Самолет-амфибия «Алекс-251»: хорошая идея при плохой поддержке
Впервые о начале работ над проектом по созданию легкого многоцелевого самолета «Алекс-251» в 2003-м году сообщило КБ Rida. Предполагалось, что уже в 2004-м машина поднимется в воздух. Однако, вплоть до 2009-го, когда амфибией занялась российская компания Aviatik Alliance, о воздушном судне ничего не было слышно.
Работы возглавил инженер А. Танцыров и конструктор С. Попов. Модель самолета испытывали по полной программе, в т. ч. продували в аэродинамической трубе, исследовали в гидравлическом канале московского отделения ЦАГИ. В том же 2009-м, в августе месяце, прототип «Алекса» продемонстрировали на столичном авиасалоне МАКС. Уже осенью 2010-го «Алекс-251» совершил свой первый полет.
Машина, помимо летчика, может взять на борт пять человек или груз весом в 410 кг. Кроме того, самолет предназначен для использования в структурах МЧС, мониторинга земной поверхности, фото- и видеосъемок, совершения развлекательных полетов и путешествий. Также амфибия пригодится пограничным войскам.
Она цельнометаллическая, однако частично нос машины, киль (его оконечность) и обтекатели силовых агрегатов изготовлены из композитов. Аэродинамическая конфигурация – типа «парасоль». У амфибии – параллельная хорда и прямоугольные крылья, по всей длине которых расположились элементы управления – элероны и т. д. Хвостовое оперение (винтами двигателей не обдувается) – классическое, со стреловидным килем, (несколько оттянутым), шасси – убираемое, сзади – фиксированное колесо.
Крыло прикрепляется к корпусу посредством перевернутых стоек в виде латинской V. Левый высотный руль оснащен триммерами. Стабильность амфибии на воде обеспечивает пара поплавков, для каждого из которых предусмотрена «своя» стойка. Опытный экземпляр воздушного судна был построен на площадке компании «Альфа-М». На ней же предполагалось осуществлять серийный выпуск машины; правда, в малых объемах.
Фюзеляж амфибии имеет вид лодки, в которой шесть водонепроницаемых отделений-помещений. Летчик и пассажиры располагаются в 3 ряда, благо, габариты кабины этому способствуют: ее длина – 3,1 м, ширина – 1,4 м при высоте в 1,3 м. Но кресла могут располагаться и по-иному: например, в случае переоборудования машины под санитарный транспорт.
Изначально силовая установка представляла собой пару моторов Lom Praha М332С (Чехия), развивавших по 170 «лошадей» каждый. Однако данные агрегаты рассчитывались на взлетную массу самолета до 1,8 т, в то время как «Алекс-251» имел наибольший вес в две тонны с лишним. Основные технические данные Alex-251:
✅ размах крыльев – 13,2 м
✅ длина и высота – 10,54 и 3,1 м
✅ масса пустого и наибольшая допустимая – 1,61 и 2,2 т: один двигатель весит 122 кг
✅ скорость – до 230 км/ч (крейсерская – 215 км/ч)
✅ дальность – 1200 км (при перегоне – до 2340 км)
Амфибия может находиться в воздухе до 10,5 часов. Расход горючего при полете на крейсерской скорости не превышает 216 г/л. с. ч. Согласно исследованиям, мощность двигателей на взлете должна достигать 400 «лошадей». Поэтому, по словам главного конструктора, рассматриваются версии амфибии с четырьмя силовыми агрегатами.
Их полный цикл был завершен к лету 2013-го. Промежуточные результаты выявили как положительные, так и отрицательные моменты. В полете машина хорошо себя показала на любых режимах и оказалась легкой в управлении, послушной воле пилота. Удачной стала идея изготовления головного люка: через него удобно совершать посадку/высадку летчика и пассажиров. Впрочем, возможен и другой вариант – через боковые двери-створки. При необходимости салон оперативно трансформируется, например, под нужды МЧС: освобождается место для носилок с больным и медицинское оборудование. Из кабины – отличный обзор, которому подкосы не препятствуют.
При посадке или взлете с водоема амфибия показала устойчивость: рысканье, раскачка отсутствуют – машина свободно выходит на глиссирование. Здесь стоит отметить заслугу В. П. Соколянского, возглавлявшего тогда столичное отделение ЦАГИ. Что касается практической эксплуатации воздушного судна, то здесь тоже все на высоте: водонепроницаемые отсеки гарантируют безопасность на воде, в воздухе – парашютная спасательная система MVEN (кстати, разработанная в России, в Казани). Общая емкость баков под горючее почти в 700 литров обеспечивает достаточную дальность полета.
