УАЗ Архар, Кулан и другие интересные модели, не ставшие серийными
5 585

УАЗ Архар, Кулан и другие интересные модели, не ставшие серийными

Автомобиль УАЗ-469 и все его более современные модификации, вроде Хантера, являются преемниками старенького ГАЗ-69. А появившийся в 1972 году внедорожник новой модели был почти идеалом для своего времени.


Но над модернизацией УАЗ-469 задумывались уже в середине 1970-х годов. Как показало время, эта попытка затянулась на десятилетия – до 1990-х, когда дебютировал Симбир, ставший прообразом Патриота.

Но сделать замену УАЗ-469 пытались все годы существования Советского Союза. Сегодня мы расскажем про уникальные опытные модели, которые так и не смогли пойти в серийное производство. И проблема в большинстве случаев заключалась не в самих автомобилях, а в отсутствии финансирования.

УАЗ Архар, Кулан и другие интересные модели, не ставшие серийнымиРодоначальник серии – ГАЗ-69. Фото: Youtube.com


Дело в том, что УАЗ-469 и его последующие модификации, вроде 3151, прекрасно распределялись по государственным учреждениям и силовым структурам. Только развал СССР вынудил Ульяновский автомобильный завод искать подход к гражданскому рынку.

Модернизации


Первая попытка доработать УАЗ-469 зафиксирована в середине 1970-х годов. Тогда машину решили просто подвергнуть внешнему рестайлингу, как сейчас модно говорить. Была изготовлена модель с немного измененным дизайном – автомобиль получил новую радиаторную решетку белого цвета с фарами в ней.

Но руководство Ульяновского завода решило, что УАЗ-469 не нуждается в доработках, он хорош, как есть.


Следующая модернизация произошла во второй половине 1970-х годов. Автомобиль тоже смогли воплотить в металле.

Отличия от серийного УАЗ-469:

  • ? Капот с выдавленным логотипом «УАЗ»
  • ? Крылья другой формы
  • ? Новые передний бампер и решетку радиатора
  • ? Поворотники с габаритными огнями в едином блоке


Технически новинка ничем не отличалась от серийного автомобиля. Именно по этой причине было решено не запускать ее в серию – слишком много изменений и финансовых вложений.

Один из современных УАЗов – 3159 БАРС. Фото: Youtube.com


Учитывая ситуацию с автомобилями в СССР, смысла проводить внешние рестайлинги не было. Все равно обычным людям УАЗы не продавались, а если бы их можно было купить, никто бы не обращал внимания на внешность.

Кулан, Архар и Симбир


Ближе к концу 1970-х годов Ульяновский автомобильный завод, а точнее, конструкторское бюро, наконец созрело для выпуска новых моделей, и дизайнеры выдали два интересных проекта – Кулан и Архар.

Это были трехдверные короткие внедорожники, некое совмещении концепции классического УАЗ и пустынной багги. Уже судя по названиям можно с уверенностью сказать, что новые автомобили планировалось эксплуатировать в жарких советских республиках, где есть пустыни и бескрайние степи.

Следуя моде тех лет, дизайнеры постарались лишить свои проекты всех округлых углов. Автомобили на эскизах получились, как будто вырубленные топором.


Но небольшой трехдверный внедорожник Советскому Союзу был не нужен в глобальном масштабе, поэтому проект даже не перешел в стадию макета.

Пришлось создавать нечто новое – так в конце 1970-х годов появился УАЗ-3170 Симбир. Кстати, в первом своем воплощении он был именно трехдверным.

УАЗ Симбир 2002 модельного года. Фото: Youtube.com


Этот проект долго пылился, пока в начале 2000-х годов, уже после распада СССР, не появились первые мелкосерийные автомобили. УАЗ Патриот – это преемник именно той самой модели, разрабатываемой в конце 1970-х годов.

Подгонка автомобилей под зарубежный рынок


В 1977 году руководство Ульяновского завода неожиданно получило приказ «сверху» – разработать внедорожник с жестким верхом. Его планировалось поставлять на экспорт.

УАЗ-469Б-НАМИ. Фото: Youtube.com


Заводчане не стали долго думать. Имея неудачный опыт с попытками модернизации своего УАЗ-469, они понимали, что вряд ли им выделят средства на новую модель. Поэтому они подошли к вопросу с умом – просто сделали автомобиль с жестким верхом. От серийной модели внешне он отличался еще и видоизмененной решеткой радиатора. Прототип назвали УАЗ-469Б.

