Komatsu D575A – самый большой на Земле бульдозер и его конкуренты
Самый огромный серийный бульдозер под индексом D555А мир впервые увидел в 1981-м году в США, (Хьюстон, штат Техас) где тогда состоялась техническая выставка Conexpo. Японский отдел и показал этого гиганта – предшественника Komatsu D575. Всем было очевидно: бульдозер предназначался для использования на открытых разработках полезных ископаемых (угля) или карьерах. Сложно представить дорогу, по которой этот монстр смог бы проехать, не разрушив покрытие.
Основных заказчика было два: Соединенные Штаты и Австралия. В этих странах существовала необходимость в подобных гигантах для горнорудных работ на открытой местности. В основном Komatsu D575 трудились на добыче угля. В соответствии с габаритами и производительностью, американцы дали прозвище машине – «Супердозер».
Однако сложная экономическая обстановка, сложившаяся в то время в мире, не позволила немедленно приступить к серийному выпуску бульдозеров-гигантов. И первые испытания стартовали в Америке только в 1989-м. Тестировать машины взялась компания Cooney Brothers, добывавшая уголь в Пенсильвании, где и было наработано 1000 ч. Также испытания проводились в парке Харрисона.
Считается: первый бульдозер (транспортное средство на траках) разработан в Америке Бенджамином Холтом. Любопытно: он назвал свое изобретение «катерпиллером», что значит – «гусеничный трактор». Но есть и иная версия, согласно которой первооткрывателями в этой сфере стала английская компания «Хорнсби», продавшая патент американцу. А вот самый главный рабочий орган – лопата (отвал) появилась раньше. Соединить ее с гусеничным трактором догадались инженеры из фирмы La Plante-Choate.
Серийное производство стартовало в 1991-м, а первый бульдозер выехал из заводских ворот в 1992-м. Его отправили в тот же штат Пенсильвания, где испытывали прототип. После тестирования машину из первой партии купила компания из Лас-Вегаса по производству асфальта. Более мощный Бульдозер Komatsu D575A-3 SD приобрела Princess Beverly Coal Co из Западной Вирджинии.
Всего в Северной Америке купили 31 бульдозер, Австралия приобрела 14, и 8 единиц техники осталось работать в Японии. Здесь машины трудились в карьерах, основная часть которых принадлежала Fujisaco Co. LTD. Но основное количество использовалось в США. Например, только в одной шахте, владельцем которой являлась компания Alpha Natural Resources работало 17 бульдозеров – почти треть от всех произведенных.
Все машины «Комацу» (бульдозеры) имеют обозначение в виде латинской «D», что значит Dozer. Далее следует номер модели: в данном случае №575. Потом идет вторая или третья серия (-2 либо -3) и в конце – конфигурация: SD (бульдозер – «супер дозер») или SR (рыхлитель). Серийные модели А2 имели номера с 10001 по 10043. Машины А3 начинались с №10101 и до 10112. При этом не использовались цифры 10004, 10013. У японцев четверка и тринадцать считаются «невезучими».
Для промышленного использования японцы в 2001-м году выпустили пару усовершенствованных серий. Первую из них представлял бульдозер Komatsu D575A-3, весивший 131 тонну. Вторую – самая мощная машина – Komatsu D575A-3 SD, имевшая массу 152,6 т. Для нее специально изготовили отвал, в который помещалось 96 «кубов» грунта или руды: т. е. столько материала бульдозер перемещал за один проход. Другие технические параметры:
✅ объемы топлива, системы охлаждения, гидравлики – 2100, 298 и 300 л
✅ число передних, задних передач – 3 и 3
✅ скорость по ходу – до 11,8 км/ч (13,5 км/ч в противоположную сторону)
✅ расход горючего в среднем – 200 л/ч
Высота отвала самого мощного «Комацу» – 4,87, длина – 12,7, ширина – 7 м. Первые бульдозеры оснащались силовой установкой в тысячу «лошадей».
Однако позже японцы модернизировали своего гиганта и укомплектовали его двенадцатицилиндровм турбированным двигателем в 1150 л. с., объемом 46,3 л, имеющий водяное охлаждение и непосредственный впрыск.
В 2001-м году бульдозеры всех модификаций прошли модернизацию, связанную с внедрением электронных систем. Например, ввели основной и щадящий режимы функционирования, трансмиссия получила управление типа ECMV (Electric Continuously Variable Transmission), позволяющее совмещать электрическую тягу и ДВС. Также трактор получил возможность устанавливать определенную скорость (что-то вроде круиз-контроля). Еще появилась функция автоматического отключения КПП. В кабине усовершенствовали подвеску сиденья оператора, поставили обновленные дисплеи на панели приборов, улучшили мониторинг.
В мире осталось не так много открытых угольных разрезов, рудников. К тому же гигант стоил очень дорого и попросту не выдержал конкуренции с менее мощными, но более шустрыми «коллегами». Серийное производство закончилось в 2009-м году.
