Путешествие по необъятной Сибири – по земле, воде и воздуху
Минувшим летом мной было задумано и реализовано путешествие в Сибирь. Маршрут пролегал как через крупные города, так и через почти безлюдные места Северного Приобья. Для перемещения между населенными пунктами в ходе поездки были задействованы все виды транспорта: автомобильный, железнодорожный, водный и воздушный.
Путешествие из Санкт-Петербурга к берегам Оби и Енисея заняло 3 месяца. Крупнейшие точки маршрута:
✅ Санкт-Петербург
✅ Тюмень
✅ Нижневартовск
✅ Томск
✅ Красноярск
По пути между этими городами удалось посетить десятки сибирских сел и городов и полюбоваться местной природой. В подобных путешествиях приходит понимание масштабов нашей страны. К сожалению, транспортная доступность удаленных районов пока далека от совершенства, но при желании можно добраться до любой цели.
Поезд – пожалуй, самый популярный в России вид транспорта. Фото автора
При помощи поездов, самолетов, автобусов и теплоходов я перемещался между крупными и мелкими городами, наслаждаясь просторами России.
Являясь административным центром огромного нефтегазоносного края, Тюмень давно перестала соответствовать обидному прозвищу «столица деревень». Сегодня этот город – первый крупный мегаполис за Уралом. Многие нефтяные и газовые компании открыли в Тюмени свои центральные и региональные представительства и вкладывают деньги в развитие города.
Тюмень – ворота Сибири. Фото автора
Город стремится быть похожим на Москву, что отражается в названиях некоторых улиц. К примеру, городской цирк расположился на новом Цветном бульваре, а у входа в увеселительное заведение создана скульптурная композиция с участием Юрия Никулина. Сам бульвар ведет в недавно реконструированный парк с фонтанами и аттракционами, центральное место среди которых занимает колесо обозрения с оригинальными часами.
Благодаря вложениям сырьевых гигантов, Тюмень стала обладательницей единственной в России 4-уровневой набережной вдоль реки Туры. Она представляет собой двухкилометровый широкий променад, украшенный тематическими скульптурами и цветущими газонами.
Единственная в России масштабная 4-уровневая набережная. Фото автора
Добраться до Тюмени не сложно. От Санкт-Петербурга ее отделяет чуть более 2,5 тысяч км, преодолеть которые можно на самолете либо на поезде. Международный аэропорт Рощино находится на окраине города, в 13 км от центра. Он связан прямыми рейсами с Москвой, Санкт-Петербургом, Мурманском, Казанью и еще десятком городов России. Кроме того, он является крупным транспортным хабом для авиасообщения с северными аэродромами.
Мы выбрали путешествие по железной дороге. Время в пути от Петербурга до Тюмени составляет всего 40 часов. За это время можно погулять по привокзальным площадям Кирова, Перми, Екатеринбурга и нескольких небольших городов. За окном болотистые пейзажи Ленинградской области постепенно сменяются горным уральским ландшафтом, и время в пути пролетает незаметно.
На протяжении трех веков расположенный у слияния рек Тобол и Иртыш Тобольск был главным городом огромного Сибирского края. После постройки Транссибирской магистрали, прошедшей в стороне от него, значение Тобольска упало. Но сейчас принимаются серьезные усилия для привлечения сюда туристов, постепенно город становится своего рода туристической столицей региона.
Реконструированный острог Тобольска времен Ермака. Фото автора
Безоговорочной доминантой Тобольска является единственный за Уралом каменный Кремль. Белокаменный комплекс возвышается над исторической частью города и сохраняется в достойном виде. Постепенно восстанавливаются и другие исторические памятники. Несколько удручающее впечатление оставляет улица Мира, где вдоль современного променада стоят полуразрушенные купеческие особняки, многие из которых имеют статус объекта культурного наследия. Однако работы по восстановлению ведутся, а значит, есть надежда на сохранение исторических зданий.
