Самолет-амфибия «Алекс-251»: хорошая идея при плохой поддержке
Впервые о начале работ над проектом по созданию легкого многоцелевого самолета «Алекс-251» в 2003-м году сообщило КБ Rida. Предполагалось, что уже в 2004-м машина поднимется в воздух. Однако, вплоть до 2009-го, когда амфибией занялась российская компания Aviatik Alliance, о воздушном судне ничего не было слышно.
Работы возглавил инженер А. Танцыров и конструктор С. Попов. Модель самолета испытывали по полной программе, в т. ч. продували в аэродинамической трубе, исследовали в гидравлическом канале московского отделения ЦАГИ. В том же 2009-м, в августе месяце, прототип «Алекса» продемонстрировали на столичном авиасалоне МАКС. Уже осенью 2010-го «Алекс-251» совершил свой первый полет.
Машина, помимо летчика, может взять на борт пять человек или груз весом в 410 кг. Кроме того, самолет предназначен для использования в структурах МЧС, мониторинга земной поверхности, фото- и видеосъемок, совершения развлекательных полетов и путешествий. Также амфибия пригодится пограничным войскам.
Она цельнометаллическая, однако частично нос машины, киль (его оконечность) и обтекатели силовых агрегатов изготовлены из композитов. Аэродинамическая конфигурация – типа «парасоль». У амфибии – параллельная хорда и прямоугольные крылья, по всей длине которых расположились элементы управления – элероны и т. д. Хвостовое оперение (винтами двигателей не обдувается) – классическое, со стреловидным килем, (несколько оттянутым), шасси – убираемое, сзади – фиксированное колесо.
Крыло прикрепляется к корпусу посредством перевернутых стоек в виде латинской V. Левый высотный руль оснащен триммерами. Стабильность амфибии на воде обеспечивает пара поплавков, для каждого из которых предусмотрена «своя» стойка. Опытный экземпляр воздушного судна был построен на площадке компании «Альфа-М». На ней же предполагалось осуществлять серийный выпуск машины; правда, в малых объемах.
Фюзеляж амфибии имеет вид лодки, в которой шесть водонепроницаемых отделений-помещений. Летчик и пассажиры располагаются в 3 ряда, благо, габариты кабины этому способствуют: ее длина – 3,1 м, ширина – 1,4 м при высоте в 1,3 м. Но кресла могут располагаться и по-иному: например, в случае переоборудования машины под санитарный транспорт.
Изначально силовая установка представляла собой пару моторов Lom Praha М332С (Чехия), развивавших по 170 «лошадей» каждый. Однако данные агрегаты рассчитывались на взлетную массу самолета до 1,8 т, в то время как «Алекс-251» имел наибольший вес в две тонны с лишним. Основные технические данные Alex-251:
✅ размах крыльев – 13,2 м
✅ длина и высота – 10,54 и 3,1 м
✅ масса пустого и наибольшая допустимая – 1,61 и 2,2 т: один двигатель весит 122 кг
✅ скорость – до 230 км/ч (крейсерская – 215 км/ч)
✅ дальность – 1200 км (при перегоне – до 2340 км)
Амфибия может находиться в воздухе до 10,5 часов. Расход горючего при полете на крейсерской скорости не превышает 216 г/л. с. ч. Согласно исследованиям, мощность двигателей на взлете должна достигать 400 «лошадей». Поэтому, по словам главного конструктора, рассматриваются версии амфибии с четырьмя силовыми агрегатами.
Их полный цикл был завершен к лету 2013-го. Промежуточные результаты выявили как положительные, так и отрицательные моменты. В полете машина хорошо себя показала на любых режимах и оказалась легкой в управлении, послушной воле пилота. Удачной стала идея изготовления головного люка: через него удобно совершать посадку/высадку летчика и пассажиров. Впрочем, возможен и другой вариант – через боковые двери-створки. При необходимости салон оперативно трансформируется, например, под нужды МЧС: освобождается место для носилок с больным и медицинское оборудование. Из кабины – отличный обзор, которому подкосы не препятствуют.
При посадке или взлете с водоема амфибия показала устойчивость: рысканье, раскачка отсутствуют – машина свободно выходит на глиссирование. Здесь стоит отметить заслугу В. П. Соколянского, возглавлявшего тогда столичное отделение ЦАГИ. Что касается практической эксплуатации воздушного судна, то здесь тоже все на высоте: водонепроницаемые отсеки гарантируют безопасность на воде, в воздухе – парашютная спасательная система MVEN (кстати, разработанная в России, в Казани). Общая емкость баков под горючее почти в 700 литров обеспечивает достаточную дальность полета.
