Junak M07/М10 – единственный четырехтактный мотоцикл социалистической Польши
Советский период конструирования двухтактных (а иногда и четырехтактных) мотоциклов прекрасно изучен и исследован. Многие любители такой техники знакомы не только с отечественными ИЖ, тяжелыми и легкими аппаратами, но и легендарными чехословацкими «Ява» и «Чезет». Не менее популярны венгерские «Паннония» или «МЦ» из ГДР.
На этом фоне может показаться, что самая большая страна зарубежной части Восточной Европы совсем не имела своей мотоциклетной промышленности. Если кто-то еще не понял, то речь идет о Польской Народной Республике. Государство, в котором тогда насчитывалось уже почти 30 миллионов жителей, действительно, уступало размахом и популярностью своих моделей соседям из ГДР и Чехословакии. И это касалось не только автомобилей, но и двухколесной техники.
Все же, вышеупомянутые выводы вовсе не говорят о том, что мотоциклы в Польше не собирали вообще. Имелся здесь свой завод с богатой историей. А модель, которую он производил, обладала прогрессивной четырехтактной конструкцией. Постараемся сейчас вместе с вами проследить ее историю с самого начала.
История фабрики, основанной в польском Щецине Бернхардом Штевером, берет начало с далекого 1858 года. Сперва она занималась выпуском швейных, пишущих машинок и простых станков. К этому ряду добавилась и двухколесная педальная техника.
Серьезная смена вектора произошла в конце века, когда руководство перешло к сыновьям промышленника: Эмилю и Бернхарду Стауэрам. Они решили двигаться по новомодной струе, организовав «Автомобильный завод братьев Стауэр». Первая техника сошла с конвейера уже в 1899 году. Сначала это была трехколесная модель, позже перешли к классическому варианту. В начале следующего века началось серийное производство автомобилей. Они стали третьими в Европе и первыми, кто занялся выпуском автобусной техники. Компания успешно просуществовала до 40-х годов прошлого века.
Во второй половине десятилетия в уже социалистической Польше произошла национализация предприятия. После этого компания несколько раз меняла не только свой профиль, но систему подчинения и направление деятельности:
✅ 1946 год – ремонтная мастерская и сборка автомобильных узлов
✅ 1947 год – переименована в Pzinz Ursus, выпуская детали для тракторов
✅ 1950 год – стала «Фабрикой металлических конструкций в Щецине»
Они начали изготавливать металлические кровати и некоторое медицинское оборудование. Понятное дело, что скромный ассортимент, постигший компанию в пятом десятилетии прошлого века, абсолютно не устраивал руководство и коллектив завода. Прилагались все усилия, чтобы заняться по-настоящему стоящим делом.
Имелись попытки осваивать сборку автомобильных прицепов, генераторов и других комплектующих, но правительство страны не давало им вернуться в автомобильную промышленность вплоть до 1955 года. Как раз тогда у амбициозного коллектива появилась возможность создать первый польский четырехтактник.
Команду создателей возглавляли мотоциклостроители с опытом работы на довоенном Национальном машиностроительном заводе (PZInz): Ян Игнатович и Стефан Поразински. Само название Junak удивительным образом соединило в себе прошлое и настоящее. Во-первым, это отсыл к популярному в 30-е Fiat 508. А, во-вторых, напоминание о доблестных участниках молодых мужских трудовых бригад 50-х.
Теоретические работы начались в 1952 году. Первоначально конструкция планировалась как техника для нужд военных с 500-кубовым двигателем. Но позже все переигралось для мирных целей, а на мотоцикл водрузили четырехтактный мотор с рабочим объемом 350 куб. см. На Поразинском лежало создание шасси, а за двигатель отвечал Ян Игнатович.
Новинка произвела фурор в польском обществе, со всех сторон посыпались статьи, призывающие к немедленному внедрению мотоцикла в серийное производство. Но это оказалось довольно проблематично. Ведь предприятие, выпускавшее в то время металлические изделия, совсем не соответствовало для освоения серийного выпуска мотоциклетной техники. Ведь на голом энтузиазме далеко не уедешь, нужны станки и другое оборудование. В итоге, производство распределилось по двум местам: двигатели собирали в Лодзи, а остальные элементы на местном предприятии, переименованном в Щецинский завод мотоциклов.
