
УАЗ Архар, Кулан и другие интересные модели, не ставшие серийными
Автомобиль УАЗ-469 и все его более современные модификации, вроде Хантера, являются преемниками старенького ГАЗ-69. А появившийся в 1972 году внедорожник новой модели был почти идеалом для своего времени.
Но над модернизацией УАЗ-469 задумывались уже в середине 1970-х годов. Как показало время, эта попытка затянулась на десятилетия – до 1990-х, когда дебютировал Симбир, ставший прообразом Патриота.
Но сделать замену УАЗ-469 пытались все годы существования Советского Союза. Сегодня мы расскажем про уникальные опытные модели, которые так и не смогли пойти в серийное производство. И проблема в большинстве случаев заключалась не в самих автомобилях, а в отсутствии финансирования.
Родоначальник серии – ГАЗ-69. Фото: Youtube.com
Дело в том, что УАЗ-469 и его последующие модификации, вроде 3151, прекрасно распределялись по государственным учреждениям и силовым структурам. Только развал СССР вынудил Ульяновский автомобильный завод искать подход к гражданскому рынку.
Первая попытка доработать УАЗ-469 зафиксирована в середине 1970-х годов. Тогда машину решили просто подвергнуть внешнему рестайлингу, как сейчас модно говорить. Была изготовлена модель с немного измененным дизайном – автомобиль получил новую радиаторную решетку белого цвета с фарами в ней.
Следующая модернизация произошла во второй половине 1970-х годов. Автомобиль тоже смогли воплотить в металле.
Отличия от серийного УАЗ-469:
Технически новинка ничем не отличалась от серийного автомобиля. Именно по этой причине было решено не запускать ее в серию – слишком много изменений и финансовых вложений.
Один из современных УАЗов – 3159 БАРС. Фото: Youtube.com
Учитывая ситуацию с автомобилями в СССР, смысла проводить внешние рестайлинги не было. Все равно обычным людям УАЗы не продавались, а если бы их можно было купить, никто бы не обращал внимания на внешность.
Ближе к концу 1970-х годов Ульяновский автомобильный завод, а точнее, конструкторское бюро, наконец созрело для выпуска новых моделей, и дизайнеры выдали два интересных проекта – Кулан и Архар.
Это были трехдверные короткие внедорожники, некое совмещении концепции классического УАЗ и пустынной багги. Уже судя по названиям можно с уверенностью сказать, что новые автомобили планировалось эксплуатировать в жарких советских республиках, где есть пустыни и бескрайние степи.
Но небольшой трехдверный внедорожник Советскому Союзу был не нужен в глобальном масштабе, поэтому проект даже не перешел в стадию макета.
Пришлось создавать нечто новое – так в конце 1970-х годов появился УАЗ-3170 Симбир. Кстати, в первом своем воплощении он был именно трехдверным.
УАЗ Симбир 2002 модельного года. Фото: Youtube.com
Этот проект долго пылился, пока в начале 2000-х годов, уже после распада СССР, не появились первые мелкосерийные автомобили. УАЗ Патриот – это преемник именно той самой модели, разрабатываемой в конце 1970-х годов.
В 1977 году руководство Ульяновского завода неожиданно получило приказ «сверху» – разработать внедорожник с жестким верхом. Его планировалось поставлять на экспорт.
УАЗ-469Б-НАМИ. Фото: Youtube.com
Заводчане не стали долго думать. Имея неудачный опыт с попытками модернизации своего УАЗ-469, они понимали, что вряд ли им выделят средства на новую модель. Поэтому они подошли к вопросу с умом – просто сделали автомобиль с жестким верхом. От серийной модели внешне он отличался еще и видоизмененной решеткой радиатора. Прототип назвали УАЗ-469Б.
