Главный недостаток «Девятки» или с чем столкнется каждый владелец ВАЗ-2109
7 709

Главный недостаток «Девятки» или с чем столкнется каждый владелец ВАЗ-2109

В свое время ВАЗ-2109 стала флагманом отечественного автомобилестроения, покорившим сердца автолюбителей своим инновационным дизайном, компактностью, маневренностью и экономичностью. «Девятка» характеризуется простотой в обслуживании, в связи с чем продолжает пользоваться спросом даже спустя столько лет после прекращения производства в 2004 году.


Но есть один недостаток, который может привести к большим проблемам с серьезными последствиями, включая капремонт двигателя — ремень ГРМ. Он может порваться внезапно, не «прожив» даже заявленных 50 тыс. км пробега.

Признаки износа


Ремень предназначен для передачи энергии вращения от коленчатого вала на ГРМ. Благодаря ему обеспечивается синхронная работа клапанов и поршней. Срок службы ремня ГРМ на ВАЗ-2109 составляет от 50000 до 100000 км пробега, но не более пяти лет. По истечении этого срока его структура теряет эластичность, растягивается и трескается. Но это может произойти и раньше по ряду причин, в том числе из-за износа и перекоса подшипников помпы, неправильного натяжения, попадания масла и других технических жидкостей.

Какие признаки могут указывать на износ ремня ГРМ в «девятке»:

✅ Неуверенный запуск мотора, снижение мощности. Из-за плохой натяжки или износа возможен перескок ремня на один или несколько зубцов шкива.
✅ Происходят сбои в зажигании, появляются провалы в тяге, вибрация мотора.
Дым из глушителя. Неполное сгорание топливовоздушной смеси приводит к оплавлению и разрушению катализатора. Часть бензина будет поступать в систему выпуска, из-за чего предельно допустимая температура увеличивается, а соты каталитического нейтрализатора начинают спекаться. Глушитель может хлопать, иногда из него идет черный дым.
✅ Детонация двигателя. Проявляется в виде тикающих и щелкающих звуков из-под капота. Часто детонация зависит от оборотов ДВС, но не всегда она является причиной износа ремня.
✅ Течь масла или антифриза из-под кожухов привода. Моторная жидкость обычно попадает на ремень из-под сальника коленвала, охлаждающая — из негерметичных стыков. Контакт с техническими жидкостями приводит к преждевременному износу ремня.
✅ Мотор не заводится. Если стартер крутит «бодро», но двигатель не запускается, это может указывать на отсутствие компрессии, вызванной обрывом ремня.

Также на износ ремня могут указывать потертости и микротрещины. Их можно увидеть, отодвинув пластиковый кожух, расположенный слева на блоке цилиндров. Любые признаки износа — первый «звоночек», с ремонтом лучше не затягивать.

Главный недостаток «Девятки» или с чем столкнется каждый владелец ВАЗ-2109Ремень ГРМ в масле, корни зубьев начинают задираться. Фото: YouTube.com

Самое печальное последствие обрыва ремня — повреждение клапанов в результате «встречи» с поршнями.

Замена своими руками


Для самостоятельной замены ремня ГРМ потребуется набор накидных ключей или головок (на 8, 10, 17, 19 мм), отвертки, натяжной ролик и ключ для его вращения. «Девятка» должна стоять на ровной площадке. Поднимите стояночный тормоз, под колеса поставьте упоры, а переднее правое колесо снимите. Под порог также нужно поставить упор.

Алгоритм действий следующий:

✅ Демонтаж правого брызговика. Можете не снимать, а открутить ключом на 8 мм винты, фиксирующие его в нижней части картера, и отогнуть. Это необходимо для получения доступа к шкиву коленвала.
✅ Снятие приводного ремня. Ослабьте гайки, фиксирующие болты фиксации генератора (ключи на 17 и 19 мм). К ним можно получить доступ из моторного отсека. Генератор можно сместить в сторону мотора, после чего снять приводной ремень.
✅ Демонтаж пластикового кожуха ремня ГРМ. Открутите болты, фиксирующие защитную крышку, извлеките ее.
✅ Ключом на 19 мм выкрутите болт, фиксирующий шкив привода генератора на коленвале. Чтобы коленчатый вал на карбюраторном двигателе не проворачивался, вставьте толстую отвертку или ключ в прорезь шкива. На инжекторах маховик удерживается отверткой от проворачивания, параллельно откручивается болт шкива.
✅ Демонтируйте шкив привода генератора.
✅ Совместите метку на шкиве распредвала и с выступом на задней части крышки. Точку на зубчатом шкиве коленвала нужно расположить напротив выреза на отливе крышки маслонасоса. Коленвал необходимо наживить на болт, это позволит выставить шкив по меткам.
✅ Если планируете поменять натяжной ролик, гайка, фиксирующая его, полностью откручивается. Затем ролик выкручивается против часовой стрелки, что приведет к ослаблению натяжения ремня.

Изношенный ремень сдвигается со шкива распределительного вала, натяжного ролика, помпы и шестерни.

Установка нового ремня ГРМ. Фото: YouTube.com

Надевается новый ремень ГРМ. Устанавливается натяжной ролик, наживите его гайкой, но не затягивайте.

При монтаже ремня следите за совмещением меток. Выступ на шкиве распределительного вала должен располагаться напротив выступа на задней металлической части крышки привода газораспределительного механизма. Точку на зубчатом шкиве коленвала нужно разместить напротив выреза на отливе передней части масляной помпы мотора.

Также обратите внимание на технологическое отверстие (лючок) картера сцепления: длинная риска должна располагаться напротив выреза на шкале для настройки зажигания. Это говорит о том, что поршни первого и четвертого цилиндров выставлены в верхней мертвой точке. Если все правильно, можно приступать к натяжению ремня.

Совмещение меток на масляном насосе и шестеренке. Фото: YouTube.com

Ключ для натяжки вставьте в отверстие ролика и поверните по часовой стрелке. Ремень начнет натягиваться, главное — не перетянуть его. Для контроля натяжения на самом длинном отрезке попробуйте провернуть ремень вокруг оси — в идеале он должен повернуться не более, чем на 90°.

Проверните коленвал за болт, чтобы прокрутить ремень на 2 оборота. Убедитесь в том, что метки не нарушены. Затяните гайку, фиксирующую натяжной ролик.

Натяжка ремня: как нельзя делать, и как должно быть. Фото: YouTube.com

Установка всех элементов выполняется в обратной последовательности: сначала шкив коленвала, защитный кожух привода, приводной ремень, затем фиксация генератора, брызговика. Запустите мотор и послушайте, как он работает. Если нужно, выставьте момент зажигания.

Ремни ГРМ для ВАЗ-2109


Доверяйте проверенным брендам. Экономия на запчастях для авто может вылиться в дополнительные расходы. Разумеется, если вы решили минимизировать затраты на обслуживание, рынок услужливо предоставит много предложений с низкой ценой. Но мы их не будем рассматривать. Наибольшее доверие у владельцев не только этой модели авто заслужили несколько торговых марок.

Contitech


Продукция бренда Continental поставляется на сборочные предприятия концернов VAG, BMW, Volvo и соответствует международным стандартам, что подтверждают сертификаты ISO 9001:2015 и ISO 13485:2005.

Ремень Contitech, стоимость: 2401 руб. Фото: ЯндексМаркет

Но бывают случаи, когда ремни шумят. Чтобы решить проблему, побрызгайте на ремень силиконом в аэрозоле. Если верить отзывам покупателей, ремни Contitech практически не подвержены температурному сжатию.

Bosch


Достойное качество и доступная цена — главные преимущества ремней ГРМ от Bosch. Но тоже могут свистеть или жужжать. Если верить производителю, то ресурс эксплуатации изделия — 100 тысяч км пробега.

Ремень Bosch, стоимость: 2038 руб. Фото: ЯндексМаркет

Но все же, если ездите на «девятке», не забывайте проверять состояние ремня после 30-40 тыс. км.

Gates


По утверждению производителя, срок службы его ремней ГРМ на 30% дольше, чем у конкурентов. Для изготовления изделий используется высококачественное, тщательно отобранное сырье — усиленная резиновая смесь HSN.

Ремень Gates, стоимость: 2695 руб. Фото: ЯндексМаркет

Точная геометрия зубцов обеспечивает качественное сцепление ремня со шкивами. Шумность при работе — минимальная.

Подведем итоги


Износ ремня ГРМ — естественное явление, с которым в итоге столкнется каждый владелец ВАЗ-2109. Но это не ставит «крест» на этом флагмане отечественного автопрома. Грамотный уход и техническое обслуживание — гарантия того, что ваш «железный конь» не подведет вас в ответственный момент. Следите за состоянием ремня ГРМ, периодически проверяйте его на предмет отсутствия износа и масляных подтеков, диагностируйте натяжение, и тогда наверняка сможете предупредить его преждевременный обрыв.
Приходилось ли вам менять ремень ГРМ на своем авто самостоятельно?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....