Но последний бульдозер по индивидуальному заказу фирмы Alcoa (Австралия) был собран в 2012-м. Если говорить о количестве машин по моделям, список выглядит так:
✅ 17 экземпляров рыхлителей D575A-2SR
✅ 24 бульдозера D575A-2SD
✅ 2 модернизированных D575A-3SR
✅ 10 машин D575A-3SD
Всего произведено 53 единицы техники. О работающих тракторах известно, что два экземпляра б/у были проданы в Новую Зеландию. Их владельцем стала компания Kaipara Limited, использовавшая бульдозеры (на них поставили рыхлители) для добычи угля в шахте «Стоктон». Причем техника использовалась через систему дистанционного управления. Часть бульдозеров Komatsu D575A можно увидеть в музеях.
Говорить, что японское «чудо» было самым большим в мире, будет не совсем правильно. Да, действительно, если говорить о серийных моделях, Komatsu D575A – наиболее габаритный на планете. Но был еще и АССО Dozer (Италия), собранный в единственном экземпляре в 80-х годах минувшего века. Параметры гиганта впечатляют: длина – 12 м, а вес – 183 т! Передвижение махины обеспечивали два силовых агрегата Caterpillar, в сумме выдававшие 1350 «лошадей». Правда, отвал у «итальянца» был поменьше, чем у японца – «всего» 7 м длиной и 2,7 м высотой.
Будущее АССО Dozer оказалось неудачным. Машина изначально делалась по заказу ливийской компании. Однако после введения санкций против этого арабского государства, итальянцы отказались продать бульдозер. До 2012-го машина простояла, не проработав ни минуты, пока технику не выкупила частная компания. Теперь машина стоит в виде памятника. Однако, как уверяет новый владелец, АССО Dozer и сегодня на ходу.
Третьим по габаритам серийным бульдозером в Европе является ЧТЗ Т-800, выпуск которого стартовал в 1983-м (махина производится и сегодня). Техника весит 103 т, оснащается силовым агрегатом – дизелем, развивающим 820 «лошадей». Машина имеет длину 12,4, а ширину 4,1 м. Район работы гиганта – скальная местность. Рыхлитель весом в 11 т буквально вгрызается в породу, одолеть которую бульдозерам иных типов не под силу.
Есть еще один серийный конкурент – Caterpillar D11T массой в 104, 5 т с мотором в 850 л. с. Но все же пальма первенства принадлежит Komatsu D575A.
Основных заказчика было два: Соединенные Штаты и Австралия. В этих странах существовала необходимость в подобных гигантах для горнорудных работ на открытой местности. В основном Komatsu D575 трудились на добыче угля. В соответствии с габаритами и производительностью, американцы дали прозвище машине – «Супердозер».
D575A долго не могли запустить в серию. Фото: YouTube.com
Однако сложная экономическая обстановка, сложившаяся в то время в мире, не позволила немедленно приступить к серийному выпуску бульдозеров-гигантов. И первые испытания стартовали в Америке только в 1989-м. Тестировать машины взялась компания Cooney Brothers, добывавшая уголь в Пенсильвании, где и было наработано 1000 ч. Также испытания проводились в парке Харрисона.
Из общей истории
Считается: первый бульдозер (транспортное средство на траках) разработан в Америке Бенджамином Холтом. Любопытно: он назвал свое изобретение «катерпиллером», что значит – «гусеничный трактор». Но есть и иная версия, согласно которой первооткрывателями в этой сфере стала английская компания «Хорнсби», продавшая патент американцу. А вот самый главный рабочий орган – лопата (отвал) появилась раньше. Соединить ее с гусеничным трактором догадались инженеры из фирмы La Plante-Choate.
Когда Komatsu D575 встал на конвейер
Серийное производство стартовало в 1991-м, а первый бульдозер выехал из заводских ворот в 1992-м. Его отправили в тот же штат Пенсильвания, где испытывали прототип. После тестирования машину из первой партии купила компания из Лас-Вегаса по производству асфальта. Более мощный Бульдозер Komatsu D575A-3 SD приобрела Princess Beverly Coal Co из Западной Вирджинии.
Если трактор наедет на машину, бульдозерист может этого и не заметить. Фото: YouTube.com
Всего в Северной Америке купили 31 бульдозер, Австралия приобрела 14, и 8 единиц техники осталось работать в Японии. Здесь машины трудились в карьерах, основная часть которых принадлежала Fujisaco Co. LTD. Но основное количество использовалось в США. Например, только в одной шахте, владельцем которой являлась компания Alpha Natural Resources работало 17 бульдозеров – почти треть от всех произведенных.
Классификация и японское невезение
Все машины «Комацу» (бульдозеры) имеют обозначение в виде латинской «D», что значит Dozer. Далее следует номер модели: в данном случае №575. Потом идет вторая или третья серия (-2 либо -3) и в конце – конфигурация: SD (бульдозер – «супер дозер») или SR (рыхлитель). Серийные модели А2 имели номера с 10001 по 10043. Машины А3 начинались с №10101 и до 10112. При этом не использовались цифры 10004, 10013. У японцев четверка и тринадцать считаются «невезучими».
