И-1Л: «Леший»  в небе
5 857

И-1Л: «Леший» в небе

Разработка легкого многоцелевого воздушного судна стартовала в начале 90-х, а производство – в 1994-м. Инициатор – компания «Интеравиа». Изначально машина получила индекс СЛ-90. Строительство первых экземпляров велось на Луховицком заводе (ЛМЗ), позже выпуском летательных аппаратов занялась корпорация РСК МиГ.


И-1Л «Леший» может быть использован для транспортировки малогабаритного груза или перевозки пассажира. Также машина подойдет для первоначального обучения будущих пилотов, экскурсионных, развлекательных полетов, патрулирования нефтяных и газовых магистралей, ЛЭП и проведения фото-, видеосъемок. Еще судно можно эксплуатировать для химобработки сельхозугодий.

О конструкции


Аэродинамическая схема «Лешего» представляет собой высокоплан с подкосами. Фюзеляж, прямые крылья, хвост выполнены из алюминиевых сплавов. Самолет оснащен трехопорным шасси на рессорах, которое не убирается.

И-1Л: «Леший»  в небеКрыло у самолета прямое, с подкосами. Фото: YouTube.com

В базовой комплектации машина оборудуется бортовой навигационной аппаратурой, позволяющей совершать полеты в простых метеорологических условиях (при хорошей погоде).

В базе – авионика для полетов в хорошую погоду. Фото: YouTube.com

Однако, по желанию покупателя, может быть установлено БРЭО от ведущих западных компаний. Например, от «Бендикс Кинг» с системой GPS.

Силовая установка


Изначально самолет СЛ-90 выпускался с двигателем М-3, выдававшим 110 «лошадей» (просто с хорошо всем известного М-14 «сняли» «лишние» шесть цилиндров). Однако он сильно вибрировал (летчики жаловались, что «не было видно приборов») и его неожиданно решили заменить на ВАЗ-416. Этот роторно-поршневой мотор был разработан специальным отделом Волжского автозавода (Научно-техническим центром) в 90-е. Двигатель мощностью 135 «лошадей» предназначался для установки на легкие летательные аппараты и самолеты-амфибии на воздушных подушках.

В конце концов предпочтение отдали импортному движку. Фото: YouTube.com

Сначала казалось: замена пошла впрок – мотор легко запускался и не вибрировал. Однако постоянные перегревы вынудили отказаться и от него. В результате остановились на импортном поршневом двигателе Lycoming O-320Е2А, выдававшим 150 «лошадей».

Выпускали модификацию И-1Л – самолет СЛ-39 с авиамотором «Вальтер Минор 332», а позже – СЛ39-ВМ2.

Правда, пришлось пожертвовать массой воздушного судна. Если с М-3 он весил не более 512 кг, с ВАЗовским агрегатом 560 кг, то с «Лайкомингом» – 613 кг. Однако позже эту цифру удалось уменьшить. В «союзе» с двигателем работает пропеллер в 1,86 м НОЕ/23АНМ-А170105 от компании Hoffman. Некоторые технические данные «Лешего»:

✅ размах крыльев – 10 м (позже – до 11,7 м)
✅ вес пустого и максимальный взлетный – 525 и 880 кг
✅ горючее – 90 кг
✅ крейсерская и наивысшая скорость – 150 и 200 км/ч
✅ высота – до 3-х км
✅ дальность – до 700 км

Самолетом управляет один пилот. Дополнительно на борт можно взять пассажира (курсанта) либо 174 кг груза. Последний размещается в специальном отсеке сзади, за спинками кресел. Багажное отделение объемом в один кубометр снабжено для удобства погрузки/выгрузки люком.

Особенности И-1Л


Машина отличается простотой в техническом обслуживании и ремонте. Самолет легок в управлении: научиться его пилотировать можно всего за сорок часов. Кабина – закрытого типа, достаточно комфортная с отличной обзорностью. При необходимости интерьер может быть переделан в соответствии со вкусом заказчика.

Двухлопасной винт – тоже импортный. Фото: YouTube.com

Первого декабря 2000-го года воздушному судну И-1Л «Леший» все же выдали сертификат соответствия по российским нормам АП-23. Номер документа – СТ 193-И-1Л. Орган, выдавший бумагу – АР МАК.

Стоимость


Всего произведено примерно сто единиц техники. Первые машины с двигателем М-3 оценивались в 17 тыс. 250 долларов. Сегодня один из продавцов за новый (как он уверяет) СЛ-90 просит 1 млн 500 тыс. руб. Есть и дешевле – до миллиона. Интересно: большинство изготовленных И-1Л сегодня находится в США. Известно, что благодаря низкой стоимости, их закупали сразу по несколько экземпляров и потом уже на месте «доводили до ума»: ставили другой (при необходимости) движок, улучшали аэродинамику.
А вы что думаете об И-1Л?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....