ИЖ-2715 фургон – самый первый коммерческий легковой автомобиль в СССР
В Советском Союзе наблюдалась нехватка легких грузовых автомобилей. Проблему как-то пытались решать за счет фургонов РАФ и ЕрАЗ. Но первых было мало, а вторые не отличались надежностью и выпускать их начали только с 1968 года небольшими партиями.
В общем, проблема налицо, приходилось ради мелких грузов гонять среднетоннажные автомобили, типа ГАЗ-52/53.
Проблему частично решили в 1972 году, когда на Ижевском автозаводе начали выпуск фургонов ИЖ-2715. Существовали и пикапы в этом кузове, но массовостью они никогда не отличались. Да и эксплуатировать такие автомобили в городе было не очень удобно – открытый кузов провоцировал всяких нечестных на руку личностей что-то незаконно присвоить.
Выпускался ИЖ-2715 почти 30 лет – с 1972 по 2001 года. Уже это говорит о его востребованности. В отличие от других моделей авто, фургончик пришелся ко двору и для России после развала СССР.
Завод МЗМА/АЗЛК с начала 1960-х годов был на пике популярности. Сейчас сложно в это поверить, но с тех лет и почти до середины 1970-х «Москвичи» пользовались огромным спросом за границей.
Конструкторское бюро МЗМА (АЗЛК с 1968 г.) постоянно работало над новыми моделями. Например, были полноприводные и внедорожные автомобили, купе на шасси 408 версии. Но все эти проекты свернули – производство не успевало делать уже освоенные модели.
В качестве легких развозных автомобилей до 1972 года использовали Москвич-433/434, но выпускалась они небольшими партиями и их хронически не хватало. Поэтому, когда в СССР начали строить Ижевский автомобильный завод, он должен был взять на себя выпуск коммерческих фургонов. С 1968 года в Ижевске собирали Москвич-434, а с 1972 – Иж-2715.
Изначально предполагалось устанавливать на развозной автомобиль кузов, как на грузовиках, но это привело к проблемам. Нужна была машина, которую можно собирать на тех же конвейерах, что и легковые модификации. В результате и появился ИЖ-2715, сделанный на базе Москвич-412.
Для начала нужно отметить, что фургон создавался с таким расчетом, чтобы жесткий верх можно было снять. После этого кузов превращается в пикап.
По паспорту грузоподъемность автомобиля составляла 450 кг, но он без проблем справлялся с грузами в два раза больше, что неоднократно было доказано в 1990-х годах. Конечно, такую варварскую эксплуатацию модель долго не выдерживала, но свою стоимость успевала отработать несколько раз.
Советские водители и желающие ими стать еще в 1970-х годах окрестили автомобиль «Каблук» за характерную форму кузова. Что касается прозвища «Пирожок», то оно появилось немного позднее, после того, как на этих автомобилях начали развозить хлебобулочные и кондитерские изделия.
Использовали ИЖ-2715 почта, службы быта, предприятия общепита, НИИ и другие организации, нуждающиеся в перевозке легких, но достаточно объемных грузов.
Уже в начале выпуска модели стало ясно, что ИЖ-2715 превосходит Москвич-434 как по размерам фургона, так и по функциональности. В 1980-х годах от выпуска коммерческих Москвичей отказались в пользу ижевской модели.
Самое смешное, что в производстве ИЖ-2715 был дороже грузового УАЗ-452Д и даже среднетоннажного ГАЗ-51. Но в процессе эксплуатации, за счет меньшего более чем в два раза расхода горюче-смазочных материалов, разница нивелировалась. А потом автомобиль помогал экономить бюджет.
Машина выпускалась в двух поколениях. Первое дебютировало в 1972, и собиралось до 1982 года. На ИЖ-2715 ставили переднюю часть от Москвич-412.
Для экспортных модификаций часто использовали радиаторную решетку и фары от ИЖ Комби. Светотехника была импортного производства (ГДР).
Второе поколение дебютировало в 1982 году. В соответствии с советскими традициями, обновление принесло удешевление производства и некоторое упрощение. Модель получила радиаторную решетку с круглыми фарами, дверцы без форточек и новые ручки.
Долгое время автомобиль выпускался только в одной версии – грузовой фургон/пикап. Но во второй половине 1980-х пришлось в срочном порядке разрабатывать новую версию машины.
Причин тому было несколько:
Переделать легкий грузовой фургон было несложно. Достаточно вставить окна, установить сиденья и отделать стенки пластиком.
Автомобиль получил индекс 27156. Его производство началось с 1988, и продолжалось до 2001 года.
В 1990-х ижевские конструкторы неоднократно пытались повысить катастрофически падающие продажи своих автомобилей. Так как спрос на фургоны оставался стабильным, хоть и небольшим, на их базе решили выпускать новые модели.
Создали несколько опытных автомобилей для скорой помощи, пожарных и спасателей. Фургоны удлинили, но их грузоподъемности не хватало, как и мощности двигателя.
Была интересная попытка создать пятиместный пикап на шасси ИЖ Комби с использованием кузова от 2715. Но автомобиль получился явно неудачным, так как грузовую платформу просто приварили вместо багажника.