А вот в НАМИ к решению вопроса подошли более серьезно. В итоге их образец даже внешне отличался, а кузов вообще по форме больше напоминал хетчбек.


Но ни один из опытных авто так и не стал серийным. «Верхи» опять решили, что нет смысла переоборудовать производство. Да и за границу УАЗы продавать передумали, а в страны соцлагеря прекрасно шли и серийные 469 модели.

Водоплавающие Ягуар и Баклан


Кроме попыток доработать базовый армейский внедорожник, конструкторское бюро Ульяновского автомобильного завода пыталось запустить в производство другие необычные модели. Наиболее интересной разработкой стала амфибия УАЗ Ягуар.

Амфибия УАЗ Ягуар. Фото: Youtube.com


Начали делать этот автомобиль еще в 1960-х годах, но первые 4 опытных образца были изготовлены в 1980 г.

Потом череда испытаний, заводских и государственных. Созданный на шасси УАЗ-469, новый автомобиль оказался отличным плавающим внедорожником.


Простая и ремонтопригодная конструкция «Козлика» позволили пройти испытания в самых сложных условиях:

  • ? Якутия при -45 градусах
  • ? Астраханские степи
  • ? Горы Памира
  • ? Монголия


Главной особенностью УАЗ Ягуар стала автомобильная компоновка и дизайн. Глядя на машину, многие даже не подозревали, что она способна не просто плыть, а еще и перевозить около 10 человек и 600 кг груза, отлично держась при этом на воде и развивая скорость до 9 км/ч.

Внешне автомобиль был больше похож на ЛуАЗ, но отличался от него мощностью стандартного для УАЗ-469 двигателя. По шоссе он мог разогнаться до 110 км/ч.


Военным внедорожник-амфибия понравился, но в серию он так и не пошел. Сначала этому мешали доработки, потом началась Перестройка в стране. Проект был окончательно свернут в 1990-м году.

Изначально на УАЗ Ягуар ставили специальный водяной руль, но в процессе испытаний оказалось, что нужды в нем нет. Заметили случайно – эта деталь просто отвалилась сама по себе.

Трехосный УАЗ. Фото: Youtube.com


На шасси опытных УАЗ Ягуар были изготовлены несколько образцов амфибий для пограничников. Они получили название Баклан. Основное отличие – это наличие специального оборудования на борту.

Машина получилась боевой, ведь разрабатывали ее по заданию КГБ. Основное предназначение УАЗ Баклана заключалось в поиске шпионов, незаконно пересекающих границу СССР. Внедорожник-амфибия имел на борту даже клетку для служебной собаки.

Сколько именно было выпущено УАЗ Баклан, неизвестно – проект был засекречен.

Русский «Геледваген» и трехосные модели


Была в 1991 году попытка запустить в производство совершенно новый внедорожник. Он известен как УАЗ-3172 Вагон. Это было задание от Министерства обороны – создать большой автомобиль повышенной вместимости, в котором могли бы штатно разместиться 10 человек с вооружением и амуницией.

Внешность явно навеяна такими легендами, как Gelandewagen от Мерседес и Land Rover.

Хотя выпуск опытных моделей в количестве 9 экземпляров совпал с развалом СССР, их все же собрали в 1992-1993 гг. На испытаниях внедорожники оказались лучше всех отечественных и зарубежных аналогов и именно Вагон в итоге вытаскивал их из грязи.

УАЗ Вагон. Фото: Youtube.com


К сожалению, тяжелая финансовая ситуация на заводе и в целом по стране поставили крест на этом перспективном для своего времени проекте.

Ну и напоследок стоит кратко упомянуть об УАЗ-452К – трехосном автобусе на 16 мест. Существовали версии как с колесной формулой 6х4, так и 6х6. Этот автомобиль тоже не стал серийным. Эти модели датируются 1973 годом.

Неожиданно, идея была подхвачена в Грузии, где с 1989 по 1994 годы производили подобные автомобили из стандартных УАЗ-452. Кооператив «Вездеход» занимался штучным переоборудованием «Буханок» в трехосные модели для горных спасателей.

К сожалению, из всех перечисленных внедорожников, повезло только Симбиру. Все остальные так и остались опытными моделями.
Как вы считаете, стоит ли модернизировать УАЗ-469?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас