
Д-583: Советский гигант для рытья каналов
Это настоящий монстр, с кабиной от МАЗ-500 или ДЭТ-250. Экскаватор предназначался для рытья траншей, а точнее каналов для осушения заболоченных мест. Глубина копания – до 3 м, если это минеральные, либо торфяные грунты.
Производство траншеекопателя организовали в начале 70-х на предприятии в г. Мозырь. Но разработка экскаватора (создатель – специализированное Минское КБ-2) началась еще в 1963-м и первые испытания стартовали в 1966-м. Впоследствии это же конструкторское бюро занималась доводкой конструкции. После проведенных проверок выяснилось, что машина удовлетворяет всем проектным характеристикам и готова к серийному производству.
Основой является дизель-электрический трактор из Челябинска ДЭТ-250. В результате получилась самоходная гусеничная техника, способная выкапывать осушительные каналы. Новая машина существенно отличалась от продукции ЧТЗ. Чтобы лучше управлять навесным оборудованием, раму вынесли далеко вперед. Кабина могла быть двух вариантов: от МАЗ-500 или того же ДЭТ-250.
«Коллега» Д-583 – траншеекопатель ЭТР-171 того же Мозырского завода (1966 год). Фото: mozyrmash.by
На грунт экскаватор опирается посредством восемнадцати опорных катков. В движение гусеницы приводит пара трехскоростных электрических моторов. Каждый из них имеет свой привод через редукторы по бортам и уменьшитель хода. Роль главного органа машины играет пара фрез (сварные диски диаметром в 4,1 м с ребристыми лопатками) с наклоном, вращающихся благодаря отдельным электродвигателям и планетарному редуктору. По бокам дополнительно наварено 80 ножей. Фрезу можно наклонять на требуемый угол, в зависимости от вида канала, т. е. его сечения. Некоторые технические данные Д-583:
✅ производительность – до 500 (!) кубометров грунта в час
✅ колея – 5,13 м
✅ давление на почву – 0,21 кгс/кв. см
✅ габариты (длина, ширина, высота) – 14,82, 7,2 и 5 м
✅ скорость – 2,059 км/ч
✅ вес – 40 т
Стоит заметить: 500 кубометров в час – невиданная для 60-х годов производительность. Также в рабочий орган входит отвал, с помощью которого очищаются стенки траншеи. Процесс рытья осуществляется через гидравлическую систему экскаватора. Кстати, его можно подключить и к внешнему источнику электроэнергии.
Это тоже, как и Д-583, уникальная машина – первый (а по многим данным единственный) в мире трактор с дизельным и электрическим приводом. Выбор ДЭТ-250 в качестве донора был обусловлен не только мощностью его силового агрегата (до 323 «лошадей»), но и высокой проходимостью по болотистым грунтам. Машина могла эксплуатироваться при температуре от -25° до +40°, что было важно для суровых климатических условий, которые распространялись на большинство территорий СССР.
К концу 70-х появился более мощный каналокопатель МК-22. Фото: mozyrmash.by
И еще важный момент: ДЭТ-250 отлично зарекомендовал себя в ходе испытания при строительстве канала Кривой Рог – Днепр. А новый экскаватор как раз предназначался именно для выполнения подобных работ. К 1966-му году, когда испытывали Д-583, Челябинский завод произвел 1000 тракторов ДЭТ-250. Так что опыт уже имелся.
Экскаватор широко был востребован в местах, где проводились мелиоративные работы, например, по осушению болот и подготовке почвы к сельскохозяйственному использованию. Данных о количестве серийно выпущенных машин не сохранилось. Однако, судя по скудным фотографиям, которые можно найти в интернете, тираж Д-583 был небольшим.
В 80-е стали выпускать компактные и мобильные траншеекопатели: такие как МК-23. Фото: mozyrmash.by
Не исключено: небольшое число выпущенных экскаваторов связано с его чрезмерными габаритами. Позже выпускалась менее мощная подобная техника на базе челябинских тракторов Т-100 и Т-160. Данных о сохранившихся до наших дней Д-583 нет. Может, вы что-нибудь знаете о местонахождении этой уникальной техники?
Производство траншеекопателя организовали в начале 70-х на предприятии в г. Мозырь. Но разработка экскаватора (создатель – специализированное Минское КБ-2) началась еще в 1963-м и первые испытания стартовали в 1966-м. Впоследствии это же конструкторское бюро занималась доводкой конструкции. После проведенных проверок выяснилось, что машина удовлетворяет всем проектным характеристикам и готова к серийному производству.
О конструкции
Основой является дизель-электрический трактор из Челябинска ДЭТ-250. В результате получилась самоходная гусеничная техника, способная выкапывать осушительные каналы. Новая машина существенно отличалась от продукции ЧТЗ. Чтобы лучше управлять навесным оборудованием, раму вынесли далеко вперед. Кабина могла быть двух вариантов: от МАЗ-500 или того же ДЭТ-250.

На грунт экскаватор опирается посредством восемнадцати опорных катков. В движение гусеницы приводит пара трехскоростных электрических моторов. Каждый из них имеет свой привод через редукторы по бортам и уменьшитель хода. Роль главного органа машины играет пара фрез (сварные диски диаметром в 4,1 м с ребристыми лопатками) с наклоном, вращающихся благодаря отдельным электродвигателям и планетарному редуктору. По бокам дополнительно наварено 80 ножей. Фрезу можно наклонять на требуемый угол, в зависимости от вида канала, т. е. его сечения. Некоторые технические данные Д-583:
✅ производительность – до 500 (!) кубометров грунта в час
✅ колея – 5,13 м
✅ давление на почву – 0,21 кгс/кв. см
✅ габариты (длина, ширина, высота) – 14,82, 7,2 и 5 м
✅ скорость – 2,059 км/ч
✅ вес – 40 т
Стоит заметить: 500 кубометров в час – невиданная для 60-х годов производительность. Также в рабочий орган входит отвал, с помощью которого очищаются стенки траншеи. Процесс рытья осуществляется через гидравлическую систему экскаватора. Кстати, его можно подключить и к внешнему источнику электроэнергии.
О доноре ДЭТ-250
Это тоже, как и Д-583, уникальная машина – первый (а по многим данным единственный) в мире трактор с дизельным и электрическим приводом. Выбор ДЭТ-250 в качестве донора был обусловлен не только мощностью его силового агрегата (до 323 «лошадей»), но и высокой проходимостью по болотистым грунтам. Машина могла эксплуатироваться при температуре от -25° до +40°, что было важно для суровых климатических условий, которые распространялись на большинство территорий СССР.

И еще важный момент: ДЭТ-250 отлично зарекомендовал себя в ходе испытания при строительстве канала Кривой Рог – Днепр. А новый экскаватор как раз предназначался именно для выполнения подобных работ. К 1966-му году, когда испытывали Д-583, Челябинский завод произвел 1000 тракторов ДЭТ-250. Так что опыт уже имелся.
Применение
Экскаватор широко был востребован в местах, где проводились мелиоративные работы, например, по осушению болот и подготовке почвы к сельскохозяйственному использованию. Данных о количестве серийно выпущенных машин не сохранилось. Однако, судя по скудным фотографиям, которые можно найти в интернете, тираж Д-583 был небольшим.

Не исключено: небольшое число выпущенных экскаваторов связано с его чрезмерными габаритами. Позже выпускалась менее мощная подобная техника на базе челябинских тракторов Т-100 и Т-160. Данных о сохранившихся до наших дней Д-583 нет. Может, вы что-нибудь знаете о местонахождении этой уникальной техники?
- Сергей М.
- https://mozyrmash.by
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....