
И-1Л: «Леший» в небе
Разработка легкого многоцелевого воздушного судна стартовала в начале 90-х, а производство – в 1994-м. Инициатор – компания «Интеравиа». Изначально машина получила индекс СЛ-90. Строительство первых экземпляров велось на Луховицком заводе (ЛМЗ), позже выпуском летательных аппаратов занялась корпорация РСК МиГ.
И-1Л «Леший» может быть использован для транспортировки малогабаритного груза или перевозки пассажира. Также машина подойдет для первоначального обучения будущих пилотов, экскурсионных, развлекательных полетов, патрулирования нефтяных и газовых магистралей, ЛЭП и проведения фото-, видеосъемок. Еще судно можно эксплуатировать для химобработки сельхозугодий.
Аэродинамическая схема «Лешего» представляет собой высокоплан с подкосами. Фюзеляж, прямые крылья, хвост выполнены из алюминиевых сплавов. Самолет оснащен трехопорным шасси на рессорах, которое не убирается.
Крыло у самолета прямое, с подкосами. Фото: YouTube.com
В базовой комплектации машина оборудуется бортовой навигационной аппаратурой, позволяющей совершать полеты в простых метеорологических условиях (при хорошей погоде).
В базе – авионика для полетов в хорошую погоду. Фото: YouTube.com
Однако, по желанию покупателя, может быть установлено БРЭО от ведущих западных компаний. Например, от «Бендикс Кинг» с системой GPS.
Изначально самолет СЛ-90 выпускался с двигателем М-3, выдававшим 110 «лошадей» (просто с хорошо всем известного М-14 «сняли» «лишние» шесть цилиндров). Однако он сильно вибрировал (летчики жаловались, что «не было видно приборов») и его неожиданно решили заменить на ВАЗ-416. Этот роторно-поршневой мотор был разработан специальным отделом Волжского автозавода (Научно-техническим центром) в 90-е. Двигатель мощностью 135 «лошадей» предназначался для установки на легкие летательные аппараты и самолеты-амфибии на воздушных подушках.
В конце концов предпочтение отдали импортному движку. Фото: YouTube.com
Сначала казалось: замена пошла впрок – мотор легко запускался и не вибрировал. Однако постоянные перегревы вынудили отказаться и от него. В результате остановились на импортном поршневом двигателе Lycoming O-320Е2А, выдававшим 150 «лошадей».
Правда, пришлось пожертвовать массой воздушного судна. Если с М-3 он весил не более 512 кг, с ВАЗовским агрегатом 560 кг, то с «Лайкомингом» – 613 кг. Однако позже эту цифру удалось уменьшить. В «союзе» с двигателем работает пропеллер в 1,86 м НОЕ/23АНМ-А170105 от компании Hoffman. Некоторые технические данные «Лешего»:
✅ размах крыльев – 10 м (позже – до 11,7 м)
✅ вес пустого и максимальный взлетный – 525 и 880 кг
✅ горючее – 90 кг
✅ крейсерская и наивысшая скорость – 150 и 200 км/ч
✅ высота – до 3-х км
✅ дальность – до 700 км
Самолетом управляет один пилот. Дополнительно на борт можно взять пассажира (курсанта) либо 174 кг груза. Последний размещается в специальном отсеке сзади, за спинками кресел. Багажное отделение объемом в один кубометр снабжено для удобства погрузки/выгрузки люком.
Машина отличается простотой в техническом обслуживании и ремонте. Самолет легок в управлении: научиться его пилотировать можно всего за сорок часов. Кабина – закрытого типа, достаточно комфортная с отличной обзорностью. При необходимости интерьер может быть переделан в соответствии со вкусом заказчика.
Двухлопасной винт – тоже импортный. Фото: YouTube.com
Первого декабря 2000-го года воздушному судну И-1Л «Леший» все же выдали сертификат соответствия по российским нормам АП-23. Номер документа – СТ 193-И-1Л. Орган, выдавший бумагу – АР МАК.
Всего произведено примерно сто единиц техники. Первые машины с двигателем М-3 оценивались в 17 тыс. 250 долларов. Сегодня один из продавцов за новый (как он уверяет) СЛ-90 просит 1 млн 500 тыс. руб. Есть и дешевле – до миллиона. Интересно: большинство изготовленных И-1Л сегодня находится в США. Известно, что благодаря низкой стоимости, их закупали сразу по несколько экземпляров и потом уже на месте «доводили до ума»: ставили другой (при необходимости) движок, улучшали аэродинамику.
И-1Л «Леший» может быть использован для транспортировки малогабаритного груза или перевозки пассажира. Также машина подойдет для первоначального обучения будущих пилотов, экскурсионных, развлекательных полетов, патрулирования нефтяных и газовых магистралей, ЛЭП и проведения фото-, видеосъемок. Еще судно можно эксплуатировать для химобработки сельхозугодий.
О конструкции
Аэродинамическая схема «Лешего» представляет собой высокоплан с подкосами. Фюзеляж, прямые крылья, хвост выполнены из алюминиевых сплавов. Самолет оснащен трехопорным шасси на рессорах, которое не убирается.

