Junak M07/М10 – единственный четырехтактный мотоцикл социалистической Польши
Советский период конструирования двухтактных (а иногда и четырехтактных) мотоциклов прекрасно изучен и исследован. Многие любители такой техники знакомы не только с отечественными ИЖ, тяжелыми и легкими аппаратами, но и легендарными чехословацкими «Ява» и «Чезет». Не менее популярны венгерские «Паннония» или «МЦ» из ГДР.
На этом фоне может показаться, что самая большая страна зарубежной части Восточной Европы совсем не имела своей мотоциклетной промышленности. Если кто-то еще не понял, то речь идет о Польской Народной Республике. Государство, в котором тогда насчитывалось уже почти 30 миллионов жителей, действительно, уступало размахом и популярностью своих моделей соседям из ГДР и Чехословакии. И это касалось не только автомобилей, но и двухколесной техники.
Все же, вышеупомянутые выводы вовсе не говорят о том, что мотоциклы в Польше не собирали вообще. Имелся здесь свой завод с богатой историей. А модель, которую он производил, обладала прогрессивной четырехтактной конструкцией. Постараемся сейчас вместе с вами проследить ее историю с самого начала.
История фабрики, основанной в польском Щецине Бернхардом Штевером, берет начало с далекого 1858 года. Сперва она занималась выпуском швейных, пишущих машинок и простых станков. К этому ряду добавилась и двухколесная педальная техника.
Серьезная смена вектора произошла в конце века, когда руководство перешло к сыновьям промышленника: Эмилю и Бернхарду Стауэрам. Они решили двигаться по новомодной струе, организовав «Автомобильный завод братьев Стауэр». Первая техника сошла с конвейера уже в 1899 году. Сначала это была трехколесная модель, позже перешли к классическому варианту. В начале следующего века началось серийное производство автомобилей. Они стали третьими в Европе и первыми, кто занялся выпуском автобусной техники. Компания успешно просуществовала до 40-х годов прошлого века.
Во второй половине десятилетия в уже социалистической Польше произошла национализация предприятия. После этого компания несколько раз меняла не только свой профиль, но систему подчинения и направление деятельности:
✅ 1946 год – ремонтная мастерская и сборка автомобильных узлов
✅ 1947 год – переименована в Pzinz Ursus, выпуская детали для тракторов
✅ 1950 год – стала «Фабрикой металлических конструкций в Щецине»
Они начали изготавливать металлические кровати и некоторое медицинское оборудование. Понятное дело, что скромный ассортимент, постигший компанию в пятом десятилетии прошлого века, абсолютно не устраивал руководство и коллектив завода. Прилагались все усилия, чтобы заняться по-настоящему стоящим делом.
Имелись попытки осваивать сборку автомобильных прицепов, генераторов и других комплектующих, но правительство страны не давало им вернуться в автомобильную промышленность вплоть до 1955 года. Как раз тогда у амбициозного коллектива появилась возможность создать первый польский четырехтактник.
Команду создателей возглавляли мотоциклостроители с опытом работы на довоенном Национальном машиностроительном заводе (PZInz): Ян Игнатович и Стефан Поразински. Само название Junak удивительным образом соединило в себе прошлое и настоящее. Во-первым, это отсыл к популярному в 30-е Fiat 508. А, во-вторых, напоминание о доблестных участниках молодых мужских трудовых бригад 50-х.
Теоретические работы начались в 1952 году. Первоначально конструкция планировалась как техника для нужд военных с 500-кубовым двигателем. Но позже все переигралось для мирных целей, а на мотоцикл водрузили четырехтактный мотор с рабочим объемом 350 куб. см. На Поразинском лежало создание шасси, а за двигатель отвечал Ян Игнатович.
Новинка произвела фурор в польском обществе, со всех сторон посыпались статьи, призывающие к немедленному внедрению мотоцикла в серийное производство. Но это оказалось довольно проблематично. Ведь предприятие, выпускавшее в то время металлические изделия, совсем не соответствовало для освоения серийного выпуска мотоциклетной техники. Ведь на голом энтузиазме далеко не уедешь, нужны станки и другое оборудование. В итоге, производство распределилось по двум местам: двигатели собирали в Лодзи, а остальные элементы на местном предприятии, переименованном в Щецинский завод мотоциклов.
