И-1Л: «Леший» в небе
Разработка легкого многоцелевого воздушного судна стартовала в начале 90-х, а производство – в 1994-м. Инициатор – компания «Интеравиа». Изначально машина получила индекс СЛ-90. Строительство первых экземпляров велось на Луховицком заводе (ЛМЗ), позже выпуском летательных аппаратов занялась корпорация РСК МиГ.
И-1Л «Леший» может быть использован для транспортировки малогабаритного груза или перевозки пассажира. Также машина подойдет для первоначального обучения будущих пилотов, экскурсионных, развлекательных полетов, патрулирования нефтяных и газовых магистралей, ЛЭП и проведения фото-, видеосъемок. Еще судно можно эксплуатировать для химобработки сельхозугодий.
Аэродинамическая схема «Лешего» представляет собой высокоплан с подкосами. Фюзеляж, прямые крылья, хвост выполнены из алюминиевых сплавов. Самолет оснащен трехопорным шасси на рессорах, которое не убирается.
В базовой комплектации машина оборудуется бортовой навигационной аппаратурой, позволяющей совершать полеты в простых метеорологических условиях (при хорошей погоде).
Однако, по желанию покупателя, может быть установлено БРЭО от ведущих западных компаний. Например, от «Бендикс Кинг» с системой GPS.
Изначально самолет СЛ-90 выпускался с двигателем М-3, выдававшим 110 «лошадей» (просто с хорошо всем известного М-14 «сняли» «лишние» шесть цилиндров). Однако он сильно вибрировал (летчики жаловались, что «не было видно приборов») и его неожиданно решили заменить на ВАЗ-416. Этот роторно-поршневой мотор был разработан специальным отделом Волжского автозавода (Научно-техническим центром) в 90-е. Двигатель мощностью 135 «лошадей» предназначался для установки на легкие летательные аппараты и самолеты-амфибии на воздушных подушках.
Сначала казалось: замена пошла впрок – мотор легко запускался и не вибрировал. Однако постоянные перегревы вынудили отказаться и от него. В результате остановились на импортном поршневом двигателе Lycoming O-320Е2А, выдававшим 150 «лошадей».
Правда, пришлось пожертвовать массой воздушного судна. Если с М-3 он весил не более 512 кг, с ВАЗовским агрегатом 560 кг, то с «Лайкомингом» – 613 кг. Однако позже эту цифру удалось уменьшить. В «союзе» с двигателем работает пропеллер в 1,86 м НОЕ/23АНМ-А170105 от компании Hoffman. Некоторые технические данные «Лешего»:
✅ размах крыльев – 10 м (позже – до 11,7 м)
✅ вес пустого и максимальный взлетный – 525 и 880 кг
✅ горючее – 90 кг
✅ крейсерская и наивысшая скорость – 150 и 200 км/ч
✅ высота – до 3-х км
✅ дальность – до 700 км
Самолетом управляет один пилот. Дополнительно на борт можно взять пассажира (курсанта) либо 174 кг груза. Последний размещается в специальном отсеке сзади, за спинками кресел. Багажное отделение объемом в один кубометр снабжено для удобства погрузки/выгрузки люком.
Машина отличается простотой в техническом обслуживании и ремонте. Самолет легок в управлении: научиться его пилотировать можно всего за сорок часов. Кабина – закрытого типа, достаточно комфортная с отличной обзорностью. При необходимости интерьер может быть переделан в соответствии со вкусом заказчика.
Первого декабря 2000-го года воздушному судну И-1Л «Леший» все же выдали сертификат соответствия по российским нормам АП-23. Номер документа – СТ 193-И-1Л. Орган, выдавший бумагу – АР МАК.
Всего произведено примерно сто единиц техники. Первые машины с двигателем М-3 оценивались в 17 тыс. 250 долларов. Сегодня один из продавцов за новый (как он уверяет) СЛ-90 просит 1 млн 500 тыс. руб. Есть и дешевле – до миллиона. Интересно: большинство изготовленных И-1Л сегодня находится в США. Известно, что благодаря низкой стоимости, их закупали сразу по несколько экземпляров и потом уже на месте «доводили до ума»: ставили другой (при необходимости) движок, улучшали аэродинамику.
