УАЗ Архар, Кулан и другие интересные модели, не ставшие серийными
Автомобиль УАЗ-469 и все его более современные модификации, вроде Хантера, являются преемниками старенького ГАЗ-69. А появившийся в 1972 году внедорожник новой модели был почти идеалом для своего времени.
Но над модернизацией УАЗ-469 задумывались уже в середине 1970-х годов. Как показало время, эта попытка затянулась на десятилетия – до 1990-х, когда дебютировал Симбир, ставший прообразом Патриота.
Но сделать замену УАЗ-469 пытались все годы существования Советского Союза. Сегодня мы расскажем про уникальные опытные модели, которые так и не смогли пойти в серийное производство. И проблема в большинстве случаев заключалась не в самих автомобилях, а в отсутствии финансирования.
Дело в том, что УАЗ-469 и его последующие модификации, вроде 3151, прекрасно распределялись по государственным учреждениям и силовым структурам. Только развал СССР вынудил Ульяновский автомобильный завод искать подход к гражданскому рынку.
Первая попытка доработать УАЗ-469 зафиксирована в середине 1970-х годов. Тогда машину решили просто подвергнуть внешнему рестайлингу, как сейчас модно говорить. Была изготовлена модель с немного измененным дизайном – автомобиль получил новую радиаторную решетку белого цвета с фарами в ней.
Следующая модернизация произошла во второй половине 1970-х годов. Автомобиль тоже смогли воплотить в металле.
Отличия от серийного УАЗ-469:
Технически новинка ничем не отличалась от серийного автомобиля. Именно по этой причине было решено не запускать ее в серию – слишком много изменений и финансовых вложений.
Учитывая ситуацию с автомобилями в СССР, смысла проводить внешние рестайлинги не было. Все равно обычным людям УАЗы не продавались, а если бы их можно было купить, никто бы не обращал внимания на внешность.
Ближе к концу 1970-х годов Ульяновский автомобильный завод, а точнее, конструкторское бюро, наконец созрело для выпуска новых моделей, и дизайнеры выдали два интересных проекта – Кулан и Архар.
Это были трехдверные короткие внедорожники, некое совмещении концепции классического УАЗ и пустынной багги. Уже судя по названиям можно с уверенностью сказать, что новые автомобили планировалось эксплуатировать в жарких советских республиках, где есть пустыни и бескрайние степи.
Но небольшой трехдверный внедорожник Советскому Союзу был не нужен в глобальном масштабе, поэтому проект даже не перешел в стадию макета.
Пришлось создавать нечто новое – так в конце 1970-х годов появился УАЗ-3170 Симбир. Кстати, в первом своем воплощении он был именно трехдверным.
Этот проект долго пылился, пока в начале 2000-х годов, уже после распада СССР, не появились первые мелкосерийные автомобили. УАЗ Патриот – это преемник именно той самой модели, разрабатываемой в конце 1970-х годов.
В 1977 году руководство Ульяновского завода неожиданно получило приказ «сверху» – разработать внедорожник с жестким верхом. Его планировалось поставлять на экспорт.
Заводчане не стали долго думать. Имея неудачный опыт с попытками модернизации своего УАЗ-469, они понимали, что вряд ли им выделят средства на новую модель. Поэтому они подошли к вопросу с умом – просто сделали автомобиль с жестким верхом. От серийной модели внешне он отличался еще и видоизмененной решеткой радиатора. Прототип назвали УАЗ-469Б.
Но ни один из опытных авто так и не стал серийным. «Верхи» опять решили, что нет смысла переоборудовать производство. Да и за границу УАЗы продавать передумали, а в страны соцлагеря прекрасно шли и серийные 469 модели.
Кроме попыток доработать базовый армейский внедорожник, конструкторское бюро Ульяновского автомобильного завода пыталось запустить в производство другие необычные модели. Наиболее интересной разработкой стала амфибия УАЗ Ягуар.
Начали делать этот автомобиль еще в 1960-х годах, но первые 4 опытных образца были изготовлены в 1980 г.
Простая и ремонтопригодная конструкция «Козлика» позволили пройти испытания в самых сложных условиях:
Главной особенностью УАЗ Ягуар стала автомобильная компоновка и дизайн. Глядя на машину, многие даже не подозревали, что она способна не просто плыть, а еще и перевозить около 10 человек и 600 кг груза, отлично держась при этом на воде и развивая скорость до 9 км/ч.
Военным внедорожник-амфибия понравился, но в серию он так и не пошел. Сначала этому мешали доработки, потом началась Перестройка в стране. Проект был окончательно свернут в 1990-м году.
Изначально на УАЗ Ягуар ставили специальный водяной руль, но в процессе испытаний оказалось, что нужды в нем нет. Заметили случайно – эта деталь просто отвалилась сама по себе.
На шасси опытных УАЗ Ягуар были изготовлены несколько образцов амфибий для пограничников. Они получили название Баклан. Основное отличие – это наличие специального оборудования на борту.
