Несостоявшийся конкурент BMW: стильный прототип Skoda 720
Прототип Skoda 720 обладал высокими шансами на успех, у него имелся красивый кузов от итальянского мастера и современные технологии. К сожалению, в серийное производство автомобиль так и не попал.
В те времена компания из Млада-Болеслава, имевшая название AZNP, нередко сталкивалась с различными ограничениями. Тем не менее в ее мастерских было создано множество замечательных автомобилей, которые (преодолев стадию прототипа) могли бы стать весьма успешными. К их числу, несомненно, принадлежит Skoda 720, пожалуй, самый красивый автомобиль Чехословакии социалистической эпохи.
Работы над первым прототипом стартовали еще во второй половине 60-х, но не все шло гладко. Сначала процесс развивался инертно по причине того, что сверху медлили с одобрением. Наконец в 1967 году вышел план: «Развитие комплексного производства легковых автомобилей в Чехословакии», что поспособствовало заметной активизации процесса. На новинку имелись очень серьезные планы. Производитель надеялся на ее базе развить сразу два модельных ряда.
Первый планировался как замена уже устаревающей Skoda 1000, а второй должен был вывести чехословацкое предприятие в более высокий, средний класс. Автомобили этого ряда надеялись комплектовать двигателями рабочим объемом от 1250 до 1500 куб. см. В перспективе прописали три варианта компоновки кузова:
✅ седан
✅ универсал
✅ купе
Вдохновленные первичными успехами, чехословацкие инженеры уже расписали их постепенное внедрение в производство в первой половине 70-х. Чтобы суметь справиться с серьезными объемами, их надеялись разделить между заводами в Млада-Болеславе, Квасинах и Врхлаби.
Немного напомним, какими непростыми оказались для автопрома Восточной Европы времена на стыке шестого и седьмого десятилетий. Необходимость срочно догонять в техническом отношении Запад стала злободневной. В нашей стране появился ВАЗ, поляки делали по лицензии все тот же «Фиат», а у румынов наладилось тесное сотрудничество с французским «Рено». Чехи в таких условиях попытались обходиться почти собственными силами.
Если «1000-я» модель того времени выпускалась с полностью задним концептом, то грядущую новинку готовили как классику: автомобиль с двигателем спереди и задним приводом. Такое решение тогда казалось лучшим для этого типа компоновок. Но чехи не просто пытались обновить модельный ряд. Они замахнулись на то, чтобы их детище могло полноценно конкурировать с одноклассниками, производимыми такими грандами западного мира как Alfa Romeo и BMW.
Этот факт прекрасно доказывает, что страна имела хороший технический и инженерный потенциал, но время оказалось безвозвратно утерянным. Ведь трудно представить, чтобы во времена Гусака (70-80-е) в Млада-Болеславе решили создать полноценного конкурента BMW 5. Тогдашние малолитражки 105/120 выглядели на фоне западногерманских автомобилей, мягко говоря, довольно блекло.
Первоначальные проекты прототипа создавались непосредственно в Млада-Болеславе. Они выполнялись по эскизам Йозефа Брокеша, выпускника Академии искусств и дизайна, штатного заводского разработчика. Позже к процессу подключился Ян Жачек, но создаваемые чехословацкими специалистами формы мало кого впечатлили. Угловатые кузова со странными фасадами даже заслужили у критиков прозвище «хижины Жачека».
В результате в создателии поняли, что у них нет достаточного опыта проектирования, и решили искать помощи за границей. Выбор пал на Италию, государство с Апеннинского полуострова, активно сотрудничавшее в то время с социалистическими странами. А местные компании считались ведущими в области автомобильного дизайна. К AZNP обратились сразу три кузовные мастерские:
✅ Bertone
✅ Frua
✅ Vignale
Последний из них казался наиболее оптимальным вариантом, ведь с ним уже сотрудничала другая чехословацкая компания (результатом стал дизайн автомобиля Tatra 613). По какой-то причине не срослось и выбор пал на недавно созданный Ital Design под руководством талантливого Джорджетто Джуджаро (ранее он работал в Bertone и Ghia).
Поскольку для AZNP это оказалось непростым проектом, они получили от государства возмещаемую субсидию в размере 3,86 млн крон. Позже ее дополнили суммой в 26,16 млн крон для покрытия других расходов, связанных с поставленной задачей.
К сожалению, по мере развития разработки становилось все более очевидным, что автомобиль не выйдем за рамки успешного прототипа. Больше всего на него повлияли события 1968 года. Ведь после этого изменилась не только обстановка в стране, но и планы чехословацкой автомобильной промышленности.
Так перспективное производство нового автомобиля решили поручить предприятию, которое не имело абсолютно никакого опыта в сборке конструкций данного типа. Дело в том, что результатом быстрой индустриализации Словакии стало появление Братиславского автомобильного завода.
