Komatsu D575A – самый большой на Земле бульдозер и его конкуренты
Самый огромный серийный бульдозер под индексом D555А мир впервые увидел в 1981-м году в США, (Хьюстон, штат Техас) где тогда состоялась техническая выставка Conexpo. Японский отдел и показал этого гиганта – предшественника Komatsu D575. Всем было очевидно: бульдозер предназначался для использования на открытых разработках полезных ископаемых (угля) или карьерах. Сложно представить дорогу, по которой этот монстр смог бы проехать, не разрушив покрытие.
Основных заказчика было два: Соединенные Штаты и Австралия. В этих странах существовала необходимость в подобных гигантах для горнорудных работ на открытой местности. В основном Komatsu D575 трудились на добыче угля. В соответствии с габаритами и производительностью, американцы дали прозвище машине – «Супердозер».
Однако сложная экономическая обстановка, сложившаяся в то время в мире, не позволила немедленно приступить к серийному выпуску бульдозеров-гигантов. И первые испытания стартовали в Америке только в 1989-м. Тестировать машины взялась компания Cooney Brothers, добывавшая уголь в Пенсильвании, где и было наработано 1000 ч. Также испытания проводились в парке Харрисона.
Считается: первый бульдозер (транспортное средство на траках) разработан в Америке Бенджамином Холтом. Любопытно: он назвал свое изобретение «катерпиллером», что значит – «гусеничный трактор». Но есть и иная версия, согласно которой первооткрывателями в этой сфере стала английская компания «Хорнсби», продавшая патент американцу. А вот самый главный рабочий орган – лопата (отвал) появилась раньше. Соединить ее с гусеничным трактором догадались инженеры из фирмы La Plante-Choate.
Серийное производство стартовало в 1991-м, а первый бульдозер выехал из заводских ворот в 1992-м. Его отправили в тот же штат Пенсильвания, где испытывали прототип. После тестирования машину из первой партии купила компания из Лас-Вегаса по производству асфальта. Более мощный Бульдозер Komatsu D575A-3 SD приобрела Princess Beverly Coal Co из Западной Вирджинии.
Всего в Северной Америке купили 31 бульдозер, Австралия приобрела 14, и 8 единиц техники осталось работать в Японии. Здесь машины трудились в карьерах, основная часть которых принадлежала Fujisaco Co. LTD. Но основное количество использовалось в США. Например, только в одной шахте, владельцем которой являлась компания Alpha Natural Resources работало 17 бульдозеров – почти треть от всех произведенных.
Все машины «Комацу» (бульдозеры) имеют обозначение в виде латинской «D», что значит Dozer. Далее следует номер модели: в данном случае №575. Потом идет вторая или третья серия (-2 либо -3) и в конце – конфигурация: SD (бульдозер – «супер дозер») или SR (рыхлитель). Серийные модели А2 имели номера с 10001 по 10043. Машины А3 начинались с №10101 и до 10112. При этом не использовались цифры 10004, 10013. У японцев четверка и тринадцать считаются «невезучими».
Для промышленного использования японцы в 2001-м году выпустили пару усовершенствованных серий. Первую из них представлял бульдозер Komatsu D575A-3, весивший 131 тонну. Вторую – самая мощная машина – Komatsu D575A-3 SD, имевшая массу 152,6 т. Для нее специально изготовили отвал, в который помещалось 96 «кубов» грунта или руды: т. е. столько материала бульдозер перемещал за один проход. Другие технические параметры:
✅ объемы топлива, системы охлаждения, гидравлики – 2100, 298 и 300 л
✅ число передних, задних передач – 3 и 3
✅ скорость по ходу – до 11,8 км/ч (13,5 км/ч в противоположную сторону)
✅ расход горючего в среднем – 200 л/ч
Высота отвала самого мощного «Комацу» – 4,87, длина – 12,7, ширина – 7 м. Первые бульдозеры оснащались силовой установкой в тысячу «лошадей».
Однако позже японцы модернизировали своего гиганта и укомплектовали его двенадцатицилиндровм турбированным двигателем в 1150 л. с., объемом 46,3 л, имеющий водяное охлаждение и непосредственный впрыск.
В 2001-м году бульдозеры всех модификаций прошли модернизацию, связанную с внедрением электронных систем. Например, ввели основной и щадящий режимы функционирования, трансмиссия получила управление типа ECMV (Electric Continuously Variable Transmission), позволяющее совмещать электрическую тягу и ДВС. Также трактор получил возможность устанавливать определенную скорость (что-то вроде круиз-контроля). Еще появилась функция автоматического отключения КПП. В кабине усовершенствовали подвеску сиденья оператора, поставили обновленные дисплеи на панели приборов, улучшили мониторинг.
В мире осталось не так много открытых угольных разрезов, рудников. К тому же гигант стоил очень дорого и попросту не выдержал конкуренции с менее мощными, но более шустрыми «коллегами». Серийное производство закончилось в 2009-м году.