Единственный за Уралом каменный Кремль. Фото автора
Своеобразной изюминкой Тобольска являются 12 ангелов, расставленных по всему городу. Найти их все – своеобразный квест, при этом каждый у каждого ангела можно прослушать аудиогид и узнать много интересного.
Ангелы Тобольска могут рассказать много интересного. Фото автора
О важности Тобольска как туристического центра говорит открытие в 2021 году международного аэропорта. Воздушная гавань, названная в честь знаменитого картографа и путешественника Семена Ремезова, обслуживает более десятка направлений. Количество рейсов пока невелико, основной пассажиропоток пока проходит через аэропорт Тюмени. Из областного центра в Тобольск каждый час отправляются пассажирские автобусы. Расстояние в 250 км рейсовые автобусы преодолевают за 4 часа.
Туристы чаще выбирают путешествие по железной дороге. Помимо проходящих составов дальнего следования, между двумя городами два раза в день курсируют пригородные поезда. Особенно интересен утренний состав, именующийся «Императорским экспрессом». Он представляет собой обычный пассажирский состав из четырех вагонов, но относится к пригородным поездам высокой комфортности.
«Императорский экспресс» Тюмень - Тобольск. Фото автора
В салонах установлены кресла самолетного типа, работают кондиционеры, имеется буфет. По дороге можно по размещенным фотографиям и информационным постерам ознакомиться с историей пребывания семьи последнего российского императора в ссылке.
Из старинного Тобольска наш путь лежал в суровый край Северного Приобья. Последним крупным городом стал Нижневартовск. Здесь заканчивается железнодорожное пассажирское сообщение, далее путь возможен либо воздушным транспортом, либо по реке. Традиция ставить локомотивы в качестве памятников в этом городе реализована оригинально: вместо привычного паровоза привокзальную площадь украшает макет тепловоза ТЭ2-074, открывшего движение по этой ветке. Оригинал локомотива достался Сургуту.
Макет тепловоза на вокзале Нижневартовска. Фото автора
Нижневартовск является транзитным городом для тысяч работников нефтегазовой отрасли. Вероятно, для удобного транзита аэропорт расположен в черте города, от железнодорожного вокзала до воздушной гавани можно за 20 минут доехать на городском автобусе.
Если выйти за одну остановку до аэропорта, то можно прогуляться по Аллее почета гражданской авиации. Здесь выставлены отлетавшие свой ресурс пассажирские вертолеты от Ми-1 до гигантского Ми-6, а также легендарный «кукурузник» Ан-2 и истребитель Второй мировой войны Як-3. Ближе к зданию аэровокзала расположились макеты советских авиалайнеров Як-40, Ту-154, Ил-86.
Аллея почета гражданской авиации у аэропорта. Фото автора
Далее нам предстояла дорога до Томска, и этот участок пути можно назвать самым сложным с точки зрения транспортной доступности. В 70 км от Нижневартовска находится небольшой город Стрежевой, он является фактически последним городом, куда можно доехать на наземном транспорте. Причем за это короткое расстояние автобус меняет сразу два часовых пояса. Суровая вывеска о возможности появления медведей на входе в городской парк напоминает, что путешественника занесло в поистине глухой уголок Сибири.
Вход в городской парк Стрежевого. Фото автора
Отсюда начинается территория Александровского района Томской области, по площади равная такой стране, как Бельгия, но на всей этой земле проживает чуть более 10 тысяч человек, что в тысячу раз меньше, чем в упомянутой европейской стране.
Вдоль Оби на протяжении 500 км встречаются лишь небольшие села. Фото автора
В Стрежевом имеется аэропорт, откуда 2-3 раза в неделю летает в Томск повидавший виды ATR-72-500, при этом цена билета сопоставима со стоимостью перелета Санкт-Петербург – Томск. Альтернативой является водный путь. По Оби курсируют паромы, представляющие собой большую баржу с установленным на ней пассажирским вагоном для отдыха путников. Буксир не спеша толкает сию баржу против течения реки на протяжении 40 часов. Однако она предназначена для транспортировки грузов и автомобилей, пеших пассажиров капитан на борт не берет.