В 1956 году, практически вручную, собрали первые 30 мотоциклов Junak M07. В следующем году смогли добавить к ним еще 253 единицы. С января 1958-го компания стала официальным производителем мотоциклетной техники, получив название SFM. Это позволило начать ее заметное расширение и реконструкцию, чтобы выйти на уровень производства до 20 тысяч мотоциклов в год. Желаемой цели смогли достичь в 1962 году, когда с конвейера сошло 20 127 единиц двухколесной техники.
Несмотря на такое обширное количество выпущенной техники, в Польше она оставалась в дефиците. И тому имелось сразу две причины. Одна из них – прекрасная экспортная востребованность модели. География ее продаж впечатляет:
✅ Болгария
✅ Куба
✅ Монголия
✅ Венгрия
✅ Сирия
✅ Турция
✅ Ливия
Отправлялись они даже на Американский континент. В южной его части Junak M07 покупали Венесуэла и Уругвай. А вот в северной – польский мотоцикл достиг Соединенных Штатов. Второй причиной его редкости на родине можно считать довольно высокую цену. Базовая версия предлагалась за 23 тысячи злотых (при средней з/п в 2500, а у молодежи – всего 1,5 тысячи злотых). Импортную технику из Чехословакии и ГДР можно было купить по более низкой цене, ей и отдавали предпочтение. Самое время обратить внимание и на технические параметры Junak M07:
✅ одноцилиндровый, верхнеклапанный двигатель
✅ рабочий объем – 349 куб. см
✅ мощность – 19 л. с
✅ максимальная скорость – 125 км/ч
✅ вес – 170 кг
В 60-х полностью перешли на выпуск обновленной модели, получившей другой индекс – Junak M10. В последующие пять лет собирался только такой мотоцикл, а первичную версию сняли с конвейера в 1959 году. Среди полученных изменений конструкции стоит отметить:
✅ гладкий кожух фары, интегрированный с вилкой
✅ более глубокий брызговик
✅ улучшенные тормоза
✅ измененный выхлоп
✅ герметизированная цепь
Также, кроме серьезной реконструкции, мотоцикл получил несколько модификаций: коляску, грузовой ящик и кросс-версию модели. Казалось, есть все условия и необходимый потенциал для успешного дальнейшего развития, несмотря на то, что нередко потребители сталкивались с низким качеством комплектующих. Но последний факт, к сожалению, был нередким и для наших мотоциклов того периода.
Все же, это не являлось основной проблемой производителей. Гораздо важнее оказались директивы СЭВ, которые регулировали сферы ответственности каждого его члена в определенном секторе производства. А сборка мотоциклетной техники отходила СССР, Чехословакии и ГДР (причем, последние – больше для внутреннего рынка). Польши в этом ряду не числилось, поэтому, как и венгерская «Паннония», польский Junak должен был уйти в историю.
Хотя в 1964 году инженеры SFM разработали прототип современного мотоцикла «Искра» с двухцилиндровым двигателем, уже на следующий год выпуск мотоциклов на предприятии полностью прекратился. Предпочтение решили отдать недорогим автомобилям. В 1956-1965 годах выпущено 91 400 мотоциклов Junak, из них около 10 000 базовой модели M07.
Существовали также раллийные мотоциклы Junak M07-R, кроссовые M07-C и трехколесные B20 (собрано около 2500 штук). Коляски моделей WB1 и WB3 выпустили около 8500 штук. Они изготавливались на Щецинском мотоциклетном заводе SFM, а двигатели всегда производились в Лодзи. Но бренд имел продолжение своей истории в наше время, о чем мы расскажем в одном из следующих материалов.