В 1956 году, практически вручную, собрали первые 30 мотоциклов Junak M07. В следующем году смогли добавить к ним еще 253 единицы. С января 1958-го компания стала официальным производителем мотоциклетной техники, получив название SFM. Это позволило начать ее заметное расширение и реконструкцию, чтобы выйти на уровень производства до 20 тысяч мотоциклов в год. Желаемой цели смогли достичь в 1962 году, когда с конвейера сошло 20 127 единиц двухколесной техники.
Несмотря на такое обширное количество выпущенной техники, в Польше она оставалась в дефиците. И тому имелось сразу две причины. Одна из них – прекрасная экспортная востребованность модели. География ее продаж впечатляет:
✅ Болгария
✅ Куба
✅ Монголия
✅ Венгрия
✅ Сирия
✅ Турция
✅ Ливия
Отправлялись они даже на Американский континент. В южной его части Junak M07 покупали Венесуэла и Уругвай. А вот в северной – польский мотоцикл достиг Соединенных Штатов. Второй причиной его редкости на родине можно считать довольно высокую цену. Базовая версия предлагалась за 23 тысячи злотых (при средней з/п в 2500, а у молодежи – всего 1,5 тысячи злотых). Импортную технику из Чехословакии и ГДР можно было купить по более низкой цене, ей и отдавали предпочтение. Самое время обратить внимание и на технические параметры Junak M07:
✅ одноцилиндровый, верхнеклапанный двигатель
✅ рабочий объем – 349 куб. см
✅ мощность – 19 л. с
✅ максимальная скорость – 125 км/ч
✅ вес – 170 кг
В 60-х полностью перешли на выпуск обновленной модели, получившей другой индекс – Junak M10. В последующие пять лет собирался только такой мотоцикл, а первичную версию сняли с конвейера в 1959 году. Среди полученных изменений конструкции стоит отметить:
✅ гладкий кожух фары, интегрированный с вилкой
✅ более глубокий брызговик
✅ улучшенные тормоза
✅ измененный выхлоп
✅ герметизированная цепь
Также, кроме серьезной реконструкции, мотоцикл получил несколько модификаций: коляску, грузовой ящик и кросс-версию модели. Казалось, есть все условия и необходимый потенциал для успешного дальнейшего развития, несмотря на то, что нередко потребители сталкивались с низким качеством комплектующих. Но последний факт, к сожалению, был нередким и для наших мотоциклов того периода.
Все же, это не являлось основной проблемой производителей. Гораздо важнее оказались директивы СЭВ, которые регулировали сферы ответственности каждого его члена в определенном секторе производства. А сборка мотоциклетной техники отходила СССР, Чехословакии и ГДР (причем, последние – больше для внутреннего рынка). Польши в этом ряду не числилось, поэтому, как и венгерская «Паннония», польский Junak должен был уйти в историю.
Хотя в 1964 году инженеры SFM разработали прототип современного мотоцикла «Искра» с двухцилиндровым двигателем, уже на следующий год выпуск мотоциклов на предприятии полностью прекратился. Предпочтение решили отдать недорогим автомобилям. В 1956-1965 годах выпущено 91 400 мотоциклов Junak, из них около 10 000 базовой модели M07.
Существовали также раллийные мотоциклы Junak M07-R, кроссовые M07-C и трехколесные B20 (собрано около 2500 штук). Коляски моделей WB1 и WB3 выпустили около 8500 штук. Они изготавливались на Щецинском мотоциклетном заводе SFM, а двигатели всегда производились в Лодзи. Но бренд имел продолжение своей истории в наше время, о чем мы расскажем в одном из следующих материалов.
На этом фоне может показаться, что самая большая страна зарубежной части Восточной Европы совсем не имела своей мотоциклетной промышленности. Если кто-то еще не понял, то речь идет о Польской Народной Республике. Государство, в котором тогда насчитывалось уже почти 30 миллионов жителей, действительно, уступало размахом и популярностью своих моделей соседям из ГДР и Чехословакии. И это касалось не только автомобилей, но и двухколесной техники.
