользовались огромным спросом за границей.
Больше половины автомобилей уходило за рубеж, где их раскупали благодаря низкой цене и успешным выступлениям этих машин на соревнованиях по ралли.
Конструкторское бюро МЗМА (АЗЛК с 1968 г.) постоянно работало над новыми моделями. Например, были полноприводные и внедорожные автомобили, купе на шасси 408 версии. Но все эти проекты свернули – производство не успевало делать уже освоенные модели.
В качестве легких развозных автомобилей до 1972 года использовали Москвич-433/434, но выпускалась они небольшими партиями и их хронически не хватало. Поэтому, когда в СССР начали строить Ижевский автомобильный завод, он должен был взять на себя выпуск коммерческих фургонов. С 1968 года в Ижевске собирали Москвич-434, а с 1972 – Иж-2715.

Изначально предполагалось устанавливать на развозной автомобиль кузов, как на грузовиках, но это привело к проблемам. Нужна была машина, которую можно собирать на тех же конвейерах, что и легковые модификации. В результате и появился ИЖ-2715, сделанный на базе Москвич-412.
Особенности модели
Для начала нужно отметить, что фургон создавался с таким расчетом, чтобы жесткий верх можно было снять. После этого кузов превращается в пикап.
По паспорту грузоподъемность автомобиля составляла 450 кг, но он без проблем справлялся с грузами в два раза больше, что неоднократно было доказано в 1990-х годах. Конечно, такую варварскую эксплуатацию модель долго не выдерживала, но свою стоимость успевала отработать несколько раз.
Под капотом устанавливали два двигателя – бензиновые УЗАМ-412Э/412ДЭ с мощностью 75 и 67 л. с. соответственно.
Советские водители и желающие ими стать еще в 1970-х годах окрестили автомобиль «Каблук» за характерную форму кузова. Что касается прозвища «Пирожок», то оно появилось немного позднее, после того, как на этих автомобилях начали развозить хлебобулочные и кондитерские изделия.
Использовали ИЖ-2715 почта, службы быта, предприятия общепита, НИИ и другие организации, нуждающиеся в перевозке легких, но достаточно объемных грузов.

Уже в начале выпуска модели стало ясно, что ИЖ-2715 превосходит Москвич-434 как по размерам фургона, так и по функциональности. В 1980-х годах от выпуска коммерческих Москвичей отказались в пользу ижевской модели.
Самое смешное, что в производстве ИЖ-2715 был дороже грузового УАЗ-452Д и даже среднетоннажного ГАЗ-51. Но в процессе эксплуатации, за счет меньшего более чем в два раза расхода горюче-смазочных материалов, разница нивелировалась. А потом автомобиль помогал экономить бюджет.
Особенности поколений
Машина выпускалась в двух поколениях. Первое дебютировало в 1972, и собиралось до 1982 года. На ИЖ-2715 ставили переднюю часть от Москвич-412.
Для экспортных модификаций часто использовали радиаторную решетку и фары от ИЖ Комби. Светотехника была импортного производства (ГДР).

Второе поколение дебютировало в 1982 году. В соответствии с советскими традициями, обновление принесло удешевление производства и некоторое упрощение. Модель получила радиаторную решетку с круглыми фарами, дверцы без форточек и новые ручки.
Грузопассажирская модификация
Долгое время автомобиль выпускался только в одной версии – грузовой фургон/пикап. Но во второй половине 1980-х пришлось в срочном порядке разрабатывать новую версию машины.
Причин тому было несколько:
- ? Самая главная – требования «сверху» выпускать новые модели или модернизировать старые
- ? С 1987 года предприятие переходило на самоокупаемость
- ? Появился класс кооператоров, которым нужен был именно такой универсальный автомобиль
- ? Отсутствие конкурентов
Переделать легкий грузовой фургон было несложно. Достаточно вставить окна, установить сиденья и отделать стенки пластиком.
Автомобиль получил индекс 27156. Его производство началось с 1988, и продолжалось до 2001 года.
Необычные модификации, не ставшие серийными
В 1990-х ижевские конструкторы неоднократно пытались повысить катастрофически падающие продажи своих автомобилей. Так как спрос на фургоны оставался стабильным, хоть и небольшим, на их базе решили выпускать новые модели.

Создали несколько опытных автомобилей для скорой помощи, пожарных и спасателей. Фургоны удлинили, но их грузоподъемности не хватало, как и мощности двигателя.
Была интересная попытка создать пятиместный пикап на шасси ИЖ Комби с использованием кузова от 2715. Но автомобиль получился явно неудачным, так как грузовую платформу просто приварили вместо багажника.
Мифы про ИЖ-2715
За годы выпуска модель легкого развозного пикапа успела обрасти множеством легенд. Основной причиной их появления была недоступность для частных лиц ИЖ-2715. Но грузопассажирские версии в конце 1980-х продавались, хотя их было немного.
Первый миф говорит о том, что создавали ИЖ-2715 специально для экспорта, а за границей от него отказались. Вот и пришлось срочно приспосабливать машину для эксплуатации в СССР.
При разработке автомобиля прицел на экспорт имел место, но основное его предназначение было для внутреннего рынка.
За границу ИЖ-2715 поставляли, но не в таких количествах, как планировалось. Базовая платформа Москвич-412 к тому времени безнадежно устарела, и особым спросом не пользовалась.
В Советском Союзе считалось, что ИЖ-2715 выпускался небольшими партиями. На самом деле – это далеко не так, за все почти 30 лет Ижевский автозавод сделал более 2 300 000 авто этой модели. Просто машина поставлялась во все уголки СССР, поэтому «кучно» не встречалась.

Ходили слухи о том, что ИЖ-2715 технически ничем не отличался от седанов и Комби. Это действительно так – автомобиль только по кузову был другим – в этом его основной плюс.
Водители в СССР утверждали, что фургоны можно приобрести в частные руки при наличии связей. На самом деле, их даже списанные не продавали до 1992 года. Реализовывали грузопассажирскую модификацию, она для этого и появилась в 1988 г.
Просто водители ИЖ-2715 часто «халтурили» на служебных автомобилях, отсюда и появилась легенда.
Ну и последний миф – считалось, что на заводе специально занижают грузоподъемность на отметке в 400-450 кг. Дескать, ИЖ-2715 способен перевести и тонну! Да, автомобиль справлялся с такими нагрузками, но на пользу ему это не шло. Так что 450 кг – это правильная цифра для беспроблемной эксплуатации.
Еще в первом десятилетии 2000-х годов ИЖ-2715 часто встречались на дорогах, и даже пользовались высоким спросом у рыночных торговцев. Сейчас эти автомобили ушли на покой, но все же иногда можно заметить знакомый силуэт, неизменно вызывающий ностальгическую улыбку!