Существовали и минусы: один из них – большая взлетная масса – мощность установленных двигателей явно не хватает. Поэтому в будущем предполагалось укомплектовать машину моторами российского производства. Каждый из них (предположительно) мощнее чешского на 40 «лошадей». Не исключено, что это будут турбовинтовые модели. Интерес вызывает и продукция хорошо себя зарекомендовавшей фирмы Rotax. Конструкторами даже прорабатывалась идея применения авиадизеля.
Также пришли к выводу, что вместо фиксированного хвостового колеса лучше поставить переднее. Это связано с тем, что в ходе рулежки по земле из-за задранного носа летчик плохо видит, что по курсу. Еще часть испытателей считала: лучше сделать шасси не убираемыми, либо пересмотреть конструкцию «прячущего» механизма.
Были и другие «мелочи». Например, сначала на самолете стояли колеса от воздушного судна «Морава» (Л-200). Тормозная система – тоже от него. Но вот при посадке одна из покрышек взорвалась. Оказалось: «запаску» можно найти разве что в одном из авиационных музеев. Но все же проблему решили: подошло колесо от производителя Matco. Также отрабатывали систему аварийного выпуска шасси. Сначала дублирующий механизм хотели сделать ручным, но позже установили электродвигатели, питающиеся от автономного источника напряжения.
Еще одна проблема выразилась в чрезмерной длине тросов, посредством которых управлялась силовая установка. Однако летчики-испытатели разработали специальную методику: благодаря ей, машина стала «послушнее». Модернизировали механизацию крыла: перед элероном сделали щель, как у «кукурузника»: взлетно-посадочные параметры улучшились. Что касается авионики, возможно использование двухэкранной системы EFIS: на ней отображаются показания приборов цифровым, а не механическим способом. Также в кабине могла устанавливаться навигация GPS Garmin GNS-430.
В 2011-м выдан сертификат единичного самолета за №3742/11, воздушное судно получило свой регистрационный номер. В следующем году успешно прошли испытания на воде (использовался аэродром «Волжанка»). Осталось провести некоторые работы, связанные с окончательной доводкой амфибии. А также найти партнера, желающего инвестировать финансы в «Алекс-251». Планировалось, что в 2012-м году машину покажут на салоне гидроавиации, который пройдет в Геленджике. Официально было известно только об одном экземпляре гидроплана. В 2016-м ЗАО «Авиатик-Альянс» ликвидировано. После 2018-го о воздушном судне нет никакой информации: видимо, найти спонсора так и не удалось...
Работы возглавил инженер А. Танцыров и конструктор С. Попов. Модель самолета испытывали по полной программе, в т. ч. продували в аэродинамической трубе, исследовали в гидравлическом канале московского отделения ЦАГИ. В том же 2009-м, в августе месяце, прототип «Алекса» продемонстрировали на столичном авиасалоне МАКС. Уже осенью 2010-го «Алекс-251» совершил свой первый полет.
Гидроплан рассчитан на пять пассажиров. Фото: YouTube.com
Машина, помимо летчика, может взять на борт пять человек или груз весом в 410 кг. Кроме того, самолет предназначен для использования в структурах МЧС, мониторинга земной поверхности, фото- и видеосъемок, совершения развлекательных полетов и путешествий. Также амфибия пригодится пограничным войскам.
О конструкции
Она цельнометаллическая, однако частично нос машины, киль (его оконечность) и обтекатели силовых агрегатов изготовлены из композитов. Аэродинамическая конфигурация – типа «парасоль». У амфибии – параллельная хорда и прямоугольные крылья, по всей длине которых расположились элементы управления – элероны и т. д. Хвостовое оперение (винтами двигателей не обдувается) – классическое, со стреловидным килем, (несколько оттянутым), шасси – убираемое, сзади – фиксированное колесо.
Процесс уборки шасси. Фото: YouTube.com
Крыло прикрепляется к корпусу посредством перевернутых стоек в виде латинской V. Левый высотный руль оснащен триммерами. Стабильность амфибии на воде обеспечивает пара поплавков, для каждого из которых предусмотрена «своя» стойка. Опытный экземпляр воздушного судна был построен на площадке компании «Альфа-М». На ней же предполагалось осуществлять серийный выпуск машины; правда, в малых объемах.