Junak M07 – единственная модель в ПНР конца 50-х. Фото: youtube.com
Все же, вышеупомянутые выводы вовсе не говорят о том, что мотоциклы в Польше не собирали вообще. Имелся здесь свой завод с богатой историей. А модель, которую он производил, обладала прогрессивной четырехтактной конструкцией. Постараемся сейчас вместе с вами проследить ее историю с самого начала.
От швейных машинок и велосипедов до польского мотоцикла
История фабрики, основанной в польском Щецине Бернхардом Штевером, берет начало с далекого 1858 года. Сперва она занималась выпуском швейных, пишущих машинок и простых станков. К этому ряду добавилась и двухколесная педальная техника.
Серьезная смена вектора произошла в конце века, когда руководство перешло к сыновьям промышленника: Эмилю и Бернхарду Стауэрам. Они решили двигаться по новомодной струе, организовав «Автомобильный завод братьев Стауэр». Первая техника сошла с конвейера уже в 1899 году. Сначала это была трехколесная модель, позже перешли к классическому варианту. В начале следующего века началось серийное производство автомобилей. Они стали третьими в Европе и первыми, кто занялся выпуском автобусной техники. Компания успешно просуществовала до 40-х годов прошлого века.
Минимализм в приборной панели Junak M07. Фото: youtube.com
Во второй половине десятилетия в уже социалистической Польше произошла национализация предприятия. После этого компания несколько раз меняла не только свой профиль, но систему подчинения и направление деятельности:
✅ 1946 год – ремонтная мастерская и сборка автомобильных узлов
✅ 1947 год – переименована в Pzinz Ursus, выпуская детали для тракторов
✅ 1950 год – стала «Фабрикой металлических конструкций в Щецине»
Они начали изготавливать металлические кровати и некоторое медицинское оборудование. Понятное дело, что скромный ассортимент, постигший компанию в пятом десятилетии прошлого века, абсолютно не устраивал руководство и коллектив завода. Прилагались все усилия, чтобы заняться по-настоящему стоящим делом.
Имелись попытки осваивать сборку автомобильных прицепов, генераторов и других комплектующих, но правительство страны не давало им вернуться в автомобильную промышленность вплоть до 1955 года. Как раз тогда у амбициозного коллектива появилась возможность создать первый польский четырехтактник.
Его конструкцию разработало Строительное бюро Варшавской автомобильной промышленности (BKPMot). Впервые Junak M07 был показан на выставке «Hala Ludowa» во Вроцлаве, организованной в 1954 году по случаю 10-летия Польской Народной Республики.
Команду создателей возглавляли мотоциклостроители с опытом работы на довоенном Национальном машиностроительном заводе (PZInz): Ян Игнатович и Стефан Поразински. Само название Junak удивительным образом соединило в себе прошлое и настоящее. Во-первым, это отсыл к популярному в 30-е Fiat 508. А, во-вторых, напоминание о доблестных участниках молодых мужских трудовых бригад 50-х.
Теоретические работы начались в 1952 году. Первоначально конструкция планировалась как техника для нужд военных с 500-кубовым двигателем. Но позже все переигралось для мирных целей, а на мотоцикл водрузили четырехтактный мотор с рабочим объемом 350 куб. см. На Поразинском лежало создание шасси, а за двигатель отвечал Ян Игнатович.
Цепная передача Junak M07. Фото: youtube.com
Новинка произвела фурор в польском обществе, со всех сторон посыпались статьи, призывающие к немедленному внедрению мотоцикла в серийное производство. Но это оказалось довольно проблематично. Ведь предприятие, выпускавшее в то время металлические изделия, совсем не соответствовало для освоения серийного выпуска мотоциклетной техники. Ведь на голом энтузиазме далеко не уедешь, нужны станки и другое оборудование. В итоге, производство распределилось по двум местам: двигатели собирали в Лодзи, а остальные элементы на местном предприятии, переименованном в Щецинский завод мотоциклов.