На этом фоне может показаться, что самая большая страна зарубежной части Восточной Европы совсем не имела своей мотоциклетной промышленности. Если кто-то еще не понял, то речь идет о Польской Народной Республике. Государство, в котором тогда насчитывалось уже почти 30 миллионов жителей, действительно, уступало размахом и популярностью своих моделей соседям из ГДР и Чехословакии. И это касалось не только автомобилей, но и двухколесной техники.
Junak M07 – единственная модель в ПНР конца 50-х. Фото: youtube.com
Все же, вышеупомянутые выводы вовсе не говорят о том, что мотоциклы в Польше не собирали вообще. Имелся здесь свой завод с богатой историей. А модель, которую он производил, обладала прогрессивной четырехтактной конструкцией. Постараемся сейчас вместе с вами проследить ее историю с самого начала.
От швейных машинок и велосипедов до польского мотоцикла
История фабрики, основанной в польском Щецине Бернхардом Штевером, берет начало с далекого 1858 года. Сперва она занималась выпуском швейных, пишущих машинок и простых станков. К этому ряду добавилась и двухколесная педальная техника.
Серьезная смена вектора произошла в конце века, когда руководство перешло к сыновьям промышленника: Эмилю и Бернхарду Стауэрам. Они решили двигаться по новомодной струе, организовав «Автомобильный завод братьев Стауэр». Первая техника сошла с конвейера уже в 1899 году. Сначала это была трехколесная модель, позже перешли к классическому варианту. В начале следующего века началось серийное производство автомобилей. Они стали третьими в Европе и первыми, кто занялся выпуском автобусной техники. Компания успешно просуществовала до 40-х годов прошлого века.
Минимализм в приборной панели Junak M07. Фото: youtube.com
Во второй половине десятилетия в уже социалистической Польше произошла национализация предприятия. После этого компания несколько раз меняла не только свой профиль, но систему подчинения и направление деятельности:
✅ 1946 год – ремонтная мастерская и сборка автомобильных узлов
✅ 1947 год – переименована в Pzinz Ursus, выпуская детали для тракторов
✅ 1950 год – стала «Фабрикой металлических конструкций в Щецине»
Они начали изготавливать металлические кровати и некоторое медицинское оборудование. Понятное дело, что скромный ассортимент, постигший компанию в пятом десятилетии прошлого века, абсолютно не устраивал руководство и коллектив завода. Прилагались все усилия, чтобы заняться по-настоящему стоящим делом.
Имелись попытки осваивать сборку автомобильных прицепов, генераторов и других комплектующих, но правительство страны не давало им вернуться в автомобильную промышленность вплоть до 1955 года. Как раз тогда у амбициозного коллектива появилась возможность создать первый польский четырехтактник.
Его конструкцию разработало Строительное бюро Варшавской автомобильной промышленности (BKPMot). Впервые Junak M07 был показан на выставке «Hala Ludowa» во Вроцлаве, организованной в 1954 году по случаю 10-летия Польской Народной Республики.
Команду создателей возглавляли мотоциклостроители с опытом работы на довоенном Национальном машиностроительном заводе (PZInz): Ян Игнатович и Стефан Поразински. Само название Junak удивительным образом соединило в себе прошлое и настоящее. Во-первым, это отсыл к популярному в 30-е Fiat 508. А, во-вторых, напоминание о доблестных участниках молодых мужских трудовых бригад 50-х.
Теоретические работы начались в 1952 году. Первоначально конструкция планировалась как техника для нужд военных с 500-кубовым двигателем. Но позже все переигралось для мирных целей, а на мотоцикл водрузили четырехтактный мотор с рабочим объемом 350 куб. см. На Поразинском лежало создание шасси, а за двигатель отвечал Ян Игнатович.
Цепная передача Junak M07. Фото: youtube.com
Новинка произвела фурор в польском обществе, со всех сторон посыпались статьи, призывающие к немедленному внедрению мотоцикла в серийное производство. Но это оказалось довольно проблематично. Ведь предприятие, выпускавшее в то время металлические изделия, совсем не соответствовало для освоения серийного выпуска мотоциклетной техники. Ведь на голом энтузиазме далеко не уедешь, нужны станки и другое оборудование. В итоге, производство распределилось по двум местам: двигатели собирали в Лодзи, а остальные элементы на местном предприятии, переименованном в Щецинский завод мотоциклов.