Именно в республиканской столице, согласно новому решению правительства от 1971 года, и хотели наладить выпуск новой Skoda 720. Но там никогда не было своей марки (такая же ситуация и сегодня, несмотря на то что Словакия – мировой лидер по количеству автомобилей, произведенных на душу населения). В таких условиях решение можно прокомментировать только словами из бессмертной комедии: «Вы ставите нереальные планы!».
К 1972 году и вовсе наступил период стандартизации производства. Харизматичный прототип Skoda абсолютно не вписывался в эти планы, поэтому оказался в окончательном упадке. И это не единственная проблема, их накопилось сразу несколько:
✅ стандартизация модельного ряда
✅ недостаток средств для реализации проекта
✅ неподготовленность Братиславского завода
Чтобы запустить модель в серийное производство требовалось вливание еще немалых средств. Но в стране, переживающей кризис власти, их взять было негде. Да и БАЗ к середине 70-х никак не мог обеспечить выпуск автомобилей на уровне 150 000 единиц в год. К слову, он начал полноценно функционировать лишь в начале следующего десятилетия, да и объемы производства словацкого предприятия оказались на порядок скромнее.
Последние надежды погасли осенью 1972 года, когда правительство признало очевидное: БАЗ не сможет выпускать «720-ю» модель, а переквалифицируется на сборку «760-й», будущего плода сотрудничества с производителями из ГДР. Но и этот проект, к сожалению, тоже не был реализован.
С тех пор прошло уже полвека и сегодня Skoda 720 – всего лишь приятное воспоминание о том, что могло бы быть, сложись все по-другому. Оставшиеся экземпляры сейчас являются объектами автомобильной истории страны и используются в качестве экспонатов музея. Может показаться, что многолетний труд инженеров потрачен напрасно, но все же имелся у этой истории свой положительный эффект. Чехи прекрасно увидели перспективы сотрудничества с итальянцами, которые помогли им с дизайном целого ряда будущих моделей, сделав их симпатичными и современными.
В те времена компания из Млада-Болеслава, имевшая название AZNP, нередко сталкивалась с различными ограничениями. Тем не менее в ее мастерских было создано множество замечательных автомобилей, которые (преодолев стадию прототипа) могли бы стать весьма успешными. К их числу, несомненно, принадлежит Skoda 720, пожалуй, самый красивый автомобиль Чехословакии социалистической эпохи.
Skoda 720 первой серии в заводском музее. Фото: youtube.com
Работы над первым прототипом стартовали еще во второй половине 60-х, но не все шло гладко. Сначала процесс развивался инертно по причине того, что сверху медлили с одобрением. Наконец в 1967 году вышел план: «Развитие комплексного производства легковых автомобилей в Чехословакии», что поспособствовало заметной активизации процесса. На новинку имелись очень серьезные планы. Производитель надеялся на ее базе развить сразу два модельных ряда.
Первый планировался как замена уже устаревающей Skoda 1000, а второй должен был вывести чехословацкое предприятие в более высокий, средний класс. Автомобили этого ряда надеялись комплектовать двигателями рабочим объемом от 1250 до 1500 куб. см. В перспективе прописали три варианта компоновки кузова:
✅ седан
✅ универсал
✅ купе
Вдохновленные первичными успехами, чехословацкие инженеры уже расписали их постепенное внедрение в производство в первой половине 70-х. Чтобы суметь справиться с серьезными объемами, их надеялись разделить между заводами в Млада-Болеславе, Квасинах и Врхлаби.
Автомобиль, способный конкурировать с западной техникой
Немного напомним, какими непростыми оказались для автопрома Восточной Европы времена на стыке шестого и седьмого десятилетий. Необходимость срочно догонять в техническом отношении Запад стала злободневной. В нашей стране появился ВАЗ, поляки делали по лицензии все тот же «Фиат», а у румынов наладилось тесное сотрудничество с французским «Рено». Чехи в таких условиях попытались обходиться почти собственными силами.
Салон достаточно неплох для 70-х годов. Фото: youtube.com
Если «1000-я» модель того времени выпускалась с полностью задним концептом, то грядущую новинку готовили как классику: автомобиль с двигателем спереди и задним приводом. Такое решение тогда казалось лучшим для этого типа компоновок. Но чехи не просто пытались обновить модельный ряд. Они замахнулись на то, чтобы их детище могло полноценно конкурировать с одноклассниками, производимыми такими грандами западного мира как Alfa Romeo и BMW.
Этот факт прекрасно доказывает, что страна имела хороший технический и инженерный потенциал, но время оказалось безвозвратно утерянным. Ведь трудно представить, чтобы во времена Гусака (70-80-е) в Млада-Болеславе решили создать полноценного конкурента BMW 5. Тогдашние малолитражки 105/120 выглядели на фоне западногерманских автомобилей, мягко говоря, довольно блекло.