Существовали и минусы: один из них – большая взлетная масса – мощность установленных двигателей явно не хватает. Поэтому в будущем предполагалось укомплектовать машину моторами российского производства. Каждый из них (предположительно) мощнее чешского на 40 «лошадей». Не исключено, что это будут турбовинтовые модели. Интерес вызывает и продукция хорошо себя зарекомендовавшей фирмы Rotax. Конструкторами даже прорабатывалась идея применения авиадизеля.
Также пришли к выводу, что вместо фиксированного хвостового колеса лучше поставить переднее. Это связано с тем, что в ходе рулежки по земле из-за задранного носа летчик плохо видит, что по курсу. Еще часть испытателей считала: лучше сделать шасси не убираемыми, либо пересмотреть конструкцию «прячущего» механизма.
Были и другие «мелочи». Например, сначала на самолете стояли колеса от воздушного судна «Морава» (Л-200). Тормозная система – тоже от него. Но вот при посадке одна из покрышек взорвалась. Оказалось: «запаску» можно найти разве что в одном из авиационных музеев. Но все же проблему решили: подошло колесо от производителя Matco. Также отрабатывали систему аварийного выпуска шасси. Сначала дублирующий механизм хотели сделать ручным, но позже установили электродвигатели, питающиеся от автономного источника напряжения.
Еще одна проблема выразилась в чрезмерной длине тросов, посредством которых управлялась силовая установка. Однако летчики-испытатели разработали специальную методику: благодаря ей, машина стала «послушнее». Модернизировали механизацию крыла: перед элероном сделали щель, как у «кукурузника»: взлетно-посадочные параметры улучшились. Что касается авионики, возможно использование двухэкранной системы EFIS: на ней отображаются показания приборов цифровым, а не механическим способом. Также в кабине могла устанавливаться навигация GPS Garmin GNS-430.
В 2011-м выдан сертификат единичного самолета за №3742/11, воздушное судно получило свой регистрационный номер. В следующем году успешно прошли испытания на воде (использовался аэродром «Волжанка»). Осталось провести некоторые работы, связанные с окончательной доводкой амфибии. А также найти партнера, желающего инвестировать финансы в «Алекс-251». Планировалось, что в 2012-м году машину покажут на салоне гидроавиации, который пройдет в Геленджике. Официально было известно только об одном экземпляре гидроплана. В 2016-м ЗАО «Авиатик-Альянс» ликвидировано. После 2018-го о воздушном судне нет никакой информации: видимо, найти спонсора так и не удалось...
Работы возглавил инженер А. Танцыров и конструктор С. Попов. Модель самолета испытывали по полной программе, в т. ч. продували в аэродинамической трубе, исследовали в гидравлическом канале московского отделения ЦАГИ. В том же 2009-м, в августе месяце, прототип «Алекса» продемонстрировали на столичном авиасалоне МАКС. Уже осенью 2010-го «Алекс-251» совершил свой первый полет.
Гидроплан рассчитан на пять пассажиров. Фото: YouTube.com
Машина, помимо летчика, может взять на борт пять человек или груз весом в 410 кг. Кроме того, самолет предназначен для использования в структурах МЧС, мониторинга земной поверхности, фото- и видеосъемок, совершения развлекательных полетов и путешествий. Также амфибия пригодится пограничным войскам.
О конструкции
Она цельнометаллическая, однако частично нос машины, киль (его оконечность) и обтекатели силовых агрегатов изготовлены из композитов. Аэродинамическая конфигурация – типа «парасоль». У амфибии – параллельная хорда и прямоугольные крылья, по всей длине которых расположились элементы управления – элероны и т. д. Хвостовое оперение (винтами двигателей не обдувается) – классическое, со стреловидным килем, (несколько оттянутым), шасси – убираемое, сзади – фиксированное колесо.
Процесс уборки шасси. Фото: YouTube.com
Крыло прикрепляется к корпусу посредством перевернутых стоек в виде латинской V. Левый высотный руль оснащен триммерами. Стабильность амфибии на воде обеспечивает пара поплавков, для каждого из которых предусмотрена «своя» стойка. Опытный экземпляр воздушного судна был построен на площадке компании «Альфа-М». На ней же предполагалось осуществлять серийный выпуск машины; правда, в малых объемах.
У самолета есть спорная особенность – неуправляемое колесо сзади. Поэтому сначала направление выруливания машины регулируется тормозами, затем – двигателями. Кому-то подобная система управления нравится, другим – нет.
Фюзеляж амфибии имеет вид лодки, в которой шесть водонепроницаемых отделений-помещений. Летчик и пассажиры располагаются в 3 ряда, благо, габариты кабины этому способствуют: ее длина – 3,1 м, ширина – 1,4 м при высоте в 1,3 м. Но кресла могут располагаться и по-иному: например, в случае переоборудования машины под санитарный транспорт.