И-1Л «Леший» может быть использован для транспортировки малогабаритного груза или перевозки пассажира. Также машина подойдет для первоначального обучения будущих пилотов, экскурсионных, развлекательных полетов, патрулирования нефтяных и газовых магистралей, ЛЭП и проведения фото-, видеосъемок. Еще судно можно эксплуатировать для химобработки сельхозугодий.
О конструкции
Аэродинамическая схема «Лешего» представляет собой высокоплан с подкосами. Фюзеляж, прямые крылья, хвост выполнены из алюминиевых сплавов. Самолет оснащен трехопорным шасси на рессорах, которое не убирается.
Крыло у самолета прямое, с подкосами. Фото: YouTube.com
В базовой комплектации машина оборудуется бортовой навигационной аппаратурой, позволяющей совершать полеты в простых метеорологических условиях (при хорошей погоде).
В базе – авионика для полетов в хорошую погоду. Фото: YouTube.com
Однако, по желанию покупателя, может быть установлено БРЭО от ведущих западных компаний. Например, от «Бендикс Кинг» с системой GPS.
Силовая установка
Изначально самолет СЛ-90 выпускался с двигателем М-3, выдававшим 110 «лошадей» (просто с хорошо всем известного М-14 «сняли» «лишние» шесть цилиндров). Однако он сильно вибрировал (летчики жаловались, что «не было видно приборов») и его неожиданно решили заменить на ВАЗ-416. Этот роторно-поршневой мотор был разработан специальным отделом Волжского автозавода (Научно-техническим центром) в 90-е. Двигатель мощностью 135 «лошадей» предназначался для установки на легкие летательные аппараты и самолеты-амфибии на воздушных подушках.
В конце концов предпочтение отдали импортному движку. Фото: YouTube.com
Сначала казалось: замена пошла впрок – мотор легко запускался и не вибрировал. Однако постоянные перегревы вынудили отказаться и от него. В результате остановились на импортном поршневом двигателе Lycoming O-320Е2А, выдававшим 150 «лошадей».
Выпускали модификацию И-1Л – самолет СЛ-39 с авиамотором «Вальтер Минор 332», а позже – СЛ39-ВМ2.
Правда, пришлось пожертвовать массой воздушного судна. Если с М-3 он весил не более 512 кг, с ВАЗовским агрегатом 560 кг, то с «Лайкомингом» – 613 кг. Однако позже эту цифру удалось уменьшить. В «союзе» с двигателем работает пропеллер в 1,86 м НОЕ/23АНМ-А170105 от компании Hoffman. Некоторые технические данные «Лешего»:
✅ размах крыльев – 10 м (позже – до 11,7 м)
✅ вес пустого и максимальный взлетный – 525 и 880 кг
✅ горючее – 90 кг
✅ крейсерская и наивысшая скорость – 150 и 200 км/ч
✅ высота – до 3-х км
✅ дальность – до 700 км
Самолетом управляет один пилот. Дополнительно на борт можно взять пассажира (курсанта) либо 174 кг груза. Последний размещается в специальном отсеке сзади, за спинками кресел. Багажное отделение объемом в один кубометр снабжено для удобства погрузки/выгрузки люком.
Особенности И-1Л
Машина отличается простотой в техническом обслуживании и ремонте. Самолет легок в управлении: научиться его пилотировать можно всего за сорок часов. Кабина – закрытого типа, достаточно комфортная с отличной обзорностью. При необходимости интерьер может быть переделан в соответствии со вкусом заказчика.
Двухлопасной винт – тоже импортный. Фото: YouTube.com
Первого декабря 2000-го года воздушному судну И-1Л «Леший» все же выдали сертификат соответствия по российским нормам АП-23. Номер документа – СТ 193-И-1Л. Орган, выдавший бумагу – АР МАК.
Стоимость
Всего произведено примерно сто единиц техники. Первые машины с двигателем М-3 оценивались в 17 тыс. 250 долларов. Сегодня один из продавцов за новый (как он уверяет) СЛ-90 просит 1 млн 500 тыс. руб. Есть и дешевле – до миллиона. Интересно: большинство изготовленных И-1Л сегодня находится в США. Известно, что благодаря низкой стоимости, их закупали сразу по несколько экземпляров и потом уже на месте «доводили до ума»: ставили другой (при необходимости) движок, улучшали аэродинамику.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...