И-1Л: «Леший» в небе
Разработка легкого многоцелевого воздушного судна стартовала в начале 90-х, а производство – в 1994-м. Инициатор – компания «Интеравиа». Изначально машина получила индекс СЛ-90. Строительство первых экземпляров велось на Луховицком заводе (ЛМЗ), позже выпуском летательных аппаратов занялась корпорация РСК МиГ.
И-1Л «Леший» может быть использован для транспортировки малогабаритного груза или перевозки пассажира. Также машина подойдет для первоначального обучения будущих пилотов, экскурсионных, развлекательных полетов, патрулирования нефтяных и газовых магистралей, ЛЭП и проведения фото-, видеосъемок. Еще судно можно эксплуатировать для химобработки сельхозугодий.
Аэродинамическая схема «Лешего» представляет собой высокоплан с подкосами. Фюзеляж, прямые крылья, хвост выполнены из алюминиевых сплавов. Самолет оснащен трехопорным шасси на рессорах, которое не убирается.
В базовой комплектации машина оборудуется бортовой навигационной аппаратурой, позволяющей совершать полеты в простых метеорологических условиях (при хорошей погоде).
Однако, по желанию покупателя, может быть установлено БРЭО от ведущих западных компаний. Например, от «Бендикс Кинг» с системой GPS.
Изначально самолет СЛ-90 выпускался с двигателем М-3, выдававшим 110 «лошадей» (просто с хорошо всем известного М-14 «сняли» «лишние» шесть цилиндров). Однако он сильно вибрировал (летчики жаловались, что «не было видно приборов») и его неожиданно решили заменить на ВАЗ-416. Этот роторно-поршневой мотор был разработан специальным отделом Волжского автозавода (Научно-техническим центром) в 90-е. Двигатель мощностью 135 «лошадей» предназначался для установки на легкие летательные аппараты и самолеты-амфибии на воздушных подушках.
Сначала казалось: замена пошла впрок – мотор легко запускался и не вибрировал. Однако постоянные перегревы вынудили отказаться и от него. В результате остановились на импортном поршневом двигателе Lycoming O-320Е2А, выдававшим 150 «лошадей».
Правда, пришлось пожертвовать массой воздушного судна. Если с М-3 он весил не более 512 кг, с ВАЗовским агрегатом 560 кг, то с «Лайкомингом» – 613 кг. Однако позже эту цифру удалось уменьшить. В «союзе» с двигателем работает пропеллер в 1,86 м НОЕ/23АНМ-А170105 от компании Hoffman. Некоторые технические данные «Лешего»:
✅ размах крыльев – 10 м (позже – до 11,7 м)
✅ вес пустого и максимальный взлетный – 525 и 880 кг
✅ горючее – 90 кг
✅ крейсерская и наивысшая скорость – 150 и 200 км/ч
✅ высота – до 3-х км
✅ дальность – до 700 км
Самолетом управляет один пилот. Дополнительно на борт можно взять пассажира (курсанта) либо 174 кг груза. Последний размещается в специальном отсеке сзади, за спинками кресел. Багажное отделение объемом в один кубометр снабжено для удобства погрузки/выгрузки люком.
Машина отличается простотой в техническом обслуживании и ремонте. Самолет легок в управлении: научиться его пилотировать можно всего за сорок часов. Кабина – закрытого типа, достаточно комфортная с отличной обзорностью. При необходимости интерьер может быть переделан в соответствии со вкусом заказчика.
Первого декабря 2000-го года воздушному судну И-1Л «Леший» все же выдали сертификат соответствия по российским нормам АП-23. Номер документа – СТ 193-И-1Л. Орган, выдавший бумагу – АР МАК.
Всего произведено примерно сто единиц техники. Первые машины с двигателем М-3 оценивались в 17 тыс. 250 долларов. Сегодня один из продавцов за новый (как он уверяет) СЛ-90 просит 1 млн 500 тыс. руб. Есть и дешевле – до миллиона. Интересно: большинство изготовленных И-1Л сегодня находится в США. Известно, что благодаря низкой стоимости, их закупали сразу по несколько экземпляров и потом уже на месте «доводили до ума»: ставили другой (при необходимости) движок, улучшали аэродинамику.
И-1Л «Леший» может быть использован для транспортировки малогабаритного груза или перевозки пассажира. Также машина подойдет для первоначального обучения будущих пилотов, экскурсионных, развлекательных полетов, патрулирования нефтяных и газовых магистралей, ЛЭП и проведения фото-, видеосъемок. Еще судно можно эксплуатировать для химобработки сельхозугодий.