Водный путь по Оби недешев, но живописные виды компенсируют затраты. Фото автора
Мы выбрали единственную альтернативу – теплоход на подводных крыльях «Восход». Судно произведено более 30 лет назад, но поддерживается в достойном состоянии. Почти 400 км до села Карагасок «Восход» преодолевает за 9 часов, далее пассажиров организованно пересаживают на маршрутки, и еще через 6 часов путешественники наконец доезжают до областного центра. Цены на проезд водным путем нельзя назвать доступными: взрослый билет стоит почти 7 тысяч рублей.
Старинный сибирский город Томск славится сохранностью деревянных домов, построенных более века назад. Здесь можно часами гулять, любуясь искусной резьбой мастеров прошлого. Город считается научным и студенческим центром Сибири. К сожалению, Томск расположен в стороне от Транссибирской магистрали, и является конечной станцией для нескольких поездов. Поэтому дальнейшее движение на восток возможно только с пересадкой.
Дом «Волшебника Изумрудного города» - один из шедевров деревянного зодчества. Фото автора
От Томска до ближайшей станции на Транссибе, Тайги курсирует несколько электропоездов в день, а через Тайгу ежедневно проходят десятки поездов дальнего следования в обоих направлениях. Дорога до ближайшего мегаполиса, Красноярска, занимает меньше суток. Город на Енисее является столицей огромного края, протянувшегося до берегов Северного Ледовитого океана.
Красноярск – крупный мегаполис на Енисее. Фото автора
Главной достопримечательностью является заповедник «Красноярские столбы». Это живописный уголок сибирской природы, расположившийся в северных отрогах Саян, знаменит десятками скал, очертания некоторых из которых напоминают рукотворные скульптуры. Однако так постарались силы природы, создав каменного Деда и другие изваяния.
Скала Дед – результат работы ветра и воды. Фото автора
Большинство туристов любят посещать достопримечательности, изображенные на 10-рублевой купюре. Это мощная Красноярская ГЭС, часовня Параскевы Пятницы и Коммунальный мост через Енисей. В последние годы стали популярны маршруты по живописным окрестностям города, объединенные в проект «Красноярский хайкинг».
Географическое расположение города обусловило развитие транспортной инфраструктуры. Воздушными, водными и наземными путями Красноярск связан со многими городами России. Аэропорт Емельяново является крупным хабом, обслуживающим внутренние и международные рейсы. В сезон навигации по Енисею курсируют грузовые и пассажирские суда. К сожалению, попасть на регулярный рейс Красноярск – Дудинка непросто: билет раскупаются практически сразу после открытия продаж.
Закат над Енисеем. Фото автора
Поэтому мои планы осуществить еще одну водную прогулку не осуществились. Посетить старинный купеческий город Енисейск удалось при помощи автобусного транспорта, после чего я вернулся в Красноярск, и самолетом вернулся в Санкт-Петербург. За три месяца путешествия было преодолено более 11 тысяч км с использованием всех видов транспорта. При этом я достиг лишь середины нашей огромной страны.
Путешествие из Санкт-Петербурга к берегам Оби и Енисея заняло 3 месяца. Крупнейшие точки маршрута:
✅ Санкт-Петербург
✅ Тюмень
✅ Нижневартовск
✅ Томск
✅ Красноярск
По пути между этими городами удалось посетить десятки сибирских сел и городов и полюбоваться местной природой. В подобных путешествиях приходит понимание масштабов нашей страны. К сожалению, транспортная доступность удаленных районов пока далека от совершенства, но при желании можно добраться до любой цели.
Поезд – пожалуй, самый популярный в России вид транспорта. Фото автора
При помощи поездов, самолетов, автобусов и теплоходов я перемещался между крупными и мелкими городами, наслаждаясь просторами России.