Но последний бульдозер по индивидуальному заказу фирмы Alcoa (Австралия) был собран в 2012-м. Если говорить о количестве машин по моделям, список выглядит так:
✅ 17 экземпляров рыхлителей D575A-2SR
✅ 24 бульдозера D575A-2SD
✅ 2 модернизированных D575A-3SR
✅ 10 машин D575A-3SD
Всего произведено 53 единицы техники. О работающих тракторах известно, что два экземпляра б/у были проданы в Новую Зеландию. Их владельцем стала компания Kaipara Limited, использовавшая бульдозеры (на них поставили рыхлители) для добычи угля в шахте «Стоктон». Причем техника использовалась через систему дистанционного управления. Часть бульдозеров Komatsu D575A можно увидеть в музеях.
Говорить, что японское «чудо» было самым большим в мире, будет не совсем правильно. Да, действительно, если говорить о серийных моделях, Komatsu D575A – наиболее габаритный на планете. Но был еще и АССО Dozer (Италия), собранный в единственном экземпляре в 80-х годах минувшего века. Параметры гиганта впечатляют: длина – 12 м, а вес – 183 т! Передвижение махины обеспечивали два силовых агрегата Caterpillar, в сумме выдававшие 1350 «лошадей». Правда, отвал у «итальянца» был поменьше, чем у японца – «всего» 7 м длиной и 2,7 м высотой.
Будущее АССО Dozer оказалось неудачным. Машина изначально делалась по заказу ливийской компании. Однако после введения санкций против этого арабского государства, итальянцы отказались продать бульдозер. До 2012-го машина простояла, не проработав ни минуты, пока технику не выкупила частная компания. Теперь машина стоит в виде памятника. Однако, как уверяет новый владелец, АССО Dozer и сегодня на ходу.
Третьим по габаритам серийным бульдозером в Европе является ЧТЗ Т-800, выпуск которого стартовал в 1983-м (махина производится и сегодня). Техника весит 103 т, оснащается силовым агрегатом – дизелем, развивающим 820 «лошадей». Машина имеет длину 12,4, а ширину 4,1 м. Район работы гиганта – скальная местность. Рыхлитель весом в 11 т буквально вгрызается в породу, одолеть которую бульдозерам иных типов не под силу.
Есть еще один серийный конкурент – Caterpillar D11T массой в 104, 5 т с мотором в 850 л. с. Но все же пальма первенства принадлежит Komatsu D575A.
Основных заказчика было два: Соединенные Штаты и Австралия. В этих странах существовала необходимость в подобных гигантах для горнорудных работ на открытой местности. В основном Komatsu D575 трудились на добыче угля. В соответствии с габаритами и производительностью, американцы дали прозвище машине – «Супердозер».
D575A долго не могли запустить в серию. Фото: YouTube.com
Однако сложная экономическая обстановка, сложившаяся в то время в мире, не позволила немедленно приступить к серийному выпуску бульдозеров-гигантов. И первые испытания стартовали в Америке только в 1989-м. Тестировать машины взялась компания Cooney Brothers, добывавшая уголь в Пенсильвании, где и было наработано 1000 ч. Также испытания проводились в парке Харрисона.
Из общей истории
Считается: первый бульдозер (транспортное средство на траках) разработан в Америке Бенджамином Холтом. Любопытно: он назвал свое изобретение «катерпиллером», что значит – «гусеничный трактор». Но есть и иная версия, согласно которой первооткрывателями в этой сфере стала английская компания «Хорнсби», продавшая патент американцу. А вот самый главный рабочий орган – лопата (отвал) появилась раньше. Соединить ее с гусеничным трактором догадались инженеры из фирмы La Plante-Choate.
Когда Komatsu D575 встал на конвейер
Серийное производство стартовало в 1991-м, а первый бульдозер выехал из заводских ворот в 1992-м. Его отправили в тот же штат Пенсильвания, где испытывали прототип. После тестирования машину из первой партии купила компания из Лас-Вегаса по производству асфальта. Более мощный Бульдозер Komatsu D575A-3 SD приобрела Princess Beverly Coal Co из Западной Вирджинии.
Если трактор наедет на машину, бульдозерист может этого и не заметить. Фото: YouTube.com
Всего в Северной Америке купили 31 бульдозер, Австралия приобрела 14, и 8 единиц техники осталось работать в Японии. Здесь машины трудились в карьерах, основная часть которых принадлежала Fujisaco Co. LTD. Но основное количество использовалось в США. Например, только в одной шахте, владельцем которой являлась компания Alpha Natural Resources работало 17 бульдозеров – почти треть от всех произведенных.
Классификация и японское невезение
Все машины «Комацу» (бульдозеры) имеют обозначение в виде латинской «D», что значит Dozer. Далее следует номер модели: в данном случае №575. Потом идет вторая или третья серия (-2 либо -3) и в конце – конфигурация: SD (бульдозер – «супер дозер») или SR (рыхлитель). Серийные модели А2 имели номера с 10001 по 10043. Машины А3 начинались с №10101 и до 10112. При этом не использовались цифры 10004, 10013. У японцев четверка и тринадцать считаются «невезучими».