Первоначальные проекты прототипа создавались непосредственно в Млада-Болеславе. Они выполнялись по эскизам Йозефа Брокеша, выпускника Академии искусств и дизайна, штатного заводского разработчика. Позже к процессу подключился Ян Жачек, но создаваемые чехословацкими специалистами формы мало кого впечатлили. Угловатые кузова со странными фасадами даже заслужили у критиков прозвище «хижины Жачека».
Второй прототип 720, передняя часть которого напоминает Alfa Romeo. Фото: youtube.com
В результате в создателии поняли, что у них нет достаточного опыта проектирования, и решили искать помощи за границей. Выбор пал на Италию, государство с Апеннинского полуострова, активно сотрудничавшее в то время с социалистическими странами. А местные компании считались ведущими в области автомобильного дизайна. К AZNP обратились сразу три кузовные мастерские:
✅ Bertone
✅ Frua
✅ Vignale
Последний из них казался наиболее оптимальным вариантом, ведь с ним уже сотрудничала другая чехословацкая компания (результатом стал дизайн автомобиля Tatra 613). По какой-то причине не срослось и выбор пал на недавно созданный Ital Design под руководством талантливого Джорджетто Джуджаро (ранее он работал в Bertone и Ghia).
Летом 1969 года между AZNP и Ital Design подписано соглашение, согласно которому итальянская компания должна спроектировать три варианта кузова нового автомобиля Skoda 720. Одновременно прописывалось готовить модели, рабочие образцы и компоненты для прототипов.
Поскольку для AZNP это оказалось непростым проектом, они получили от государства возмещаемую субсидию в размере 3,86 млн крон. Позже ее дополнили суммой в 26,16 млн крон для покрытия других расходов, связанных с поставленной задачей.
Причины, помешавшие реализации проекта
К сожалению, по мере развития разработки становилось все более очевидным, что автомобиль не выйдем за рамки успешного прототипа. Больше всего на него повлияли события 1968 года. Ведь после этого изменилась не только обстановка в стране, но и планы чехословацкой автомобильной промышленности.
Так перспективное производство нового автомобиля решили поручить предприятию, которое не имело абсолютно никакого опыта в сборке конструкций данного типа. Дело в том, что результатом быстрой индустриализации Словакии стало появление Братиславского автомобильного завода.
Задняя часть авто выглядит немного скучновато. Фото: youtube.com
Именно в республиканской столице, согласно новому решению правительства от 1971 года, и хотели наладить выпуск новой Skoda 720. Но там никогда не было своей марки (такая же ситуация и сегодня, несмотря на то что Словакия – мировой лидер по количеству автомобилей, произведенных на душу населения). В таких условиях решение можно прокомментировать только словами из бессмертной комедии: «Вы ставите нереальные планы!».
К 1972 году и вовсе наступил период стандартизации производства. Харизматичный прототип Skoda абсолютно не вписывался в эти планы, поэтому оказался в окончательном упадке. И это не единственная проблема, их накопилось сразу несколько:
✅ стандартизация модельного ряда
✅ недостаток средств для реализации проекта
✅ неподготовленность Братиславского завода
Чтобы запустить модель в серийное производство требовалось вливание еще немалых средств. Но в стране, переживающей кризис власти, их взять было негде. Да и БАЗ к середине 70-х никак не мог обеспечить выпуск автомобилей на уровне 150 000 единиц в год. К слову, он начал полноценно функционировать лишь в начале следующего десятилетия, да и объемы производства словацкого предприятия оказались на порядок скромнее.
Последние надежды погасли осенью 1972 года, когда правительство признало очевидное: БАЗ не сможет выпускать «720-ю» модель, а переквалифицируется на сборку «760-й», будущего плода сотрудничества с производителями из ГДР. Но и этот проект, к сожалению, тоже не был реализован.
Двигатель в седаны планировалось устанавливать объемом 1,25/1,5 литра. Фото: youtube.com
С тех пор прошло уже полвека и сегодня Skoda 720 – всего лишь приятное воспоминание о том, что могло бы быть, сложись все по-другому. Оставшиеся экземпляры сейчас являются объектами автомобильной истории страны и используются в качестве экспонатов музея. Может показаться, что многолетний труд инженеров потрачен напрасно, но все же имелся у этой истории свой положительный эффект. Чехи прекрасно увидели перспективы сотрудничества с итальянцами, которые помогли им с дизайном целого ряда будущих моделей, сделав их симпатичными и современными.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Автодома из Китая – лучшие машины и дорогостоящая роскошь
Не сидится авторам канала «ПриветТачка» на месте. Они ищут интересные автомобили. В этот раз им удалось попасть в салон Armadillo. Не слышали про такую...