Но ни один из опытных авто так и не стал серийным. «Верхи» опять решили, что нет смысла переоборудовать производство. Да и за границу УАЗы продавать передумали, а в страны соцлагеря прекрасно шли и серийные 469 модели.
Кроме попыток доработать базовый армейский внедорожник, конструкторское бюро Ульяновского автомобильного завода пыталось запустить в производство другие необычные модели. Наиболее интересной разработкой стала амфибия УАЗ Ягуар.
Амфибия УАЗ Ягуар. Фото: Youtube.com
Начали делать этот автомобиль еще в 1960-х годах, но первые 4 опытных образца были изготовлены в 1980 г.
Простая и ремонтопригодная конструкция «Козлика» позволили пройти испытания в самых сложных условиях:
Главной особенностью УАЗ Ягуар стала автомобильная компоновка и дизайн. Глядя на машину, многие даже не подозревали, что она способна не просто плыть, а еще и перевозить около 10 человек и 600 кг груза, отлично держась при этом на воде и развивая скорость до 9 км/ч.
Военным внедорожник-амфибия понравился, но в серию он так и не пошел. Сначала этому мешали доработки, потом началась Перестройка в стране. Проект был окончательно свернут в 1990-м году.
Изначально на УАЗ Ягуар ставили специальный водяной руль, но в процессе испытаний оказалось, что нужды в нем нет. Заметили случайно – эта деталь просто отвалилась сама по себе.
Трехосный УАЗ. Фото: Youtube.com
На шасси опытных УАЗ Ягуар были изготовлены несколько образцов амфибий для пограничников. Они получили название Баклан. Основное отличие – это наличие специального оборудования на борту.
Машина получилась боевой, ведь разрабатывали ее по заданию КГБ. Основное предназначение УАЗ Баклана заключалось в поиске шпионов, незаконно пересекающих границу СССР. Внедорожник-амфибия имел на борту даже клетку для служебной собаки.
Сколько именно было выпущено УАЗ Баклан, неизвестно – проект был засекречен.
Была в 1991 году попытка запустить в производство совершенно новый внедорожник. Он известен как УАЗ-3172 Вагон. Это было задание от Министерства обороны – создать большой автомобиль повышенной вместимости, в котором могли бы штатно разместиться 10 человек с вооружением и амуницией.
Внешность явно навеяна такими легендами, как Gelandewagen от Мерседес и Land Rover.
Хотя выпуск опытных моделей в количестве 9 экземпляров совпал с развалом СССР, их все же собрали в 1992-1993 гг. На испытаниях внедорожники оказались лучше всех отечественных и зарубежных аналогов и именно Вагон в итоге вытаскивал их из грязи.
УАЗ Вагон. Фото: Youtube.com
К сожалению, тяжелая финансовая ситуация на заводе и в целом по стране поставили крест на этом перспективном для своего времени проекте.
Ну и напоследок стоит кратко упомянуть об УАЗ-452К – трехосном автобусе на 16 мест. Существовали версии как с колесной формулой 6х4, так и 6х6. Этот автомобиль тоже не стал серийным. Эти модели датируются 1973 годом.
Неожиданно, идея была подхвачена в Грузии, где с 1989 по 1994 годы производили подобные автомобили из стандартных УАЗ-452. Кооператив «Вездеход» занимался штучным переоборудованием «Буханок» в трехосные модели для горных спасателей.
К сожалению, из всех перечисленных внедорожников, повезло только Симбиру. Все остальные так и остались опытными моделями.
Но над модернизацией УАЗ-469 задумывались уже в середине 1970-х годов. Как показало время, эта попытка затянулась на десятилетия – до 1990-х, когда дебютировал Симбир, ставший прообразом Патриота.
Но сделать замену УАЗ-469 пытались все годы существования Советского Союза. Сегодня мы расскажем про уникальные опытные модели, которые так и не смогли пойти в серийное производство. И проблема в большинстве случаев заключалась не в самих автомобилях, а в отсутствии финансирования.

