Д-583: Советский гигант для рытья каналов
Это настоящий монстр, с кабиной от МАЗ-500 или ДЭТ-250. Экскаватор предназначался для рытья траншей, а точнее каналов для осушения заболоченных мест. Глубина копания – до 3 м, если это минеральные, либо торфяные грунты.
Производство траншеекопателя организовали в начале 70-х на предприятии в г. Мозырь. Но разработка экскаватора (создатель – специализированное Минское КБ-2) началась еще в 1963-м и первые испытания стартовали в 1966-м. Впоследствии это же конструкторское бюро занималась доводкой конструкции. После проведенных проверок выяснилось, что машина удовлетворяет всем проектным характеристикам и готова к серийному производству.
Основой является дизель-электрический трактор из Челябинска ДЭТ-250. В результате получилась самоходная гусеничная техника, способная выкапывать осушительные каналы. Новая машина существенно отличалась от продукции ЧТЗ. Чтобы лучше управлять навесным оборудованием, раму вынесли далеко вперед. Кабина могла быть двух вариантов: от МАЗ-500 или того же ДЭТ-250.
На грунт экскаватор опирается посредством восемнадцати опорных катков. В движение гусеницы приводит пара трехскоростных электрических моторов. Каждый из них имеет свой привод через редукторы по бортам и уменьшитель хода. Роль главного органа машины играет пара фрез (сварные диски диаметром в 4,1 м с ребристыми лопатками) с наклоном, вращающихся благодаря отдельным электродвигателям и планетарному редуктору. По бокам дополнительно наварено 80 ножей. Фрезу можно наклонять на требуемый угол, в зависимости от вида канала, т. е. его сечения. Некоторые технические данные Д-583:
✅ производительность – до 500 (!) кубометров грунта в час
✅ колея – 5,13 м
✅ давление на почву – 0,21 кгс/кв. см
✅ габариты (длина, ширина, высота) – 14,82, 7,2 и 5 м
✅ скорость – 2,059 км/ч
✅ вес – 40 т
Стоит заметить: 500 кубометров в час – невиданная для 60-х годов производительность. Также в рабочий орган входит отвал, с помощью которого очищаются стенки траншеи. Процесс рытья осуществляется через гидравлическую систему экскаватора. Кстати, его можно подключить и к внешнему источнику электроэнергии.
Это тоже, как и Д-583, уникальная машина – первый (а по многим данным единственный) в мире трактор с дизельным и электрическим приводом. Выбор ДЭТ-250 в качестве донора был обусловлен не только мощностью его силового агрегата (до 323 «лошадей»), но и высокой проходимостью по болотистым грунтам. Машина могла эксплуатироваться при температуре от -25° до +40°, что было важно для суровых климатических условий, которые распространялись на большинство территорий СССР.
И еще важный момент: ДЭТ-250 отлично зарекомендовал себя в ходе испытания при строительстве канала Кривой Рог – Днепр. А новый экскаватор как раз предназначался именно для выполнения подобных работ. К 1966-му году, когда испытывали Д-583, Челябинский завод произвел 1000 тракторов ДЭТ-250. Так что опыт уже имелся.
Экскаватор широко был востребован в местах, где проводились мелиоративные работы, например, по осушению болот и подготовке почвы к сельскохозяйственному использованию. Данных о количестве серийно выпущенных машин не сохранилось. Однако, судя по скудным фотографиям, которые можно найти в интернете, тираж Д-583 был небольшим.
Не исключено: небольшое число выпущенных экскаваторов связано с его чрезмерными габаритами. Позже выпускалась менее мощная подобная техника на базе челябинских тракторов Т-100 и Т-160. Данных о сохранившихся до наших дней Д-583 нет. Может, вы что-нибудь знаете о местонахождении этой уникальной техники?
Производство траншеекопателя организовали в начале 70-х на предприятии в г. Мозырь. Но разработка экскаватора (создатель – специализированное Минское КБ-2) началась еще в 1963-м и первые испытания стартовали в 1966-м. Впоследствии это же конструкторское бюро занималась доводкой конструкции. После проведенных проверок выяснилось, что машина удовлетворяет всем проектным характеристикам и готова к серийному производству.
О конструкции
Основой является дизель-электрический трактор из Челябинска ДЭТ-250. В результате получилась самоходная гусеничная техника, способная выкапывать осушительные каналы. Новая машина существенно отличалась от продукции ЧТЗ. Чтобы лучше управлять навесным оборудованием, раму вынесли далеко вперед. Кабина могла быть двух вариантов: от МАЗ-500 или того же ДЭТ-250.
«Коллега» Д-583 – траншеекопатель ЭТР-171 того же Мозырского завода (1966 год). Фото: mozyrmash.by
На грунт экскаватор опирается посредством восемнадцати опорных катков. В движение гусеницы приводит пара трехскоростных электрических моторов. Каждый из них имеет свой привод через редукторы по бортам и уменьшитель хода. Роль главного органа машины играет пара фрез (сварные диски диаметром в 4,1 м с ребристыми лопатками) с наклоном, вращающихся благодаря отдельным электродвигателям и планетарному редуктору. По бокам дополнительно наварено 80 ножей. Фрезу можно наклонять на требуемый угол, в зависимости от вида канала, т. е. его сечения. Некоторые технические данные Д-583:
✅ производительность – до 500 (!) кубометров грунта в час
✅ колея – 5,13 м
✅ давление на почву – 0,21 кгс/кв. см
✅ габариты (длина, ширина, высота) – 14,82, 7,2 и 5 м
✅ скорость – 2,059 км/ч
✅ вес – 40 т
Стоит заметить: 500 кубометров в час – невиданная для 60-х годов производительность. Также в рабочий орган входит отвал, с помощью которого очищаются стенки траншеи. Процесс рытья осуществляется через гидравлическую систему экскаватора. Кстати, его можно подключить и к внешнему источнику электроэнергии.
О доноре ДЭТ-250
Это тоже, как и Д-583, уникальная машина – первый (а по многим данным единственный) в мире трактор с дизельным и электрическим приводом. Выбор ДЭТ-250 в качестве донора был обусловлен не только мощностью его силового агрегата (до 323 «лошадей»), но и высокой проходимостью по болотистым грунтам. Машина могла эксплуатироваться при температуре от -25° до +40°, что было важно для суровых климатических условий, которые распространялись на большинство территорий СССР.
К концу 70-х появился более мощный каналокопатель МК-22. Фото: mozyrmash.by
И еще важный момент: ДЭТ-250 отлично зарекомендовал себя в ходе испытания при строительстве канала Кривой Рог – Днепр. А новый экскаватор как раз предназначался именно для выполнения подобных работ. К 1966-му году, когда испытывали Д-583, Челябинский завод произвел 1000 тракторов ДЭТ-250. Так что опыт уже имелся.
Применение
Экскаватор широко был востребован в местах, где проводились мелиоративные работы, например, по осушению болот и подготовке почвы к сельскохозяйственному использованию. Данных о количестве серийно выпущенных машин не сохранилось. Однако, судя по скудным фотографиям, которые можно найти в интернете, тираж Д-583 был небольшим.
В 80-е стали выпускать компактные и мобильные траншеекопатели: такие как МК-23. Фото: mozyrmash.by
Не исключено: небольшое число выпущенных экскаваторов связано с его чрезмерными габаритами. Позже выпускалась менее мощная подобная техника на базе челябинских тракторов Т-100 и Т-160. Данных о сохранившихся до наших дней Д-583 нет. Может, вы что-нибудь знаете о местонахождении этой уникальной техники?
- Сергей М.
- https://mozyrmash.by
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...