Из северной столицы к воротам Сибири
Являясь административным центром огромного нефтегазоносного края, Тюмень давно перестала соответствовать обидному прозвищу «столица деревень». Сегодня этот город – первый крупный мегаполис за Уралом. Многие нефтяные и газовые компании открыли в Тюмени свои центральные и региональные представительства и вкладывают деньги в развитие города.
Тюмень – ворота Сибири. Фото автора
Город стремится быть похожим на Москву, что отражается в названиях некоторых улиц. К примеру, городской цирк расположился на новом Цветном бульваре, а у входа в увеселительное заведение создана скульптурная композиция с участием Юрия Никулина. Сам бульвар ведет в недавно реконструированный парк с фонтанами и аттракционами, центральное место среди которых занимает колесо обозрения с оригинальными часами.
Благодаря вложениям сырьевых гигантов, Тюмень стала обладательницей единственной в России 4-уровневой набережной вдоль реки Туры. Она представляет собой двухкилометровый широкий променад, украшенный тематическими скульптурами и цветущими газонами.
Единственная в России масштабная 4-уровневая набережная. Фото автора
Добраться до Тюмени не сложно. От Санкт-Петербурга ее отделяет чуть более 2,5 тысяч км, преодолеть которые можно на самолете либо на поезде. Международный аэропорт Рощино находится на окраине города, в 13 км от центра. Он связан прямыми рейсами с Москвой, Санкт-Петербургом, Мурманском, Казанью и еще десятком городов России. Кроме того, он является крупным транспортным хабом для авиасообщения с северными аэродромами.
Мы выбрали путешествие по железной дороге. Время в пути от Петербурга до Тюмени составляет всего 40 часов. За это время можно погулять по привокзальным площадям Кирова, Перми, Екатеринбурга и нескольких небольших городов. За окном болотистые пейзажи Ленинградской области постепенно сменяются горным уральским ландшафтом, и время в пути пролетает незаметно.
Первая столица Сибири
На протяжении трех веков расположенный у слияния рек Тобол и Иртыш Тобольск был главным городом огромного Сибирского края. После постройки Транссибирской магистрали, прошедшей в стороне от него, значение Тобольска упало. Но сейчас принимаются серьезные усилия для привлечения сюда туристов, постепенно город становится своего рода туристической столицей региона.
Реконструированный острог Тобольска времен Ермака. Фото автора
Безоговорочной доминантой Тобольска является единственный за Уралом каменный Кремль. Белокаменный комплекс возвышается над исторической частью города и сохраняется в достойном виде. Постепенно восстанавливаются и другие исторические памятники. Несколько удручающее впечатление оставляет улица Мира, где вдоль современного променада стоят полуразрушенные купеческие особняки, многие из которых имеют статус объекта культурного наследия. Однако работы по восстановлению ведутся, а значит, есть надежда на сохранение исторических зданий.
Единственный за Уралом каменный Кремль. Фото автора
Своеобразной изюминкой Тобольска являются 12 ангелов, расставленных по всему городу. Найти их все – своеобразный квест, при этом каждый у каждого ангела можно прослушать аудиогид и узнать много интересного.
Ангелы Тобольска могут рассказать много интересного. Фото автора
О важности Тобольска как туристического центра говорит открытие в 2021 году международного аэропорта. Воздушная гавань, названная в честь знаменитого картографа и путешественника Семена Ремезова, обслуживает более десятка направлений. Количество рейсов пока невелико, основной пассажиропоток пока проходит через аэропорт Тюмени. Из областного центра в Тобольск каждый час отправляются пассажирские автобусы. Расстояние в 250 км рейсовые автобусы преодолевают за 4 часа.
Туристы чаще выбирают путешествие по железной дороге. Помимо проходящих составов дальнего следования, между двумя городами два раза в день курсируют пригородные поезда. Особенно интересен утренний состав, именующийся «Императорским экспрессом». Он представляет собой обычный пассажирский состав из четырех вагонов, но относится к пригородным поездам высокой комфортности.