За годы выпуска модель легкого развозного пикапа успела обрасти множеством легенд. Основной причиной их появления была недоступность для частных лиц ИЖ-2715. Но грузопассажирские версии в конце 1980-х продавались, хотя их было немного.
Первый миф говорит о том, что создавали ИЖ-2715 специально для экспорта, а за границей от него отказались. Вот и пришлось срочно приспосабливать машину для эксплуатации в СССР.
При разработке автомобиля прицел на экспорт имел место, но основное его предназначение было для внутреннего рынка.
За границу ИЖ-2715 поставляли, но не в таких количествах, как планировалось. Базовая платформа Москвич-412 к тому времени безнадежно устарела, и особым спросом не пользовалась.
В Советском Союзе считалось, что ИЖ-2715 выпускался небольшими партиями. На самом деле – это далеко не так, за все почти 30 лет Ижевский автозавод сделал более 2 300 000 авто этой модели. Просто машина поставлялась во все уголки СССР, поэтому «кучно» не встречалась.
Ходили слухи о том, что ИЖ-2715 технически ничем не отличался от седанов и Комби. Это действительно так – автомобиль только по кузову был другим – в этом его основной плюс.
Водители в СССР утверждали, что фургоны можно приобрести в частные руки при наличии связей. На самом деле, их даже списанные не продавали до 1992 года. Реализовывали грузопассажирскую модификацию, она для этого и появилась в 1988 г.
Ну и последний миф – считалось, что на заводе специально занижают грузоподъемность на отметке в 400-450 кг. Дескать, ИЖ-2715 способен перевести и тонну! Да, автомобиль справлялся с такими нагрузками, но на пользу ему это не шло. Так что 450 кг – это правильная цифра для беспроблемной эксплуатации.
Еще в первом десятилетии 2000-х годов ИЖ-2715 часто встречались на дорогах, и даже пользовались высоким спросом у рыночных торговцев. Сейчас эти автомобили ушли на покой, но все же иногда можно заметить знакомый силуэт, неизменно вызывающий ностальгическую улыбку!
В общем, проблема налицо, приходилось ради мелких грузов гонять среднетоннажные автомобили, типа ГАЗ-52/53.
Проблему частично решили в 1972 году, когда на Ижевском автозаводе начали выпуск фургонов ИЖ-2715. Существовали и пикапы в этом кузове, но массовостью они никогда не отличались. Да и эксплуатировать такие автомобили в городе было не очень удобно – открытый кузов провоцировал всяких нечестных на руку личностей что-то незаконно присвоить.
Почти нереально сейчас найти автомобиль в таком состоянии. Фото: Youtube.com
Выпускался ИЖ-2715 почти 30 лет – с 1972 по 2001 года. Уже это говорит о его востребованности. В отличие от других моделей авто, фургончик пришелся ко двору и для России после развала СССР.
Появление ИЖ-2715
Завод МЗМА/АЗЛК с начала 1960-х годов был на пике популярности. Сейчас сложно в это поверить, но с тех лет и почти до середины 1970-х «Москвичи» пользовались огромным спросом за границей.
Больше половины автомобилей уходило за рубеж, где их раскупали благодаря низкой цене и успешным выступлениям этих машин на соревнованиях по ралли.
Конструкторское бюро МЗМА (АЗЛК с 1968 г.) постоянно работало над новыми моделями. Например, были полноприводные и внедорожные автомобили, купе на шасси 408 версии. Но все эти проекты свернули – производство не успевало делать уже освоенные модели.
В качестве легких развозных автомобилей до 1972 года использовали Москвич-433/434, но выпускалась они небольшими партиями и их хронически не хватало. Поэтому, когда в СССР начали строить Ижевский автомобильный завод, он должен был взять на себя выпуск коммерческих фургонов. С 1968 года в Ижевске собирали Москвич-434, а с 1972 – Иж-2715.
Под капотом часто стояли дефорсированные двигатели под 76 бензин. Фото: Youtube.com
Изначально предполагалось устанавливать на развозной автомобиль кузов, как на грузовиках, но это привело к проблемам. Нужна была машина, которую можно собирать на тех же конвейерах, что и легковые модификации. В результате и появился ИЖ-2715, сделанный на базе Москвич-412.
Особенности модели
Для начала нужно отметить, что фургон создавался с таким расчетом, чтобы жесткий верх можно было снять. После этого кузов превращается в пикап.
По паспорту грузоподъемность автомобиля составляла 450 кг, но он без проблем справлялся с грузами в два раза больше, что неоднократно было доказано в 1990-х годах. Конечно, такую варварскую эксплуатацию модель долго не выдерживала, но свою стоимость успевала отработать несколько раз.
Под капотом устанавливали два двигателя – бензиновые УЗАМ-412Э/412ДЭ с мощностью 75 и 67 л. с. соответственно.
Советские водители и желающие ими стать еще в 1970-х годах окрестили автомобиль «Каблук» за характерную форму кузова. Что касается прозвища «Пирожок», то оно появилось немного позднее, после того, как на этих автомобилях начали развозить хлебобулочные и кондитерские изделия.
