Взять, к примеру, мотобуксировщик Мухтар-15. Универсальная техника, способная передвигаться не только по снегу, но и в любое время года, независимо от погодных условий. Благодаря наличию дополнительного оборудования, «мотособаки», так их еще называют, годятся для работ в сельском хозяйстве. Частично это техника может даже заменить мотоблок.
Стоит новый мотобуксировщик Мухтар-15 около 200 тысяч рублей. Цена, нужно отметить, невысокая, особенно если сравнивать со снегоходами. А на б/у рынке эту технику можно купить на 30-50 % дешевле.

Чем она отличается от снегохода, и вообще, что это за мотобуксировщики такие – в нашей сегодняшней статье.
Откуда «ноги растут»
Для начала нужно разобраться, как появилась подобная техника. Снегоход «родился» в США, классическую модель сделал Жозеф-Арман Бомбардье из Канады. А вот мотобуксировщик – это типично советское изобретение.
Кстати, цели у конструкторов из Северной Америки и СССР были примерно одинаковыми. Оба старались создать простое транспортное средство для передвижения в глухой заснеженной местности. Но если канадца на это толкнула семейная трагедия, то советский изобретатель-любитель мастерил «механизированную собаку» скорее для упрощения своей жизни.

Было это в 1975 году. Анатолий Фомичев возвращался вместе с сыном из заснеженного леса в архангельской области. Выписывая, как многие советские люди, различные технические журналы, они знали о снегоходах и мечтали иметь такой.
Но с учетом действительности, мастерить самоделку приходилось из того, что было. Мотобуксировщик имел ряд характерных черт:
✅ Простота конструкции
✅ Двигатель от бензопилы
✅ Длинная ручка для управления
Внешне все это напоминало какой-то механизированный хлам непонятного назначения. Строители же могли спутать «мотособаку» с бензиновой вибротрамбовкой.
После многочисленных тестов конструкция «обросла» усовершенствованиями. В первую очередь, появился лыжеуплотнитель – специальный «носик» спереди. Кстати, он позволил увеличить проходимость почти на 40 процентов. Был даже вариант с двигателем от мотороллера.

В 1979 году Фомичев подал заявку на патент. Может ждал, что заплатят или хотя бы признают заслуги. Ученые и конструкторы даже протестировали новинку – она им понравилась. Вот только патент не дали. Его удалось получить через 18 долгих лет.
Технические особенности
Теперь нужно разобраться в технических характеристиках этого «зверя», благо, он прост до безобразия. Если присмотреться к любому мотобуксировщику, он покажется похожим на маленький гусеничный трактор. Простейшая платформа, на которой закреплен мотор, трансмиссия и навесное оборудование. Все это на гусеничном шасси.
Классический мотобуксировщик имеет площадку для груза на платформе. А перемещает своего владельца он как полноценная собака – за счет «упряжи», чью роль выполняет рычаг или две ручки с органами управления.

Что будет буксировать техника – в принципе неважно. Это могут быть сани, тележка, волокуша, человек на лыжах или группа. Главное, чтобы вес соответствовал техническим параметрам, заявленным производителем. А он, кстати, доходит до 600 кг.
А почему не снегоход?
Проанализировав вышесказанное, можно сделать не совсем правильный вывод. Дескать, мотобуксировщик – это реальная замена собачьей упряжке. Техника для жителей Крайнего Севера, брутальных охотников и рыбаков.

Простому россиянину, решившему потратить кровно заработанные денежки на развлечения, больше подойдет снегоход. Но не тут-то было!
У этой техники много требований для эксплуатации:
✅ Снег
✅ Место для хранения
✅ Автомобиль с прицепом для транспортировки
✅ Регистрация
✅ Нужно проходить техосмотр
✅ Удостоверение тракториста-машиниста
И плюс высокая цена. Получается, что, не имея частного дома с выездом на поле или в лес, снегоход будет требовать очень много денег на содержание. Поэтому выезды станут редкими, а техника начнет простаивать годами, пока ее не продадут очередному мечтателю. Для тех, кто не испытывает проблем с финансами, это все неактуально, но таких мотобуксировщики вряд ли заинтересуют.
Чем хорош Мухтар-15?
Вот мы и добрались до героя нашей статьи. Итак, в первую очередь, мотобуксировщик годится для жителя «городских джунглей». Он компактный, а это значит, что может храниться в любом небольшом помещении. Как правило, это гараж, дача или деревня. Иногда в кладовках технику такую хранят, если запах бензина не смущает, конечно.

Кроме классического использования, к «Мухтару» можно присоединить лыжный модуль – это делает его похожим на простейший снегоход с соответствующим размещением седока. Это как мотоблок в минитрактор превратить – принцип тот же. Тогда «мотособака» становится куда более удобной в управлении.
Отдельно приобретается колесный модуль. После сего действа техника превращается в полноценный вездеход и может использоваться в любое время года. Скорость, кстати, достигает 45 км/ч.
И это еще не все – производитель предлагает серию дополнительного оборудования. Например, отвал для уборки снега. Если нужно, он может использоваться при планировании участка. Естественно, не целины – это же не трактор. Хотя, вес «Мухтара» получится увеличить за счет утяжелителей.

Если потребуется управлять мотобуксировщиком из саней, то руль быстро демонтируется и переносится на съемную штангу.
Двигатель и другие ТТХ
Мотор у Мухтара-15 китайский, от компании Lifan. Двигатель популярен в России, он устанавливается на различную строительную и садовую технику. Кстати, это не совсем тот «Лифан», который автомобили делал и разорился. Данное подразделение компании отдельное, оно продолжает выпускать двигатели и мотоциклы.
Мощность мотора 15 л. с., его рабочий объем – 420 см3. Запускается силовой агрегат как с помощью веревочного стартера, так и с кнопки. В общем, если аккумулятор выйдет из строя, мотор все равно получится запустить.
Особенности трансмиссии:
✅ Вариатор «Сафари»
✅ Реверс-редуктор «Буран»
✅ Привод цепной
Мотор установлен на съемной платформе. Трансмиссия тоже крепится на ней, все можно снять по отдельности, что упрощает транспортировку, погрузочно-разгрузочные работы и хранение.
Мотобуксировщик установлен на прочную раму. Ее, кстати, делают в России. Толщина цельногнутого листа – 2,45 мм. Производитель утверждает, что основа отпескоструена, обработана защитой от коррозии и покрашена полимерной краской. Напомним, что это порошковый материал, который запекается потом в специальной печи. Это придает полимерному покрытию высокую прочность.

Гусеница мотобуксировщика длинная и широкая – 2 828 и 500 мм соответственно. Так что площади соприкосновения хватает для решения задач повышенной сложности. Гусеница из полимерных материалов – не стоит беспокоиться, что она заржавеет. Катки, кстати, прорезиненные.
Нужно отметить, что пластик корпуса мотобуксировщика ударопрочный. Он не ломается от прикосновения, чем грешат китайские модели. Компактность Мухтара-15 позволяет разбирать технику, загружать ее в автомобиль, транспортировать, а потом доставать в одиночку.
Подводя итоги, можно отметить, что мотобуксировщик – это типичная «рабочая лошадка» для эксплуатации в сложных условиях. Охотнику и рыбаку, проживающему вдали от цивилизации, эта техника будет полезна.