«Императорский экспресс» Тюмень - Тобольск. Фото автора
В салонах установлены кресла самолетного типа, работают кондиционеры, имеется буфет. По дороге можно по размещенным фотографиям и информационным постерам ознакомиться с историей пребывания семьи последнего российского императора в ссылке.
Просторный край Северного Приобья
Из старинного Тобольска наш путь лежал в суровый край Северного Приобья. Последним крупным городом стал Нижневартовск. Здесь заканчивается железнодорожное пассажирское сообщение, далее путь возможен либо воздушным транспортом, либо по реке. Традиция ставить локомотивы в качестве памятников в этом городе реализована оригинально: вместо привычного паровоза привокзальную площадь украшает макет тепловоза ТЭ2-074, открывшего движение по этой ветке. Оригинал локомотива достался Сургуту.
Макет тепловоза на вокзале Нижневартовска. Фото автора
Нижневартовск является транзитным городом для тысяч работников нефтегазовой отрасли. Вероятно, для удобного транзита аэропорт расположен в черте города, от железнодорожного вокзала до воздушной гавани можно за 20 минут доехать на городском автобусе.
Если выйти за одну остановку до аэропорта, то можно прогуляться по Аллее почета гражданской авиации. Здесь выставлены отлетавшие свой ресурс пассажирские вертолеты от Ми-1 до гигантского Ми-6, а также легендарный «кукурузник» Ан-2 и истребитель Второй мировой войны Як-3. Ближе к зданию аэровокзала расположились макеты советских авиалайнеров Як-40, Ту-154, Ил-86.
Аллея почета гражданской авиации у аэропорта. Фото автора
Далее нам предстояла дорога до Томска, и этот участок пути можно назвать самым сложным с точки зрения транспортной доступности. В 70 км от Нижневартовска находится небольшой город Стрежевой, он является фактически последним городом, куда можно доехать на наземном транспорте. Причем за это короткое расстояние автобус меняет сразу два часовых пояса. Суровая вывеска о возможности появления медведей на входе в городской парк напоминает, что путешественника занесло в поистине глухой уголок Сибири.
Вход в городской парк Стрежевого. Фото автора
Отсюда начинается территория Александровского района Томской области, по площади равная такой стране, как Бельгия, но на всей этой земле проживает чуть более 10 тысяч человек, что в тысячу раз меньше, чем в упомянутой европейской стране.
Вдоль Оби на протяжении 500 км встречаются лишь небольшие села. Фото автора
В Стрежевом имеется аэропорт, откуда 2-3 раза в неделю летает в Томск повидавший виды ATR-72-500, при этом цена билета сопоставима со стоимостью перелета Санкт-Петербург – Томск. Альтернативой является водный путь. По Оби курсируют паромы, представляющие собой большую баржу с установленным на ней пассажирским вагоном для отдыха путников. Буксир не спеша толкает сию баржу против течения реки на протяжении 40 часов. Однако она предназначена для транспортировки грузов и автомобилей, пеших пассажиров капитан на борт не берет.
Водный путь по Оби недешев, но живописные виды компенсируют затраты. Фото автора
Мы выбрали единственную альтернативу – теплоход на подводных крыльях «Восход». Судно произведено более 30 лет назад, но поддерживается в достойном состоянии. Почти 400 км до села Карагасок «Восход» преодолевает за 9 часов, далее пассажиров организованно пересаживают на маршрутки, и еще через 6 часов путешественники наконец доезжают до областного центра. Цены на проезд водным путем нельзя назвать доступными: взрослый билет стоит почти 7 тысяч рублей.
Из Томска к Енисею
Старинный сибирский город Томск славится сохранностью деревянных домов, построенных более века назад. Здесь можно часами гулять, любуясь искусной резьбой мастеров прошлого. Город считается научным и студенческим центром Сибири. К сожалению, Томск расположен в стороне от Транссибирской магистрали, и является конечной станцией для нескольких поездов. Поэтому дальнейшее движение на восток возможно только с пересадкой.