Двигатель
Изначально силовая установка представляла собой пару моторов Lom Praha М332С (Чехия), развивавших по 170 «лошадей» каждый. Однако данные агрегаты рассчитывались на взлетную массу самолета до 1,8 т, в то время как «Алекс-251» имел наибольший вес в две тонны с лишним. Основные технические данные Alex-251:
✅ размах крыльев – 13,2 м
✅ длина и высота – 10,54 и 3,1 м
✅ масса пустого и наибольшая допустимая – 1,61 и 2,2 т: один двигатель весит 122 кг
✅ скорость – до 230 км/ч (крейсерская – 215 км/ч)
✅ дальность – 1200 км (при перегоне – до 2340 км)
Амфибия может находиться в воздухе до 10,5 часов. Расход горючего при полете на крейсерской скорости не превышает 216 г/л. с. ч. Согласно исследованиям, мощность двигателей на взлете должна достигать 400 «лошадей». Поэтому, по словам главного конструктора, рассматриваются версии амфибии с четырьмя силовыми агрегатами.
Испытания
Их полный цикл был завершен к лету 2013-го. Промежуточные результаты выявили как положительные, так и отрицательные моменты. В полете машина хорошо себя показала на любых режимах и оказалась легкой в управлении, послушной воле пилота. Удачной стала идея изготовления головного люка: через него удобно совершать посадку/высадку летчика и пассажиров. Впрочем, возможен и другой вариант – через боковые двери-створки. При необходимости салон оперативно трансформируется, например, под нужды МЧС: освобождается место для носилок с больным и медицинское оборудование. Из кабины – отличный обзор, которому подкосы не препятствуют.
На воде машина вела себя устойчиво. Фото: YouTube.com
При посадке или взлете с водоема амфибия показала устойчивость: рысканье, раскачка отсутствуют – машина свободно выходит на глиссирование. Здесь стоит отметить заслугу В. П. Соколянского, возглавлявшего тогда столичное отделение ЦАГИ. Что касается практической эксплуатации воздушного судна, то здесь тоже все на высоте: водонепроницаемые отсеки гарантируют безопасность на воде, в воздухе – парашютная спасательная система MVEN (кстати, разработанная в России, в Казани). Общая емкость баков под горючее почти в 700 литров обеспечивает достаточную дальность полета.
Сначала приборная панель была обычной, со стрелками. Фото: YouTube.com
Существовали и минусы: один из них – большая взлетная масса – мощность установленных двигателей явно не хватает. Поэтому в будущем предполагалось укомплектовать машину моторами российского производства. Каждый из них (предположительно) мощнее чешского на 40 «лошадей». Не исключено, что это будут турбовинтовые модели. Интерес вызывает и продукция хорошо себя зарекомендовавшей фирмы Rotax. Конструкторами даже прорабатывалась идея применения авиадизеля.
Также пришли к выводу, что вместо фиксированного хвостового колеса лучше поставить переднее. Это связано с тем, что в ходе рулежки по земле из-за задранного носа летчик плохо видит, что по курсу. Еще часть испытателей считала: лучше сделать шасси не убираемыми, либо пересмотреть конструкцию «прячущего» механизма.
Более совершенная панель приборов с дисплеями. Фото: YouTube.com
Были и другие «мелочи». Например, сначала на самолете стояли колеса от воздушного судна «Морава» (Л-200). Тормозная система – тоже от него. Но вот при посадке одна из покрышек взорвалась. Оказалось: «запаску» можно найти разве что в одном из авиационных музеев. Но все же проблему решили: подошло колесо от производителя Matco. Также отрабатывали систему аварийного выпуска шасси. Сначала дублирующий механизм хотели сделать ручным, но позже установили электродвигатели, питающиеся от автономного источника напряжения.
Управление самолетом смешанное: механические, гидравлические, электрические приводы. Фото: YouTube.com
Еще одна проблема выразилась в чрезмерной длине тросов, посредством которых управлялась силовая установка. Однако летчики-испытатели разработали специальную методику: благодаря ей, машина стала «послушнее». Модернизировали механизацию крыла: перед элероном сделали щель, как у «кукурузника»: взлетно-посадочные параметры улучшились. Что касается авионики, возможно использование двухэкранной системы EFIS: на ней отображаются показания приборов цифровым, а не механическим способом. Также в кабине могла устанавливаться навигация GPS Garmin GNS-430.
Что в итоге
В 2011-м выдан сертификат единичного самолета за №3742/11, воздушное судно получило свой регистрационный номер. В следующем году успешно прошли испытания на воде (использовался аэродром «Волжанка»). Осталось провести некоторые работы, связанные с окончательной доводкой амфибии. А также найти партнера, желающего инвестировать финансы в «Алекс-251». Планировалось, что в 2012-м году машину покажут на салоне гидроавиации, который пройдет в Геленджике. Официально было известно только об одном экземпляре гидроплана. В 2016-м ЗАО «Авиатик-Альянс» ликвидировано. После 2018-го о воздушном судне нет никакой информации: видимо, найти спонсора так и не удалось...
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....