Д-583: Советский гигант для рытья каналов
14 734

Д-583: Советский гигант для рытья каналов

Это настоящий монстр, с кабиной от МАЗ-500 или ДЭТ-250. Экскаватор предназначался для рытья траншей, а точнее каналов для осушения заболоченных мест. Глубина копания – до 3 м, если это минеральные, либо торфяные грунты.


Производство траншеекопателя организовали в начале 70-х на предприятии в г. Мозырь. Но разработка экскаватора (создатель – специализированное Минское КБ-2) началась еще в 1963-м и первые испытания стартовали в 1966-м. Впоследствии это же конструкторское бюро занималась доводкой конструкции. После проведенных проверок выяснилось, что машина удовлетворяет всем проектным характеристикам и готова к серийному производству.

О конструкции


Основой является дизель-электрический трактор из Челябинска ДЭТ-250. В результате получилась самоходная гусеничная техника, способная выкапывать осушительные каналы. Новая машина существенно отличалась от продукции ЧТЗ. Чтобы лучше управлять навесным оборудованием, раму вынесли далеко вперед. Кабина могла быть двух вариантов: от МАЗ-500 или того же ДЭТ-250.

Д-583: Советский гигант для рытья каналов«Коллега» Д-583 – траншеекопатель ЭТР-171 того же Мозырского завода (1966 год). Фото: mozyrmash.by

На грунт экскаватор опирается посредством восемнадцати опорных катков. В движение гусеницы приводит пара трехскоростных электрических моторов. Каждый из них имеет свой привод через редукторы по бортам и уменьшитель хода. Роль главного органа машины играет пара фрез (сварные диски диаметром в 4,1 м с ребристыми лопатками) с наклоном, вращающихся благодаря отдельным электродвигателям и планетарному редуктору. По бокам дополнительно наварено 80 ножей. Фрезу можно наклонять на требуемый угол, в зависимости от вида канала, т. е. его сечения. Некоторые технические данные Д-583:

✅ производительность – до 500 (!) кубометров грунта в час
✅ колея – 5,13 м
✅ давление на почву – 0,21 кгс/кв. см
✅ габариты (длина, ширина, высота) – 14,82, 7,2 и 5 м
✅ скорость – 2,059 км/ч
✅ вес – 40 т


Стоит заметить: 500 кубометров в час – невиданная для 60-х годов производительность. Также в рабочий орган входит отвал, с помощью которого очищаются стенки траншеи. Процесс рытья осуществляется через гидравлическую систему экскаватора. Кстати, его можно подключить и к внешнему источнику электроэнергии.

О доноре ДЭТ-250


Это тоже, как и Д-583, уникальная машина – первый (а по многим данным единственный) в мире трактор с дизельным и электрическим приводом. Выбор ДЭТ-250 в качестве донора был обусловлен не только мощностью его силового агрегата (до 323 «лошадей»), но и высокой проходимостью по болотистым грунтам. Машина могла эксплуатироваться при температуре от -25° до +40°, что было важно для суровых климатических условий, которые распространялись на большинство территорий СССР.

К концу 70-х появился более мощный каналокопатель МК-22. Фото: mozyrmash.by

И еще важный момент: ДЭТ-250 отлично зарекомендовал себя в ходе испытания при строительстве канала Кривой Рог – Днепр. А новый экскаватор как раз предназначался именно для выполнения подобных работ. К 1966-му году, когда испытывали Д-583, Челябинский завод произвел 1000 тракторов ДЭТ-250. Так что опыт уже имелся.

Применение


Экскаватор широко был востребован в местах, где проводились мелиоративные работы, например, по осушению болот и подготовке почвы к сельскохозяйственному использованию. Данных о количестве серийно выпущенных машин не сохранилось. Однако, судя по скудным фотографиям, которые можно найти в интернете, тираж Д-583 был небольшим.

В 80-е стали выпускать компактные и мобильные траншеекопатели: такие как МК-23. Фото: mozyrmash.by

Не исключено: небольшое число выпущенных экскаваторов связано с его чрезмерными габаритами. Позже выпускалась менее мощная подобная техника на базе челябинских тракторов Т-100 и Т-160. Данных о сохранившихся до наших дней Д-583 нет. Может, вы что-нибудь знаете о местонахождении этой уникальной техники?
А вы что думаете о Д-583?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....