Д-583: Советский гигант для рытья каналов
Это настоящий монстр, с кабиной от МАЗ-500 или ДЭТ-250. Экскаватор предназначался для рытья траншей, а точнее каналов для осушения заболоченных мест. Глубина копания – до 3 м, если это минеральные, либо торфяные грунты.
Производство траншеекопателя организовали в начале 70-х на предприятии в г. Мозырь. Но разработка экскаватора (создатель – специализированное Минское КБ-2) началась еще в 1963-м и первые испытания стартовали в 1966-м. Впоследствии это же конструкторское бюро занималась доводкой конструкции. После проведенных проверок выяснилось, что машина удовлетворяет всем проектным характеристикам и готова к серийному производству.
Основой является дизель-электрический трактор из Челябинска ДЭТ-250. В результате получилась самоходная гусеничная техника, способная выкапывать осушительные каналы. Новая машина существенно отличалась от продукции ЧТЗ. Чтобы лучше управлять навесным оборудованием, раму вынесли далеко вперед. Кабина могла быть двух вариантов: от МАЗ-500 или того же ДЭТ-250.
На грунт экскаватор опирается посредством восемнадцати опорных катков. В движение гусеницы приводит пара трехскоростных электрических моторов. Каждый из них имеет свой привод через редукторы по бортам и уменьшитель хода. Роль главного органа машины играет пара фрез (сварные диски диаметром в 4,1 м с ребристыми лопатками) с наклоном, вращающихся благодаря отдельным электродвигателям и планетарному редуктору. По бокам дополнительно наварено 80 ножей. Фрезу можно наклонять на требуемый угол, в зависимости от вида канала, т. е. его сечения. Некоторые технические данные Д-583:
✅ производительность – до 500 (!) кубометров грунта в час
✅ колея – 5,13 м
✅ давление на почву – 0,21 кгс/кв. см
✅ габариты (длина, ширина, высота) – 14,82, 7,2 и 5 м
✅ скорость – 2,059 км/ч
✅ вес – 40 т
Стоит заметить: 500 кубометров в час – невиданная для 60-х годов производительность. Также в рабочий орган входит отвал, с помощью которого очищаются стенки траншеи. Процесс рытья осуществляется через гидравлическую систему экскаватора. Кстати, его можно подключить и к внешнему источнику электроэнергии.
Это тоже, как и Д-583, уникальная машина – первый (а по многим данным единственный) в мире трактор с дизельным и электрическим приводом. Выбор ДЭТ-250 в качестве донора был обусловлен не только мощностью его силового агрегата (до 323 «лошадей»), но и высокой проходимостью по болотистым грунтам. Машина могла эксплуатироваться при температуре от -25° до +40°, что было важно для суровых климатических условий, которые распространялись на большинство территорий СССР.
И еще важный момент: ДЭТ-250 отлично зарекомендовал себя в ходе испытания при строительстве канала Кривой Рог – Днепр. А новый экскаватор как раз предназначался именно для выполнения подобных работ. К 1966-му году, когда испытывали Д-583, Челябинский завод произвел 1000 тракторов ДЭТ-250. Так что опыт уже имелся.
Экскаватор широко был востребован в местах, где проводились мелиоративные работы, например, по осушению болот и подготовке почвы к сельскохозяйственному использованию. Данных о количестве серийно выпущенных машин не сохранилось. Однако, судя по скудным фотографиям, которые можно найти в интернете, тираж Д-583 был небольшим.
Не исключено: небольшое число выпущенных экскаваторов связано с его чрезмерными габаритами. Позже выпускалась менее мощная подобная техника на базе челябинских тракторов Т-100 и Т-160. Данных о сохранившихся до наших дней Д-583 нет. Может, вы что-нибудь знаете о местонахождении этой уникальной техники?
Производство траншеекопателя организовали в начале 70-х на предприятии в г. Мозырь. Но разработка экскаватора (создатель – специализированное Минское КБ-2) началась еще в 1963-м и первые испытания стартовали в 1966-м. Впоследствии это же конструкторское бюро занималась доводкой конструкции. После проведенных проверок выяснилось, что машина удовлетворяет всем проектным характеристикам и готова к серийному производству.
О конструкции
Основой является дизель-электрический трактор из Челябинска ДЭТ-250. В результате получилась самоходная гусеничная техника, способная выкапывать осушительные каналы. Новая машина существенно отличалась от продукции ЧТЗ. Чтобы лучше управлять навесным оборудованием, раму вынесли далеко вперед. Кабина могла быть двух вариантов: от МАЗ-500 или того же ДЭТ-250.
«Коллега» Д-583 – траншеекопатель ЭТР-171 того же Мозырского завода (1966 год). Фото: mozyrmash.by
На грунт экскаватор опирается посредством восемнадцати опорных катков. В движение гусеницы приводит пара трехскоростных электрических моторов. Каждый из них имеет свой привод через редукторы по бортам и уменьшитель хода. Роль главного органа машины играет пара фрез (сварные диски диаметром в 4,1 м с ребристыми лопатками) с наклоном, вращающихся благодаря отдельным электродвигателям и планетарному редуктору. По бокам дополнительно наварено 80 ножей. Фрезу можно наклонять на требуемый угол, в зависимости от вида канала, т. е. его сечения. Некоторые технические данные Д-583:
✅ производительность – до 500 (!) кубометров грунта в час
✅ колея – 5,13 м
✅ давление на почву – 0,21 кгс/кв. см
✅ габариты (длина, ширина, высота) – 14,82, 7,2 и 5 м
✅ скорость – 2,059 км/ч
✅ вес – 40 т
Стоит заметить: 500 кубометров в час – невиданная для 60-х годов производительность. Также в рабочий орган входит отвал, с помощью которого очищаются стенки траншеи. Процесс рытья осуществляется через гидравлическую систему экскаватора. Кстати, его можно подключить и к внешнему источнику электроэнергии.
О доноре ДЭТ-250
Это тоже, как и Д-583, уникальная машина – первый (а по многим данным единственный) в мире трактор с дизельным и электрическим приводом. Выбор ДЭТ-250 в качестве донора был обусловлен не только мощностью его силового агрегата (до 323 «лошадей»), но и высокой проходимостью по болотистым грунтам. Машина могла эксплуатироваться при температуре от -25° до +40°, что было важно для суровых климатических условий, которые распространялись на большинство территорий СССР.
К концу 70-х появился более мощный каналокопатель МК-22. Фото: mozyrmash.by
И еще важный момент: ДЭТ-250 отлично зарекомендовал себя в ходе испытания при строительстве канала Кривой Рог – Днепр. А новый экскаватор как раз предназначался именно для выполнения подобных работ. К 1966-му году, когда испытывали Д-583, Челябинский завод произвел 1000 тракторов ДЭТ-250. Так что опыт уже имелся.
Применение
Экскаватор широко был востребован в местах, где проводились мелиоративные работы, например, по осушению болот и подготовке почвы к сельскохозяйственному использованию. Данных о количестве серийно выпущенных машин не сохранилось. Однако, судя по скудным фотографиям, которые можно найти в интернете, тираж Д-583 был небольшим.
В 80-е стали выпускать компактные и мобильные траншеекопатели: такие как МК-23. Фото: mozyrmash.by
Не исключено: небольшое число выпущенных экскаваторов связано с его чрезмерными габаритами. Позже выпускалась менее мощная подобная техника на базе челябинских тракторов Т-100 и Т-160. Данных о сохранившихся до наших дней Д-583 нет. Может, вы что-нибудь знаете о местонахождении этой уникальной техники?
- Сергей М.
- https://mozyrmash.by
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....