У самолета есть спорная особенность – неуправляемое колесо сзади. Поэтому сначала направление выруливания машины регулируется тормозами, затем – двигателями. Кому-то подобная система управления нравится, другим – нет.
Фюзеляж амфибии имеет вид лодки, в которой шесть водонепроницаемых отделений-помещений. Летчик и пассажиры располагаются в 3 ряда, благо, габариты кабины этому способствуют: ее длина – 3,1 м, ширина – 1,4 м при высоте в 1,3 м. Но кресла могут располагаться и по-иному: например, в случае переоборудования машины под санитарный транспорт.
Двигатель
Изначально силовая установка представляла собой пару моторов Lom Praha М332С (Чехия), развивавших по 170 «лошадей» каждый. Однако данные агрегаты рассчитывались на взлетную массу самолета до 1,8 т, в то время как «Алекс-251» имел наибольший вес в две тонны с лишним. Основные технические данные Alex-251:
✅ размах крыльев – 13,2 м
✅ длина и высота – 10,54 и 3,1 м
✅ масса пустого и наибольшая допустимая – 1,61 и 2,2 т: один двигатель весит 122 кг
✅ скорость – до 230 км/ч (крейсерская – 215 км/ч)
✅ дальность – 1200 км (при перегоне – до 2340 км)
Амфибия может находиться в воздухе до 10,5 часов. Расход горючего при полете на крейсерской скорости не превышает 216 г/л. с. ч. Согласно исследованиям, мощность двигателей на взлете должна достигать 400 «лошадей». Поэтому, по словам главного конструктора, рассматриваются версии амфибии с четырьмя силовыми агрегатами.
Испытания
Их полный цикл был завершен к лету 2013-го. Промежуточные результаты выявили как положительные, так и отрицательные моменты. В полете машина хорошо себя показала на любых режимах и оказалась легкой в управлении, послушной воле пилота. Удачной стала идея изготовления головного люка: через него удобно совершать посадку/высадку летчика и пассажиров. Впрочем, возможен и другой вариант – через боковые двери-створки. При необходимости салон оперативно трансформируется, например, под нужды МЧС: освобождается место для носилок с больным и медицинское оборудование. Из кабины – отличный обзор, которому подкосы не препятствуют.
На воде машина вела себя устойчиво. Фото: YouTube.com
При посадке или взлете с водоема амфибия показала устойчивость: рысканье, раскачка отсутствуют – машина свободно выходит на глиссирование. Здесь стоит отметить заслугу В. П. Соколянского, возглавлявшего тогда столичное отделение ЦАГИ. Что касается практической эксплуатации воздушного судна, то здесь тоже все на высоте: водонепроницаемые отсеки гарантируют безопасность на воде, в воздухе – парашютная спасательная система MVEN (кстати, разработанная в России, в Казани). Общая емкость баков под горючее почти в 700 литров обеспечивает достаточную дальность полета.
Сначала приборная панель была обычной, со стрелками. Фото: YouTube.com
Существовали и минусы: один из них – большая взлетная масса – мощность установленных двигателей явно не хватает. Поэтому в будущем предполагалось укомплектовать машину моторами российского производства. Каждый из них (предположительно) мощнее чешского на 40 «лошадей». Не исключено, что это будут турбовинтовые модели. Интерес вызывает и продукция хорошо себя зарекомендовавшей фирмы Rotax. Конструкторами даже прорабатывалась идея применения авиадизеля.
Также пришли к выводу, что вместо фиксированного хвостового колеса лучше поставить переднее. Это связано с тем, что в ходе рулежки по земле из-за задранного носа летчик плохо видит, что по курсу. Еще часть испытателей считала: лучше сделать шасси не убираемыми, либо пересмотреть конструкцию «прячущего» механизма.
Более совершенная панель приборов с дисплеями. Фото: YouTube.com
Были и другие «мелочи». Например, сначала на самолете стояли колеса от воздушного судна «Морава» (Л-200). Тормозная система – тоже от него. Но вот при посадке одна из покрышек взорвалась. Оказалось: «запаску» можно найти разве что в одном из авиационных музеев. Но все же проблему решили: подошло колесо от производителя Matco. Также отрабатывали систему аварийного выпуска шасси. Сначала дублирующий механизм хотели сделать ручным, но позже установили электродвигатели, питающиеся от автономного источника напряжения.