О конструкции
Аэродинамическая схема «Лешего» представляет собой высокоплан с подкосами. Фюзеляж, прямые крылья, хвост выполнены из алюминиевых сплавов. Самолет оснащен трехопорным шасси на рессорах, которое не убирается.
Крыло у самолета прямое, с подкосами. Фото: YouTube.com
В базовой комплектации машина оборудуется бортовой навигационной аппаратурой, позволяющей совершать полеты в простых метеорологических условиях (при хорошей погоде).
В базе – авионика для полетов в хорошую погоду. Фото: YouTube.com
Однако, по желанию покупателя, может быть установлено БРЭО от ведущих западных компаний. Например, от «Бендикс Кинг» с системой GPS.
Силовая установка
Изначально самолет СЛ-90 выпускался с двигателем М-3, выдававшим 110 «лошадей» (просто с хорошо всем известного М-14 «сняли» «лишние» шесть цилиндров). Однако он сильно вибрировал (летчики жаловались, что «не было видно приборов») и его неожиданно решили заменить на ВАЗ-416. Этот роторно-поршневой мотор был разработан специальным отделом Волжского автозавода (Научно-техническим центром) в 90-е. Двигатель мощностью 135 «лошадей» предназначался для установки на легкие летательные аппараты и самолеты-амфибии на воздушных подушках.
В конце концов предпочтение отдали импортному движку. Фото: YouTube.com
Сначала казалось: замена пошла впрок – мотор легко запускался и не вибрировал. Однако постоянные перегревы вынудили отказаться и от него. В результате остановились на импортном поршневом двигателе Lycoming O-320Е2А, выдававшим 150 «лошадей».
Выпускали модификацию И-1Л – самолет СЛ-39 с авиамотором «Вальтер Минор 332», а позже – СЛ39-ВМ2.
Правда, пришлось пожертвовать массой воздушного судна. Если с М-3 он весил не более 512 кг, с ВАЗовским агрегатом 560 кг, то с «Лайкомингом» – 613 кг. Однако позже эту цифру удалось уменьшить. В «союзе» с двигателем работает пропеллер в 1,86 м НОЕ/23АНМ-А170105 от компании Hoffman. Некоторые технические данные «Лешего»:
✅ размах крыльев – 10 м (позже – до 11,7 м)
✅ вес пустого и максимальный взлетный – 525 и 880 кг
✅ горючее – 90 кг
✅ крейсерская и наивысшая скорость – 150 и 200 км/ч
✅ высота – до 3-х км
✅ дальность – до 700 км
Самолетом управляет один пилот. Дополнительно на борт можно взять пассажира (курсанта) либо 174 кг груза. Последний размещается в специальном отсеке сзади, за спинками кресел. Багажное отделение объемом в один кубометр снабжено для удобства погрузки/выгрузки люком.
Особенности И-1Л
Машина отличается простотой в техническом обслуживании и ремонте. Самолет легок в управлении: научиться его пилотировать можно всего за сорок часов. Кабина – закрытого типа, достаточно комфортная с отличной обзорностью. При необходимости интерьер может быть переделан в соответствии со вкусом заказчика.
Двухлопасной винт – тоже импортный. Фото: YouTube.com
Первого декабря 2000-го года воздушному судну И-1Л «Леший» все же выдали сертификат соответствия по российским нормам АП-23. Номер документа – СТ 193-И-1Л. Орган, выдавший бумагу – АР МАК.
Стоимость
Всего произведено примерно сто единиц техники. Первые машины с двигателем М-3 оценивались в 17 тыс. 250 долларов. Сегодня один из продавцов за новый (как он уверяет) СЛ-90 просит 1 млн 500 тыс. руб. Есть и дешевле – до миллиона. Интересно: большинство изготовленных И-1Л сегодня находится в США. Известно, что благодаря низкой стоимости, их закупали сразу по несколько экземпляров и потом уже на месте «доводили до ума»: ставили другой (при необходимости) движок, улучшали аэродинамику.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Автодома из Китая – лучшие машины и дорогостоящая роскошь
Не сидится авторам канала «ПриветТачка» на месте. Они ищут интересные автомобили. В этот раз им удалось попасть в салон Armadillo. Не слышали про такую...