Дело в том, что УАЗ-469 и его последующие модификации, вроде 3151, прекрасно распределялись по государственным учреждениям и силовым структурам. Только развал СССР вынудил Ульяновский автомобильный завод искать подход к гражданскому рынку.
Модернизации
Первая попытка доработать УАЗ-469 зафиксирована в середине 1970-х годов. Тогда машину решили просто подвергнуть внешнему рестайлингу, как сейчас модно говорить. Была изготовлена модель с немного измененным дизайном – автомобиль получил новую радиаторную решетку белого цвета с фарами в ней.
Но руководство Ульяновского завода решило, что УАЗ-469 не нуждается в доработках, он хорош, как есть.
Следующая модернизация произошла во второй половине 1970-х годов. Автомобиль тоже смогли воплотить в металле.
Отличия от серийного УАЗ-469:
- ? Капот с выдавленным логотипом «УАЗ»
- ? Крылья другой формы
- ? Новые передний бампер и решетку радиатора
- ? Поворотники с габаритными огнями в едином блоке
Технически новинка ничем не отличалась от серийного автомобиля. Именно по этой причине было решено не запускать ее в серию – слишком много изменений и финансовых вложений.

Учитывая ситуацию с автомобилями в СССР, смысла проводить внешние рестайлинги не было. Все равно обычным людям УАЗы не продавались, а если бы их можно было купить, никто бы не обращал внимания на внешность.
Кулан, Архар и Симбир
Ближе к концу 1970-х годов Ульяновский автомобильный завод, а точнее, конструкторское бюро, наконец созрело для выпуска новых моделей, и дизайнеры выдали два интересных проекта – Кулан и Архар.
Это были трехдверные короткие внедорожники, некое совмещении концепции классического УАЗ и пустынной багги. Уже судя по названиям можно с уверенностью сказать, что новые автомобили планировалось эксплуатировать в жарких советских республиках, где есть пустыни и бескрайние степи.
Следуя моде тех лет, дизайнеры постарались лишить свои проекты всех округлых углов. Автомобили на эскизах получились, как будто вырубленные топором.
Но небольшой трехдверный внедорожник Советскому Союзу был не нужен в глобальном масштабе, поэтому проект даже не перешел в стадию макета.
Пришлось создавать нечто новое – так в конце 1970-х годов появился УАЗ-3170 Симбир. Кстати, в первом своем воплощении он был именно трехдверным.

Этот проект долго пылился, пока в начале 2000-х годов, уже после распада СССР, не появились первые мелкосерийные автомобили. УАЗ Патриот – это преемник именно той самой модели, разрабатываемой в конце 1970-х годов.
Подгонка автомобилей под зарубежный рынок
В 1977 году руководство Ульяновского завода неожиданно получило приказ «сверху» – разработать внедорожник с жестким верхом. Его планировалось поставлять на экспорт.

Заводчане не стали долго думать. Имея неудачный опыт с попытками модернизации своего УАЗ-469, они понимали, что вряд ли им выделят средства на новую модель. Поэтому они подошли к вопросу с умом – просто сделали автомобиль с жестким верхом. От серийной модели внешне он отличался еще и видоизмененной решеткой радиатора. Прототип назвали УАЗ-469Б.
А вот в НАМИ к решению вопроса подошли более серьезно. В итоге их образец даже внешне отличался, а кузов вообще по форме больше напоминал хетчбек.
Но ни один из опытных авто так и не стал серийным. «Верхи» опять решили, что нет смысла переоборудовать производство. Да и за границу УАЗы продавать передумали, а в страны соцлагеря прекрасно шли и серийные 469 модели.
Водоплавающие Ягуар и Баклан
Кроме попыток доработать базовый армейский внедорожник, конструкторское бюро Ульяновского автомобильного завода пыталось запустить в производство другие необычные модели. Наиболее интересной разработкой стала амфибия УАЗ Ягуар.

Начали делать этот автомобиль еще в 1960-х годах, но первые 4 опытных образца были изготовлены в 1980 г.
Потом череда испытаний, заводских и государственных. Созданный на шасси УАЗ-469, новый автомобиль оказался отличным плавающим внедорожником.
Простая и ремонтопригодная конструкция «Козлика» позволили пройти испытания в самых сложных условиях:
- ? Якутия при -45 градусах
- ? Астраханские степи
- ? Горы Памира
- ? Монголия
Главной особенностью УАЗ Ягуар стала автомобильная компоновка и дизайн. Глядя на машину, многие даже не подозревали, что она способна не просто плыть, а еще и перевозить около 10 человек и 600 кг груза, отлично держась при этом на воде и развивая скорость до 9 км/ч.
Внешне автомобиль был больше похож на ЛуАЗ, но отличался от него мощностью стандартного для УАЗ-469 двигателя. По шоссе он мог разогнаться до 110 км/ч.
Военным внедорожник-амфибия понравился, но в серию он так и не пошел. Сначала этому мешали доработки, потом началась Перестройка в стране. Проект был окончательно свернут в 1990-м году.
Изначально на УАЗ Ягуар ставили специальный водяной руль, но в процессе испытаний оказалось, что нужды в нем нет. Заметили случайно – эта деталь просто отвалилась сама по себе.