Машина получилась боевой, ведь разрабатывали ее по заданию КГБ. Основное предназначение УАЗ Баклана заключалось в поиске шпионов, незаконно пересекающих границу СССР. Внедорожник-амфибия имел на борту даже клетку для служебной собаки.
Сколько именно было выпущено УАЗ Баклан, неизвестно – проект был засекречен.
Была в 1991 году попытка запустить в производство совершенно новый внедорожник. Он известен как УАЗ-3172 Вагон. Это было задание от Министерства обороны – создать большой автомобиль повышенной вместимости, в котором могли бы штатно разместиться 10 человек с вооружением и амуницией.
Внешность явно навеяна такими легендами, как Gelandewagen от Мерседес и Land Rover.
Хотя выпуск опытных моделей в количестве 9 экземпляров совпал с развалом СССР, их все же собрали в 1992-1993 гг. На испытаниях внедорожники оказались лучше всех отечественных и зарубежных аналогов и именно Вагон в итоге вытаскивал их из грязи.
К сожалению, тяжелая финансовая ситуация на заводе и в целом по стране поставили крест на этом перспективном для своего времени проекте.
Ну и напоследок стоит кратко упомянуть об УАЗ-452К – трехосном автобусе на 16 мест. Существовали версии как с колесной формулой 6х4, так и 6х6. Этот автомобиль тоже не стал серийным. Эти модели датируются 1973 годом.
Неожиданно, идея была подхвачена в Грузии, где с 1989 по 1994 годы производили подобные автомобили из стандартных УАЗ-452. Кооператив «Вездеход» занимался штучным переоборудованием «Буханок» в трехосные модели для горных спасателей.
К сожалению, из всех перечисленных внедорожников, повезло только Симбиру. Все остальные так и остались опытными моделями.
Но над модернизацией УАЗ-469 задумывались уже в середине 1970-х годов. Как показало время, эта попытка затянулась на десятилетия – до 1990-х, когда дебютировал Симбир, ставший прообразом Патриота.
Но сделать замену УАЗ-469 пытались все годы существования Советского Союза. Сегодня мы расскажем про уникальные опытные модели, которые так и не смогли пойти в серийное производство. И проблема в большинстве случаев заключалась не в самих автомобилях, а в отсутствии финансирования.
Родоначальник серии – ГАЗ-69. Фото: Youtube.com
Дело в том, что УАЗ-469 и его последующие модификации, вроде 3151, прекрасно распределялись по государственным учреждениям и силовым структурам. Только развал СССР вынудил Ульяновский автомобильный завод искать подход к гражданскому рынку.
Модернизации
Первая попытка доработать УАЗ-469 зафиксирована в середине 1970-х годов. Тогда машину решили просто подвергнуть внешнему рестайлингу, как сейчас модно говорить. Была изготовлена модель с немного измененным дизайном – автомобиль получил новую радиаторную решетку белого цвета с фарами в ней.
Но руководство Ульяновского завода решило, что УАЗ-469 не нуждается в доработках, он хорош, как есть.
Следующая модернизация произошла во второй половине 1970-х годов. Автомобиль тоже смогли воплотить в металле.
Отличия от серийного УАЗ-469:
- ? Капот с выдавленным логотипом «УАЗ»
- ? Крылья другой формы
- ? Новые передний бампер и решетку радиатора
- ? Поворотники с габаритными огнями в едином блоке
Технически новинка ничем не отличалась от серийного автомобиля. Именно по этой причине было решено не запускать ее в серию – слишком много изменений и финансовых вложений.
Один из современных УАЗов – 3159 БАРС. Фото: Youtube.com
Учитывая ситуацию с автомобилями в СССР, смысла проводить внешние рестайлинги не было. Все равно обычным людям УАЗы не продавались, а если бы их можно было купить, никто бы не обращал внимания на внешность.
Кулан, Архар и Симбир
Ближе к концу 1970-х годов Ульяновский автомобильный завод, а точнее, конструкторское бюро, наконец созрело для выпуска новых моделей, и дизайнеры выдали два интересных проекта – Кулан и Архар.
Это были трехдверные короткие внедорожники, некое совмещении концепции классического УАЗ и пустынной багги. Уже судя по названиям можно с уверенностью сказать, что новые автомобили планировалось эксплуатировать в жарких советских республиках, где есть пустыни и бескрайние степи.
Следуя моде тех лет, дизайнеры постарались лишить свои проекты всех округлых углов. Автомобили на эскизах получились, как будто вырубленные топором.
Но небольшой трехдверный внедорожник Советскому Союзу был не нужен в глобальном масштабе, поэтому проект даже не перешел в стадию макета.
Пришлось создавать нечто новое – так в конце 1970-х годов появился УАЗ-3170 Симбир. Кстати, в первом своем воплощении он был именно трехдверным.
УАЗ Симбир 2002 модельного года. Фото: Youtube.com
Этот проект долго пылился, пока в начале 2000-х годов, уже после распада СССР, не появились первые мелкосерийные автомобили. УАЗ Патриот – это преемник именно той самой модели, разрабатываемой в конце 1970-х годов.