Использовали ИЖ-2715 почта, службы быта, предприятия общепита, НИИ и другие организации, нуждающиеся в перевозке легких, но достаточно объемных грузов.
Грузопассажирские версии начали выпускать с 1988 года. Фото: Youtube.com
Уже в начале выпуска модели стало ясно, что ИЖ-2715 превосходит Москвич-434 как по размерам фургона, так и по функциональности. В 1980-х годах от выпуска коммерческих Москвичей отказались в пользу ижевской модели.
Самое смешное, что в производстве ИЖ-2715 был дороже грузового УАЗ-452Д и даже среднетоннажного ГАЗ-51. Но в процессе эксплуатации, за счет меньшего более чем в два раза расхода горюче-смазочных материалов, разница нивелировалась. А потом автомобиль помогал экономить бюджет.
Особенности поколений
Машина выпускалась в двух поколениях. Первое дебютировало в 1972, и собиралось до 1982 года. На ИЖ-2715 ставили переднюю часть от Москвич-412.
Для экспортных модификаций часто использовали радиаторную решетку и фары от ИЖ Комби. Светотехника была импортного производства (ГДР).
Ранние версии можно опознать по характерной радиаторной решетке. Фото: Youtube.com
Второе поколение дебютировало в 1982 году. В соответствии с советскими традициями, обновление принесло удешевление производства и некоторое упрощение. Модель получила радиаторную решетку с круглыми фарами, дверцы без форточек и новые ручки.
Грузопассажирская модификация
Долгое время автомобиль выпускался только в одной версии – грузовой фургон/пикап. Но во второй половине 1980-х пришлось в срочном порядке разрабатывать новую версию машины.
Причин тому было несколько:
- ? Самая главная – требования «сверху» выпускать новые модели или модернизировать старые
- ? С 1987 года предприятие переходило на самоокупаемость
- ? Появился класс кооператоров, которым нужен был именно такой универсальный автомобиль
- ? Отсутствие конкурентов
Переделать легкий грузовой фургон было несложно. Достаточно вставить окна, установить сиденья и отделать стенки пластиком.
Автомобиль получил индекс 27156. Его производство началось с 1988, и продолжалось до 2001 года.
Необычные модификации, не ставшие серийными
В 1990-х ижевские конструкторы неоднократно пытались повысить катастрофически падающие продажи своих автомобилей. Так как спрос на фургоны оставался стабильным, хоть и небольшим, на их базе решили выпускать новые модели.
Советский пикап во всей своей красе! Фото: Youtube.com
Создали несколько опытных автомобилей для скорой помощи, пожарных и спасателей. Фургоны удлинили, но их грузоподъемности не хватало, как и мощности двигателя.
Была интересная попытка создать пятиместный пикап на шасси ИЖ Комби с использованием кузова от 2715. Но автомобиль получился явно неудачным, так как грузовую платформу просто приварили вместо багажника.
Мифы про ИЖ-2715
За годы выпуска модель легкого развозного пикапа успела обрасти множеством легенд. Основной причиной их появления была недоступность для частных лиц ИЖ-2715. Но грузопассажирские версии в конце 1980-х продавались, хотя их было немного.
Первый миф говорит о том, что создавали ИЖ-2715 специально для экспорта, а за границей от него отказались. Вот и пришлось срочно приспосабливать машину для эксплуатации в СССР.
При разработке автомобиля прицел на экспорт имел место, но основное его предназначение было для внутреннего рынка.
За границу ИЖ-2715 поставляли, но не в таких количествах, как планировалось. Базовая платформа Москвич-412 к тому времени безнадежно устарела, и особым спросом не пользовалась.
В Советском Союзе считалось, что ИЖ-2715 выпускался небольшими партиями. На самом деле – это далеко не так, за все почти 30 лет Ижевский автозавод сделал более 2 300 000 авто этой модели. Просто машина поставлялась во все уголки СССР, поэтому «кучно» не встречалась.
Удлиненная на полметра версия и это не самоделка! Фото: Youtube.com
Ходили слухи о том, что ИЖ-2715 технически ничем не отличался от седанов и Комби. Это действительно так – автомобиль только по кузову был другим – в этом его основной плюс.
Водители в СССР утверждали, что фургоны можно приобрести в частные руки при наличии связей. На самом деле, их даже списанные не продавали до 1992 года. Реализовывали грузопассажирскую модификацию, она для этого и появилась в 1988 г.
Просто водители ИЖ-2715 часто «халтурили» на служебных автомобилях, отсюда и появилась легенда.
Ну и последний миф – считалось, что на заводе специально занижают грузоподъемность на отметке в 400-450 кг. Дескать, ИЖ-2715 способен перевести и тонну! Да, автомобиль справлялся с такими нагрузками, но на пользу ему это не шло. Так что 450 кг – это правильная цифра для беспроблемной эксплуатации.
Еще в первом десятилетии 2000-х годов ИЖ-2715 часто встречались на дорогах, и даже пользовались высоким спросом у рыночных торговцев. Сейчас эти автомобили ушли на покой, но все же иногда можно заметить знакомый силуэт, неизменно вызывающий ностальгическую улыбку!
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....