Технические особенности
Для промышленного использования японцы в 2001-м году выпустили пару усовершенствованных серий. Первую из них представлял бульдозер Komatsu D575A-3, весивший 131 тонну. Вторую – самая мощная машина – Komatsu D575A-3 SD, имевшая массу 152,6 т. Для нее специально изготовили отвал, в который помещалось 96 «кубов» грунта или руды: т. е. столько материала бульдозер перемещал за один проход. Другие технические параметры:
✅ объемы топлива, системы охлаждения, гидравлики – 2100, 298 и 300 л
✅ число передних, задних передач – 3 и 3
✅ скорость по ходу – до 11,8 км/ч (13,5 км/ч в противоположную сторону)
✅ расход горючего в среднем – 200 л/ч
Высота отвала самого мощного «Комацу» – 4,87, длина – 12,7, ширина – 7 м. Первые бульдозеры оснащались силовой установкой в тысячу «лошадей».
Мощные двигатели гарантируют работу огромных отвалов. Фото: YouTube.com
Однако позже японцы модернизировали своего гиганта и укомплектовали его двенадцатицилиндровм турбированным двигателем в 1150 л. с., объемом 46,3 л, имеющий водяное охлаждение и непосредственный впрыск.
Габариты бульдозера настолько внушительны, что его транспортировка к месту работы вызывает проблемы. Машину приходится разбирать и перевозить на шести, а то и восьми (зависит от местных ПДД) грузовиках.
В 2001-м году бульдозеры всех модификаций прошли модернизацию, связанную с внедрением электронных систем. Например, ввели основной и щадящий режимы функционирования, трансмиссия получила управление типа ECMV (Electric Continuously Variable Transmission), позволяющее совмещать электрическую тягу и ДВС. Также трактор получил возможность устанавливать определенную скорость (что-то вроде круиз-контроля). Еще появилась функция автоматического отключения КПП. В кабине усовершенствовали подвеску сиденья оператора, поставили обновленные дисплеи на панели приборов, улучшили мониторинг.
Окончание производства
В мире осталось не так много открытых угольных разрезов, рудников. К тому же гигант стоил очень дорого и попросту не выдержал конкуренции с менее мощными, но более шустрыми «коллегами». Серийное производство закончилось в 2009-м году.
Сегодня Komatsu выпускает менее мощные бульдозеры. Фото: YouTube.com
Но последний бульдозер по индивидуальному заказу фирмы Alcoa (Австралия) был собран в 2012-м. Если говорить о количестве машин по моделям, список выглядит так:
✅ 17 экземпляров рыхлителей D575A-2SR
✅ 24 бульдозера D575A-2SD
✅ 2 модернизированных D575A-3SR
✅ 10 машин D575A-3SD
Всего произведено 53 единицы техники. О работающих тракторах известно, что два экземпляра б/у были проданы в Новую Зеландию. Их владельцем стала компания Kaipara Limited, использовавшая бульдозеры (на них поставили рыхлители) для добычи угля в шахте «Стоктон». Причем техника использовалась через систему дистанционного управления. Часть бульдозеров Komatsu D575A можно увидеть в музеях.
Конкуренты гиганта
Говорить, что японское «чудо» было самым большим в мире, будет не совсем правильно. Да, действительно, если говорить о серийных моделях, Komatsu D575A – наиболее габаритный на планете. Но был еще и АССО Dozer (Италия), собранный в единственном экземпляре в 80-х годах минувшего века. Параметры гиганта впечатляют: длина – 12 м, а вес – 183 т! Передвижение махины обеспечивали два силовых агрегата Caterpillar, в сумме выдававшие 1350 «лошадей». Правда, отвал у «итальянца» был поменьше, чем у японца – «всего» 7 м длиной и 2,7 м высотой.
Итальянская махина так и не пошла в серию. Фото: YouTube.com
Будущее АССО Dozer оказалось неудачным. Машина изначально делалась по заказу ливийской компании. Однако после введения санкций против этого арабского государства, итальянцы отказались продать бульдозер. До 2012-го машина простояла, не проработав ни минуты, пока технику не выкупила частная компания. Теперь машина стоит в виде памятника. Однако, как уверяет новый владелец, АССО Dozer и сегодня на ходу.
А что у нас?
Третьим по габаритам серийным бульдозером в Европе является ЧТЗ Т-800, выпуск которого стартовал в 1983-м (махина производится и сегодня). Техника весит 103 т, оснащается силовым агрегатом – дизелем, развивающим 820 «лошадей». Машина имеет длину 12,4, а ширину 4,1 м. Район работы гиганта – скальная местность. Рыхлитель весом в 11 т буквально вгрызается в породу, одолеть которую бульдозерам иных типов не под силу.
Гигант Т-800 (версия с открытой кабиной). Фото: YouTube.com
Есть еще один серийный конкурент – Caterpillar D11T массой в 104, 5 т с мотором в 850 л. с. Но все же пальма первенства принадлежит Komatsu D575A.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...