В 1956 году, практически вручную, собрали первые 30 мотоциклов Junak M07. В следующем году смогли добавить к ним еще 253 единицы. С января 1958-го компания стала официальным производителем мотоциклетной техники, получив название SFM. Это позволило начать ее заметное расширение и реконструкцию, чтобы выйти на уровень производства до 20 тысяч мотоциклов в год. Желаемой цели смогли достичь в 1962 году, когда с конвейера сошло 20 127 единиц двухколесной техники.
Экспортная востребованность и внезапное сворачивание производства
Несмотря на такое обширное количество выпущенной техники, в Польше она оставалась в дефиците. И тому имелось сразу две причины. Одна из них – прекрасная экспортная востребованность модели. География ее продаж впечатляет:
✅ Болгария
✅ Куба
✅ Монголия
✅ Венгрия
✅ Сирия
✅ Турция
✅ Ливия
Отправлялись они даже на Американский континент. В южной его части Junak M07 покупали Венесуэла и Уругвай. А вот в северной – польский мотоцикл достиг Соединенных Штатов. Второй причиной его редкости на родине можно считать довольно высокую цену. Базовая версия предлагалась за 23 тысячи злотых (при средней з/п в 2500, а у молодежи – всего 1,5 тысячи злотых). Импортную технику из Чехословакии и ГДР можно было купить по более низкой цене, ей и отдавали предпочтение. Самое время обратить внимание и на технические параметры Junak M07:
✅ одноцилиндровый, верхнеклапанный двигатель
✅ рабочий объем – 349 куб. см
✅ мощность – 19 л. с
✅ максимальная скорость – 125 км/ч
✅ вес – 170 кг
В 60-х полностью перешли на выпуск обновленной модели, получившей другой индекс – Junak M10. В последующие пять лет собирался только такой мотоцикл, а первичную версию сняли с конвейера в 1959 году. Среди полученных изменений конструкции стоит отметить:
✅ гладкий кожух фары, интегрированный с вилкой
✅ более глубокий брызговик
✅ улучшенные тормоза
✅ измененный выхлоп
✅ герметизированная цепь
Также, кроме серьезной реконструкции, мотоцикл получил несколько модификаций: коляску, грузовой ящик и кросс-версию модели. Казалось, есть все условия и необходимый потенциал для успешного дальнейшего развития, несмотря на то, что нередко потребители сталкивались с низким качеством комплектующих. Но последний факт, к сожалению, был нередким и для наших мотоциклов того периода.
Junak M07 выпускались в красном и черном окрасе. Фото: youtube.com
Все же, это не являлось основной проблемой производителей. Гораздо важнее оказались директивы СЭВ, которые регулировали сферы ответственности каждого его члена в определенном секторе производства. А сборка мотоциклетной техники отходила СССР, Чехословакии и ГДР (причем, последние – больше для внутреннего рынка). Польши в этом ряду не числилось, поэтому, как и венгерская «Паннония», польский Junak должен был уйти в историю.
Хотя в 1964 году инженеры SFM разработали прототип современного мотоцикла «Искра» с двухцилиндровым двигателем, уже на следующий год выпуск мотоциклов на предприятии полностью прекратился. Предпочтение решили отдать недорогим автомобилям. В 1956-1965 годах выпущено 91 400 мотоциклов Junak, из них около 10 000 базовой модели M07.
Любители готовы сегодня реставрировать оставшиеся Junak M07. Фото: youtube.com
Существовали также раллийные мотоциклы Junak M07-R, кроссовые M07-C и трехколесные B20 (собрано около 2500 штук). Коляски моделей WB1 и WB3 выпустили около 8500 штук. Они изготавливались на Щецинском мотоциклетном заводе SFM, а двигатели всегда производились в Лодзи. Но бренд имел продолжение своей истории в наше время, о чем мы расскажем в одном из следующих материалов.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Автодома из Китая – лучшие машины и дорогостоящая роскошь
Не сидится авторам канала «ПриветТачка» на месте. Они ищут интересные автомобили. В этот раз им удалось попасть в салон Armadillo. Не слышали про такую...