Lancia Gamma – «итальянец» с отличным дизайном, но капризным мотором
665

Lancia Gamma – «итальянец» с отличным дизайном, но капризным мотором

Итальянская компания Lancia еще до Второй мировой войны ввела практику использования букв греческого алфавита для обозначения своих моделей. Не отступили они от нее и в последующие времена. Правда, обратились к старой методике, после перерыва, только в 1971 году. Поэтому автомобили, которые являлись дальнейшим развитием линейки, получали к названию в качестве приставки следующую букву азбуки эллинов.


«Gamma» в этом ряду находится на третьем месте. Перед ней стоит «beta», именно так называлась первая Lancia, разработанная в 1971 году под руководством Fiat. Gamma, появившаяся пять лет спустя, переняла от нее независимую подвеску всех колес и передний привод. А соответствующее обозначение (γ) появилось у автомобиля на корме и приборной панели.

Lancia Gamma – «итальянец» с отличным дизайном, но капризным моторомПередняя часть Gamma Coupe. Фото: youtube.com

Седаны и купе Lancia Gamma (Tipo 830) получили самонесущие кузова от Pininfarina. Они компоновались переднеприводными оппозитными двигателями с верхнеклапанным расположением цилиндров объемом 2 и 2,5 литра.

Две модификации в разных кузовах


Несмотря на некую схожесть с «буквенным предшественником», все же новинка стала развитием совсем другой модели – Lancia 2000. Этот автомобиль, в свою очередь, созданный на базе Lancia Flavia, выпускался компанией в течение первой половины седьмого десятилетия прошлого века.

Итальянский производитель автомобилей (подразделение Fiat) представил на Женевском автосалоне в 1976 году Lancia Gamma – преемника «2000-й». Она стала новым флагманом марки на следующее десятилетие. Авто выпускалось в двух вариантах: как четырехдверный седан Berlina с обтекаемой задней частью (1976–1984 годы) и как двухдверное купе (1977–1984 годы).


Обе модификации созданы студией Pininfarina (в частности, Леонардо Фиораванти и Альдо Бровароне). Разработкой автомобиля, начавшейся осенью 1970 года, руководил Серджио Камуффо, давший название независимому заднему мосту со стойками МакФерсон. Думаю, самое время подробнее остановиться на каждом из вариантов сборки автомобиля.

Особенности седана и купе


Четырехдверный седан Lancia Gamma Berlina имел простой элегантный кузов с шестью боковыми окнами и плавной задней частью (фастбэк). К этому стоит добавить неподвижное заднее стекло и объемный 500-литровый багажник, с открывающейся сверху крышкой.

Переднюю часть украсила широкая решетка радиатора, в которую по бокам вставили двойные фары (одну круглую, а другую прямоугольную). В центре маски расположилась эмблема Lancia и пятиугольная рамка. Бока автомобиля разделял узкий молдинг, заканчивающийся спереди габаритным фонарем.

Задняя часть выглядит интересно. Фото: youtube.com

Задние треугольные стойки крыши расположили типичным для того времени образом, сопроводив вентиляционными решетками за третьими боковыми окнами. В резко срезанной корме по углам установили треугольные комбинированные фонари. Вот основные технические параметры автомобиля:

✅ колесная база – 2670 мм
✅ длина – 4580 мм
✅ ширина – 1730 мм
✅ высота – 1410 мм
✅ снаряженная масса – 1320 кг

В течение года он оставался единственным вариантом модели на заводском конвейере. После этого к нему присоединилась роскошная модификация в кузове купе. Обратим теперь наше внимание на нее.

Дизайн кузова двухдверного четырехместного купе принадлежит руке Альдо Бровароне. Его основным отличием от базовой модели стал трехкамерный кузов со ступенчатой задней частью и несколько меньшими габаритами. В цифрах они выглядят так (в скобках – разница с седаном):

✅ колесная база – 2555 (-115) мм
✅ длина – 4485 (-95) мм
✅ высота – 1330 (-80) мм

По бокам купе имело широкие полосы, в которые вставили черные молдинги, идущие от передних колесных арок до задних прямоугольных фонарей. Черные бамперы также получили продолжение вплоть до колесных арок. Низкий оппозитный двигатель позволил опустить линию капота и еще больше снизить переднее стекло автомобиля.