Подгонка автомобилей под зарубежный рынок
В 1977 году руководство Ульяновского завода неожиданно получило приказ «сверху» – разработать внедорожник с жестким верхом. Его планировалось поставлять на экспорт.
УАЗ-469Б-НАМИ. Фото: Youtube.com
Заводчане не стали долго думать. Имея неудачный опыт с попытками модернизации своего УАЗ-469, они понимали, что вряд ли им выделят средства на новую модель. Поэтому они подошли к вопросу с умом – просто сделали автомобиль с жестким верхом. От серийной модели внешне он отличался еще и видоизмененной решеткой радиатора. Прототип назвали УАЗ-469Б.
А вот в НАМИ к решению вопроса подошли более серьезно. В итоге их образец даже внешне отличался, а кузов вообще по форме больше напоминал хетчбек.
Но ни один из опытных авто так и не стал серийным. «Верхи» опять решили, что нет смысла переоборудовать производство. Да и за границу УАЗы продавать передумали, а в страны соцлагеря прекрасно шли и серийные 469 модели.
Водоплавающие Ягуар и Баклан
Кроме попыток доработать базовый армейский внедорожник, конструкторское бюро Ульяновского автомобильного завода пыталось запустить в производство другие необычные модели. Наиболее интересной разработкой стала амфибия УАЗ Ягуар.
Амфибия УАЗ Ягуар. Фото: Youtube.com
Начали делать этот автомобиль еще в 1960-х годах, но первые 4 опытных образца были изготовлены в 1980 г.
Потом череда испытаний, заводских и государственных. Созданный на шасси УАЗ-469, новый автомобиль оказался отличным плавающим внедорожником.
Простая и ремонтопригодная конструкция «Козлика» позволили пройти испытания в самых сложных условиях:
- ? Якутия при -45 градусах
- ? Астраханские степи
- ? Горы Памира
- ? Монголия
Главной особенностью УАЗ Ягуар стала автомобильная компоновка и дизайн. Глядя на машину, многие даже не подозревали, что она способна не просто плыть, а еще и перевозить около 10 человек и 600 кг груза, отлично держась при этом на воде и развивая скорость до 9 км/ч.
Внешне автомобиль был больше похож на ЛуАЗ, но отличался от него мощностью стандартного для УАЗ-469 двигателя. По шоссе он мог разогнаться до 110 км/ч.
Военным внедорожник-амфибия понравился, но в серию он так и не пошел. Сначала этому мешали доработки, потом началась Перестройка в стране. Проект был окончательно свернут в 1990-м году.
Изначально на УАЗ Ягуар ставили специальный водяной руль, но в процессе испытаний оказалось, что нужды в нем нет. Заметили случайно – эта деталь просто отвалилась сама по себе.
Трехосный УАЗ. Фото: Youtube.com
На шасси опытных УАЗ Ягуар были изготовлены несколько образцов амфибий для пограничников. Они получили название Баклан. Основное отличие – это наличие специального оборудования на борту.
Машина получилась боевой, ведь разрабатывали ее по заданию КГБ. Основное предназначение УАЗ Баклана заключалось в поиске шпионов, незаконно пересекающих границу СССР. Внедорожник-амфибия имел на борту даже клетку для служебной собаки.
Сколько именно было выпущено УАЗ Баклан, неизвестно – проект был засекречен.
Русский «Геледваген» и трехосные модели
Была в 1991 году попытка запустить в производство совершенно новый внедорожник. Он известен как УАЗ-3172 Вагон. Это было задание от Министерства обороны – создать большой автомобиль повышенной вместимости, в котором могли бы штатно разместиться 10 человек с вооружением и амуницией.
Внешность явно навеяна такими легендами, как Gelandewagen от Мерседес и Land Rover.
Хотя выпуск опытных моделей в количестве 9 экземпляров совпал с развалом СССР, их все же собрали в 1992-1993 гг. На испытаниях внедорожники оказались лучше всех отечественных и зарубежных аналогов и именно Вагон в итоге вытаскивал их из грязи.
УАЗ Вагон. Фото: Youtube.com
К сожалению, тяжелая финансовая ситуация на заводе и в целом по стране поставили крест на этом перспективном для своего времени проекте.
Ну и напоследок стоит кратко упомянуть об УАЗ-452К – трехосном автобусе на 16 мест. Существовали версии как с колесной формулой 6х4, так и 6х6. Этот автомобиль тоже не стал серийным. Эти модели датируются 1973 годом.
Неожиданно, идея была подхвачена в Грузии, где с 1989 по 1994 годы производили подобные автомобили из стандартных УАЗ-452. Кооператив «Вездеход» занимался штучным переоборудованием «Буханок» в трехосные модели для горных спасателей.
К сожалению, из всех перечисленных внедорожников, повезло только Симбиру. Все остальные так и остались опытными моделями.
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...