Дом «Волшебника Изумрудного города» - один из шедевров деревянного зодчества. Фото автора
От Томска до ближайшей станции на Транссибе, Тайги курсирует несколько электропоездов в день, а через Тайгу ежедневно проходят десятки поездов дальнего следования в обоих направлениях. Дорога до ближайшего мегаполиса, Красноярска, занимает меньше суток. Город на Енисее является столицей огромного края, протянувшегося до берегов Северного Ледовитого океана.
Красноярск – крупный мегаполис на Енисее. Фото автора
Главной достопримечательностью является заповедник «Красноярские столбы». Это живописный уголок сибирской природы, расположившийся в северных отрогах Саян, знаменит десятками скал, очертания некоторых из которых напоминают рукотворные скульптуры. Однако так постарались силы природы, создав каменного Деда и другие изваяния.
Скала Дед – результат работы ветра и воды. Фото автора
Большинство туристов любят посещать достопримечательности, изображенные на 10-рублевой купюре. Это мощная Красноярская ГЭС, часовня Параскевы Пятницы и Коммунальный мост через Енисей. В последние годы стали популярны маршруты по живописным окрестностям города, объединенные в проект «Красноярский хайкинг».
Географическое расположение города обусловило развитие транспортной инфраструктуры. Воздушными, водными и наземными путями Красноярск связан со многими городами России. Аэропорт Емельяново является крупным хабом, обслуживающим внутренние и международные рейсы. В сезон навигации по Енисею курсируют грузовые и пассажирские суда. К сожалению, попасть на регулярный рейс Красноярск – Дудинка непросто: билет раскупаются практически сразу после открытия продаж.
Закат над Енисеем. Фото автора
Поэтому мои планы осуществить еще одну водную прогулку не осуществились. Посетить старинный купеческий город Енисейск удалось при помощи автобусного транспорта, после чего я вернулся в Красноярск, и самолетом вернулся в Санкт-Петербург. За три месяца путешествия было преодолено более 11 тысяч км с использованием всех видов транспорта. При этом я достиг лишь середины нашей огромной страны.
- A_Punko
- Фото автора
Рекомендуем для вас
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
Grob G850 Strato 2C – «одноразовый» рекордсмен-неудачник
Самолет с поршневыми двигателями, установивший рекорд высоты в последнем своем полете, стал никому не нужен всего через 29 исследовательских рейсов....
Шах и мат, «Газель» – грузовики «Компас» от КАМАЗ резко подешевели
КАМАЗ начал кампанию по резкой стимуляции продаж. Это поможет переманить клиентов ГАЗ....
Белорусские инженеры разработали универсальный газовый двигатель
Новый мотор подойдет для тракторов, грузовиков, автобусов и комбайнов. Его экономичность уже доказана....
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
Экспорт ГАЗ-69: как СССР помог Исландии в «тресковых войнах»
Экспорт советской техники в капстраны происходил довольно скромными тиражами. Показательны в этом отношении поставки ГАЗ-69, грузовиков и тракторов в островное...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Автокран XCA4000: как Китай ставит рекорды
Китай на сегодня производит самые мощные автокраны: оба рекордсмена поднимают груз свыше 200 т на высоту 170 м. Для чего он нужны и как их используют?...
КАМАЗ-54902 теперь серийный – надежная альтернатива «китайцам»
Российские грузовики выпускаются сейчас на нескольких заводах. Из массовых гигантов мы потеряли только ЗиЛ, остальные же бренды, вроде ГАЗ и КАМАЗ, до сих пор...
Полет на Ан-2 в мороз – для тех, кто скучает по советской авиации
«Кукурузник» – это небольшой самолет, который под этим названием был известен в свое время почти каждому советскому гражданину. Но далеко не все в курсе, что...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....