Различные виды силовых агрегатов


Передние колеса Lancia Gamma приводились в движение продольно установленным четырехцилиндровым оппозитным двигателем. Он работал в паре с пятиступенчатой механической коробкой передач (позже стала доступна автоматическая КПП).

Салон Lancia: удобный и просторный. Фото: youtube.com

Первоначально Fiat рассматривал возможность использования одного из своих двигателей V6. Но, в конце концов, было решено устанавливать вышеупомянутые типы моторов, уже применявшиеся в более ранних моделях. К примеру: Lancia Flavia (1,8 и 2,0 литра) и Lancia 2000 (2-литровый двигатель). Сначала под капотом Gamma расположился силовой агрегат со следующими характеристиками:

✅ рабочий объем – 2484 куб. см
✅ мощность – 140 л. с
✅ максимальная скорость – 192 км/ч
✅ разгон до 100 км/ч – за 10,5 секунды

Чуть позже начала выпускаться версия Gamma 2000, оснащенная двигателем объемом 1999 куб. см (он имел уменьшенный диаметр цилиндра). Соответственно снизилась и мощность: в первой серии – до 120 л. с, а во второй – 115 л. с. Но имелась тут и своя выгода: такая компоновка предназначалась в основном для итальянского рынка, где пределом пониженной ставки налога как раз являлся рабочий объем в 2 литра.

К сожалению, используемые силовые агрегаты с алюминиевым блоком доставляли своим владельцам множество проблем. Отдельно упомянем быстрый износ распределительного вала. Но, это еще не все, можно составить целый список слабых мест:

✅ перегрев двигателя
✅ повреждение прокладок
✅ утечки масла и охлаждающей жидкости
✅ изредка – заклинивание мотора

А вот с ходовой частью, напротив, все было прекрасно. Lancia Gamma имела здесь самые современные детали, обеспечивающие оптимальное качество езды. Упомянем независимую подвеску всех колес и дисковые тормоза (передние имели вентиляцию). К этому можно добавить стойки МакФерсон с поперечными торсионами и пружинную подвеску, а сзади – многорычажную систему и винтовые пружины с концентрическими амортизаторами.

Фейслифтинг и концепты


Примерно в середине производственного цикла седан и купе Gamma претерпели омологацию. В этом нет ничего удивительного, ведь любой производитель спустя 3-5 лет старается немного обновить свою модель. В список доработок вошли:

✅ новая разделенная решетка радиатора
✅ 15-дюймовые алюминиевые колесные диски
✅ система впрыска топлива Bosch LE-Jetronic

Мощность при этом не увеличилась, а вот расход горючего немного снизился. Заметно изменился автомобиль и изнутри. В салоне появились новые приборы и освещение, ручник и рычаг переключения передач. В общем, внутренний интерьер значительно обновился.

Lancia на гоночном треке. Фото: youtube.com

При производстве моделей Lancia Gamma итальянские дизайнеры создали несколько интересных вариаций с использованием деталей шасси базовой платформы. В 1977 году компания Pininfarina представила концепт Gamma Spider, который представлял собой открытую версию купе со съемными панелями крыши и защитной аркой за задними сиденьями. В следующем – кузовной цех Italdesign построил концепт пятидверного MPV (многоцелевой автомобиль) Giugiaro Megagamma с укороченным капотом двигателя.

Посетители Парижского автосалона 1980 года могли полюбоваться прототипом трехместного седана Pininfarina Gamma Scala, созданного на базе купе. Рассматривалось его серийное производство, но оно не состоялось. Интересен и трехдверный «шутинг-брейк» Lancia Gamma Olgiata от 1982 года с удлиненными боковыми стеклами за дверями и спойлером над задним.

Gamma Coupe: самый красивый, по мнению Дж. Кларксона. Фото: youtube.com

На смену Gamma в 1984 году пришла Lancia Thema, разработанная совместно со шведским Saab, Fiat и Alfa Romeo, выпускавшаяся в течение 10 лет. А вот преемник купе появился только в 1997 году, когда выпустили двухдверный Lancia Kappa. За всю историю модели было продано 15 272 седана и 6 790 купе. Полностью электрическая модель с запасом хода до 700 км, запланированная на 2026 модельный год, возможно, будет переименована в Gamma.
Какой вариант кузова Lancia Gamma нравится вам?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....