Управление самолетом смешанное: механические, гидравлические, электрические приводы. Фото: YouTube.com
Еще одна проблема выразилась в чрезмерной длине тросов, посредством которых управлялась силовая установка. Однако летчики-испытатели разработали специальную методику: благодаря ей, машина стала «послушнее». Модернизировали механизацию крыла: перед элероном сделали щель, как у «кукурузника»: взлетно-посадочные параметры улучшились. Что касается авионики, возможно использование двухэкранной системы EFIS: на ней отображаются показания приборов цифровым, а не механическим способом. Также в кабине могла устанавливаться навигация GPS Garmin GNS-430.
Что в итоге
В 2011-м выдан сертификат единичного самолета за №3742/11, воздушное судно получило свой регистрационный номер. В следующем году успешно прошли испытания на воде (использовался аэродром «Волжанка»). Осталось провести некоторые работы, связанные с окончательной доводкой амфибии. А также найти партнера, желающего инвестировать финансы в «Алекс-251». Планировалось, что в 2012-м году машину покажут на салоне гидроавиации, который пройдет в Геленджике. Официально было известно только об одном экземпляре гидроплана. В 2016-м ЗАО «Авиатик-Альянс» ликвидировано. После 2018-го о воздушном судне нет никакой информации: видимо, найти спонсора так и не удалось...
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Что осталось от китайского внедорожника после 6 тыс. км настоящего ралли «Шелковый путь»
Российские автолюбители еще с опаской относятся к китайским машинам. Чаще всего это обусловлено недоверием к брендам, которое можно охарактеризовать одним...
Планируется выпуск новой модификации МС-21
Информацией об этом поделился первый вице-премьер РФ. Какая «реинкарнация» может ожидать отечественный авиалайнер читайте в нашем материале....
Новый УАЗ «Буханка» – хороший автомобиль, но требующий глобальной доработки
УАЗ «Буханка» официально сейчас называется СГР. Эта аббревиатура расшифровывается как старый грузовой ряд. И самое главное в этом первое слово. Раз старый,...
УАЗ готовит три новинки к 2025 году – мнения российских водителей
Даже не верится, что УАЗ наконец решился на внедрение новых технологий. Удручает только их китайское происхождение....
Новые штрафы ждут российских автомобилистов с сентября
Многие водители плохо знают правила дорожного движения. Это не значит, что они ездить не умеют – уже привыкли и адаптировались передвигаться по ситуации. А ПДД...
Дешевле только пешком – кому подойдет Dacia Spring
«Спринг» – это самый доступный электромобиль на европейском рынке. При этом он может проезжать до 300 км, есть системы безопасности и климатическая система....
В России появится революционный тип дорожной разметки
Уже совсем скоро российские дороги научатся «петь» в буквальном смысле этого слова. Технология призвана повысить уровень безопасности, оповещая об изменении...
Как выглядят самые маленькие летательные аппараты в мире
В этой подборке представлены разнообразные летательные аппараты. Открывают сборник миниатюрные одноместные самолеты Colombian Cri-Cri и BD-5J. Первый...
Соболь NN 4х4 начнут выпускать в специальном внедорожном исполнении
На сайтах официальных дилеров уже есть изображение новинки. А предварительно заказать предлагают пока только стандартные полноприводные модификации....
«Кобра» CSX2000 – первая из «змей» Шелби, или история американского Ильи Муромца
Вы тоже втайне от жены давили газ до упора, загоняли стрелку спидометра за максимальную отметку? Тогда вы классный автогонщик: детища Керролла Шелби не оставят...
Подборка нетипичных мотоциклов, еще продающихся на вторичном рынке
На российском б/у рынке можно приобрести разные мотоциклы. Особенно интересны старые модели, ведь новые, как не крути, это продукт современной, «одноразовой»...
Lada Aura и e-Largus обещают поставить на конвейер до конца текущего месяца
Наконец в линейке производителя появятся новые модели. Каждая из них уникальна и первая в своем классе....
Чуйский тракт – самая красивая дорога России
История и перспективы развития одной из самых красивых дорог мира....
«Роскосмос» готовится к старту пилотируемого корабля «Союз МС-26»
На Байконуре почти все готово к отправке 72-ой экспедиции на МКС....
«Фордзон-Путиловец» – один из первых советских тракторов с американской «родословной»
Благодарить за эту модель нужно в первую очередь Генри Форда лично. Он буквально навязал трактор своим партнерам, а потом продал его Советскому Союзу....
Jeep Gladiator на бездорожье – брутальный, но не очень проходимый
Многие российские водители мечтают о настоящем рамном внедорожнике. Одним из самых культовых и желанных из них является Jeep. Только не все в курсе, что...