На шасси опытных УАЗ Ягуар были изготовлены несколько образцов амфибий для пограничников. Они получили название Баклан. Основное отличие – это наличие специального оборудования на борту.
Машина получилась боевой, ведь разрабатывали ее по заданию КГБ. Основное предназначение УАЗ Баклана заключалось в поиске шпионов, незаконно пересекающих границу СССР. Внедорожник-амфибия имел на борту даже клетку для служебной собаки.
Сколько именно было выпущено УАЗ Баклан, неизвестно – проект был засекречен.
Русский «Геледваген» и трехосные модели
Была в 1991 году попытка запустить в производство совершенно новый внедорожник. Он известен как УАЗ-3172 Вагон. Это было задание от Министерства обороны – создать большой автомобиль повышенной вместимости, в котором могли бы штатно разместиться 10 человек с вооружением и амуницией.
Внешность явно навеяна такими легендами, как Gelandewagen от Мерседес и Land Rover.
Хотя выпуск опытных моделей в количестве 9 экземпляров совпал с развалом СССР, их все же собрали в 1992-1993 гг. На испытаниях внедорожники оказались лучше всех отечественных и зарубежных аналогов и именно Вагон в итоге вытаскивал их из грязи.

К сожалению, тяжелая финансовая ситуация на заводе и в целом по стране поставили крест на этом перспективном для своего времени проекте.
Ну и напоследок стоит кратко упомянуть об УАЗ-452К – трехосном автобусе на 16 мест. Существовали версии как с колесной формулой 6х4, так и 6х6. Этот автомобиль тоже не стал серийным. Эти модели датируются 1973 годом.
Неожиданно, идея была подхвачена в Грузии, где с 1989 по 1994 годы производили подобные автомобили из стандартных УАЗ-452. Кооператив «Вездеход» занимался штучным переоборудованием «Буханок» в трехосные модели для горных спасателей.
К сожалению, из всех перечисленных внедорожников, повезло только Симбиру. Все остальные так и остались опытными моделями.
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

10 тракторов из СССР, о которых почти никто не знает, и зря
В советской истории тракторостроения осталось немало малоизвестных, но по-своему гениальных машин, которые могли бы изменить отрасль, будь у них шанс на...

«Трансмашхолдинг» начал испытания нового дизельного поезда ДП2Д
Ему предстоит проехать 5000 км по кольцевой железной дороге. Однако на этом тесты вовсе не закончатся....

Стартовало серийное производство нового российского фургона Sollers
Грузоподъемность 800 кг и экономичный двигатель. Новый фургон не имеет конкурентов на российском рынке....

Новый «Корвет» из США – во сколько обошлось «удовольствие»
«Нестандартные» и флагманские автомобили в нашей стране теперь приходится «доставать». Речь идет как о конкретных моделях, так и о некоторых марках. Даже если...

Количество SJ-100 для летных испытаний растет – присоединился еще один борт
Вместе с тем стала известна точная дата тестового полета нового образца, а также ориентировочные сроки завершения испытательной программы. Следом за ним –...

«Искра» уже в истории – АВТОВАЗ представил эксклюзивный экземпляр
Такая Lada Iskra будет существовать лишь в единичном экземпляре. Что скрывается под чехлом и какой символизм кроет в себе уникальная модификация, предлагаем...

В Москве открылась крупнейшая в России выставка техники
Сотни экспонатов – настоящий рай для поклонников технологий и механизмов. Более 40 брендов уже приняли участие....

Месяц владения LADA Aura – честный отзыв о плюсах и минусах
Порой даже самые скептические ожидания оказываются разбитыми о реальность, и именно с такой историей начинается этот обзор: автор YouTube-канала «AcademeG»...

Pontiac Banshee: за что его выгнали из автосалона в Нью-Йорке?
Поворотная точка для Pontiac и последний шанс обогнать Chevrolet. Почему все-таки не вышло?...

В Саратове спустили на воду второй «Валдай» проекта 45Р
Судно получило название в честь известного российского реформатора. Прямо сейчас идет строительство еще нескольких таких кораблей....

В чем 18-летний белорусский погрузчик лучше новых «китайцев»?
Насколько надежен погрузчик, способный проработать 18 лет и не терять формы? В этом выпуске – честный и подробный обзор белорусского «Амкодора» 332C4,...

Больше мощности, меньше расходов – Hyundai представила новую платформу
Она уже не «на бумаге», а вполне реализована. Первый автомобиль на этой технологии будет выпущен до конца текущего года....

«Первый среди флагманов»: Zeekr 9X удивил всех на Шанхайском автосалоне
Огромная мощность, отличная динамика и большой запас хода. Чем еще привлекает новинка?...

Чемпион по мотокроссу на китайских байках – что скажет профессионал?
Что будет, если посадить чемпиона по мотокроссу на китайский питбайк? Видео на YouTube-канале «Review Machines» дает на это прямой ответ, и результат может вас...