В 1956 году, практически вручную, собрали первые 30 мотоциклов Junak M07. В следующем году смогли добавить к ним еще 253 единицы. С января 1958-го компания стала официальным производителем мотоциклетной техники, получив название SFM. Это позволило начать ее заметное расширение и реконструкцию, чтобы выйти на уровень производства до 20 тысяч мотоциклов в год. Желаемой цели смогли достичь в 1962 году, когда с конвейера сошло 20 127 единиц двухколесной техники.
Экспортная востребованность и внезапное сворачивание производства
Несмотря на такое обширное количество выпущенной техники, в Польше она оставалась в дефиците. И тому имелось сразу две причины. Одна из них – прекрасная экспортная востребованность модели. География ее продаж впечатляет:
✅ Болгария
✅ Куба
✅ Монголия
✅ Венгрия
✅ Сирия
✅ Турция
✅ Ливия
Отправлялись они даже на Американский континент. В южной его части Junak M07 покупали Венесуэла и Уругвай. А вот в северной – польский мотоцикл достиг Соединенных Штатов. Второй причиной его редкости на родине можно считать довольно высокую цену. Базовая версия предлагалась за 23 тысячи злотых (при средней з/п в 2500, а у молодежи – всего 1,5 тысячи злотых). Импортную технику из Чехословакии и ГДР можно было купить по более низкой цене, ей и отдавали предпочтение. Самое время обратить внимание и на технические параметры Junak M07:
✅ одноцилиндровый, верхнеклапанный двигатель
✅ рабочий объем – 349 куб. см
✅ мощность – 19 л. с
✅ максимальная скорость – 125 км/ч
✅ вес – 170 кг
В 60-х полностью перешли на выпуск обновленной модели, получившей другой индекс – Junak M10. В последующие пять лет собирался только такой мотоцикл, а первичную версию сняли с конвейера в 1959 году. Среди полученных изменений конструкции стоит отметить:
✅ гладкий кожух фары, интегрированный с вилкой
✅ более глубокий брызговик
✅ улучшенные тормоза
✅ измененный выхлоп
✅ герметизированная цепь
Также, кроме серьезной реконструкции, мотоцикл получил несколько модификаций: коляску, грузовой ящик и кросс-версию модели. Казалось, есть все условия и необходимый потенциал для успешного дальнейшего развития, несмотря на то, что нередко потребители сталкивались с низким качеством комплектующих. Но последний факт, к сожалению, был нередким и для наших мотоциклов того периода.
Junak M07 выпускались в красном и черном окрасе. Фото: youtube.com
Все же, это не являлось основной проблемой производителей. Гораздо важнее оказались директивы СЭВ, которые регулировали сферы ответственности каждого его члена в определенном секторе производства. А сборка мотоциклетной техники отходила СССР, Чехословакии и ГДР (причем, последние – больше для внутреннего рынка). Польши в этом ряду не числилось, поэтому, как и венгерская «Паннония», польский Junak должен был уйти в историю.
Хотя в 1964 году инженеры SFM разработали прототип современного мотоцикла «Искра» с двухцилиндровым двигателем, уже на следующий год выпуск мотоциклов на предприятии полностью прекратился. Предпочтение решили отдать недорогим автомобилям. В 1956-1965 годах выпущено 91 400 мотоциклов Junak, из них около 10 000 базовой модели M07.
Любители готовы сегодня реставрировать оставшиеся Junak M07. Фото: youtube.com
Существовали также раллийные мотоциклы Junak M07-R, кроссовые M07-C и трехколесные B20 (собрано около 2500 штук). Коляски моделей WB1 и WB3 выпустили около 8500 штук. Они изготавливались на Щецинском мотоциклетном заводе SFM, а двигатели всегда производились в Лодзи. Но бренд имел продолжение своей истории в наше время, о чем мы расскажем в одном из следующих материалов.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...