В базовой комплектации машина оборудуется бортовой навигационной аппаратурой, позволяющей совершать полеты в простых метеорологических условиях (при хорошей погоде).

Однако, по желанию покупателя, может быть установлено БРЭО от ведущих западных компаний. Например, от «Бендикс Кинг» с системой GPS.
Силовая установка
Изначально самолет СЛ-90 выпускался с двигателем М-3, выдававшим 110 «лошадей» (просто с хорошо всем известного М-14 «сняли» «лишние» шесть цилиндров). Однако он сильно вибрировал (летчики жаловались, что «не было видно приборов») и его неожиданно решили заменить на ВАЗ-416. Этот роторно-поршневой мотор был разработан специальным отделом Волжского автозавода (Научно-техническим центром) в 90-е. Двигатель мощностью 135 «лошадей» предназначался для установки на легкие летательные аппараты и самолеты-амфибии на воздушных подушках.

Сначала казалось: замена пошла впрок – мотор легко запускался и не вибрировал. Однако постоянные перегревы вынудили отказаться и от него. В результате остановились на импортном поршневом двигателе Lycoming O-320Е2А, выдававшим 150 «лошадей».
Выпускали модификацию И-1Л – самолет СЛ-39 с авиамотором «Вальтер Минор 332», а позже – СЛ39-ВМ2.
Правда, пришлось пожертвовать массой воздушного судна. Если с М-3 он весил не более 512 кг, с ВАЗовским агрегатом 560 кг, то с «Лайкомингом» – 613 кг. Однако позже эту цифру удалось уменьшить. В «союзе» с двигателем работает пропеллер в 1,86 м НОЕ/23АНМ-А170105 от компании Hoffman. Некоторые технические данные «Лешего»:
✅ размах крыльев – 10 м (позже – до 11,7 м)
✅ вес пустого и максимальный взлетный – 525 и 880 кг
✅ горючее – 90 кг
✅ крейсерская и наивысшая скорость – 150 и 200 км/ч
✅ высота – до 3-х км
✅ дальность – до 700 км
Самолетом управляет один пилот. Дополнительно на борт можно взять пассажира (курсанта) либо 174 кг груза. Последний размещается в специальном отсеке сзади, за спинками кресел. Багажное отделение объемом в один кубометр снабжено для удобства погрузки/выгрузки люком.
Особенности И-1Л
Машина отличается простотой в техническом обслуживании и ремонте. Самолет легок в управлении: научиться его пилотировать можно всего за сорок часов. Кабина – закрытого типа, достаточно комфортная с отличной обзорностью. При необходимости интерьер может быть переделан в соответствии со вкусом заказчика.

Первого декабря 2000-го года воздушному судну И-1Л «Леший» все же выдали сертификат соответствия по российским нормам АП-23. Номер документа – СТ 193-И-1Л. Орган, выдавший бумагу – АР МАК.
Стоимость
Всего произведено примерно сто единиц техники. Первые машины с двигателем М-3 оценивались в 17 тыс. 250 долларов. Сегодня один из продавцов за новый (как он уверяет) СЛ-90 просит 1 млн 500 тыс. руб. Есть и дешевле – до миллиона. Интересно: большинство изготовленных И-1Л сегодня находится в США. Известно, что благодаря низкой стоимости, их закупали сразу по несколько экземпляров и потом уже на месте «доводили до ума»: ставили другой (при необходимости) движок, улучшали аэродинамику.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....