Технические особенности
Для промышленного использования японцы в 2001-м году выпустили пару усовершенствованных серий. Первую из них представлял бульдозер Komatsu D575A-3, весивший 131 тонну. Вторую – самая мощная машина – Komatsu D575A-3 SD, имевшая массу 152,6 т. Для нее специально изготовили отвал, в который помещалось 96 «кубов» грунта или руды: т. е. столько материала бульдозер перемещал за один проход. Другие технические параметры:
✅ объемы топлива, системы охлаждения, гидравлики – 2100, 298 и 300 л
✅ число передних, задних передач – 3 и 3
✅ скорость по ходу – до 11,8 км/ч (13,5 км/ч в противоположную сторону)
✅ расход горючего в среднем – 200 л/ч
Высота отвала самого мощного «Комацу» – 4,87, длина – 12,7, ширина – 7 м. Первые бульдозеры оснащались силовой установкой в тысячу «лошадей».
Мощные двигатели гарантируют работу огромных отвалов. Фото: YouTube.com
Однако позже японцы модернизировали своего гиганта и укомплектовали его двенадцатицилиндровм турбированным двигателем в 1150 л. с., объемом 46,3 л, имеющий водяное охлаждение и непосредственный впрыск.
Габариты бульдозера настолько внушительны, что его транспортировка к месту работы вызывает проблемы. Машину приходится разбирать и перевозить на шести, а то и восьми (зависит от местных ПДД) грузовиках.
В 2001-м году бульдозеры всех модификаций прошли модернизацию, связанную с внедрением электронных систем. Например, ввели основной и щадящий режимы функционирования, трансмиссия получила управление типа ECMV (Electric Continuously Variable Transmission), позволяющее совмещать электрическую тягу и ДВС. Также трактор получил возможность устанавливать определенную скорость (что-то вроде круиз-контроля). Еще появилась функция автоматического отключения КПП. В кабине усовершенствовали подвеску сиденья оператора, поставили обновленные дисплеи на панели приборов, улучшили мониторинг.
Окончание производства
В мире осталось не так много открытых угольных разрезов, рудников. К тому же гигант стоил очень дорого и попросту не выдержал конкуренции с менее мощными, но более шустрыми «коллегами». Серийное производство закончилось в 2009-м году.
Сегодня Komatsu выпускает менее мощные бульдозеры. Фото: YouTube.com
Но последний бульдозер по индивидуальному заказу фирмы Alcoa (Австралия) был собран в 2012-м. Если говорить о количестве машин по моделям, список выглядит так:
✅ 17 экземпляров рыхлителей D575A-2SR
✅ 24 бульдозера D575A-2SD
✅ 2 модернизированных D575A-3SR
✅ 10 машин D575A-3SD
Всего произведено 53 единицы техники. О работающих тракторах известно, что два экземпляра б/у были проданы в Новую Зеландию. Их владельцем стала компания Kaipara Limited, использовавшая бульдозеры (на них поставили рыхлители) для добычи угля в шахте «Стоктон». Причем техника использовалась через систему дистанционного управления. Часть бульдозеров Komatsu D575A можно увидеть в музеях.
Конкуренты гиганта
Говорить, что японское «чудо» было самым большим в мире, будет не совсем правильно. Да, действительно, если говорить о серийных моделях, Komatsu D575A – наиболее габаритный на планете. Но был еще и АССО Dozer (Италия), собранный в единственном экземпляре в 80-х годах минувшего века. Параметры гиганта впечатляют: длина – 12 м, а вес – 183 т! Передвижение махины обеспечивали два силовых агрегата Caterpillar, в сумме выдававшие 1350 «лошадей». Правда, отвал у «итальянца» был поменьше, чем у японца – «всего» 7 м длиной и 2,7 м высотой.
Итальянская махина так и не пошла в серию. Фото: YouTube.com
Будущее АССО Dozer оказалось неудачным. Машина изначально делалась по заказу ливийской компании. Однако после введения санкций против этого арабского государства, итальянцы отказались продать бульдозер. До 2012-го машина простояла, не проработав ни минуты, пока технику не выкупила частная компания. Теперь машина стоит в виде памятника. Однако, как уверяет новый владелец, АССО Dozer и сегодня на ходу.
А что у нас?
Третьим по габаритам серийным бульдозером в Европе является ЧТЗ Т-800, выпуск которого стартовал в 1983-м (махина производится и сегодня). Техника весит 103 т, оснащается силовым агрегатом – дизелем, развивающим 820 «лошадей». Машина имеет длину 12,4, а ширину 4,1 м. Район работы гиганта – скальная местность. Рыхлитель весом в 11 т буквально вгрызается в породу, одолеть которую бульдозерам иных типов не под силу.
Гигант Т-800 (версия с открытой кабиной). Фото: YouTube.com
Есть еще один серийный конкурент – Caterpillar D11T массой в 104, 5 т с мотором в 850 л. с. Но все же пальма первенства принадлежит Komatsu D575A.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Автодома из Китая – лучшие машины и дорогостоящая роскошь
Не сидится авторам канала «ПриветТачка» на месте. Они ищут интересные автомобили. В этот раз им удалось попасть в салон Armadillo. Не слышали про такую...